Типы бригад скорой медицинской помощи и их назначение. История службы скорой медицинской помощи Станция скорой медицинской помощи определение

В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал.

В 1844 году известный врач-гуманист Федор Гааз открыл в Москве "специализированную полицейскую больницу для бесприютных", которая впоследствии получила название "Гаазовской". Однако учреждение не имело своего транспорта и выездного персонала, и могла оказывать помощь только тем, кто сам мог дойти до больницы или был доставлен случайным попутным транспортом.

В 1897 году в Варшаве была открыта первая Станция скорой медицинской помощи. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига, Харьков.

28 апреля 1898 года в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках были открыты две Станции скорой помощи. На каждой станции было по одной карете, оснащенной медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар.

Уже за первые два месяца работы станций было выполнено 82 вызова.

7 марта 1899 года в Санкт Петербурге, по инициативе выдающегося хирурга Николая Вельяминова, были открыты пять Станций скорой помощи.

В 1908 году в Москве хирург Петр Дьяконов предложил создать Добровольное общество скорой помощи, которое приобрело автомобиль и открыло станцию на Долгоруковской улице.

В 1912 году доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи, которая легла в основу создания первого отечественного санитарного транспорта.

В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов. 15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.

В этом же году в Петрограде (ныне — Санкт Петербург), на базе бывшего доходного дома и частной лечебницы доктора медицины Б.М. Кальмейера был открыт Центральный госпиталь скорой помощи (ныне — Научно исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе).

В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

В 1923 году с создания службы Скорой медицинской помощи при Верх Исетском металлургическом заводе в пригороде Екатеринбурга началась история создания службы на Урале.

В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

В 1957 году в Ленинграде на базе завода медицинской техники "Красногвардеец" была сконструирована специализированная машина-автобус — так называемая "Штурмовая машина", оснащенная всем необходимым для проведения реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу.

В конце 1958 года в Ленинграде, в 1960 году в Свердловске (ныне — Екатеринбург), затем в Москве и Киеве были созданы специализированные кардиореанимационные бригады СМП для выезда к больным с инфарктом миокарда.

В 1960-х годах в Ленинграде и Москве, а позднее и в других крупных городах СССР появились педиатрические бригады, специализирующиеся на оказании неотложной помощи детям.

В 1962 году на базе Свердловской службы скорой помощи была создана первая неврологическая (инсультная) бригада СМП.

В 1967 году возникла специализированная гематологическая бригада для оказания помощи больным с острыми кровотечениями, вызванными нарушениями в свертывающей системе крови.

В 1969 году появились токсико-терминальные бригады скорой помощи, специализирующиеся на оказании помощи больным с острыми отравлениями.

С 1986 года начала принимать вызовы специализированная наркологическая бригада.

С 1 января 2005 года вступил в силу приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 года "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", который определил базовые положения при оказании СМП. Помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно.

Подстанции скорой медицинской помощи должны были организовываться с расчетом 20 минутной транспортной доступности.

В 2005 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи.

По состоянию на 2006 год СМП в России оказывали 3223 станции , в составе которых насчитывалось более 13 тысяч общепрофильных врачебных бригад, 5,7 тысяч специализированных бригад.

В 2006 году развитие и совершенствование СМП было включено в перечень основных направлений приоритетной национальной программы "Здоровье".

За период с 2006 по 2008 год в рамках реализации мероприятий программы удалось обновить каждую третью работающую на линии автомашину скорой помощи.

В 2008 году министерством здравоохранения РФ был дополнительно принят проект "Дорожная травма", направленный на развитие скорой медицинской помощи при ДТП, целью которого стало снижение к 2013 году смертности на дорогах в два раза.

Санитарные автомобили, поставляемые по проекту субъектам РФ, на базе FIAT DUCATO. Такой автомобиль дает возможность врачу встать в полный рост для оказания помощи пациенту. Специально для транспортировки пострадавших со множественными переломами в комплект оборудования карет скорой помощи вошло универсальное фиксирующее устройство для конечностей и позвоночника.

В 2008-2010 годах 49 субъектов РФ приняло участие в реализации мероприятий федеральной программы "Дорожная травма". Для оказания медицинской помощи специализированными бригадами СМП было закуплено 511 реанимобилей; создана система этапности оказания медицинской помощи в зависимости от степени тяжести полученных травм пострадавшими в результате ДТП.

В июне июле 2012 года Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были заключены о финансировании мероприятий по оснащению санитарного транспорта, станций и центров СМП аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Смежники
    Личные странички Службы
Учреждения
    Больнички Ведомства
  • История 03
  • История Фельдшер.ру Архив новостей
      Официальное Есть мнение Репортажи Сайт Фельдшер.ру
    Партнеры

    История скорой помощи

    8 декабря 1881 г.

    В Венском театре комической оперы случился пожар.

    Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Этим обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим.

    В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

    В середине XIX века бурный рост промышленности оказал большое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и Общества Красного Креста. Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.

    Вскоре, в Берлине профессором Ф. Эсмархом была создана Станция скорой медицинской помощи, подобная Венской. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции.

    1897 г.

    Появилась Станция скорой помощи в Варшаве.

    Затем этому примеру последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. Венская станция играла роль методического центра.

    28 апреля 1898 г.

    Появление карет скорой помощи на московских улицах.

    До этого времени пострадавших, которые обычно подбирали полицейские, пожарные, а иногда и извозчики, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия не проводился. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах, что требовало создания карет скорой помощи.

    Были открыты две первых Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и внештатные врачи. Радиус обслуживания ограничивался территорией, находящейся в ведении полицейской части. Дежурство начиналось в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

    В первый месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Увидев необходимость такой работы, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этими станциями, не дожидаясь открытия новых.

    Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы, в том числе с ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, после падения с высоты 6 и т. д. Своим приказом 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся в бесчувствии. Остальных же, по его мнению, надлежало доставлять в приемные покои на извозчиках.

    13 июня 1898 г.

    В истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

    Май 1908 г.

    По предложению профессора Московского университета П.И. Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
    Первая мировая война многое изменила в развитии скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт и станции скорой помощи прекратили свое существование.

    Октябрь 1917 г.

    После октябрьских событий в 1917 г. Москва еще целых два года оставалась без скорой помощи.

    Июль 1919 г.

    На заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А. Семашко, было принято следующее постановление: Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи.

    В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции выделить 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал.

    15 октября 1919 г.

    Московская станция скорой медицинской помощи начала работать.


    1 января 1923 г.

    Руководство Московского здравоохранения предложило возглавить Станцию скорой медицинской помощи А. С. Пучкову, который проявил себя незаурядным организатором Горэвакопункта во время эпидемии сыпного тифа в годы Гражданской войны.

    Принявший предложение А.С. Пучков был поражен состоянием дел. Находившаяся без руководства Станция являла жалкое зрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только на несчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночные часы. А.С. Пучков со свойственной ему энергичностью сразу принялся за дело. Прежде всего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция скорой помощи под одним названием Московская станция скорой медицинской помощи. Была создана особая система отчетности. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин, и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию из стационара для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчас этим пользуются все станции страны.

    Под руководством А.С.Пучкова Московская Станция скорой помощи постоянно развивалась, создавала дочерние учреждения срочной медицинской помощи (неотложная помощь на дому, неотложная психиатрическая помощь), организовывала эвакопункт. В течение нескольких лет было открыто несколько подстанций, начато строительство новых, но грандиозные планы развития Скорой помощи не сбылись началась Великая Отечественная война. Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В результате блестяще организованной работы она оказалась практически подготовленной к внезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевел себя на казарменное положение и уже не уходил с работы. Под его руководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактических действий при обслуживании массовых случаев поражения. Она оказалась приемлемой и рациональной в условиях противовоздушной обороны. Московская станция была единственной в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же числом бригад, что и в мирное время.

    1960 г.

    Для послевоенной деятельности Станции характерны крупные организационные мероприятия. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе ее начальника Л. Б. Шапиро были созданы специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.

    Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе скорая - стационар. В эти годы расширился контакт с ведущими клиниками Москвы, проводилась совместная научная работа с академиками В. Н. Виноградовым и Н. К. Боголеповым, с профессорами Д. А. Араповым, Б. А. Петровым, С. Г. Моисеевым, П. Л. Сухининым, В. В. Лебедевым. Это был новый этап развития Московской станции скорой медицинской помощи.

    Стала широко развиваться специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, появившихся на станциях скорой помощи бывшего СССР. На Московской станции появились новые типы бригад - неврологическая и педиатрическая, функционально базирующиеся в клиниках и научно-исследовательских институтах.


    В последующем произошло объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи, была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание уделялось укреплению диспетчерской службы подстанции. Для большей оперативности в работе были введены должности вторых диспетчеров. В условиях интенсивного роста Станции развивались такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. Общее число подстанций достигло сорока. Московская СиНМП превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.

    Срочный вызов врача зачастую сопряжен с необходимостью госпитализации больного в стационар. Однако далеко не всегда требуется немедленная доставка пациента в больницу, поэтому многие автомобили с красным крестом выезжают не только на экстренные вызовы. Это может быть и неотложная медицинская помощь на дому.

    Долгое время - с момента появления в России первых станций скорой медицинской помощи (1897 год) и до середины 20-х годов XX века - «кареты скорой помощи» выезжали только на вызовы, поступающие с улиц или промышленных предприятий. Дело было не столько в нехватке транспорта, сколько в сложившихся традициях: на дому пациентов обычно обслуживали доктора, имеющие частную практику, а позже - врачи из различных медицинских учреждений (больниц, пунктов врачебной помощи и поликлиник). Днем медицинскую помощь, во всяком случае, в больших в городах, получить было несложно, а вот ночью, когда большинство медицинских учреждений закрывалось, находившимся дома «острым» больным рассчитывать приходилось исключительно на собственные силы.

    Возникла необходимость в организации службы ночной неотложной медицинской помощи. Пункт неотложной помощи был организован на базе Московской станции скорой помощи в 1926 году по инициативе Александра Сергеевича Пучкова, создателя и начальника Московской скорой. Врачи неотложной помощи работали в вечернее и ночное время - до восьми утра. Они выезжали на вызовы на мотоциклах с коляской, но после нескольких серьезных дорожно-транспортных происшествий, в которых медики получили травмы, транспортом этого подразделения стали легковые автомобили Fiat, Adler и Mercedes-Benz.

    Вызовы на пункт неотложной помощи принимала Центральная станция скорой помощи. Постепенно она перестала справляться с потоком звонков, поэтому с 1933 года неотложная медицинская помощь были выделена из Станции скорой помощи в самостоятельную службу. В каждом из десяти районов города было организовано по одному пункту неотложной помощи. Подчинялись они районным отделам здравоохранения (райздравотделам). Вызовы на дом, поступавшие с 19 вечера до 9 утра, «неотложка» стала принимать самостоятельно.

    При этом каждый пункт обслуживал территорию района, поделенного между несколькими поликлиниками. Если выяснялось, что больной нуждается в срочной госпитализации, врач неотложной помощи сам вызывал бригаду «скорой». С 1928 года на Московской станции скорой помощи по ночам начали дежурить врачи-психиатры, а с 1938 года - и опытные врачи-педиатры, которые оказывали консультативную помощь врачам «неотложки», а в сложных случаях сами выезжали для осмотра больного.

    В Ленинграде история неотложной медицинской помощи сложилась иначе. Ленинградская «неотложка» выросла из так называемых «пунктов квартирной помощи» (ночных врачебных дежурств с 18 вечера до 9 утра). В 1927 году все существовавшие ранее пункты неотложной помощи закрылись, а в каждом районе города при шести районных станциях скорой помощи были организованы новые «штабы», попавшие в прямое подчинение руководи-теля Ленинградской станции скорой помощи Меера Абрамовича Месселя. Для поездок к пациентам врачи ленинградской «неотложки» в первые годы тоже использовали мотоциклы, которые были заменены легковыми автомобилями только в 1934 году. Тогда же была предпринята безуспешная (и бессмысленная) попытка «административно-командным» методом переименовать «неотложную помощь» в «ночную медицинскую помощь». В 1938 году ленинградская «неотложка» была вновь реорганизована на основе принципов работы аналогичной службы в Москве.

    Послевоенные годы знаменательны появлением первых «специализированных» автомобилей для неотложной помощи. «Профессиональная ориентация» этих обычных с виду легковых машин выражалась в нанесении на стекла красных крестов в белом круге и более простой и дешевой отделке салонов - дорогие материалы заменялись быстромоющимся дерматином. Как правило, такие машины имели дефорсированные двигатели, способные работать на низкооктановых сортах бензина.

    Первым в этой линейке стал в 1947 году медицинский «Москвич-400-420М». Впоследствии ни одно поколение московских- малолитражек не обходилось без аналогичной модификации. Интересно, что в комплектацию «Москвича-407М» в качестве «профессионального оборудования» вошла обязательная сегодня для всех автомобилей аптечка. Следует отметить, что такими машинами - седанами с минимальными изменениями - пользовались не только службы неотложной помощи, но и участковые врачи, отправлявшиеся но вызову на дом.

    Кроме машин неотложной помощи, в СССР большими тиражами выпускались легковые автомобили скорой помощи с кузовами седан или лимузин («Победы», ЗиМы и ЗиСы-110), оборудованные для перевозки лежачих больных. Все они обладали одним недостатком: загружать носилки с больным в переоборудованный салон через крышу багажника было неудобно.

    Появление на Горьковском автозаводе универсала на базе 21-й «Волги» позволило создать модификацию скорой медицинской помощи ГАЗ-22, более-менее приспособленную для работы «на линии». Выпуск таких машин начался летом 1962 года. К этому времени уже было освоено производство куда более вместительных и лучше приспособленных для работы в качестве «скорой» микроавтобусов УАЗ и РАФ, но их катастрофически не хватало, поэтому санитарные универсалы горьковского автозавода во многих городах составляли основу автопарка станций и больниц скорой помощи. Однако дефицит специализированных микроавтобусов постепенно сходил на нет, а производство ГАЗ-22 продолжалось. В результате менее востребованные в службе скорой медицинской помощи «Волги» попали в «неотложку».

    В 1970 году семейство ГАЗ-21 уступило место «Волге» следующего поколения, а в 1975 году начался выпуск новой санитарной модификации ГАЗ-24-0З, приспособленной для перевозки одних носилок с больным.

    Ввиду ограниченных финансовых возможностей советской системы здравоохранения и вытекающей отсюда нехватки «узконаправленного» транспорта, четкой специализации у доставшихся лечебным учреждениям автомобилей не было. Где-то врач «неотложки» довольствовался «Москвичом» с красным крестом на лобовом стекле, а где-то участковым педиатрам для плановых посещений захворавших детишек могли выделить «Волгу»-универсал.

    В 1970-х годах районные пункты неотложной помощи в Москве были вновь переданы в структуру Станции скорой медицинской помощи. Объединение сопровождалось целым рядом сложностей: не хватало помещений и транспорта; совершенно разной была стилистика работы специалистов. В конечном итоге, московская «неотложка» перестала существовать. В последние годы предпринимается попытка возродить эту службу. В Санкт-Петербурге скорая и неотложная помощь сохранились как две отдельные службы. Используя практически одинаковый транспорт и оборудование, они отличаются составом бригад (в «неотложке», как правило, только врач и водитель), характером обслуживаемых вызовов, каналами поступления вызовов и администрированием.

    Когда жизни и здоровью человека угрожает опасность в результате несчастного случая, чрезвычайной ситуации или, например, при остром состоянии при переломе, ранении, ему требуется скорая медицинская помощь. Это вид помощи, которая оказывается гражданам круглосуточно, которые требуют срочного медицинского вмешательства на месте происшествия и по пути в лечебное учреждение. Обычно эти проблемы решают специальные отделения при медицинских учреждениях в городах и селах. Какие функции выполняют данные отделения, и как организуется процесс, рассмотрим ниже.

    Описание проблемы

    Скорая медицинская помощь - это срочная помощь пострадавшим, которые находятся в угрожающих жизни и здоровью состояниях или имеют тяжелые травмы, она оказывается медицинскими сотрудниками на месте происшествия, например, в общественном месте или на улице. Также такое медицинское содействие оказывается при острых патологиях, массовых катастрофах, несчастных случаях, родах или стихийных бедствиях.

    Организовывается, исходя из особенностей населенного пункта, в частности, его месторасположения, плотности и состава населения, локализации больниц, состояния дорог и прочих моментов. Такое содействие пострадавшим выступает гарантией проведения медицинской и социальной помощи людям.

    Законодательство

    Во всем мире скорая неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно. С конца девятнадцатого столетия эту привилегию имели частные и общественные организации, например «Красный Крест». Сравнительно недавно были созданы первые государственные учреждения по оказанию скорой помощи, у которых сначала были санитар и фельдшер, а со временем - врачебный персонал.

    Немного позже в России были созданы первые подразделения скорой, но они не имели документации, которая регулировала их деятельность. Создание Закона о медпомощи, в котором были описаны первые правовые нормы, легло в основу будущих законопроектов, в том числе и того, которого придерживаются в настоящее время. Сегодня разработаны стандарты скорой медицинской помощи, которыми руководствуются медики.

    Характеристика

    Главными чертами, которыми отличается данный вид медпомощи, выступают:

    • Бесплатное ее предоставление и порядок оказания медико-санитарной помощи.
    • Безотказное ее проведение.
    • Диагностическая оценка риска при недостатке времени.
    • Большая социальная значимость.
    • Оказание помощи не в медицинском учреждении.
    • Транспортировка в клинику, обеспечение лечения и круглосуточного наблюдения.

    Функции

    Согласно утвержденным стандартам оказания скорой медицинской помощи, она осуществляет:

    1. Круглосуточное оказание помощи пострадавшим и заболевшим людям, которые находятся за пределами больницы.
    2. Транспортировку и перевозку пациентов, в том числе и рожениц.
    3. Безотказное оказание скорой медицинской помощи людям, которые обратились на станцию СМП.
    4. Извещение соответствующих органов о чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в местах обслуживания пострадавших.
    5. Обеспечение полной комплектации бригады медперсоналом.

    Также бригада скорой медицинской помощи может осуществлять транспортировку донорской крови и специалистов узкого профиля при необходимости. Также СМП проводит санитарно-просветительские и научно-исследовательские работы.

    Одна из эффективных составляющих системы здравоохранения - скорая помощь медицинская - в некоторых больших городах занимается также транспортировкой останков умерших в общественных местах людей до морга. В данном случае на вызов выезжают специальные бригады и автомобили с холодильными установками, которые в народе называют катафалками. В небольших городах такие бригады находятся на балансе городского морга.

    Организация работы

    Как правило, оказание скорой медицинской помощи осуществляется станциями СМП, которые не занимаются постоянной терапией, а предназначены для оказания помощи до госпитализации пациентов согласно приказу Минздрава № 100 от 26.03.2000 года. На таких станциях не дают больничных листов и справок, а также иных документов пациентам и их родственникам. Госпитализация пострадавших проводится в городской клинической больнице скорой медицинской помощи.

    На таких станциях находится специализированный транспорт, который оборудован диагностической и лечебной аппаратурой, что применяется для экстренной диагностики и лечения патологий.

    Бригады скорой помощи

    Любая клиническая больница скорой медицинской помощи имеет в своем составе выездные бригады. Это могут быть:

    • Линейные бригады, когда работают врач и один фельдшер.
    • Специализированные, когда выезжают врач и два фельдшера.
    • Линейные фельдшерские, которые обеспечивают перевозку пострадавших.

    В больших городах обычно имеются такие бригады скорой помощи как реанимационная, инфекционная, педиатрическая, психиатрическая и так далее. Деятельность каждой из них документируется в специальных картах, которые потом сдаются главному врачу скорой медицинской помощи, а потом в архив на хранение. В случае необходимости такую карту всегда можно найти и изучить обстоятельства вызова бригады. При госпитализации пострадавшего врач заполняет специальный лист, который вкладывает в историю его болезни.

    Вызов скорой медицинской помощи осуществляется по телефонному номеру «03». На месте вызова бригада СП проводит необходимое лечение, всю ответственность при этом несет врач, который координирует действия сотрудников. Он также может провести неотложное лечение в машине скорой помощи, если возникает в этом необходимость.

    Разновидности бригад скорой помощи

    Бригады СМП бывают:

    1. Линейные бригады скорой медицинской помощи - это выездная группа медиков, которая выполняет оказание медицинской помощи при неугрожающих жизни и здоровью состояниях, например, при перепадах кровяного давления, гипотонических кризах, ожогах и травмах. Они перевозят пострадавших при пожарах, массовых ДТП, катастрофах и так далее. Для выполнения деятельности выездной бригады используется автомобиль класса А или В.
    2. Реанимационные бригады проводят неотложную медицинскую помощь в машинах скорой помощи, которые оснащены диагностической и лечебной аппаратурой, а также медикаментами. Бригада на месте происшествия проводит переливание крови, искусственное дыхание, шинирование, остановку кровотечений, массаж сердца. Также в автомобиле возможно проведение неотложных диагностических мероприятий, например, ЭКГ. Такой подход позволяет снизить риск развития осложнений у пострадавших, а также уменьшить число летальных исходов во время перевозки больных в медицинские учреждения. Реанимационная бригада СМП в своем составе также имеет анестезиолога и реаниматолога, медицинских сестер и санитара. Для выполнения деятельности выездной бригады используется автомобиль класса С.
    3. Специализированные бригады оказывают помощь по определенному узкому профилю. Это могут быть психиатрическая, педиатрическая, консультативная, авиамедицинская бригады.
    4. Бригада неотложной помощи.

    Неотложные мероприятия

    Существует множество случаев, которые требуют вызова скорой медицинской помощи. К основным причинам, при которых вызов неизбежен, относят:

    • Необходимость приезда врача в срочном порядке.
    • Госпитализация и транспортировка пострадавшего в медицинское учреждение.
    • Серьезные травмы, ожоги и обморожения.
    • Боли в сердце, животе, повышенное кровяное давление.
    • Потеря сознания и судорожный синдром.
    • Развитие дыхательной недостаточности, удушье.
    • Аритмия, гипертермия.
    • Непрекращающаяся рвота и диарея.
    • Интоксикация организма при любых патологиях.
    • Обострение хронических болезней.
    • Шоковое состояние, тромбоэмболия.

    Также в обязанности персонала входит проведение экспертизы алкогольного опьянения.

    Станция СМП

    Во главе станции городской скорой медицинской помощи стоит главный врач. Он может иметь нескольких заместителей, которые отвечают за техническую часть, хозяйственную, административную, медицинскую и так далее. В состав крупных станций могут входить разные отделы и подразделения.

    Самым большим считается оперативный отдел, который руководит оперативной работой всей станции. Сотрудники данного отдела разговаривают с людьми, которые вызывают СП, принимают и фиксируют вызовы, передают информацию для исполнения бригадам скорой помощи. В состав этого подразделения входят:

    • Дежурный врач, который ведет переговоры с выездными медиками, органами правопорядка, пожарными службами и так далее. Врач решает все вопросы, что касаются неотложной помощи.
    • Диспетчеры (старший, по направлениям, по госпитализации) передают вызовы на районные подстанции, следят за локализацией выездных бригад, ведут запись исполнения вызовов, а также учет свободных мест в медицинских учреждениях.

    Отдел госпитализации пострадавших занимается перевозкой пациентов по заявкам врачей различных медицинских учреждений. Этим подразделением руководит дежурный врач, в его состав также входит регистратура и диспетчерская, что занимается координированием деятельности фельдшеров и производит транспортировку пострадавших.

    Отдел госпитализации беременных женщин, а также тех, кто имеет острые гинекологические патологии, занимается перевозкой рожениц и больных. Подразделение принимает вызовы от населения, медицинских учреждений, органов правопорядка и пожарных служб. На вызовы выезжают акушеры, фельдшеры, гинекологи. Данный отдел также занимается доставкой специалистов узкого профиля в отделения гинекологии, роддомы для проведения срочных хирургических вмешательств.

    Также городская больница скорой медицинской помощи имеет инфекционный отдел, который занимается оказанием помощи при отравлениях, острых инфекциях, транспортирует пациентов в инфекционное отделение.

    Также в подразделения станции скорой помощи входят отделы статистики, связи, справочное бюро, а также бухгалтерия и отдел кадров.

    Вызов скорой помощи

    Скорая медицинская помощь - это срочная помощь пострадавшим, которая может быть вызвана по телефонному номеру «03» взрослыми и детьми до четырнадцати лет. Правила вызова СМП должны способствовать увеличению качества оказания помощи пострадавшим, обеспечению своевременности оказания медицинской помощи. Для всех граждан данный вид медпомощи является бесплатным независимо от наличия страховки, прописки. Данный приказ был выдан Министерством здравоохранения № 388 от 2013 года.

    При вызове СМП необходимо четко отвечать на все вопросы диспетчера, назвать ФИО пострадавшего, его возраст, адрес вызова, а также указать причину вызова и оставить свои контактные данные. Они могут понадобиться медикам в случае возникновения уточняющих вопросов. Лицо, которое произвело вызов бригады СМП, должно:

    • Организовать встречу бригады.
    • Обеспечить беспрепятственный проход к пострадавшему и условия для оказания помощи.
    • Точно и четко сообщить о случившемся.
    • Предоставить информацию о наличии аллергических реакций, приеме медикаментов, алкоголя.
    • Изолировать домашних животных, если такие имеются.
    • Оказать необходимую помощь медикам в транспортировке пациента в автомобиль.

    Вопрос о госпитализации решает только врач. Родственники имеют право на согласие на медицинское вмешательство, отказ от госпитализации с письменным подтверждением в специальной карте медработников.

    Скорая помощь и реальность

    Многим знакомы случаи, когда бригада скорой помощи прибывает на место с большим опозданием, а иногда ее приходится вызывать несколько раз. Почему так происходит?

    Лимит прибытия скорой - до десяти минут. Этот лимит соблюдается в городах, но за городом нередко происходят казусы. Связано это с тем, что диспетчер направляет бригады по системе GPS, поэтому и возникает путаница. Иногда при вызове скорой помощи диспетчер отправляет бригаду, которая находится не на подстанции в соответствующем районе, а областную, которой ехать намного дольше. Также на скорость прибытия оказывают влияние погодные условия, состояние дорог и прочее. Бывает и так, что все бригады заняты на момент их вызова. Но часто это связано с тем, что люди вызывают скорую по любому поводу, даже самому незначительному.

    Что делать, если человеку стало плохо?

    Часто люди совершают ошибки при оказании первой помощи. Категорически нельзя совершать следующие действия:

    1. Давать пострадавшему медикаменты, так как у него может быть аллергия на препарат, что усугубит его положение.
    2. Поить, поливать и брызгать водой, особенно в случае ДТП. Связано это с тем, что у пострадавшего могут быть повреждены внутренние органы, и такое действие может привести к летальному исходу. Если человек находится в сознании и просит пить, необходимо ему смочить губы водой. Брызгать водой также нельзя, особенно если человек лежит на спине и находится без сознания. Вода может попасть в дыхательные пути и человек может захлебнуться.
    3. Трясти и бить по щекам. У пострадавшего человека могут быть повреждены внутренние органы или сломан позвоночник. Удары могут спровоцировать смещение позвонков и повредить спинной мозг. Такие серьезные травмы человек может получить даже при падении с высоты своего роста.
    4. Пытаться усадить человека, который находится в бессознательном состоянии. В этом случае мозг пострадавшего не получает достаточного количества кислорода, кровообращение нарушено. Пострадавшего в данном случае необходимо положить на бок с целью профилактики западания языка, аспирации рвотными массами.
    5. Что-либо класть под голову, чтобы ее приподнять. У человека, который находится без сознания, расслаблены мышцы лица, поэтому может западать язык, что приведет к удушью. Максимально пострадавший может дышать в том случае, когда его подбородок смотрит вверх.

    Итоги

    Отделение скорой помощи в своем составе имеет несколько бригад, среди которых одна - общепрофильная, которая осуществляет вызов в экстренных случаях. При занятости всех бригад и поступлении вызова отправляется первая освободившаяся врачебная бригада, в некоторых случаях возможен выезд специализированной бригады городской службы СМП.

    В больших городах каждый день на станцию скорой помощи поступает около двухсот обращений, обычно выезд осуществляется на сто из них. Медицинский транспорт оборудован средствами радиосвязи, современной диагностической и лечебной аппаратурой, например, электрокардиографами и дефибрилляторами, медикаментозными препаратами, которые дают возможность оказать быструю помощь пострадавшим.

    Все поступающие на станцию вызовы от людей принимает диспетчерская служба, они сортируются по направленности, срочности, очередности, после этого передаются в бригады для выполнения. Для правильного оказания помощи пострадавшему человеку, который совершил вызов скорой, необходимо:

    • Объективно оценить необходимость вызова, исходя из состояния больного.
    • Четко изложить информацию о случившемся, о том, что беспокоит пострадавшего, адрес местонахождения пациента, контактную информацию.

    До прибытия бригады СМП необходимо выполнять рекомендации, которые были даны диспетчером. При госпитализации пострадавшего необходимо собрать ему сменную одежду и белье, туалетные принадлежности, обувь. При наличии в помещении домашних животных их нужно изолировать, чтобы они не мешали медикам проводить медицинские манипуляции.

    Сотрудники службы скорой помощи должны выполнять следующие задачи:

    • Оказание первичной помощи.
    • Постановка предварительного диагноза.
    • Купирование неотложных состояний.
    • Госпитализация пострадавшего в клинику.

    СМП не выдает больничные листы, справки, а также не назначает лечение и не оставляет никаких документов, кроме направлений для работников ритуальных услуг. Запрос на документацию может подать только сам пациент, которому была оказана медицинская помощь.