Сотрясение головы у ребенка чем опасно. Сотрясение мозга у детей. Видео: что делать при сотрясении мозга у ребенка

По данным ВОЗ в мире 50 млн. слепых на один глаз и 9 млн. на оба. Из них, ослепших в детском возрасте 50%.

Слепота - это полное отсутствие каких либо световых восприятии - это научное определение. Слепота житейская, практическая, гражданская - способность ориенти­роваться в пространстве - зрение при этом 0,02-0,05 с коррекцией или при её отсутствии.

Различают слепоту неизлечимую - увечье и слепоту излечимую болезнь. Слепота и количество слепых определит санитарное состояние местности и материальное благополучие населения. Исчисляется на 10 млн. населения, от 7-10 человек слепых - это удовлетворительное состояние, от 10 до 15 неудовлетворительно и от 20 до 25 - плохое.

По социальному статусу бедных ослепших - 86%, богатых - 0,6%. Примеры неустранимой слепоты - это врожденные уродства, дефекты развития глазных яблок ­- киста, анофтальм, гидрофтальм. Посттравматическая слепота и после заболевания глаз, кончающихся их атрофией. Слепота - после терминальной глаукомы, атрофии зрительных нервов, различной патологии глазного дна.

Примеры устранимой слепоты: врожденная катаракта, аномалия рефракции, исходы повреждений глазного яблока, наследственные заболевания, глаукома, заболевания связанные с общей патологией - гипертонической болезнью, сахарным диабетом, патологией почек, печени, атеросклерозом.

Для устранения слепоты нужна профилактика её при рождении, ранняя её диагностика и своевременное лечение, часто вместе с интернистами. Всё это зависит от санитарно-просветительной работы всей врачебной сети и врачей общей практики. Необходимо отметить, что врожденной слепотой не может полностью понять и оценить свой дефект.

Слепота приобретенная - величайшее несчастье человека.

Обучение и трудоустройство слепых или реабилитация слепых и слабовидя­щих. Интерес к слепоте и трудоустройству слепых возник в конце 19 века. Были открыты приюты и специальные учебные заведения для слепых. Впервые в Париже Валентин Гюаи, очень состоятельный человек, открыл в 1786г. так называемый институт слепых и слабовидящих детей, где жил и его слепой сын. Там обучали детей различным ремеслам, не требующим зрения. Способных к музыке, обучали игре на музыкальных инструментах. Впоследствии этим детям помогли с трудоустройством.

Одним из его учеников был Луи Брайль, который в 1829г. изобрел 6-ти точечную систему письма, состоящую из 63 знаков, но реально она была введена в обучение слепых во всем мире только через 50 лет. В 70-х годах 18 столетия в Англии Мунн предложил для обучения выпуклый шрифт, но он не получил распространения в связи с плохим почерком людей.

У нас в Узбекистане трудоустройство слепых и слабовидящих начинается со школы - в интернатах слепых и слабовидящих. При приёме в эти школы должна учитываться острота зрения. В школу слепых принимают детей с остротой зрения от "0" до 0.05 требующих и не Требующих коррекции, соответственно рефракции. В школы слабовидящих - с остротой зрения от 0.05 до 0.2. Где их обучают чтению не только по Брайлю, но и обычному шрифту.

Считается, что слепой может овладеть 405 специальностями. В начале, после потери зрения, многие люди теряют веру к жизни, но затем они понимают, что и слепой человек может приносить большую пользу обществу. В школе слепых обучают по Брайлю различным предметам, а затем они по способностям поступают в институты, училища и ведут активный образ жизни. Они учатся в университете - на историческом, филологическом, математическом факультетах, в консерватории - на певческом и струнном факультетах.

Существуют не только слепые, но и слепо-глухо-немые. Примером может служить Ольга Скороходова,- кандидат педагогических наук, по образному выражению Горького - чудо разума. Она написала книгу, "как я воспринимаю и представляю окружающий меня мир". Она была одна из организаторов школы слепо-немо-глухих в г.Сергиевом Пасаде (Зеленогорске), Московской области. Один, из его выпускников, Карныгин, не только говорит на русском, но и на английском, французском и немецком языках, печатает на машинке по Брайлю со зрячей печатью. Пример (как обучают слепоглухонемых).

В г. Ташкенте слепые работают в качестве рабочих на комбинате слепых и в типографии. Они выпускают журнал "в одном строю" не только для слепых, но и для зрячих. Всё это говорит о том, что слепой это не только нищий, стоящий у мечетей, церквей и базаров, а активный член нашего общества.

Профилактика слепоты - это ваша задача - врачей общей практики. Это профилактика и лечение больных не только с глазными, но и различными общими заболеваниями приводящими к слепоте. Выявление врожденных заболеваний, недо­пущение родственных браков, борьба с алкоголизмом, профилактика отравлений и профессиональных заболеваний, борьба с нарушителями экологии.

Сотрясение мозга является одной из наиболее распространённых травм у взрослых и детей. Из-за падения или удара происходит незначительное повреждение черепа или мягких тканей головного мозга, вследствие чего наблюдается нарушение функций нервных тканей. Но этот процесс обычно не приводит к необратимым последствиям. Как протекает болезнь по этапам, сказать сложно. Многие врачи уверены в том, что при сотрясении происходят нарушения функций клеток нервной системы. Возможно смещение тканей, нарушение связей между мозговыми центрами, недостаточность питания нервных клеток. Вследствие сотрясения возможны незначительные осложнения, которые сложно обнаружить с помощью МРТ. Иногда при сотрясении мозга человек теряет сознание, но не всегда это может заметить. Потеря сознания может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

Причины

Получить травму головного мозга ребёнок может в любом месте: на улице, дома, в детских учреждениях или транспорте.

  • Младенцы по невнимательности родителей могут упасть с пеленального стола, кровати, из коляски.
  • Дети постарше учатся двигаться, поэтому падения для них распространённое явление.
  • Дошкольники и школьники младшего возраста любят лазить по деревьям, лестницам и горкам на детских площадках. Поэтому также не исключены черепно-мозговые травмы.
  • Головной мозг младенца может пострадать от сильных укачиваний.

Симптомы

  • Определить наличие сотрясения у грудных малышей несложно: возможны срыгивания после еды, бледный кожный покров, тошнота и рвота, а также капризное и беспокойное поведение ребёнка с сильными приступами плача.
  • У детей старшего возраста возникает сильная боль в голове и головокружение, изменяется пульс.
  • Ребёнок не может сконцентрировать взгляд и теряется в пространстве.
  • Сразу после падения или удара ребёнок может потерять сознание. Но потеря сознания чаще наблюдается у детей старше одного года. Как распознать ещё - одним симптомом сотрясения мозга у детей является посттравматическая слепота. Она может длиться от нескольких минут до нескольких часов, после чего исчезает без последствий.
  • Некоторые признаки травмы с повреждением головного мозга проявляются лишь через несколько часов после падения или удара.
  • При сотрясении мозга у детей может резко ухудшиться самочувствие, появляется тошнота и рвота, повышается температура.
  • Родителям необходимо знать, что не всегда симптомы сотрясения проявляются сразу после травмы. Поэтому необходимо как можно раньше доставить ребёнка на осмотр к врачу.

Диагностика сотрясения у ребёнка

Как понять, что это сотрясение мозга - у детей это делается таким образом: для постановки диагноза необходим осмотр ребёнка врачом, а также составление анамнеза. Осматривать малыша будет травматолог и невропатолог. Точный диагноз будет поставлен после применения одного из методов обследований. Существует несколько способов оценить вероятность повреждения головного мозга, но обычно врач выбирает один из методов. В этих целях используется компьютерная томография или МРТ, а у детей до 1,5 лет проводится УЗИ. Компьютерная томография позволяет быстро и легко оценить состояние головного мозга после падения или удара. МРТ также помогает выявить сотрясение, но процесс обследования более длительный. И к недостаткам МРТ в качестве метода исследования детского головного мозга относится введение наркоза малышу. Для малышей, у которых окончательно не зажил родничок, проводится УЗИ.

Это поможет вам больше узнать о сотрясении мозга у детей и оказать первую помощь.

Осложнения

Обычно сотрясение мозга проходит без последствий. При своевременной диагностике и лечении, ребёнок быстро поправится. Осложнения обычно возникают в случаях неправильного или несвоевременного лечения.

  • Лёгкая степень сотрясения в дальнейшем может проявляться в виде головных болей.
  • Более серьёзная форма сотрясения может вызвать тяжёлые осложнения, из-за которых может возникнуть эпилепсия.
  • Головные боли могут возникать из-за смены погодных условий.
  • Бессонница, раздражительность, резкая смена настроения - все эти последствия иногда проявляются из-за сотрясения мозга у ребёнка.
  • Возможно возникновение «эффекта повтора». Это означает, что малыш будет испытывать те же симптомы, что и во время травмы.

При возникновении осложнений и резкого ухудшения самочувствия ребёнка, следует немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

Лечение

Что можете сделать вы

  • Если ребёнок получил черепно-мозговую травму, необходимо оказать первую помощь и отправить малыша на осмотр к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов избежать последствий и осложнений.
  • До приезда врачей необходимо расположить ребёнка в удобной позе, но не допускать его сна.
  • При открытой ране на голове, следует её продезинфицировать.
  • Если малыш потерял сознание, его необходимо повернуть на бок.
  • При подозрении на сотрясение мозга у ребёнка нельзя давать обезболивающие, а также ограничить активность малыша.
  • Если ребёнок после падения или удара чувствует себя хорошо, но через несколько часов его состояние резко ухудшилось, следует немедленно вызывать «скорую помощь».

Что делает врач

Лёгкое сотрясение мозга лечится обычно дома. В стационаре детей с черепно-мозговыми травмами оставляют в тяжёлых случаях или при подозрении на осложнения. Контроль врачей необходим, чтобы вовремя предотвратить приступы эпилепсии, развитие гематом и отёк головного мозга. По этой причине ребёнок может находиться в стационаре в течение недели. Если после проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии не были обнаружены отклонения или нарушения, ребёнок находится в больнице около 3 дней. Лечение сотрясения у ребёнка заключается в ограничении двигательной активности, назначении мочегонных препаратов и медикаментов с повышенным количеством калия. В некоторых случаях малышу могут назначить успокоительные средства, а также лекарства против аллергии. После проведённого лечения ребёнок нуждается в витаминных комплексах, а также ему необходимо проходить регулярные обследования для предотвращения патологий.

Профилактика

Предотвратить сотрясение мозга у детей не всегда представляется возможным. За младенцами следует внимательно смотреть, не оставлять их одних в комнате, на кровати и пеленальном столе. За детьми постарше следить становиться сложнее. Поэтому необходимо объяснять детям правила безопасного поведения не только дома, но и на улице, в детских садах и школах. И запомните, любое сотрясение мозга у детей требует обращения к врачу - ведь легкого сотрясения не бывает!

Это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. Но симптомы бывают очень «смазанными». Тем не менее, их важно отследить, чтобы ребенок получил правильное лечение и все обошлось без последствий.

Берегите голову!

Сотрясение мозга – самая легкая форма черепно-мозговой травмы; необратимых изменений мозга при этом не происходит. Следующая по степени тяжести – ушиб головного мозга. Эти две формы ЧМТ мы и рассмотрим, поскольку именно их родители способны «проморгать».

Строение черепа у малышей компенсирует толчки от падений, неизбежных в период, пока ребенок учится ходить. Может показаться, что природа полностью предотвратила детские травмы от небольших сотрясений. Но этот запас прочности дает сбои, тем более опасные, что симптоматика у детей не такая внятная.

Новорожденные составляют 2% пострадавших от сотрясения, дети грудного возраста - 25%, ясельного - 8%, дошкольного - 20% и школьного возраста 45%.

Младенцы чаще всего падают с пеленальных столов, из коляски, с рук старших детей. Начиная с 1 года, когда детки учатся ходить, причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста. У малышей до 3-х лет голова нередко «перевешивает», она ведь большая, а руки подставлять при падении они не умеют, и в результате ударяются именно головой.

Чуть позже «карта падений» расширяется до лестниц, деревьев, горок и так далее.

Кроме того, до 5 лет сотрясение иногда возникает от встряхивания ребенка при грубом обращении или даже слишком активном укачивании…

Ну, а со старшими все понятно без пояснений.

Имейте в виду, что падение не всегда можно отследить. Если за ребенком присматривала няня или родственники, они могут «постесняться» рассказать родителям, что малыш упал, или самым честным образом не обратят на это внимания. Старшие дети сами утаивают неприятности, чтобы их не ругали. Все это еще более осложняет непростую задачу – распознать сотрясение, если оно все-таки случилось.

Основные признаки сотрясения мозга у детей

Вот – для сравнения – список симптомов у взрослых.

  • Потеря сознания от нескольких секунд до 10-15 минут.
  • Тошнота и рвота.
  • Головокружения, головная боль.
  • Амнезия (выпадение из памяти) событий непосредственно перед травмой, самой травмы и сразу после травмы.
  • Подергивание глазных яблок, нарушение координации движений.
  • В случае ушиба мозга – потеря чувствительности со стороны тела, противоположенной месту ушиба.

А вот картина сотрясения головного мозга у ребенка.

У детей до 1 года

  • Потери сознания чаще всего не бывает.
  • Однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении.
  • Бледность кожи.
  • Беспричинное беспокойство и плач.
  • Повышенная сонливость или плохой сон, отсутствие аппетита.

Все это, согласитесь, трудновато увязать с сотрясением.

У детей дошкольного возраста

  • Чаще происходят потеря сознания, тошнота и рвота после травмы.
  • Головные боли, головокружения.
  • Учащение или замедление пульса.
  • Артериальное давление скачет.
  • Кожа бледнеет.
  • Ощущается слабость, усиливается потливость.
  • Наблюдаются сбои ориентации во времени и пространстве
  • Невозможность концентрации взгляда.
  • Иногда у детей случается посттравматическая слепота. Она возникает сразу после травмы, но может и позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем исчезает.
  • Есть и такая особенность: сразу после падения ребенок чувствует себя нормально, а спустя несколько часов и даже дней появляется и начинает быстро нарастать симптоматика: у грудничков выбухает родничок, у детей постарше возможно помутнение сознания. В подобном случае даже при минимальных жалобах у малыша может быть тяжелое повреждение головного мозга, вплоть до кровоизлияний.

Осложнения при сотрясении мозга у детей

При подозрении на ЧМТ, если присутствуют минимальные симптомы, лучше показать малыша врачу, а после внушительного падения – даже без всяких симптомов. Когда медики предлагают госпитализацию, не отказывайтесь. Это необходимо, чтобы предупредить осложнения травмы – отек мозга, гематомы, менингит, эпилепсию. Если ребенка можно лечить в домашних условиях, нужно строго соблюдать врачебные предписания, прежде всего – покой. Если состояние ухудшилось (продолжительная тошнота и рвота, неутихающие головные боли, общая слабость и слабость в конечностях, судорожные подергивания, частое срыгивание у грудничков) нужно немедленно обратиться к неврологу для повторного обследования или госпитализации.

На протяжении месяца или двух после сотрясения мозга ребенка может укачивать в транспорте. Это постепенно пройдет.

Степени тяжести сотрясения мозга

Тяжесть травмы определяется интенсивностью и продолжительностью общемозговых симптомов, головной боли, например.

При сотрясении легкой и средней степени через несколько часов после травмы или на вторые сутки общее состояние улучшается: прекращается рвота, дети становятся активными. Конечно, продолжительность постельного режима зависит от тяжести травмы. В легком случае лежать придется неделю, при средней степени – 2-3 недели, при тяжелой – 3 недели и дольше.

Признаки тяжелого сотрясения, конечно, вряд ли пройдут незамеченными, но не всегда удается соотнести их с недавним падением ребенка, которое может выглядеть вполне рядовым.

Симптомы тяжелого сотрясения мозга

  • В тяжелых случаях рвота и тошнота проявляются 1-2 дня.
  • У грудничков бывает тремор, кратковременные судороги.
  • Старшие дети длительно жалуются на головную боль, возможен бред, психомоторное возбуждение.
  • На фоне этих общемозговых симптомов выявляются очаговые расстройства: небольшое сходящееся косоглазие, асимметрия мышечного тонуса и рефлексов.
  • С 3-го или 5-го дня состояние постепенно улучшается, но быстрая утомляемость, возбудимость, раздражительность, нарушение концентрации внимания останутся еще надолго.

Внимание: признаки ушиба мозга у детей!

Он случается значительно реже, чем сотрясение. Ушиб мозга выдает себя сочетанием признаков разного порядка: к общемозговым (головная боль, головокружение, тошнота) присоединяются симптомы нарушений со стороны стволово-базальных отделов головного мозга (расстройство дыхания, кровообращения). Усиливаются и очаговые, локальные симптомы.

Причем все это происходит хаотично и непредсказуемо. В целом картина такая.

  • В остром периоде на фоне нарушенного сознания возникают резкая бледность или покраснение кожи, потливость, повторная рвота, редкий пульс, падение артериального давления, иногда дыхательная аритмия, локальные или общие судороги.
  • Из-за рассасывания гематом через 1-2 дня после травмы повышается температура, могут появиться симптомы токсикоза.
  • Чем слабее становятся общемозговые симптомы, тем четче выявляются очаговые неврологические нарушения: судороги, речевые расстройства.

Даже при ушибе мозга все его грозные признаки у детей могут быть смазанными, однако необходимо понять, что происходит, и обратиться к врачу.

Внимание: риск!

Правильное лечение поможет справиться с ушибом мозга без необратимых последствий для ребенка. Но приходить в себя он будет гораздо дольше, чем после сотрясения. Успеваемость в школе снижается, подавленное или перевозбужденное состояние усиливается. Это опасный момент: в детстве временное положение вещей легко принимают за постоянное, самооценка резко падает, депрессия может перейти в хроническую форму уже по причинам психологического порядка. Постарайтесь объяснить ребенку, что это все пройдет. Придется сначала научить дите следить за своим состоянием, не переутомляться. А затем уж помочь ему вернуться к нормальному ритму жизни. Обозначьте такую перспективу и вместе работайте над ее реализацией.

До 10 лет любое сильное воздействие способно вызвать травму. Удары, падения, прыжки и даже резкое торможение рискуют закончиться «синдромом встряхнутого ребенка» и сотрясением.

У маленьких детей легкие симптомы проявляются менее заметно, а серьёзная травма чаще приводит к поведенческим проблемам, эмоциональным и физическим последствиям в старшие годы.

По мере взросления к 10 годам признаки недомогания все больше похожи на сотрясение у взрослого человека.

Как определить, что есть проблема?

Первые симптомы появляются сразу или спустя пару часов (иногда дней). Нарушение координации, тошнота и рвота, головная боль, головокружение, измененный пульс - характерное состояние для ребенка с сотрясением мозга.

Важно! Дети не всегда теряют сознание при сотрясении. О травме свидетельствуют уже 2-3 признака недомогания.

Признаки травмы головы у малышей

Дети подвижны, любопытны, не боятся высоты, у них хрупкие кости и формирующийся череп. Хотя жидкость в мозговых тканях может смягчить удар, часто травмируется именно голова. Она тяжелее других частей тела, а ребенок не успевает подставлять руки при падении. На долю дошкольников приходится 20% обращений с сотрясениями среди детей.

В 3-4 года

  • Сознание «угасает» на несколько секунд и ребенок не может объяснить, как получил травму.
  • Он шатается, нарушена координация движений.
  • Чувствительность и реакция на раздражители снижена из-за дефицита кислорода в клетках мозга.
  • Появляются жалобы на головную боль, шум в ушах, головокружение.
  • Кожа приобретает бледный или белесый оттенок.
  • Сбой кровообращения провоцирует тошноту или характерную многократную рвоту.
  • Малыш покрыт холодным потом.
  • Учащается дыхание, текут слёзы и слюна.
  • Пульс редкий.
  • Жалобы на боль в области пупа, давление в левом подреберье.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, капризничает.

От 5 до 6 лет

Проявление болезни у девочек и мальчиков школьного возраста

К 7-8 годам заканчивается формирование черепа, кости крепнут, рост головы замедляется, и мозг меньше подвержен внешним воздействиям. Первые признаки травмы у детей 7-8 лет часто появляются спустя пару часов. Физические и эмоциональные последствия сотрясения приводят к тому, что школьнику трудно сосредоточиться, падает успеваемость, появляются апатия, раздражительность и агрессивность. Если ребенок отказывается от любимых занятий и много спит, это свидетельствует о скрытых проблемах.

У первоклассников

  • Обмороки, кратковременная потеря памяти (до 15 минут).
  • Возможна «посттравматическая слепота» и нарушения слуха.
  • Потеря ориентации.
  • Тахикардия.
  • Тошнота или рвота.
  • Красные круги перед глазами.
  • Слабость и дрожь конечностей.
  • Холодный пот.
  • Бледность.
  • Бессонница.

У учеников 2-4 классов

  • Обморок может длится от нескольких секунд до 10-15 минут.
  • Мелкие артерии лица то сужаются, то расширяются, и бледность кожи сменяется покраснением.
  • Нарушается зрение: паралич взора, хаотичные движения глазных яблок, непродолжительное косоглазие, изменение ширины зрачков, двоение в глазах.
  • Школьник жалуется на сильную головную, иногда ему не сдержать слёз.
  • Появляются рвотный рефлекс и тошнота.
  • Дыхание неравномерно.
  • Из носа или ушей идёт кровь.
  • Нарушаются координация и память (не способен рассказать, что произошло до травмы).
  • Пульс учащается (более 90 ударов) или падает (менее 60).

Важно! Ухудшение зрения (посттравматическая слепота) во всех возрастах длится от нескольких минут до пары часов после удара. Оно проходит без видимых последствий.

Проявления в зависимости от степени тяжести

У малышей

Травмы формирующегося черепа сильнее сказываются на здоровье в будущем, но дети младшего возраста почти не теряют сознания - это чаще характерно для старших школьников.


У ребят школьного возраста

Оно чаще может носить отложенный характер - симптомы проявляются через несколько часов или дней после удара.

  1. При легком сотрясении — нет потери сознания. Недомогание слабое (тошнота, головная боль, головокружение). Оно проходит, как у детей младшего возраста, за 15-20 минут без видимых последствий.
  2. При травме средней тяжести — школьник жалуется на ухудшение зрения, «мушки» перед глазами и шум в ушах, рвоту. После травмы ему сложно сохранить равновесие, он «выключается» на 1-2 минуты или теряет концентрацию. Чтобы определить проблему, достаточно задавать ему простые вопросы.
  3. Тяжелое сотрясение - это потеря сознания, нарушения мышления и речи, сильная головная боль, частая рвота, испарина. Травма нарушает последовательную цепочку событий в памяти, и он не может сказать, как получил сотрясение. В редких случаях у ребенка выпадают другие воспоминания.

Школьники часто не признаются в том, что получили травму. Появление нескольких симптомов - повод незамедлительно обратиться к специалисту.

Первая помощь после падения

Вне зависимости от тяжести травмы нужно быстро доставить пострадавшего в травматологию самостоятельно или вызвать «Скорую помощь». Надо обеспечить приток свежего воздуха и покой. Ребенка укладывают на бок так, чтобы не захлебнулся рвотной массой. При сильной жажде губы смачивают водой, но пить не рекомендуется. Изменения пульса отслеживают по сонной артерии. К шишке прикладывают холод. Если есть рана, то на ее поверхность накладывают чистую марлевую или тканевую салфетку.

Ребенку запрещается спать: в бодрствующем состоянии лучше видна динамика состояния.

Если ребенок без сознания, его укладывают на правый бок, подкладывают правую согнутую руку под голову, а ноги сгибают в коленях. Такое положение также не даст захлебнуться рвотной массой.

Лечение

При средней и тяжелой степени назначается стационарное лечение. В легких случаях ребенка лечат амбулаторно.

В стационаре

В стационаре проводятся аппаратные обследования, которые выявят степень повреждений. Пострадавшему обеспечивают полный покой, постельный режим и медикаментозное лечение. Выбор медикаментов направлен на то, чтобы:

  • уменьшить отек мозга за счёт мочегонных препаратов;
  • ускорить восстановительные процессы мозга;
  • снять судороги;
  • нормализовать внутричерепное давление.

На усмотрение врача назначаются болеутоляющие и седативные средства. Лечение в стационаре составляет от 3-4 дней до нескольких недель в зависимости от тяжести состояния.

В домашних условиях

Если госпитализация не нужна, больному назначается особый режим:



В статистике детской травматологии наиболее часто можно встретить сотрясение головного мозга. При установлении этого диагноза должна быть обязательная госпитализация ребенка в стационар. В зависимости от симптоматики и тяжести травмы выделяют три степени сотрясения.

Высокий уровень получения травм можно объяснить активностью ребенка, он не может усидеть на месте, старается познать мир. Чем меньше возраст, тем менее несовершенны навыки координации движений, пониженное чувство опасности и страха высоты. За счет большого веса ребенок падает головой вниз, и руками не страхуется - это прямая дорога к сотрясению, а как его выявить - узнаем прямо сейчас.

Многие могут и не догадываться, что сотрясение головного мозга имеет свою классификацию. Врачи США разделяют сотрясение головного мозга на степени, ведь у одного человека травма может привести только к тошноте или рвоте, а у другого характеризоваться длительной потерей сознания.

По степени тяжести сотрясение может быть лёгким, средним или тяжёлым

  1. Первая степень носит название легкой. Выставить ее можно тогда, когда нет потери памяти или сознания. Длительность признаков сотрясения составляет не более 15 минут. Проявляется все заторможенностью, сильными головными болями, тошнотой.
  2. При второй степени (средняя тяжесть) человек не теряет сознания, но есть потеря памяти (амнезия). Симптоматика длится от 15 минут, до нескольких часов. Проявляется все заторможенностью, нарушением пульса, бледностью или покраснением кожи, тошнотой, рвотой, болью в голове.
  3. Третья степень, она же тяжелая, характеризуется потерей сознания от нескольких секунд до шести часов. Симптоматика при этом может быть разнообразной.

Сотрясение у младенцев

У новорожденных и детей до 1 года сотрясение головного мозга является результатом недосмотра со стороны родителей. Осложнений, как правило, при такой травме нет, а симптоматика не имеет грубых нарушений. Картина сотрясения у младенца, за счет различия детского и взрослого мозга, тоже имеет специфические черты.

У взрослого человека наблюдается кратковременная потеря сознания, развивается тошнота и рвота, головные боли. Человек может не помнить непосредственные события, предшествовавшие травме или после нее. Могут подёргиваться глазные яблоки (нистагм), быть нарушена координация движений.

Сотрясение у младенца родители могут заметить самостоятельно, но консультация врача необходима в любом случае

Малыш дает минимальную симптоматику, он может не терять сознания. Но вот заподозрить неладное позволяет однократная или многократная рвота, тошнота, наблюдается срыгивание во время кормления. Кожа бледная, ребенок беспокоен, плачет, сонлив, но при этом много спит, аппетит может отсутствовать.

Дошкольники и школьники

Дети дошкольного возраста дают более яркую симптоматику при сотрясении головного мозга. Они могут терять сознание, развивается тошнота и рвота. Ребенок отмечает головную боль, у него учащен или замедлен пульс, артериальное давление нестабильно, кожа бледная, повышенное потоотделение. Ребенок капризничает, плачет, сон у него нарушен.

Возможно развитие посттравматической слепоты в некоторых случаях

Дифференциальная диагностика сотрясения мозга

Развитие этого состояния начинается после получения травмы или несколько позже и длится на протяжении минут или часов, пройти может самостоятельно. Почему такое возникает, ответа до сих пор нет.

Особенность детского организма такова, что компенсация может смениться ухудшением состояния, нередко стремительным. После получения травмы ребенок чувствует себя нормально, а через несколько часов состояние ухудшается.

При сильном сотрясении нарушается сознание в виде обморока или оглушение, потери слуха на короткое время, темнота в глазах, ориентация в пространстве нарушена, теряется память, в ушах может шуметь и звенеть. У ребенка может быть болезненность на яркий свет или громкие звуки.

Неспецифические признаки

Сотрясение может сопровождаться галлюцинациями

Неспецифическими признаками являются те, которые могут быть и при любом другом заболевании. Такими симптомами могут быть:

  • нистагм;
  • боль в глазных яблоках;
  • косоглазие;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • мушки перед глазами;
  • потеря зрения;
  • галлюцинации;
  • нарушенная речь;
  • дрожь в конечностях;
  • судороги.

При любой травме головы может возникнуть вышеуказанная симптоматика.При сотрясении ребенок не так гиперактивен, как обычно.

Признаки, их характеристика, механизм появления

Симптомы могут появиться сразу после получения травмы или по прошествии некоторого периода времени.

Ступор характеризуется состоянием оглушения, ребенок растерян, мышцы у него напряжены, лицо имеет застывшее выражение. Эмоции, движения заторможены. Происходит это за счет нарушенной передачи импульсов в коре головного мозга.

Потеря сознания отличается тем, что ребенок не реагирует ни на какие раздражители, нарушена и чувствительность. Все зависит от силы удара и может длиться от секунд до 6 часов. Происходящее можно объяснить за счет нарушенной передачи по отросткам нервных клеток. В мозге наблюдается дефицит кислорода и именно так проявляется это состояние.

Однократная рвота характеризуется извержением содержимого желудка через ротовую полость. Дыхание учащено, течет слюна и слезы, нередко состояние повторяется. Причина заключается в том, что нарушается кровоток в вестибулярном аппарате и центре головного мозга, отвечающем за рвотный рефлекс.

Тошнота характеризуется неприятными ощущениями, чувством тяжести и давления в левом подреберье. Происходит все за счет возбужденного рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге.

Головокружение бывает в состоянии покоя и становится сильнее при попытке поменять положение. Развивается все за счет нарушенного кровотока в вестибулярном аппарате.

Учащенный (больше 90 ударов) или замедленный (меньше 60 ударов) пульс сопровождается учащением сердцебиения или слабостью. Причиной служит нарушение внутричерепного давления, сжатие блуждающего нерва и мозжечка.

Блуждающий нерв, выходя из полости черепа, является самым длинным нервом тела человека. Его воздействие распространяется на все органы до малого таза. Влияние его неподконтрольно воле человека и регулируется только центрами головного мозга.

Бледность кожи лица, внезапно сменяемая покраснением происходит за счет нарушенного тонуса вегетативной нервной системы. Мелкие артерии кожи лица и шеи могут то сужаться, то наоборот, расширяться.

Головная боль может проявиться в месте ушиба или других областях

Головная боль может развиваться в месте ушиба или в области затылка. Она пульсирующая, распирающая, распространяется по всей голове. Причиной того служит повышенное внутричерепное давление и раздражение чувствительных рецепторов оболочки головного мозга.

Шипение, звон или шум в области ушей происходит за счет повышения внутричерепного давления и сдавления слухового нерва. Следствием становится нарушенная работа слухового аппарата.

Боль в глазах особенно при движении может сопровождать и чтение текста. Болеть могут и виски, а причиной всему является все то же повышенное внутричерепное давление.

Нарушенная координация движений характеризуется заторможенностью и длительностью выполнения. Происходящее можно объяснить нарушенной передачей импульсов, поступающих от коры головного мозга, к мышцам и нарушенного кровоснабжения вестибулярного аппарата.

Потливость сопровождается ощущением холодных или влажных ладоней, пот может выступать в виде капелек на лице или теле. Возникает это состояние за счет возбуждения симпатической нервной системы, именно она управляет работой всех внутренних органов.

На протяжении первых часов

Зрачки могут сузиться или, наоборот, расшириться, это нормальная реакция на свет, не сопровождающаяся ничем необычным. При неправильной реакции зрачков или разном их размере можно заподозрить более серьезную травму головного мозга. Повышенное внутричерепное давление действует на центры вегетативной нервной системы, которая отвечает за сокращение мышц, она сужает или расширяет зрачок.

Дрожание глазных яблок при отведении их в стороны, предметы сложно рассмотреть. Связано все с нарушением работы внутреннего уха, мозжечка и вестибулярного аппарата. Именно эти структуры способствуют сокращению мышц, и пострадавший человек не может нормально сфокусировать взгляд.

Асимметричные сухожильные рефлексы определит невролог, это ответ на удар молоточка по соответствующим участкам. В норме рефлексы одинаковы, при повышении внутричерепного давления они асимметричны.

Удаленные по времени симптомы

Эта группа может развиваться у ребенка через 2 - 5 суток после полученной травмы. Боязнь света и повышение чувствительности к звуковым раздражителям, раздражать могут не только громкие, но и нормальные звуки. Происходит это за счет того, что нарушено рефлекторное сокращение зрачков, нормальная работа слуховых нервов.

Сотрясение мозга может сопровождаться капризностью, раздражительностью и другими психологическими проблемами

Депрессивные состояния, капризность и раздражительность характеризуются плохим настроением, нежеланием двигаться, учиться, развлекаться. Причиной этого является нарушение связи между нервными клетками в коре полушарий, отвечающих за эмоциональную сферу.

Нарушения сна характеризуются трудным засыпанием, ночными или ранними утренними пробуждениями. Суть этого явления состоит в неприятных эмоциях, которые настигают человека, стрессе, перевозбуждении, нарушением кровоснабжения мозга.

Потеря памяти или амнезия характеризуется невозможностью вспомнить события, произошедшие непосредственно перед травмой. Длительность выпадения памяти зависит от силы удара, пришедшегося на голову. Запоминание имеет несколько этапов, при травме цепочка разрывается, и события просто не откладываются в долговременной памяти.

Нарушение нормальной концентрации внимания характеризуется тем, что ребенок не может сосредоточиться на каком-то конкретном деле. Часто может отвлечься, невнимателен, может заняться другим, не закончив предыдущего. Происходит это за счет нарушения связи между корой и подкорковыми центрами головного мозга.