Что попить подростку для улучшения памяти. Лучшее для памяти и работы мозга для школьников: методики, продукты, препараты

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Человеческий мозг называют «компьютером» нашего организма. Но любой компьютер со временем начинает зависать, его составляющие ломаются, выходят из строя и требуют починки. То же самое и с нашим мозгом. Для его «починки» используются самые разные методы: от простеньких упражнений до лечения сильнодействующими препаратами. В данной статье мы подробно разберем их и выявим лучшие препараты для работы мозга .

Симптомы и причины ухудшения работы мозга

Среди симптомов, заставляющих беспокоиться о возможных нарушениях в работе мозга, выделяют быструю утомляемость, шум в ушах, расстройства сна, головные боли, головокружения, полную или частичную потерю интереса к происходящим событиям, нарушение сознания, ухудшение интеллекта, замедление мыслительных процессов. Больше всего эти симптомы докучают после интенсивной умственной, а также физической работы.

К многочисленным причинам ухудшения работы мозга относят сильную и продолжительную усталость, частую подверженность стрессам, злоупотребление курением и спиртными напитками, питание с недостаточным проникновением в мозговые ткани нужных веществ, нехватка воды в организме и избыточное скопление информации, которую нужно усвоить и переварить.

Таблетки, улучшающие память

В настоящее время появляется все больше положительных отзывов об исправной эффективности ноотропа нового поколения под названием Ноопепт. Он имеет пептидное строение и, проникая в организм, благотворно воздействует на восприятие, обработку, хранение информации, улучшает концентрацию внимания, устраняет головные боли, приводит в норму учащенное сердцебиение, оказывая вегетонормализующий эффект. Предназначен для перорального приема.

Препарат Пирацетам, выпускаемый в таблетках, улучшает мозговое кровообращение и обменные процессы, находит широкое применение при нарушении концентрации внимания, памяти, эмоциональной лабильности, последствиях травм головного мозга. Является родоначальником группы ноотропов.

Популярен на фармрынке препарат Глицин, выпускаемый в таблетках для сублингвального и трансбуккального приема. Он не только оказывает ноотропное действие, но и устраняет психоэмоциональное напряжение, избыточную тревожность, стрессы. Надо отметить, что Глицин – препарат с мягким эффектом, поэтому моментального и резкого снятия недуга от него можно не ждать.

Препараты для улучшения работы мозга и памяти

Рассмотрим препараты для улучшения работы мозга и памяти, имеющие другие формы выпуска.

Раствор для инъекций Церебролизин выпускается в ампулах. Препарат эффективен при последствиях ишемического инсульта и травм головного мозга, во время задержки развития у детей, нарушениях мозгового кровообращения.

В форме сиропа выпускается препарат Аминалон, произведенный на основе гамма-аминомасляной кислоты. Он разрешен для приема практически всем. Действующее вещество ускоряет обмен веществ, насыщает кровь кислородом, чем улучшает питание в тканях мозга.

Билобил – препарат в капсулах на растительной основе, содержит экстракт гинкго билоба.

Показан при энцефалопатиях, сопровождающихся ослаблением когнитивных функций и снижением интеллекта. Недостатком препарата является довольно большой перечень противопоказаний и побочных эффектов, среди которых выделяют снижение свертываемости крови, диспепсические расстройства, негативное влияние на ЦНС в виде головной боли и нарушений сна.

Методы улучшения памяти без лекарств и препаратов

В первую очередь стоит нормализовать режим дня, достаточное время отдыхать, ни в коем случае не перегружаться, не брать на себя непомерное количество работы, по возможности избегать стрессов и напряженных, конфликтных ситуаций.

Для тренировки мозга идеально подойдет разгадывание ребусов, кроссвордов, судоку, решение задач на логику и нестандартное мышление. Полезно будет выполнять различные арифметические операции в уме, пересказывать сюжет книги или фильма после прочтения или просмотра, учить наизусть стихотворения, известные цитаты из прозаических произведений, вспоминать и записывать в блокноте даты рождения, телефонные номера знакомых, перечислять как можно больше видов из какой-то определенной категории (например, растения, мебель, музыкальные инструменты).

Также следует отказаться от вредных привычек, так как никотин и этанол пагубно влияют на организм, и проводить больше времени на свежем воздухе – это способствует насыщению мозговых тканей кислородом.

10 продуктов для улучшения памяти

1) Рыба. В ней содержатся омега-3 жирные кислоты, которые поддерживают стабильное функционирование мозга, насыщая его кислородом, и, согласно научным исследованиям, препятствуют развитию слабоумия.

2) Грецкие орехи, семечки. Эти продукты богаты витамином E, который предотвращает изнашивание мозга с возрастом, сохраняя память и внимание на прежнем высоком уровне.

3) Яблоки. В них содержится кверцетин, сильный антиоксидант. Проведенные исследования показали, что данное вещество препятствует развитию болезни Альцгеймера и старению мозга.

4) Яйца являются источником витамина B, жирных кислот и холина. Все эти вещества позволяют ускорить процесс передачи нервных импульсов между клетками мозга.

5) Зеленые овощи (салат, шпинат, капуста и другие) богаты фолиевой кислотой и витаминами E и C. Эти компоненты помогают качественной и быстрой работе человеческого мозга.

6) В винограде содержатся антоцианы, которые улучшают обмен веществ в тканях головного мозга.

7) Зеленый чай, содержащий полифенолы, оказывает полезное воздействие на организм и защищает клетки головного мозга от разрушения.

8) Черника и прочие ягоды. Они богаты антиоксидантами и полифенолами, укрепляют стенки сосудов головного мозга и не дают завладеть им процессам старения и болезни Альцгеймера.

9) Морковь. Она является источников бета-каротина, витамина C, которые задерживают старение мозга, улучшают память, внимание и прочие когнитивные функции.

10) Растительные масла (оливковое, подсолнечное) содержат витамин E, который тормозит возрастные изменения головного мозга.

Для улучшения мозгового кровообращения, укрепления церебральных сосудов, препятствия развитию атеросклероза и слабоумия народная медицина рекомендует следующие средства:

1) Отвар из коры рябины.

2) Соки из ягод черники, моркови и свеклы (еще они очень полезны для зрения).

3) Настой из листьев мяты и шалфея.

4) Отвар из почек сосны.

5) Отвары из корней девясила и аира.

Также для улучшения работы мозга широко используется ароматерапия. Массаж эфирными маслами цитрусов, розмарина, мяты, или наполнение ими окружающего пространства благоприятно воздействует на когнитивные функции, нормализует мыслительные процессы и интеллект.

Дмитриева А. В., врач-невролог

Пациентам, страдающим нарушением мозгового кровообращения и угнетением когнитивных функций, настоятельно советую больше двигаться – совершать по утрам и вечерам пробежки, заниматься спортивной ходьбой. Активные движения способствуют притоку кислорода к головному мозгу, улучшают его питание и кровоснабжение. Благодаря хорошей физической работоспособности приходит в норму и умственная, это научно доказано.

Также рекомендую принимать настой из листьев мяты и шалфея. Их нужно измельчить, поместить 2 столовых ложки в термос и, залив 400 мл кипятка, оставить настаиваться на полдня, закрыв крышку. Принимать по 100 мл 4 раза в день.

Анисимов В. Г., врач высшей категории

1) Попробуйте концентрировать внимание на мелких деталях. Например, когда идете по улице, задерживайте взгляд на каком-либо прохожем, а после старайтесь вспомнить, какая у него была прическа, что на нем было надето и т. д.

2) Прокладывайте у себя в голове путь из точки A в точку B, избегая пользования навигатором.

3) Постарайтесь без каких-либо подсказок вспомнить как можно больше фамилий известных писателей, поэтов, художников, научных деятелей. Также замечательно подойдет популярная игра в слова и города, где на последнюю букву предыдущего слова нужно называть новое.

Тренируйте свой мозг и будьте здоровы!

У каждого препарата для работы мозга имеются противопоказания к применению, многие из них вызывают целый ряд побочных эффектов (расстройства ЦНС, органов чувств, нарушения сна и т. д.), поэтому ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Чтобы исправить недуг, а не навредить мозгу еще больше, нужно обратиться к грамотному специалисту, который поможет подобрать нужное лекарство, исходя из индивидуальных потребностей каждого пациента.

Школьное время является серьезным испытанием для детского организма. Посещение школы, всевозможных кружков, да и просто ежедневное общение детей требует много сил. Для того, чтобы их восполнить, детям необходимо правильно питаться, гулять на свежем воздухе и получать витамины. Витамины для школьников делятся на пять групп: витамин А, витамины группы В, витамины С, Е и Д.

Школьная пора и витамины

Витамин А важен для профилактики простудных заболеваний. Прием этого витамина актуален в весенне-осенний период, когда высок риск ОРВИ и гриппа. Помимо этого, данный витамин необходим для сохранения остроты зрения, что немаловажно для детей в учебное время, учитывая огромные нагрузки современных школьников.

Витамины группы В – это прекрасные витамины для памяти школьников. Они положительно влияют на способность концентрироваться при получении новой информации. Кроме того, без них невозможно полноценное функционирование нервной системы.

При малом поступлении в организм возможно развитие следующих проявлений:

  • раздражительность,
  • быстрая утомляемость,
  • слабость,
  • проблемы со сном.

При этом отметим особенность витаминов группы В: они быстро выводятся из организма. Именно поэтому родителям необходимо постоянно дополнять ежедневный рацион ребенка такими продуктами как:

  • крупы,
  • молочные продукты,
  • говяжья печень,
  • грибы,
  • кедровые орехи,
  • фасоль.

Следующие полезные витамины для мозга школьников – это витамин Р и Д.

Витамин Р необходим для того, чтобы предостеречь капилляры мозга от проницаемости и ломкости.

Каникулы и витамины

Окончания учебного года, и учебных каникул с нетерпением ждут все дети и родители. Лето – время восстановления сил и отдыха от умственных нагрузок. Уделяйте в каникулярный период внимание получению витаминов. Если школьная пора – это время витаминов для памяти и внимания школьников, то каникулы – подходящее время для приема тех, которые укрепят иммунитет.

В весенне-осенний период помните о профилактике простудных заболеваний и достаточном поступлении в организм витамина С.

В летний период позаботьтесь о приеме витамина А (бэта-каротина) и витамина Е. Организм может испытывать дефицит бэта-каротина в связи с ограничением продуктов, его содержащих: печени, сливочного масла. При недостаточном употреблении растительного масла и каш возможен недостаток витамина Е.

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит – витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста

Улучшить память и стимулировать мозговую деятельность можно с помощью определенных витаминов и микроэлементов. Необходимое их количество практически нереально получить с питанием, даже если оно будет идеально сбалансированным. Поэтому у людей возникает потребность принимать витаминные комплексы.

Витамины-стимуляторы мозговой активности

Такие препараты положительно воздействуют на качество мыслительных процессов, помогают укрепить память, активизируют кровообращение в головном мозге, благодаря чему клетки органа получают достаточное количество кислорода и других важных веществ. Витамины, кроме того, способствуют обострению внимания, делают человека менее раздражительным, спокойным. Такой эффект обеспечивается благодаря зависимости мозговой деятельности от своевременного обновления тканей органа, его активного кровоснабжения. Наладить эти процессы помогают витаминные комплексы.

Витамины группы B

Данные вещества считаются важнейшими для функционирования нервной системы. Витамины B для мозга играют ключевую роль, поскольку оказывают большое влияние на мышление и память человека. Эти вещества стимулируют нормальную работу нервных клеток, предотвращают преждевременное старение, защищают от мозговых перегрузок, стрессов. Дефицит витаминов B ведет к серьезным расстройствам нервной системы, ухудшению работоспособности мозга, снижению памяти.

Тиамин

Данное вещество повышает тонус человека, снижая утомляемость и обеспечивая длительное чувство бодрости. Витамин В1 способствует укреплению памяти, нормализует сон, помогает справиться с депрессией и стрессами. Он, кроме того, участвует в обеспечении мозга глюкозой. При нехватке тиамина можно заметить такие симптомы:

  • раздражительность;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение координации;
  • бессонница;
  • депрессия;
  • быстрая утомляемость;
  • развитие патологий сосудов и сердца (в тяжелых случаях).

Рибофлавин

Главной задачей витамина В2 является обеспечение организма энергией, улучшение работы мозга. Вещество принимает участие в синтезе нервных клеток. При дефиците рибофлавина физические нагрузки быстро приносят усталость. О нехватке В2 свидетельствуют такие признаки:

  • сонливость;
  • головные боли;
  • заторможенность;
  • потеря веса;
  • язвочки на уголках губ;
  • слабость, апатия.

Никотиновая кислота

Витамин В3 принимает участие в синтезе ферментов, поэтому является очень важным компонентом для организма человека. Кроме того, никотиновая кислота помогает извлечению энергии из пищи и способна улучшить работу мозга. При нехватке В3 человек чувствует:

  • усталость;
  • подавленность, депрессию;
  • сложность сосредоточиться.

Пантотеновая кислота

Помогает передавать информацию между нервными клетками мозга (отвечает за долгосрочную память). Витамин В5 вырабатывает антитела, способные бороться с пагубным воздействием алкоголя и никотина. Раньше дефицит данного вещества считался невозможным, поскольку B5 есть в подавляющем количестве продуктов, однако позже выяснилось, что пантотеновая кислота разрушается во время приготовления или при длительном хранении пищи. Недостаток ее проявляется:

Пиридоксин

Способствует повышению интеллектуальных способностей, ускоряет мыслительные процессы человека. Витамин активно создается непосредственно организмом, однако для этого важно придерживаться здорового питания. При дефиците пиридоксина наблюдается:

  • нарушения сна;
  • необоснованная тревожность;
  • депрессия, подавленность;
  • раздражительность, нервозность;
  • замедление мыслительного процесса.

Фолиевая кислота

Оказывает благотворное действие на память, успокаивает нервную систему, обеспечивает организм бодростью. Выраженную нехватку витамина В9 чувствуют люди, имеющие вредные привычки: алкогольную или никотиновую зависимость. Дефицит фолиевой кислоты проявляется:

  • снижением памяти;
  • потерей интереса к происходящему;
  • бессонницей;
  • необоснованным чувством тревоги;
  • быстрой утомляемостью.

Цианокобаламин

Витамин для мозга В12 принимает непосредственное участие в процессе перехода мозга из сна в бодрствование и наоборот. Чем выше уровень содержания цианокобаламина в организме, тем легче происходит подъем по утрам и адаптация к другим часовым поясам. Признаками недостатка витамина являются:

  • головокружения;
  • усталость, подавленность;
  • ухудшение мыслительного процесса;
  • раздражительность;
  • потеря или ухудшение памяти.

Аскорбиновая кислота

Данный природный антиоксидант помогает усвоению витаминов В, защищает организм от умственных и физических перегрузок. Вещество необходимо для поддержания нейромедиаторов в мозге. При дефиците витамина С человек чувствует:

  • постоянную усталость, плохое настроение;
  • быструю утомляемость, подавленность;
  • сонливость.

Токоферола ацетат

Витамин для мозга Е предотвращает развитие болезни Альцгеймера, укрепляет стенки сосудов, защищает организм от разных разрушительных процессов. Данное вещество служит эффективным антиоксидантом, удаляя токсины, шлаки, другие продукты распада. Нехватка токоферола ацетата ведет к:

  • агрессивности;
  • раздражительности;
  • резким скачкам настроения;
  • неспособности адекватно воспринимать информацию.

Кальциферол

Предотвращает развитие раковых заболеваний мозга, продлевает молодость органов сердечно-сосудистой системы. Витамин D, кроме того, предотвращает окислительные процессы. Недостаток кальциферола приводит к:

  • нарушениям сна;
  • потере аппетита;
  • апатии;
  • ослаблению зрения;
  • развитию кожных заболеваний.

Биофлавоноиды

Эти вещества предотвращают кровоизлияния в мозг, останавливают развитие ломкости капилляров. Витамин Р, как и аскорбиновая кислота, не допускает осуществление окислительных процессов. Нехватка биофлавоноидов проявляется:

  • кровотечениями из носа, десен;
  • появлением на коже синяков;
  • усталостью, малым энергетическим потенциалом.

Препараты для улучшения работы мозга

Витамины для мозга предоставляют возможность жить полноценной жизнью, поддерживая мыслительную функцию в норме даже в пожилом возрасте. Разные лекарства имеют ряд отличий: некоторые являются универсальными и подходят всем возрастным категориям, другие предназначены специально для детей, пожилых людей, беременных женщин, пр. Пить витамины рекомендуется после консультации врача, поскольку некоторые препараты оказывают серьезное влияние на кровообращение в тканях, а это может повлечь негативные последствия.

Для взрослых

Таблетки для мозговой активности положительно влияют на качество мыслительного процесса, способствуют обострению внимания, улучшают память. После приема таких витаминов человек становится уравновешенным и спокойным. Для пожилых людей БАДы и витаминные комплексы важны благодаря их свойствами приводить в тонус ткани и возвращать эластичность сосудам. Распространенные :

  1. Гинкговит Авитон. Средство содержит в составе 12 витаминов, огромное количество минералов и аминокислот, важных для нормальной работы нервной системы. Витаминный комплекс показан при нарушении кровообращения мозга, для улучшения зрения/слуха, уменьшения вязкости крови, при гипертонии и венозной недостаточности. Средство помогает усилить мозговую активность и ускорить мышление. Минусом препарата является большой перечень противопоказаний, среди которых: беременность, детский возраст, гемофилия, аллергия, др.
  2. Активный день (для мужчин). Предназначены для восстановления активности мозга. Кроме набора витаминов и минералов, содержат растительные экстракты кайенского перца, боярышника, эхинацеи, ореха колы, зеленого чая, корня имбиря – все они обеспечивают энергетическую подпитку головного мозга.
  3. Ортомол Ментал. Данные витамины способны быстро увеличивать активность мозга, кроме того, они полезны для нервной системы. Благодаря приему препарата налаживается сон, человек становится более уравновешенным. Витаминный комплекс увеличивает скорость образования нейронных связей, адаптивных функций мозга (реакции на смену ситуаций). Ортомол Ментал содержит витамины группы В, аскорбиновую кислоту, ниацин, биотин, магний и множество других минералов.
  4. Глицин. Эти витамины для мозга выпускаются фирмой Эвалар и способствуют восстановлению нормального функционирования мозга, улучшению памяти. Повышенное содержание основного компонента препарата приводит в норму активность мозговой коры, снижает нервную возбудимость, предотвращает стрессы. Принимать препарат стоит при сниженной умственной работоспособности, для преодоления стрессовых ситуаций, предотвращения ишемического инсульта.
  5. Брейн-о-флекс. Включает в состав витамин Е, бета-каротин, незаменимые флавоноиды и аминокислоты, которые защищают головной мозг от перегрузок. Препарат показан в качестве биологически активной добавки (БАД) в период авитаминозов.
  6. Ривьен. Витаминный комплекс улучшает мозговую активность, активизируя кровообращение в органе. С помощью препарата возрастает умственный и физический потенциал, проходит хроническая утомляемость. Главное предназначение витаминов – помощь в преодолении депрессии, стабилизация эмоционального состояния. Пить таблетки рекомендовано исключительно взрослым людям.

Для детей

В детском возрасте происходит активное развитие мозга, что требует дополнительной поддержки в виде витаминов. У школьников умственная деятельность усилена, поэтому любому подростку необходимо не только сбалансированно питаться, но и пить витаминные комплексы для поддержания возможности гиперактивной деятельности мозга. Подходящими препаратами для ребенка являются:

  1. Пиковит детский. Средство выпускается в виде сиропа и пастилок. Витаминно-минеральный комплекс способствует улучшению внимания, восприятия, запоминания информации. Показан препарат для предотвращения переутомления школьников, при повышенной нервно-психической и физической нагрузке, во время восстановления после перенесенных заболеваний.
  2. Витрум Бэби. Средство содержит все необходимые для нормального роста и развития ребенка витамины и минералы. Витамины для высокой активности мозга, кроме своего основного назначения, они призваны предупредить заражение инфекционными заболеваниями в результате пониженного иммунитета.
  3. Алфавит школьник. Витамины для нормальной работы мозга содержат весь комплекс необходимых веществ для растущих детей. Рекомендовано принимать средство во время межсезонных авитаминозов, при интенсивных физических, умственных нагрузках, в период болезней и после них.

Продукты для мозга и памяти

Для нормальной работы мозгу необходим весь набор витаминов. Только так можно рассчитывать на его нормальное функционирование. Рацион человека должен содержать следующие продукты: