Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу

В былые времена в спальню просто превращался огромный зал средневекового дома, а на его земляном или каменном полу устраивались кто как мог. Обычным делом было спать «по месту работы»: прачка - у корыта, истопник - у печи.

Привычка спать вповалку продержалась, страшно сказать, почти до двадцатого столетия. Сохранились описания быта бретонских фермеров XIX века: вся семья и прислуга спят в одной большой кровати, оставляя в ней местечко и гостям. В одной из книг того времени автор описывает, как устроить постель - три метра шириной! - для нескольких человек.

Такая же ситуация была и с постоялыми дворами. Отдельный номер? Подождите, пока наступит XIX век. И ещё радуйтесь, если найдётся местечко в общей постели. Сохранились сведения, как на курорте минеральных вод в XVII веке в Германии «отдыхающие» спали по очереди. А французский разговорник для путешественников того времени включал фразы: «Ты тянешь одеяло на себя», «С тобой неудобно спать», «Ты толкаешься во сне».

Чтобы пореже использовать такие фразы, существовали правила. Вот как устраивалась на ночь большая ирландская семья: подальше от двери, у самой стены, - старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели - мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю - гости дома.
В России в большом барском доме, переполненном домочадцами и многочисленной челядью, тоже спали где попало, перешагивая при необходимости друг через друга. Пока не появился чулан - от слова «опочивальня», «почивать» - как отдельное место для сна, постельная комната.

И хотя нынешний комфорт жилища определяется именно количеством спален, ещё в середине XX века в Германии, например, отдельная спальня была редкостью.

Устройство постели

Конечно, человек в традиционном обществе не так трепетно относился к личному пространству, как наш современник, воспринимая себя как часть своего мира - общины, деревни, семьи. А теснота хижин гарантировала тепло и безопасность. И, возможно, бродячий торговец, которому разрешили примоститься на краю большой фермерской постели, спал и крепко, и сладко, просто радуясь, что не пришлось ночевать в лесу.

К тому же в былые времена люди волей-неволей вынуждены были соблюдать правила, которые современная медицина считает необходимыми для здорового сна. В отсутствие искусственного освещения спать ложились рано. Вряд ли имели возможность наедаться до отвала, да ещё тяжёлой мясной пищей. И уж точно не пили кофе. Перед сном имели возможность подышать свежим воздухом - навес над кроватью, оказывается, первоначально появился как защита от щелей в крыше, так что жилище хорошо проветривалось. А полог был придуман как защита от холода. Надышал под ним в нетопленом доме и согрелся.

Кстати, устройство постели прошло все этапы от простого (тюфяк, набитый соломой или даже опавшими листьями; солома внутри деревянного короба) к очень сложному - кровать на столбиках в наследство от родителей, несколько простыней, шерстяные одеяла, пуховые покрывала, перины с запахом птичника. (Прислуге вменялось собирать перья от ощипанных на кухне кур.) И вернулось обратно. Простота современной постели - одеяло, матрас - возвращает нас, можно сказать, во времена средневековья, когда спали на соломенном тюфяке и укрывались плащом.

Зато уж современные матрасы, одеяла и подушки - настоящие чудеса прогресса (вплоть до «космической» пены, изобретённой в лабораториях НАСА и принимающей форму тела). И человечество не зря так старается, устраивая постель поудобнее. Научные исследования показывают: здоровый сон - это ремонт организма, устранение неполадок во всех системах и органах, это переработка информации, адаптация к изменению освещения (день и ночь), восстановление иммунитета, это нормальное психоэмоциональное состояние. Мы спим, чтобы просыпаться здоровыми.

В Средние века в Северной Европе люди спали полусидя, подложив под спину подушки, и в специальных шкафах. Во‑первых, в шкафу было спать теплее. Во‑вторых, не надо было убирать постель. Закрыл дверцы шкафа – и вот уже комната превратилась в контору, где можно принимать посетителей, или в лавку. А полусидели во сне, потому что считали, что в горизонтальном положении могут находиться только мертвецы. Поэтому и кровати в то время были хоть и широкие, но короткие.

В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально природой был заложен для нас совершенно иной режим сна и бодрствования. С внедрением в жизнь научно-технического прогресса, человек сам решил распоряжаться своим временем.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Представьте, что живёте в 18-ом веке. В 20.30 часов вечера вы надеваете ночной колпак, задуваете свечи, и засыпаете под запах воска и огарка, мягко заполняющего воздух вокруг кровати. Спите несколько часов. В 2:30 ночи просыпаетесь, надеваете пальто и идёте к соседям в гости. Они тоже не спят.

О чем гласят исторические сведения?

Самым знающим экспертом в этой области можно считать историка Роджера Экирха. Его исследования длились на протяжении 15 лет. При этом было собрано и изучено внушительное количество исторических фактов, документов и свидетельств. Таким образом, ученый пришел к поразительному выводу: ночной сон наших предков делился на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь.

В книге Экирха, опубликованной в 2005 году, было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.

Восьмичасовой сон - сравнительно новая тенденция

На самом деле наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами. Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма. Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши предки просыпались в полночь.

Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. За 2-3 часа бодрствования можно было успеть позаниматься сексом, либо отвести время для науки или написания книг. С наступлением второй волны усталости, наши предки снова отходили ко сну, теперь уже до восхода солнца.

Что будет, если сымитировать условия жизни прошлого?

Еще в 1990 году психиатром Томасом Веером был проведен эксперимент, возвращающий современного человека к условиям существования древних людей. 14 добровольцев были помещены в лабораторные условия замкнутого пространства, где полностью отсутствовали окна. Свет для участников подавался на 14 часов подряд. Оставшиеся 10 часов добровольцы проводили в полном мраке. За месяц участники смогли полностью поменять привычный режим бодрствования. Уже на четвертой неделе добровольцы стали спать по ночам за два приема. Каждый из отрезков длился 3-4 часа.

Когда стала исчезать эта привычка?

Историк Роджер Экирх не остановился на одном лишь изучении режима дня далеких предков. Он решил выявить причину, которая привела нас к распорядку, что мы имеем сейчас. Так, в конце 17 века в буржуазной Европе модой правил высший класс. Элита общества любила устанавливать собственные правила, разглядев в дроблении ночного сна пережитки прошлого. Начало 20 века было ознаменовано промышленной революцией. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ. Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно. -

Причины явления В 17 веке повсеместно в Европе появлялось все больше крупных городов с высокой плотностью населения. Однако на улицах ночью традиционно разгуливали мошенники, проститутки и прочий сброд. Принято думать, что законопослушные граждане предпочитали не высовывать нос в городские кварталы после наступления темноты. Они не хотели видеть обратную, «грязную» сторону городской жизни. Но уже в 1667 году в Париже появляется первое уличное освещение. Средневековый французский обыватель сразу же полюбил прогулки при луне и любование пейзажами ночной столицы.

Приблизительно в это же время набирает обороты промышленная революция. Поэтому передовые умы направили свои взоры на пересмотр привычного распорядка дня в угоду увеличения эффективности и производительности. Теперь жизнь европейца была поделена не на дни или сутки, а на часы.

Например, английский врач писал, что идеальное время для учёбы и размышлений это период между «первым сном» и «вторым сном». Чосер Джеффри в «Кентерберийских рассказах» писал о героине, которая шла спать после «первого сна». И, объясняя причину многодетности в среде рабочего класса, врач 1500-х годов отмечает, что люди обычно занимались сексом после первого сна.

Книга Роджера Экерча «На исходе дня. История ночи» изобилует подобными примерами.

Но что делали люди в эти свободные ночные часы? По большому счёту всё, о чем вы могли подумать.

Большинство оставались в своих спальнях и постелях, иногда читали, нередко молились. Религиозные пособия даже включали особые молитвы, рекомендованные к чтению между двумя периодами сна.

Другие курили, разговаривали с человеком, который делил с ними постель, или занимались сексом. Некоторые проявляли большую активность, навещали соседей.

Как известно, такая практика в итоге изжилась. Экерч связывает изменения с появлением электрического освещения в помещениях и на улицах, а также с популярностью кофеен. Писатель Крейг Кослофский предлагает дальнейшие размышления на эту тему в своей книге «Вечерняя империя» (Evening’s Empire). С распространением уличного освещения ночь перестала быть достоянием преступников и подклассов общества. Этот период стал временем для работы или общения. Бимодальный образец сна в итоге начали воспринимать как нецелесообразную трату нескольких часов времени.

Наука поддерживает записи в исторических книгах. Исследователи провели четырёхнедельный эксперимент, в котором приняли участие 15 мужчин, живущих в условиях с ограниченным световым днём. С ними начало происходить нечто странное. Нагнав недосыпы, – обычное дело для большинства из нас – участники стали просыпаться в середине ночи:

У них наступило по два спанья.

В течение двенадцати часов участники обычно сначала спали около четырёх-пяти часов, затем просыпались и бодрствовали в течение нескольких часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.

Период среди ночи между сегментами сна характеризовался необычайным спокойствием, похожим на медитативное состояние. Это не напоминало ворочание в постели, которое многие из нас испытывали на себе. Участники эксперимента не напрягались и не беспокоились из-за пробуждения, они в это время расслаблялись.

Рассел Фостер (Russell Foster), профессор циркадной нейробиологии в Оксфорде, отмечает, что даже при стандартных моделях сна пробуждение среди ночи – ещё не повод для беспокойства. «Многие люди просыпаются ночью и паникуют. Я объясняю им, что так у них происходит возврат к бимодальному режиму сна», – говорит профессор.

Когда человек решает бросить вызов природе

По мнению Экирха, в этой намеренной смене режима и кроется большинство проблем со сном у современного человека. Мы решили идти против природы и позволили себе спать в один прием. Однако наш организм изначально запрограммирован иначе. Поэтому нет ничего удивительного, если вы страдаете от хронической бессонницы или часто просыпаетесь посреди ночи. Мы не заставляем вас перекраивать привычный распорядок и слепо копировать образ жизни средневекового человека.

Однако нет нужды беспокоиться, если вы внезапно проснулись посреди ночи и не можете заснуть. Лучше используйте это время с пользой, ведь этот период может стать самым плодотворным даже в сравнении с утренними часами. Кстати, и само понятие "бессонница" зародилось в психиатрии в 19 веке. Раньше люди не знали о такой проблеме, но с полным упразднением двухфазового ночного сна она сразу же дала о себе знать.

источник http://fb.ru/post/sleep/2016/5/19/5573

Начало XIX века. До изобретения «электрической свечи» больше 70 лет. Чем занимались наши предки с наступлением темноты? Верно - ложились спать.

До массового распространения искусственного освещения средняя продолжительность сна составляла 12 часов в сутки (а не наши 8). Сон делился на два периода: 3–4 часа до полуночи, несколько часов бодрствования, затем ещё восемь часов сна до первых солнечных лучей.

Исследовав бимодальную структуру сна, учёные пришли к выводу, что просыпаться посреди ночи не только нормально, но и весьма полезно для творческих натур. Из этой статьи вы узнаете, как спали наши прапрабабушки и прапрадедушки и почему спать в два захода полезно для креативности.

Двухсекционный сон

Историк, преподаватель Виргинского политехнического института Роджер Экирх (Roger Ekirch) считает, что просыпаться посреди ночи абсолютно нормально и даже хорошо. Он много лет исследует, как спали наши предки, и даже написал об этом книгу At Day’s Close: Night in Times Past .

Экирх изучил множество судебных актов, личных дневников, литературных произведений и других артефактов и пришёл к выводу, что до распространения искусственного освещения люди практиковали так называемый двухсекционный сон.

Обычно они ложились спать в 9 или 10 часов вечера. Спали 3, в лучшем случае 3 часа, после полуночи вставали, чтобы заняться творчеством. Затем опять ложились и спали, пока рассвет не будил их.

В доказательство Экирх приводит воспоминания одного английского доктора XVI века, который утверждал, что рождаемость у рабочего класса гораздо выше, так как, проснувшись после первой стадии двухсекционного сна, люди активно занимались сексом.

Что же делала интеллигенция? По мнению учёного, творческие люди между «первым» и «вторым» сном чаще всего что-то писали или читали.

Это было в начале ХIХ века, до того как искусственное освещение распространилось на промышленных объектах и в домах людей. Теперь немногие знают, что такое настоящая ночь. Лампы накаливания, компьютеры, телефоны - мир наполнен искусственным светом, который атакует наши глаза и обманывает биологические часы, создавая иллюзию «вечного дня». Эта дезориентация - невольное последствие технологических инноваций.

Учёные считают, что мы разучились правильно бодрствовать, а вместе с тем и творить. Акт творчества - «дитя» отдохнувшего должным образом мозга.

Сон и креатив

Я ложился спать очень рано, примерно в 20:30, затем около половины третьего ночи просыпался. Сначала меня это пугало. Но потом я вспомнил, что люди так спали во времена, когда в домах не было электричества. В моменты ночного бодрствования, которые длились около один-два часа, я читал или писал при свечах. Потом снова шёл спать.

При этом Дж. Д. Мойер не ставил перед собой цели научиться двухсекционному сну. Это получилось само собой, так как тёмные часы преобладали.

По предположению учёных, двухсекционный сон являлся защитным механизмом наших предков. Так им было проще переживать длинные холодные и скучные зимние вечера.

В наше время из-за повсеместного искусственного освещения практически невозможно выработать двухсекционный сон.

Однако в XXI веке, когда технари хвастаются, что могут писать код сутками напролёт, где гореть на работе, жертвуя сном, – это норма, бимодальный сон как бы намекает: возможно, стоит ненадолго спрятаться в спальне, чтобы очистить разум и родить действительно .

Что вы об этом думаете? Нужно и можно ли сегодня практиковать двухсекционный сон? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

В Древней Руси спали на печи. Это знают даже дети, которым читали известную сказку про Емелю. Чтобы было удобно забираться на печку, делались ступеньки. После того как печь протапливалась, она становилась тёплой, приятной. На ней было удобно и уютно, потому чаще всего там спали старшие, уважаемые представители семьи.

Спать на печи было удобно и тепло.

Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.

Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.

Ларец таинственный, а проще - сундук

Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.


В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали.

Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.

Зыбка или спи, младенец мой прекрасный

Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.


Маленькие дети спали в подвесных люльках.

Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.

Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.

Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.

Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов

Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.


Для тюфяка использовали мешковину.

Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.

Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.

Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.

Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.

Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.

Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.

Первые кровати

По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.


Полати обычно располагались над печкой.

Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.

Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.


Удивительная штука - сон. Человек посвящает ему треть жизни, но что мы знаем о том, как спали люди не то, что тысячелетия, а всего пару веков до нас? Исследователям пришлось переворошить большое множество различных жизнеописаний, исторических летописей, проанализировать немало старинных картин и гравюр, прежде чем рассказать нам о том, в каких условиях спали простолюдины и великие мира сего в разные эпохи истории человечества.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0034.jpg" alt="Спящий фараон." title="Спящий фараон." border="0" vspace="5">


Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.

Атрибуты для сна в Средневековье

клали кулак". Ночной одежды также не существовало – спали в том, в чем ходили днем.

К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: "подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0018.jpg" alt="Сон.

Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.


И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.


К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0031.jpg" alt="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." title="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." border="0" vspace="5">


На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.


Для отдыха служили полати, занимавшие пол избы. Их сооружали в виде деревянных лежанок, расположенных свыше метра от пола, а то и под потолком, где было и вовсе тепло. На них, как правило, спали дети и старики, а взрослые располагались - по широким лавкам. Позже старики и дети перебрались на теплые печи.


Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.


Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.

Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России


Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0014.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0006.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0015.jpg" alt="