Если минздрав не выдает лекарства. Образцы жалоб на отказ в предоставлении льготного лекарства по рецепту врача для различных ситуаций. Кто имеет право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение

Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

Вернемся к нашим баранам.

Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

В реале все по-другому.

И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

Мы уже знаем, что льготные лекарства онкобольным предоставляются по федеральной и по региональной льготе в зависимости от статуса льготника. При этом, назначаются лекарства, входящие в стандарт лечения и в льготные Перечни. Напомню, что при амбулаторном лечении основанием для получения льготных лекарств инвалидам является Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», а перечень льготных лекарств содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, куда входят все льготные лекарства. То есть смотрите, входит ли в указанный Перечень назначенное вам лекарство.

Основанием для получения льготных лекарств гражданам, страдающим онкозаболеваниями, но не имеющим группы инвалидности, является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении № 1 которого указано право лиц с онкозаболеваниями на льготное получение всех лекарственных средств. В свою очередь Перечень этих лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий области (см. региональный перечень лекарств называется: «в соответствии с перечнем групп населения и категориями заболеваний»).

Всегда узнавайте, входит ли в федеральный и региональный перечень назначенное Вам лекарство (можно узнать в страховой компании, ТФОМС, из приложения к территориальной программе государственных гарантий, опубликованной в интернете вместе с Перечнями лекарств).

Бывает, что лекарство не входит в стандарт и в льготный перечень, но и в этом случае оно также может быть назначено пациенту по медицинским показаниям, хотя получить его гораздо сложнее.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Пункт 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255): « В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (для инвалидов) .

Теперь почему инвалидам с онкозаболеваниями отказываться от социального пакета нельзя. Лекарства для лечения онкологии дорогостоящие и обеспечить пациента, отказавшегося от соц.пакета, лекарством по региональной льготе не всегда возможно по причине регулярного отсутствия денег у бюджета субъекта РФ. Тем более, что очень многие лица с онкозаболеваниями не имеют группы инвалидности, но при этом им требуется дорогостоящее противоопухолевое лечение, и они должны быть обеспечены льготными лекарствами в первую очередь. Хотя и на них, как говорят в Минздравах, нет денег. Право на получение медицинской помощи и на получение льготного лекарства не зависит от финансирования. Однако ссылки на отсутствие финансирования являются основным препятствием для получения льготного лекарства, которое врач онколог не назначит, лечащий врач не выпишет рецепт, Минздрав области не закупит. Денег и правда, может быть недостаточно, но может быть и так, что деньги имеются, а онкопациента просто не хотят лечить и тратить на закупку дорогого лекарства федеральные денежные средства, не говоря уж о деньгах региона. Но пациентам тоже хочется жить, как, впрочем и не жалующимся на здоровье чиновникам и врачам, которые отказывают пациентам в лекарствах. В таком случае онкобольные вынуждены бороться за свою жизнь и за гарантированное им государством лекарственное обеспечение. Некоторым это удается. Можно в связи с этим предложить пациентам, которым отказывают в льготных лекарствах, обращаться с жалобами на отказ в лечении.

Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. (Правда, у данного метода предварительного обращения в Минздрав есть минус - срок рассмотрения в течение одного месяца). Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования и по федеральной и по региональной льготе, что уже становится официальной и «уважительной» причиной отказа в лечении онкопациента. После получения такого ответа можно писать жалобу в контролирующий лекарственное обеспечение (правда лишь инвалидов) территориальный орган Росздравнадзора по субъекту РФ. Росздравнадзор обязан отреагировать на жалобу пациента. При получении жалобы, обычно, Росздравнадзор отсылает в Минздрав области письмо с просьбой «разобраться в ситуации, обеспечить пациента лекарством и сообщить о принятых мерах». Если, несмотря на это, льготное лекарство не получено, то жаловаться придется в органы прокуратуры. Но следует иметь в виду, что если пациент не приложил к жалобе в прокуратуру ответ из Минздрава, то прокурор перенаправит жалобу пациента в Минздрав области и все может этим закончится, поскольку Минздрав просто не ответит. Если же пациентом будет приложен письменный ответ об отказе из Минздрава, то жалобу в прокуратуре обязаны рассмотреть и принять меры прокурорского реагирования. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в статье 1 к полномочиям прокуратуры относит надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека. Статья 10 предусматривает обязанность разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений с составлением мотивированного ответа. При этом «запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Но, к сожалению, часто прокуратура пересылает жалобы в Минздрав области, хотя оттуда уже был получен ответ об отказе в лечении пациента, что не соответствует статье 10 Закона о прокуратуре.

Если в лекарственном обеспечении отказано лицу с онкозаболеванием, не имеющим группы инвалидности, то после отказа Минздрава области в лечении, жалобу нужно адресовать органам прокуратуры. Можно, конечно, написать обращение и в территориальный Росздравандзор, который контролирующих мер не примет, но может высказать свое мнение по сложившейся ситуации. Так, по одному из обращений регионального льготника в территориальный Росздравнадзор, он высказал свою позицию о праве пациента с онкозаболеванием получать лекарства по региональной льготе, что также может пригодится пациенту при дальнейших обращениях.

При написании жалобы следует указывать, кроме фамилии и имени, также наличие группы инвалидности, где и кем назначено лекарство (в доказательство того, что Вы его на сами себе рекомендовали по собственному желанию), если лекарство уже предоставлялось, то указывать, сколько раз получали лекарство и при каких условиях (по льготному рецепту, в стационаре) и другую информацию. Или описать иную имеющую место ситуацию. В жалобе указываются все адресаты, можно приложить копию справки МСЭ, выписной эпикриз, документы о назначении лекарства. Если были получены ответы из Минздрава, то указать ссылки на них и приложить к жалобе в Росздравнадзор и прокуратуру. Один экземпляр жалобы остается у заявителя, на котором ставится отметка принявшего ее органа. Жалобу можно направить и заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию жалобу, адресованной Минздраву области, можно направить и в прокуратуру, что не исключает, как указано выше, направление отдельной жалобы прокурору в случае отрицательного ответа из Минздрава, имеющей другой статус. Также жалобу в копии можно направить уполномоченному по правам человека региона, чтобы он знал о ситуации с отказом в лекарственном обеспечении на территории области. Для информации – упоминаемый в тексте жалоб «субъект Российской Федерации в сфере охраны здоровья» - это Минздрав области.

После того, как жалобы отправлены, придется ждать ответа. Иногда бывает, что чиновники затягивают срок ответа до 1 месяца или вообще не отвечают. Для того, чтобы все же получить ответ и, возможно, ускорит его сроки, нельзя просто его ждать.

По правилам делопроизводства жалобы передаются на исполнение конкретному лицу организации. Поэтому, нужно позвонить в приемную Минздрава, Росздравнадзора. Прокуратуры и спросить телефон лица, которому на исполнение передана направленная Ваши жалоба. Затем позвонить исполнителю и уточнить сроки и содержание ответа, в том числе, если на жалобу не отвечают более 1 месяца.

Ниже приводятся образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении инвалида и на отказ в лекарственном обеспечении онкобольного, не имеющего группы инвалидности, которые можно направлять в региональный Минздрав, Росздравнадзор и органы Прокуратуры.

В тексте нижеприведенной жалобы основное внимание следует обращать на нормативные акты, предоставляющие право пациенту на льготное лекарственное обеспечение.

Инвалидам и онкобольным также должны предоставлять льготные лекарства по любому имеющемуся у него заболеванию (в зависимости от статуса льготника и от наличия лекарства в льготном Перечне). Убедившись, что назначенное Вам врачом лекарство входит в соответствующий статусу льготника Перечень, при общении с врачами, также можно ссылаться на указанные в жалобах нормативные акты. Например, требуя лекарства для лечения от гипертонии, сахарного диабета, артрита и др.

1. Образец жалобы



Копия: Прокуратура ______________________
Адрес:__________________________________
Заявитель ______________________________
Адрес:_________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства

Я, Ф.И.О. 1946 года рождения, являюсь инвалидом 2 группы по заболеванию рак прямой кишки 4 стадии. В онкодиспансере № 1 г. К-ва мне было проведено хирургическое удаление опухоли и для дальнейшего лечения на консилиуме Онкодиспаснера № 1 05.09. 2013 года был назначен лекарственный препарат гливек

(МНН иматиниб). Но в поликлинике № 4 г. К-ва лечащим врачом было отказано в выписке льготного рецепта на указанный препарат. С жалобами на отказ в лечении я обращался в Администрацию г. К-ва, в Министерство здравоохранения г. К-ва. Причиной отказа в лечении были названо отсутствие денежных средств на лекарства для льготников и высокая стоимость препарата.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и имеют право на обеспечение их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Иматиниб входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение)", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1531н ".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется в соответствии положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665).

Гливек под МНН Иматиниб входит в указанный федеральный Перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен мне по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

Также я являюсь «региональным льготником» и при отсутствии финансирования из федерального бюджета по программе ДЛО мне должны были предоставить лекарство за счет средств областного бюджета.

Об этом указано в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой": «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к Постановлению, указано, что граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715). В связи с чем статья 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Вышеуказанное означает, что назначенное льготное лекарство мне должны были предоставить по одному из указанных оснований за счет одного из двух вышеуказанных источников финансирования. Однако противоопухолевым препаратом гливек (МНН иманитиб) я не был обеспечен ни по «федеральной льготе», ни по «региональной льготе».

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

Принять меры к обеспечению меня жизненно необходимым лекарственным препаратом «иматиниб» на весь курс лечения по программе «дополнительного лекарственного обеспечения» за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета региона.

Приложение:

Дата, подпись.

2. Образец жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Примечание: в жалобе приводятся некоторые лекарственные препараты, указанные в стандартах лечения при РМЖ и входящие в Перечень приказа № 665. В связи с чем, при написании жалобы можно выбрать лекарства, входящие в стандарт лечения и Перечень Приказа № 665 при указанном диагнозе

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор

Адрес:___________________________________
Адрес:__________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я, Ф.И.О. 1965 г.р. , страдаю злокачественным новообразованием молочной железы 4 стадии, являюсь инвалидом и включена в Федеральный регистр льготников. Для лечения заболевания консилиумом С - ого ОКОД 04.08. 2013г. по жизненным показаниям мне были назначены лекарственные препараты паклитаксел (МНН паклитаксел), герцептин (МНН трастузумаб), золадекс (МНН золедроновая кислота).

Я получала лечение указанными препаратами с 24.08.2013 по 20. 11.2013г.

Однако с октября 2013 года я не получаю лечение указанными лекарственными препаратами (примечание: указать название лекарства ) ни стационарно, ни амбулаторно путем выписки льготных рецептов. Отказ в лечении Министерство здравоохранения области обосновывает отсутствием финансирования лекарственного обеспечения по федеральной льготе (ответ № 545 от 24. 09. 2013г).

Считаю отказ в лечении меня жизненно необходимыми мне указанными препаратами незаконным исходя из нижеследующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7 устанавливает, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. При этом назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ – ФЗ № 323).

Препараты паклитаксел, трастузумаб, золедроновая кислота входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при первично-генерализованных и рецидивных формах злокачественных новообразованиях молочной железы IV стадии - первично; I-IV стадии – прогрессирование (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 612н), а паклитаксел, трастузумаб входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н).

(примечание: если у пациентки стадия заболевания I-III (T1N0M0 - Т любая N3М0), то в жалобе нужно ссылаться на стандарт от 9 ноября 2012 г. N 723н).

Если стадия, IV - первично; I-IV – прогрессирование, то на стандарт от 7 ноября 2012 г. N 612н).

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды, как получатели набора социальных услуг имеют право на получение лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом назначение и выписывание лекарственных препаратов для льготников производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» . (Об этом указано в п.4.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н).

В Перечень приказа Минсоцздравразвития РФ № 665 входят лекарственные препараты паклитаксел, тратузумаб, золедроновая кислота.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Из указанных нормативных актов следует. что я имею право на получение по жизненным показаниям указанных лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета в рамках перееденных региону федеральных полномочий.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. В результате необеспечения меня жизненно необходимым лекарственным средством были нарушены мои конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст. ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации и вышеуказанными федеральными нормативными актами. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

На основании вышеизложенного, прошу:

1. Разобраться в ситуации с отказом в лечении, принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранением г. С- ва и подчиненных ему структур препаратами трастузумаб и золедроновая кислота на весь курс лечения.

Приложение:

Дата, подпись.

3. Региональная льгота (онкобольной без группы инвалидности)

Примечание: необходимо смотреть, содержится ли назначенное или рекомендованное пациенту лекарство в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в разделе: «перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно….». В некоторых областях региональный Перечень может содержаться в отдельно принятых нормативных актах, о чем должно быть указано в программе государственных гарантий. В тексте жалобы нужно ссылаться на то, что лекарство входит в это Перечень.

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес: __________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе
(онкобольная без группы инвалидности)

Я, Ф.И.О. 1971 года рождения, страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительныйо рак молочной железы, 3 стадия.

В качестве лечения была проведена хирургическая операция и лучевая терапия. Инвалидом не являюсь. Для продолжения лечения в Федеральном медицинском научно-исследовательском центре (примечание: указать, были ли такие рекомендации и где _) мне были рекомендованы и также назначены онкологами территориального онкодиспаснера г. В-ка лекарственные препараты герцептин (МНН трастузумаб) и тамоксифен (МНН тамоксифен). Однако указанные препараты для лечения я не получала. На мое обращение в Министерство здравоохранения региона (указать -устно, письменно ) был получен ответ об отказе в лечении по причине отсутствия денежных средств для лечения региональных льготников.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении, незаконными на основании следующего.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ).

Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

Тамоксифен в указанный стандарт не входит, но также должен быть мне предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

Статья 16 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Во исполнение указного, пункт 2 статьи 81 Основ к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом В-ой области от 25.12.2012 № 143-ПК утверждена территориальная программа Государственных гарантий бесплатного оказания населению В-ой области медицинской помощи 2013 год и плановый период 2014 И 2015 годов.

В Приложение 3 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты трастузумаб и тамоксифен.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что лица с онкозаболеваниями имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьи 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, как житель В-ой области я имею право на получение включенных в региональный перечень препаратов трастузумаб и тамоксифен на основании Постановления Правительства РФ № 890 и территориальной программы государственных гарантий области на 2013 год.

Отсутствие финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не может служить законным основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях на лекарственное обеспечение пациента, со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи онкобольному, страдающему социально - значимым заболеванием (онкологией) и являющемуся и региональным льготником.

Лекарственные препараты трастузумаб и тамоксифен имеет для меня жизненно важное значение, неполучение которых в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением В-ой области и подчиненных ему им структур препаратами трастузумаб и тамоксифен на весь курс рекомендованного лечения.

Приложение:

Подпись, дата.

4. Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

(если лекарственный препарат не входит в стандарт лечения и льготные перечни

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес:__________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я Ф.И.О. являюсь инвалидом 1 группы по заболеванию: рак сигмовидной кишкиT4N2M1 . Консилиумом Н- ого ОКОД 26.02.2013г было принято решение о назначении мне препарата цетуксимаб. (или же указать, что данный препарат был рекомендован ___ где) .

Однако Министерством здравоохранения Н - ой области в предоставлении препарата «цетуксимаб» отказано, так как он не входит в стандарт лечения при моем заболевании и отсутствует в льготном федеральном перечне лекарств, а именно в перечне приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Препарат «цетуксимаб» действительно не включен в мой стандарт лечения и в Перечень лекарств для федеральных льготников, утвержденный Приказом Минздравсоцразития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

Однако о возможности применения лекарств, не входящих льготные Перечни, в частности, в перечень приказа Минсоцздравразвития РФ, указано в п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу МИнздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255), содержащий положение, что терапевт, врач-специалист выписывает лекарственные препараты, предусмотренные "Перечнем лекарственных средств", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 N 296 "Об утверждении перечня лекарственных средств" в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (вместо приказа от 02.12.2004 N 296 действует вышеуказанный приказ Минсоцздравразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 ).

Также часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ допускает по жизненным показаниям предоставление лекарственных препаратов, не входящих в стандарты.

На основании указанного, лекарство, не входящее в стандарт и перечень приказа Минздравсоцразвития РФ № 665 может быть мне предоставлено по решению врачебной комиссии лечебного учреждения по жизненным показаниям.

Лекарство, не входящее в перечень и стандарт, мне должны предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ как региональному льготнику на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Имеющееся к нему Приложение N 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» предусматривает, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют инвалиды 1 и 2 групп и лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются все лекарственные средства.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой" «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Лекарственный препарат цетуксимаб назначен мне онкологами по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям. Неполучение препарата в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

1.Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением С-ой области и подчиненных им структур препаратом цетуксимаб на весь курс рекомендованного лечения и выделить для этого необходимые денежные средства.

Приложение:

  1. отказ Комитета по охране здоровья населения области.
  2. решение о назначении цетуксимаба.
  3. выписка из истории болезни.

Подпись, дата.

5.Онкобольные, отказавшиеся от соц. пакета

Но если онкопациент отказался от соц.пакета, восстановить его не успел, при этом он находится в инкурабельном состоянии, то можно написать жалобу на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программе государственных гарантий области

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе

Я ___________, ______года рождения, являюсь инвалидом ______ группы по заболеванию C20 Ca ректомигмоидного отдела (рак кишечника) с метастазами в головной мозг и множественными метастазами в легкие. Для обезболивания мне необходимы лекарственные препараты лазикс (МНН фуросемид), дексаметазон (МНН дексаметазон), кетарол (МНН кеторолак) , трамадол (МНН трамадол) .

Я отказалась от социального пакета, в связи с чем участковый врач поликлиники № ______ района ______ льготный рецепт на обезболивающие препараты не выписывает. Однако лица, страдающие онкозаболеваниями, являются одновременно региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 41 Конституции РФ установлено «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Пункт 2 статьи 81 указанных Основ к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения", предусматривающем право лиц с онкозаболеваниями получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели.

На назначение и выписывание лекарств для региональных льготников со ссылками на Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 указано в пункте 34 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Во исполнение указанных федеральных нормативных актов на территории области действует территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории К-ой области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" .

В ее Приложение 4 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты МНН фуросемид, дексаметазон, кеторолак, трамадол.

О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по региональной льготе, разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой". Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890.

На основании указанных федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и входящих в региональный перечень льготных лекарств.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на облегчение боли, связанной с заболеванием доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно ст. 4, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением области, подчиненных им структур указанными обезболивающими лекарственными препаратами для облегчения боли за счет средств регионального бюджета.

Приложение:

Дата, подпись.

Лариса Зверева, юрист

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

Некоторые категории граждан продуктивно пользуются жизненно важной социальной мерой поддержки. Бесплатные льготные лекарства выписываются участковыми терапевтами (педиатрами) и выдаются в отдельно взятых аптеках по рецептам. Ежегодно из федерального бюджета на реализацию данного проекта выделяются сотни миллионов рублей. К сожалению, не все люди знают свои права, поэтому не используют предназначенные им привилегии.

Государство регулярно разрабатывает и вводит преференции. Каждое нововведение подкрепляется правовым актом. Процесс снабжения льготников лекарственными средствами контролируется федеральным
решением «О господдержке развития медицины и улучшения обеспечения граждан медицинскими препаратами» от 30.06.1994 г.

Помимо этого существует документ, в котором представлен перечень утверждённых медикаментов, отпускаемых по рецептурному бланку при оказании медицинской помощи отдельно взятым социальным группам, пользующихся привилегиями.

Список льготников на получение бесплатных препаратов

Итак, не всем полагается государственная преференция. В перечень кандидатов попадают следующие лица:

  1. Малыши до 3-х лет.
  2. Инвалиды ВОВ.
  3. Награждённые военнослужащие.
  4. Ветераны ВОВ, Афганистана, Чеченской войны.
  5. Труженики тыла.
  6. Участники боевых действий.
  7. Ликвидаторы последствий аварии на АЭС в г. Чернобыль.
  8. Инвалиды всех групп.
  9. Многодетные семьи, воспитывающие детей до 6 лет.
  10. Малообеспеченные люди.
  11. Члены семьи ветерана и инвалида ВОВ.

Список дополняют пациенты, которым была произведена операция по пересадке органов, а также с редкими и сложными хроническими заболеваниями:

  • туберкулёзом;
  • миелолейкозом;
  • онкологическими болезнями;
  • рассеянным склерозом;
  • муковисцидозом;
  • гемофилией.

К сожалению, стоит отметить, что онкобольные, кому положены в первую очередь преференции, в недостаточной мере получают меры господдержки. Хотелось бы для них большего финансирования и иного качества предоставления медицинской помощи. Тем не менее препараты, снижающие максимально сильно болевой порог, им положены по закону.

В каждом учреждении здравоохранения имеется информационная доска, где отображены сведения о льготниках и перечень медикаментов, который также обязан быть у лечащего врача. Однако, в силу каких-то обстоятельств педиатр или терапевт не желает обнародовать данные и назначает лекарства по старинке на рекламном блокнотике. Всё в руках самого больного. Он должен требовать и отстаивать свои права.

Кто выписывает льготные рецепты?

Стоит подробнее остановиться на должностных лицах, в чьи полномочия федеральный закон включил процедуру выписывания бесплатных бланков на получение медикаментов.

Льготное лекарство берётся из утверждённого списка и выписывается лечащим врачом в соответствии с заболеванием и медицинским анамнезом. Рецептурный бланк заверяется заведующим терапевтическим или профильным отделением.

Особенности оформления льготного документа

Порядок заполнения рецепта един, поэтому медики и фармацевты должны регулярно сверяться и изучать нововведения в данной отрасли. Только почему-то пациенты, регулярно от этих новшеств страдают: то наименование не так написано, то нет точки, то вместо адреса указали номер карты. И каждый раз больной должен ходить переделывать бумажку.

Основные поля, которые может проверить льготник на достоверность, это:

  • наличие у рецепта номера и серии;
  • возраст;
  • ФИО больного;
  • домашний адрес по месту регистрации (допускается указывать только № амбулаторной карты);
  • ФИО врача;
  • штампы: печать поликлиники, врача, треугольник «для рецептов»;
  • подпись доктора;
  • срок действия рецепта.

Проверить корректность написания на латинском языке наименования препарата простому человеку без соответствующего образования сложно, поэтому этот факт остаётся на совести врача.

Рецепт на льготное лекарственное обеспечение можно передать любому человеку. Это весьма важно, когда речь заходит о маломобильных гражданах, которым сложно самостоятельно забрать бланк в поликлинике и обслужиться по нему в аптеке.

Бесплатные детские лекарства

Самая незащищённая категория – это маленькие пациенты. Выбор препаратов в аптечной индустрии есть, только не всегда на их покупку имеются средства, так как цены на них из мира фантастики. Правами на льготное обеспечение медикаментами наделены все ребятишки до трёх лет, а также до шести лет из многодетных семей. Кроме этих пациентов бесплатные препараты положены детям с редкими
заболеваниями.

Родителям после рождения малыша необходимо:

  • прописать его по месту жительства;
  • оформить свидетельство о рождении;
  • получить в Пенсионном фонде СНИЛС;
  • заказать в Альфастрахование полис ОМС;
  • прикрепить его в поликлинике.

На основании последнего ребёнок имеет право на обеспечение бесплатными препаратами.

Что делать, если аптека не выдаёт льготное лекарство?

Вначале пациент должен истребовать рецепт у врача. Потом его ждёт бесполезный поход в льготный отдел. Как правило, эти причины являются основанием для отказа среднестатистических больных от получения господдержки. Не всегда приходится винить руководство аптеки – они всего лишь посредники между
больным со льготным рецептом и государственной машиной, поставляющей медикаменты для первой стороны.

Итак, как получить заветную пилюлю, если лекарства закончились в льготном отделе?

  1. При отсутствии медикамента его должны заменить на аналог.
  2. Если препарата нет временно и его нельзя заменить на подобный, то правила действия следующие:
  • руководство аптеки должно поставить на учёт рецептурный бланк;
  • принять все возможные меры к сокращению сроков поставки средства;
  • уведомить пациента при получении со склада интересующее лекарство.

Если больному отказано в обеспечении лекарственными препаратами, его главной задачей является сообщить о нарушении в вышестоящие инстанции или ведомственному главврачу.

В регионах налажена обратная связь. Уточнить наличие медикамента льготникам помогут по бесплатному многоканальному номеру 8-800-100-0122. Также в каждой аптеке имеется внутренний контактный телефон для получения справок.

Наименования бесплатных препаратов

Депутатский сектор в 2019 году внёс корректировки в список жизненно важных терапевтических средств. Он увеличился на 42 наименования и составил 646 позиций. Стоит отметить, что 6 фармацевтических производителей функционируют на территории России, а перечень дорогостоящих препаратов увеличился на одну составляющую.

Наименование льготных медикаментов
Средства для снятия болевого порога, жарононижающие
1. Морфин

3. Ацетилсалициловая к-та

4. Кетопрофен

5. Папаверин

6. Парацетамол

7. Для детей Панадол

8. Ибупрофен

10. Диклофенак

11. Наркотин

12. Кеторолак

13. Тримеперидин

Препараты при возникновении неврологических приступов эпилепсии
1. Карбамазепин

2. Окскарбазепин

3. Бензобарбитал

4. Фенобарбитал

5. Топирамат

6. к-та Вальпроевая

7. Этосуксимид

8. Пеницилламин

9. Клоназепам

10. Гидрохлорохин

Препараты при заболевании Паркенсона
1. Карбидола

2. Амантадин

3. Леводопа

4. Бенсеразид

5. Тригексифенидил
При психоневрологических расстройствах
1. Хлорпромазин

2. Трифлуоперазин

3. Зуклопентиксол

4. Кветиапин

5. Оксазепам

6. Флуфеназин

7. Перициазин

8. Галоперридол

9. Оланзапин

10. Кветиапин

11. Тиоридазин

12. Флупентиксол

13. Рисперидон

14. Диазепам

Средства при новообразованиях
1. Гидроксикарбамид

2. Интерферон альфа-2a или альфа-2b

3. Хлорамбуцил

4. Анастрозол

5. Медроксипрогестерон

6. Бусульфан

7. Флутамид

8. Мелфалан

9. Азатиоприн

10. Меркаптопурин

11. Метотрексат

12. Тамоксифен

13. Митомицин

14. Циклофосфамид

Для укрепление костного скелета
1. к-та Алендроновая

2. Колекальциферол

3. Кальцитонин

4. Альфакальцидол

Для восстановления кишечной флоры
1. Дротаверин

2. Лактулоза

3. Смектит диоктаэдрический

4. Метоклопрамид

5. Бисакодил

6. Панкреатин

7. А и В Сеннозиды

8. Омепразол

Для нормализации функционирования почек
1. Циклоспорин

2. Финастерид

3. Тамсулозин

4. Доксазозин

Антигистаминные
1. Хлоропирамин 2. Цетиризин 3. Лоратадин
Средства, тормозящие активность фермента холинэстеразы
1. Неостигмина метилсульфат 2. Пиридостигмин бромид
Психоаналептики, стимулирующие эффект на центральную систему
1. Глицин

2. Аминофенилмасляная к-та

3. Пипофезин

4. Бетагистин

5. Флуоксетин

6. Амитриптилин

7. Этилметилгидроксипиридина сукцинат

8. Кломипрамин

9. Тизанидин

10. Пирацетам

11. Имипрамин

12. Сертралин

13. Винпоцетин

14. Пароксетин

Антибиотики, противовирусные средства
1. Бензилбензоат

2. Цефалексин

3. Кларитромицин

4. Тилорон

5. Амоксициллин+Клавулановая к-та

6. Флуконазол

7. Тетрациклин

8. Ацикловир

9. Бензатина бензилпенициллин

10. Метронидазол

11. Цефуроксим

12. Кларитромицин

13. Клотримазол

14. Ципрофлоксацин

15. Сульфасалазин

16. Цефалексин

Для сердечно-сосудистой системы
1. Пропафенон

2. Изосорбида динитрат или мононитрат

3. Калия и магния аспарагинат

4. Эналаприл

5. Карведилол

6. Симвастатин

7. Бисопролол

8. Нифедипин

9. Гидрохлоротиазид

10. Периндоприл

11. Лаппаконитина гидробромид

12. Дигоксин

13. Соталол

14. Атенолол

15. Верапамил

16. Лозартан

17. Моксонидин

18. Аторвастатин

19. Ацетазоламид

20. Индапамид

21. Амиодарон

22. Нитроглицерин

23. Метопролол

24. Амлодипин

25. Ивабрадин

26. Фуросемид

27. Спиронолактон

28. Клонидин

29. Метилдопа

30. Лизиноприл

31. Каптоприл

При заболевании дыхательных путей астматического характера
1. Беклометазон+Формотерол

2. Ацетилцистеин

3. Сальбутамол

4. Тиотропия бромид

5. Беклометазон

6. Формотерол

7. Будесонид

8. Амброксол

9. Аминофиллин

10. Ипратропия бромид + фенотерол

При сахарном диабете
1. Метформин

2. Репаглинид

3. Глюкагон

4. Гликлазид

5. Глибенкламид

6. Инсулин (двухфазный, аспарт, аспарт двухфазный, детемир, гларгин, глулизин, лизпро, лизпро двухфазный изофан, растворимый
Для восстановления функции щитовидки (гормональная терапия)
1. Гидрокортизон

2. Преднизолон

3. Левотироксин натрия

4. Аллопуринол

5. Дексаметазон

6. Метилпреднизолон

7. Десмопрессин

8. Тиамазол

9. Бетаметазон

10. Метилпреднизолона ацепонат

11. Флудрокортизон

12. Бромокриптин

При заболеваниях зрения
1. Тимолол

2. Пилокарпин

Для нормализации процесса свёртывания крови
1. Клопидогрел

2. Гепарин натрия

1. Пентоксифиллин

2. Варфарин

Выдача льготных медикаментозных средств производится в соответствии с законодательной процедурой. Ценооборот контролируется и утверждается правительством РФ, которое ставит перед собой снизить стоимость медикаментов, поставляемых в медицинские организации.

Последовательность получения

Льготнику необходимо знать процесс предоставления рецептурного бланка.

  1. Никто из медицинского персонала не имеет права отказать в выписке заветного листка.
  2. Выдаёт рецепт лечащий врач или иное должностное лицо, оговоренное в уставе медицинского учреждения.
  3. В сельской местности эту функцию выполняет фельдшер.

Если человек принадлежит одной из социальных категории, то для получения льготного лекарства, ему следует обратиться к участковому терапевту и предъявить документ, подтверждающий статус.

Список документов

Претенденту для получения льготы придётся подготовить пакет официальных бумаг:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • амбулаторную медкарту;
  • справку из соцзащиты о наличии льготной категории;
  • иные документы, подтверждающие заболевание и особый статус.

От преференции можно отказаться, написав заявление в территориальном управлении соцподдержки населения, и ежемесячно получать денежную компенсацию. В некоторых случаях данный шаг оправдан, так как поставщики льготных медикаментов не соблюдают сроков поставки и больные вынуждены покупать дорогостоящие препараты на свои кровные.



Виктория Рыжкова. Фото: Ксения Иванова

«Медные люди» и их беда

Виктория Рыжкова – координатор петербургской благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным. Но недавно ей пришлось заниматься тем, что не связано с проблемами бездомности – координировать поставки лекарства «Купренил» по всей России.

В январе 2015 года у Виктории нашли редкое заболевание – болезнь Вильсона-Коновалова. У людей с этой болезнью из организма не выводится медь. Если человека не лечить правильно, он медленно и мучительно умрет – постепенно отказывают все органы.

«Медных людей» в России не очень много – менее 700 человек, но им от этого не легче. Легче становится только от регулярного приема препарата «Купренил», который помогает выводить медь из организма.

«Купренил» относится к жизненно важным лекарствам, отпускается бесплатно. Но в марте этого года он исчез из российских аптек.

Оказалось, что фармацевтическая компания «Тева», производящая препарат, перенесла производство из Польши в Израиль, и по российскому законодательству, потребовалась перерегистрация препарата. Из-за этого сорвались госзакупки, а страдающие болезнью Вильсона-Коновалова остались один на один с вопросом: где взять «Купренил»?

Фантастический склад «Купренила»

Виктория Рыжикова: «Чувствую, что скоро моя квартира превратился в фантастический склад». Фото: Ксения Иванова

У Виктории Рыжковой был запас лекарства – она покупала его на полгода вперед. Поэтому она начала делиться с теми «медными людьми», которым негде было взять «Купренил» – единственный способ получить его на тот момент – доставка из-за границы.

Коллеги по несчастью находили друг друга через социальные сети. «Я, кажется, узнала большинство вильсонят из России (около 400 человек. – Ред.), – написала в июле Виктория. – А все началось с того, что кто-то отмониторил мой пост про “Купренил” во “ВКонтакте”. И спросил, что там с колесами в Белоруссии и в Украине. Потом мониторить ВК стала я. С марта люди ищут “Купренил”, готовы купить его за любые деньги, только чтобы жить, у многих коноваловцев ухудшается состояние, сильно ухудшается, вплоть до припадков. Люди кричат о помощи и по сути медленно умирают. Из своих запасов отправила “Купренил” в Тюмень и Красноярск – совсем острым. Остальным, кого нашла, рассказала, где купить и как провозить».

Препарат доставляли из Украины и Белоруссии друзья Виктории, загодя запасенными розовыми таблетками «Купренила» делились между собой и другие «вильсонята» - так Виктория называет людей, страдающих от переизбытка меди в организме. Те, чье состояние было еще не критическим, отказывались от жизненно важного лекарства в пользу тяжелых больных.

«Я нигде такого не видела, – написала Виктория в «Фейсбуке». – Казалось бы, нет препаратов – сиди и никому свои запасы не давай. Но нет, мы ими делимся в ущерб себе… Чувствую, что скоро моя квартира превратился в фантастический склад».

Ее квартира, действительно, стала складом – оттуда препарат расходился по всей стране. Кроме того, Виктория обратилась в прокуратуру с просьбой разобраться в том, почему «Купренил» исчез их аптек, поставив жизнь сотен людей под угрозу.

В июле 2016 года поставки лекарства в Россию были возобновлены. В конце августа препарат появился в большинстве российских регионов. Так Виктория рассказала об этом:

«Мои вильсонята получают «Купренил» по рецептам в Зауралье в Саранске и в Саратове, в Ростове-на-Дону, в Воронеже, в Ельце, в Белгороде, В Энгельсе, Краснодаре и Волгограде, в Самаре, Казани и Омске и наверняка еще где-то. И да, это победа. Спасибо всем кто писал, репостил, ввозил и отвозил, всем кто выписывал рецепты, кто покупал таблетки за свои деньги, для совсем малоимущих. Никакого государства не нужно, когда человек человеку - человек».

Теперь «Купренил» можно купить или получить по рецепту в Москве и Санкт-Петербурге.

Что делать, если лекарства нет в аптеке?

По просьбе Виктории Рыжковой юрист «Ночлежки» Екатерина Диковская разработала инструкцию для пациентов о том, что делать, если жизненно важного лекарства нет в аптеке.

Нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание в аптеке . Там его обязаны зарегистрировать в журнале неудовлетворенного спроса. Такой журнал должен быть в каждой аптеке, которая занимается выдачей лекарств по льготным рецептам.

– Если рецепт зарегистрирован в журнале неудовлетворенного спроса, его не надо оставлять в аптеке. Пациент забирает его с собой, но на нем должна быть поставлена отметка о принятии его на обслуживание: дата постановки на учет, номер аптеки, роспись фармацевта.

– После регистрации рецепта аптека должна сформировать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить препарат пациенту в течение 10-15 дней .

Пациент может сам позвонить в фармкомпанию , осуществляющую поставки льготных лекарств в регион, и выяснить: есть ли на складе необходимый препарат, когда он будет доставлен в аптеку, по какой причине отсутствует. Можно также уведомить компанию, что рецепт принят такой-то аптекой на отсроченное обслуживание (аптека может и не сообщить компании об отсроченном рецепте). Телефон фармацевтической компании можно узнать в аптеке.

Если прошло 16 дней, а препарат до сих пор не поступил в аптеку , нужно написать жалобу в адрес уполномоченной фармацевтической компании о том, что вы так и не получили льготное лекарство.

Нужно дождаться ответа, в котором может быть указано, что Минздрав не проводил плановые торги на закупку лекарств или лекарство не было указано в спецификации при госзакупках. Ответ компании будет являться основанием для обращения в суд – исходя из содержания ответа определяется ответчик: минздравсоцразвития, аптека, фармацевтическая компания и т.д.

– Лекарство, положенное пациенту бесплатно по льготному рецепту, можно приобрести за собственные средства, а потом потребовать выплаты компенсации у аптеки . Для этого нужно написать претензию в аптеку с просьбой компенсировать затраты. Если аптека не возместит потраченные деньги, можно обратиться в суд.

– Суд может отказать в удовлетворении иска о возмещении денежных средств , если лекарство приобретается самостоятельно, а рецепт не был поставлен на отсроченное обслуживание.