Раздел i болезни органов дыхания. Семиотика важнейших заболеваний органов дыхания у детей

Острый ларингит воспаление слизистой оболочки гортани. Этиология: вирусы, бактерии механические и химические раздражители. Клиника. общее недомогание, хриплый голос, грубый, сухой, "лающий" кашель. Лечение. соблюдение голосового режима. исключение из пищи горячих и острых блюд теплое питье, полоскание полости рта и зева щелочными растворами, настоями шалфея, ромашки. содовые ингаляции. отвлекающая терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку. 2

Острый стеноз гортани (ложный круп) Клиника: I степень стеноза (компенсированная) грубый "лающий" кашель, осиплый голос, шумное дыхание с небольшим втяжением яремной ямки при плаче или физической нагрузке. II степень одышка постоянная, с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, над и подключичных ямок, раздувание крыльев носа). Выраженный цианоз носогубного треугольника. III степень (декомпенсированная) общее состояние тяжелое. Резко выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе всех податливых мест грудной клетки. IV степень общее состояние крайне тяжелое. Асфиксия. Судороги. Брадикардия. Артериальное давление снижается. Постепенно дыхание прекращается, сердце останавливается. 3

Неотложная помощь При стенозе 1 й степени необходимо создать спокойную обстановку. Предложить матери взять грудного ребенка на руки, в более старшем возрасте придать возвышенное положение голове и верхней части туловища ребенка. Расстегнуть стесняющую одежду, проветрить помещение. Увлажнить вдыхаемый воздух. Провести ингаляции теплого влажного воздуха с 2% раствором натрия бикарбоната (настоем ромашки, шалфея, мать и мачехи, термопсиса). Теплое щелочное питье (молоко с раствором натрия бикарбоната, минеральной воды «Боржоми»). Пить часто, дробными порциями. При отсутствии лихорадки и симптомов сердечно сосудистой недостаточности отвлекающая терапия: горячие ножные ванны (Т воды 38 39 °С), при отсутствии аллергической реакции горчичники на верхнюю часть грудной клетки и к икроножным мышцам, грелка к ногам. Для улучшения носового дыхания в полость носа сосудосуживающие средства. При стенозе 2- 3 й степени увлажняют вдыхаемый воздух и проводят ингаляции раствора адреналина (эпинефрина). Оксигенотерапия. Назначаются спазмолитики, кортикостероиды (местно в виде аэрозоля). В ингаляциях используют сальбутамол или беротек. При 3 4 й степени интубация трахеи, ИВЛ; в редких случаях трахеотомия. 4

Клиника. кашель (вначале сухой, болезненный, усиливается ночью и по утрам, может быть приступообразным, затем становится влажным, с отделением мокроты) признаки обструкции бронхов (удлиненный "свистящий выдох", сопровождающийся хрипами, которые слышны на расстоянии), непостоянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы с обеих сторон грудной клетки, двустороннее усиление легочного рисунка, отсутствие очаговых и инфильтративных изменений в легких на рентгенограмме. 6

Лечение. При вирусной этиологии: противовирусные препараты (рибавирин, ремантадин, лейкоцитарный интерферон). Неосложненные формы о. бронхита лечат без антибиотиков. Отхаркивающие средства: обильное теплое щелочное питье, мукалтин, корень солодки, грудные сборы (мать и мачеха, алтей и душица и др.). При вязкой трудноотделяемой мокроты – муколитики (ацетилцистеин, амброксол), щелочные ингаляции и аэрозоли с протеолитическими ферментами. Отвлекающая терапия горчичники на грудную клетку, горчичные ножные и ручные ванны. Физиотерапия, ЛФК, постуральный дренаж, вибрационный или перкуссионный массаж. При обструктивном бронхите используют бета адреномиметики (сальбутамол). В тяжелых случаях кортикостероиды. Ингаляции увлажненным кислородом. 7

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. В детском возрасте выделяют две основные формы заболевания: 1) атопическую (аллергическую) и 2) эндогенную (неаллергическую). 8

9

Клиника Период предвестников наступает за несколько минут или дней до приступа: беспокойство, раздражительность, нарушение сна, чихание, зуд в носу, заложенность носа, слезотечение, сухой кашель. Приступ удушья чаще ночью: экспираторная одышка, с громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели. Дети старшего возраста принимают вынужденное положение: сидят, наклонившись вперед, опираясь локтями на колени. В дыхании участвует вспомогательная мускулатура. В конце приступа густая, вязкая, стекловидная мокрота – послеприступный период. 11

Особые формы бронхиальной астмы Существует несколько обособленных клинико патогенетических вариантов: ü рефлюкс индуцированная бронхиальная астма, ü аспириновая бронхиальная астма, ü бронхиальная астма физического усилия, ü ночная астма. 12

Классификация В России принята международная классификация бронхиальной астмы по степени тяжести. Степень присваивается на основании клинических проявлений до начала терапии. Согласно этой классификации выделяется 4 ступени: Ступень 1. Интермиттирующая БА бронхиальная астма (периодического течения): приступы реже 1 раза в неделю, легкие, короткие, быстро исчезающие; ночные приступы отсутствуют или случаются не чаще двух раз в месяц; физические нагрузки переносятся без последствий, активность и сон не изменены; показатели функции внешнего дыхания (ФВД) в промежутках между приступами в пределах нормы. Ступень 2. Легкая персистирующая бронхиальная астма (постоянного течения): приступы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; ночные приступы чаще 2 раз в месяц; обострения могут снижать физическую активность и нарушать сон; показатели ФВД в промежутках между приступами в пределах нормы. Ступень 3. Персистирующая бронхиальная астма средней тяжести: ежедневные приступы; ночные приступы чаще 1 раза в неделю; симптомы обострения могут приводить к ограничению физической активности и нарушению сна; показатели ФВД снижены 60 80% от нормы. Ступень 4. Тяжелая персистирующая бронхиальная астма: ежедневные приступы; частые ночные приступы; ограничение физической активности; показатели ФВД мене 60% от нормы. 13

Течение При легком течении заболевания приступообразный кашель, периоды затрудненного дыхания или приступы удушья редкие (1 2 раза в месяц), легко купируются. В период ремиссии состояние ребенка удовлетворительное, показатели функции внешнего дыхания (ФВД) в пределах возрастной нормы. При заболевании средней тяжести приступы повторяются 3 4 раза в месяц, протекают с умеренным нарушением ФВД и кровообращения. Клиническая ремиссия неполная и длится менее трех месяцев. При тяжелой астме несколько раз в неделю или ежедневно развиваются длинные приступы удушья. ФВД значительно снижена. В период ремиссии сохраняются признаки дыхательной недостаточности (одышка, тахикардия, эмфизема). 14

Если приступ не удается купировать в течение 6 8 ч, развивается астматическое состояние. Нарастают признаки дыхательной недостаточности, выслушивается множество сухих и влажных хрипов. В последующем дыхание становится резко ослабленным, исчезают хрипы в легких ("немое" легкое). При прогрессировании процесса развивается гипоксемическая кома: состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, генерализованный цианоз, редкое поверхностное дыхание, гипотония, падение сердечной деятельности. Осложнения заболевания: асфиксия, острая сердечная недостаточность, ателектаз, пневмония, пневмоторакс, деформация грудной клетки. 15

Лабораторная и инструментальная диагностика В анализе крови эозинофилия. В мокроте спирали Куршмана (слепки слизи). При биохимическом исследовании крови повышенный уровень Ig. E. У детей старше 5 лет исследуют функцию внешнего дыхания (ФВД). Этот метод позволяет выявить и оценить степень обструкции бронхов и эффективность действия бронхолитических препаратов. Наиболее доступными методами исследования ФВД являются: 1) пневмотахиметрия, при которой сравниваются показатели форсированного вдоха и выдоха за одну секунду; 2) пикфлоуметрия, определяющая пиковую объемную скорость. 16

Пикфлоуметрия (определение ПСВ) - метод диагностики и последующего контроля за лечением БА для использования пациентами старше 5 лет в домашних условиях с целью ежедневной оценке течения БА. Ежедневный мониторинг ПСВ в течение 2 3 нед. для определения индивидуального наилучшего показателя. ПСВ измеряют утром и вечером перед сном. Мониторинг ПСВ может быть информативен для определения ранних симптомов обострения заболевания. Дневной разброс показателей ПСВ более чем на 20% рассматривается как диагностический признак БА, а величина отклонений прямо пропорциональна тяжести заболевания. 17

18

20

21

Лечение К препаратам базисной терапии (лечения вне приступа) относят: кромоны (интал, тайлед) ингаляционные глюкокортикостероиды (беклометазон, флутиказон, будесонид) антагонисты лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст, монтелукаст) моноклональные антитела (ксолар, представляющий концентрат антител к Ig. E) К препаратам симптоматической терапии относят бронходилятаторы: β 2 адреномиметики длительного действия (формотерол, салметерол) Средства неотложной терапии: ингаляционные бета 2 адреномиметики быстрого действия - самые эффективные из существующих бронхолитиков, их считают препаратами выбора для лечения острого бронхоспазма (фенотерол (беротек) сальбутамол (вентолин)) 22

Во время приступа удушья нужно успокоить пациента, помочь принять удобное положение в кровати, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха, вызвать врача. Ø Для купирования легкого приступа удушья применяют бронхолитические средства в виде ингаляций (однократно один из бета 2 адреномиметиков короткого действия: сальбутамол или вентолин, беротек или фенотерол) или через небулайзер (вентолин 1 небула или беродуал в каплях в течение 5 10 мин). Используют отвлекающие процедуры в виде горячих ножных и ручных ванн, горчичников на икроножные мышцы, перкуторный массаж грудной клетки, теплое щелочное питье. Ø При приступе средней тяжести показано повторное введение бронхорасширяющих препаратов в ингаляциях (но не более 8 вдохов в сутки) или через небулайзер. В случае их неэффективности применяют ГКС (преднизолон перорально или пульмикорт в небулах через небулайзер), или вводят 2, 4% р р эуфиллина в/в при отсутствии небулайзера. Ø При тяжелом приступе дозы ГКС более высокие. Ø При астматическом статусе требуется немедленная госпитализация для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, где проводят ИВЛ и бронхиальный лаваж. 23

Препараты для лечения БА вводят различными путями: пероральным, парентеральным ингаляционным (предпочтительнее). У детей применяют типы устройств для ингаляции: небулайзеры дозированные аэрозольные или порошковые ингаляторы спейсер 24

Использование небулайзеров Специальные аппараты, представляющие собой ингалятор, производящий из введённого в него вещества аэрозоль с частицами заданного размера, который проникнет глубоко в мелкие бронхи. В России наиболее распространены 2 типа небулайзеров - ультразвуковые и компрессорные. Ультразвуковые, более компактные и малошумные, пригодны для ношения с собой, но с их помощью нельзя вводить масляные растворы и суспензии. Компрессорные за счёт воздушного насоса относительно велики, они требуют стационарного питания от сети переменного тока, за счёт работы того же компрессора довольно шумные, но они обладают немаловажным достоинством, с их помощью можно вводить суспензии и масляные растворы, и они примерно на 40- 50 % дешевле аналогичных ультразвуковых моделей. 25

26

Немедикаментозное лечение Метод Бутейко - специально разработанный комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Основной задачей при лечении бронхиальной астмы с помощью Бутейко является постепенное повышение процентного содержания углекислого газа в воздухе легких, что позволяет за очень короткий срок уменьшить гиперсекрецию и отек слизистой оболочки бронхов, снизить повышенный тонус гладких мышц стенки бронхов и тем самым устранить проявления болезни. Спелеотерапия (греч. speleon - пещера) - метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных пещер, гротов, соляных копей, искусственно пройденных горных выработок металлических, соляных и калийных рудников. Галотерапия (греч. hals - соль) метод лечения пребыванием в искусственно созданном микроклимате соляных пещер, где основным действующим фактором является высокодисперсный сухой солевой аэрозоль (галоаэрозоль). 27

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА Обучение пациента подразумевает установление партнёрства между ним, его семьёй и медицинским работником. Пациентов необходимо обучить: ■ избегать факторов риска; ■ правильно принимать ЛС; ■ различать ЛС для контроля заболевания и для купирования симптомов обострения; ■ мониторингу симптомов заболевания, пикфлуометрии (у детей старше 5 лет); ■ распознавать признаки, предполагающие ухудшение БА, и предпринимать соответствующие действия; ■ обратиться за медицинской помощью при необходимости. 28

Уход Для предупреждения обострения заболевания устранение контакта с аллергеном, создание спокойной обстановки, достаточная аэрация помещения, соблюдение возрастного режима. Гипоаллергенная диета. Из пищевого рациона исключают облигатные и причинно значимые аллергены, ограничивают консервы, копчености, колбасы. Не рекомендуются напитки "Фанта", "Пепси Кола", лимонады. Идеальным питьем являются чай и минеральная вода. Детей и родителей следует убедить в необходимости точного соблюдения рекомендаций врача, ознакомить с признаками бронхоспазма и планом действий при астме, обучить технике ингаляционной терапии и определения ПОСвыд с помощью пик флоуметра. Этому обучают в астма школе. 29

Профилактика Первичная профилактика бронхиальной астмы заключается в наблюдении за детьми, страдающими обструктивным бронхитом, острым стенозом гортани, аллергией. Для предупреждения заболевания необходимо исключить воздействие раздражающих факторов внешней среды на беременную женщину и на ребенка, проводить профилактику острых респираторных заболеваний, ребенку рекомендовать грудное вскармливание, активное физическое воспитание (массаж, гимнастика, закаливание). Вторичная профилактика направлена на предупреждение приступов у больных. Среди профилактических мероприятий важное значение имеют поддержание комфортных условий в квартире, устранение избыточной влажности и очагов плесени в жилых помещениях, борьба с запыленностью, уничтожение клещей, использование кондиционеров в жилых помещениях, позволяющих удалить из воздуха споры грибков, пыльцу, домашнюю пыль и другие частицы. Больным с пыльцевой астмой рекомендуется ограничить прогулки на свежем воздухе во время цветения растений. В отдельных случаях показана смена места жительства. 30

Зима – это не только Новый год, долгие выходные и лыжные прогулки – это еще и простуды. Респираторным заболеваниям, как и любви, все возрасты покорны, но малыши, чей иммунитет еще не работает в полную силу, особенно беззащитны перед такими болезнями. Заболевания органов дыхания у детей нередко проходят тяжело и требуют особого внимания, так как риск развития осложнений у детей выше, чем у взрослых.

Респираторные заболевания у детей и взрослых – самые распространенные инфекционные болезни в мире. На их долю приходится более 90% всех заболеваний, которые вызываются бактериями, вирусами или грибками. Каждый год в нашей стране регистрируется около 30 миллионов случаев ОРЗ – то есть они поражают каждого пятого жителя России.

2–3 раза в год ОРЗ болеют взрослые
6–10 раз в год ОРЗ болеют дети
38% заболевших ОРЗ составляют дети до 4 лет
34% людей, умерших от осложнений ОРЗ и ОРВИ – дети до 2 лет

Опросы показывают, что почти две трети россиян при первых симптомах респираторной инфекции отправляются не в поликлинику, а в аптеку, чтобы купить «что-нибудь от простуды». Многие вообще не доверяют медицине и предпочитают лечиться домашними средствами. Такая беспечность очень часто заканчивается осложнениями и распространением инфекции.

Респираторные заболевания особенно опасны для пожилых людей и для детей дошкольного возраста, поскольку у первых защитные силы организма уже ослабли, а у вторых иммунитет находится в процессе формирования и не всегда может дать отпор бактериям и вирусам.

Каковы же причины болезней органов дыхания у детей?

Конечно, прогулки по морозу в расстегнутой куртке и без шапки не добавляют здоровья, однако не это является основной причиной развития заболеваний дыхательных путей у детей. Переохлаждение лишь приводит к сужению капилляров и снижению иммунитета. Болезни органов дыхания у детей носят инфекционный характер, а инфекции гораздо проще проникнуть в организм, если его защита ослабла, пусть и всего на час.

Респираторные заболевания в основном передаются воздушно-капельным путем или через грязные руки. Они могут поражать верхние дыхательные пути и приводить к отиту, синуситу или ангине. Если инфекция распространяется на нижние дыхательные пути, развиваются пневмонии и бронхиты.

Часто виновником заболевания становятся бактерии, в частности стрептококки, стафилококки и гемофильная палочка. Но не реже медики имеют дело и с вирусами, в первую очередь – с вирусом гриппа. Очень часто на фоне вирусного респираторного заболевания возникает осложнение в виде бактериальной инфекции. Слизистая оболочка – первая линия обороны против бактерий, но при воспалении и раздражении, которые являются спутниками вирусных заболеваний дыхательных путей, она теряет свои защитные свойства.

На какие симптомы следует обращать внимание?

Врачи делят респираторные заболевания у детей и взрослых на две группы – заболевания нижних и верхних дыхательных путей. Собственно, общепринятой границы между верхними и нижними дыхательными путями не существует. К верхним относятся: нос и его придаточные пазухи, глотка и верхний отдел гортани. Областью нижних дыхательных путей считают легкие, трахею, гортань и бронхи.

На респираторные заболевания у детей указывают следующие признаки:

  • Заложенный нос, слизистые или слизисто-гнойные выделения из носа;
  • Чихание;
  • Кашель – как сухой, так и с отделением мокроты;
  • Боль в горле, налет на поверхности миндалин;
  • Увеличение шейных лимфатических узлов;
  • Повышение температуры тела (у маленьких детей она может повышаться быстро и очень значительно, до 40°С);
  • Тошнота и рвота, вызванные интоксикацией организма.

Если вы заметили у ребенка эти симптомы, не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз. Отличить вирусную инфекцию от бактериальной, исходя только из симптомов, очень трудно. Выявить возбудителя болезни и назначить эффективное лечение можно только после лабораторной диагностики. Точный диагноз крайне важен, поскольку вирусные, бактериальные и смешанные инфекции лечатся по-разному.

Заболевания верхних и нижних отделов дыхательных путей могут протекать как в острой, так и в хронической форме. При этом стертая форма течения заболевания с малозаметными симптомами может соответствовать и острому, и хроническому процессу.

Если при остром течении заболеваний дыхательных путей у детей симптомы ярко выражены и вызывают беспокойство родителей, то при хроническом течении болезни признаки респираторных заболеваний часто игнорируются. И это очень опасно, так как именно хроническое течение инфекции чревато самыми серьезными осложнениями.

К развитию осложнений приводит и самолечение. Чаще всего домашняя «терапия» включает в себя средства, которые снимают симптомы, температуру, воспаление слизистых оболочек и кашель, но никак не воздействуют на причину болезни – вирусы и бактерии. В результате заболевание в ряде случаев может перейти в хроническую форму.

Нередко родители, видя, что «народные средства» не помогают, все же ведут ребенка к врачу. Но в таких случаях лечение длится дольше, поскольку болезнь уже бывает запущена.

Как правильно лечить болезни органов дыхания у детей?

Главное средство в борьбе с бактериальными инфекциями дыхательных путей у детей и взрослых – это антибиотики. Однако родители обычно относятся к ним с подозрением. Вокруг антибиотиков существует огромное количество мифов и заблуждений. А все потому, что люди порой очень слабо представляют себе, как эти средства работают. Попробуем разобраться в том, что же представляют собой антибиотики, зачем их назначают и способны ли они помочь вылечить респираторные заболевания у детей.

Миф №1. Антибиотики вызывают аллергию Это не совсем миф – аллергическая реакция действительно возможна. Но в арсенале у медицины очень много разных типов антибиотиков. И если один препарат конфликтует с иммунной системой пациента, врач немедленно подберет другой.

Миф №2. Антибиотики губят иммунитет Этот миф вообще не имеет под собой никаких оснований. Нет ни одного исследования, которое доказывало бы, что антибиотики ослабляют защитные силы организма. А вот запущенные болезни органов дыхания у детей, действительно, могут привести к угнетению иммунитета и частым повторным простудам.

Миф №3. Антибиотики убивают все живое Это тоже неправда. Более того – антибиотики не убивают абсолютно все вредоносные бактерии разом. Антибиотики – это не средство массового поражения, они действуют очень избирательно. Каждое средство предназначено для воздействия на определенный тип бактерий, и то, что поможет при стрептококковой инфекции, не поможет при заражении другой. Путаница происходит от того, что большинство антибактериальных средств называют «антибиотиками широкого спектра действия», и людям непосвященным кажется, что такие лекарства должны убивать множество типов бактерий. На деле же этот термин означает, что антибиотик эффективен в отношении нескольких десятков бактерий, но не более того.

Антибиотики постоянно совершенствуются, разрабатываются современные, еще более безопасные препараты, выпускаются новые удобные лекарственные формы – например, диспергируемые таблетки, которые растворяются в воде, что значительно облегчает их прием.
Нет причин опасаться антибиотиков – конечно, если их назначил врач, лекарства принимаются под его контролем и все рекомендации строго соблюдаются.

Антибиотики – это единственный известный медицине эффективный способ борьбы с бактериальными инфекциями, и никакой чай с малиной их не заменит.

Болезни органов дыхания у детей

Что относится к органам дыхания? - Полость носа, дыхательная часть глотки, гортань, трахеи, бронхи – это верхние дыхательные пути (воздухоносные) и легкие, где осуществляется газообмен.

Верхние дыхательные пути у грудного ребенка имеют некоторые особенности по сравнению с более старшими детьми и взрослыми:

· Нос и носовые ходы узкие, короткие;

· Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными сосудами, поэтому легко набухает, даже при незначительном раздражении, что затрудняет дыхание;

· Придаточные пазухи носа узкие, часто воспаляются;

· Глотка узкая;

· Евстахиева труба, соединяющая ухо с носом, короткая, широкая, отверстие ее близко к хоанам и инфекция легко попадает из носа в ухо;

· Голосовая щель, гортань, трахеи, бронхи узкие, хрящи их мягкие, податливые, оболочки их обильно снабжены кровеносными сосудами. Все это способствует даже при незначительном воспалении сужению их и нарушению дыхания.

Воспаление может возникнуть в любом отделе органов дыхания:

Воспаление слизистой полости носа – ринит;

Воспаление глотки – фарингит;

Воспаление гортани – ларингит;

Воспаление трахеи – трахеит;

Воспаление бронхов – бронхит..

Особенностью течения заболевания верхних дыхательных путей является то, что у них редко бывает отдельно воспаление полости носа, глотки, а чаще воспаление носоглотки (ринофаренгит), воспаление глотки и гортани (фаринголарингит), воспаление трахеи и бронхов (трахеобранхит). Это связано с анатомо-физиологическими особенностями и течением болезни: воспалительные процессы склонны к генерализации и еще это связано с особенностями иммунитета, особенно местных защитных сил, т.е. защитных свойств самих слизистых оболочек (они не совершенны).

Причины заболевания органов дыхания:

1. инфекция (стафилококки, стрептококки, вирусы и др);

2. аллергия;

Предрасполагающие факторы:

1. анатомо-физиологические особенности органов дыхания;

2. местные неблагоприятные воздействия внешней среды (ожоги, употребление острой, соленой пищи, резкое переохлаждение, микротравмы (например, инородные тела, царапины);

3. снижение защитных сил организма – на первом месте стоит общее переохлаждение, поэтому заболевания верхних дыхательных путей называют простудными заболеваниями.

4. гиповитаминоз;

5. нерациональное питание;

6. не соблюдение режима дня – в результате переутомление;

7. отсутствие закаливающих процедур;

8. недостаточное пребывание на свежем воздухе (органы дыхания очень чувствительны к кислородному голоданию).

Острый ринит – это воспаление слизистой оболочки носа, причиной его является чаще всего вирусная инфекция. Разрешающим моментом для развития заболевания может быть переохлаждение и связанное с этим снижение защитных сил организма. Проявляется ринит появлением светлых выделений из носа, которые затем становятся слизистыми, а иногда и гнойными. Температура при рините чаще нормальная, но может быть и повышена. Общее состояние при остром рините страдает вследствие того, что у ребенка из-за заложенности носа, затруднено носовое дыхание. Из-за этого ребенок может отказываться от груди, плохо спать, вследствие заглатывания слизи, у него может быть рвота. Так как ребенок в это время дышит ртом, то он может заглатывать воздух, что вызывает вздутие кишечника - метеоризм, что еще больше беспокоит ребенка. Очень частым осложнением острого ринита у детей раннего возраста является острый отит (евстахиева труба…). При несвоевременном и неправильном лечении ринита воспалительный процесс может распространиться дальше и вызвать воспаление глотки- фарингит. Ребенок при этом ощущает жжение, першение, болезненность при глотании, появляется покашливание, иногда сильный кашель, температура тела чаще повышена, но может быть и нормальной. Общее состояние ребенка при этом страдает, он плохо спит, отказывается от еды, начинает терять в весе, беспокоен, капризничает.

При появлении первых признаков заболевания следует немедленно обратиться к врачу, т.к. несвоевременное лечение может привести к серьезным последствиям, например, к пневмонии

. В лечении ринита – прежде всего, освободить носовые ходы от слизи, улучшить носовое дыхание. Для этого использовать ватные или марлевые жгутики, при наличии большого количества слизи, ее можно убрать очень осторожно маленькой спринцовкой. После освобождения носовых ходов от слизи, можно закапать в нос капли, назначенные врачом. При лечении ринофарингитов применяются также теплые ножные ванны, грелка к ногам (при этом происходит нервно-рефлекторное сужение сосудов носовой полости), при фарингите можно применять теплое питье.

Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых связок.

У ребенка появляется кашель, иногда с мокротой, происходит изменение голоса – охриплость, иногда до полного его исчезновения. Болезненных ощущений чаще всего не бывает, затруднения дыхания нет, оно появляется тогда, когда процесс распространяется на подсвязочный аппарат. При распространении процесса на подсвязочный аппарат и голосовые связки у ребенка развивается ложный круп (истинный при дифтерии).

Итак, ложный круп – это воспаление гортани и голосовых связок. Развивается ложный круп чаще ночью, Резко повышается температура, появляется лающий кашель, затрудненное дыхание, ребенок руками хватается за рот, вдох и выдох шумные, отмечается участие в дыхании вспомогательных мышц, ребенок может синеть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Заболевания органов дыхания у детей».

Выполнила: Куликова Ксения

Введение

Заболевание органов дыхания у детей

Ринофарингиты

Острые бронхиты

Острый обструктивный бронхит

Острые пневмонии

Литература

Введение

Дыхательный аппарат человека состоит из носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.

Различают верхние дыхательные пути, к которым относятся нос с придаточными пазухами? глотка, делящаяся на верхний отдел (носоглотку), средний и нижний отделы, гортань и трахея. Бронхи и легкие составляют нижние дыхательные пути.

Дыхание совершается автоматически и управляется дыхательным центром, заложенным в продолговатом мозгу. У взрослого число дыханий в минуту равно 16-24, у детей дыхание чаще.

Нормальную физиологическую функцию дыхания могут нарушить различные болезненные процессы в воздухоносных путях или в самой легочной ткани.

Заболевания органов дыхания у детей - очень распространенное явление. Существуют их многочисленные виды и подвиды. Разные заболевания органов дыхания у детей имеют различную этиологию и патогенез. Часть из них трудно отнести к опасным болезням, но некоторые дают очень серьезные осложнения.

Заболевания органов дыхания у детей

Заболевания дыхательной системы многообразны и возникают в результате инфекций, аллергических реакций и воздействия различных провоцирующих факторов.

К основным видам дыхательных патологий в детском возрасте можно отнести ринит, ларингит, ангину, трахеит, бронхит, тонзиллит, фарингит, пневмонию, легочные микозы, болезни плевры и заболевания, относящиеся к группе острых респираторных вирусных инфекций.

Ринофарингиты детей раннего возраста

Всякий ринит грудного ребенка является непременно ринофарингитом, так как процесс локализуется одновременно в носу и в носоглотке, а иногда и в гортани, трахее, бронках и легких. Ринофарингит представляет нервнорефлекторную реакцию слизистой оболочки на раздражитель бактериальный, термический, механический и химический. Ринофарингит - болезнь всего организма с ярким местным проявлением.

Клиника. Из носа показывается жидкость, сначала светлая, прозрачная, скоро выделения становятся слизисто - тягучими или гнойными. Температура повышается, но может оставаться и нормальной. Через несколько дней ребенок выздоравливает. Наиболее частым осложнением ринофарингита в раннем детском возрасте является острое воспаление среднего уха.

Лечение. Поражение верхних дыхательных путей имеют практически необозримое число лечебных рекомендаций. Десятки и сотни средств - как народных, эмпирических, так и научно обоснованных - предлагались и предлагаются для этой цели. Сделать рациональный выбор очень непросто. При этих обычно нетяжелых заболеваниях лечение не только имеет целью смягчить те или иные симптомы, но и в не меньшей степени удовлетворяет внутреннюю потребность родителей помочь своему ребенку.

Режим. Особое внимание следует уделить поддержанию в помещении нормальной температуры (около20 градусов С), понижению температуры воздуха в комнате на 3 -4 градуса С во время сна ребенка, частому проветриванию помещения.

Капли в нос. Сосудосуживающие капли следует принимать не более 1 - 2 дней в начале заболевания при обильном жидком отделяемом из носа. Более длительное их применение может усиливать отек слизистой оболочки из - за сужения посткапиллярных сосудов. Следует избегать введение масел в нос. Использование капель, содержащих антибиотики, крайне не желательно из - за опасности развития аллергии.

дыхательный патология ангина пневмония

Общее инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями небных миндалин и в значительно меньшей степени всего лимфаденоидного кольца глотки. При заболевании третьей носоглоточной миндалины ангину называют носоглоточной; при заболевании язычной миндалины болезнь носит название язычной ангины.

Возбудителями ангин могут быть различные микробы.

Принято различать следующие виды ангин: 1) катаральная ангина, при которой воспалительный процесс проявляется преимущественно на поверхности слизистой оболочки; 2) лакунарная, при которой видимые изменения сосредоточены в криптах; 3) фолликулярная, при которой видимый процесс больше всего выражен в паренхиме миндалин. Эта классификация условна, так как чаще всего бывают комбинированные формы, где все элементы ткани миндалины поражаются одновременно.

Симптомы: болезнь начинается ощущением разбитости, головной болью, болью в глотке, в суставах и во всем теле, часто ознобом; одновременно повышается температура, которая может дойти до 40градусов С и выше. Из - за сильных болей, вызываемых актом глотания, ребенок часто старается не есть и не глотать слюны. Миндалины увеличены и больной ощущает их как инородное тело.

Одновременно с миндалинами вовлекается в воспалительный процесс и мягкое небо; оно становится отечным и менее эластичным, краснеет. Язык обложен - симптом, указывающий на общую интоксикацию.

Диагноз ставится на основании анамнеза, клинической картины, фарингоскопии и обязательно бактериологического исследования. При всякой ангине следует исключить такие инфекции, как корь, скарлатина и дифтерия.

Лечение: постельный режим, покой, обильное питье, у детей старшего возраста применяют полоскания настоем ромашки и шалфея, раствором фурациллина, раствором соды. При тяжелой форме ангины с сильной интоксикацией, при осложнениях - антибиотики, пенициллинотерапия.

Профилактика. Ангина - капельная инфекция, поэтому следует избегать контакта с больным, не следует целовать больного ребенка и иметь общие с ним полотенце, носовой платок, посуду. Больных ангиной детей следует поместить в изолятор.

Острые бронхиты

Острый бронхит -- воспалительное заболевание бронхов преимущественно вирусной этиологии. Чаще всего бронхитом болеют дети грудного (во втором полугодии) и раннего возраста.

Этиология и патогенез. Острый бронхит у детей, как правило, вызывается вирусами парагриппа, гриппа, респираторно-синцитиальним аденовирусом, вирусом кори, а также микоплазмой, стафилококком, стрептококком, пневмококком. Факторами, которые способствуют заболеванию, является охлаждение и перегрев, загрязненный воздух.

Вирусы, размножаясь в эпителии дыхательных путей, повреждают его, снижают барьерные свойства стенки бронхов и создают условия для размножения бактерий и развития воспалительного процесса. Респираторные вирусы будут поражать нервные окончания, ганглии, нарушают нервную регуляцию бронхиального дерева и его трофику.

У детей (особенно раннего возраста) сужения дыхательных путей при бронхите предопределяется отеком слизистой оболочки и выделения секрета в просвет бронхов и меньшей мерой бронхоспазмом, который характерен для астматического бронхита (эквивалента бронхиальной астмы). Синдром обструкции бронхов клинически проявляется шумным дыханием со свистящим выдохом, который часто слышать на расстоянии от больного.

Клиника. Острый бронхит преимущественно является проявлением острой вирусной инфекции. Сначала повышается температура тела, появляются ринит, фарингит (покашливание), иногда ларингит (хриплый голос), трахеит (боль за грудиной, сухой болезненный кашель), конъюнктивит. Кашель сухой, потом более мягкий, влажный. При перкусии в легких определяют ясный легочный звук с коробочным оттенком, выслушивают сухие, а затем и среднепузыристые хрипы на выдохе, продленный выдох. Хрипы преимущественно рассеяны, симметричны, после кашля количество их намного уменьшается. Одышка не является выраженной. Рентгенологически при остром бронхите обнаруживают симметричное усиление легочного рисунка в прикореневых и нижнемедиальных зонах.

Острый обструктивный бронхит

Для острого обструктивного бронхита характерным является свистящий выдох, какой слышно на расстоянии, разнообразные сухие хрипы на выдохе, участие в акте дыхания вспомогательных мышц, эмфизема. До конца первой недели болезни кашель становится влажным, температура тела снижается. Период обратного развития длится 2--3 недели. В анализе крови у больных острым бронхитом обнаруживают лейкопению или умеренный лейкоцитоз, увеличение ШОЕ.

Лечение. Режим постельный в течение 2--3 дней. В лихорадочном периоде показанным является увеличенное количество настоя шиповника, клюквенного морса, чая с лимоном, теплого боржома, молока с медом, при гипертермии -- чаю с малиной, липовым цветом, мятой. Специфическая терапия ГРВИ начинается из закапывания интерферона лейкоцитарного по 0,25 мл в оба носовых хода каждые 2 год в первые два дня болезни; при аденовирусной инфекции назначают закапывание в нос по 3--4 капли и в конъюнктивный мешок 1--2 капли каждые 3 год раствора дезоксирибонуклеазы (2 мг в 1 мл изотонического раствора натрия хлорида).

Если есть лихорадка, назначают уксусно-водные растирания, внутрь-- амидопирин, анальгин (0,01 г/кг), отвлекающие средства (горчичники, растирание мазью календулы). При болезненном кашле делают паровые ингаляции с 2 % раствором натрия гидрокарбоната или ацетилцистеином, отсасывают слизь из верхних дыхательных путей. Отхаркивающие средства можно рекомендовать детям, старше 1 года (отвар алтея, мукалтин, сок подорожника, бромгексин, пертусин). При обструктивном бронхите назначают сборы трав: травы фиалки трехцветной и чебреца, листья подбела, плодов аниса, плодов шиповника. По 1 чайной, десертной, столовой ложке смеси (в зависимости от возраста) заливают 200--300 мл кипятка; употребляют настой по 50--60 мл 5--6 раз в день. Аскорбиновую кислоту, тиамин, рибофлавин дают вовнутрь в дозах, которые превышают физиологичную потребность в 2--4 разы.

Физиотерапевтическое лечение: в стационаре назначают электровихревые токи (ЕВС) на грудную клетку, УФО местное.

Антибиотикотерапия при остром бронхите целесообразна лишь для детей первых месяцев жизни с отягощенным преморбидным фоном (родовая травма, глубокая недоношеность, гипотрофия), при подозрении на наслоение бактериальной инфекции. Назначают пеницилин, оксациллин, ампиокс, гентамицин и другие, нитрофураны и сульфаниламиды при средней тяжести бронхита у детей старшего возраста.

Острые пневмонии

Пневмония - это группа различных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике острых очаговых инфекционно-воспалительных заболеваний легких с преимущественным вовлечением в патологический процесс респираторных отделов и обязательным наличием внутриальвеолярного воспалительного экссудата. Диагностируется пневмония при наличии синдрома дыхательных расстройств и физикальных данных в сочетании с очаговыми или инфильтративными изменениями на рентгенограмме.

Характер возбудителя и, часто, его лекарственная чувствительность во многом зависят от условий, в которых произошло инфицирование.

Пневмонии у новорожденных. У новорожденных преобладает внутриутробное и нозокомиальное инфицирование. Внебольничные пневмонии наблюдаются у доношенных, в основном после 3-6 недель жизни, у недоношенных - после 1,5-3 недель. Внутриутробные пневмонии чаще вызываются стрептококками группы B и грамотрицательными бактериями.

Для возникновения пневмонии необходим комплекс патогенетических факторов: определенный путь заноса инфекции, нарушение защитных механизмов дыхательных путей и ослабление иммунологических защитных сил организма. Предрасполагающими факторами могут быть: перинатальная патология, неблагоприятный преморбидный фон (рахит, анемия, хронические расстройства питания), пороки сердца и легких, патология органов дыхания, повторные ОРВИ, наследственные заболевания, плохие социально-бытовые условия и др.

Возможны 3 пути проникновения возбудителей пневмонии в легкие: аэрогенный (бронхогенный), гематогенный и лимфогенный (из соседнего участка легочной ткани). Наиболее часто в нижние дыхательные пути попадает микрофлора из носо- и ротоглотки и при аспирации больших количеств содержимого ротоглотки у больных без сознания, при нарушении акта глотания, при ослаблении кашлевого рефлекса.

Проникновение возбудителя в легочную ткань в сочетании с нарушением системы местной бронхопульмональной защиты.

Классификация

I. По условиям инфицирования:

1. Внебольничная.

2. Внутрибольничная (госпитальная) - возникает через 72 часа после госпитализации или через 72 часа после выписки из стационара.

3. Врожденная (внутриутробная), возникшая в пределах 72 часов после родов.

4. Приобретенная (постнатальная):

внебольничная;

госпитальная.

5. Вентиляторассоциированная:

ранняя (до 72 часов на ИВЛ);

поздняя (более 72 часов на ИВЛ).

6. Пневмонии у лиц с иммунодефицитами.

II. По клинико-рентгенологическим данным:

1. Очаговая.

2. Очагово-сливная.

3. Сегментарная.

4. Крупозная (долевая, плевропневмония).

5. Интерстициальная.

III. По течению:

1. Острое (до 6 недель).

2. Затяжное (от 6 недель до 8 месяцев).

IV. По осложнениям:

Осложненная.

Неосложненная.

V. По степени тяжести:

Нетяжелая.

Критериями тяжелого течения пневмонии являются: спутанность сознания, бред, цианоз; гиперпирексия (температура более 390С); дыхательная надостаточность (одышка более 30 в мин., рО2 артериальной крови менее 60 мм. рт. ст., Sа О2 менее 90%); сердечно-сосудистая недостаточность (тахикардия, не соответствующая степени выраженности лихорадки); двустороняя или многодолевая пневмоническая инфильтрация;

Очаговые пневмонии - наиболее распространенная форма пневмоний; тяжесть состояния ребенка во многом зависит от размеров очага.

Начало заболевания острое, часто - на фоне респираторной инфекции. Температура субфебрильная или фебрильная, но может быть нормальной. Ухудшается общее состояние. У грудных детей первые симптомы заболевания связаны с интоксикацией, проявляющимся беспокойством, возбуждением, нарушением сна и аппетита. Появляются катаральные изменения в носоглотке, насморк, чихание, кашель, цианоз носогубного треугольника. Характер кашля может быть от покашливания до частого, изнурительного, с трудно отходящей мокротой. Соотношение частоты дыхания и пульса снижается до 1: 2,5 - 1: 2 (у здоровых детей - 1: 3). Тоны сердца приглушены, умеренная тахикардия, печень увеличена. Аускультативно выслушиваются жесткое или ослабленное дыхание, усиленная бронхофония, сухие и влажные звучные разнокалиберные хрипы.

Для картины крови характерна анемия, лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, умеренное увеличение СОЭ. На рентгенограмме легких выявляются очаговые тени средней и слабой интенсивности размером 1,5 - 2,5 см, обогащенный сосудистый рисунок, особенно в местах очаговых теней, с реакцией лимфатического аппарата легкого. В период разрешения бронхопневмонии очаговые тени становятся нечеткими, количество их уменьшается.

Очагово-сливные пневмонии характеризуются поражением нескольких сегментов или всей доли, причем на фоне затемнения часто выделяются более плотные тени очагов с выраженной клеточной инфильтрацией, имеющие склонность к деструкции. Очагово-сливные формы являются основным источником осложнений, характеризуются тяжелым течением, требуют проведения интенсивной антибиотикотерапии с первого дня лечения путем назначения препаратов или их комбинаций, способных воздействовать на всех вероятных возбудителей этих форм (стафилококк, пневмококк).

Сегментарные пневмонии характеризуются высокой температурой тела, выраженным токсикозом, дыхательной недостаточностью. Отмечается бледность кожных покровов, стонущее дыхание, болезненный сухой кашель, который затем становится влажным. Перкуторно над участком поражения легочной ткани определяется укорочение легочного звука, ослабленное дыхание, на фоне которого могут выслушиваться разнокалиберные влажные звучные хрипы. Анализ крови характеризуется умеренным лейкоцитозом, преимущественно нейтрофильного характера со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, ускоренной СОЭ. Рентгенологически отмечаются гомогенные тени соответственно одного или нескольких сегментов, по форме приближающиеся к треугольнику, основание которого обращено к наружной поверхности легкого, а вершина - к его корню, с четкими границами, прилежащими к междолевой щели и примыкающему сегменту.

Крупозная пневмония наблюдается у детей дошкольного и школьного возраста, организм которых имел предшествующую сенсибилизацию к пневмококкам. У детей первого года жизни крупозная пневмония встречается редко. Чаще всего процесс локализуется в верхней или нижней доле правого легкого. Заболевание начинается внезапно. Температура повышается до 39 - 400 С, ухудшается общее состояние, беспокоит головная боль. У детей дошкольного возраста могут появиться бред, ригидность затылочных мышц, бледность кожи, нездоровый румянец (чаще на стороне поражения), элементы герпетической сыпи на губах и крыльях носа, одышка с участием вспомогательной мускулатуры. На стороне поражения отмечается западение надключичной ямки, отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания, ограничение подвижности нижнего края легкого, ослабление голосового дрожания, усиленная бронхофония. Кашель болезненный, малопродуктивный. Мокрота вязкая, стекловидная, может быть "ржавой". При глубоком вдохе может быть боль в боку. Перкуторно на стороне поражения регистрируется укорочение легочного звука, аускультативно - ослабление дыхания. Со 2 - 3 дня заболевания можно обнаружить бронхиальное дыхание, непостоянные нежные крепитирующие хрипы. Иногда хрипы присоединяются позже.

Характерной особенностью крупозной пневмонии у детей является то, что у многих больных в начале заболевания появляются боли в правой подвздошной области и около пупка, рвота, вздутие живота, расстройство стула. Это обусловлено висцеро-висцеральным рефлексом при локализации пневмонии в правой нижней доле, поэтому необходимо дифференцировать пневмонию с аппендицитом, гастритом, перитонитом. При локализации процесса в верхней доле правого легкого клиника пневмонии напоминает симптомы менингита: высокая температура, рвота, головная боль, ригидность затылочных мышц, клонические судороги. Для анализа крови характерны значительный лейкоцитоз, нейтрофилез, выраженный сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СОЭ. При рентгенологическом исследовании обнаруживаются очаги инфильтрации, занимающие всю долю или часть ее. Практически все случаи крупозной пневмонии протекают с вовлечением в процесс плевры, однако шум трения плевры можно выслушать не у всех больных. Интерстициальная пневмония является редкой формой и составляет менее 1% всех пневмоний. Этиология интерстициальной пневмонии различна: чаще это вирусы, пневмоцисты, патогенные грибы. Различают 2 варианта клинического течения интерстициальных пневмоний: острый (манифестный) и подострый (малосимптомный).

Острый тип чаще встречается у детей раннего и дошкольного возраста с явлениями аллергического диатеза. Характерно тяжелое течение с клиникой нейротоксикоза и дыхательной недостаточности. Затем присоединяется частый мучительный кашель. При перкуссии над легкими выслушивается тимпанический звук, аускультативно - единичные, нестойкие, высокочастотные сухие хрипы, реже - крепитирующие.

Клинические особенности пневмоний различной этиологии

Пневмоккоковая пневмония вызывается Str. pneumonia. Чаще протекает как крупозная пневмония, клиника которой описана выше.

Стафилоккоковая пневмония вызывается чаще золотистым стафилоккоком и характеризуется выраженной склонностью к деструкции. Возбудитель продуцирует ряд токсинов (коагулаза, гемолизин, лейкоцидин и др.), которые разрушают легочную ткань, вызывая в легких сливные бронхопульмональные очаги клеточной инфильтрации со склонностью к некрозу и образованию абсцессов. Начало пневмонии острое, с высокой лихорадкой, токсикозом. Отмечается одышка, стонущее дыхание, кашель. В легких выслушиваются притупление легочного звука, рассеянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы, крепитация. Течение пневмонии тяжелое с вовлечением в процесс многих органов и систем. Рентгенологически определяется ограниченный негомогенный инфильтрат, который часто быстро увеличивается и становится плотным. Важным признаком является наличие воздушных полостей (булл) в уплотненных сегментах легкого. Буллы образуются на 2-5 день заболевания и исчезают самостоятельно через 1 - 1,5 месяца. Стафилококк вызывает пневмонии как внебольничные так и внутрибольничные, причем последние обусловливаются, как правило, полирезистентными штаммами.

Стрептококковая пневмония характеризуется бурным началом, выраженными симптомами интоксикации, ознобом на фоне скудной физикальной симптоматики. Обычно нет четких перкуторных данных, хрипов немного. На рентгенограмме определяются выраженные интерстициальные изменения с множественными округлыми очагами в стадии рассасывания. Для стрептококковой пневмонии типично значительное увеличение лимфатических узлов корня. Прогноз пневмонии обычно хороший.

Гемофилюсная пневмония характеризуется выраженными катаральными явлениями, с высокой температурой до 400С, токсикозом. В целом пневмонии, вызванные гемофилюсом и пневмококком различить трудно. Рентгенологическая картина весьма вариабельна - от негомогеной инфильтрации до полной очагово-сливной тени. Двусторонние поражения наблюдаются чаще, чем при пневмококковых процессах.

Псевдомонадная пневмония. В последние годы псевдомонас стал ведущим возбудителем внутрибольничной инфекции, он высевается из ингаляторов, кислородных аппаратов, инструментов. Как правило, болеют дети, получавшие антибиотики и заболевшие в условиях стационара. В клинической картине пневмонии псевдомонадной этиологии преобладают симптомы интоксикации (вялость, адинамия, бледность кожных покровов) при относительно незначительных признаках дыхательной недостаточности на фоне нормальной температуры тела. Перкуторная картина обычно пестрая, хрипы мелкопузырчатые. Поражение двустороннее: иногда, начавшись в одном легком, процесс через 2-5 дней захватывает и второе. Рентгенологически определяются двусторонние сливные очаговые тени малой интенсивности, разной величины, без четких границ, на фоне избыточного сосудисто-интерстициального рисунка. Заболевание прогрессирует с развитием пневмоторакса. Пневмоторакс требует обычно введения дренажа, через который долго отходит скудное отделяемое. Гемограмма характеризуется сдвигом лейкоцитарной формулы влево при незначительном лейкоцитозе, ускоренной СОЭ до 25-30 мм/ч.

Пневмонии, вызванные грамотрицательными бактериями кишечной группы, чаще встречаются у детей первых месяцев жизни, особенно у тех, которые длительно получали антибиотики. Клинически они во многом напоминают пневмонии, вызванные псевдомонасом, но имеют некоторые рентгенологические отличия. Обычно это двусторонние пневмонии. На рентгенограмме определяются сливные тени средней плотности в виде "лучистости", без четких границ с мелкими множественными полостями деструкции. Часто развивается тотальный или парциальный пневмоторакс с довольно массивными наложениями на плевре.

Лечение. Показания к госпитализации:

тяжелое или осложненное течение пневмонии;

неэффективность терапии в амбулаторных условиях в течение 24-36 часов;

пневмония у детей раннего возраста;

группа часто болеющих детей, страдающих повторными пневмониями и ОРЗ в анамнезе;

дети из сельской местности;

дети, бывшие в контакте с инфекционными больными;

неблагоприятные социальные и жилищные условия;

невозможность обеспечить лечение и уход за ребенком на дому.

Показания к госпитализации в процессе лечения:

присоединение внутрилегочных и внелегочных осложнений (плеврит, ателектаз);

распространение очагов воспаления на другие отделы легких;

присоединение вирусной инфекции, утяжеляющей течение пневмонии;

отсутствие эффекта от лечения в первые 3-4 дня, сохранение высокой температуры тела. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно при соблюдении определенных условий: ежедневное врачебное наблюдение; хорошие условия быта и уход за ребенком; обеспечение необходимого обследования и лечения.

В остром периоде болезни показан постельный режим, а затем щадящий режим с обязательным дневным сном.

Питание должно быть полноценным, с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов. В первые дни заболевания при лихорадке и интоксикации пища должна быть жидкой или полужидкой. Рекомендовано обильное питье: чай, фруктовые соки, минеральная вода, бульон.

До нормализации температуры тела необходимо дополнительное введение жидкости (для детей раннего возраста "питание + жидкость" должны составлять 140-150 мл/кг/сут.).

Антибактериальная терапия Пневмонии у новорожденных. Лечение пневмонии у новорожденного ребенка практически всегда проводится в стационаре. Антибиотики вводятся парентерально. При внутриутробных пневмониях препаратами выбора являются ампициллин, ампициллин/сульбактам в сочетании с аминогликозидами. При листериозе препаратом выбора является ампициллин в сочетании с гентамицином. Следует подчеркнуть, что листерии устойчивы к цефалоспоринам. Поэтому допустимо комбинировать цефалоспорины с ампициллином. В лечении нозокомиальных пневмоний, особенно поздних ВП, предпочтительна комбинация ингибиторозащищенных пенициллинов или цефалоспоринов III поколения с аминогликозидами. При подозрении на пневмоцистную инфекцию применяют котримоксазол, при грибковой этиологии - флуконазол.

При неосложненных пневмониях, особенно в амбулаторных условиях, предпочтительно введение антибиотиков внутрь. Если терапия была начата с парентерального введения препаратов, то по достижении эффекта следует перейти на пероральное введение антибиотика (ступенчатая терапия). Не доказана эффективность одновременного назначения противогрибковых препаратов (нистатин, леворин), антигистаминных препаратов.

Лечение детей первых 6 месяцев жизни при типичных формах проводится, как правило, в условиях стационара с использованием парентерального введения антибиотиков. При типичных пневмониях назначают амоксициллин клавуланат, ампициллин/сульбактам, ампициллин парентерально. Альтернативными антибиотиками являются цефалоспорины II и III поколений или цефазолин в комбинации с аминогликозидами. Препаратами выбора при атипичных формах являются современные макролиды. При анаэробной инфекции эффективны ингибиторозащищенные пенициллины, линкомицин, клиндамицин, метронидазол.

У детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет лечение нетяжелых, неосложненных пневмоний проводится амбулаторно с назначения пероральных препаратов. Антибиотиками первого выбора являются амоксициллин и макролиды, альтернативными - амоксициллин/клавуланат, цефуроксим/аксетил. У детей со склонностью к аллергическим реакциям предпочтительно назначать современные макролиды.

У детей в возрасте от 6 до 15 лет нетяжелые пневмонии лечатся в основном на дому с использованием пероральных препаратов. При типичной форме показаны амоксициллин, современные макролиды и др. При атипичной пневмонии лечение целесообразно начинать с макролидов.

Тяжелые формы пневмоний у детей всех возрастов, как правило, являются показанием к госпитализации. В стационаре желательно проводить ступенчатую терапию. Предпочтительны ингибиторозащищенные пенициллины, цефалоспорины II-III поколений.

Полный эффект: падение температуры тела ниже 37,50С через 24-48 ч при неосложненной и через 3-4 сут при осложненной пневмонии на фоне улучшения общего состояния и аппетита, уменьшения одышки. В эти сроки рентгенологические изменения не нарастают или уменьшаются.

Частичный эффект: сохранение фебрильной температуры тела после указанных выше сроков при уменьшении выраженности токсикоза, одышки, улучшении аппетита и отсутствии отрицательной рентгенологической динамики. Наблюдается обычно при деструктивных пневмониях и/или при метапневмоническом плеврите. Смены антибиотика не требует.

Отсутствие эффекта: сохранение лихорадки при ухудшении общего состояния и/или нарастании патологических изменений в легких или плевральной полости (увеличение объема выпота и его цитоза). При хламидиозе, пневмоцистозе отмечается нарастание одышки и гипоксемии. Отсутствие эффекта требует смены антибиотика.

Профилактика пневмоний должна начинаться еще до рождения ребенка. Предупреждение респираторных и других инфекций, правильное питание матери, строгие ограничения в отношении приема ею антибактериальных препаратов являются важными составляющими факторами антенатальной профилактики.

Профилактика пневмоний во многом зависит от работы родовспомогательных учреждений. Предупреждение асфиксии и травм, стафилококковых и других инфекций в родах снижает вероятность бронхолегочных заболеваний в последующие годы. После рождения ребенка в профилактике пневмоний важное место занимает защита его от ОРИ, особенно в эпидемически неблагоприятные периоды года.

Борьба за естественное вскармливание, своевременное введение прикорма, рациональное питание детей, находящихся на искусственном вскармливании, являются важным звеном в комплексе профилактических мероприятий по повышению резистентности организма ребенка к инфекционным заболеваниям. Для детей раннего возраста одним из методов профилактики пневмоний является своевременное выявление и лечение рахита, хронических расстройств питания, анемии, диатеза, так как эти заболевания предрасполагают к болезням органов дыхания. В плане повышения сопротивляемости организма ребенка внешним воздействиям (теплу, холоду) закаливание может быть порой самым эффективным средством защиты. Закаливающим действием обладают воздушные ванны, которые ребенок должен получать, начиная с рождения, влажные обтирания с переходом к обливанию вначале ног, затем туловища (с постепенно снижающейся температурой воды), солнечные ванны.

Важное значение имеют санация хронических очагов инфекции, тщательное наблюдение за детьми, страдающими ОРИ, бронхитами, особенно протекающими на фоне сопутствующих заболеваний (рахит, анемия, хронические расстройства питания, диатезы). Поэтому этапное комплексное обследование, лечение и наблюдение позволяют предотвратить развитие предрасположенности к бронхолегочным заболеваниям.

Литература

1. Болезни органов дыхания у детей. Под редакцией С.В. Рачинского, В.К. Таточенко.

2. Болезни уха и верхних дыхательных путей в детском возрасте. А.И. Фельдман и С.И. Вульфсон.

3. Новиков Ю.К. Алгоритмы выбора антибактериальной терапии при внебольничных пневмониях. Русский медицинский журнал. - 2000.

4. Справочник по лечению детских болезней / Под ред. М.В. Чичко.

5. Большая медицинская энциклопедия. М., 1989

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Острая дыхательная недостаточность, возникающая при острых повреждениях легких различной этиологии и характеризующаяся некардиогенным отеком легких, нарушениями внешнего дыхания. Особенности развития и течения РДС у детей. Клинические симптомы, лечение.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Воспалительное заболевание бронхов различной этиологии. Формы бронхитов и бронхиолитов у детей: острый, хронический, рецидивирующий, обструктивный. Механизм обструкции бронхов. Этиология, клинические проявления, критерии диагностики заболевания; лечение.

    презентация , добавлен 26.01.2017

    Характеристика желудочно-кишечных расстройств детей раннего возраста. Исследование этиологии, патогенеза и клинической картины простой диспепсии. Симптомы обезвоживания у ребенка. Лечение и профилактика токсической диспепсии. Степени тяжести эксикоза.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Клинические формы неспецифических заболеваний легких. Эпидемиология, предрасполагающие факторы, этиология, клинические особенности и классификация бронхитов. Острые респираторные заболевания у детей, методы их лечения. Механизмы защиты дыхательных путей.

    презентация , добавлен 12.12.2014

    Симптомы заболеваний органов дыхания. Основы углекислотной теории дыхания К.П. Бутейко. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Исследование значимости применения методов лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания у детей возраста 5-7 лет.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей. Симптомы бронхиальной астмы. Диагностика пневмонии, лечение. Изучение использования методов электрофореза и ингаляционной терапии в реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Пневмония как острое инфекционное поражение нижних отделов дыхательных путей. Развитие пневмонии у людей старческого возраста, ее проявления. Возбудитель заболевания, факторы риска. Классические клинические симптомы пневмонии у грудных детей, лечение.

    презентация , добавлен 17.09.2015

    Значимые анатомо-физиологические особенности развития новорожденного. Формирование структуры легких. Верхние дыхательные пути: придаточные пазухи носа, носовая полость, глотка. Особенности топографии нижних дыхательных путей у детей раннего возраста.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Статистика заболеваемости и смертности от туберкулеза. Клинические формы первичного туберкулеза у детей: диссеминированный, очаговый, кавернозный туберкулез легких. Туберкулез периферических лимфатических узлов. Профилактика и лечение заболевания у детей.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Теоретические аспекты анализа болезней органов пищеварения. Боли в животе и болезни пищевода. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины дискинезии желчевыводящих путей. Особенности диагностики и основные методы лечения заболевания у детей.