Острота зрения у детей. Норма зрения у детей

Сначала попробуем разобраться с первым вопросом: что такое острота зрения? Так называют способность различать мелкие детали предметов. При этом чем они меньше, тем выше острота зрения у человека. Ее принято измерять в десятичных дробях: 0,1; 0,2; 0,3... 1,0; 1,1; 1,2 и т.д. Развитие остроты зрения у совсем маленьких происходит постепенно. Сразу после рождения ребенок видит очень мало: пока он лишь реагирует на свет (ненадолго поворачивая к нему голову), а также пытается следить за крупными движущимися предметами. Впрочем, совсем скоро картина изменится самым решительным образом: в 2-5 недель малыш будет уверенно смотреть на свет, к концу 2-го месяца - разглядывать крупные объекты, в три месяца - оживляться, заметив грудь мамы или бутылочку, в четыре - хватать предметы, соразмерные ладошке.

Настоящий экзамен

Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Для этого можно воспользоваться несколькими методами.

Вижу шар

На фоне окна подвесьте на нитку ярко-красный шарик диаметром 4 см и слегка раскачайте его. Возьмите малыша на руки, начните приближаться к объекту и отметьте расстояние, с которого ребенок отреагирует на его "появление". Потом произведите подсчет: если малыш заметит шар с 1 м, острота его зрения будет равна 0,03; с 3 м - 0,11, с 5 м - 0,18 (условная норма для 6-месячных детей - 0,1-0,3).

После того как ребенку исполнится полгода, для исследования понадобится шарик диаметром 0,7 см. Если малыш заметит объект с расстояния 1 м, острота его зрения будет равна 0,2, с 3 м - 0,6, с 5 м - 1,0 (норма для годовалых детей - 0,3-0,6).

Совет 1
Следите за тем, чтобы малыш правильно сидел за столом (расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять 30-33 см), позаботьтесь о хорошем освещении, проявите благоразумие и ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором и/или компьютером (в общей сложности до часа в день). Особое внимание уделите подвижному образу жизни маленького, запишите его в спортивную секцию для регулярных занятий.

Пиратские страсти

Чтобы понять, как видит ребенок в 1-2 года, можно воспользоваться другой методикой. В светлой комнате длиной не меньше 5 м нанесите на пол отметки с интервалом в 1 м. На расстоянии 5 м положите белый шарик диаметром 4 см. Если удастся, наденьте малышу повязку на один глаз, войдите с ним в комнату, покажите такой же шарик, попросите найти его двойника взором и принести. Если ребенок не сможет выполнить поручение, переложите шарик на отметку 4, 3 или 2 м, то есть приближайте объект до тех пор, пока он не будет обнаружен. В случае, если малыш разглядит мячик диаметром 4 см на 5 м, возьмите шарик диаметром 0,7 см и повторите исследование.

Внимание!

Помните о том, что вторая методика потребует от вас значительных усилий. К счастью, в большинстве случаев прибегать к ней необязательно: чтобы понять, как развивается зрение малыша, достаточно просто... быть внимательными родителями. Понаблюдайте, различает ли ребенок мелкие детали игрушек, собирает ли крошки и соринки с пола, видит ли в окно движущиеся машины и фигурки людей, как реагирует на предметы, расположенные на разном расстоянии от него, и расскажите об этом врачу.

По-взрослому

Проверить остроту зрения ребенка более привычным образом, то есть по специальным тестам, обычно удается с 3 лет. Чаще всего для этого используют таблицу Орловой, которая содержит 10 рядов силуэтных картинок. Малыша усаживают на расстоянии 5 м и в каждом ряду, начиная с верхнего, показывают по одной картинке. Если маленький не может назвать ее, переходят к другой, расположенной в той же строке, и так далее. Цель исследования - дождаться, пока будет правильно названо большее количество картинок в одном ряду. Именно строка и определит остроту зрения малыша. Обычно в 3 года она равна 0,6-0,9, в 4 года - 0,7-1,0, в 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет - 0,9-1,0 и выше. Таким образом, острота зрения увеличивается с рождения до школы и достигает нормы взрослого человека к 7-8 годам.

Привет от Гарри Поттера

В каких случаях ребятам-дошколятам назначают очки? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поговорить о том, что такое рефракция. Дадим этому явлению медицинское определение: так называют суммарную преломляющую способность оптических сред глаза, то есть роговицы и хрусталика. Ее измеряют в диоптриях. Рефракция может быть соразмерной, когда фокус изображения совпадает с сетчаткой, и несоразмерной, когда они не совпадают. В случаях, когда фокус оказывается за сетчаткой, рефракция считается дальнозоркой, перед сетчаткой - близорукой. В норме у детей с рождения до семи лет отмечается некоторая дальнозоркость: у месячного ребенка до 4 диоптрий, у семилетнего - до 1 диоптрии.

Совет 2
Чтобы избежать проблем с глазами, важно вовремя и регулярно посещать офтальмолога. Большое значение имеют плановые медицинские осмотры, которые проводят в первые недели после рождения, в один и три года, а также перед школой.

Когда ребенку назначают очки?

  1. Малышу с дальнозоркостью понадобятся очки в случае сходящегося косоглазия или устойчивого снижения остроты зрения - по-научному, амблиопии, а по-простому - "ленивого глаза".
  2. Детям с небольшой близорукостью (1-2 диоптриями) очки рекомендуют довольно редко, чаще до семи лет их вообще не выписывают. В случае сильной близорукости очки назначают и совсем маленьким.
  3. Еще одно состояние рефракции, которое требует ношения очков, - астигматизм (так называют одну из аномалий оптики глаза, из-за которой органу зрения приходится выполнять дополнительную работу). Если при этом острота зрения оказывается сниженной, ребенку понадобится постоянно носить специально подобранные очки с цилиндрическими линзами.

Совет 3
Помните о том, что в первые недели после рождения ребенка движения его глаз бывают хаотичными и некоординированными, кроме того, они могут периодически отклоняться, что связано с незрелостью зрительной системы. Обычно через четыре месяца глаза занимают правильное положение. Другое дело, если у наблюдается резкое и постоянное отклонение глаза. Это - врожденное , и оно требует пристального внимания специалиста.

Чтобы лучше видеть

Поскольку заботиться о здоровье глаз нужно буквально с пеленок, первый визит к офтальмологу назначают в первые месяцы после рождения ребенка. Следующая консультация специалиста (в случае отсутствия проблем) понадобится в 1-1,5 и 3 года, а затем перед школой. Что включает в себя исследование зрения? В первую очередь врач оценивает положение и подвижность глаз, состояние оптических сред (роговицы и хрусталика), глазного дна и рефракции.

Потеря курса

Что такое косоглазие? Так называют отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации. Кроме весьма неприятного в психологическом отношении косметического недостатка, косоглазие является причиной серьезных нарушений. В первую очередь речь идет о расстройстве бинокулярного зрения - способности сливать изображения, получаемые на сетчатках двух глаз, в единый зрительный образ. Кроме того, у ребенка снижается острота зрения.

Косоглазие встречается у 2-3% малышей и возникает, как правило, в возрасте от 1 до 3 лет. Часто обеспокоенные мамы на приеме у врача говорят, что отклонение глаза возникло из-за того, что ребенок испугался, упал и ушибся головой или после болезни с высокой температурой. Однако стоит понимать, что все это не относится к настоящим причинам болезни - большинство детей падает и болеет, но косоглазие у них не развивается. Скорее всего, описанные выше обстоятельства просто служат пусковым механизмом для появления отклонений.

Истинные причины

Что же может привести к косоглазию?

  • Заметное снижение зрения одного из глаз. Оно бывает связано с некоторыми болезнями или травмами, из-за чего хуже видящий глаз не может активно работать и отклоняется в ту или иную сторону.
  • Разница в преломляющей способности двух глаз, когда на глазном дне формируются изображения разной величины. В некоторых обстоятельствах утрачивается способность сливать зрительные образы в единое целое, и глаз, оказавшийся в худших условиях, начинает косить.
  • Косоглазие может возникнуть в результате усиленной (из-за дальнозоркости) или ослабленной (из-за близорукости) аккомодации - так называется приспособление глаза к четкому видению предметов, которые находятся от него на разном расстоянии. В первом случае развивается сходящееся косоглазие, во втором - расходящееся.
  • К косоглазию могут привести проблемы со стороны центральной нервной системы - воспаления, травмы, опухоли.

Из чего только сделаны...
Глаз человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 24 мм. Он состоит из трех оболочек: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатки). К прозрачным структурам глаза относится хрусталик, стекловидное тело и внутриглазная жидкость. Фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части белого цвета - склеры и роговицы - передней, прозрачной части наружной оболочки глаза. Радужная оболочка, расположенная за роговицей, представляет собой мембрану с отверстием в центре - зрачком. При ярком освещении зрачок суживается, а в темноте - расширяется, чтобы пропустить к сетчатке больше света. За радужкой расположено эластичное плотное образование - хрусталик. Он прозрачен, имеет форму двояковыпуклой линзы и вместе с роговицей, составляет оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка выстилает глазное дно и является частью центральной нервной системы. Через роговицу и хрусталик лучи от рассматриваемых объектов поступают к сетчатке и формируют на ней изображение, которое затем преобразуется в нервные импульсы.

Внимательный осмотр

Чтобы поставить диагноз, врач изучает передний отдел глаза, преломляющие свет среды и глазное дно. Кроме того, доктор исследует остроту зрения, преломляющую способность (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), бинокулярное зрение, подвижность глаз, а также угол косоглазия. После этого офтальмолог вырабатывает целую стратегию действий, конечная цель которых - восстановить бинокулярное зрение. Обычно лечение включает в себя несколько этапов: плеоптику, ортоптику, пред- и послеоперационные упражнения, хирургическую операцию по показаниям и диплоптику. Поговорим об этом подробнее.

Совет 4
Чтобы ребенок понял, что от него потребуется в момент тестирования - проверки зрения, заранее покажите ему таблицу и попросите назвать то, что на ней изображено.

  • Плеоптикой называют лечение амблиопии - снижения остроты зрения. Ее начинают с выписки , как правило, для постоянного ношения. Они нужны для того, чтобы на сетчатке больного глаза формировались четкие изображения и он мог работать более активно. Кроме того, иногда очки восстанавливают симметричное положение глаз и помогают им начать работать вместе.
  • Кроме того, плеоптика включает в себя прямую окклюзию (заклейку лучше видящего глаза), различные виды засветов ("ленивый глаз" смотрит на яркий свет), занятия на специальной аппаратуре с различными зрительными нагрузками и медико-педагогические упражнения. Речь идет о занятиях с мозаикой, бусами, лепку и плетение ковриков из бумаги (размер деталей игр подбирают соответственно степени понижения зрения). Кроме того, в последнее время появились новые направления в лечении амблиопии: лазер, рефлексотерапия, электростимуляции, компьютерное лечение, методы биологической обратной связи и так далее.
  • Если после принятых мер зрение улучшилось, а глаза стали фиксировать правильно, врач переходит к следующему этапу - ортоптике, то есть к развитию способности соединять два изображения в единый зрительный образ в определенных условиях. В случае, если решить проблемы с помощью ортоптики не получается, назначается операция. Ее цель - добиться правильного положения глаз. Оптимальный срок для хирургического вмешательства - 4-5 лет.
  • Заключительный этап лечения - диплоптика - выработка бинокулярного зрения в естественных условиях: пациент "работает" с одним, общим для двух глаз объектом, как это бывает в реальной жизни. Назначают диплоптику в том случае, если положение глаза стало симметричным или близким к этому.

Внимание!
Если вы заметите один или несколько из перечисленных признаков: блуждающий взгляд, непроизвольные движения глаз (по-научному - нистагм), светобоязнь, отек или помутнение роговицы, бело-серую, а не черную область зрачка, срочно обратитесь к врачу!

Где и когда?

Помните о том, что лечение косоглазия может продолжаться в течение нескольких лет. У дошкольников его проводят в специализированных детских садах, где пребывание малышей организовано по принципу "играя, лечимся". Кроме того, дети могут получать помощь и в межрайонных кабинетах охраны зрения. Существует также некоторое количество глазных санаториев. Что касается операций, их делают в глазных клиниках. После поступления в школу ребенок может продолжать лечение в кабинете охраны зрения. Однако максимум усилий для избавления от косоглазия нужно все-таки сосредоточить на дошкольном возрасте.

Обсуждение

Хочу сказать Сергею Алексеевичу спасибо за все, что он для меня сделал! Наблюдалась у него, кажется, лет с шести, была прооперирована. Сейчас мне 24.

18.04.2007 12:00:00, Екатерина

Комментировать статью "Зоркий глаз. Нарушения зрения у детей"

миопия у ребенка:(сходили к врачу - один глаз 0,5 другой 0,75. говорит мб спазм - назначила капли на месяц пошла смотреть по клиникам глазным - многие пишут. что они бесполезны, мало того, могут ухудшить ситуацию после отмены. у ребенка в 9 лет зрение -3.

Обсуждение

так и есть - бесполезны. проходили путь. никуда не рванули. точнее были в офтальмологич. поликлинике при морозовке и районной. там сказали что минус слишком маленький для очков и мол гимнастику для глаз делайте. толку не было, да и кто будет ту гимнастику каждый день делать. когда зрение уже ухудшилось до того состояния, что нужны были очки (-1), очки и купили по измеренным параметрам. еще и астигматизм оказался.

Все прошли: снимали спазм, гимнастику ежедневную делали, витамины пили, четыре курса на аппаратах на Ломоносовском- все давало краткосрочный результат. Но у нас без вариантов- оба родителя с миопией. Поэтому, когда после лета выяснилось, что зрение резко упало до -1,5, не стали больше экспериментировать и купили ночные линзы. 2 года в ночных- полет нормальный. Жалею, надо было сразу линзы, глядишь, и -1,5 бы не было. Кстати, врач в Институте педиатрии так и советовала, что, конечно, можно попробовать все, но зрение все равно будет ухудшаться, такая физиологическая особенность.

совсем беда у старшего ребенка со зрением - в прошлом году (учебном) было 2-2,5 (минус. ходили на аппараты разные, делали массаж, гимнастику для глаз. комп и телик практически в жизни отсутствуют. сейчас пошли в сентябре к врачу - уже минус у ребенка в 9 лет зрение -3.

Обсуждение

Настольный теннис. Понимаю, что это, скорее всего, не поможет вернуть зрение, но как тренировка для глаз подойдет. У нас одна девочка в классе исправила себе зрение, у нее правда небольшой минус был. Хотя врачи говорят, что не работает.

Девочки а не помогают очки с дырочками, чтоб как то тренировать глаза. Через них ведь видеть лучше или это тоже не выход. И про ночные лизны слышала, но хотелось бы услышать кто применял их на детках.

29.08.2017 20:06:57, Зуля69

Высокая дальнозоркость у ребенка. Зрение. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Высокая дальнозоркость у ребенка. Подскажите кто сталкивался - у моей дочки 1 .5 г дальнозоркость +7. носим очки уже полгода.

Обсуждение

С 2,5 лет у дочки зрение +7,5 - +8, видела одним глазом 0 строк, другим 2 строки, гиперметропия выс. степени, амблиопия выс. степени, косоглазие сходящееся одним глазом, астигматизм, очки носили с 1,5 лет. Сейчас 7 лет, зрение +3,5, без очков видит 10 строк, в очках 10 строк, косоглазия нет, диагноз гетерофория. Сейчас нам даже предлагают ходить без очков, очки только в школу-чтение-письмо-телевизор-компьютер. Надеемся на лучшее, т-т-т-т.
Занимались на аппаратах курсами как минимум по 10 занятий не менее 4-х раз в год, вначале даже чаще. Занимались дома на компьютерных программах для коррекции зрения, сначала в день примерно по часу, сколько ребенок выдержит, очень длительный срок, даже не помню сколько это длилось. Плюс ко всему лечение у невролога и сопутствующих заболеваний ((. Как нам сказала врач, больше шансов для коррекции детской дальнозоркости с раннего возраста, чем детской близорукости)) Чем больше занятий при дальнозоркости, когда мышцы глаза излишне расслаблены, тем лучше; тренированные глазные мышцы ставят хрусталик в положение наиболее благоприятное для наилучшей возможной коррекции. Есть шансы исправить зрение пока ребенок растет, пока меняется его форма черепа, примерно до конца полового созревания, лет до 16-18. Так что у вас все впереди, все возможно было бы желание)) Успехов)) Сорри за много букв(

У моей было +6/ +4. Правый глаз -1% от нормального зрения. Сейчас -10% от нормального зрения. Постоянно носит очки с 1,5 л. Сейчас 9 лет (+3/ +1,5). Постоянно даю чернику (детские баночки-пюре, сухую, сироп черники), хотя врачи говорят, что улучшение не от черники. Но первые годы 1,5-4 г. значительного улучшение не было. Раньше еще и глазные витаминки и капли/настойки российские у нас продавались, потом исчезли, вот их давала.
Еще рыбий жир давайте, тоже для глаз полезно очень.
Жесткий контроль - 0,5ч в день компьютера, до 2 ч. телевизора.

Упало зрение. Врачи, поликлиники, болезни. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье У дочки (3 класс)сегодня в школе проверяли зрение. 1 глаз 0,2 другой 0,5 Дали направление к окулипсту.

Обсуждение

по весне зрение может ухудшаться где-то на пол-диоптрии, контроль лучше делать осенью, когда глаза за лето отдохнут и выдадут наиболее объективный результат.

Нам в школе тоже дали напрвление - я тоже жутко расстроилась. У меня, у мужа зрение просто отличное, бабушки-дедушки стали носить очки только с возрастом, да и то только для чтения.
Съездили в Федоровский консультационный детский центр - для жителей САО бесплатно. На одном глазу 1, на втором - 0.9. Врач сказал, что бывает временно, дал рекомендации.
Наша занимается на компьютере редко - пару раз в неделю по 30 мин., телевизор не смотрит, но много стала читать на ночь при ночнике в постели. Соблюдаем с чтением теперь и расстояние, и освещение.
Сама дочь на зрение ни разу не жаловалась, сидит на 3-4 парте и видит все отлично.

Дальнозоркость +5 и 100%-ное зрение. У кого дети дальнозоркие поделитесь, пожалуйста, со мной по поводу остроты зрения. Что-то я запуталась. У дочери (6,5 лет) три месяца назад на профосмотре перед школой обнаружился "плюс": 5 на один глаз и 6 - на другой (на широком...

Обсуждение

У меня в детстве была скомпенсированная дальнозоркость (+5, +6), но зрение было 100%. Носила очки, чтобы не появилось косоглазие (насколько помню). Потом долго ходила и работала без очков. С возрастом дальнозоркость проявилась, сейчас хожу в очках (+2.5).

вообще у ребенка в 4 года должен еще сохраняться некоторый запас дальнозоркости, поэтому, если обнаружили близорукость не стоит пускать дело а у ребёнка моего возраста(в подписи линейка) какое должно быть зрение в норме- не знаете случайно? хочу с картой свериться.

Обсуждение

я бы обязательно еще специалисту показала. У меня осенью была со старшим ситуация - поставил платный окулист жуткий диагноз. Мы с мужем были в трансе. Съездили потом в Морозовскую, проверили - оказалось, и близко похожего нет.

У моих близорукость слабой степени. 0,4 и 0,8 - это должно быть сколько строчек видит. А еще должны были подставлять стеклышки и капать глаза - чтобы определить минус. У меня у старшего -0,5 и -0,75 при зрении 0,2. Т.е. видит 2 строчки по таблице без очков, а если одевать очки по со стеклами -0,5 кажется. Но очки пока не советуют, говорят мышцы должны работать. Проверяем каждые полгода, если будет падать придется одевать очки. Но им уж 10 и 12. а наблюдаются один с 2, другой с 4 лет.

У кого есть дальнозоркость у ребёнка + косоглазие одного глаза небольшое? Предположила окулист что это при падении могло быть9 Хотя не сотрясении ничего такогг не было - ну падал с дивана невысокго, ей было что-то 9 мес, в 1 год зрение было нормальное проверяли.

Обсуждение

плоха не просто дальнозоркость сама по себе, а то что глаза видят по-разному. вот это надо корректировать. и упражнениями и возможно и очками. надо чтобы глаз, который видит плохо, не "увиливал" от работы, а привыкал видеть и работать! это очень важно для развития бинокулярного зрения и развития мозга.
дальнозоркость в принципе может быть возрастной и уйти со временем, но вообще-то +4+5- это многовато... не бойтесь глазного садика. и проконсультируйтесь еще с другими специалистами, может в другом месте лучше найдут контакт к вашему ребенку и обойдется без ора- и результат будет точнее.

У моего 7-летнего сына дальнозоркость 3 степени (это очень большая). С этой проблемой знакомы "от и до" Один глазик из-за этого без очков начал косить. Очки носим с года. Не слушайте никаких горе врачей, которые не видя ребенка могут что то советовать. Ребенок не взрослый человек, у него все еще устроено по другому. Очки ни капельки не вредят зрению, даже наоборот. У ребенка с большой дальнозоркостью без очков будет развиваться косоглазие, и как результат ухудшаться зрение. Спец. сад - это очень хорошо. Там действительно помогают таким деткам. Мой сын пошел в сад со зрением 0,1. Через 4 года у него зрение улучшилось до: без очков 0,64; в очках 1. Это очень хороший результат. Также не ленитесь делать зарядку для дальнозорких, желательно каждые пол года проходить апаратное лечение. И старайтесь не перегружать глаза ребенка, если глазки устали прекратите занятия и дайте им отдохнуть. А очки все-таки советую одеть (если врачи настаивают)ребенок начнет чувствовать сябя более уверенным и счастливым и через время уже не захочет их снимать.
Здоровья вам и вашему малышу.

17.08.2012 14:16:09, Tetiana1981

у ребенка в 9 лет зрение -3. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника у ребенка в 9 лет зрение -3. Говорят, что дальше - хуже может стать. Кто-нибудь детям зрение исправлял без хирургического вмешательства?

Обсуждение

Я консультировалась в Морозовской больнице по этому поводу. Постоянные упражнения повышают остроту зрения и, что важно, притомаживают рост близорукости. Но мало у кого хватает терпения их делать:(

28.08.2003 14:25:15, Чернобурка.

Вы никогда не обращались к теме психосоматики? Я не настаиваю, но.Существует мнение, что если человек, особенно ребенок, страдает такими серьезными проблемами с глазами - значит он чего-то не хочет видеть вокруг себя. Может быть (часто) это какие-то трудные отношения между родителями... Может быть что-то еще. Я не настаиваю на таком подходе, но, возможно, вы сами можете попробовать проанализировать известные только вам проблемы вокруг вашего ребенка. Может быть существует какой-то психолог, который смог бы вам помочь?
Просто, это общеизвестно, хирургическое вмешательство скорее всего может потребоваться опять, если что-то еще не изменится. у меня перед глазами пример дочкиной одноклассницы и ее сестры - 15 и 10 лет. Оперируют их обеих не первый год с их жуткими миопиями (-7 и -9!!),только результат совсем никакой. А папа с мамой ненавидят друг друга, девочки не воспринимают непотребного (с точки зрения мамы и их тоже) папу, все продолжают жить в этом кошмаре непонятно зачем уже много лет.... а стоит ли?(кстати - папа там очень неплохой, но просто все друг друга достали и изненавидились).
Успехов вам и здоровья вам и вашему ребенку. кстати, я поняла, что вы за границей? может быть по каким-то причинам ребенок плохо переносит новое окружение? давно ли прогрессирует близорукость? давно ли вы там?

Про запас дальнозоркости. Зрение. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. 3 группа из-за перенесенного однажды, в 1 ,5 года, пиелонефрита:((И теперь наспытаются все время к нефрологу дергать.

Обсуждение

Как это? Должны быть единички. У нас написали миопия сл. степени - 0.4 и 0.5 Врачи смотрели на рефракторе (прибор такой). Сказали заниматься на каких-то аппаратах по месту жительства. Очки пока не ужны. Но наша окулист по месту жительства, проверив его на картинках, сказала, что у нас все ОК, и пусть врачи из НИИ педиатрии идут на...

Вот и думаю, что у нас в порядке. Хотя смотрела еще и профессор из Гельмгольца и написала то же: миопия слабой степени, ангиопатия сетчатки.

Вот и не знаю, кому верить. Наша местная окулист написала нам "норма" и сказала не занимать ее драгоценное время. Ну мы и ушли, не солоно хлебвши.

Зрение у детей – важнейшая функция, обеспечивающая получение визуальной информации об окружающем мире, испытывающая колоссальную нагрузку. При этом зрительный аппарат, особенно в раннем возрасте, достаточно хрупок. Есть множество внешних факторов способных ухудшить его работу.

Особенности зрения у детей

При рождении ребенка его зрительная система еще не до конца сформирована. Особенности зрения у детей таковы, что малыш пока в состоянии только распознавать свет, то есть отличать день от ночи. Несовершенство глазных нервов и мышц, двигающих глазное яблоко, не позволяет ему различать предметы более четко, нормальным в этом возрасте является и косоглазие.

Нельзя также не сказать об особенностях мигательного рефлекса новорожденного. Никакие интенсивные движения вблизи от глаз не заставят малыша мигнуть, тогда, как это без труда произойдет, благодаря включению света.

В течение первого года жизни вместе с ростом и развитием коры головного мозга совершенствуется и зрительный центр. Работа глаз синхронизируется, формируется представление об окружающем мире и так называемая библиотека образов.

Если в этом возрасте зрение нарушено и не корректируется, то общее дальнейшее развитие малыша нельзя назвать полноценным. Перманентная недостаточность визуальной картинки в той или иной степени влечет за собой интеллектуальное отставание. Регулярный осмотр детского офтальмолога и своевременная коррекция зрения у детей позволит избежать подобных негативных последствий.

От года до двух лет зрение у детей играет важнейшую роль в процессе формирования речевого аппарата, так как именно повтор артикуляции взрослых помогает ребенку научиться говорить. В этом возрасте просмотр телевизионных передач оказывает слишком большую нагрузку на мышцы глаз.

К трехлетнему возрасту ребенок уже в состоянии рассказать, что именно он видит. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте крайне важно дозировать зрительные нагрузки и предоставлять глазам ребенка регулярный отдых: на каждые полчаса занятий не менее 15 минут перерыва. Тот же принцип применим и к телевизионному досугу. Кроме прочего, расстояние от глаз ребенка до телеэкрана не должно быть меньше 2-3 м.

Перегружают зрение у детей этой возрастной группы электронные игры с маленьким экраном. Даже после 30 минут может развиться спазм глазных мышц, покраснение глаз, дискомфорт и слезотечение. Иногда отмечают снижение остроты зрения у детей, в частности при визуальном восприятии удаленных предметов. Постоянный спазм может привести к стойким нарушениям зрения – дальнозоркости или близорукости. Чтобы уменьшить вероятность ухудшения зрения у детей, профилактику следует начинать как можно раньше.

Нормы зрения у детей разных возрастов

Проверить норму зрения у 6-месячного ребенка можно с помощью такого теста: красный шарик диаметром 4 см вешают на нитку и раскачивают. Затем к нему на руках подносят ребенка и наблюдают, когда именно он отреагирует глазами на происходящее. Когда малыш заметил шарик с расстояния 1 м, то острота его зрения 0,03; если с 3 м, то 0,11, а с 5 м, то 0,18. При этом нормой считается диапазон от 0,1 до 0,3.

Для годовалого малыша такой тест проводят с шариком диаметра 0,7 см. Расстоянию 1 м соответствует острота 0,2; 3 м – 0,6; 5 м – 1,0 при норме 0,6–0,9.

Проверить зрение у детей при помощи специального теста становится возможным примерно в трехлетнем возрасте. До этого достаточно внимательно следить за развитием ребенка, его реакциями на те или иные предметы, образы и т. п. В три года малышу предлагают таблицу Орловой – 10 рядов силуэтных картинок, расположенную на расстоянии 5 м от глаз. Ребенок должен назвать сначала картинку в верхнем ряду; так постепенно переходят к ряду нижнему.

Все правильно названные картинки в том или ином ряду и определяют остроту зрения. Ее нормы:

  • В 3 года – 0,6–0,9;
  • В 4 года – 0,7–1,0;
  • В 5 лет – 0,8–1,0;
  • В 6 лет – 0,9-1,0.

Таким образом, острота зрения повышается с рождения до школьного возраста и к 7–8 годам соответствует нормам взрослого человека.

Своевременно выявить и скорректировать нарушения зрения у детей помогут регулярные посещения детского офтальмолога.

По данным медицинской статистики дальнозоркость у детей выявляется в 90% случаев, так как все малыши приходят в мир с гиперметропией глаз. Это считается нормой и до определенного возраста родителям не стоит сильно беспокоиться, но про своевременное посещение у окулиста, хотя бы 1 раз в год, не нужно забывать.

Под гиперметропией у новорожденных понимается дальнозоркость, с которой рождаются абсолютно все дети. Это аномальная рефракция глаза, при которой фокус зрительной системы находится вне сетчатки. У детей это происходит по причине малой длины глазного яблока. Обычно гиперметропия сохраняется в возрасте от 1 года до 3 лет и равняется примерно 3 диоптриям. С ростом ребенка ее значение постепенно уменьшается в сторону нормальной рефракции и к школьному возрасту имеет значение около 1 диоптрии. Происходит это потому, что глазное яблоко растет и фокус устанавливается на сетчатку.

Поэтому дальнозоркость у детей от 1 года до 3 лет и чуть старше вполне нормальное явление. Но обследоваться у офтальмолога в этот период обязательно. Он поможет контролировать развитие зрения и не допустить осложнений, ведь в младшем возрасте гиперметропия может составлять более 3 диоптрий.

Вообще, выделяют три вида оптической системы:

  1. Эмметропия - нормальное состояние, граничащее между дальнозоркостью и близорукостью и не требующее коррекции. Обозначается как ноль.
  2. Дальнозоркость - патология зрения, обозначающаяся знаком «плюс» и исправляющаяся положительными линзами.
  3. Близорукость - нарушение зрения, обозначающееся знаком «минус» и корректирующееся отрицательными линзами.

Каждая линза измеряется в диоптриях, характеризующих ее преломляющую силу. Поэтому мы и говорим так: «У меня дальнозоркость плюс два». Или: «У меня близорукость минус шесть».

Причины возникновения осложнений и как их выявить

Но бывает, что детская дальнозоркость все-таки проявляется, причиной может являться отставание в росте глазного яблока. Деткам с таким нарушением приходится напрягать глазные мышцы, чтобы рассмотреть предметы. Сначала их глаза как бы подстраиваются, компенсируя плохое зрение. Но потом это может обернуться развитием различных заболеваний, например, спазмом глазных мышц.

Также причинами детской гиперметропии считаются:

  • наследственная предрасположенность;
  • внутриглазное давление;
  • деформация глазного яблока;
  • иные нарушения зрительной системы.

Так как дети сами не могут определить плохое у них зрение или хорошее, а малышам до 1 года трудно поставить диагноз, следует обращать внимание на такие симптомы или жалобы, как:

  • нежелание читать;
  • резкие боли в глазах;
  • частые головные боли;
  • утомляемость;
  • зрительный дискомфорт;
  • раздражительность;
  • выраженное нарушение сна.

При учащенном повторении подобных жалоб, не откладывая, отведите чадо к врачу. Дальнозоркость в запущенном состоянии чревата таким последствиями, как частые воспаления глаз (конъюнктивиты), увеличение риска развития глаукомы вследствие нарушенного оттока внутриглазной жидкости.

Прогрессирование гиперметропии у детей от 1 до 3 лет может привести к такому заболеванию, как амблиопия, также называемой синдромом «ленивого глаза», присущее только в раннем возрасте. Оно приводит к тому, что клетки мозга, отвечающие за зрение, принимая искаженную картинку, сокращают стимуляцию нормального развития нейронов.

Подобные изменения приводят к снижению зрения и нарушениям в развитии. Исправить патологию ни очками, ни линзами невозможно. В качестве бонуса к амблиопии может появиться косоглазие, развивающееся примерно в 40 % случаев.

Исходя из степени патологии, детская дальнозоркость делится на три вида:

  1. Слабая степень - до 2 D.
  2. Средняя дальнозоркость - 3-5 D.
  3. Высокая - свыше 5 D.

Выявить степень можно только после специального медицинского обследования у окулиста.

Возрастной запас

У всех детей до 3 лет есть запас дальнозоркости. Но иногда он может не соответствовать стандарту. Само по себе это не страшно, но со временем могут появиться осложнения и проблемы со зрением. Например, если глазное яблоко растет, опережая возрастную норму, это означает, что у ребенка недостаточный запас. В этом случае очень большой риск развития близорукости. При чрезмерном запасе, характеризующемся задержкой роста глазного яблока, возникновение возможных осложнений описаны выше.

Коррекция зрительной системы в раннем возрасте

Все эти осложнения и заболевания можно предотвратить, если проблема будет выявлена на ранних сроках. Сегодня окулист может установить запас дальнозоркости еще до 1 года. При необходимости врач выпишет очки и назначит специальную гимнастику. А при косоглазии - полное лечение зрительной системы.

Родителям следует понимать, что очки нужны для лечения, а не для причинения неудобств!

Плюсовые очки при чрезмерном запасе нормализуют функционирование зрительных клеток мозга, предотвратив развитие амблиопии и косоглазия, а при недостаточном - запустив механизмы замедления роста глазного яблока.

Помимо этого, применяется и аппаратное лечение с различными способами стимуляции зрения. Такой курс предписывается только после необходимых обследований и проводится 3-5 раз на протяжении года.

Посмотрите на видео компьютерную графику заболевания глаза

В дошкольном возрасте, с 1 до 3 лет и старше, рекомендуется использовать положительные линзы даже для коррекции малой степени гиперметропии (около 1 D). Но в таком случае деткам следует носить очки только при зрительной работе - чтении, просмотре телевизора, в школе, выполнении домашнего задания, за компьютером. Детям школьного возраста, с 7 лет, обычно назначаются контактные линзы или очки с собирающими линзами.

Еще раз напомним, что чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов на выздоровление. Тем более современные технологии лечения позволяют с высоким процентом успешности полностью излечить детскую гиперметропию.

Глаза - это один из факторов связи человека с внешним миром. Сегодня дети все больше страдают от офтальмологических болезней, которые зачастую являются результатом нагрузки на зрительный аппарат. Однако следует учесть и то, что формируется зрение не в школе, когда приходится много читать, писать, учить. Оно формируется с самого раннего возраста, и в этот период важно заметить начинающиеся проблемы. Итак, поговорим о развитии и особенностях зрения детей дошкольного и школьного возраста.

Зрение у детей до года и в 1 год

Становление зрительной системы - более сложный процесс, нежели становление других систем. Когда дитя рождается, его зрение ниже, чем у взрослого, в два раза! Развитие глаз плода в утробе матери начинается на третьей неделе его жизни.

В период до 3 месяцев жизни малыш может видеть только на расстоянии 40-50 сантиметров. Этого ему вполне достаточно чтобы увидеть мамино лицо и грудь. Многим мамам в это время видно, что глаза младенца немного косят и блуждают. Причина этого состоит в дальнозоркости, ведь глазное яблоко крохи в это время меньше, нежели у взрослого. Малыш сводит глаза к переносице, когда рассматривает предметы вблизи и создается впечатление, что он косит. С развитием и увеличением глазного яблока такое визуальное косоглазие пройдет само по себе без всякого вмешательства. Поэтому беспокоиться не о чем.

А для того чтобы сомнения мамы не приносили тревог, с ребенком нужно обязательно посещать плановые осмотры у педиатра. Проблемы может заметить и он, если же есть сомнения, то следует посетить офтальмолога. На осмотре доктор установит, способен ли ребенок фиксировать взгляд, осмотрит его веки и слезные пути, слизистые оболочки глаз и прозрачность роговицы. В шесть месяцев офтальмолог может диагностировать и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость.

Если у родителей появились подозрения, что с глазками малыша не все в порядке, если в семье у кого-то были проблемы с глазами, то есть имеет место фактор генетической предрасположенности к проблемам зрения, то с визитом к офтальмологу оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.

Обязательно нужно идти к окулисту, если у ребенка до года наблюдаются следующие проблемы:

  1. Частое покраснение глаз.
  2. Появление выделений в уголках глаз.
  3. Несколько месяцев косоглазие не пропадает.
  4. Наблюдаются частые и ритмичные колебания глаз (нистагм).

У деток до года нередко появляется дакриоцистит . Это воспаление слезного мешка, находящегося между носиком и внутренним уголком век. Причина такого явления - недоразвитость слезных путей у детей.

Уже с трех месяцев зрение у малыша существенно улучшается. Он может самостоятельно фокусировать взгляд на определенном предмете и затем брать его руками.

Развивать зрение крохи следует с первого месяца его рождения. Это совсем несложно:

  1. Кровать малыша нужно ставить в самой светлой комнате дома и при этом желательно присутствие комбинированного освещения - дневного и электрического. Свет способствует движению глаз.
  2. Комната, где находится новорожденный, должна быть оформлена в пастельных мягких тонах. Это бежевый и персиковый, светло-зеленый и голубой, нежно-розовый и песочный цвета. Ни в коем случае не нужно раздражать детские глазки ядовито-яркими цветами, например, фиолетовым и красным, желтым и зеленым.
  3. Расстояние между игрушками и кроваткой должно быть не менее 30 сантиметров. Игрушки желательно вешать разного цвета и формы.
  4. Не следует с младенчества приучать дитя к телевизору. Постоянно меняющаяся картинка цвета создает сверхнагрузку на глазки младенца.

В возрасте одного года ребенок уже не только хорошо видит, он воспринимает жесты и мимику родителей, копирует их после зрительного восприятия. Однако в годовалом возрасте зрение малыша еще не такое, как у взрослого, оно формируется.

Зрение детей в возрасте от года до двух

В возрасте малыша от года до двух происходит дальнейшее формирование зрения, его остроты. Острота определяется способностью глаз раздельно воспринимать 2 точки, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга. Нормальная острота зрения взрослого человека равняется 1. Острота зрения у ребенка в возрасте от года до двух находится в пределах 0,3-0,5. Глаза малыша уже легко переходят с предмета на предмет, изучают их свойства. В этом возрасте почти достигается согласованность движений рук и глаз.

Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. Они просто не воспринимают смысл увиденного, а используют телевизор как звучащую и мигающую игрушку. Глазные мышцы малыша в этот период не готовы к напряжению, которое создает просмотр телевизора.

Зрение у детей 2, 3, 4 лет

В возрасте 2 лет зрительный опыт ребенка уже позволяет выражать свои желания и произносить несложные предложения. Зрительный опыт ребенка - это восприятие речи взрослых, изучение мимики и попытки воспроизводить подобное самостоятельно. Если у малыша нормальный уровень развития зрения, то воспроизведение будет прогрессировать. Когда же со зрением есть проблемы, то это не позволит воспринимать артикуляцию речи взрослого, и у малыша будут плохо формироваться навыки звукообразования и словообразования.

Три года - это как раз тот возраст малыша, когда можно проверить его остроту зрения по специальным тестам . Обычно с этой целью используют таблицу Орловой, содержащую 10 рядов картинок. Врач усаживает маленького пациента на расстоянии пяти метров и, начиная с верхнего ряда, показывает по одной картинке. Если малыш не может ее назвать, переходят к другой картинке той же строки. Целью исследования по таблице Орловой является возможность названия ребенком как можно большего количества картинок в одном ряду. Остроту зрения определяет строка. При таком обследовании офтальмолог может выявить близорукость. В этом случае назначают лечение и специальную гимнастику.

Следует отметить, что не всем детям трехлетнего возраста удается проверить остроту зрения таким способом. Иногда такая проверка возможна в 3.5-4 года. В 4 года нормой можно считать остроту зрения 0,7-0,8.

Нужно учесть, что в возрасте 4 года может появиться такое явление, как прищуривание глаз. Оно может стать началом развития близорукости, его симптомом. С ухудшением зрения прищуривание компенсирует невозможность видеть далеко. Но иногда прищуривание может быть не сигналом тревоги, а просто подражанием ребенка кому-то.

Зрение у детей 5-6 лет

В возрасте пяти-шести лет на органы зрения ребенка приходятся большие нагрузки. Как правило, родители начинают готовить детей к школе, водят их на кружки, секции, группы раннего развития. Да и в детском саду в этот период занятия становятся более длительными, поскольку дошкольная программа тоже готовит детей к учебной школьной нагрузке. Важно в этот период зрительные мышцы малыша не перегружать, делать перерывы в занятиях, которые требуют сосредоточения и длительной концентрации глаз на каком-то предмете. Например, речь идет о рисовании, когда глаза концентрируются на создаваемом ребенком образе или картинке. Занятия в 5-6-летнем возрасте не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Что касается длительности просмотра ребенком телепрограмм, то она не должна превышать одного часа в день. Родителям не следует позволять детишкам играть в электронные игры, если экран слишком маленький, и ребенок вынужден напрягать зрительные мышцы, чтобы рассмотреть маленькие детали.

К шести годам зрение дошкольника достигает взрослого уровня, то есть единицы. Тогда детские глаза уже четко различают предметы на дальнем и близком расстоянии. В 6 лет орган зрения и весь детский организм готов к школе.

Чтобы хорошо подготовить глаза ребенка к началу занятий в школе, нужно в дошкольном возрасте регулярно посещать профилактические осмотры окулиста для коррекции возможных нарушений.

Зрение у детей школьного возраста 7-9 лет

Окулисты констатируют, что пик детской близорукости приходится на 7-9 лет. Это самый распространенный диагноз зрительной патологии детей школьного возраста. Близорукость, или миопия, встречается у каждого шестого школьника. Именно поэтому дети, которые идут в школу раньше 7 лет, получают чрезмерную нагрузку на глаза. И если к возникновению проблем со зрением есть и генетическая предрасположенность, то шансы заполучить близорукость возрастают.

Главный признак близорукости - ухудшение видимости предметов, находящихся вдали. Это может быть поправимым, если вовремя выявить проблему. Родители должны контролировать гигиену зрения, следить за рациональным питанием ребенка и наличием в его меню белков, витаминов С, А, Е и селена.

Зрение у детей: норма

Существуют нормы зрения в детском возрасте. В 3 года острота зрения ребенка равна 0,6-0,9, в 4 года она возрастает до 0,7-0,9, в 5 лет составляет 0,8-1,0, в 6 - 0,9-1,0. То есть острота зрения с рождения и в дошкольном возрасте увеличивается. Даже в 5 лет она может сравниться с остротой зрения взрослого человека. Следует отметить, что по данным статистики острота зрения, равняющаяся 1, констатируется у 45-55 % детей 7-летнего возраста, 60 % 9-летних детей, 80 % 11-летних.

Специально для - Диана Руденко

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).