Человеческий мозг работает на 10 процентов. На сколько процентов работает мозг человека

Существует один очень бородатый и не убиваемый миф о том, что человеческий мозг используется только на 10% . Миф обрел невероятную популярность после выхода в прокат фильмов «Области тьмы » и «Люси ». По мнению многих людей, если каким-то образом научиться использовать большее количество мозга, можно стать умнее, креативнее или даже обрести сверхспособности. Правда ли это? И на сколько процентов работает наш мозг?

Проблема 10% мозга.

Основная проблема данного утверждения состоит в его неопределенности. Сторонники мифа то и дело говорят о 10% (в некоторых случаях о 7% или 5%, а то и меньше), но не уточняют 10% чего. Попробуем рассмотреть все возможные варианты и последовательно их опровергнуть.

Работает только 10% от всего объема мозга.

Это заблуждение легче всего опровергнуть. Если бы человек не использовал 90% своего мозга, то повреждение этих частей в большинстве случаев не приводили бы ни к чему страшному. В реальности же, каждый отдел мозга отвечает за свои функции, и даже самые простые процессы, такие как приседания или сжатие кулака задействуют несколько отделов мозга, что уже гораздо больше, чем 10%. Более того, даже очень небольшое повреждение любого из отделов мозга может привести к очень серьезным последствиям. Не даром операции на мозге считаются одними из самых сложных и опасных в медицине.

Да, бывают случаи, когда люди остаются вполне работоспособными даже после очень серьезных повреждений головного мозга. Но этот факт лишь показывает, что некоторые отделы мозга способны брать на себя часть обязанностей других отделов. Тем более не стоит забывать, что эволюция «не любит» ничего лишнего, если бы нам не нужны были какие-либо участки мозга, можно с уверенностью утверждать, что их у нас бы не было.

Мозг использует только 10% от всех клеток мозга.

В человеческом мозге есть 2 типа клеток: нейроны и глиальные клетки. Первые отвечают за получение, обработку и передачу информации, вторые – за то, чтобы нейроны нормально функционировали.

С одной стороны, утверждение действительно имеет смысл. Дело в том, что глиальные клетки, по мнению ученых играют вспомогательную роль и их количество в 10-50 раз больше, чем количество нейронов (и это при том, что в нашем теле примерно 85млрд нейронов).
С другой стороны, утверждение теряет всякий смысл если учесть то, что вспомогательные клетки играют важнейшую роль в жизни нейронов. Они не только помогают нейронам развиваться, но и даже принимают непосредственное участие в их восстановлении при повреждениях.

Мозг использует только 10% нейронов.

Это утверждение также не верно. Учеными было доказано, что бездействующих нейронов не бывает. При простое нейроны атрофируются и умирают.

Мозг одновременно использует только 10% нейронов.

Это утверждение тяжело доказать или опровергнуть, так как сначала придется посчитать все активные нейроны, а потом еще и доказать, что их количество равно 10% от всех нейронов в мозге. Так или иначе, мозг действительно не задействует все нейроны одновременно, так как это просто не нужно. В человеческом теле огромное количество нервных клеток, и все они за что-то отвечают: зрение, слух, движения, мысли и т.д. Если предположить, что все нервные клетки вдруг разом активируются, то человек будет испытывать, что-то, что невозможно описать. Представьте себе человека, который хаотично двигает всеми частями тела, испытывает зрительные и слуховые галлюцинации, и при этом чувствует все эмоции сразу.

В мозге развито только 10% нейронных связей.

Это, пожалуй, самая неоднозначная и трудноопровержимая гипотеза. Нейроны начинают связываться между собой сразу же после нашего появления на свет, и происходит это как результат освоения каких-либо навыков.

Например, при рождении, зрение ребенка развито очень слабо, он не способен различать цвета и нормально фокусировать взгляд. Все эти навыки приходят в течении первых месяцев жизни и развиваются именно благодаря тому, что зрительные нервы все больше и больше развивают свою связь с мозгом. Тот же процесс происходит со слухом, движениями и другими нашими способностями. Более того, некоторые особо важные навыки могут развиться только в раннем детстве. Опытным путем было доказано, что если после рождения на несколько месяцев завязать глаза котятам, то после снятия повязки они останутся слепыми. Это происходит именно из-за того, что в определенный промежуток времени связь между зрением и мозгом так и не была развита.

Вы никогда не задумывались над тем, почему детские игрушки такие яркие и разноцветные? Это делается не случайно, а именно для того, чтобы ребенок научился различать как можно больше цветов. Каждый из нас, наверняка, был свидетелем ситуации, в которой одному человеку казалось, что он видит темно-синий цвет, а другой говорил, что цвет — просто черный. Из этого можно сделать вывод, что у человека, который видит темно-синий цвет зрение более развито.

Человек развивает нейронные связи в течении всей своей жизни. Это происходит, когда мы учимся играть на фортепиано, говорить на новом языке или изучаем новые приемы каратэ. Но способность развивать нейронные связи постепенно ослабевает, вот почему дети все схватывают на лету, а взрослым порой нужны месяцы, чтобы освоить микроволновку.

Совершенно точно, что мозг человека не развивает все возможные нейронные связи, но говорить о каких-либо процентах здесь не приходится, глупо даже пытаться оценить работу мозга с помощью цифр. Ведь навряд ли есть способ подсчитать все возможные навыки и знания человека, и еще менее вероятно, что кто-либо способен развить их все в себе (представьте кого-то, кто знает и умеет абсолютно все).

Некоторые связывают 100% развитие нейронных связей с экстрасенсорными способностями, но доказать это также очень сложно, впервую очередь из-за того, что не доказано само существование таких способностей.

На сколько процентов работает мозг человека?

Утверждать, что человек использует мозг только на несколько процентов — крайне не правильно. В то же время, совершенно логичным будет предположение, что нет предела для развития и получения новых знаний. Несмотря на то, что мозг остается самым неизученным органом человека, кое-что мы знаем точно: чтобы мозг лучше работал его нужно тренировать, причем делать это нужно с раннего детства. Не верьте в «сказки» о том, что мозг какого-либо ученого был развит на несколько процентов больше, чем мозг обычных людей. Степень развития мозга зависит только от Вас и от того, как вы его тренируете.

Человеческий мозг и его возможности с давних времен интересовали людей. До сих пор ученые открывают новые способности этого органа, поражаясь тому, на что он способен. Люди, не связанные с наукой, имеют мало представления о нем. Однако почти каждый слышал и верит в то, что мы используем лишь 10% его возможностей. Среди людей даже ходит слух, будто активировав его на 100%, можно стать гением. Давайте попробуем разобраться, на сколько процентов работает мозг человека.

Когда я еще училась в школе, мама часто покупала мне различные энциклопедии для самостоятельного изучения. Как-то раз я наткнулась на статью про мозг человека. В ней раскрывались многие особенности этого важного органа, и так как я была ребенком любознательным, мне захотелось узнать больше. В своих поисках я набрела на информацию, что мы используем лишь 10% из того, на что способен мозг. Тогда в моей голове зародился вопрос, а что будет, если мы активируем все 100%? Тогда я не нашла ответа, поэтому решила попробовать самостоятельно развить разум. Я решала логические и математические задачи, читала. Мой образ жизни был полностью изменен ради достижения 100%.

Повзрослев, я забросила привычку выполнять упражнения, забыла про свою цель. Но однажды мне встретилась та самая статья из детства, и я снова решила найти ответ на свой вопрос. Даже когда я узнала, что на самом деле мы всегда используем все 100%, это ничуть не огорчило меня. Ведь за все это время я сумела максимально развить умственную деятельность, что оказалось полезным в моей сфере работы.

Правила работы и возможности человеческого мозга

Не напрасно считается, что это одна из важнейших систем, без которой невозможно жить. Он осуществляет массу функций, поддерживающих жизнедеятельность человека. Благодаря ему люди без труда приспосабливаются к условиям окружающей среды, слышат, говорят, чувствуют. Возможности человеческого мозга можно перечислять бесконечно. То, как работает мозг, интересный и сложный процесс, от правильного функционирования которого зависит вся внутренняя система организма человека. Ему присущи такие задачи как:

  • анализ поступающей информации, предоставленной органами чувств;
  • координация движений;
  • слежка за функционированием систем, органов и клеток;
  • контроль чувств и эмоций;
  • наличие внутренних часов, регулирующих ритмы сна;
  • реакция на вирусы или инфекцию, посылая человеку сигнал в виде повышения температуры или иных рефлексов;
  • ответ за воображение, творчество.

В отличие от животных, разум дает людям способность к мышлению, оперированию нравственными и моральными категориями. Умственная деятельность осуществляется двумя полушариями – левым и правым. Левое отвечает за логическое и техническое мышление.

Правое – способствует творческой работе и визуализации, то есть направлено на гуманитарное развитие. И как бы то ни было странно, левая часть отвечает за движения правой стороны тела, в то время как правая управляет противоположной. Попробуйте задействовать оба полушария вместе и увидите, что способности к запоминанию информации выросли во много раз.

Величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека.

Оскар Уайльд

Наш ум вообще способен запоминать больше, чем самая прогрессивная техника. Исследования ученых показали, что ему под силу вместить от 3 до 1000 терабайт. Именно поэтому многие называют его самым мощным «естественным компьютером». Еще одной удивительной способностью человеческого мозга является самовосстановление – новые нейроны и нервная ткань постоянно регенерируют на протяжении всей нашей жизни. Даже после такого серьезного заболевания, как инсульт, орган может заменить поврежденные участки новыми.


Как эмоции управляют мозгом?

Эмоции сильно связаны с разумом, поэтому иногда могут представлять для него сильную угрозу. Особенно это касается стресса. Работа органа расстраивается, когда человек начинает мыслить негативно, накручивать себя. Активное развитие приходится на период от 2 до 10 лет, затем процессы наращивания нейронных связей становятся медленнее. Тем не менее, существует множество способов, которые помогут развить орган и открыть новые возможности.

Информация о том, что мозг используется всего на 10 процентов — миф. Кому только не приписывали данное выражение, но в итоге сегодня сложно сказать, кто именно ввел столько людей в заблуждение. В конечном счете, последние исследования показали, что это не правда. Также весьма сомнительна информация и о том, что использование 100% наделит человека сверхъестественными способностями.

Дело в том, что он всегда активен за счет постоянной работы нейронов и клеток. Никто ведь не говорит, что какой-либо другой орган используется лишь на 5 или 10%. Даже если мы используем только слух или зрение, это не значит, что остальная часть органа отдыхает. Нет, даже при этом он активен на 100%, как утверждает профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка, Джо Лед.

Мозг человека: интересные факты

Это удивительная система, возможности которой не перестают поражать. Мы уже писали выше об основных его функциях, о которых точно многие слышали. Однако есть и те факты о нашем мозге, о которых мало кто знает.

Он не видит разницы между реальностью и фантазией

Когда мы о чем-то думаем, вся эта информация поступает к органу, после чего он ее обрабатывает. Но при этом он не понимает – эта мысль связана с реальностью или является плодом воображения. Наверняка многие слышали выражение «розовые очки». И ведь люди, надевшие их, действительно чувствуют себя счастливее. Так что нельзя сказать, что это качество вредит человеку. Главное, чтобы мы сами учились отличать реальность от выдумки.


В человеческой памяти может удерживаться лишь 7 разных объектов

Человек наделен тремя типами памяти: сенсорной, долгосрочной и краткосрочной. И последняя одновременно может удерживать около 5-9 различных объектов. У большинства людей эта цифра равна 7. Конечно, существуют гении, которые способны запоминать гораздо больше, но это уже отдельная история.

Лучше всего воспринимается желто-зеленый цвет

Вообще, такой оттенок называют шартрез, однако привычнее говорить желто-зеленый. Как известно, рецепторы глаз реагируют только на красный, синий и зеленый цвета. Разум же работает так, что не воспринимает конкретно цвет, только информацию о различной градации темного и светлого и данные о разнице оттенков. В таблице цветов, доступных для восприятия, желто-зеленый находится примерно посередине. Вследствие, оттенок легко распознается. Многие деятели искусства и психологи часто применяют этот оттенок в своей работе, поскольку он достаточно приметный и расслабляющий.

Подсознание умнее нас

Оно представляет собой мощную систему, от работы которой зависит множество процессов организма. И, как правило, все эти процессы происходят в фоновом режиме, без участия сознания. Однако оно, все же, может влиять на работу подсознания, подбирая приоритеты и воздействуя на выполнение задач.

Работа без перерыва и отсутствие утомляемости

Утром, днем и вечером – все это время наш главный орган не перестает работать. К тому же во сне он работает наиболее активно. Обычно все силы отнимает эмоциональное перенапряжение. А вот интеллектуальная деятельность никак не утомляет.

Быстрая работа и расслабление

Часто он настолько быстро работает, что мышцы не всегда поспевают за ним. Так что если у вас плохой почерк, не расстраивайтесь, это указывает на то, что орган работает быстрее рук. С помощью медитаций люди учатся иначе воспринимать информацию, в последующем этот процесс происходит без участия мысленных процессов.

После пробуждения он не сразу начинает работать

Многие после сна чувствуют себя вяло и с трудом соображают. Это связано с временным понижением интеллекта. Хотя ученые отмечают, что он заметнее выше после долгой бессонницы или при легком опьянении. Чтобы быстрее вернуть его в норму, полезно выполнить пару упражнений, как физических, так и логических. Также не помешает полноценный завтрак.

Необходимость в тренировке

Как и любые другие мышцы, он нуждается в тренировке. Подойдет как физическая, так и интеллектуальная деятельность. Также пользу принесет здоровое питание, сон и прогулки на свежем воздухе.


Объем органа не зависит от интеллекта

Влияют ли размеры мозга на умственные способности? Конечно нет. Это было доказано в ходе многочисленных исследований. Ученые полагают, что размер скорее определяет навыки выживания, а не интеллект.

Определенные мысли настраивают на то, о чем мы думаем

Все, что когда-либо мелькало в голове, однажды воплощается в реальность. Например, если вы часто задумывайтесь о покупке дома, то вскоре начнете замечать напоминание об этом. Поэтому лучше всего всегда думать только о хорошем.

Мы легче воспринимаем мужской голос

Диапазон женского голоса несколько шире, он более высокий, чем мужской. В связи с этим сознанию приходится привлекать больше ресурсов для того, чтобы уловить суть сказанного женщиной. Интересно, что часто люди, страдающие от слуховых галлюцинаций, слышат именно голос мужчины.

Что полезно для умственной деятельности?

Вы когда-нибудь задумывались, сколько энергии потребляет мозг? В ней он нуждается больше, чем другие органы, поэтому и потребляемое количество энергии больше – примерно 20%. За счет этого обеспечивается нормальная умственная деятельность и создание нервных импульсов. Чтобы эта энергия была всегда, важно выполнять следующие полезные действия:

  1. Скорочтение – старайтесь упражняться в течение 3-4 месяцев. Вдумывайтесь в прочитанный текст, выбирайте разные жанры. Это поможет развить мышление.
  2. Спорт – при физических упражнениях происходит выработка гормона эндорфина, благодаря которому повышается умственная активность.
  3. Дневной отдых – чтобы информация усваивалась лучше, важно делать передышку.
  4. Качественный сон – особенно хорошо влияет на формирование памяти и способности концентрироваться.
  5. Откажитесь от алкоголя и сигарет – вследствие длительного употребления спиртного или табачных изделий постепенно начинают отмирать клетки.
  6. Гормон эстроген – активно вырабатывается во время секса, его польза состоит в том, что он эффективно помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом.
  7. Сбалансированное и полноценное питание – организм не потерпит как голодания, так и переедания, в результате возникает умственная недостаточность.
  8. Режим питания – умственная активность достигается за счет грамотно дозированной нагрузки на пищеварительную систему.
  9. Общайтесь – это способствует улучшению познавательных функций.

Вперед к развитию!

Любому человеку под силу изменить свой разум в лучшую сторону. Не стоит думать, что раз он работает на 100%, то ему не нужно развиваться. Не ставьте себе ограничений, всегда стремитесь стать лучше. К тому же существует столько доступных способов поднять умственную деятельность на новый уровень. Выбирайте любой из них и приступайте к работе. Обратите внимание и на другие статьи на нашем сайте. Все они были созданы с целью помочь читателю развиваться и становиться лучше.

Еще с древности ученых, да и обычных людей, интересовала деятельность человеческого разума, немало ли он развит по отношению к животным, насколько человек использует свое серое вещество и из чего состоит человеческий мозг.

На сколько процентов работает мозг человека точно так и нельзя определить: некоторые утверждают, что не более 5 %, как другие уверяют – не более 10 %.

Наш мозг представляет собой главный орган во всем теле, что-то вроде сложного механизма, выполняющий ряд функций, отвечающий за всю внутреннюю человеческую систему в целом. Он выполняет следующие задачи: обрабатывает информацию, поступающую из органов чувств – осязание, обаяние, вкус, внутреннее чувство, слух. Координирует движения, управляет эмоциями, фантазирует и прочие функции.

За день человек перерабатывает в большом количестве информацию, лишь ночью дает себе отдохнуть, воспроизводя ее в сны.

Легенды, почему наш основной разум работает только на 10 процентов, уходят корнями далеко в прошлое.

  1. В своих опытах У.Джеймс и Б.Сидис, изучавшие развитие ребенка, пришли к такому выводу, что мы не применяем весь умственный потенциал, а лишь десятая доля задействована в жизнедеятельности человека. Аргументируя тем, что использование головного мозга на всю возможность своего потенциала, привело к его перегрузке информацией и дальнейшему повреждению.
  2. Миф, схожий с предыдущим, о 10 используемой части мозга, изложил американский психолог Дэйл Карнеги. В его трудах можно часто встретить подобного рода утверждения.
  3. Происхождение теории «на сколько процентов работает мозг человека » можно отнести к 20 веку, точнее нейробиологу У.Пенфелду.

Сколько процентов мозга использует человек остается не разгаданной загадкой. Психологи, нейробиологи и другие ученые ставят массовые опыты, на которых так и не нашлось точного аргумента в пользу мифов.

Полезно узнать: Мужской и женский мозг: единство противоположностей

Мы и наша деятельность напрямую зависит от функционирования наших работающих серых клеток.

Главный орган всего тела состоит из множества задействованных нейронов, отвечающих за обработку информации. Мы ходим, работаем, дышим, кушаем, читаем – все это отпечатывается и откладывается в памяти, в сознании. Если разум функционирует не на 100 процентов, то зачем ему оставшиеся доли, не задействованные? На данный вопрос сложно ответить. Некоторые ученые склоняются к мнению, то мы, в моменты паники, страха и других ситуаций, связанных с выбросом адреналина в кровь, начинаем задействовать остальную часть головных полушарий. Ведь в момент стрессовых ситуаций, человеку на ум приходит большое количество полезных сведений, нужных в те минуты.

Развивает ли человек свой умственный потенциал на протяжении всей жизни? Без сомнений. Все знания, умения, навыки, отражаются в памяти человека, которые он когда-либо применял и использовал. Мы развиваемся ежедневно.

Как и чем задействовать разум полностью

На десять долей или на все сто работает наш главный орган – остается лишь догадываться. Бытует мнение, что чем больше голова загружена, тем лучше функционирует. В любом случае, мы всегда можем повысить его эффективность следующими способами.

Первым способом будет частое чтение книг, хотя бы пару страниц в день перед сном лучше, чем просмотр телевизора. Ведь чтение развивает не только зрительную память, улучшает словарный запас, но и тренирует мышление и фантазию, как телевизор засоряет ненужной информацией.

Вторым — вязание, лепка из пластилина, вышивание нитками и другие занятия подобного вида, тренируют мелкую моторику, что тоже странным образом положительно сказывается на разуме.

Рисование прекрасно тренирует фантазию, выискивая из участков памяти моменты жизни или мечты, отражая их на бумаге.

Полезно узнать: Операция на головной мозг

Отлично влияет на умственную деятельность изучение иностранного языка.

Решение математических задач, шарад, ребусов и решение кроссвордов

Существует много созданных методик по стимуляции головных клеток. К примеру, методика Стива Джобса.

На обычные каждодневные физиологические потребности хватает нескольких долей деятельности человеческого мозга, в то время как на решение задачи средней сложности на порядок выше. Не развиваясь духовно, человек не развивается и морально. Человек сам решает на сколько быть ему развитым и образованным.

О возможностях ума можно говорить вечно, ставить опыты и опровергать выдвинутые теории. Это, что касается обычных людей. Есть всем известные люди – экстрасенсы, у которых головные полушария развит куда более. Такие люди, их называют экстрасенсы, видят в разы больше, чем мы. Экстрасенсы могут предсказывать будущее, видеть вещие сны, общаться с миром мертвых, предсказывать бедствия. Их разум так же задействован как и у всех, но имеет возможность в разы больше обрабатывать информации и воспроизводить то, что не может обычный человек.

Получить такие сверхспособности невозможно, как их и развить. Но развить свой разум, интеллект, вполне возможно. Для этого следует как можно больше получать полезной и нужной информации, которая в будущем вам всегда пригодится. Тем самым можно повысить потенциал возможностей. Особенно складно это выходит у детей, так как серое вещество более плавное, нежели у взрослого. Поэтому утверждение, что ребенка научить проще, чем пожилого человека, вполне оправданно.

В голове человека множество участков, отвечающих за разные органы и функции человека. И они функционируют все одновременно. Человек использует свой мозг ежесекундно. Какой участок нашего вещества тренировать – выбирать вам – иметь хорошую память, хорошо разбираться в автомобилях или быть незаурядным, ничем не выдающимся человеком. Мозговой деятельностью распоряжается каждый по-своему. Мозг работает, или нет на 100 процентов, остается лишь догадываться.

О работе головного мозга ходит множество мифов и псевдонаучных утверждений, однако наиболее распространена информация о том, что человек пользуется лишь 3 – 10 % потенциала своего мозга. Подробнее об этом и других ошибочных суждениях о мозге можно прочитать в статье « ».

Точное происхождение данного мифа неизвестно. Некоторые приписывают его появление известному ученому Альберту Эйнштейну. По другим источникам прародителями теории считаются ученые Джеймс и Сидис, которые проводили эксперименты, связанные с уровнем интеллекта. Также данную идею приписали нейрохирургу Пенфилду.

Опровержение теории

Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:

  • Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
  • Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
  • Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
  • Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
  • В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.

Одним из интересных фактов о работе мозга является его повышенная активность во время сна. У некоторых ученых даже бытует мнение, что человеку для того и требуется сон, чтобы мозг успел обработать полученную информацию и разложить ее по полочкам.

Все эти доказательства свидетельствуют лишь о том, что ни та, ни другая сторона не понимают друг друга. Потому что потенциал мозга и использование определенных участков органа – это разные понятия.

Насколько же развит мозг у человека?

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Из этого следует, что чем умнее человек, тем более высок потенциал его головного мозга и тем меньшую активность он проявляет для решения элементарных задач.

Человеческий мозг – самый сложный биологический механизм, регулирующий и координирующий все жизненные функции. Как устроен мозг и на сколько процентов он задействован. Каковы механизмы его работы и как мы можем помочь мозгу работать эффективнее.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

С его работой связаны все мысли и чувства, желания и ощущения. Если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает способность что-либо чувствовать, на что-либо реагировать и способность действовать, одним словом – .

Дать полный ответ, как устроен мозг и как он работает, невозможно. Загадки начинаются с вопроса, как он возник, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым тонким миром Вселенной, которые влияют на глубины человеческого подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт полностью. Так сложилось, что этот совершенный механизм должен изучать себя сам.

Как устроен человеческий мозг?

Мозг взрослого человека в среднем составляет 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Однако доказано, что уровень ума и интеллекта не зависит от веса мозга.) Его собственные энергетические запасы очень малы, поэтому он очень зависит от снабжения кислородом. Мозг весь пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – таким образом он поглощает 20% кислорода, получаемого легкими.

Если вдруг человеку по каким-то причинам приходится голодать, его мозг страдает в последнюю очередь, поскольку большая часть питательных веществ направляется на поддержание его работы. При потере массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.

Эти факты говорят о том, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его нежные ткани защищает черепная коробка, внутри же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются прямые и обратные связи – информация от органов чувств поступает в кору, а после обработки отсылается обратно в виде команд для действия разных участков тела.

70% мозга составляют большие полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому могут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и представляют собой как бы 2 мозга, каждый из которых руководит своими процессами, и в то же время они помогают друг другу.

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная – за слух, и речь; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга – таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.

Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое – еще не изученное и таинственное

Любопытно, что еще в 19 в. некий архимандрит Борис в своем сочинении «О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека» утверждал, что несмотря на то, что жизнь души является результатом работы мозга, психические явления «имеют свое подлинное бытие вне головного мозга». Однако каким образом, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч.Шеррингтон. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами.

На сколько процентов работает мозг человека

Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. По одной из них считалось, что человек использует только 3% от его потенциала, в то время как другие утверждали, что 15-20 процентов.

Миф о 10% мозга

В 1936 году в предисловии к книге « » американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют своих умственных способностей».

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит аргументы, опровергающие миф о десяти процентах:

  1. Исследования повреждений мозга: если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  2. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  3. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  4. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  5. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  6. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Таким образом получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи используется свой участок и намного меньше процентов.

Как начинается мыслительная деятельность?

Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг?

1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию

2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.

4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.

5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.

6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Любопытно, что если по какой-то причине (например, из-за травмы или заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (см. « »). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).