Основные функции. Скорая помощь Скорая медицинская служба

Служба «скорой помощи» - ЭКСТРЕННАЯ медицинская служба, в чьи обязанности входит оказание помощи при УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ состояниях:

  • Дорожно-транспортных происшествиях, падениях с высоты, минно-взрывных, огнестрельных, ножевых ранениях, ожогах, утоплениях, электротравмах;
  • Потере сознания, судорогах;
  • Острых кардиологических заболеваниях (инфаркт миокарда и др.);
  • Острых отравлениях;
  • Острой боли в животе;
  • И других заболеваниях, представляющих непосредственную угрозу жизни человека.
ПОЭТОМУ:
  • При небольших травмах, пожалуйста, обращайтесь в травмпункт по месту жительства (работают круглосуточно);
  • При подъеме температуры, повышенном давлении, кашле, насморке, поносе, почесухе, боли в ухе, мигрени, бессоннице и других подобных заболеваниях обращайтесь в поликлинику (в часы работы) или в службу неотложной помощи при поликлинике (Внимание! У службы неотложной помощи («неотложки») обычный городской телефон, не путайте его с 03! «Неотложка» работает круглосуточно!).

Скорая помощь не делает, т.к. не обязана:

  • Выписывать справки, больничные листы и рецепты;
  • Расписывать терапию заболевания, оказывать консультационные услуги;
  • Лечить, применять препараты сверх установленных «стандартами лечения»;
  • Госпитализировать по просьбе или при заболеваниях, не требующим госпитализации согласно «стандартам оказания помощи»;
  • Госпитализировать в нужную Вам больницу;
  • Нести сумки с пожитками госпитализируемого;
  • «Просто послушать», снимать ЭКГ «на всякий случай»;
  • Осматривать заодно и других членов семьи;
  • Разбирать семейные конфликты, читать лекции о вреде алкоголизма;
  • Помогать перевернуть, поднять, помыть бабушку;
  • Помогать наряжать елочку;
  • Оказывать помощь домашним питомцам.
По вышеуказанным (кроме трех последних) вопросам обращайтесь в службу «платная скорая помощь ».

Помните, что:

  • Дети до 1 года жизни в большинстве случаев госпитализируются вне зависимости от диагноза;
  • Заболевших детей много, а педиатрических бригад одна-две на подстанцию. Если к вашему ребенку приехал именно педиатр – это большая удача!
  • Большинство больных с болями в животе подлежат госпитализации;
  • Бригада не носит носилки (однако, «организуют транспортировку», т.е. посылает родственников больного найти мускулистых соседей);
  • В случае поездки в больницу для консультации, возвращаться домой вам придется уже самостоятельно, вне зависимости от времени суток;
  • Сотрудника «скорой» невозможно обмануть или удивить;
  • «Скорая» НИКОГДА не снимает ботинок !

Уважаемые пациенты!
У большинства приехавших к вам сотрудников 03 за плечами сотни спасенных жизней. И ОЧЕНЬ тяжелая работа – бригады сутками не покидают машин, работают без возможности нормально поесть и отдохнуть. Многие сотрудники чувствуют себя хуже, чем посещаемые больные – гастрит, язва желудка, смещение поясничных позвонков, гипертония – далеко не полный перечень болячек, которыми обзаводится практически каждый скоропомощник через три и более года работы. Пожалуйста, не дергайте нас зря!

В связи с принятой медицинской реформой многих обеспокоило заявление чиновников МОЗ о том, что «Скорая помощь» не будет приезжать при высокой температуре и повышенном давлении. На самом деле, здесь нет ничего нового.

Скорее всего, когда речь заходит о вызове «Скорой помощи», вы не задумываетесь, что на самом деле вам нужна вовсе не она, а «неотложная помощь». Такая незначительная разница в названии вносит некую путаницу и многие не видят между этими службами никакой разницы. Действительно, зачем себя утруждать, если все прекрасно помнят номер «103».

В настоящее время как на «Скорой», так и в «Неотложке» в составе бригады были врач, фельдшер или медсестра (медбрат) и водитель. Но медицинская реформа предусматривает кардинальные перемены именно в этом вопросе – теперь вместо врача на вызов приедет парамедик (это специалист, который может не иметь медицинского образования, но умеет правильно оказать самую разную доврачебную помощь), а так же водитель, который будет активным участником процесса. Такая практика работает во многих развитых странах и это нормально, и вот почему.

Источник: instagram @sergeyreshet

Когда вызывать «Скорую помощь»

Служба «Скорой помощи» является общегородской, именно ее телефон «103». Машины, или, как по-старинке иногда называют «кареты» «Скорой помощи» укомплектованы необходимым в опасных для жизни ситуациях оборудованием – дефибриллятором, кислородными баллонами и другим. При этом персонал, разумеется, должен уметь со всем этим работать.

Скорая приезжает на вызовы, если человек или группа людей, оказались в состоянии, которое угрожает его жизни (экстренном), как описано в законе Украины «Об экстренной медицинской помощи ».

Неотложные состояния:

  • Обморок
  • Судороги
  • Внезапное расстройство дыхания
  • Внезапная боль в области сердца (подозрение на инфаркт)
  • Рвота кровью
  • Острая боль в области живота
  • Внешнее кровотечение
  • Признаки острых инфекционных заболеваний
  • Острые психические расстройства, которые угрожают жизни и здоровью пациента и/или окружающих

Если эти состояния обусловлены:

  • Всеми видами травм: ранения, переломы, вывихи, ожоги, удары, травмы головы
  • Поражение электрическим током, молнией
  • Переохлаждением
  • Асфиксией всех видов (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути)
  • Любые поражения во время чрезвычайных ситуаций (ДТП, аварии на производстве, стихийные бедствия и другие)
  • Отравления, укусы змей, пауков, ядовитых насекомых
  • Преждевременные роды, кровотечение во время беременности и нарушение нормального течения беременности.

Основная задача «Скорой помощи», приехать на вызов как можно быстрее (в течение не более 8 минут), стабилизировать больного или пострадавшего, оказав первую доврачебную помощь и доставить его в дежурную больницу. Бригада «Скорой помощи» не ставит диагноз и не производит лечение , приедет как к вам домой, так и по адресу на улицу.

Источник: Shutterstock

Что такое экстренная неотложная помощь

«Неотложка», это тоже своего рода «Скорая», но в составе бригады есть врач, как правило, терапевт или врач общей практики. Бригады дежурят в районных больницах и поликлиниках, как правило, всегда есть «Неотложка» недалеко от дома, потому приехать она может быстрее. Машины такой службы, могут быть обычными легковушками, а медицинским снаряжением бригада укомплектовывается в зависимости от вызова.

В законе написано следующее:

Отделение неотложной медицинской помощи – структурное подразделение многопрофильной больницы, в котором в круглосуточном режиме обеспечивается оказание медицинской помощи.

Неотложка не отвезет вас в больницу, а если понадобиться срочная госпитализация, будет вызывать «Скорую». Неотложная помощь приезжает только на дом к больному , на улице помощь не оказывает, а приехать должна в течение часа. Это означает, что если у ребенка поднялась температура и вы не можете ее сбить, нужно вызывать именно «неотложку», не забыв при этом рассказать диспетчеру причину повышения температуры и краткую историю ваших действий.

Государственные «Скорая» и «Неотложная» помощь бесплатны, и такими они и останутся. Но вы всегда можете обратиться в частные клиники, которые так же приедут на вызов, причем любой. Правда, за эту услугу придется заплатить и немало. Госпитализировать частные «Неотложки» могут как в дежурную государственную больницу, так и в стационар своей клиники, если он есть.

Желаю вам, чтобы эта информация не пригодилась, и не пришлось вызывать ни «Скорую», ни «Неотложку»!

Мало кто знает, когда нужно вызывать Скорую медицинскую помощь, а когда - Неотложную медицинскую помощь. "А разве это не одно и то же?" - Спросят многие. На самом деле это две разные службы.

Неотложка - это часть отделения районных поликлиник.

Скорая - это городское отделение скорой неотложной помощи.

Скорая и неотложка приезжают на разные вызова. Визит "неотложки" больше похож на визит участкового врача, первую помощь вам окажут, но если нужны будут более серьезные меры, то неотложка будет вызывать "скорую". Только "скорая" может произвести немедленную госпитализацию.

Скорую помощь вызывают только в предсмертных состояниях, которые угрожают вашей жизни.

Когда приезжает Скорая:

  • несчастные случаи: переломы, вывихи, утопления, ожоги, поражения электротоком и молнией, обморожения, тепловые удары, повешивания, инородные тела в дыхательных путях, ранения, ушибы;
  • когда нужна срочная хирургическая или терапевтическая помощь;
  • внезапные заболевания с потерей сознания, сильными кровотечениями, судорожными припадками, резкими повышениями температуры и ухудшением состояния, тяжелыми расстройствами дыхания, параличами, острыми болями в сердце;
  • роды, которые происходят на улице или дома;
  • приезжает на вызов из любого места (общественное место, улица, дом);
  • приезжает на места аварий, несчастных случаев.

Скорая помощь НЕ:

  • перевозит больных из дому в поликлинику и наоборот;
  • выполняет лечебные процедуры, которые приписал врач.

Неотложная медицинская помощь приезжает, если у вас:

  • пищевые отравления;
  • температура выше 38 у людей пожилого возраста или с осложнениями;
  • сильные боли у онкобольных;
  • сильные боли у больных с ишемической или гипертонической болезнью;
  • сильные боли в животе при обострениях хронических болезнях желудочно-кишечного тракта;
  • сильные головные боли при мигрени, которые не снимаются таблетками;
  • сильные боли в пояснице и суставах (остеохондроз, радикулит);
  • сильная одышка и кашель;
  • обострения и ухудшения состояния больных с хроническими заболеваниями;
  • небольшие ожоги;
  • приезжает только на дом.

Неотложная медицинская помощь НЕ:

  • госпитализирует больных;
  • выезжает на места аварий, ДТП.

Отличаются ли машины скорой и неотложной помощи

Скорая всегда оснащена специфическим оборудованием (дефибрилляторы, кислородные баллоны), а машина неотложной помощи набирает необходимое специфическое оборудование при выезде, в зависимости от вызова.

По нормам "неотложка" должна приехать не позже чем через 1 час, а "скорая" не позже, чем через 15 минут после вызова. Но как показала практика, разница во времени не сильно отличается. Так как станций скорой помощи в городе всегда меньше, то машины оттуда могут ехать более долго нежели "неотложка" с ближайшей подстанции. К сожалению, не всегда медицинская помощь поспевает вовремя, бывают случаи, когда бригаду медработников нужно ждать несколько часов. Для того, чтобы уберечь себя и ваших близких, изучите основы первой медицинской помощи, они не сложны, но могут помочь продержаться до приезда помощи.

Если вы не знаете, что именно должны вызвать, не волнуйтесь. Все звонки на 103 поступают на одну диспетчерскую станцию. Когда вы опишите ситуацию диспетчеру, он сам решить, какая служба должна к вам приехать.

Что нужно говорить во время вызова

  • четко назовите причину вызова, если не можете сами диагностировать – перечислите основные симптомы;
  • сразу же укажите, как подъехать к вашему дому. В городах подъезды к домам часто не прямые, а через соседние улицы. Машина может не только задержаться в дороге из-за пробок, но и блуждать по вашему микрорайону, а время теряется.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ , мед.-сан. организация, имеющая своей задачей оказание первой помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и при внезапных тяжелых заболеваниях, сопровождающихся опасностью для жизни, и перевозку в леч, учреждения соответствующих больных и пострадавших. Первые зачатки организации С. п. восходят еще к глубокой древности. Уже в первые века нового летоисчисления на наиболее оживленных дорогах, по которым передвигались массы пилигримов, были организованы убежища-госпитали (ксенодохии), к-рые оказывали и С. п. С развитием торговых сношений между государствами эти учреждения были развернуты на главных торговых караванных путях. В средние века различные религиозные ордена ставили своей задачей и оказание С. п. Первые формы самостоятельной организации С. п. встречаются в Голландии в 15 в., но С. п. здесь была организована лишь для спасения утопающих. К этому времени относится появление в Голландии первых постановлений об оказании С. п. (1417 и 1455 гг.). Здесь же организованы были и первые общества по оказанию С. п. («общества спасения»)--в Амстердаме в 1767 г. Через год было открыто такое общество в Гамбурге. Постепенно к первоначальной задаче по спасению утопающих присоединились и задачи оказания помощи пострадавшим от разных несчастных случаев, впавшим в бессознательное состояние и тяжело заболевшим. В эпоху промышленного капитализма, при необычном росте промышленных предприятий, внедрении машин во все отрасли производства, чрезвычайно сильно возросло число несчастных случаев в связи с непомерной экплоатацией рабочих, тяжелой обстановкой труда и нежеланием капиталистов производить затраты на необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работающих. Огромный рост городов, усиление движения, механизация транспорта вызвали в капиталистических странах значительный рост числа несчастных случаев. Возникла острая потребность в специальной организации С. п., к-рая во всех странах сначала была предметом забот разных частных обществ и лишь постепенно в ряде городов переходила в ведение городских самоуправлении. Однако и теперь скорая помощь во многих странах организуется добровольными обществами, Красным крестом, при некоторой финансовой поддержке органов самоуправления. Первые основы рационально организованной С. п. были положены в Германии знаменитым хирургом Фридрихом фон Эсмархом. По его инициативе возникли самаритские школы и общества. Особенно большую роль в организации С. п. играли Красный крест и пожарные команды. Отсутствие возможности получить своевременно первую врачебную помощь при внезапных заболеваниях послужило в ряде стран одним из побудительных толчков к организации С. п., у к-рой вначале превалировали функции по оказанию первой помощи при разных заболеваниях. Это имело место например в Берлине и др. городах Германии еще в то время, I когда промышленность и транспорт были мало развиты, тогда как в Вене с наиболее старинной организацией С. п. толчок к организации С. п. дал ужасный пожар в городском театре (в 1881 г.), повлекший огромное число человеческих жертв. Развертыванию планомерной организации С. п. сильно препятствовала в капиталистических странах противоположность интересов частнопрактикующих врачей и населения. Так напр. в Германии, где в 1892 г. кассы по страхованию от инвалидности организовали хорошо оборудованные станции С, п. в разных районах больших городов и небольшие клиники для оказания необходимой мед. помощи в несчастных случаях, к-рыми стали пользоваться и кассы страхования от б-ней и прочее население, частнопрактикующие врачи через свои корпоративные организации вступили в борьбу с указанными учреждениями и добились в 1897 г. под руководством Эрнста фон Бергмана организации Берлинского об-ва С. п., к-рое открыло свои собственные станции С. п., стоявшие на страже интересов частнопрактикующих врачей. Даже Центральный комитет С. п., ор- ганизованный в 1901 г. по инициативе Бергмана и Дитриха для согласования работы указанных станций С. п., не мог примирить противоречивые интересы враждовавших организаций. Только в 1913 г. состоялся переход всех станций в ведение магистрата. Согласно же изданным в 1912 г. в Германии правилам организации С. п. последняя может быть организована всякого рода добровольными обществами, но в этом случае обязателен постоянный надзор за ними со стороны определенных врачей, состоящих на государственной службе или на службе коммунальных органов. Аналогичная организация С. п. существовала до последнего времени во всех других странах. Организация С. п. в американских городах сосредоточена при б-цах, при к-рых выделяются под станцию С. п. специальные помещения, легко доступные с улицы. Для отправки пострадавших в б-цы при последних имеются сан. автомобили, выезжающие в сопровождении врача. В зависимости от тяжести случаев б-ные поступают в ведение ординаторов или старших врачей соответствующих отделений б-цы. В деле обмена международным опытом по организации Си. большое значение имели международные конгрессы С. п., к-рые состоялись-1-й в 1908 г. во Франк-фурте-на-Майне, 2-й-в 1913 г. в Вене и 3-й-в 1926 г. в Амстердаме. В дореволюционной России, где впервые станция С. п. была открыта в Варшаве в 1897 г., а затем в Одессе в 1903 г., кареты С. п., приобретавшиеся на частные средства, находились в больших городах обычно при полицейских участках; эти кареты служили также для платной перевозки больных. С. п. была тогда мало доступна населению и оказывалась с большим запозданием. В Москве в конце 90-х годов было приобретено несколько карет на частные средства. Эти кареты находились при полицейских управлениях. С каретой кроме фельдшера выезжал и полицейский для составления протокола. В 1908 г. организация С. п. перешлак добровольному обществу «Скорая помощь», имевшему 1 автомобиль С. п., но и этот единственный автомобиль С. п. был во время империалистской войны передан городской управе для перевозки раненых, и С. п. прекратила свое существование. Не было специальной организации С. п. в других крупных городах-в Ленинграде, Харькове, Ростове и т. д. До войны на территории, соответствующей современной РСФСР, организация С. п. кроме Москвы имелась только в 4 городах (Самара, Тула, Ярославль, Пермь) в виде 1-2 фельдшеров, обслуживавших 1 карету С. п. Лишь после Октября С. п. стала сильно развиваться; уже к 1927 г. имелось в городах 50 станций С. п. В наст, время во всех городах, промышленных центрах имеется в той или иной форме организованная С. п. Организация С. п. Потребность в оказании С. п. специальной бесперебойно функционирующей организацией возникает при единичных несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, отравлениях и особенно при массовых скоплениях людей-на транспорте, в горных работах, в фабрично-заводских предприятиях, на улицах, при оживленном движении автомобилей, трамваев и т. п., при массовых празднествах, сопровождающихся огромным скоплением людей, на аэродромах, стадионах, на скачках, гонках, физкультурных состязаниях, при больших пожарах, при разного рода стихийных бедствиях-землетрясе- ниях, наводнениях и т. п., при массовых внезапных тяжелых заболеваниях (отравлениях); хотя катастрофы, вызывающие большое число жертв, бывают очень редко, все же рационально организованная С. п. должна предусмотреть все эти возможные случаи необходимости массовой перевозки пострадавших и оказания экстренной мед. помощи большому числу людей. При единичных несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, С. п. выезжает при вызовах по случаю ранений и переломов, тяжелых ушибов с потерей сознания, тяжелых ожогов и отравлений, продолжительного обморочного состояния, солнечного удара, поражения электричеством или молнией, замерзания, утопления, острого помешательства и т. п. -Основное требование, предъявляемое к организации С. п.,-обеспечение надлежащей мед. помощи без всякого промедления, что имеет огромное значение для исхода несчастного случая и внезапного тяжелого заболевания и отравления с точки зрения спасения жизни и б. или м. скорого и полного восстановления трудоспособности. Для выполнения этого требования С. п. должна не только оказать необходимую первую помощь на месте происшествия, располагая для этого квалифицированным мед. персоналом, но и в случае необходимости доставить немедленно в ближайшее леч. заведение б-ного или пострадавшего от несчастного случая в наиболее удобном положении, исключающем возможность ухудшения состояния б-ного во время перевозки. Для этой цели С. п. должна иметь необходимые соответствующим образом оборудованные транспортные средства-автомобили С. п., кареты С. п., моторные лсдки и т. п. Формы организации С. п. зависят от величины населенного пункта, числа жителей, их территориального распределения по районам, степени развития индустрии и ее характера, степени интенсивности уличного движения, степени обеспечения леч. учреждениями и их расположения. В небольших городах и рабочих поселках «скорая помощь» организуется при леч. заведениях, обычно при б-це, где имеются для выездов по оказанию С. п. специально приглашенные для этой цели врачи или где организовано дежурство врачей б-цы и поликлиники, получающих особое вознаграждение за выезды или за дежурства. В этих случаях при со-| ответствующем леч. учреждении имеется авто-! мобиль (рис. 1) или карета С. п., и в приемном покое имеется всегда наготове сумка С. п. со всем необходимым инструментарием, медикаментами и перевязочным материалом для оказания С. п. Врач, выезжающий с пункта С. п. по вызову, берет эту сумку с собой. Врача сопровождает фельдшер или сестра. В сан. автомобиль или в карету С. п. помещаются носилки, к-рые путем специальных приспособлений так устанавливаются, чтобы при движении избавить б-ного от лишних сотрясений. В больших городах и крупных промышленных центрах С. п. существует в виде специальной организации-станции скорой помощи. В самых больших городах кроме центральной станции С. п. в разных районах, обычно в центре, устраиваются периферические пункты С. п., обычно при б-цах (Москва, Ленинград). Станция и пункты С. п. оказывают С. п. при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни б-ного. Там, где помощь на дому не работает в ночные часы, С. п. оказывает по- мощь на дому в случаях, не терпящих отлагательства до следующего дня. В больших городах", напр. в Москве и Ленинграде, станции Си. выполняют целый ряд добавочных функций: по перевозке острозаразных б-ных, тяжелых незаразных б-ных, беспокойных душевнобольных, алкоголиков в стадии острого психоза, по концентрации сведений об имеющихся в б-цах свободных местах и вы-

Рисунок 1. Внутренний вид кареты скорой помощи с двумя носилками.

Даче соответствующих справок. Станции С. п. возглавляются врачом-директором станции, к-рому в больших городах придается помощник-старший врач станции. Обычно из врачей-лечебников, обладающих административным опытом в деле эвакуации, назначаются ответственные старшие дежурные врачи (в Ленинграде-дежурный инструктор), к-рые сами принимают все вызовы по телефонам. На станции С. п. все время дежурят врачи и средний медперсонал, предназначенные для выездов. Обыкновенно станции С. п. так организуют телефонную и сигнализационную связь между принимающим вызовы старшим дежурным врачом и предназначенным к выезду мед. персоналом, гаражем, где находятся наготове автомобили С. п., комнатой шоферов, что от момента приема вызова извне до отъезда машины со двора станции С. п. проходит несколько минут, в Москве не более 3 минут. В Москве и Ленинграде выезд персонала происходит через 1 минуту после приема вызова от дежурного врача. Соответствующая сигнализация дает возможность старшему дежурному врачу проверить, вышли ли уже к машине врач, шофер и когда машина покинула двор станции С. п. Во избежание ложных вызовов старший дежурный врач после передачи наряда с вызовом, при подозрении на ложный вызов, проверяет по данному при вызове телефону, действительно ли последовал вызов по данному телефону. Когда дежурный врач ведет разговор по телефону по поводу вызова, находящиеся в соседней комна- те мед. сестра или фельдшер берут добавочную телефонную трубку от телефонного аппарата, по к-рому принимает вызов старший дежурный врач, и записывают адрес, причину вызова обычно на спец. карточке-вызывной карточке скорой помощи. Получив наряд от врача, принимающего вызов, сестра или фельдшер направляются к автомобилю, где - уже находятся выезжающий врач и шофер, получившие сигнал о выезде в своих комнатах уже в тот момент, когда принимался вызов старшим дежурным врачом (ведя разговор по телефону, последний нажимает на соответствующую кнопку электрической сигнализации). По выезде машины со двора привратник также путем электрической сигнализации дает знать об этом старшему дежурному врачу. Последний имеет возможность сигнализировать привратнику и о задержании в воротах машины; о возвращающихся машинах привратник сигнализирует старшему дежурному врачу. Старший дежурный врач имеет секретаря, к-рый помогает ему в ведении записей, телефонных разговоров по" поводу вызовов, принимает сигналы от привратника и т. д. Для того, чтобы знать, в каком районе города находится в данное время автомобиль С. п., старший дежурный врач отмечает фишками на карте города их местонахождение. Это особенно важно для очень больших городов, где имеются при леч. заведениях, б. ч. при б-цах, в разных районах пункты стоянки автомобилей С. п.; автомобиль, выехавший в отдаленный район города, заезжает на ближайшую стоянку в б-це, где дожидается очередного вызова со станции С. п. В нек-рых больших городах (напр. Ленинграде) почти все б-цы соединены прямыми телефонными проводами с центральной станцией С. п. В распоряжении районных пунктов С. п. имеются также выездные врачи, средний мед. персонал, автомобили С. п. Обычно центральная

1-*ис. 2. Внутренний вид пункта скорой помощи.

Станция С. п. прямым проводом соединена с периферическими районными станциями С. п., к-рым передается и вызов из соответствующего района, принятый центральной станцией С. п. Передача вызова от дежурного врача районной станции выезжающему персоналу также б. ч. радиофицирована. Время приема и передачи вызова на районную станцию тотчас же отбивается на специальных автоматических часах. При наличии районных станций С. п. подача помощи осуществляется в течение 2-15 минут. Районная станция С. п. имеет след. помещения: комнату старшего дежурного врача, перевя- зочную (рис. 2), комнату для дежурного среднего мед. персонала и шоферов, комнату дежурного врача, столовую, ванную и кухню. Выезжающие на место происшествия врачи должны быть квалифицированными врачами, умеющими оказать скорую мед. помощь, быстро ориентироваться в обстановке и решать вопрос о необходимом дальнейшем мед. вмешательстве. Обычно на Должности выездных врачей С. п. допускаются врачи, имеющие не менее 5 лет больничного, преимущественно хирургического стажа. Доставив б-ного или пострадавшего в б-цу, врач заполняет сопроводительный лист, в к-ром отмечает заболевание или характер травматического повреждения и оказанную им помощь. Листы эти пришиваются к истории б-ни и по выписке или смерти б-ного возвращаются на станцию С. п. с указанием диагноза б-цы. Если выездной врач, посетивший б-ного по поводу внезапного" заболевания, находит необходимым отправить его в б-цу, то он заботится о перевозке б-ного, выписывая наряд в отдел перевозки больных при станции С. п. Для оказания помощи при внезапных заболеваниях выезжают б. ч. врачи-терапевты. В больших городах выездные врачи С. п. не имеют права выдавать больничные листки, справки, им запрещается и прописывать рецепты, т. к. все необходимое для оказания С. п. они должны везти с собой. При выезде врач С. п. берет с собой сумку или ящичек, в к-рых находятся необходимые для скорой помощи медикаменты, инструментарий, резиновый жгут, желудочный зонд, набор шин и в случае необходимости аппарат для искусственного дыхания. Выехавший врач, оказав скорую помощь, обязан запросить по телефону станцию С. п., куда ему следует дальше ехать. Точно так же автомобили С. п., прибыв в б-цу, сообщают немедленно по телефону станции С. п. о месте своего нахождения. При ложном вызове С. п. врачом составляется акт и виновные привлекаются к ответственности. В Ленинграде число неправильных вызовов достигает в среднем около 2% в год к числу всех вызовов; число пострадавших или б-ных, оставленных дома по оказании им первой помощи, составляет 15-20% ко всему числу вызовов. Б-цы обязаны безотказно принимать б-ных и пострадавших, доставленных к ним С. п., независимо от наличия свободных мест. По данным Москвы прибытие С. п. на место происшествия происходит в среднем через 10-12 минут после вызова. В крупных городах в состав С. п. входит и экстренная психиатрическая помощь. К станциям С. п. прикрепляются дежурные психиатры, выезжающие по вызову С. п. для оказания помощи душевнобольным-страдающим острыми психозами или являющимся по своему состоянию опасными для окружающих, а также к,; алкоголикам в состоянии острого алкогольного психоза. В случае необходимости дежурный психиатр направляет б-ного на машине С. п. в психиатрическое лечебное заведение/Согласно данным о работе Московской и Ленинградской станции С. п. за последние годы среднее количество выездов в год по поводу несчастных случаев в крупных центрах можно принять равным приблизительно С-8 выездам на 1 000 населения, а по поводу внезапных заболеваний, угрожающих жизни, 10--13 выездов на 1 000 населения. Среднее количество б-ных (в том числе и б-ных, перевозимых в б-цы отделом перевозки б-ных С. п., см. ниже) и пострадавших от несчастных случаев, к-рое перевозится на 1 сан. автомобиле в год, составляет 7 000- 7 200 чел. Эти данные позволяют исчислить ориентировочно необходимое для крупных центров количество сан. автомобилей.-В состав С. п. в ряде крупных городов входит ночная мед. помощь, ранее называвшаяся неотложной мед. помощью; она оказывается в тех случаях, когда б-ные не нуждаются в немедленном оказании помощи в ближайшие минуты, но в то же время не могут по состоянию здоровья ждать до утра прихода врача помощи на дому. К таким случаям относятся разные болезненные состояния с значительным и быстрым ослаблением сердечной деятельности, сильные и многократные рвота и понос, приступы разных колик и т. д. Пункты ночной мед. помощи, работающие при станциях С. п., принимают вызовы обычно самостоятельно по городским телефонам или от лиц, являющихся на пункт для вызова ночной мед. помощи. Дежурные врачи ночной мед. помощи не имеют права выдачи больничных листков. На пункте ночной мед. помощи имеется старший дежурный врач, которому и подчиняются врачи ночной мед. помощи. Эти врачи снабжаются специальными врачебными сумками с необходимыми медикаментами и инструментарием. Радиус действия пункта 2-3 км; по данным Ленинграда в среднем в год приходится 25-28 посещений ночной мед. помощи на 1 000 населения в год. В крупнейших городах при станциях С. п. имеется особый отдел по перевозке б-ных, учету и распределению свободных мест в б-цах. Этот отдел обслуживается специалистами по эвакуации б-ных-эвакуаторами. Все острозаразные б-ные (кроме кори) перевозятся в б-цы на специальных автомобилях, подвергающихся каждый раз после перевозки б-ного тщательной дезинфекции. Сопровождающий персонал обязан соблюдать установленные требования личной гигиены-душ, дезинфекция одежды в необходимых случаях и т. п. Тяжелые незаразные б-ные также перевозятся в особых сан. автомобилях. Для облегчения продвижения сан. автомобилей они имеют особые опознавательные знаки (особая окраска, красный крест) и специальные рожки, сирены. Обслуживание сан. транспортом трудящегося населения производится в СССР бесплатно в отличие от капиталистических стран, где перевозка б-ных в б-цы производится за плату. Отдел перевозки б-ных при С. п. перевозит в лечебные учреждения б-ных, не нуждающихся в немедленной помощи, по нарядам амбулаторий, поликлиник, диспансеров, врачей помощи на дому. Б-цы 2 раза в день обязаны сообщать в отдел перевозки б-ных и учета свободных мест в б-цах сведения о числе свободных коек. Сводки этих данных, разбитых по специальности и по лечебным учреждениям, передаются районным здравотделам, в к-рые и поступают требования на госпитализацию от лечащих врачей. Райздравотделы вызывают сан. транспорт через отдел перевозки б-ных при С. п. Отдел этот обслуживается специальным штатом. В Москве и Ленинграде С. п. тесно связана с ин-тами С. п., специально созданными для оказания высококвалифицированной экстренной мед. помощи и клин, изучения несчастных случаев. В Москве-Ин-т С. л. им. Склифосов-ского, в Ленинграде такой ин-т создан на базе нек-рых лечебных учреждений и научно-исследовательских ин-тов. Эти ин-ты уделяют особое внимание научно-исследовательской работе по изучению методики "лечения и профилактики при несчастных случаях. В ин-тах имеются отделения неотложной хирургии с травматологическим отделением, терап. отделения, преимущественно изучающие отравления, патоло-гоанатомические и судебномедицинские. В Ленинградском ин-те С. п. имеется и отделение социальной патологии и профилактики с кабинетами промышленного и бытового травматизма, учебно-статистическим и музейным. В последние годы в ряде стран стали применяться для оказания С. п. самолеты, особенно в тех случаях, когда помощь должна быть оказана пострадавшим от несчастных случаев или тяжело заболевшим, находящимся в отдаленных малодоступных местностях. Австралия была первой страной, начавшей в последнее десятилетие широко применять сан. самолеты не только для оказания С. п., но и для регулярной мед. службы в отдаленных малонаселенных областях. И в СССР начинает широко практиковаться оказание С. п. и направление б-ных в леч. заведения при помощи специальных сан. самолетов. Сан. самолеты могут иметь широкое применение в обслуживании С. п. сельских местностей, Красной армии. В больших городах к С. п. относится и организация дела спасания на водах. В этом случае в ряде мест на берегу рек, каналов имеются кроме спасательных кругов моторные лодки для спасания утопающих. Особенно большие задачи ложатся на С. п., обслуживающую угольные шахты. Станции С. п., обслуживающие шахты, называются горно-спасательными станциями (см. Горное дело, горно-спасательное дело). Для оказания С. п. на железной дороге, в поездах, на вокзалах имеются спец. аптечки первой помощи. В нек-рых поездах и особенно на жел.-дор. станциях имеются инструменты, необходимые для освобождения пассажиров, ущемленных между вагонами и попавших под вагоны во время жел.-дор. катастроф. На крупных станциях имеются т. н. вспомогательные поезда, состоящие из вагона с приспособлениями для оказания технической помощи при жел.-дор. крушениях, вагона для рабочих и сан. вагона с операционной, перевязочной, обеспеченного необходимым хир. инструментарием, перевязочным материалом, медикаментами, носилками, шинами и т. д. Работа этих вспомогательных поездов регулируется особыми правилами. В сельских местностях С. п. оказывается ближайшими участковыми леч. учреждениями. С увеличением числа автомобилей в совхозах и колхозах и улучшением дорог С. п. станет доступна и сельскому населению. Для облегчения оказания С. п., особенно при массовых скоплениях людей, привлекаются к несению дежурств на специальных временных пунктах С. п. кроме мед. персонала члены РОКК, рабочие, обученные делу оказания первой помощи. Во многих странах существуют разветвленные организации Красного креста, образующие специальные сан. колонны, в обязанности к-рых входит и оказание С. п. Интересное нововведение в области организации С. п. имеется в Берлине, где, помимо рассеянных по всему городу пунктов С. п. (располагающих обычно 3 комнатами, из к-рых одна-операционная), установлены на многих наиболее оживленных улицах специальные шкафы С. п. в виде круглых колонн, высотой в 3V 2 м и шириной в 1,1 м. В верхней части этих шкафов находятся инструменты, медикаменты и перевязочный материал для оказания первой С. п. при несчастных случаях на улицах; в нижней же части помещаются подвижные (на колесах) носилки, к-рые легко вынимаются и быстро могут быть использованы для перевозки пострадавших на ближайший пункт С. п. или в ближайшее лечебное учреждение. Станция С. п. следит за исправным состоянием носилок и за пополнением перевязочного материала. Оборудование такого шкафа обходится в 3 500 марок. С. п. должна участвовать в проведении профилактических мер борьбы с несчастными случаями, беря на себя зачастую инициативу в привлечении внимания к вопросам профилактики, поскольку С. п. имеет необходимые данные о причинах несчастных случаев и их характере. Для уменьшения числа обращений к С. п., т. е. для"уменьшения числа несчастных случаев, необходимо проведение целого ряда профилактических мероприятий: установление правильного уличного движения (регулирование) и контроль за соблюдением установленных правил, надлежащий учет перспектив развития уличного движения при планировке и перепланировке городов, прокладывании новых и расширении старых улиц; обучение населения правилам уличного движения (использование кино, радио, школ, лекций, клубов, плакатов и т. п.); контроль за правильным функционированием всех приспособлений по обеспечению безопасности (надзор за двигателями, действием тормозов и т. п.); разъяснение населению опасности неправильного пользования газом и электричеством; привлечение к судебной ответственности всех нарушающих правила безопасности; обязательное обучение школьников плаванию, издание популярных брошюр по вопросу об оказании первой помощи и т. п. Вся деятельность станций С. п. регулируется специальными положениями, к-рые охватывают вопросы организации С. п. при единичных и массовых несчастных случаях, транспортировки б-ных и пострадавших, задачи леч. заведений в деле оказания С. п., обязанностей мед. и технического персонала, обслуживающего станции С. п. Существуют специальные инструкции для врачей" С. п., фельдшеров С. п., для дежурных психиатров о порядке обслуживания инфекционных больных, о дезинфекции транспортных средств и т. п. (см. Пункт здравоохранения, Первая помощь). Лит.: Пучков А., Московская станция скорой помощи (Борьба с промышленным травматизмом и его последствиями, сборник, изд. НКЗдраьа, М., 1927); он ж е, Московская станция скорой помощи, Моск. мед. ж., 1927, № 6; Мессель М., Основные принципы организации и работы скорой помощи и сан. транспорта, Л., 1932; Pranck E., Entwicklung und gegenwartiger Stand des Rettuius- und Krankentransportwesens in Deut-schl.md, Veroff. a. d. Geb. d. Medizin.lverw., B. ХХI, В., 1925; Franck G., Das Berliner ofientliche Rettungs-wesen, seine Entwicklung und seine jetzige Gestolt, В., 19 27; Gottstein A., Rettungswesen (Hndb. d. sozia-len Hygiene und Gesundheitsfursorge, hrsg v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. VІ, В., 1927, лит.); Grundziige fur die Ordnung des Rettungs- und Kranken-beiorderungswesen, Verofientl. d. Kais. Gesundheits antes, 1912, № 52.Д. Горфин.

Скорая медицинская помощь (СМП) - вид медицинской помощи, оказываемой гражданам при заболеваниях , несчастных случаях , травмах , отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Энциклопедичный YouTube

История

Начало развития, зачатки, попытки оказания первой помощи относятся к эпохе раннего средневековья. К самому древнему учреждению, оказывавшему первую помощь, можно отнести «ксендохий » - приют для путешественников, бедных и больных. В отличие от пандохейонов и митат, предоставлявших свои услуги на платной основе и имеющих исключительно светский характер, ксенодохии являлись филантропическими учреждениями, основанными на принципах христианского гостеприимства . Уже на этом этапе «больного доставляли к врачу», а не как позднее - «врача к больному». Прообраз СМП также усматривают в деятельности госпитальеров . Первые оборудованные станции скорой помощи были созданы в 1417 году в Нидерландах вследствие наличия в ней множества каналов и большого числа утопающих. Основной задачей станций было спасение тонущих и оказание им помощи. В 1769 году подобные станции были открыты в Гамбурге . Приблизительно в это время были основаны станции в Париже и Лондоне .

Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельного учреждения был пожар Венского театра комической оперы , случившийся 8 декабря 1881 года . Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результате которого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и хорошо оснащённых клиник. Вся эта ужасная картина совершенно потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди , который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать действенной и подобающей помощи беспорядочно лежащим на снегу людям. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Граф Ганс Вильчек (нем. Johann Nepomuk Graf Wilczek ) пожертвовал новосозданной организации 100 тысяч гульденов . Этим Обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. В составе бригады работали врачи и студенты медицинского факультета.

Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Фридрихом Эсмархом станция в Берлине . Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в целом ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции. Венская станция играла роль методического центра.

Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году . До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжёлыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи.

Станция Скорой помощи в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 году, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М. М. Толстого и отличалась высоким уровнем продуманности в организации помощи.

Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими изменениями до наших дней - врач , фельдшер и санитар . На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами , инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица: полицейский , дворник , ночной сторож .

С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.

В Санкт-Петербурге каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в С.-Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер.

Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Санкт-Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.

В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора Владимира Петровича Поморцова, и создана Долгоруковская станция скорой помощи.

Работали на станции врачи - члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. К сожалению, точное название шасси, на котором базировалась машина, неизвестно.

Вполне вероятно, что машину на шасси La Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика П. П. Ильина - известная качественной продукцией фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции - завод «Спартак», на котором собирались впоследствии первые советские малолитражки НАМИ-1 , сегодня - ведомственные гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси - Berliet, La Buire и других.

В Санкт-Петербурге в 1913 году были приобретены 3 санитарных автомобиля фирмы «Адлер» (Adler Typ K или KL 10/25 PS) и была открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой , 42.

В течение года Станция выполнила 630 вызовов.

С началом Первой мировой войны персонал и имущество Станции были переданы военному ведомству и функционировали в его составе.

В дни Февральской революции 1917 года был создан отряд скорой помощи, из которого вновь была организована Скорая помощь и санитарный транспорт.

18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Николая Александровича Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве . Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.

Под помещения для станции были выделены три комнаты в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне ).

Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному.

Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками: терапевтическим (в нём хранились медикаменты) и хирургическим (набор хирургических инструментов и перевязочный материал).

В 1920 году В. П. Поморцов был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей было явно недостаточно для обслуживания города.

С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков , до этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки.

Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана вторая автомашина.

Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы, умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до сих пор.

Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 - 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать с 1930 года.

Как уже было сказано, в первые годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения .

С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада - психиатрическая, выезжавшая к «буйным» больным. В 1936 году эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра .

К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной городской станции .

В некоторых городах в начале 1980-х годов использовались алгоритмы действий персонала СМП .

Служба скорой медицинской помощи в России

Оперативный отдел

Самым крупным и самым важным из всех подразделений больших станций скорой помощи является оперативный отдел . Именно от его организованности и распорядительности зависит вся оперативная работа станции. Отдел ведёт переговоры с лицами, вызывающими скорую помощь, принимает вызов или отказывает в нём, передаёт наряды для исполнения выездным бригадам, контролирует местонахождение бригад и санитарного автотранспорта. В состав подразделения входят:

  • Старший дежурный врач или старший врач смены руководит дежурным персоналом оперативного отдела и станции, то есть всей оперативной деятельностью станции. Только старший врач может принять решение об отказе в приёме вызова тому или иному лицу. Само собой разумеющееся, этот отказ должен быть мотивированным и обоснованным. Старший врач ведёт переговоры с выездными врачами, врачами поликлинических и стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также с представителями органов следствия и правопорядка и службами экстренного реагирования (пожарными, спасателями и пр). Все вопросы, связанные с оказанием экстренной медицинской помощи, решает старший дежурный врач.
  • Старший диспетчер руководит работой диспетчерской, управляет диспетчерами по направлениям, подбирает карточки, группируя их по районам поступления и по срочности выполнения, затем он вручает их подчинённым диспетчерам для передачи вызовов на районные подстанции, являющиеся структурными подразделениями центральной городской станции скорой помощи, а также следит за местонахождением выездных бригад.
  • Диспетчер по направлениям осуществляет связь с дежурным персоналом центральной станции и районных и специализированных подстанций, передаёт им адреса вызовов, контролирует местонахождение санитарного автотранспорта, время работы выездного персонала, ведёт учёт исполнения вызовов, делая соответствующие записи в карточках учёта вызова.
  • Диспетчер по госпитализации распределяет больных по стационарным лечебным учреждениям, ведёт учёт свободных мест в больницах.
  • Медицинские эвакуаторы или диспетчеры скорой помощи принимают и ведут запись вызовов от населения, официальных лиц, органов правопорядка, служб экстренного реагирования и пр., заполненные карточки учёта вызова передают старшему диспетчеру, в случае возникновения какого-либо сомнения относительно того или иного вызова разговор переключают на старшего врача смены. По распоряжению последнего сообщают те или иные сведения в органы правопорядка и/или службы экстренного реагирования.

Отдел госпитализации острых и соматических больных

Эта структура осуществляет перевозку больных и травмированных по заявкам (направлениям) врачей больниц, поликлиник, травмпунктов и заведующих здравпунктов, в стационарные лечебные учреждения, осуществляет распределение больных по больницам.
Это структурное подразделение возглавляется дежурным врачом, оно имеет в своём составе регистратуру и диспетчерскую службу, которая руководит работой фельдшеров, осуществляющих транспортировку больных и пострадавших.

Отдел госпитализации рожениц и гинекологических больных

Это подразделение осуществляет как организацию оказания, непосредственно оказание экстренной медицинской помощи и госпитализацию, а также перевозку рожениц и больных с «острой» и обострением хронической «гинекологией». Он принимает заявки как от врачей поликлинических и стационарных лечебных учреждений, так и непосредственно от населения, представителей органов правопорядка и служб экстренного реагирования. Сюда из оперативного отдела же стекается информация об «экстренных» роженицах.

Наряды выполняются акушерскими (в состав входит фельдшер-акушер (или, попросту, акушер (акушерка)) и водитель) или акушерско-гинекологическими (в состав входит врач акушер-гинеколог, фельдшер-акушер (фельдшер или медсестра (медбрат)) и водитель), находящимися непосредственно на центральной городской станции или районных либо на специализированных (акушерско-гинекологических) подстанциях.

На этот отдел возлагается также обязанность по доставке консультантов в гинекологические отделения, отделения родовспоможения и родильные дома для проведения экстренных хирургических и реанимационных вмешательств.

Отделом руководит старший врач. В состав отдела также входят регистраторы и диспетчеры.

Инфекционный отдел

Этот отдел занимается оказанием экстренной медицинской помощи при различных острых инфекциях и транспортировкой инфекционных больных. Он ведает распределением коек в инфекционных стационарах. Имеет свой транспорт и выездные бригады.

Отдел медицинской статистики

Это подразделение ведёт учёт и разработку статистических данных, анализирует показатели работы центральной городской станции, а также районных и специализированных подстанций, входящих в её структуру.

Отдел связи

Он осуществляет техническое обслуживание пультов связи, телефонов и радиостанций всех структурных подразделений центральной городской станции скорой помощи.

Справочное бюро

или, иначе, справочный стол , стол справок предназначается для выдачи справочной информации о больных и пострадавших, которым оказывалась скорая медицинская помощь и/или которые были госпитализированы бригадами скорой помощи. Подобные справки выдаются по специальному телефону «горячей линии» или при личном визите граждан и/или официальных лиц.

Другие подразделения

Составной частью как центральной городской станции скорой помощи, так и районных и в специализированных подстанциях являются: хозяйственный и технические отделы, бухгалтерия, отдел кадров и аптека.
Непосредственную экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим оказывают выездные бригады (См. ниже Типы бригад и их назначение) как самой центральной городской станции, так и районных и специализированных подстанций.

Подстанция скорой медицинской помощи

Районные (в городе) подстанции скорой медицинской помощи , как правило, размещаются в добротном здании. В конце 70-х - начале 80-х прошлого столетия были разработаны типовые проекты станций и подстанций скорой медицинской помощи, которые предусматривают помещения для врачей, среднего медицинского персонала, шофёров, аптеки, хозяйственных нужд, раздевалки, душа и т. д.

Для размещения общепрофильных районных подстанций чаще всего выбирают густонаселённую часть города. Поскольку именно из этих мест и поступает больше всего обращений за помощью. Для освещения в тёмное время суток подъездных путей и ворот гаража устанавливаются мощные светильники.

В штат крупных районных подстанций входят заведующий , старшие врачи смен , старший фельдшер , диспетчер . дефектар , сестра-хозяйка , санитарки и выездной персонал : врачи, фельдшера, фельдшера-акушеры.

  • Заведующий осуществляет общее руководство подстанцией, контролирует и направляет работу выездного персонала. О своей деятельности отчитываются перед главным врачом центральной городской станции.
  • Старший врач смены подстанции осуществляет оперативное руководство подстанцией, замещает заведующего в отсутствие последнего, контролирует правильность поставленного диагноза, качество и объём оказанной экстренной медицинской помощи, организует и проводит научно-практические врачебные и фельдшерские конференции, способствует внедрению в практику достижений медицинской науки.
  • Старший фельдшер является руководителем и наставником среднего медицинского и обслуживающего персонала подстанции. В его обязанности входит:
    • составление графика дежурств на месяц;
    • ежедневное комплектование выездных бригад;
    • ведение строго контроля за правильной эксплуатацией дорогостоящей аппаратуры;
    • обеспечение замены изношенного инвентаря новым;
    • участие в организации снабжения медикаментами, бельём, мебелью;
    • организация уборок и санаций помещений;
    • контроль сроков стерилизации многоразового медицинского инструментария и инвентаря, перевязочного материала;
    • ведение учёта рабочего времени персонала подстанции.
Наряду с производственными задачами в обязанности старшого фельдшера входит также обязанности участие в организации быта и досуга медицинского персонала, своевременного повышения его квалификации. Кроме того, старший фельдшер участвует в организации фельдшерских конференций.
  • Диспетчер подстанции принимает вызовы из оперативного отдела центральной городской станции, отделов госпитализации острых хирургических, хронических больных, отдела госпитализации рожениц и гинекологических больных и т п, а затем в порядке очерёдности передаёт наряды выездным бригадам.
Перед началом смены диспетчер доводит до сведения оперативный отдел центральной станции о номерах автомобилей и персональных данных членов выездных бригад. Поступивший вызов диспетчер записывает на специальном бланке, вносит краткие сведения в базу данных диспетчерской службы и по селекторной связи приглашает бригаду на выезд. Контроль за своевременным выездом бригад также возложен на диспетчера. Кроме всего вышеперечисленного, в ведении диспетчера находится резервный шкаф с медикаментами и инструментарием, которые он выдаёт бригадам по мере необходимости. Нередки случаи, когда люди за медицинской помощью обращаются непосредственно на подстанцию скорой помощи. В таких случаях диспетчер обязан пригласить врача или фельдшера (если бригада фельдшерская) очередной бригады, а в случае необходимости неотложной госпитализации такого пациента получить у диспетчера оперативного отдела наряд на место в больнице. По окончании дежурства диспетчер составляет статистическую справку о работе выездных бригад за прошедшие сутки. При отсутствии штатной единицы диспетчера подстанции или в случае, если это место будет вакантным по каким-либо причинам, его функции выполняет ответственный фельдшер очередной бригады.
  • Дефектар аптеки заботится о своевременном снабжении выездных бригад медикаментами и инструментарием. Ежедневно, перед началом смены и после каждого выезда бригады дефектар проверяет содержимое ящиков-укладок, пополняет их недостающими лекарственными препаратами. В его обязанности также входит стерилизация многоразового инструментария.
Для хранения определённого нормативами запаса медикаментов, перевязочного материала, инструментария и оборудования под аптеку отводят просторное, хорошо проветриваемое помещение. При отсутствии должности дефектара или если его место по каким-либо причинам вакантно его обязанности возлагаются на старшего фельдшера подстанции.
  • Сестра-хозяйка ведает выдачей и получением белья для персонала и обслуживающего контингента, следит за чистотой инструментов, руководит работой санитарок.

Менее крупные и небольшие станции и подстанции имеют более простую организационную структуру, но выполняют аналогичные функции .

Типы бригад скорой медицинской помощи и их назначение

В России существует несколько видов бригад СМП:

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.

Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады:

а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;

б) педиатрические;

в) психиатрические;

г) экстренные консультативные;

д) авиамедицинские.

е) перевозка на гемодиализ и обратно

Специализированные бригады

Специализированные бригады непосредственно на месте происшествия и в машине скорой помощи проводят переливание крови , остановку кровотечения , трахеотомию , искусственное дыхание , закрытый массаж сердца , шинирование и другие неотложные мероприятия, а также выполняют необходимые диагностические исследования (снятие ЭКГ, определение протромбинового индекса, длительности кровотечения и др.). Санитарный транспорт в соответствии с профилем бригады скорой оснащен необходимой диагностической, лечебно-реанимационной аппаратурой и лекарственными средствами. Расширение объема и совершенствование медицинской помощи на месте происшествия и при транспортировке увеличили возможности госпитализации ранее нетранспортабельных больных, позволили уменьшить число осложнений и смертельных исходов во время транспортировки больных и пострадавших в стационары.

Специализированные бригады осуществляют лечебно-консультативные функции и оказывают помощь врачебным (фельдшерским) бригадам.

Специализированные бригады бывают только врачебными.

Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «А» или «В».

Общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «В».

Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача-анестезиолога-реаниматолога и двух медицинских сестер-анестезистов и водителя. Для организации деятельности специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрической, используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «С» соответствующего оснащения.

Специализированная психиатрическая выездная бригада скорой медицинской помощи включает врача-психиатра, фельдшера скорой медицинской помощи, санитара и водителя, либо врача-психиатра, медицинскую сестру (медицинского брата), санитара и водителя. Для организации деятельности специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «В».

Специализированная педиатрическая выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача-педиатра, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача-педиатра, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «В».

Выездная экстренная консультативная бригада скорой медицинской помощи включает врача-специалиста отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи медицинской организации, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «С».

Авиамедицинская выездная бригада скорой медицинской помощи включает не менее одного врача скорой медицинской помощи или врача анестезиолога-реаниматолога, фельдшера скорой медицинской помощи и (или) медицинскую сестру-анестезиста. Для обеспечения оказания медицинской помощи пациенту во время медицинской эвакуации при необходимости в состав авиамедицинской бригады могут включаться иные врачи-специалисты.

В некоторых крупных городах России и пост-советского пространства (в частности в Москве , Киеве и пр) на службу скорой помощи возлагается также транспортировка останков погибших или умерших в общественных местах до ближайшего морга. Для этой цели на подстанциях скорой помощи существуют специализированные бригады (в народе они именуются «труповозки») и специализированные автомобили с холодильными установками, в состав которых входят фельдшер и водитель.

Больница скорой медицинской помощи

Больница скорой медицинской помощи (БСМП) - комплексное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания в стационаре и на догоспитальном этапе круглосуточной экстренной медпомощи населению при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях и отравлениях. Основными задачами БСМП на территории обслуживания являются оказание экстренной медпомощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии; осуществление организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам организации экстренной медпомощи; постоянная готовность к работе в чрезвычайных условиях (массовые поступления пострадавших); обеспечение преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании экстренной медпомощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах; анализ качества экстренной медпомощи и оценка эффективности деятельности больницы и её структурных подразделений; анализ потребности населения в экстренной медпомощи.

Такие больницы организуются в крупных городах с населением не менее 300 тыс. жителей, их мощность - не менее 500 коек. Основными структурными подразделениями БСМП являются стационар со специализированными клиническими и лечебно-диагностическими отделениями и кабинетами; станция скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь); организационно-методический отдел с кабинетом медицинской статистики. На базе БСМП могут функционировать городские (областные, краевые, республиканские) центры экстренной специализированной медпомощи. При ней организуется консультативно-диагностический дистанционный центр электрокардиографии для своевременной диагностики острых заболеваний сердца .

В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, созданы и действуют НИИ Скорой и неотложной медицинской помощи ( - в Москве, им. И. И. Джанелидзе - в Санкт-Петербурге и др.), а также НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии (Москва), которые помимо функций стационарных лечебных учреждений Скорой помощи, занимаются научно-исследовательской деятельностью и научной разработкой вопросов оказания скорой медицинской помощи .

Отделение экстренной медицинской помощи

В российских стационарах сейчас создаются отделения экстренной медицинской помощи по типу американских Emergency Rooms. Такие отделения уже существуют в Набережных Челнах, Краснодаре, Казани. Общая стоимость проекта оценивается в 500 миллионов рублей .

Служба скорой медицинской помощи в сельских районах

В населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городской, центральной районной или других больниц. В различных сельских районах работа службы скорой помощи строится по разному, в зависимости от местных условий. В большинстве своём, станции работают на правах отделения центральной районной больницы. Круглосуточно дежурят несколько санитарных автомобилей на базе УАЗ или ВАЗ-2131 . Как правило, выездные бригады состоят преимущественно из фельдшера и водителя.

В ряде случаев, когда населённые пункты весьма удалены от районного центра, дежурные санитарные автомобили вместе с бригадами могут располагаться на территории участковых больниц и получать наряды по радиосвязи, телефону или посредством электронных средств связи, что пока ещё не везде доступно. Такая организация пробега машин в радиусе 40-60 км значительно приближает помощь к населению. Если село небольшое, а районный центр далеко, то, часто бывает, что роль фельдшера скорой помощи исполняет фельдшер, который заведует медпунктом в конкретном селе .

Техническое оснащение станций

Оперативные отделы крупных станций оснащены специальными пультами связи, имеющими выход на городскую АТС. При наборе номера «103» со стационарного или мобильного телефона на пульте загорается лампочка и начинает звучать непрерывный звуковой сигнал. Эти сигналы заставляют медицинского эвакуатора переключить тумблер (или телефонный ключ), соответствующий светящейся лампочке. И в тот момент, когда переключается тумблер, пульт автоматически включает звуковую дорожку, на которую записывается весь разговор диспетчера скорой помощи с вызывающим абонентом.

На пультах существуют, как «пассивные», то есть работающие только «на вход» (именно сюда попадают все звонки по номеру телефона «103»), так и активные каналы, работающие «на вход и на выход», а также каналы, которые напрямую связывают диспетчера с органами правопорядка (полиции) и службами экстренного реагирования, местными органами здравоохранения, больницами скорой и неотложной медицинской помощи и другими стационарными учреждения города и/или района.

Данные вызова записываются на специальном бланке и заносятся в базу данных, в которых обязательно фиксируются дата и время вызова. Заполненный бланк передаётся старшему диспетчеру.

В автомобилях скорой медицинской помощи устанавливаются ультракоротковолновые радиостанции для связи с диспетчерской. С помощью радиостанции диспетчер может вызвать любую машину скорой помощи и направить бригаду по нужному адресу. По ней же бригада связывается с диспетчерской с целью установления наличия свободного места в ближайшем стационаре для госпитализируемого пациента, а также в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.

При выезде из гаража фельдшер или водитель проверяет работоспособность радиостанций и навигационного оборудования и устанавливает связь с диспетчерской.

В оперативном отделе и на подстанциях оборудуют схемы улиц города и световое табло, показывающих наличие свободных и занятых автомобилей, а также их местонахождение.

Неонатальная (для новорождённых)

Основное отличие в оснащении машины для оказания помощи новорождённым - наличие специального бокса для новорождённого пациента - инкубатора (кювеза). Это сложное устройство, похожее на коробку с пластиковыми прозрачными открывающимися стенками, в котором поддерживается заданная температура и влажность, и с помощью которого врач может наблюдать за жизненно важными функциями ребёнка (то есть проводить мониторинг), а также при необходимости подключать аппарат искусственной вентиляции, кислород и прочие устройства, обеспечивающие выживание новорождённого или недоношенного ребенка.

Обычно неонатологические машины «привязаны» к специализированным центрам по выхаживанию новорождённых. В Москве такие машины есть при ГКБ № 7, ГКБ №8 и ГКБ № 13, в Санкт-Петербурге - при специализированном консультативном центре.

Акушерско-гинекологическая

Не так давно [когда? ] ещё использовались обычные линейные машины. В последние годы [когда? ] на оснащении таких бригад появились автомобили, оборудованные и носилками (для матери), и специальным инкубатором/кювезой (для новорождённого).

Перевозка

Для транспортировки больного из больницы в больницу (например, для проведения какого-либо специального обследования) используются обычно т. н. «перевозки». Как правило, это наиболее «убитые» и старые линейные машины. Иногда для этой цели используются «Волги».

Катафалк

Специализированный фургон, предназначенный для перевозки трупов в морги. Рассчитан на перевозку 4 трупов на специальных носилках. Внешне машину можно отличить по отсутствию окон на кузове. Существуют также машины с фургоном, расположенным отдельно от кузова.

В менее крупных городах подобные бригады приписаны к городским моргам и находятся на их балансе.

Авиатранспорт

Также, в качестве транспортных средств скорой помощи используются вертолёты и самолёты , особенно в районах с низкой плотностью населения (например на западе Шотландии действует Emergency Medical Retrieval Service), либо, напротив, в городах, чтобы избежать автомобильных пробок .

Однако, в России практически, за редким исключением, вся санитарная авиация сосредоточена в Службе медицины катастроф .

Другие виды транспорта

В историческом аспекте и в современном мире известны случаи использования иных видов транспорта на службе скорой медицинской помощи, порой даже самые неожиданные.

Так, например, в крупных городах в годы Великой отечественной войны , когда большая часть автомобильного транспорта, включая городские грузовики и автобусы, была мобилизована на фронт, а основным транспортом как пассажирским, так и грузовым стал трамвай , в качестве «карет скорой помощи», равно как и для иных медицинских перевозок использовался именно трамвай .

На территории современной России в таёжных регионах Сибири и Дальнего Востока в качестве «карет скорой помощи» используются вездеходы, а на Чукотке и в некоторых других регионах Крайнего Севера не редки случаи, когда врач или фельдшер спешит к больному на оленьей упряжке.

Финансирование деятельности

С 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств