Донник лекарственный (Гурьян, буркун)

Донник лекарственный, или желтый

Широко распространен по всей европейской части России, в Сибири, Средней Азии и на Кавказе. Его заросли часто встречаются в Москве или Подмосковье на пустырях, вдоль дорог.

Донник - двулетнее пахучее растение, достигающее 0,5-2 м в высоту. Ветвистые прутьевидные побеги несут тройчатые листья (как у клевера) с зубчатыми по краю листочками.

Желтые мелкие цветки собраны в верхушечные удлиненные кисти. Боб овальный, голый, 3-4 см длиной. Растение цветет с июля до глубокой осени. Цветки издают сильный аромат, привлекающий пчел, поэтому донник - хороший медонос.

Лекарственное сырье - верхушки цветущих растений, содержащие кумарин, гликозиды, органические кислоты, эфирные масла, витамины С, Е, каротин и другие. Отвары и настои донника используют при легочных заболеваниях, как мягчительное и отхаркивающее средство. Донник используется и как зеленое удобрение для улучшения почвы.

Близкий вид - донник белый (Melilotus albus) с белыми цветками имеет сходное распространение и использование. Оба вида часто образуют смешанные заросли.

Донник лекарственный обладает антибактериальными, успокаивающими, обезболивающими, противосудорожными, отхаркивающими, диуретическими, гипотензивными, антиспазматическими, мягчительными, ранозаживляющими свойствами. Препараты из донника препятствуют свёртыванию крови.

Народная медицина применяет донник в качестве отхаркивающего средства при воспалительных заболеваниях органов дыхания, болях в кишечнике и мочевом пузыре, тромбофлебитах, метеоризме, мигрени, бессоннице, при повышенной нервной возбудимости, при истерии, расстройстве менструаций, климаксе, водянке, гипертонии, атеросклерозе, меланхолии.

2 чайные ложки измельчённой сухой травы донника залить 1 стаканом кипятка, настаивать 1 час в термосе, процедить, принимать 3-4 раза в день по 1/4 стакана за 30-40 минут до еды.

Наружно настой и отвар донника применяют для лечения фурункулеза, отёчности, гнойных ран, мастита, отита.

Мазь для ускорения созревания нарывов: 2ст. ложки измельчённых цветков донника смешать с 2ст. ложками деревенского сливочного масла (можно купить на рынке). Хорошо перемешать, растереть и прикрепить на нарыв.

Нельзя принимать донник внутрь при беременности и заболеваниях почек.

Передозировка и длительное применение отваров и настоев из травы донника может вызвать головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, кровоточивость дёсен.

Ванны из донника (хорошо очищают кожу)

2 ст. ложки сухой травы донника жёлтого залить 1 литром кипятка, настаивать 30-40 минут, процедить, вылить в ванну.

Трава донника применяется в гомеопатии.

Донник лекарственный выращивается на корм скоту.

Кроме того, он служит экологически чистым удобрением, значительно улучшая состав почвы.

На Кавказе, в Средней Азии цветки донника используют как пряность, в Болгарии листья донника употребляются при приготовлении сыров.

Как ароматизатор цветы и трава донника используются и в парфюмерной промышленности.

Сухие веточки донника - прекрасное средство от моли.

Здравствуйте, дорогой читатель!

Разгар лета. Жара. Безветрие. Возле дороги – заросли вымахавшей почти в человеческий рост травы. Терпкий аромат донника. Это вокруг его цветков гудят тяжело нагруженные взятком пчелы. Одни растения – с желтыми цветками, другие, очень похожие – с белыми. Принадлежат они к одному роду, чем сходство и объясняется. Полезные свойства донника – тема этой статьи.

Виды донника

Донник – род растений семейства бобовых. Видов этот род содержит довольно много. Но наиболее распространены донник лекарственный (или желтый) и донник белый. Это двулетние травы. Произрастают они по всей Евразии, особенно в зоне степей. Но расселились широко – и по всей средней полосе, и на север. Попали растения даже за океан – в Америку.

У донника лекарственного ярко-желтые мотыльковые цветки, похожие на цветки многих других бобовых. Они довольно мелкие, собраны в кисти. Отличаются сильным ароматом.

Плод донника – яйцевидный боб размером 3 – 4 мм, с одним или двумя семенами внутри.

Стебель прямостоячий, сильноветвистый. У растений второго года может достигать в высоту полутора метров.

Листья мелкие, очередные. Самый нижний – тройчатый, из листочков обратнояйцевидной формы. Остальные листья ланцетные, продолговатые, с зубчиками по краям. Формой своих листьев, особенно тройчатыми, донник тоже похож на многих других бобовых.

Стебли и листья донника белого очень похожи на таковые у донника лекарственного. Похожи по форме и цветки. Только лепестки в них белого цвета.

Примечательно, что и химический состав растений во многом схож. Следовательно, похожи и полезные свойства обоих донников. Оба они – лекарственные растения, пусть один носит название «лекарственный», а второй – всего лишь «белый».

Места обитания донников – пустоши, обочины дорог, железнодорожные насыпи. Часто встречается в посевах, как сорняк. Но выращивают донники и специально, как растения кормовые. Выведен ряд сортов.

Полезные свойства донника

Применение человеком растений определяется их химическим составом. У донника, как и прочих бобовых, высоко содержание в листьях и плодах белка, жиров. В значительных количествах содержатся гликозид кумарин, холин, пурины. Это важные биологически активные вещества.

Будем помнить близкое родство обоих донников и их сходство, в том числе и в применении. Но описывать я буду все же применение лекарственного донника, полезные свойства которого изучены наиболее хорошо.

Лечебное использование донника

Применение желтого донника народной медициной насчитывает века. Растение за этот срок изучено лекарями прекрасно. Свои незаурядные лечебные свойства донник проявил в лечении многих заболеваний.

Думаю, что и название растения происходит от его целебного использования. Ведь донником лечили подагру. А нижняя часть брюшной полости человеческого организма частенько именовалась именно «дном». Болезни же этой «нижней части» — «донными болезнями».

Препараты из донника (экстракты, настои, мази) использовались народной медициной для лечения нарывов, фурункулов, опухолей. При воспалении молочных желез делали примочки из настоя травы донника. Подобными примочками лечили и воспаленные суставы при ревматизме.

При простудных заболеваниях, бронхитах, кашле отвары донника можно применять, как отхаркивающее средство, способствующее удалению мокроты.

Применяется донник лекарственный и в составе травяных чаев, обладающих успокаивающим действием, используемых при бессоннице.

Полезные свойства донника признаны и современной медициной. Установлено, например, что кумарин – это антикоагулянт. Препараты из донника понижают свертываемость крови и используются при тромбозах, стенокардии.

Главной формой применения донника служат настои. Один из рецептов таков.

В эмалированную посуду положить две столовых ложки сушеной травы и залить стаканом крутого кипятка. Нагревать 15 минут в водяной бане. Настой остудить, процедить и отжать. Разбавить настой кипяченой водой, долив ее до целого стакана (200мл).

Принимать 2 – 3 раза в день по половине стакана.

Другой настой можно использовать, как успокаивающее средство при бессоннице, головной боли, повышенной возбудимости и даже истерии и неврастении.

Для его получения 1 чайную ложку сухой травы донника заливают стаканом кипятка и настаивают 30 минут.

Принимать 2 – 3 раза в день по полстакана до еды.

В домашних условиях из донника довольно просто получить мазь, способствующую созреванию и вскрытию нарывов и фурункулов.

Для этого 2 столовых ложки свежих цветков разотрите с 2 – 3 ложками несоленого сливочного масла. Используют такую мазь свежеприготовленной, накладывая ее на больное место.

Но помните: самолечение опасно! Обязательно консультируйтесь с врачом. Входящий в состав цветков кумарин ядовит, и при нарушении дозировки возможно возникновение головной боли , рвоты . При совершенно неумеренном употреблении могут появиться даже поражения печени и кровообращения !

Сбор травы донника

Собирают траву донника для лекарственных целей в период цветения. В это время срезают или обрывают нежные части растения – цветочные кисти, верхушки побегов с листьями.

Сушат сырье под навесом в тени, рассыпав его тонким слоем. При правильной сушке листья останутся зелеными, а цветки – желтыми.

Хранить высушенную траву донника можно до двух лет.

Другие полезные свойства донника

Донники выращивают, как растения кормовые. Но корм все же получается слишком грубоватым, поэтому используют траву в основном для получения силоса.

Молодые листья, верхушки соцветий можно использовать в пищу в качестве заправок в супы, щи, салаты, окрошки. Также их кладут в мясные блюда, как ароматную добавку.

Донники – прекрасные медоносы. Донниковый мед к тому же обладает целым рядом полезнейших свойств.

В табачной промышленности для ароматизации табака используют добываемый из цветков донника кумарин. Применяют его и в парфюмерии.

Как и прочие бобовые, донники живут в симбиозе с азотфиксирующими бактериями. На их корнях есть хорошо заметные образования – клубеньки. В них-то бактерии и обитают. Они способны связывать свободный азот из воздуха и превращать его в соединения, доступные для усвоения растениями.

Поэтому донники применяют в севооборотах – их выращивание способствует повышению плодородия почвы.

Таков донник, полезные свойства которого я Вам, надеюсь, показал достаточно понятно и интересно.

Клик по картинке – подписка на новости

Донник лекарственный (Гурьян, буркун)

Melilotus officinalis

Из степи задонской
На подкове конской
Шла душистая трава —
Золотая голова.

— двулетнее травянистое растение из семейства бобовых (Fabaceae). Растет на полях, лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов. С лечебной целью применяется трава — верхушки побегов с листьями и цветами. Собирают траву во время цветения.

Если вы захотите иметь у себя дома чудный запах цветущего луга или свежего сена, захватите с собой в букете несколько веточек донника. Он встречает нас вдоль дорог, канав, на паровых полях, в оврагах, где цветет все лето с июня до октября изящными тонкими кистями желтых и беловатых цветков. Кроме тундры и альпийских лугов, встречается повсеместно. Его тройчатые листочки к ночи приподнимаются и складываются. Похожи они на цветочки гороха и бобов, только мелкие.

Донник очень приятно пахнет, особенно когда высыхает. Цветки его подмешивают к высшим сортам трубочного табака. Рыболовы используют донник как ароматную приманку для рыб. Цветки донника кладут в сквашиваемое молоко при приготовлении сыров.

Сырье содержит кумарин, дикумарин, цимарин, мелиловую и кумаровую кислоты, эфирное масло и др. Настой и отвар донника обладает отхаркивающим, мягчительным, ветрогонным, болеутоляющим действием.

Благодаря наличию кумарина донник угнетает центральную нервную систему и обладает противосудорожным действием.

В научной медицине траву донника используют для приготовления вытяжного зеленого пластыря и вводят в состав мягчительных сборов, ускоряющих вскрытие нарывов и фурункулов. Выделенный из донника дикумарин применяют как антикоагулятор при тромбофлебитах .

В народной медицине настой травы применяют при хроническом бронхите , бессоннице , мигрени, недомоганиях, вызванных высоким давлением крови и климактерией, при болезнях печени.

Смесь травы донника с цветками мать-и-мачехи в виде отвара помогает при воспалениях яичников, при раке, психозах, нарушении обмена веществ.

Наружно настой травы, а также мазь употребляют при нарывах, гнойниках, воспалениях молочных желез, ревматических опухолях суставов.

Для приготовления настоя берут 2 чайные ложки травы, заливают двумя стаканами кипятка, настаивают в закрытой посуде, принимают по 1/2 стакана 2-3 раза в день.

Для приготовления мази берут 2 столовые ложки свежих Цветков донника, растирают с 2-3 столовыми ложками свежего сливочного масла (Сурина, 1974).

В Карелии донник применяют при атеросклерозе , белях, лихорадке, миозитах, кишечных коликах, дисменорее, подагре , как диуретическое (при асците) и лактогенное средство (Юдина, 1988). Научно установлено, что препараты из донника проявляют активность в отношении золотистого стафилококка, кишечной палочки. Спиртовые экстракты в эксперименте проявляют антифибринолитическую активность.

В опытах на животных установлено, что введение внутрь водного экстракта травы донника ускоряет регенерацию печени. Выявлены и стимулирующие свойства. При воспалении глаз делают примочки с примесью меда, при головной боли делают компрессы.

Свежим растением и сухим порошком лечат гноящиеся раны, опухоли суставов, зуд в промежности — сидячими ванночками.

В Белоруссии применяют донник при болезненных менструациях, при больных яичниках и как средство, препятствующее свертываемости крови (Гесь, 1976).

Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что донник обладает наркотическим действием. У больных лейкопенией на почве лучевой терапии кумарин вызывает увеличение лейкоцитов, главным образом за счет гранулоцитов. В больших дозах донник вызывает тошноту, рвоту , головную боль , оказывает парализующее влияние на гладкую мускулатуру.

В Болгарии донник применяют внутрь при хронических катарах бронхов, при болях в мочевом пузыре, почках, при гипертонии. Настой донника закапывают в ухо при воспалении среднего уха и при течении из ушей.

В старинных травниках даются указания для применения донника при болях в животе, для увеличения молока у кормящих матерей («Растительные ресурсы», 1987).

Еще 1000 лет назад Авиценна широко применял донник в виде мазей при опухолях глаз, яичек, матки. Он считал, что отвар стеблей и листьев донника с вином гонит месячные и плод.

Чай из донника полезен при тромбофлебитах и как молокогонное кормящим матерям, при простуде и отложениях солей. Издавна применяют донник при донной болезни, как называли подагру.

В научной медицине используют траву для изготовления вытяжного зеленого пластыря, ускоряющего вскрытие фурункулов.

Порошок из листьев и соцветий можно использовать для ароматизации компотов, заправки супов, салатов и вторых блюд.

Для салата берут один средний огурец, нарезают, добавляют зеленый лук и 50 г листьев донника. Сверху можно положить ломтики вареного яйца, заправить сметаной или майонезом.

Окрошка : отварное мясо, картофель, огурец и яйцо мелко нарезать. Измельченные свежие листья донника и лука растереть с солью и горчицей. Все вместе перемешать, залить квасом. Перед подачей на стол заправить сметаной.

Для чая возьмите полстакана сухих листьев и соцветий донника и столько же измельченных сухих соцветий с листочками кипрея, залейте литром холодной воды, доведите до кипения. Разлить по чашкам, добавив по вкусу сахар. Можно в такой чай добавить 1 столовую ложку зеленого плиточного чая.

Порошок : высушенные листья и соцветия донника размолоть на кофейной мельнице, просеять. Использовать для ароматизации компотов, заправки супов, салатов и вторых мясных блюд. Рекомендуется при заболевании тромбофлебитом.

Ни для кого не секрет, что в содержимом современных сигарет практически отсутствует натуральный табак. Разумеется, можно приобрести качественный сортовой табак, но необходимо учитывать, что его стоимость будет достаточно высокой.

Например, в российских сигаретах «Таволга» содержатся зверобой, мята, подорожник, тысячелистник, хвощ, эвкалипт, чабрец, донник и шалфей , в американских сигаретах «Smoke Free» - мягкая оболочка кокосового ореха , в состав индийских сигарет «Nirdosh» входят базилик, куркума, гвоздика, индийская корица, калган, лакричник, листья тенду , а вместо сигаретной бумаги используется эвкалиптовый лист.

В травяных сигаретах нет никотина, ими заменяют обычные сигареты, чтобы справиться с психологической зависимостью от курения.

Пижма, хвощ, подорожник, богородская трава, аир, тысячелистник, мята, эвкалипт, шалфей, донник, а также чебрец он горький но зато имеет свойство хорошо очищать легкие и другие дыхательные пути, так что это будет в какой-то мере полезно.

Курение с использованием крапивы или чабреца, листьев земляники или малины, эвкалипта или можжевельника способствует очищению бронхов и легких от накопившейся в них слизи.

Смеси.

1) Смесь душистых трав:Хвощ, Трава горца птичьего, Мята, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт.
Могут использоваться как средство для повышения тонуса.
2) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Шалфей, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы ванильным сиропом.
Могут использоваться как антистрессовое средство.
3) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы сиропом чернослива.
Могут использоваться как средство для полного отказа от сигарет с никотином.
4) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы шоколадным сиропом.
Могут использоваться как средство для похудения.

Чем можно заменить махорку. Сухая хвоя сосны. На отломанных ветках, которая стала жёлтой. Она более крепкая, чем махорка, но курить можно. Только самокрутки надо делать потоньше.

Гуцулы в Карпатах курят мать-и-мачеху и другие местные растения, — говорят, не только не вредно, но даже полезно.

Можно в два раза снизить расходы на сигареты

Прошлый год я вырастил 60 растений табака у себя на балконе. Высушил и переработал все части растений: листья, стебли и корни. К полученному табаку, добавил где-то 50% высушенных душистых и полезных трав, которые собирал летом.

Получилась изумительная и ароматная курительная смесь, которой очень хорошо накуриваешься. А запах хорошо воспринимают даже некурящие женщины. Это, как вы сами понимаете, о многом говорит. Я кручу на машинке сигареты с фильтром, так лучше. Набивать гильзы сложнее.

В месяц на бумажки и короткие фильтры диаметром 8 мм трачу где-то 5-7 евро.


Курю около 30 сигарет в день, но сигареты немного короче, чем «king size».

Таким образом, в год у меня расходы на курение составят 60-80 евро. У нас в Латвии пачка сигарет в магазине стоит 3 евро. Если бы я курил магазинные сигареты, то в год я бы потратил в районе 1000 евро, а если бы курил российские контрабандные — то 600-700 евро.

Исходя из этого моего опыта, я обнаружил, что если покупать табак для сигарет и самому их крутить, то можно снизить расходы в два раза!

Такая литровая банка табака в Латвии стоит в районе 14 евро. Из нее получается около 250 сигарет с табаком немножко лучшим, чем в магазинных сигаретах. Не рекомендую покупать табак в пачках, он дороже и у него большая влажность (надо его досушивать).

С учетом стоимости фильтров (100 шт стоят 0,60 евро) и стоимости бумажек (50 шт стоят 0,30 евро) — это получается в ДВА РАЗА дешевле, чем сигареты в магазине.

Ну, а если к табаку из банок добавлять сушеные травы, указанные на этой странице, то количество хорошей курительной смеси можно довести до 350-400 сигарет. А это уже ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННАЯ экономия личного бюджета!

Мой личный опыт выращивания табака на балконе.


У меня на балконе размещается 80-100 растений в обрезанных 5-ти литровых пластмассовых бутылках из под воды. В ход идут листья, измельченные жилки, стебли и корни.

Мелко-мелко (часть на специальной резке, а часть через ручную мясорубку) измельченные СВЕЖИЕ стебли и корни укладываются в большое ведро для ферментации. Обычно это забраживает через неделю. Все это отжимается и сушится в духовке.

Остается большое количество жидкости. Этой жидкостью я обрабатываю измельченные сушеные травы: донник, подорожник(от кашля), подмаренник, полынь(от рака легких), мята, можно листья малины или черной смородины, Эти травы потом тоже сушатся в духовке. Все это я потом смешиваю.

Получается около 20 литров сухой курительной смеси. Кручу сигареты на машинке, с коротким фильтром 8 мм. Дым из-за трав очень ароматный (даже женщины не трендят, когда я рядом курю). Крепости мне хватает, но зять и некоторые другие говорят, что крепковато (крепость из-за корней).

Согласитесь, что в сигаретах, которые продают табака нет вообще, там какие-то растения, обработанные химией. Так что я курю ГОРАЗДО ЛУЧШЕ ПОКУПНЫХ СИГАРЕТ!!! Выращиваю так уже третий год.

Раньше выращивал табак на даче

Чем заменяли табак во время блокады Ленинграда?

Лаборатории ленинградского пищепрома были брошены на поиск подходящих заменителей табака, изобретение эрзацев. На пивоваренных заводах Ленинграда нашли 27 тонн хмеля, который полностью использовали как добавку (10–12%) к табаку, а когда хмель закончился, стали примешивать сухие опавшие листья осины, березы, дуба, клена и других деревьев.

Причем кленовые листья оказались наиболее подходящими. Их сбором активно занялись работницы табачных фабрик и школьники. Причем масштабы сбора впечатляли - до нескольких десятков тонн. Листья просушивали на ветру, упаковывали в мешки и после технологической обработки добавляли (до 20%) к табаку. Использовались и «внутренние ресурсы» табачных фабрик. За десятилетия работы под полами цехов скопилось немало табачной пыли. Ее выгребали и тоже добавляли в курево, в качестве никотиновой «приправы».

Время «берклена»

Что дело и впрямь было худо, говорит то, что курения «берклена» не избежали даже те, кто занимал в городе высокое положение. «Сено, пропущенное через лошадь» постепенно вытесняло табак и из их пайков. «В первое время мы получали даже папиросы, - вспоминает Петр Палладин, бывший в блокаду начальником радиовещательного узла связи Ленинградского радиокомитета. - Это были «Красная звезда”, или «Звездочка”, как их тогда все называли.
Махорку заменила смесь из табака с кленовыми листьями и табачной пылью. Свернутый в козью ножку, табак при курении трещал, как будто в нем был порох, от цигарок летели искры, на гимнастерках и шароварах появлялись прожженные дырочки. Выстрелившие кусочки табака не гасли, а продолжали гореть, грозя поджечь все горящее».

Народные добавки к табаку

Чтобы отбить махорочный смрад, добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Среди прочих трав выделяются следующие:

— материнку (или душицу лекарственную) — в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
— любисток — его «молодица» (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы «…привязать к себе казака», а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
— мяту — ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
— тирлич (или горечавку желтую) — как говорили старики: «…чтоб руки-ноги не выкручивало», т.е. от ревматических болей в суставах;
— падуб — предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см.

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:

— для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
— для того, чтобы отогнать «черные мысли», курили с табаком сушеную полынь;
— казаки-«могильники», несшие неусыпную «варту» (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты «злого тютюна» (четверть полыни на три четверти табака), и «мишанок», т.е. смесей в равных частях самосада сорта «самсон», мяты и любистка, или в равных частях табака и донника.

Особенно остро проблема вставала в периоды серьезного табачного дефицита. Чтобы не быть голословным, привожу выдержку из старинной работы, где говорится буквально следующее: «Сверх известных родов табака употребляют также для курения и нюхания другие растения, как по принятому в какой-либо стране обычаю, так наиболее по недостатку в действительном табаке. К сим растениям принадлежат…». Далее идет довольно обширный перечень заменителей табака: буквица, кожевенное гладкое дерево, листья дягеля, толокнянка, кудрявый щавель, дубовые листья, горная баранья трава, стрельная трава попутнико-листная, комарник песочный, вереск ягодный, глох шелковистый и т.д.
К некоторым из этих растений даются забавные комментарии. Например, липовые листья: «В 1802 году писали в ведомостях, называемых Reichs anzeiger, что сии листы весьма удобно могут заменять табак. Липовые листы собирают осенью, когда они с дерев падают, сушат, режут, мешают с табаком, и употребляют вместо настоящего курительного табака».
О листьях обыкновенного грецкого, или волошского орешника (Juglans regia L.) автор пишет: «Высушенные листы сего орешника не только подмешивают в табак для умножения массы, но бедные люди употребляют также одни листы, т.е. без примеси табака для курения. Я знаю одного старика, который по недостатку в табаке сушил, резал и курил сии листы; он часто досадовал только на то, что они не могли хорошо гореть, но ежеминутно потухали, а посему он принужден был ходить на кухню, и, как он говорил, взять свежий уголек из печки и опять закурить свой Канастер».
А вот еще интересный вариант – картофельные листья (Solanum tuberosum L.): «Сии листы по принадлежности своей к роду подсолнечников (Solanum) вероятно имеют оглушающую силу, и потому весьма хорошо могут употребляемы быть вместо табака. В ведомостях под названием Gazzette salutaire 1774 года и в 7-й части Берлинского собрания сочинений упоминается, что Стокгольмская Медицинская Коллегия опытами дознала, что из сушеных картофельных листов можно составлять курительный табак, и что они запахом и видом даже превосходят обыкновенный табак».
В нашей истории также были времена, когда проблема снабжения войск и гражданского населения табачными изделиями стояла особенно остро. Речь идет о Великой Отечественной войне. В блокадном Ленинграде решение этой задачи выпало на долю табачной фабрики Урицкого. И она справилась с нею! Ни война, ни блокада не смогли сломить людей и остановить работу фабрики. Предприятие стало поставлять для фронта знаменитую махорку, а умирающим от голода ленинградцам – хлеб. Ведь сотни жителей города работали здесь и благодаря этому смогли выжить. В это сложное для страны время табачная фабрика Урицкого была одним из немногих работавших в городе предприятий – запасы табака хранились не на разбомбленных складах, а в помещении самой фабрики. И она продолжала выпускать «Беломор», в ничтожных количествах, главным образом для фронта. В 1942 году в блокадном Ленинграде за одну папиросу «Беломор» можно было получить полбуханки хлеба, за две – сто граммов масла, а за три – похоронить человека. Из-за нехватки сырья фабрика вынужденно выпускала и табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли. В качестве добавок брали осенние листья клена , собранные работницами на аллеях Большого проспекта.

Также очень интересно:

От того, какую воду мы употребляем, зависит общее состояние нашего организма!

Вода после магнитной обработки - мягкая, с нужным кислотно-щелочным балансом (pH = 7,1 - 7,5 ). И одновременно это СИЛЬНЫЙ АНТИОКСИДАНТ, а это уже профилактика ОНКОЛОГИЧЕСКИХ заболеваний.

После активации вода становится биологически активной.

Старение и уже приобретенный вами букет заболеваний можно остановить единственным путем - ежедневным употреблением активированной (биологически активной) воды, максимально близкой к клеточной воде в организме!

НЕ НАДО НИЧЕГО ПРИДУМЫВАТЬ И МЕНЯТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ!
ПРОСТО НАЧНИТЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ДРУГУЮ ВОДУ!

Кликните по фото

тоже кликните по фото


Непременным атрибутом запорожского казака, помимо "шаблюки" (сабли) и "ратыща" (пики), была также "люлька" (трубка). Народные "парсуны" (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне ль в походе, или сидя с кобзой - а люлька всегда в зубах. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:

"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…"

Особенную любовь к трубке и табачному зелью сечевиков отмечают все современники и историки Запорожского Коша. Вот, например, как это описывает Яворницкий:

"В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые "носогрийки" или люльки-буруньки, и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое дело: запорожец принесет на Великдень пасху из церкви, поставит ее на стол, а сам скорей за трубку: "А, ну-ка, синки, берiться за люльки, нехай паска постоє, а поросяти кат не візьме", - шутливо говорят о запорожских козаках их потомки. Люлька для запорожца - родная сестра, дорогая подруга его: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так верст шесть, а то и больше все смалит и смалит и изо рта ее не выпускает…" (см. Яворницкий Д.И. История запорожских козаков, К.-1990, т.1, с.237).

Короткая казачья люлька-"бурулька" или, правильней, "бурунька" (от татарского слова burun - нос), что, фактически, то же самое, что и "носогрейка" - вещь непростая. Много их сохранилось по музеям и частным коллекциям запорожских древностей, что позволяет восстановить их исторический облик. Любой заядлый курильщик скажет, что букет табака значительно меняется в зависимости от того, из какой породы вырезана трубка. Украинские поселяне издавна вырезали себе люльки только из особых пород деревьев - прежде всего из вишни, а также из груши, липы и вереса. По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для всех славян. Практически не резали трубки из хвойных пород - сосны и ели, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Однако люлька запорожская, как видно из сохранившихся экземпляров, в старину была вовсе не цельнодеревянной - а представляла собой довольно сложную конструкцию, значительно отличающуюся от современных сувенирных образцов.

"Чашка" трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне, однако сохранилось много образцов "чашек", выточенных из вулканического туфа или других, преимущественно мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" нередко наносились сакральные узоры - т.н. "карбы", имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах. И уже только в саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался также нередко деревянным, из клена. Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри "очерет" (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили - и когда в чубуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

А вот что пишут исследователи про курительные трубки из другого региона Украины:

"Трубки как объект народного искусства сохраняются еще до сих пор на Гуцульщине, там они изготавливаются из мосяжной и мельхиоровой бляхи, изредка встречаются и отлитые люльки. Интересным образцом является трубка-"путиловка", которая изготавливается в селе Путили Черновецкого уезда. Место соединения крышки с трубкой иногда украшено плоским гребнем или венчиком. Венчики обычно заканчиваются головкой птицы или коника. Крышки трубки также бывают с украшением, сделанным из узенького пояска бляхи "кучерями", изготовленными очень мастерски…" (см. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк (укр.). - К. - 2005г., с. 489).

Помимо самой люльки, сечевики с особыми чувствами относились и к другим трубочным атрибутам - т.н. "причиндальям". К ним, прежде всего, относились кисеты-"капшуки" для хранения табака, нередко искусно вышитые матерями или нареченными казаков, а также стальные "кресала" для добывания огня, часто выкованные в форме стилизованных животных - волков, коней, птиц и змей. А некоторым "причиндальям" запорожцы, только с им присущим чувством юмора, дали весьма колоритные названия - "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее); они изготавливались из металла, а в старину из кости или рога, и также богато украшались орнаментом. Люльку и сопутствующие ей "причиндальи" запорожец носил чаще всего или в своем широченном поясе, используя его вместо карманов, или в накладном мешке-"гамане", крепившемся также к поясу, или прятал за отворот своей знаменитой смушковой шапки-"бирки".

Помимо трубки как предмета личного обихода запорожцы знали и трубки как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:

"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…" (см. Яворницкий, там же).

Упомянутые историком большие размеры "обчеськой" люльки относятся прежде всего не столько к чашке трубки, сколько к длине самого чубука - такие трубки с длинными чубуками были еще в ходу у черноморцев, где и были запечатлены уже в 19в. на фотографиях и рисунках исследователей кубанской казачьей старины.

Курение трубки на Украине в среде казачества стало считаться чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - "белым", или, как говорят ныне, холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. Однако наряду с курением трубки использовали и нюханье табака:

"Люльки, однако, не исключали и употребление нюхательных рожков: нюхари были преимущественно старые деды, которые, избегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: "Поки її наложеш, поки її запалиш, поки її накриєш та поки її насмокчешся, єретичої душі, а то смикдьорг! Утер носа та й готов!.." А некоторые употребляли и то, и другое: "Люлька душу услаждає, а ріжок мозок прочищає"…" (см. Яворницкий, там же).

"Курии" и "нюхари" порой нередко добродушно насмехались друг над другом. Главным поводом для насмешек над "нюхарями" была неопрятность последних - на одежде часто бывали видны остатки нюхательного табака. Однако "нюхари", например, Старобельского уезда весело отвечали, что кто нюхает и не утирается - тот и не грешит вовсе: с него смеются люди и осуждают его, а тем самым берут его грех на себя. А в Белгородском уезде рассказывали легенду, что на нюханье табака благословила сама Пресвятая Богородица, с помощью нюхательного табака избавившаяся от головной боли.

Наиболее полное собрание легенд и преданий о происхождении табака и курения мы находим у известного украинского этнографа конца 19в. Георгия Булашева. Согласно этим народным преданиям, украинский народ видел в курении происки бесовщины, как, например, рассказывали селяне Черниговского уезда:

"…когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели" (см. Мифы Украины. По книге Георгия Булашева "Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях" (укр). - К. - 2003г., с.286).

В других легендах также рассказывается о "нечистом" происхождении табака - например, в Александровском уезде считали, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в других же местах считали, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.

А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе - дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак (см. Мифы Украины, с.286-291).

Табак на Украине издавна назывался словом "тютюн", заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun - табак). От турков же, видимо, казаки позаимствовали и сам обычай курить трубки, поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более, что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки.

Однако самым интересным моментом в курении табака является процесс его ароматизации - чтобы отбить неприятный табачный запах, который, по меткому выражению украинских селян "…горло дерет". Для этого существует два основных способа - ферментация табака, употребляющаяся ныне повсеместно как основной способ, и добавление в табак смесей из ароматизированных трав, как, например, в кальяне. Незаслуженно забытый исследователь запорожской казачьей старины Анатолий Пастернак, большой знаток украинской народной медицины, в своих работах пришел к интересным выводам. Оказывается, что в процессе ферментации собранных табачных листьев тот самый махорочный, резкий привкус табака уничтожается, что приводит к улучшению вкусовых качеств табака и табачных смесей. Однако в результате этого процесса также разрушаются и полезные для здоровья вещества - а вот концентрация никотина увеличивется в десятки раз:

"Сеяли табак, который произрастал в наших климатических условиях, а это, преимущественно, махорочные сорта. Применяли технологию приготовления самую простейшую - высушивали листья… А это - яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла, которых в листьях махорки целых полтора процента. Среди них - кемпферол, кверцетин. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма! Например, кемпферол и кверцетин укрепляют сердечные мышцы…" (см. Пастернак А. А тютюн та люлька…/ж. "Наука и общество" (укр.), 1991г., №11, с.76).

Из самых известных на Украине махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

Материнку (или душицу лекарственную) - в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
- любисток - его "молодица" (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы "…привязать к себе казака", а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
- мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
- тирлич (или горечавку желтую) - как говорили старики: "…чтоб руки-ноги не выкручивало", т.е. от ревматических болей в суставах;
- падуб - предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. - К. - 1974г., с.101, 12.

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:

Для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71). Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима" (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980г., т.2, с.153).

Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны (см. Пастернак, с.77-7). В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" 16-18вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "…чтобы сабля не брала" (см. Пастернак, с.77). Учитывая многие архаические элементы, сохранившиеся в запорожской среде, и дошедшие чуть ли не до наших дней со времен индоевропейских воинских союзов (например, культ волка-оборотня), можно предположить, что курение (или, точнее, воскуривание) различных трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, входило и в ритуальную практику сечевиков, как до этого подобное имело место у скандинавских "берсерков", а также в ритуальной практике других народов. Более того, подобная практика подготовки к битве могла иметь место у запорожцев еще и в силу постоянного взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении столетий использовавшего психотропные вещества (например, опиум и гашиш) в качестве допинга для своих воинов, например, подобные упоминания существуют про османских янычар. Однако что это было за тайное зелье казаков - история умалчивает. Уж не здесь ли коренится одна из разгадок тайн запорожских "характерников", которых, согласно легендам, "…ни пуля, ни сабля не брала"?

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злого тютюна" (четверть полыни на три четверти табака), и "мишанок", т.е. смесей в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника. А вот грешно курить или нет - на то есть следующая украинская легенда: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"