Зрение у новорожденных - норма и патология. Зрение у новорожденных: этапы развития

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1-+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Что видят малыши

Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

Когда развивается зрение

Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

Как развивается зрение

В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

5 месяцев

Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

8 месяцев

Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

Ваша роль

Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

Когда стоит беспокоиться

Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
Один из зрачков кажется белым.
Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

Глаз - один из самых важных органов чувств. Благодаря зрительной функции человек познаёт окружающий мир, исследует объекты и предметы. Некоторые заболевания и врождённые патологии, негативно сказывающиеся на способности людей видеть, можно диагностировать в первые несколько дней после рождения. Именно поэтому важно знать, как должно формироваться зрение у новорождённого ребёнка, уметь различать норму и патологию, чтобы вовремя обратиться к специалисту и избежать возникновения осложнений.

Как видит грудной ребёнок

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста. Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети

Зрение малышей в первые дни жизни

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Сетчатка, палочки и колбочки, воспринимающие световую и цветовую информацию, формируются на сороковой неделе внутриутробного развития. Дети, рождённые на сроке до тридцати пяти недель, нередко имеют серьёзные проблемы со зрительным аппаратом, что чревато отставанием в психомоторном развитии.

Таблица: сроки формирования зрительных функций у недоношенных детей

Функция Время окончательного формирования
Ощущение света С шестого месяца внутриутробного развития
Фиксация взора На третьем или четвёртом месяце внеутробной жизни ребёнок начинает фокусировать взгляд на больших и ярких предметах (игрушки, погремушки)
Цветовосприятие На пятом месяце малыш начинает реагировать на красные, жёлтые, зелёные и оранжевые краски. К двум годам формируется окончательная способность узнавать и различать цвета
Узнавание лиц родителей Начинается с четвёртого месяца жизни
50%-я острота зрения В возрасте двух лет малыш может более или менее чётко различать предметы
Стопроцентная острота зрения при отсутствии других патологий Достигается к пяти годам
Сочетанное зрение обоими глазами Около трёх-четырёх лет

Проблемы со зрением у новорождённых

Патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев и даже дней жизни. Многие врачи связывают это с общей динамикой ухудшения состояния здоровья населения за последние двадцать лет, но другая часть специалистов выделяет целые группы факторов, в связи с которыми появляется та или иная патология.

Возможные причины возникновения проблем со зрением:

  • генетическая предрасположенность;
  • наследственные заболевания соединительной ткани;
  • воздействие радиационных, химических, химико-биологических и физических загрязнений;
  • внутриутробное инфицирование плода;
  • синдром задержки роста и развития плода;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя, никотина, наркотиков, запрещённых лекарственных препаратов с тератогенным эффектом;
  • присоединение бактериальных инфекций на первом году жизни;
  • первичный и вторичный иммунные дефициты.

Если родственники малыша имели какое-либо генетическое заболевание со стороны зрительных органов, вероятность развития подобных осложнений у ребёнка увеличивается в полтора раза.

Косоглазие

Косоглазие представляет собой изменённое положение глазного яблока, которое возникает из-за слабости глазодвигательных мышц, выполняющих функцию фиксации. Косоглазие - не только косметический, но и функциональный дефект: при этой патологии у младенца формируется неправильное бинокулярное зрение. В будущем это может послужить серьёзным препятствием для дальнейшего психоэмоционального и моторного развития, поэтому болезнь рекомендуется устранять на самых ранних сроках.

Косоглазие может быть как врождённым, так и приобретённым в первые дни жизни

При косоглазии малыш не может воспринимать мир объёмно: один глаз его видит правильное положение предметов, в то время как другой направлен в совершенно противоположную сторону. Это может привести к серьёзным нарушениям объектно-пространственного мышления. Врождённое косоглазие является результатом гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, недоношенности или болезней соединительной ткани.

Приобретённая патология возникает после перенесённых воспалительных заболеваний мышечной и нервной ткани. Глазодвигательные мышцы больше не могут сохранять нужное положение яблока, что ведёт к изменению его позиции в глазнице. Лечение патологии может быть как консервативным (массажи, гимнастика), так и оперативным.

Врождённая миопия

Более тридцати лет назад миопия, или близорукость, считалась заболеванием преимущественно детей более старшего возраста (от пяти до семнадцати лет). В настоящее время есть множество научных трактатов и исследований, которые доказывают существование врождённой близорукости.

У близоруких родителей с 40%-й вероятностью может появиться малыш с врождённой миопией

При врождённой миопии малыш появляется на свет с изменённой формой глазного яблока: оно более длинное, чем нормальное. Это приводит к тому, что лучи естественного и искусственного света, попадающие в глаз, не доходят до сетчатки, где располагаются палочки и колбочки, воспринимающие зрительную информацию. Такие дети гораздо позже начинают фиксировать взгляд на предметах, не узнают родителей и часто пугаются собственных конечностей.

Благодаря средствам современной офтальмологии миопия у младенцев диагностируется и лечится сразу же после рождения. Правильно подобранная терапия облегчит процесс становления и формирования зрительного аппарата, благодаря чему ребёнок сможет полноценно обучаться и развиваться.

Младенческая дальнозоркость

При дальнозоркости дети очень хорошо видят вдаль, но практически не ориентируются в предметах, которые расположены от них на расстоянии вытянутой руки. Все младенцы изначально рождаются дальнозоркими, но это явление не носит патологический характер: к шести месяцам глазное яблоко приобретает правильную форму, увеличивается в размерах, а фокус нормализуется и устанавливается на сетчатке.

Врождённую дальнозоркость иначе именуют гиперметропией, что связано с повышением способности глаз младенца фокусироваться на далеко расположенном предмете.

В случаях с аномальной дальнозоркостью этого не происходит. Недоразвитое глазное яблоко не может преломлять лучи света с нужным интервалом, за счёт чего приспособительная способность органа зрения очень сильно страдает. Родителям следует насторожиться по поводу возможной дальнозоркости у младенца, если он:

  • не рассматривает свои ручки, что свидетельствует о нарушении нормальной для детей реакции на собственные конечности;
  • не обращает внимания на лежащие рядом или висящие в непосредственной близости от него игрушки;
  • не реагирует на близкорасположенные лица родителей;
  • фиксирует взор на предметах, находящихся на расстоянии более шестидесяти - семидесяти сантиметров от его глаз.

Слепота

Слепота - это самое тяжёлое нарушение зрения врождённого или приобретённого характера, в результате которого человек теряет способность видеть окружающий мир. Она может быть как односторонней, так и двусторонней. Причиной формирования врождённой слепоты у детей могут быть как патологии зрительного нерва, аномалии развития глазного яблока, сетчатки и её клеток, так и некоторые атрофические инфекционно-воспалительные процессы, перенесённые в утробе матери.

В некоторых случаях врождённую слепоту можно заметить не с первых дней жизни

К основным признакам, по которым можно заподозрить наличие слепоты у малыша, относят:

  • помутнение роговицы;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • нарушение основных рефлексов моргания при прикосновении к нижнему веку;
  • отсутствие зажмуривания при поднесении раздражителя;
  • хаотичные и беспорядочные движения глазных яблок.

В каждом отдельном случае необходимо рассматривать причину, повлёкшую за собой возникновение слепоты. Иногда малышу бывает необходима срочная операция, после которой становится возможным полностью восстановить утраченную функцию зрения в короткие сроки.

Нистагм или бегающие глазки

Многие родители замечают, что глаза ребёнка не всегда находятся в одном и том же положении: периодически можно наблюдать непроизвольные движения глазных яблок, которые возникают без действия каких-либо внешних факторов. Это может повлечь за собой определённые трудности при дальнейшем обучении: такие малыши хуже фиксируют взгляд и не могут длительное время сосредотачиваться на предметах.

Нистагм довольно часто встречается у людей с альбинизмом, что связано с недоразвитием глазодвигательных мышц, фиксирующих глазное яблоко.

Физиологический нистагм наблюдается у младенцев первых десяти дней жизни. Если после этого срока явление не прошло, стоит посетить врача. Таким детям назначается специальная гимнастика, чтобы укрепить мышечный каркас и восстановить нормальное положение глазного яблока.

Врождённая глаукома

Глаукома - это повышение внутриглазного давления, которое ведёт к формированию дегенеративных и дистрофических процессов в тканях глазного яблока, что может вызвать существенное снижение зрения. В настоящее время количество детей, появившихся на свет с врождённой глаукомой, неуклонно увеличивается. Учёные предполагают, что это может быть связано с большим количеством вредных факторов, действующих на женщину во время беременности.

Врождённую глаукому диагностируют в первые недели жизни

Патогенез глаукомы обусловлен нарушениями формирования во внутриутробном периоде угла передней камеры и выводящей системы глаза. Жидкость не оттекает, в результате чего давление внутри глаза повышается.

Клиническими проявлениями патологии у младенца служат:

  • отёчность и помутнение роговицы;
  • нарушения фиксации взора;
  • аномальные реакции зрачков;
  • появление слезотечения на свету;
  • повышенное давление внутри глазного яблока.

Врождённую глаукому лечат оперативными методиками. Длительность восстановления после данной операции составляет не более трёх месяцев. После этого зрение младенца возвращается в пределы допустимой нормы.

Опущение верхнего века

Опущение верхнего века, которое препятствует нормальному обзору, называется птозом. Эта патология довольно часто встречается у недоношенных детей первого года жизни. Птоз разделяют на врождённый, который сформировался в период внутриутробного развития организма плода, и приобретённый, возникший как следствие глазных инфекционно-токсических заболеваний воспалительного характера, неврологических патологий, парезов или параличей.

Опущение верхнего века встречается у детей разных возрастов

Верхнее веко опускается, нарушая обзор и затрудняя отхождение слёзной жидкости. Особенно важно диагностировать снижение остроты зрения на глазу, который опущенное веко прикрывает более чем наполовину: он развивается гораздо хуже. Симптоматика, которая выявляется при наличии птоза у новорождённых:

  • изменение размера глазной щели;
  • вялое, ригидное веко;
  • нарушения моргания;
  • скопление в уголке поражённого глаза большого количество белково-жировых отложений;
  • нарушение концентрации на объекте при просмотре его больным глазом;
  • отсутствие реакции на цветовые или световые раздражители.

Степень птоза определяется врачом-офтальмологом. Для коррекции лёгкого дефекта можно применять подклеивание верхнего века ко лбу с помощью лейкопластыря, специальные массажи и упражнения. Лечение тяжёлой и среднетяжелой степеней проводится с помощью хирургического вмешательства: врачи уменьшают объём века путём его подрезания и натяжения внутриглазных мышц.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.

Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора

Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:

  • большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
  • источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
  • любимая игрушка или погремушка ребёнка.

Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд. Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.

Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Тренировка зрения у грудничков

В первые дни и месяцы своей жизни малыши активно познают мир и пытаются фиксировать взгляд на лице родителей, игрушках, различных фигурках и рисунках. Чем больше всевозможной двигательной и зрительной информации получает ребёнок, тем более интенсивно происходит развитие больших полушарий головного мозга, активизируется пространственно-временное мышление и восприятие окружающей действительности.

Присутствие родителей при первых попытках ребёнка фиксировать взгляд особенно важно

Лучше всего на психоэмоциональное состояние растущего человека влияют лица самых близких людей - родителей. Если ребёнок регулярно видит перед собой маму и папу, он начнёт самостоятельно фиксировать взор, улыбаться и гулить при их появлении гораздо быстрее.

Картинки для развития зрительных навыков в первые месяцы жизни

С момента появления на свет и до полугода особенно важно развивать зрительные навыки у малыша. В это время активно происходит процесс роста и развития глазных яблок, восходящих и нисходящих путей, которые переносят информацию от глаза в кору больших полушарий, где происходит её обработка и формирование ответных эмоциональных и двигательных реакций. Многие детские психологи отмечают этот этап как особенно важный период физиологического и нервно-психического развития, при грамотной стимуляции которого происходит улучшение многих зрительных функций.

Для занятий с малышом вам понадобится:

  • пеленальный столик или детская кроватка с твёрдым матрасом;
  • источник света в виде окна или лампы, который будет находиться за головой малыша;
  • карточки с чёрно-белыми фигурами;
  • цветные картинки.

Занятия с новорождённым

Приобретите карточки с контрастными чёрно-белыми крупными изображениями различных предметов. Можно закрепить часть их над детской кроваткой. Упражнение заключается в постепенной медленной смене картинок. Через несколько недель тренировок можно добавлять в зрительный ряд чёрно-белые фотографии или рисунки.

Крупные контрастные предметы хорошо фиксируются взглядом

Если над кроватью ребёнка висит специальный детский мобиль, рекомендуется заменить цветные игрушки или висюльки на чёрно-белые крупные детали. Подсветка не должна быть мигающей или слишком яркой. Приобрести правильный мобиль можно в детском магазине, проконсультировавшись с продавцом. Игрушки достаточно легко изготовить самостоятельно.

Мобиль - универсальная игрушка для развития зрения и моторики

Для тренировки глазодвигательных мышц возьмите в руку карточку с чёрно-белым изображением и поднесите её на расстояние не более тридцати сантиметров к глазам малыша. Перемещайте картинку влево и вправо, не меняя основного расстояния от глаз ребёнка. Когда малыш начинает фиксировать взгляд и следить за интересующим объектом, совершайте медленные вращательные движения.

Занятия с малышом от одного до трёх месяцев

В период до трёх месяцев ребёнок уже умеет хорошо фиксировать взгляд на крупных изображениях, благодаря чему для него становится возможным изучать края предмета и его форму. Особенно хорошо в это время показывать малышу картинки различных животных, геометрических предметов и зданий.

Картинки с чёткими контурами стимулируют развитие пространственного мышления

Для тренировки зрения держите картинку на расстоянии не более сорока сантиметров от лица младенца. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на краях предмета, медленно отводите его вверх и остановите на расстоянии шестидесяти сантиметров от малыша. Чтобы усилить эффект от занятий, развесьте на стенках детской и других поверхностях квартиры чёрно-белые изображения. Когда младенец будет находиться на руках у взрослых, он сможет наблюдать за ними в течение всего игрового периода.

Занятия с ребёнком старше трёх месяцев

На этом этапе развития детям нравятся более сложные рисунки, они обращают внимание на яркие цвета и краски, более ломаные линии. Ребёнок лучше запоминает увиденное, у него появляются предпочтения. Это связано с активным формированием колбочек и палочек в сетчатке глаза: малыш начинает лучше воспринимать цвета и оттенки, переход от тёмных к более светлым тонам.

Чтобы выполнить упражнение, возьмите две яркие карточки и поместите их перед малышом. Постепенно отодвигайте сначала одну из них, а потом сразу обе, дожидаясь, пока ребёнок зафиксирует взгляд. Для выполнения второго упражнения возьмите чистый белый листок и аккуратно закройте часть цветной картинки. Через несколько минут уберите его и оцените реакцию ребёнка.

Клинические признаки различных патологий глаз у грудничка имеют во многом сходную симптоматическую картину. В некоторых случаях врождённые заболевания остаются недиагностированными в течение долгих лет. Помните, что ежемесячные профилактические медицинские осмотры и посещения педиатра помогут выявить болезнь на ранней стадии: это значительно облегчит её лечение. Контрольный осмотр офтальмолога стоит проводить не реже одного раза в полгода, что позволит отследить динамику показателей зрения, а также выявить протекающие в организме процессы инфекционно-воспалительного характера с вовлечением глаз.

Зрительный аппарат у детей начинает формироваться задолго до рождения. Будут патологии у ребенка, или нет, во многом зависит от того, какой образ жизни вела будущая мама, болела ли она чем-то во время беременности, и какие наследственные заболевания есть у родителей. После рождения зрение продолжает развиваться в течение первых лет жизни и особенно активно в первые несколько месяцев.

Органы зрения начинают формироваться одновременно с нервной системой в эмбриональный период на 3 неделе внутриутробного развития (5 акушерская неделя). Прошло около недели с момента имплантации зародыша к стенке матки, активно формируется плацента. Это время очень опасно для будущего малыша: критический период будет длиться до конца 12 акушерской недели. До этого происходит закладка всех органов, а также зрительного аппарата. Поэтому будущая мама должна быть аккуратной и особенно разборчива в том, что она ест и принимает.

Эмбрион очень уязвим к вредным факторам. Любой из них может привести к серьезным нарушениям органов зрения и даже гибели плода:

  • Инфекционные заболевания будущей мамы;
  • Нарушение функций эндокринной системы во время беременности;
  • Прием алкогольных напитков и курение на любом сроке;
  • Неправильное питание (фастфуды, газировки, продукты с обилием пищевых добавок);
  • Нехватка витамина А (внутриутробное развитие слепоты);
  • Лечение аспирином (повышается риск гибели плода при приеме препарата на поздних сроках, на ранних становится причиной рождения маловесного ребенка, высока вероятность врожденных патологий органов зрения);
  • Злоупотребление препаратами для снижения сахара в крови, входящие в группу сульфаниламидов (риск развития врожденной катаракты, недоразвития оптического нерва).

Важно! При беременности нельзя принимать почти все лекарства. Список разрешенных средств, особенно в первом триместре, настолько мал, что лучше просто не болеть. В это время противопоказаны даже многие лекарственные травы и народные методы лечения. Поэтому, если у вас заболела голова, или появились другие симптомы, обратитесь к врачу, предупредив его о вашем положении. Он расскажет, какие препараты можно принимать при беременности на данном сроке.

Особенности строения органа зрения у новорожденного

Ребенок рождается с большими глазами: несмотря на небольшое тело, размер глазного яблока составляет две трети от взрослого глаза. Роговица – естественная линза глаза, развивается медленно. У младенцев она толще, чем у взрослых. Ее прозрачность обусловлена отсутствием кровеносных сосудов в ней. Поэтому свет может проникать сквозь роговую оболочку беспрепятственно. Однако в первые дни жизни роговица может быть мутной. Это бывает из-за отека глаз, полученного во время продвижения головы по родовым путям. Но если мутность держится дольше недели, следует показать новорожденного врачу.

Хрусталик – линза, которая, сжимаясь и расправляясь, помогает рассматривать одинаково хорошо предметы на близких и дальних расстояниях. Если у взрослых он вытянут и приплюснут, словно чечевичное зерно, то у новорожденного хрусталик имеет форму почти идеального шара. Его диаметр составляет всего 6 мм. В течение первого года жизни он увеличится до 7,1 мм.

Степень проникновения света регулирует радужная оболочка. Ее цвет обусловлен количеством пигмента, который с возрастом может увеличиваться или уменьшаться. Если пигмента много – глаза темные (карие), если среднее количество – зеленые, а если мало – голубые. Радужка увеличивает или уменьшает зрачок, реагируя на свет.

Сетчатка глаза продолжает формирование. На ней пока отсутствует желтое пятно, макула еще недоразвита. Именно поэтому зрение новорожденных имеет такую особенность: видеть мир в серых красках.

Это интересно! Выяснено, что младенцы после рождения видят только наличие или отсутствие света. Структура картины перед глазами пока усваивается зрительными центрами головного мозга плохо. Этим и обусловлена особенность мигательного рефлекса новорожденных: если водить предметом перед глазами, даже резко, то малыш не моргнет. Рефлекс сработает, только если посветить в глаза светом.

Что видит малыш сразу после рождения

Прежде чем вы увидите малыша, его осмотрит неонатолог на предмет редких врожденных заболеваний зрительных и других органов, а также пороков развития. Чтобы не начался воспалительный процесс, врач в каждый глаз новорожденного закапает противомикробные капли. И только потом вы познакомитесь со своим чадом.

Зрение у новорожденных в сотни раз хуже, чем у взрослого. Это связано с незрелостью зрительного аппарата. Особенности:

  • Ребенок видит предметы, находящиеся на большом расстоянии (дальнозоркость новорожденных);
  • Изображение не перевернуто, как часто считают в народе, но оно сильно размыто;
  • Картина мира воспринимается новорожденным малышом в серых тонах, так как сетчатка глаза еще не сформирована.

Пусть мир для младенца в первые часы жизни не так прекрасен, глаза еще не могут фокусироваться на конкретном предмете, ребенок предпочитает смотреть на мамино лицо. Во время зрительного контакта малыш запоминает мамины черты, и впоследствии будет узнавать ее среди других людей.

Совет! Не меняйте кардинально внешний вид после рождения ребенка. Он может не узнать маму и беспокоиться. Не рекомендуется одевать косынку. Замечено, что малыши теряют интерес к людям в головных уборах: им нравится рассматривать пряди волос.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Во время кормления маме хочется, чтобы ребенок смотрел на нее. Но малыш пока не умеет фокусировать взгляд на близко расположенных от глаз объектах. Поэтому он кушает либо с закрытыми глазами, либо смотрит по сторонам. Его внимание привлекают яркие и крупные предметы: люстра, телевизор, гирлянды, игрушки. Но не все игрушки привлекают внимание: это могут сделать только темные. Светлые тона воспринимаются как светло-серые оттенки. Зато темные пятна на их фоне – яркий акцент.

Совет! Детские принято оформлять в мягких цветовых гаммах. Но в первый месяц жизни ребенок не оценит ваших стараний. Ему будет куда интересней рассматривать узоры на обоях с черными фигурами на белом фоне.

Иногда вы можете наблюдать, как один глаз отклоняется в сторону. В первый месяц жизни ребенка это нормально, так как мышцы, управляющими движением глазного яблока, еще недоразвиты, как и зрительный нерв. Но если отклонение глаза серьезное, или слишком частое, или наблюдается спустя несколько месяцев после рождения, это повод обратиться к врачу.

Совет! Не выключайте свет в комнате, если он вам нужен, а малыш спит. Вы можете во время сна смотреть телевизор и слушать музыку. Они не помешают ребенку. Дело в том, что зрение и слух новорожденного таковы, что реагируют только на яркий свет и громкие звуки. Приглушенный источник света + монотонная музыка или разговор нисколько не потревожат спящего младенца на первом месяце жизни.

Изменения, происходящие в 2-3 месяца

На втором и третьем месяце жизни ребенка происходит интенсивное формирование сетчатой оболочки глаза. Поэтому зрение новорожденного претерпевает значительные изменения: малыш начинает видеть мир в ярких красках. Теперь кроме серых оттенков и черного цвета он различает почти все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый и зеленый. Правда часть спектра, от голубого до фиолетового, ему пока недоступна, так как зрительное восприятие этих цветов пока не сформировано. Сетчатка улавливает только длинные световые волны.

Ребенок начинает различать формы предметов. Но пока он видит только двухмерное изображение (длина, ширина). Глубина картинки пока остается недоступной. Малышу интересны все яркие предметы, он фокусирует на них взгляд и пытается дотянуться. Движение глаз становится координированным, поэтому он наблюдает за движением предметов, привлекших его внимание.

Совет! В этом возрасте детская комната должна быть оформлена ярко, чтобы был стимул рассматривать все вокруг. Над кроваткой желательно повесить игрушку-карусель. Зрительному развитию способствует положение, лежа на животе. Только не выкладывайте малыша на животик сразу после кормления – он срыгнет. Когда ходите по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на яркие предметы и называйте их. Слух у новорожденных к этому времени уже координируется с взглядом.

От 4 до 6 месяцев: движения и зрение координированы

К первой половине года происходит значительное совершенствование зрения у новорожденных детей. В этот короткий период уже сформировалась макула. Так называют центральную зону сетчатой оболочки глаза, которая отвечает за остроту зрения. К этому времени также существенно развились зрительные центры головного мозга. Ребенок видит четко, он начинает запоминать каждую мелочь внешнего вида мамы. Он рассматривает мимику лица и понимает, когда мама радуется, а когда злится – и малыш показывает эмоции в ответ (улыбается, «говорит», плачет).

Зрение уже позволяет рассматривать предметы вблизи. Самым важным объектом изучения становятся собственные руки и ноги: они постоянно лезут в рот. Аккуратно состригите ноготки, иначе ребенок может поцарапать сам себя. Также внимание малыша привлекают яркие игрушки и предметы одежды: стоит до них дотянуться, как они тут же отправляются в рот.

Важно! В 6 месяцев новорожденный впервые должен обследовать у глазного врача. Необходимо убедиться в том, что оба глаза видят хорошо, их работа согласована, и нет никаких предпосылок для ограничений в развитии зрительного аппарата. Если ребенок родился недоношенным, обязательно сообщите об этом врачу, потому что у таких детей высок риск ретинопатии, врожденной глаукомы или катаракты.

От 7 до 12 месяцев: пространственное зрение

Если зрение у новорожденного плоское, то, начиная со второй половины первого года жизни, оно становится объемным. Теперь малыш активно изучает пространство: он начинает ползать и делает первые шаги: сначала возле опоры, а затем самостоятельно, без поддержки. Координация движения и их согласованность со зрением уже хорошие: если ребенка заинтересовал какой-либо предмет, он схватит его и не промахнется.

Теперь ваше чадо отличает формы предметов: он видит разницу между кубиком и мячиком. Для развития пространственного зрения и мышления важно, чтобы у малыша были такие игрушки, как кубики и пирамидка.

Внимание! Это один из самых сложных периодов для родителей, так как ребенок берет все, что пожелает. Он не видит потенциальных угроз и может схватить, сжать рукой или даже потянуть в рот острые предметы. Поэтому будьте постоянно на чеку, а лучше никогда не оставляйте в зоне доступа опасные предметы.

Зрительный аппарат у детей от года

От 1 года до 2 лет продолжает развиваться согласованность движений руки и глаз. Теперь ребенок не только наблюдает, за тем как рисует взрослый, но и пробует держать карандаш самостоятельно и рисует первые «каляки-маляки». В этот период малыш начинает разбираться в значениях жестов: «нельзя», «привет», «пока».

Если цветовое зрение у детей до года еще плохо развито, то к 3-4 годам оно уже достаточно сформировано. Поэтому в первые 2 года научите отличать только главные цвета: цвета радуги, а также белый, черный и коричневый. А в 3-4 года можно уже учить отличать различные оттенки: светлые и темные. Цветовосприятие становится как у взрослых в 4-5 лет.

Болезни глаз новорожденных

Иногда случается, что в период внутриутробного развития на плод действуют повреждающие факторы. Они могут затронуть зрительный аппарат. В результате он формируется медленными темпами, или развиваются патологии. У новорожденных может быть:

  • Врожденная катаракта , характеризующаяся помутнением хрусталика. Зрение при этом снижается, а зрачок становится не черным, а серым. К сожалению, вылечить такой хрусталик нельзя. Но его можно удалить. А исправить его недостаток можно с помощью специальных линз. Современная медицина также предлагает установку искусственного хрусталика.
  • Врожденная глаукома , или повышенное давление внутриглазной жидкости изнутри. В результате растягиваются глазные оболочки, яблоко становится больше. Роговица становится мутной, а оптический нерв сдавливается и со временем перестает работать, вслед за этим ухудшается зрение. В зависимости от того, насколько превышено давление, новорожденному показано либо консервативное лечение специальными каплями, либо операция на глазах.
  • Ретинопатия недоношенных . Сетчатка глаза перестает нормально расти, в ней развивается патологическая сосудистая сетка, а также фиброзная ткань. Рубцевание приводит к отслоению сетчатой оболочки. В результате зрение существенно падает, либо развивается слепота. Ретинопатия поддается лечению лазером или хирургическим методом.
  • Косоглазие . Характеризуется отклонением глаз от фиксации на одной точки, они смотрят в разные стороны. В первые месяцы жизни это нормально. Но если это не прекращается, отклонение слишком сильное или частое, то стоит провериться у офтальмолога.
  • Нистагм – непроизвольное движение глазами, особенно, из стороны в сторону. Также взгляд может двигаться по вертикали или по кругу. Болезнь поддается коррекции.
  • Птоз – опущение верхнего века. Это происходит, если не развились мышцы, поднимающие веко, или нерв, регулирующий работу этих мышц. До 3-7 лет приходится корректировать проблему путем фиксации века лейкопластырем. В противном случае свет не попадает в глаза. После этого возраста птоз лечится оперативным методом.

Причины для беспокойства

В рамках планового обследования врач обязательно проверит зрение новорожденного. Но в этом вы можете помочь, сообщив о возможных нарушениях. Поводы для беспокойства:

  1. Малыш не следит за движущимися предметами после 3-4 месяцев жизни;
  2. Глаза постоянно бегают и не могут остановиться в одной точке;
  3. Глаза двигаются слишком свободно в различных направлениях, один или два глаза закатываются;
  4. Зрачки кажутся серыми или беловатыми;
  5. Глаза постоянно слезятся.

Зрение у новорожденных, как и другие органы чувств, недостаточно развито. Но в этот период малышу важно совсем другое: нежная забота и тактильный контакт с мамой. Потребность в познании мира появляется значительно позже. И к этому времени зрение уже будет достаточно развито, чтобы изучать предметы не только на ощупь, но и путем осматривания. Берегите себя во время беременности и будьте настороже после рождения ребенка. Это поможет предотвратить врожденные болезни зрительного аппарата или заметить и вылечить их на ранних этапах.

Все счастливые родители внимательно разглядывают малыша, и предметом особого внимания являются, конечно же, его глазки. Многие думают, что новорожденные ничего не видят и не слышат, однако это глубочайшее заблуждение. Мать и отец должны уделять особое внимание тому, насколько хорошо видит их малыш, и обращать внимание, нет ли у него каких-либо проблем. Для того чтобы разобраться в таком важном вопросе, как зрение новорожденных, необходимо рассмотреть этапы его развития и всё то, что может стать предметом для беспокойства матери и отца.

Особенности развития зрения у новорожденных

Родители должны обращать особое внимание на зрение у новорожденных в первые несколько месяцев после их появления на свет, потому что именно в этот период оно развивается наиболее бурно, и в это время могут возникнуть самые распространённые проблемы и нежелательные изменения.

Наверное, всем новоиспечённым родителям и семьям, которые только планируют зачатие малыша, интересно, какое зрение у новорожденных. Многие ошибочно предполагают, что дети до 1 месяца ничего не слышат и не видят. Однако это заблуждение. Естественно, ребёнок до 1 года видит совершенно не так, как взрослый человек, и его зрение имеет некоторые особенности. Необходимо их рассмотреть.

Нужно сказать, что зрение ребёнка от момента его зачатия и до 7 лет только развивается и совершенствуется. Новорожденный малыш не может увидеть и воспринимать мир так, как взрослый человек. Острота зрения новорожденного настолько мала, что он способен различать только лишь свет и тень, поэтому о восприятии зрительных образов речи не идёт. С каждым днём и месяцем зрение малыша развивается, и уже к 1 году он способен видеть и воспринимать примерно треть того, что могут увидеть его родители.

Когда необходимо проверять зрение у малыша?

Зрение у новорожденных необходимо проверять регулярно, для того чтобы вовремя выявлять различные изменения. Первая проверка происходит ещё в роддоме, после чего необходимо показать малыша врачу через месяц, полгода и год после его рождения. Специалисты должны будут осмотреть глазное дно, изучить размер, а также симметричность зрачков ребёнка. Также врач изучит реакцию зрачка на световое раздражение, оценит состояние зрительной функции. Проверять зрение у новорожденных просто необходимо, для того чтобы выявить существующие проблемы и устранить их вовремя.

Зрение в первые дни и недели после рождения

Зрение у новорожденных в 1 месяц совсем не такое, как у взрослого человека. Многие считают, что ребёнок появляется на свет слепым и абсолютно ничего не видит. Это совсем не так. Да, новорожденный малыш не различает очертаний мелких предметов, но он уже способен реагировать на свет. Новорожденных малыш в первый месяц после своего рождения видит мир в чёрно-белых тонах, потому что его глаза ещё не способны воспринимать яркие краски. Стоит сказать, что очертания крупных предметов и людей малыш воспринимает. Также новорожденный видит лицо своей матери, которые расположено не дальше 20-30 см от его лица.

Стоит сказать, что в таком возрасте у младенцев часто косят глазки, но чаще всего это совсем не опасное явление. Если мать заметила это у своего малыша, лучше всего пойти на приём к специалисту, который определит, является ли подобное состояние нормой или же отклонением.

Важная особенность

Зрение у новорожденного ребёнка устроено таким образом, что они воспринимают все предметы в чёрно-белых тонах. Яркие и контрастные цвета для них являются трудноразличимыми, как и близкие по спектру различные оттенки.

Все счастливые мамы должны обращать внимание на развитие зрения у новорожденных, для того чтобы у малыша не было никаких проблем с восприятием окружающего его мира. Для того чтобы избежать различных нежелательных изменений в зрении новорожденного, каждая мать должна знать, на что следует обращать особое внимание.

Размер глазных яблок

Для начала счастливые родители должны постоянно обращать внимание на размер глазных яблок своего малыша. В норме глазки новорожденного должны быть одинакового размера, а слишком увеличенные либо уменьшенные органы зрения являются поводом для беспокойства. Если глазные яблоки младенца в возрасте 1 месяца увеличены или же навыкате, родителям необходимо срочно показать чадо специалисту, который выявит проблему и устранит её вовремя. Врождённая глаукома может быть причиной этого явления. Если родители вовремя не покажут своего ребёнка врачу, то повышенное внутриглазное давление может повлечь за собой слепоту.

Размер и светочувствительность зрачков

Второе, на что родители должны обратить внимание, это зрачки. Они, как и глазные яблоки, должны быть равного диаметра. Также стоит обратить внимание на реакцию на свет. В норме зрачки ребёнка должны сузиться под его действием. Если родители сомневаются в том, что глаза малыша реагируют на этот раздражитель, они должны как можно быстрее показать младенца специалисту.

Фиксация взгляда на предметах, расположенных вблизи

Если малышу уже исполнилось два месяца, то необходимо провести ещё один небольшой тест. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что после 2 месяцев со дня рождения они уже должны уметь фиксировать взгляд на каком-либо предмете, который расположен достаточно близко. Также проследите за реакцией вашего малыша на активно движущиеся предметы на третьем месяце его жизни.

Этапы развития зрения малышей. Первый месяц от рождения

Для того чтобы предотвратить негативные изменения и выявить какие-либо патологии вовремя, необходимо знать, как развивается зрение у новорожденных. Для этого каждая мамочка должна познакомиться с этапами его развития.

Развитие зрения у новорожденных - это важный процесс, за которым должны следить родители уже с первых дней после появления малыша на свет. В первый месяц жизни ребёнок ещё не способен использовать два глазика одновременно. В связи с этим его зрачки могут блуждать в разные стороны и иногда даже сходиться на переносице. Уже после 1 или 2 месяцев младенец научится фокусировать свой взгляд на одном предмете и следить за ним.

2 месяца от рождения

В возрасте двух месяцев малыш будет учиться различать цвета, однако легче всего ему будет воспринимать черно-белые комбинации. Со временем ребёнок будет учиться распознавать яркие цвета, поэтому родители должны показывать ему разные картинки, фотографии, для того чтобы малыш учился воспринимать не только чёрно-белые и контрастные цвета.

4 месяца от рождения

Особого внимания взрослых требует зрение новорожденного. Этапы развития должен знать каждый родитель, для того чтобы контролировать и предотвращать появление негативных изменений. В возрасте 4 месяцев малыш начинает понимать, на каком расстоянии от него находится тот или иной предмет. После этого он уже с лёгкостью может схватить вещь, которая находится перед ним. Родители должны помогать своему малышу развивать этот навык и предлагать ему различные игрушки и погремушки.

5 месяцев от рождения

В возрасте пяти месяцев малыш учится лучше различать и воспринимать движущиеся предметы. Также ребёнку удаётся различать похожие оттенки, чего он не мог делать раньше. Более того, младенец учится распознавать предметы, которые находятся перед ним, даже если видит только их часть.

8 месяцев от рождения

В возрасте восьми месяцев восприятие предметов и окружающего мира малыша уже больше и больше становится таким, как у взрослого человека. Он может воспринимать и отличать друг от друга предметы, которые находятся на большом расстоянии от него. Однако, несмотря на это, ребёнку всё равно больше нравится рассматривать людей и предметы, которые находятся вблизи него.

Каждая мать должна обращать особое внимание на зрение новорожденного. Этапы его развития помогут понять, правильно ли оно развивается, и на что следует обратить особое внимание для избегания нежелательных и негативных изменений.

Как проверить зрение у новорожденного?

Для того чтобы убедиться, что зрение малыша развивается хорошо, необходимо водить малыша к специалисту. Также родители сами могут принимать участие в проверке этой важной функции. Для этого необходимо знать все этапы развития зрения и следить за тем, чтобы у малыша не было никаких отклонений.

Когда ребёнку исполнится один месяц, необходимо выяснить, реагируют ли его зрачки на свет. Если они сужаются, то поводов для беспокойства нет, однако если родители не увидели реакции, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

В возрасте двух месяцев малыш уже должен уметь фиксировать свой взгляд на предметах, которые находятся вблизи от него. В связи с этим родители должны выяснить, воспринимает ли их ребёнок лица. Если мать и отец заметили, что ребёнок никак не реагирует на предметы, не фокусирует на них взгляд и смотрит в другую сторону, необходимо проверить зрение малыша у специалиста.

Во все последующие месяцы ребёнок уже должен уметь следить за движущимися предметами и распознавать лица. Проверить это можно с помощью игрушек и погремушек. Если зрение ребёнка развивается нормально, то он будет следить за всеми предметами, которые находятся вблизи него, и даже сможет их хватать.

Родители должны помогать ребёнку развивать зрение. Матери и отцу необходимо играть с малышом, показывать ему различные картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки. С помощью этих простых методов ребёнок научится различать предметы, воспринимать яркие и контрастные цвета, брать интересующие вещи.

Способность слышать и видеть

Слух и зрение новорожденного развиваются неодинаково. Какие имеются особенности? Слух у новорожденного ребёнка развит намного лучше, чем зрение. Это связано с тем, что ещё в утробе матери малыш слышал различные звуки и уже привык к ним. Многие родители обеспокоены тем, что их ребёнок не реагирует на громкие звуки, и предполагают, что малыш ничего не слышит. Однако это совсем не так. Ухо новорожденного уже приспособлено к различным шумам и достаточно натренировано, чтобы различать далёкие и близкие звуки.

Удивительно, но у деток есть одна особенность - не воспринимать шумы, которые их раздражают. Очень часто малыш может играть и не реагировать на то, что мать или отец зовут его. Не стоит волноваться в такой ситуации. Попробуйте позвать малыша уже после того как он отвлечётся от своего занятия. Если и в этом случае ребёнок не будет реагировать, тогда стоит обратиться к специалисту.

Развитие зрения новорожденных - один из самых важных процессов, которому родители малыша должны уделять этому особое внимание. Нельзя пренебрегать походами к врачу и самостоятельными проверками зрения, потому что самодеятельность может привести к плачевным последствиям и развитию у ребёнка различных болезней. Родители должны регулярно следить за тем, нет ли у младенца каких-либо отклонений от нормы, показывать ему картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки, для того чтобы его зрение развивалось нормально.