Сохранение и повышение уровня репродуктивного здоровья. Войти забыли пароль

Репродуктивное здоровье – достаточно сложный термин, и каждый понимает его по-разному. Если следовать общепринятому определению, которое дала этому словосочетанию Всемирная организация здоровья, то оно означает полную психологическую, социальную и физическую готовность вступать в сексуальные отношения с целью продолжения рода. Причем репродуктивное здоровье человека подразумевает отсутствие каких-либо инфекций и прочих неблагоприятных состояний организма, которые могут повлиять на неблагоприятный исход беременности, невозможность повторного зачатия или на рождение неполноценного ребенка.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Существует просто невероятное количество аспектов, которые могут негативно сказаться на возможности иметь потомство. Итак, что мешает сохранению репродуктивного здоровья:

  • слишком раннее начало половой жизни и его негативные последствия;
  • инфекции и заболевания, которые передаются половым путем;
  • аморальное поведение;
  • плохое состояние окружающей среды и некачественные продукты питания;
  • генетические сбои и гормональные нарушения;
  • обилие вредных пристрастий и так далее.

Репродуктивное здоровье мужчины, равно как и женщины, должно сохраняться еще с младенческого возраста. Это подразумевает под собой своевременный осмотр у соответствующих врачей, соблюдение правил личной гигиены ребенка и режима дня. может быть спровоцировано многими факторами, такими как алкоголизм, употребление стероидов, привычка носить обтягивающее белье или подолгу париться в бане.

Репродуктивный период

Под этим термином понимается часть жизни мужчины или женщины, на протяжении которой они способны благополучно зачать, выносить и родить ребенка. В разных странах этот показатель рассчитывается по-разному, поскольку на него влияет множество статистических показателей. Однако принято считать, что женщина готова к продолжению рода тогда, когда у нее началась первая менструация, а заканчивается репродуктивная фаза при наступлении . Оптимальный возраст мужчины не должен преступать отметку в 35-40 лет. Онтогенез человека и репродуктивное здоровье – неотъемлемые части друг друга. Этот факт обусловлен тем, что на каждой стадии своего развития, человек может самостоятельно либо под влиянием ухудшать или улучшать качество своей жизни и способность воспроизводить себе подобных.

Охрана репродуктивного здоровья

Каждое государство разрабатывает комплекс законодательных актов, которые устанавливают права населения на продолжение рода. К основным мерам, которые предпринимаются в данной сфере, относятся:

  • обеспечение бесплатной медициной;
  • профилактика нарушений репродуктивного здоровья;
  • прохождение обязательных врачебных осмотров;
  • проведение разъяснительной работы работниками социальных служб;
  • повышение уровня материального и морального благополучия населения и так далее.

Репродуктивное здоровье и поведение в большинстве своем зависит от тактики воспитания, которая применяется в семье. Ведь именно близкие люди имеют наибольшее влияние на молодого члена общества и желают ему только самого лучшего.

Критерии репродуктивного здоровья

Для того чтобы оценить способность человека к продолжению рода, была создана специальная система общих и специфических критериев, таких как:

Репродуктивное здоровье человека и общества должно стать нормой поведения населения любой страны, поскольку именно общими усилиями можно исправить все ухудшающуюся демографическую ситуацию.

Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически - это воспроизведение организмами себе подобных, то же, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции. Исходя из этого, репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребенка и воспитания здорового поколения.

    Запомните!
    Лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом.

Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.

Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, непосредственно влияет на демографическую обстановку в стране, на обеспечение воспроизводства и демографической безопасности государства и представляет собой обобщающий критерий, итог всего комплекса факторов, характеризующих состояние репродуктивного здоровья человека и российского общества.

Демографическая ситуация в России, сложившаяся в последнее десятилетие прошлого века, характеризовалась низкой рождаемостью, высокой смертностью и сокращением численности населения (в среднем на 800 тыс. человек в год) и рассматривалась как демографический кризис.

Чтобы исправить демографическую ситуацию в стране, была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).

В основу демографической политики Российской Федерации положен ряд принципов:

  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Таким образом, здоровый образ жизни и прочная семья - это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста. Семья - это исток жизни, в ней коренится все, что способствует духовному, физическому и социальному развитию человека. Всякая благополучная семья возникает на основе любви и является неисчерпаемым источником человеческого счастья. Она служит школой формирования духовного, физического и социального благополучия. Семья - это первое родное место на Земле для любого человека.

Вопросы

  1. Что следует понимать под репродуктивным здоровьем?
  2. Назовите основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества.
  3. Дайте общую характеристику репродуктивного здоровья российского общества.
  4. Какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
  5. Какую роль играет индивидуальное здоровье человека на формирование репродуктивного здоровья общества?

Задание

Сформулируйте кратко из личного опыта, какие наиболее значимые качества для вашей будущей взрослой жизни вы приобрели в семье.

Репродуктивное здоровье (РЗ) , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процес­сов репродуктивной системы, а также психо-сексуальных отно­шений на всех стадиях жизни.

Другими словами - это способ­ность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексу­альных отношений без угрозы заболеваний, передающихся поло­вым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выжи­вание ребенка, благополучие матери и возможность планирова­ния последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

Таким образом, РЗ - это важнейшая составляю­щая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой се­мьи и общества в целом.

На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов. В первую очередь - это его образ жизни. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) при­водят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка. Алкого­лизм, табакокурение и наркомания приводят к невынашиванию беременности и рождению тяжело больных детей. Раннее начало половой жизни, и как следствие этого - аборты у нерожавших женщин являются причинами бесплодия и развития многих забо­леваний как самой репродуктивной системы, так и всего орга­низма в целом.

По сравнению с недавним доиндустриальным прошлым, когда бесплодие было исключительным, единичным явлением, сегодня полная утрата или снижение фертильности (от лат. fertills - плодородность) - способности к деторождению среди граждан репродуктивного возраста является характерной чертой российской действительности.

По данным разных авторов (В.Ю, Альбицкий, Н.Н.Ваганов, И.И. Гребешева, Т.Я. Пшеничником, В.Н. Серов и др.), частота бесплодного брака колеблется от 10-15 до 18-20%, т.е. в лучшем случае каждая десятая, а в худшем - каждая пятая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия. В итоге их общее число измеряется уже миллионами!

По данным Н.Н. Куинджи, опрос 5000 школьниц и студен­ток г. Москвы показал, что 90% опрошенных девушек ни разу по обращались к гинекологу, из них 35% студенток и 25% школьниц имели первый сексуальный опыт в возрасте до 16 лет, что свиде­тельствует о низком уровне сексуального образования и сексу­альной информированности.

Для улучшения показателей РЗ необходимо, прежде всего, воспитание у молодежи целомудренного поведения, т.е. дев­ственного вступления в брак. На программы по воспитанию целомудрия у подростков в США тратятся миллиарды долларов, так как сексуальная революция, захлестнувшая эту страну одной из первых, не принесла ничего, кроме венерических заболеваний, СПИДа, ранних абортов и бесплодия.

По данным координатора Дня целомудрия Рины Линдевальдсен, более 3 млн. американских подростков ежегодно заражаются болезнями, передающимися половым путем. Кроме того, 20% из числа 1,3 млн. ежегодных абортов в Америке совершаются среди молодежи, и это самый высокий показатель подростковой беременности среди развитых стран.

Обращая внимание своих воспитанников на высокую моральную ценность - любовь в браке, В.А. Сухомлинский говорил! «Вы - будущие отцы и матери. Через несколько лет у вас будут дети, Вы будете думать о воспитании их так, как сейчас о вас думают ваши отцы и матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это нетолько биологический акт, а прежде всего великое творчество».

Проблемами РЗ у женщин занимаются врачи гинекологи и акушеры, а у мужчин - урологи и андрологии. Гинекология (от греч. gine + logos - женский + наука) - область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности жен­ской половой системы, ее болезни и разрабатывающая методы их профилактики и лечения.

Вопросы, связанные с беременностью и родами изучаются акушерством (от французского accjucher - помогать при родах). Урология (от греч. uron + logos - моча + наука) - область клинической медицины, изучающая болезни ор­ганов мочевой системы. Андрология (от греч. andros + logos - мужчина + наука) - раздел урологии, занимающийся изучением заболеваний мужских мочеполовых органов.

Показатели репродуктивного здоровья

Главным показателем хорошего репродуктивного здоровья является благополучно протекающая беременность и рожде­ние здорового ребенка.

Каждый месяц в одном из яичников женщины созревает фолликул - пузырек с яйцеклеткой. Достигая определенных раз­меров, фолликул разрывается - происходит овуляция, а созрев­шая яйцеклетка выходит из него и начинает путешествовать по брюшной полости и маточным трубам по направлению к матке.

Только в этот момент может наступить оплодотворение - слия­ние яйцеклетки со сперматозоидом, так как продолжительность жизни и способность к оплодотворению у женской клетки сохра­няется всего 24 часа. Овуляция приходится примерно на середину менструального цикла.

В матке уже оплодотворенная яйцеклетка имплантируется прикрепляется к ее стенке. Яйцеклетка - самая крупная клетка человеческого организма, а слившись со сперматозоидом она тут же начинает делиться и становится еще крупнее. Оплодотворен­ная яйцеклетка может успешно пройти в полость матки только через здоровые маточные трубы.

Их просвет очень узкий, и если они изменены из-за перенесенных воспалительных процессов, то становятся еще уже и яйцеклетка там застревает - развивается внематочная (трубная) беременность. Такая беременность в луч­шем случае заканчивается плановой операцией по ее удалению, а в худшем - экстренной операцией по удалению части маточной трубы.

Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью с детских лет, следить за тем, чтобы ноги и поясница находились в тепле и не возникало воспалительных процессов яичников и их придатков. Мода на ношение укороченных курток и джинсов с заниженной талией приводит к оголению области поясницы и развитию из-за этого воспалительных заболеваний. Подобные фасоны одежды не подходят для стран с холодным климатом, таких как Россия, зато многих девушек приведет к бесплодию.

Гинекологи считают началом беременности первый день последней менструации.

Беременность у женщины или антена­тальный период (от лат. ante + natalis - перед + относящийся к родам) - период внутриутробного развития будущего ребенка делится на два этапа:

  • эмбриональный (от греч. embryon - зародыш) - до 12 аку­шерских недель беременности, во время которого происходит закладка и дифференцировка всех органов и систем;
  • фетальный (от лат. fetalis - потомство, плод) - от 12 недель, до 40 недель беременности (родов), когда происходит окон­чательное формирование всех органов плода.
Применение современного медицинского оборудования позволяет точно знать, что представляют из себя зародыш и плод на разных сроках своего развития.

На третьей неделе развития, у эмбриона уже начинают формироваться зачатки внутренних органов. На 18-ый день от момента оплодотворения звучит первый удар сердца.

У четырехнедельного эмбриона на головной части от­четливо видны черные пятнышки - зачатки глаз. Это период пе­рехода от формирования эмбриона к формированию органов бу­дущего ребенка. Эмбрион принимает окончательную форму и становится похожим на фасолину с выростами, которые станут конечностями, с зачатками органов, которые потом разовьются. В конце первого месяца эмбрион имеет длину 4 мм.

В пятьнедель появляются зачатки полушарий головного мозга.

В шесть недель начинается образование зубов. Сердце уже объемом с маленькую шишечку, сформировались четыре по­лости сердца. Развиваются желудок, кишечник, поджелудочная железа, почечный аппарат.

В этот период с помощью специальной аппаратуры может быть зафиксирована работа сердца, которое сокращается со ско­ростью 110 ударов в минуту. С помощью электроэнцефалографа можно записать мозговые импульсы, подтверждающие то, что зародыш - живой человек. А ведь именно на этот период прихо­дится самое большое количество миниабортов!

Семинедельный эмбрион чувствует прикосновение.

В восемь недель эмбрион уже может двигать ручками и ножками. С 8-й недели заканчивается развитие эмбриона и начи­нается развитие плода. С этого момента и до появления на свет ребенка главные изменения плода связаны с его ростом и после­дующей специализацией.

К концу десятой недели все системы органов начинают работать и эмбрион приобретает статус плода. Четче проявляют­ся черты лица: две маленькие щели - глаза, две канавки – уши, одно отверстие для носа и рта. В конце этого периода эмбрион имеет размеры 3-4 см и весит 2-3 г. Это 12-я акушерская неделя. Как раз на период 10-12 недель приходится самое большое коли­чество медицинских абортов - инструментальных.

В восемнадцать недель плод полностью сформирован и становится жизнеспособным.


Рис.5. Положение плода в матке

Трижды в течении беременности все женщины направляются на ультразву­ковое обследование:

  • в 12-14 недель беременности;
  • 22-24;
  • 32-34 недели.
Эти обследования проводятся не с целью определения пола будущего плода, а для того, чтобы выявить дефекты - по­роки его развития.

В развитых странах при выявле­нии пороков развития с помощью УЗИ, во многих случаях проводят их устранение, применяя внутриутробные операции на плодах, а иногда просто готовятся для проведения исправлений дефектов сразу же после рождения ребенка. У нас такие операции - огромная редкость даже в столице, а о периферии не приходится даже думать.

Если врожденные уродства выявляются, то российские женщины информируются об этом и становятся перед выбором: продолжать вынашивать беременность, чтобы родить заведомо больного ребенка, обречь его и себя на страдания на всю после­дующую жизнь или прервать беременность по медицинским по­казаниям. Прерывание беременности на сроке 22-х недель воз­можно путем проведения искусственных родов.

Парадокс заключается в том, что как раз в этот период времени по международными стандартам плод уже является жиз­неспособным и не может рассматриваться как абортный.

  • срок беременности - 28 недель и более;
  • масса тела - 1000 г. и более.
В пособии уже было отмечено влияние йода и железа на нормальное протекание беременности и рождение здоровых де­тей. Гинекологи в последние годы обращают большое внимание на роль в этом процессе фолиевой кислоты - витамина В 12 .

Дефицит фолиевой кислоты - самый распространенный гиповитаминоз среди беременных, новорожденных и детей ран­него возраста. Причем недостаток витамина В 12 передается от матери к плоду вследствие недостаточного его содержания при беременности в организме матери или новорожденному ребенку при нехватке фолиевой кислоты в молоке.

Недостаток витамина В 12 во время беременности в орга­низме матери может привести к различным негативным послед­ствиям:

  • невынашиванию беременности;
  • частичной или полной отслойке плаценты;
  • спонтанным абортам и рождению мертвого ребенка;
  • развитию у плода дефектов нервной трубки; в гидроцефалии (водянке головного мозга);
  • анэнцефалии (отсутствию головного мозга);
  • задержке умственного развития у будущего ребенка и др.
Из-за недостатка фолиевой кислоты сами беременные женщины могут страдать от токсикозов, депрессий, анемий и бо­лей в ногах.

Для сохранения беременности, здоровья матери и рожде­ния здорового ребенка врачи назначают прием фолиевой кислоты в таблетках при планировании беременности и в течение срока вынашивания. Но принимать витамин В 12 нужно в строгой дози­ровке, назначенной Вам врачом. Передозировка фолиевой кисло­ты не менее опасна для здоровья, чем недостаток.

Для того, чтобы разрешать все проблемы репродуктивно­го здоровья, в РФ были созданы центры планирования семьи ирепродукции.

Основными задачами центров семьи и репродукции являются:

  • применение современных технологий лечения бесплодия;
  • проведение лечения репродуктивной системы с использова­нием новейших достижений науки и техники, в том числе -эндоскопических операций;
  • осуществление пренатальной (дородовой) диагностики пато­логии плода.
Такие высоко затратные методы лечения могут позволить себе центры планирования семьи и репродукции только крупных городов России.

Бесплодие

Бесплодием в браке называется отсутствие беременности при регулярной половой жизни супругов в течение 1 года и более без применения каких-либо методов контрацепции. Современные методы лечения бесплодия позволяют абсолютному большинству таких семей иметь здоровых детей.

Диагностика и лечение бесплодия должны проводиться специалистами - репродуктологами, причем в лечебный процесс должны быть включены оба супруга.

При применении современных методов, направленных на улучшение РЗ, возникает множество проблем этического плана. Занимается ими такая наука, как биомедицинская этика.

Биомедицинская этика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Вначале был предложен термин «биоэтика» американским онкологом Ван Ренсселером Поттером. В 70-е гг. в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей и вообще самой широкой публики.

На первое место выходит междисциплинарное иссле­дование антропологических, моральных, социальных и юриди­ческих проблем, вызванных развитием новейших биомедицин­ских технологий (генетических, репродуктивных, транснланто-логических и др.)

В следующем десятилетии биомедицинская этика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х гг. - в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).

При многих перинатальных центрах открыты кабинеты и отделения генетического консультирования. Генетика (от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению) - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.

Сегодня у медицинской генетики много моральных проблем:

  • Страдающим «субъектом» является не только индивид, но и группа (род, семья), поэтому возникает конфликт между пра­вом на конфиденциальность обладания данной информацией клиента и сообщением этой информации его родственникам.
  • Существует значительный разрыв между числом наследст­венных заболеваний, которые можно диагностировать, и чис­лом заболеваний, которые можно лечить, а если так, то зачем травмировать человека, сообщая ему о наличии фатального гена?
  • Предметом заботы врача-генетика часто является здоровье еще не рожденного и даже не зачатого индивида, но имеем ли мы право тратить на это средства, отрывая их от уже живу­щих людей?
  • В генетике приходится иметь дело не с однозначной, а с ве­роятностной информацией.

Репродуктивные технологии

Репродуктивные технологии - это методы терапии бес­плодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Существуют следующие репродуктивные технологии, связанные с рождением человека:

  • искусственная инсеминация (оплодотворение) спермой до­нора или мужа;
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (оплодотворе­ние вне организма, invitro, т.е. в пробирке) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;
  • «суррогатное материнство» - когда яйцеклетка одной жен­щины оплодотворяется в пробирке, а затем эмбрион имплан­тируется другой женщине, которая выступает в качестве до­нора матки, вынашивая плод для генетической матери.
При искусственном оплодотворении спермой донора возникает ряд этических проблем, связанных с конфиденциаль­ностью личности донора и супружеской пары, которой досталась его сперма. Вопросы вознаграждения донорства семенной жид­кости также окончательно не решены.

Кроме того, сам процесс сдачи спермы противники этого метода считают либо распущен­ностью, либо безответственным отношением к высшему дару (Бога, Природы), которым обладает всякий здоровый человек.

Другой современной репродуктивной технологией явля­ется оплодотворение «в пробирке». Метод ЭКО создан англий­скими учеными - эмбриологом Р. Эдвардсом и акушером-гинекологом П. Стептоу. Их исследования привели к рождению в 1978 г. в клинике Кембриджского университета первого «ребенка из пробирки» - Луизы Браун.

Применение метода ЭКО сопряжено с риском для жен­щины. Кроме того, поскольку при переносе зародыша в матку вероятность наступления беременности не слишком высока, для ее повышения в полость матки вносят несколько эмбрионов.

Это влечет за собой риск развития многоплодной беременности, ко­торый во много раз больше, чем при естественном зачатии. По­этому при ЭКО часто приходится делать операцию «редукции эмбрионов», то есть абортировать лишние прижившиеся эмбрио­ны. Оказывается, что лечение, смысл которого - преодолеть бес­плодие, обеспечить появление новой жизни, ведет к искусствен­ному прерыванию тех же самых жизней...

Особенно бурные споры вызывают проблемы «суррогат­ного материнства». В этом случае у ребенка помимо суррогат­ной матери - «матери-носительницы», «женщины-донора», «вре­менной матери» и т.п. - имеется еще и социальная мать - «арен­датор», наниматель.

Она, в свою очередь, может и не быть той женщиной, которая дата свою яйцеклетку - в этом качестве будет выступать вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказать­ся пять (!) родителей: три биологических (мужчина-донор спер­мы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор матки) и два социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков.

А нужны ли вообще все эти ухищрения с репродуктивными технологиями, если в мире так много сирот, беспризорных и брошенных детей? Не меньше споров вызывают вопросы клонирования, т.е. воссоздания из одной клетки целого человеческого орга­низма или какой-то отдельной его ткани или органа.

Различают репродуктивное и терапевтическое клонирование:

  • репродуктивное клонирование преследует цель рождения ге­нетической копии существующего или существовавшего че­ловека;
  • цель терапевтического клонирования - получить генетически идентичные эмбриональные стволовые клетки, которые предполагается использовать для лечения различных заболе­ваний (инфаркта миокарда, болезни Альцгеймера , сахарного диабета и др.).
В большинстве стран мира действует либо полный, либо временный запрет на репродуктивное клонирование человека. Во Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека ЮНЕСКО (1997) говорится: «...не допускается практика, проти­воречащая человеческому достоинству, такая, как практика кло­нирования с целью воспроизводства человеческой особи...» В России в 2002 г. принят закон о временном (сроком на 5 лет) за­прете репродуктивного клонирования человека. С 2008 г. в РФ наступило безвременье или беззаконие по данному вопросу.

Таким образом, становится понятным, как важно бережно сохранять свое репродуктивное здоровье, ведя здоровый образ жизни, проходя регулярные обследования у гинеколога и сохра­няя целомудрие до вступления в брак.

План урока по ОБЖ для 8-го класса

Тема: Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья.

Цель урока :

1.Определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся.

2.Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие

Учебные вопросы:

1. Основные составляющие индивидуального здоровья человека.

2. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие.

3.Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

Учебники, план конспект.

Ход урока

I . Подготовительная часть 5 минут

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку;

Довожу тему, цель, учебные вопросы урока;

Краткий опрос по предыдущему материалу:

1. Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого?

2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?

3.Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?

4.Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?

5.Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

II . Основная часть 35 минут.

1. Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. («психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции»)

Репродуктивная система - это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40-60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.

В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:

– о семье и любви как ценности;

– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;

– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;

– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;

– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;

– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.

В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:

– соблюдать принципы здорового образа жизни;

– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;

– сохранять свое репродуктивное здоровье;

– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;

– владеть эмоциональной регуляцией.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором - родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

III .Заключительная часть 5 минут

Напоминаю тему, цель, учебные вопросы урока:

1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?

4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?

5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?

Выборочным опросом проверяю, как понята учащимися тема:

Подвожу итог урока.

Преподаватель Е. Орлов

Определение здоровья.

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Нормальное функционирование организма в системе «человек ― окружающая среда».

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Отсутствие болезни.

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появлялись здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутри утробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек - это результат работы половых органов, синтезирумых половыми железами. Мужские половые органы называются андрогены , а женские эстрогены . Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире - таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет, андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Если попытаться нарисовать психологический портрет обоих полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим образом.

Женщина : мягкость, терпимость, потребность в защите, эмоциональность, мечтательность, покорность. В отличие от мужчины женщине не надо постоянно доказывать окружающим свою значимость, но она всегда ждет признания своей привлекательности.

Мужчина : деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению. Он готов к постоянной борьбе, ищет признания своей сил, исключительности возможностей.

Половая принадлежность в значительной степени накладывает отпечаток на образ жизни человека. И все же в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете специфических особенностей в поисках гармонии социальных ролей, которые мужчины и женщины играют в семье и обществе. Вряд ли в обозримом будущем развитие цивилизации и изменение социальных условий смогут нивелировать биологические различия полов, предопределяющие индивидуальные особенности поведения, реакции и пр.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека. Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность . Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребёнка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях, даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то яке время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи .

Планирования семьи необходимо для реализации следующих задач:

  • рождение желанных здоровых детей;
  • сохранение здоровья женщины;
  • достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;
  • осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи - это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным и правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбрать количество детей в семье, примерные сроки их появления, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог. Оптимальный возраст для рождения Детей- 20 -35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 - 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт - это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контрацепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «репродуктивная система» и «репродуктивное здоровье».

2.Укажите особенности психологических портретов полов.

3. От каких факторов зависит репродуктивное здоровье человека?

4. Что такое планирование семьи?

5. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

6. Какова роль полового воспитания и образования подростков и молодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества?

Используемая литература:

ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с