Афазия: причины, симптомы, лечение. Афазия: как восстановить речь

Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Афазия поражает детей и взрослых, вследствие чего у человека появляется речевое расстройство. Причиной служит поражение области коры головного мозга, которая отвечает за понимание и воспроизведение слов.

Афазия - это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX - начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Если вы не хотите смотреть все три видео выше, то вот краткая выдержка по данным видам нарушения (аналогичное видео ниже рассказывает о трёх следующих формах):

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия - ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания - сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

  • Новообразования в голове (опухоли).
  • Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Наличие абсцесса в головном мозге.
  • Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
  • Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
  • Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
  • Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

  • Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
  • Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
  • Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
  • Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

  • «Похожи ли по смыслу слова брать - хватать, молодой - пожилой, старый?»;
  • Придумать предложения со словами «умный - глупый», «холодно - жарко»;
  • Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
  • Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

  • Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
  • Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
  • Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
  • Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
  • Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».

При лечении любых речевых нарушений окружающим больного людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, четко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы - короткими.

Особенности детской афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии - родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Афазия – это частичное или полное нарушение речи, причиной развития которого служит органическое поражение отдела коры мозга, отвечающего за речевую функцию. При развитии данного заболевания наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах.

Больные люди способны воспринимать звуки, однако речь им напоминает чужой язык. То есть человек слышит слова, однако не может понять их смысл. В некоторых случаях одновременно возникают проблемы с произношением и нарушение понимания смысла речи.

Афазия может сопровождаться легкими симптомами или тяжелыми расстройствами. Если заболевание имеет сложное течение, страдает психическое здоровье человека и нарушается работа опорно-двигательного аппарата. Патология приводит к изменению личности больного, а потому лечение должно осуществляться при участии неврологов, логопедов и психотерапевтов.

Классификация

Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:

  1. Сенсорная или афазия Вернике . При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия . В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия . Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия . Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия . Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия . Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

Причины афазии

К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:

  1. Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
  2. Опухолевые образования в головном мозге.
  3. Травматические повреждения мозга.
  4. Развитие абсцесса в головном мозге.
  5. Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
  6. Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
  7. Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
  8. Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.

К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.

Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.

Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.

Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.

Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
  2. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
  3. Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.

Лечение и коррекция

Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.

Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.

Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:

  1. Оперативное удаление опухолевого образования.
  2. Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
  3. Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
  4. Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
  5. Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.

Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.

Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.

Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности. Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких. Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:

  1. Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
  2. Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
  3. Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
  4. Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
  5. Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.

Прогноз

На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.

Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.

В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.

Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.

Профилактика

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого. В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое. Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей. В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых. Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга ( , энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе .


Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.


Сенсорная афазия , другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока) . Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.


Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая . При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.
Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация .

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака). После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко. Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.


Для того чтобы получить максимальный эффект начинать терапию следует как можно раньше. Кроме того, результативность лечения зависит от степени поражения мозга, пострадавшего участка и его размеров, возраста и общего состояния здоровья пациента. Очень важно, чтобы в процессе восстановления активную роль принимали родные и близкие больного, поэтому им нужно соблюдать некоторые правила в общении с больным афазией:

  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества. Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга. Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.