Как лечится заикание у детей. Методика включает четыре этапа. Причины детского заикания

Заикание у детей - это дефект речи, проявляющийся в многократных повторах или пролонгациях звуков, слогов или целых слов, в постоянных запинках или нерешительности в речи, что становится причиной разрывания ее ритмического течения.

Причиной возникновения этой патологии являются мышечные судороги речевого аппарата. Обычно заикание начинает проявляться у детей в 2-5-летнем возрасте в момент, когда происходит активное развитие и становление речевых навыков. Иногда данное состояние возникает внезапно и усугубляется в дальнейшем.

Часто маленькие дети нормально выговаривают слова, но повторяют их по несколько раз, например: «Дай, дай, дай мне конфету». Но иногда ребенок повторяет не целые слова, а только звуки, например: «Д-д-д-ай мне конфету». В медицине считается, что воспроизведение одного звука 2 раза и больше свидетельствует о первых признаках заикания.

По статистике заикание наблюдается у 2-3% детей по всему миру. Причем у мальчиков патология встречается в 4 раза чаще. Специалисты объясняют это тем, что психика девочек устойчивей.

Заикание обычно усиливается во время обучения в школе и в пубертатный период. Оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, снижает его самооценку.

Некоторые дети начинают заикаться только в моменты сильного волнения или во время стресса. В этом случае в благоприятной обстановке они как бы забывают о своей проблеме. В то время как при выступлениях на публике или в разговоре с незнакомыми людьми они могут постоянно заикаться.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика - всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное - заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее - заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное - заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

В некоторых случаях заикание - это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто - в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ - высокая судорожная готовность.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов. В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот - только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

Диагностика заикания у детей

При обнаружении первых симптомов заикания ребенка сразу же нужно показать врачу. При подозрении на эту патологию должны быть проведены обследования у таких специалистов, как невролог, педиатр, логопед и психиатр. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога. Большую роль в постановке диагноза и выявлении причин болезни играет анамнез ребенка, сведения о том, как происходит развитие, информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах он начал заикаться.

Для того чтобы выявить стадию болезни и причины заикания у детей, понадобится проведение диагностики речи, которая включает в себя оценку темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если такие имеются, определит, какой разновидностью артикуляционных судорог страдает пациент, с какой частотой они происходят.

Для обнаружения патологий ЦНС может понадобиться:

  • исследование сосудов головного мозга реографическим методом;

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие - шумами заглушают голос, третьи - воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Прогноз и профилактика заикания у детей

Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма ;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания ( , инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  1. Психологические причины:
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  1. Социальные причины:
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Тактика поведения родителей


Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Лечение заикания


Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

Существует достаточно много методов лечения заикания :

  • логопедические уроки;
  • дыхательные упражнения;
  • компьютерные программы;
  • точечный массаж;
  • лечение гипнозом;
  • медикаментозное лечение;
  • общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

Медикаментозное лечение вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, . Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!

Среди всех известных речевых расстройств особое место занимает заикание у детей , проявляющееся в отсутствии способности говорить свободно, без напряжения и запинок. Речь заикающегося ребенка медленная, сбивчивая, нечеткая.

Каковы же причины заикания у детей?

Заикание возникает в результате несогласованности в работе органов, участвующих в образовании речи - голосовых связок, мышц, дыхания. Возникающие в органах артикуляционного аппарата - гортани, языке, губах судороги приводят к нарушению ритма и плавности речи. Судороги бывают клонические (при них повторяются, чаще всего в начале слова, отдельные звуки или слоги) и тонические (при них имеет место напряжение, задержка в преодолении «сбоя» в собственной речи). Заикание у детей зачастую бывает смешанного типа - тоно-клоническое.

Наиболее часто встречающийся возрастной период появления заикания у детей - период от 2 до 4 лет . Это период активного формирования звукопроизношения, речи в целом, при еще недостаточно сформированной и достаточно хрупкой речевой функции. Причем предрасположенность к заиканию у мальчиков в 3-4 раза больше, чем у девочек . Причина - меньшая эмоциональная устойчивость мужчин к внешним факторам.

У большинства родителей существует мнение, что заикание возникает исключительно из-за неожиданных сильных нервноэмоциональных потрясений - страха, стресса (испугался пожара, собаки, пьяного, грозы и т.д.). Да, это действительно так, но только примерно в 15 случаях из 100 случаев появления заикания. В логопедии они носят название логоневрозы - невротическое заикание.

При таком типе заикания не происходит сбоев в нервной системе или необратимой гибели клеток.

Возникает оно в результате внезапного воздействия внешних психотравмирующих факторов. Для детей с невротическим заиканием характерны неуверенность, повышенная тревожность, наличие страхов, потливости, учащенного сердцебиения, плохая переносимость духоты, транспорта. Логоневроз поддается лечению и полное восстановление речи со временем возможно.

Чем же можно объяснить тот факт, что страхи, волнения, стрессы встречаются у многих детей, а заикаются - единицы.

Объясняется это существованием предрасположенности к недугу - патология появляется при наличии определенных особенностей нервной системы ребенка. Одним из таких предрасполагающих факторов является поражение нервной системы органического типа. Это поражение может наступить в результате родовой травмы, патологий при беременности и родах, вследствие частых болезней в первые годы жизни. Эти органические нарушения внешне незаметны, умственное развитие - в норме. Повышенное внутричерепное давление, изменение рефлексов и повышенная судорожная готовность обнаруживается только при обследовании. Не всегда заикание у детей зависит и от внешних факторов (психических нагрузок, волнения, окружения). В большинстве случаев заикание имеет способность к рецидиву, нередко периоды улучшения речевой функции могут сменяться ее ухудшением.

Часто заикание появляется у детей, которым свойственны тормозимые черты характера: робость, неуверенность, застенчивость, тревожность, склонность к углубленному самоанализу. Дети, имеющие предрасположенность к заиканию часто пребывают в состоянии паники, недовольства собой, колебания настроения, им присущи сверхответственность, повышенная старательность, быстрая утомляемость и плохая переносимость нагрузок.

Причиной заикания у ребенка также может являться незрелость психических процессов. Характерными чертами таких детей являются беззаботность, необязательность, легкомыслие, «детскость» суждений и реакций, наивность. Они характеризуются наличием желаний поразвлечься, получить удовольствие, склонностью к фантазиям, отсутствием усидчивости. Все эти черты можно обобщенно назвать личностной незрелостью. Она затрудняет планомерное преодоление речевого изъяна и лечение в целом.

Виды заикания у детей

Заикание у детей может появиться и по причине подражания. Речь взрослых с подобным недостатком может наложить существенный негативный отпечаток на речь ребенка.

Речь некоторых заикающихся детей может сопровождаться непроизвольными, иногда меняющимися, движениями: топанием ногой, поворотом головы, хлопками в ладоши, жестикулированием, зажмуриванием. Применение этих действий на протяжении длительного времени вызывает привычку и в действительности не облегчает протекание заикания.

Итак, причины, вызывающие заикание у детей, могут быть физиологического, психологического и социального характера.

К физиологическим причинам заикания у детей относят : перенесенные заболевания с энцефалитическими осложнениями, внутриутробные, родовые травмы, часто с асфиксией, органические нарушения подкорковых отделов мозга, регулирующих движения, переутомление или истощение нервной системы вследствие перенесенных заболеваний, вызывающих ослабление центральных аппаратов речи (тиф, корь, коклюш, рахит, болезни органов внутренней секреции, нарушение обмена веществ, болезни речевых органов - носа, гортани, глотки).

К психическим причинам заикания относят : одномоментная или кратковременная психическая травма (страх, испуг); психическая травма длительного действия, вызванная неправильным воспитанием в семье - императивным, неровным воспитанием, воспитанием «примерного» ребенка; хроническими конфликтными переживаниями; длительными отрицательными эмоциями в виде устойчивых психических напряжений или постоянных конфликтных ситуаций; тяжелая психическая травма, стрессы, вызывающие аффективную реакцию (ужас, чрезмерная радость); исправление леворукости (вследствие постоянных напоминаний, требований может наступить психопатическое и невротическое состояние и возникнуть заикание).

К социальным причинам заикания относятся : недостаточная работа родителей над формированием речи ребенка (нарушение звукопроизношения, скороговорение, речь на выдохе), перегрузка ребенка речевым материалом, в том числе несоответствующим возрасту, одновременное обучение разным языкам, подражание заикающимся (непроизвольно или копируя речь), излишняя строгость, суровость взрослых в отношении ребенка.

Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.

Почему ребенок заикается

Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:

  • повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
  • генетическая наследственность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).

Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:

  • ребенок испытал сильный испуг;
  • недавнее психологические потрясения и переживания;
  • страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
  • малыш часто перевозбуждается;
  • физическое наказание со стороны родителей;
  • быстрая и нечеткая речь родителей;
  • недостаток любви и эмоционального контакта;
  • подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
  • недостаток словарного запаса.

Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.

Симптомы болезни

Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.

Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.

Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.

Видео «Окончательная победа над заиканием»

Последовательное лечение

У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.

В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.

В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.

Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.

Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.

Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.

Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:

  • сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
  • сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
  • сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.

Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.

Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.

Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).

Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.

Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.

Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.

Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:

  • творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
  • льняное масло в чистом виде или как добавка;
  • рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
  • квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.

Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.

Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.

Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.

Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»

Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.