Как вести себя с конфликтными пациентами. Профессиональный подход. Как общаться с пациентами в условиях кризиса

Каждый из нас является покупателем своего здоровья. Именно больные напрямую или через налоги обеспечивают зарплату врачам. За свои деньги мы хотим получить результат.

Что мы вправе требовать от врача

1. Объем информации такой, какой мы хотим.

Это означает, что мы имеем полное право знать свой диагноз, прогноз и альтернативные методы лечения, получить необходимые рекомендации и знать, на чем они основаны.

Принципиально правильное положение, однако иногда бывает трудно выполнить его по моральным соображениям, например, когда врач имеет дело с пациентом, прогноз течения заболевания у которого неблагоприятен, особенно если его близкие просят врача не говорить всей правды.

2. Возможность не торопясь изложить свои вопросы и сомнения.

Если у врача в настоящий момент нет времени отвечать на ваши вопросы, попросите его назначить другое время для беседы.

3. Возможность регулярного общения с лечащим врачом.

Вам нужно поговорить с врачом о возможности повторных консультаций и решить должны ли они быть регулярными или осуществляться по мере необходимости.

4. Участие в выработке решения - ваше мнение должно быть принято в расчет врачом.

Должен быть решен вопрос, кто заменяет вашего врача, если он заболел или временно отсутствует.

6. Информация о том, кто имеет право доступа к вашей истории болезни.

Насколько конфиденциальны содержащиеся в истории болезни сведения, передает ли их доктор вашему работодателю, страховым компаниям или властям, какие обязательства имеет он на этот счет.

7. Информация о стоимости лечения.

Врач должен сказать вам стоимость каждой позиции отдельно, чтобы вы имели точные сведения, за что и сколько вы платите. Он должен также информировать вас, какие из методов обследования лечения покрывает ваша страховка.

Обязательно помните этот совет, поскольку в наших условиях он особенно актуален. Наше обязательное медицинское страхование не покрывает некоторые виды диагностики и лечения. Кроме того, хотя у нас и декларируется право больного на выбор врача, страховые компании заключают договор лишь с определенными медицинскими учреждениями, куда и направляют больных. Если вы обратитесь в медицинское учреждение, с которым у вашей страховой компании нет договора, то платить вы будете, скорее всего, из своего кармана.

8. Гарантия быть принятым в назначенное время.

Если врач назначил конкретное время приема, необходимо чтобы он обязательно был на месте. Исключением, конечно, могут быть срочные вызовы.

9. Право выбора врача.

Вы имеете полное право сменить доктора, если он не устраивает вас по какой-либо причине. При этом вам должны быть выданы все необходимые документы о проведенном обследовании и лечении.

Однако хорошо подумайте, прежде чем сделать это. Вашему новому врачу придется заново знакомиться со всем, что связано с вашим заболеванием, чтобы определить наиболее подходящий именно вам метод лечения, лекарственные препараты, что может занять довольно длительный промежуток времени. Хирурги не любят выполнять повторные операции больному, ранее оперированному в другом учреждении, и всегда советуют ему обратиться туда, где ему было выполнено первое вмешательство.

10. Второе мнение.

Если доктор не может поставить диагноз или у вас есть сомнения, можете настаивать на обращении к другому врачу.

Однако помните, что могут возникнуть некоторые проблемы связанные с тем, что среди врачей нет полного единства по многим вопросам.

Права доктора

1. Полная откровенность пациента.

Врачи не телепаты, если вы скрываете что-либо из истории вашего заболевания, проводимого лечения или наследственности, не следует ожидать, что вам будет поставлен правильный диагноз. Кроме того, вам может быть выписана не то лекарство, на которое у вас аллергия, назначен не тот препарат и так далее.

Люди редко умышленно скрывают какие-либо сведения о своих заболеваниях. Пожилые больные нередко просто забывают о том, как протекало их заболевание, какие исследования выполнялись, и какие методы лечения использовались. Поэтому храните выданные вам медицинские документы, особенно справки об оперативных вмешательствах, и приносите их с собой на консультации.

2. Взаимная вежливость.

Обращайтесь с врачом не хуже, чем со своими деловыми партнерами. Если вы договорились о консультации, являйтесь в назначенное время, если не можете - по крайней мере, позвоните и предупредите об этом врача.

Бывает, что пациент, назначенный на госпитализацию, в силу каких-то обстоятельств не может явиться в больницу в назначенный срок. Если он не сообщает об этом заранее, то могут возникнуть ненужные сложности в работе врачей, особенно если операция планировалась заранее.

3. Обдумайте, что скажете врачу.

Если вы собрались на прием, продумайте жалобы, которые вы собираетесь предъявить, чтобы с одной стороны врачу не пришлось вытаскивать их из вас, а с другой - не слушать в течение часа не относящиеся к делу истории. Если у вас плохая память, лучше запишите свои жалобы, чтобы не упустить важных подробностей течения болезни.

4. Понимайте вопросы и ответы врача.

Если вы чего-то не поняли - переспросите. Прервите, если необходимо, разъяснения доктора и попросите изложить то же самое в более доступной для вас форме. Не обвиняйте впоследствии доктора в том, что он вам дал недостаточные разъяснения.

Не стесняйтесь переспрашивать. Совершенно не обязательно, что ваше непонимание связано с недостаточной эрудицией. Вполне возможно, что доктор просто не способен понятно для вас формулировать свои мысли.

5. Не нервируйте понапрасну врача.

Если вам необходима врачебная консультация, постарайтесь договориться о ней обычным путем и явиться в назначенное время. Совершенно не обязательно постоянно звонить доктору домой в 4 часа утра или 10 раз в день на работу, чтобы изложить каждую новую жалобу.

6. Дайте врачу достаточно времени для установления диагноза.

Диагнозы моментально не ставятся. Дайте доктору время на проведение необходимых обследований. Не ожидайте чуда за пятнадцать минут. Скорее всего, вам придется появиться повторно после того, как у врача будут все необходимые результаты вашего обследования.

Чрезвычайно разумный совет, старайтесь ему следовать. Иногда больной искренне недоумевает, почему профессор не может поставить диагноз сразу после того, как он переступил порог его кабинета.

7. Пунктуально следуйте советам врача.

Принимаете лекарства, как предписывает врач, не меняя ни дозы, ни времени приема. Однако если ваше состояние ухудшается после приема лекарства, немедленно информируйте об этом врача.

8. Несогласие с врачом.

Если вы полагаете, что ваши интересы не совпадают с тем, что предлагает врач, скажите свое мнение и дайте ему возможность объяснить свою позицию. Не хлопайте дверью и не угрожайте отдать врача под суд – возможно, он прав.

Если вы начитались в газетах о многомиллионных исках больных к врачам, которые удовлетворяют страховые компании на Западе, то запомните, что к нам это не относится. Если даже продать русского врача со всем его имуществом, вряд ли вы можете рассчитывать на получение сколько-нибудь значительных сумм.

Если вы нарушаете эти положения, врач имеет полное право отказаться иметь с вами дело и предложить поискать другого специалиста.

Международный кодекс медицинской этики

Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983

ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ

1. Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

2.Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.

3.Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

9. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка- неправ. действие мед.работника, кот. нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении мед. работника к своим проф. обязанностям. При этом врач испытывает только моральную ответственность, наличие невиновности врача, отсутствие отв-ти.

10. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению Мудрова.

Человек должен обладать следующими качествами:

1.способностями

2.желанием

3.условиями

(Черты характера настоящего врача:

Скромный,честный,благоразумный

Сдержанный в образе жизни

Обращать внимание на внешний вид и одеваться чисто

Следить за своим цветом лица и быть здоровым).

11.Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса?

Принцип «делай добро»

12. Качество, которым должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон») Врач должен быть врачом не только по званию, но и на деле. Врачу должны быть свойственны «трудолюбие, презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью».

13.Кем и когда был предложен термин «деонтология»?

Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”.

14.Кем и когда был предложен термин «биоэтика»?

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”.

16. Комиссивная и омиссивная врачебные ошибки?

По отношению к действию врачебные ошибки бывают:

Комиссивные – врач сделал что-то, но неправильно.

Омиссивные – врач не сделал что-то, а надо было.

Врачебные ошибки - неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющиеся следствием его недобросовестности и не содержащие состава преступления или признаков проступка.

17. Кто в РФ имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью?

Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

18.Кто и когда предложил термин «этика»?

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай)

20.Международный кодекс медицинской этики. (ВМА, Венеция, октябрь, 1983)

Обязанности врача по отношению к больному. Врач должен:

23. Виды отвественности: административная и дисциплинарная, моральная, уголовная.

Вид ответственности зависит от вида действия, в результате которого нанесен ущерб и от тяжести нанесенного ущерба.

24. Тезис: «Врач-философ подобен Богу».

25. Медицинские последствия ятрогений –длительная утрата здоровья и инвалидизации, увеличение показателей заболеваемости, летальности.

26. Социальные последствия ятрогений – снижение авторитета медицины, недоверие к врачу, обращение в альтернативным источникам лечения, возрастание количества жалоб и исков от пациентов.

27. экономические последствия ятрогений- увеличение стоимости лечения и ухода; снижение трудоспособности, трудовые потери; затраты на социальное обеспечение.

28. Неблагоприятный исход-аномалия в клинической практике, когда врач делал как положено и никак не мог предотвратить ущерб пациенту.

Общие черты между врачебной ошибкой и неблагоприятном исходе:

Нанесение ущерба пациенту

Добросовестное отношение врача

Невинность врача

Отсутствие какой-либо ответственности, кроме моральной.

Отличия: исходя из определений правильность или неправильность действия. Врачебная ошибка – неправильное действие врача, неблагоприятный исход – врач делал всё правильно .

29. Объективная врачебная ошибка обусловлена внешними обстоятельствами; сложностью данного клинического случая; недостаточностью научных и медицинских уровней знаний; отсутствием достаточно точных и объективных диагностических критериев; атипичностью заболевания.

30. Обязанности врача по отношению к пациенту:

Постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

Обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

Хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

Всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

31. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

32. Врачебная ошибка – неправильное действие (или бездействие) медицинского работника, которое нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении к профессиональным обязанностям.

33. Под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту.

Ст.172 УК РФ дает определение халатности: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившие существенный вред... охраняемым законам правам и интересам граждан»

34. Преступная халатность весьма многообразна. Она может выразится: а) в недостаточном обследовании больных и невыполнении специальных диагностических исследований; б) в небрежном уходе и наблюдении за детьми; в) в несвоевременной госпитализации или преждевременной выписке; г) в недостаточной подготовке и небрежном выполнении хирургических операций и других лечебных мероприятий; д) в недостаточной организации лечебного процесса; е) в несоблюдении и нарушении различных медицинских инструкций и правил; ж) небрежное применение лекарственных веществ; з) небрежность в ведении истории болезни и другой медицинской документации; и) в невежестве.

35. Ятрогенные заболевания – любые нежелательные последствия медицинских вмешательств, процедур, которые приводят к нарушению функции органа или системы, ограничению деятельности, появлению патологических процессов, инвалидности или смерти пациента.

36. Биоэтическая модель - «Автономия личности пациента и уважение его прав»

37. «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». III в. до н.э.

38. Последствия ятрогений:

Медицинские (длительная утрата здоровья и инвалидность; увеличение показателей заболеваемости и летальности)

Экономические (увеличение стоимости лечения; затраты на социальное обеспечение; трудовые потери)

40. Статья 66. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом медицинской организации (ее подразделения) от наблюдения и лечения пациента, если это непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

41. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994г.

Статья 7. Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

Если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

Данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

Врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

    Причины увеличения количества жалоб населения на халатное обращение врачей к своим профессиональным обязанностям по мнению ВМА.

Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано с:

a) Увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска.

b) Навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму.

c) Ошибочным смешением понятий права на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать).

d) Возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей.

е) Побочными последствиями "оборонительной позиции",которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

    Пути профилактики врачебных ошибок.

    Полная компетентность (по отношению к имеющимся терапевтическим средствам) как высшая форма профессиональной честности;

    Необходимость постоянного внимательного ухода (не только при тяжелых состояниях);

    Рациональная осторожность: принося пользу, не нанеси вреда;

    Способность принимать решения и брать за них ответственность даже в экстремальных ситуациях (риск в интересах пациента);

    Постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям.

В предупреждении врачебных ошибок надо исходить также из определенных критериев профессионального долга: признание ошибок и их объективный анализ; постоянное совершенствование клинического чувства врача, т.е. его способности полно и правильно оценить болезненное состояние пациента, уровень его теоретической подготовки, практического опыта, адекватности суждений, пользование техникой без преклонения перед ней и наличие этико-психологического контакта с больным.

    Работа Гиппократова сборника «Наставления»

«Наставления» входят в Гиппократов сборник.

Поднимаются след-щие проблемы: вопрос о гонораре, о коллегиальности, о профессиональной независимости врача. (в интернете написано лишь, что НАСТАВЛЕНИЯ есть, и всё)

    Как назвалась первая работа М.Я.Мудрова, посвященная медицинской этике

«Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача»

    С чем сравнивается медицина в работе «Гиппократова сборника» «О благоприличном поведении». Что между ними общего

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах

поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и

связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в

самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для

мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,

решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и

необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед

богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против

невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против

непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против

бесстыдства..."

    Советский период в развитии медицинской этики в России

Мед этика – обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам и пролетариата; новое понимание социальной роли врача, пересмотр многих этических положений его деятельности; нет курса медицинской этики; упразднено факультетское обещание.

1969 г. – конференция по проблемам деонтологии;

1971 г. – утвержден текст «Присяги врача Советского Союза»;

1993 г. – клятва Российского врача.

    Субъективные врачебные ошибки

К наиболее частым встречающимся субъективным причинам врачебных ошибок относят: поверхностное, небрежное обследование; недостаточная степень подготовки врача и неуверенность его в своих знаниях; логические ошибки: поспешное обобщение, неправильное заключение, ошибочное некритическое применение аналогии; самоуверенность и т.д. Субъективные причины не могут быть этически оправданы. Когда речь идет о здоровье и жизни человека – высших его ценностях – необходимо принять во внимание даже самый минимальный риск, объективно и всесторонне измерить имеющийся риск, тщательно его контролировать, принимая все меры к его уменьшению.

    Кто считается отцом античной этики и почему

Отец древней этики – Сократ; ввел понятие добродетели – направленности человека на то, чтобы делать добро.

    Тактические врачебные ошибки

Неправильный выбор методов исследования для установления диагноза, а также неправильная оценка его результатов; ошибочное установление показаний и (или) противопоказаний к тому или иному методу лечения или профилактики, ошибки в организации лечебного процесса и т.д.

    Технические врачебные ошибки

Неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций и процедур, неправильное оформление медицинской документации и др.

    Факторы формирования биоэтики

1)научно-технический прогресс и его последствия

2)развитие демократических свобод и прав личности в современном обществе, которое порождает в свою очередь большой круг биоэтических вопросов: право на жизнь или смерть, право на здоровье, права пациента и права врача и т.д.

3)наличие морального плюрализма в мультикультурном обществе

4)медикализация

Ф-ры актуализации: медиизация (влияние СМИ на человека), глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает всё человечество.

55. Характеристика патерналистской модели поведения…. Патерналистская модель (от лат. paternus –отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением.

56. Хар-ка информационной и совещательной модели поведения . В соответствии с информационной моделью(ее можно объединить с «либерационной») врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента в конечном счете возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии больного по этой модели заключается в контроле за формированием врачебного решения.

Последняя из моделей – совещательная . Врач в совещательной модели действует как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и один из них, являющийся, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального суждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

57. Что нужно, чтобы стать настоящим врачом по мнению древнегреческих врачей. Надо хорошо учиться, быть прилежным, получать зачеты и учить медэтику)

58. Что считал Пирогов по поводу врачебной ошибки. Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов

59.Что такое этика? Э́тика -философское исследование морали и нравственности . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , сострадания , дружбы , смысла жизни , самопожертвования и т. д

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

60. Что такое биоэтика? Биоэ́тика наука о нравственности) - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

61. Деонтология - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики . Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров .

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом .

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия , а также неизбежная смерть пациента.

В каком документе ВМА описаны обязанности врача (дата и место его принятия)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Виды ответственности за нанесение ущерба здоровью пациента. От чего зависит вид ответственности.

Первый судья врача – собственная совесть(за нарушение этических норм). Второй – медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону. (административную и уголовную)

Вклад В.А.Манассеина в развитие медицинской этики в России

Он основал газету «врач».где поднимались вопросы о врачебных ошибках, смертной казни,профессиональной ответственности врача.

Вклад В.В.Вересаева в развитие медицинской этики в России

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, - говорит В.В. Вересаев, - обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Вклад М.Я.Мудрова в развитие медицинской этики в России

Основоположник мед.этики в россии.предположил моральные качества русского врача в слове «о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача». Выделял 3 качества настоящего врача: способности, условия, желания. Черты характера врача: скромный, честный,сдержанный,опрятный, здоровый, не корыстный, не стыдится обращаться за помощью к коллегам.

Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России

Поднял вопрос о врачебных ошибках. считал. что врачебные ошибки неизбежны в практике врача. Не нужно их стыдится, нужно обнародовать, чтобы другие не совершали подобные ошибки

Вклад Н.Н.Петрова в развитие медицинской этики в России

Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология»

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу медицинской этики

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

Не переманивать пациентов у своих коллег;

Соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Этическому кодексу Российского врача

Статья 16. Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача – блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 17. По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискриминации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

10. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки. (ответственность только моральная)

За совершение врачебной ошибки врач подлежит только моральной ответственности

11. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению М.Я.Мудрова

скромность, честность, благоразумия. Иметь способности, условия, желания. Хороший внешний вид, быть здоровым, сдержанность, умеренность

12. Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса

делай благо

13. Качества, которыми должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон»)

природное расположение

многолетнее прилежание


Похожая информация.



  1. Исход конфликтной ситуации зависит от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия

  2. Используйте прием «соглашение в малом»: поддержите очевидный аргумент оппонента, но при этом продолжайте настаивать на своей позиции

  3. Объясняйте, почему вы назначаете определенный вариант лечения. Пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники

Со скандальными пациентами медицинские работники сталкиваются ежедневно. На первой линии обороны — начмеды: им нужно разрешать конфликты, которые не смогли предотвратить подчиненные. Рассмотрим несколько случаев из практики врачей и проанализируем, как лучше действовать медработникам, чтобы избежать конфликтов или вывести их в конструктивное русло.

1. «Какие ужасные сотрудники здесь работают»

Ситуация. На прием к хирургу вломилась известная на всю поликлинику дама, расталкивая всех локтями и демонстрируя оперированный палец. Приказала врачу перевязать его. Хирург вежливо попросила подождать своей очереди. Дама из кабинета не вышла и стала кричать, какие ужасные сотрудники здесь работают, «гнать их нужно паршивой метлой». Медбрата, который ее перевязывал, обозвала криворуким.

На другой день хирург работала без младшего медперсонала. Пациентка заявилась опять без очереди, растолкав пациентов с талонами. Предложение сменить уличную обувь или снять ее восприняла как дерзость и приказала врачу тоже снять обувь (хотя у всех сотрудников обувь сменная). Чувствуя продолжение, хирург пошла за ближайшим свидетелем, врачом-гинекологом. Пациентка переключилась на нового человека, отругала за мятый халат, отсутствие «сменной» обуви, и опять понеслось! Голос повышался и повышался…

Хирург попыталась начать перевязку. Пациентка приказала ей убрать «грязную тряпку» (т. е. пеленку), на которой должна происходить перевязка. Хирург позвонила заместителю главного врача, попросила подойти в кабинет.

Внезапно у хирурга появился тремор в руках, она стала заикаться. Ее срочно отвели на ЭКГ и измерили давление — оно оказалось 160/115, тахикардия. Зафиксировали гипертонический криз, дали лекарства, уложили в дневной стационар.

Скандальная дама знакома всем сотрудникам медучреждения, после одной из ее жалоб и последующих разборок уролог поликлиники умер от острого кровоизлияния в мозг.

ВАЖНО!!! В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь на сохранении внутреннего эмоционального баланса

В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь не на приемах и техниках по разрешению конфликта, а на сохранении и восстановлении внутреннего эмоционального баланса.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Если пациент заходит на прием без очереди, попросите его покинуть кабинет. Выйдите к очереди и проговорите порядок приема. Например, в кабинет заходят попеременно — сначала те, кто записан на прием, потом те, кто пришел на перевязку. Тем самым вы обозначите для всех больных равные условия, покажете, что соблюдаете их интересы. После этого пациенты сами будут следить за тем, чтобы очередность не нарушалась.
2. Если пациент проявляет неуважение, пытается руководить лечением, остановите его. Скажите, что сможете продолжить лечение, только если пациент будет вести себя уважительно. В противном случае вы сначала уделите время другим пациентам, которые в большей степени нуждаются в помощи.
3. Не вступайте в словесные перепалки. Не оправдывайтесь, не пытайтесь смягчить ситуацию. Задайте деловые границы для вашего взаимодействия. Четко обозначьте требования, соблюдать которые необходимо в вашем кабинете.

В описанной ситуации медицинский работник боится конфликтных ситуаций внутренне, демонстрирует чувства «маленького ребенка», который находится перед грубым, крикливым взрослым.

Подумайте в спокойной обстановке, в каких ситуациях в детском или подростковом возрасте вы испытывали чувство беззащитности? Кто был тем взрослым, который их вызывал? Это мог быть один из родителей, отчитывающий за проступок, или воспитатель детского сада, или учитель в школе.

Когда врач на приеме сталкивается с «отчитывающими» пациентами, он регрессирует, впадает в детское состояние и видит в оппоненте значимого когда-то взрослого, наделяет его соответствующими качествами. И тогда врач не может вести себя как взрослый, уверенный в себе профессионал, который умеет поставить крикливого пациента на место. Вместо этого, как ребенок, он испытывает беспомощность, призывает помощников в виде более статусных лиц — например, заместителя главного врача.

После того как вы вспомнили ситуацию из прошлого, возможно, вспомнили лицо, с которым связано подавленное состояние, советуем сделать следующее упражнение.

Определите на полу в кабинете место 1 : можете отметить его мысленно или положить туда лист бумаги. Это место будет связано с вашими нересурсными детскими состояниями и испугом. Встаньте ненадолго в центр этого круга. Почувствуйте себя маленьким и испуганным. Теперь выйдите из круга. Посмотрите внимательно на то место, где вы стояли, и скажите мысленно следующее: «Теперь я вижу, что, когда ко мне приходят крикливые пациенты, я веду себя так, как когда-то вела себя с мамой, папой, учителем. Тогда я не могла сделать по-другому. Но теперь я выросла, стала профессионалом и могу вести себя по-взрослому».

Наметьте на полу место 2 . Это точка, где вы чувствуете себя как профессионал, который долго учился и много лет плодотворно работал. Здесь вы ощущаете себя уверенно. Вы точно знаете, как себя вести и что сделать, чтобы помочь пациенту. Встаньте в центр этого круга. Это та позиция, из которой вы можете общаться с пациентом. Здесь вы четко определяете границы своего общения с ним. Вы уже не «пытаетесь» сделать ему перевязку, не оправдываетесь, не зовете на помощь руководителя. Только вы знаете, что надо делать в этом кабинете!

Запомните состояние уверенности и место, которое вы обозначили. Иногда достаточно мысленно встать туда, чтобы почувствовать себя профессионалом.

Теперь с чувством внутренней устойчивости вы можете встречать следующего крикливого пациента.

2. «Пишите в карте то, что мне нужно»

Ситуация. На повторный прием к терапевту пришла женщина, которая оформляет санаторную карту. На первичном приеме врач ее осмотрел, дал направления на анализы крови, мочи, кала и на ЭКГ. И вот она вернулась: зашла в кабинет, свысока оглядела его, села, развернув стул, как ей удобно, достала амбулаторную карту и ткнула в нее:

— Молодой человек, вот вы тут написали, что стул в норме, а ведь у меня уже год запоры.

— Что же вы не акцентировали внимание на этом в первый раз?

— Но вы же доктор, вы должны сами у меня все расспрашивать, а я отвечать.

Не желая вступать в конфликт, врач стал расспрашивать про ее проблему. Оказалось, что у нее запоры около полугода (1-2 раза в неделю), ранее по поводу ЖКТ пациентка не обследовалась.

— Молодой человек, напишите в санаторной карте то, что мне нужно, — чтобы мне в санатории лечили запоры.

Терапевт отказался это сделать, т. к. точный диагноз пациентке не поставлен. Ехать в санаторий недообследованной запрещено. Врач предложил сейчас про запоры забыть, полечить в санатории остеохондроз, а после нормально обследоваться.

— Запрещено?! Молодой человек, это ты мне, что ли, запрещаешь? Пиши запоры в карту.

Пациентка побежала жаловаться к заведующему отделением, потом главному врачу, назвала их хамами. Потом поехала жаловаться в министерство.

Терапевт, возможно, допустил оплошность, поскольку на первичном приеме не поинтересовался состоянием стула пациентки. Врач — живой человек и не всегда может быть безупречным.

Советуем врачу в подобной ситуации использовать прием «соглашение в малом». Суть его в том, что врач соглашается с очевидным и не самым существенным аргументом оппонента, продолжая при этом настаивать на принципиальных для себя позициях. Например: «Да, согласен, я не проявил внимания и не спросил вас о состоянии стула. Но и вы тоже не сказали мне о том, что у вас есть такие проблемы». Обычно, если человек слышит признание своей правоты по какому-то пункту обвинения, его намерение конфликтовать снижается.

В описанной ситуации верное, по сути, врачебное решение было подано пациенту не под лучшим «соусом». Поэтому больной воспринял его как отказ без объяснения причин и без учета его интересов. Врачу нужно было сообщить пациенту, что он отказывается вписывать «лечение запоров» в санаторно-курортную карту потому, что заботится о его здоровье, что это не прихоть врача. Например: «Такой симптом, как запоры, может быть связан с рядом заболеваний. Вам необходимо дообследоваться».

Иногда может помочь прямой вопрос: «Что, с вашей точки зрения, я должен сделать в этой ситуации?». По сути, вы приглашаете пациента к переговорам, предоставляете ему возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения врача. Задавая такой вопрос, врач выходит из позиции непререкаемого эксперта, приглашает пациента занять партнерскую позицию и взять на себя ответственность за собственное здоровье. Даже у самых настырных людей при этом появляются сомнения в своей правоте.

3. «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат»

Ситуация. В поликлинику поступил вызов к 5-месячному ребенку, температура 38 градусов. Ранее переболел отец малыша. Педиатр назначила противовирусное лечение, выписала бесплатные лекарства (анаферон, свечи нурофен). После выходных врач вновь посетила семью, узнала, что у малыша 2-й день кашель. Осмотрела, добавила в лечение ингаляции лазолваном через небулайзер. Собиралась уходить, как в этот момент начала возмущаться бабушка ребенка: «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат». Выяснилось, что она консультировалась по телефону со знакомой, которая работает в реанимации. Та рекомендовала антибиотики. Бабушка угрожала написать жалобу, если врач не выпишет азитромицин. Педиатр ответила, что у ребенка вирусная этиология заболевания, и антибиотики бесполезны. Рекомендовала для начала сделать общие анализы крови и мочи. Но не убедила бабушку, потому что на следующий день на участковую поступила жалоба главврачу.

Конфликтная ситуация продолжилась по вине врача. По всей видимости, аргументы, которые привела врач, оказались неубедительными для бабушки заболевшего ребенка. Родственники пациента восприняли педиатра как недостаточно компетентного специалиста.

Если врач умеет доносить свою позицию, он сможет договориться даже с самым конфликтным пациентом

Когда тяжело болеет ребенок — это стресс для всех взрослых членов семьи. Они испытывают страх за жизнь ребенка, чувствуют вину за то, что не смогли сохранить его здоровье. И, конечно же, стараются приложить все усилия, чтобы вновь увидеть свое чадо здоровым и веселым.

В диалоге с родителями и родственниками в такой ситуации важно:

1. Вначале увидеть, озвучить их чувства: «Я понимаю, что вы сейчас очень волнуетесь за малыша».

2. Принять эти чувства и показать, что вам они тоже небезразличны: «Я тоже волнуюсь, когда мои дети болеют. Я переживаю за вашу малышку».

3. Объяснить, почему вы назначаете именно такой вариант лечения. Полезно подкрепить свою аргументацию — пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники. Например, «ученый N., который изучает влияние антибиотиков на течение болезни в детском возрасте, говорит о том, что велика вероятность побочных эффектов. Более эффективно в этом случае лечение с помощью препаратов А и В».

4. Подчеркнуть, что назначенное лечение на сегодняшний день уже привело к определенным результатам, например снижению температуры и др. Нужно пояснить пациенту (его родственнику), как протекает заболевание и сколько дней может длиться кашель.

Иными словами, пункт 3 и 4 — это грамотное, аргументированное разъяснение тактики лечения.

5. Можно отметить, что врач, который дал рекомендации, работает в другой области. Так, в отделении реанимации специалисты решают другие задачи и поэтому используют иной подход к лечению.

6. Подтвердите еще раз, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы малыш как можно скорее выздоровел.

7. Если возможно, оставьте родителям номер своего телефона на случай, если улучшение не наступит в течение ближайших дней. Или скажите, что перезвоните, чтобы узнать о состоянии малыша и скорректировать лечение.

Конфликтные ситуации между врачом и пациентом не обязательно перерастают в конфликт. Исход зависит в первую очередь от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия, заботиться не только о благополучии клиента, но и о собственном эмоциональном комфорте. В психологии такое качество личности называется «ассертивность» — взаимодействие с окружающими, которое сочетает в себе внутреннюю силу, умение уверенно и с достоинством отстаивать свои права и соблюдать при этом права и интересы других людей.

В большинстве случаев конфликтная ситуация возникает там, где есть дефицит важной информации. Умение доступно донести до пациента свою тактику лечения, объяснить свою позицию поможет договориться с самыми конфликтными людьми.

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.


5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.