Душа психически больных женщин. Как без специалиста определить, что человек психически болен. Основные психические расстройства у женщин

). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. , «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. , духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ , известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (I Фес.5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века,
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В период после гонения на , начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. (379г.+»), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов(-II ) «.

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
Архиепископ говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге « , больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелехов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелехов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): « Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя , который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.
Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелехова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Св. Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

Используемая литература:
1) Новый Завет, изд. Московской патриархии, М. 1994
2) Настольная книга священнослужителя, т. 8, М., 1988
3) Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 г. сб. докладов и документов, С.-Петербург, 2000
4) Проф. Архимандрит , Православное пастырское служение, изд. журнала «Вечное», Париж, 1957
5) игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, изд-во «Свет Православия» Макариев-Решемская обитель, 1999
6) священник Сергей Филимонов, Церковь, больница, больной, С.-Петербург, 1999
7) сб. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М. 1997
8) Невярович В.К. Терапия души, М.,2000
9) Авдеев Д.А. «В помощь страждущей душе,»М., 2000.

Полное название сумасшедшего дома, известного сегодня как« Бедлам» — Бетлемская королевская больница. Эта психиатрическая больница в Лондоне стала частью города еще в XIV веке, хотя в те времена пациентов там было всего ничего. Это была первая больница, куда отправляли только пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

В 1632 году Бедлам описали так: «Маленькая гостиная, кухня, две кладовки, длинный коридор и 21 комната, где лежат бедные психически нездоровые люди; на втором этаже — 8 комнат для прислуги и бедняков».

К концу XVIII века состояние заведения можно было назвать таким же плачевным, как и состояние пациентов. Доски пола подгнили, с крыши капало… Едва ли такая обстановка способствовала выздоровлению пациентов.

Популярное

По дороге в ад


Кто мог попасть в Бедлам? Строго говоря, стать пациентом психиатрической клиники в XVIII — XIX веке было очень просто: достаточно было подписи двух врачей, которые подтверждали, что пациентка действительно нуждается в лечении. Это был эффективный способ избавиться от неугодных родственниц или супругов. Женщины, чей социальный статус был ниже, а финансовые возможности меньше, были наиболее уязвимыми жертвами своих мужей и родственников-мужчин.

Диагноз большинства пациенток — «острая мания». Это психическое расстройство, для которого характерно патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и чрезмерное стремление к деятельности. Другими диагнозами были депрессия, повышенная тревожность, постродовая депрессия, но бывало, что пациентками Бедлама становились и настоящие убийцы.

Такова, к примеру, история Элизабет Тью(Elizabeth Thew). На фото — женщина с милым лицом, в аккуратной одежде. В руках у нее — кружево. Ее перевели из тюрьмы в Бедлам за убийство своего двухмесячного ребенка. Судя по ее записям, она не верила, что психически нездорова, просто страдала от тяжелых эпилептических припадков. Спустя 10 лет она покинула клинику и получила прощение за свое преступление.

Сохранилось множество фотографий женщин из Бедлама. В XIX веке верили, что по лицу человека можно было определить, безумен он или нет.

Другая пациентка — Элайза Джосолин(Eliza Josolyne), 23 года, была помещена в Бедлам в 1857 году с диагнозом« перенапряжение». На фото она выглядит вымотанной и подавленной, на лице — следы повреждений. Элайза работала домашней прислугой, единственной в огромном доме на 20 комнат. Ей не удавалось поддерживать все комнаты в порядке, особенно в зимние месяцы, когда дом промерзал, и нужно было растапливать камины и зажигать светильники. Что порекомендовал бы психиатр Элайзе сегодня?

Психиатр Наталья Чернобыльская предполагает, что у Элайзы могло быть тревожно-депрессивный статус.
« Скорее всего, ей бы назначили успокоительные и, возможно, лёгкие антидепрессанты. И обязательно — смена обстановки: больничный или отпуск хотя бы на месяц. Если это невозможно, рекомендовали бы госпитализацию, потому что если человек принимает транквилизаторы, но ему по‑прежнему нужно в авральном режиме выполнять тяжёлый труд, эффект будет сомнительный».

В ее личном деле говорилось, что Элайза часто« наносила себе повреждения, стучалась головой о двери и стены, поэтому спать ей приходилось в комнате с мягкими стенами».

Сара Гарднер(Sarah Gardner), 26 лет, тоже прислуга из Лондона, хотела убить себя. Она была раздавлена сплетнями относительно себя и своего нанимателя, так как в то время для одинокой женщины работать на мужчину считалось постыдным, это вызывало много вопросов. Саре потребовалось всего несколько месяцев, чтобы ее признали полностью здоровой.

Эмма Ричес(Emma Riches), 27-летняя мать четверых детей, попала в Бедлам, когда ее младшему ребенку было всего четыре недели отроду. Диагноз — «родильное безумие», в наше время мы бы сказали« постродовая депрессия». Она страдала от этого заболевания после каждых родов и уже попадала в клинику ранее. На фото на ней« укрепленное платье», сшитое таким образом, чтобы его не могли порвать другие пациенты. «Она никогда не говорит и не проявляет интереса к чему-либо… Она даже не будет есть, пока ее не заставят, не одевается и не раздевается самостоятельно».

Неизвестно, как именно лечили Эмму, мы знаем только, что« лекарства были признаны неэффективными». Через год после пребывания в клинике ее депрессия прошла.

Но попасть туда можно было и гораздо проще. Причиной многих психических заболеваний считалось расстройство репродуктивной системы. В Викторианскую эру деторождение было смыслом жизни женщины. Случаи« меланхолии» наблюдались у женщин в менопаузе. А уж «истерию» доктора-мужчины видели повсюду. Они связывали ее с неправильным положением матки, и почти любое поведение могло считаться признаком этого« заболевания»: например, если женщина слишком оживленно болтала с подругами.

Было и заболевание, которое называлось« моральным безумием», которое тоже могло привести женщину в сумасшедший дом. Проще говоря, измена.

Лечение или пытки

Один из способов лечения назывался« ротационная терапия». Он был изобретен Эрасмусом Дарвином — дедушкой того самого Чарльза Дарвина. Смысл лечения сводился к тому, что пациента пристегивали к стулу, подвешенному в воздухе, и крутили. Часами. Это был мучительный и жуткий процесс, не приводящий ни к каким результатам, кроме помутнения сознания.


За этим процессом, кстати, могли наблюдать зрители. Достаточно было заплатить несколько шиллингов, и зрелище было обеспечено.

В XVIII и XIX веках пациентов окунали в ледяную воду, морили голодом и часто — били. Филантроп Эдвард Уэйкфилд, посетивший Бедлам в 1814 году, описывал, как он наблюдал голых, страдающих от голода людей, прикованных к стенам короткими цепями.

Другим способом лечения считалась холодная ванная, придуманная Джоном Монро, его придерживались на протяжении 40 лет, начиная с 1751 года. В XIX веке эту процедуру сделали« сезонной» и лечили пациентов таким образом только до наступления холодов.


Для некоторых« тяжелых» пациентов применяли рвотные препараты и слабительное в больших количествах, что могло даже привести к смерти пациентов.

Известно, что« меланхолию», которую связывали с менопаузой, лечили пиявками, которых помещали на лобок женщины. Женская сексуальность(говоря тогдашним языком, «эротомания» или« гиперсексуальность») лечилась холодными ваннами, душем и охлаждающими компрессами на область гениталий.

Французский врач Жан-Этьен Эскироль так описывал лечение женщины 15-минутным ледяным душем: «После него она тряслась, ее челюсти яростно дрожали, а конечности не могли удержать вес ее собственного тела, пульс был редким и прерывистым».

Еще одним« действенным» препаратом считалась ртуть. Ею лечили истерию, а еще она успокаивала пациентов, делая их вялыми и сонными.

К счастью, за 200 лет образ психиатрии радикально изменился, и от прежней беспомощности не осталось и следа.

Соотношение духовных недугов и психических заболеваний - одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.

Три жизни

В начале года в СМИ прошла волна публикаций о серии суицидов среди подростков. Примерно в это же время ко мне обратился священник с просьбой проконсультировать его духовную дочь, девушку-подростка, которая не раз в беседах с духовником упоминала о самоубийстве. На прием Маша (имя изменено) пришла вместе с мамой, прибывающей в недоумении, зачем священник направил ее дочь к психиатру.

Никаких изменений в состоянии дочери члены семьи не замечали. Маша успешно оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Во время нашей беседы она не только подтвердила наличие суицидальных мыслей, но и рассказала, что несколько раз открывала окно, чтобы выброситься из него. Свое состояние Маша умело скрывала от родных и близких и только духовному отцу говорила о личных переживаниях.

Батюшка приложил много усилий, чтобы уговорить девушку пойти к психиатру. У Маши была тяжелая депрессия, требовавшая госпитализации. Если бы не усилия священника, она наверняка пополнила бы список подростков, покончивших с собой и оставивших в растерянности и отчаянии своих родных и близких.

Примерно тогда же в «скорую помощь» поступил вызов из одного московского храма. «Неотложку» к юноше вызвал священник. Молодой человек с целью «духовного совершенствования» полностью отказался от еды и пил только воду. В состоянии крайнего истощения он был доставлен в больницу, где в течение десяти дней находился в реанимации. Примечательно, что родители видели его состояние, но никаких мер не принимали. В обоих случаях девушка и юноша остались живы только благодаря тому, что священники распознали у них психическое расстройство.

Третий, трагический, случай также был в Москве . Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством.

Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества.

Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, «сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников».

Новый предмет в подготовке священнослужителей

Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии.

В дальнейшем курс «Пастырская психиатрия» на кафедре пастырского богословия (с 2010 года - кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: «На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении».

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979 гг.). Свою концепцию курса «Пастырская психиатрия» для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу «Психиатрия и вопросы духовной жизни», Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников.

Одна из центральных проблем этой книги - проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова священноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре , четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди к врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

В книге «Психиатрия и вопросы духовной жизни» Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной - врач-психиатр, телесной - врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение».

Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст : «И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются».

При этом возникают некоторые принципиальные вопросы: может ли человек, страдающий тяжелым физическим заболеванием, быть психически и духовно здоровым? Ответ здесь однозначный. Такие примеры мы знаем не только из житий святых и из подвигов новомучеников, но и среди наших современников. Второй вопрос: может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.

Третий вопрос: может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что «священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная - это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь». Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, «св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему».

Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (XI.5.): «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

О соотношении духовных и душевных состояний

К сожалению, обращает на себя внимание высокая распространенность совершения чина «изгнания злых духов» в современной церковной практике. Некоторые священники, не проводя дифференциацию между духовными недугами и психическими заболеваниями, направляют на совершения «отчиток» больных с тяжелыми генетически обусловленными психическими заболеваниями. Еще в 1997 году Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы осудил практику «отчиток».

Существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Остановимся на соотношениях некоторых из них: печаль, уныние и депрессия; одержимость и бред «бесоодержимости»; «прелесть», маниакальные и депрессивно-бредовые состояния.

Среди духовных состояний выделяют печаль и уныние. При печали отмечаются упадок духа , бессилие, психическая тяжесть и боль, изнеможение, скорбь, стесненность, отчаяние. В качестве ее основной причины святые отцы отмечают лишение желаемого (в широком смысле этого слова), а также гнев, воздействие бесов. Необходимо отметить, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин наряду с этим особо выделяет «беспричинную печаль» - «неразумную скорбь сердца».

Депрессия (от латинского depressio - подавление, угнетение) - это уже не духовное, а душевное расстройство. В соответствии с современными классификациями оно представляет собой состояние, основными проявлениями которого является устойчивое (не менее двух недель) грустное, печальное, подавленное настроение. С тоской, унынием, утратой интересов, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сниженной самооценкой, пессимистическим восприятием будущего. А также с утратой потребности в общении и нарушением сна, снижением аппетита вплоть до его полного отсутствия, трудностями сосредоточения и осмысления. Кроме этого при депрессии нередко возникает беспричинное самоосуждение или чрезмерное чувство вины, повторяющиеся мысли о смерти.

Люди верующие в состоянии депрессии будут испытывать ощущение богооставленности, утраты веры , появление «окамененного бесчувствия», «холода на сердце», говорить о своей исключительной греховности, духовной гибели, жаловаться, что не могут молиться, читать духовную литературу. При тяжелой депрессии нередко отмечаются суицидальные мысли. Люди верующие обычно говорят, что совершить самоубийство они не могут, ведь за это их ожидает ад . Но, как показывает практика - и на это нужно обращать внимание, - они также совершают самоубийства, хотя немного реже, так как душевные страдания являются самыми тяжелыми и не все способны их вынести.

Среди депрессий выделяют реактивные, возникающие после психо-травмирующих ситуаций (например, после смерти близкого человека), и эндогенные («беспричинная печаль»), которые обусловлены генетически. Особо часто депрессии встречается у людей преклонного возраста, среди которых они отмечаются более чем в половине случаев.

Нередко депрессии приобретают затяжное и хроническое течение (более двух лет). По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на второе место среди других причин. Причина этого -утрата традиционных религиозных и семейных ценностей.

Среди духовных состояний выделяется бесоодержимость. Вот два примера, иллюстрирующие это состояние. Первый из них связан с епископом Стефаном (Никитиным; 1"1963), который еще до рукоположения в священный сан в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он к ней пришел, она неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню, доктора попросили уйти. Другой пример из жизни архиепископа Мелитона (Соловьева; 11986). Он относится к концу 1920-х годов. Однажды он поздно вечером, почти ночью, переносил с одной квартиры на другую портрет св. Иоанна Кронштадтского . Навстречу ему шел мужчина, который стал неожиданно кричать и называть имя Иоанна Кронштадтского. То есть ведущий критерий определения бесоодержимости, как отмечают многие пастыри, - это реакция на святыню.

В то же время к душевным болезням относятся шизофренические психозы, когда нередко наряду с разнообразной бредовой тематикой больной считает себя владыкой мира или Вселенной, мессией, призванным спасти Россию или всё человечество от мирового зла, экономического кризиса и т.п. Существуют также бредовые расстройства, когда больной убежден, что в него вселились бесы, шайтаны (в зависимости от того, к какой культуре он принадлежит). В данных случаях идеи бесоодержимости, так же как идеи мессианского содержания, являются только тематикой бредовых переживаний больного при тяжелом психическом заболевании.

Например, один из пациентов в первом психотическом приступе считал себя Чебурашкой и слышал в голове голос крокодила Гены (слуховые галлюцинации), а в следующем приступе он говорил, что в него вселились темные силы (бред бесоодержимости) и им же принадлежат голоса. То есть в одном случае тематика бредовых переживаний была связана с детским мультфильмом, в другом имела религиозный подтекст. Оба приступа одинаково успешно лечились антипсихотическими препаратами.

Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости.

К духовным состояниям относится и состояние «прелести», важнейшим проявлением которой является переоценка человеком своей личности и интенсивный поиск различных «духовных даров». Однако данный симптом, наряду с ощущением больным прилива сил, энергии, особого духовного состояния, психомоторным возбуждением, расстройством влечений, сокращением длительности ночного сна, является одним из проявлений маниакальных состояний. Бывают и другие состояния, когда человек начинает очень активно «заниматься своим духовным ростом» и перестает слушать своих духовников.

Некоторое время назад ко мне обратились родители одной девушки, которая примерно за год до этого пришла к вере, но последние два месяца ее духовная жизнь стала очень интенсивной. Она похудела настолько, что возникла реальная угроза ее жизни в связи с дистрофией внутренних органов. Около двух часов она молилась утром, около трех вечером, днем около двух часов читала кафизмы и отдельные места из Евангелия и Послания апостолов. Она причащалась каждое воскресенье, а перед этим каждую субботу отстаивала многочасовую очередь на исповедь в одном из монастырей. На исповедь она приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Слова духовника о том, что она не монахиня-схимница, что ей не положено выполнять такие молитвенные правила, она не слышала. Также она не слышала и просьб своих пожилых родителей. Они просили хотя бы иногда ходить в храм рядом с домом, так как проводить с ней все выходные в монастыре им физически тяжело, а одну отпустить ее они не могут. Она перестала справляться с работой и общаться со своими коллегами. Больной она себя не считала, при этом негативно отзывалась о священниках, которые пытались ограничить ее молитвенные «подвиги». Под давлением родителей она пассивно согласилась принимать лекарства, на фоне которых у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Молитвенное правило (на чем настаивал духовник) сократилось до чтения утренних и вечерних молитв и одной главы из Евангелия.

Понятно, что ни в одном из монастырей ни одна игуменья , ни старец не благословят молодую послушницу на подобные « подвиги». Никто не отменял старого монашеского правила: когда видишь брата, резко поднимающегося наверх, сдерни его вниз. Когда человек воспринимает себя «великим специалистом» в духовной жизни и не слышит своего духовника, принято говорить о состоянии прелести. Но в данном случае была не прелесть, а психическое заболевание, которое приобрело религиозную окраску.

Навязчивые состояния и их формы

При обсуждении темы соотношения духовных и душевных болезней необходимо остановиться на проблеме навязчивых состояний (обсессий). Они характеризуются возникновением в сознании больного непроизвольных, обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, по отношению к которым сохраняются критическое отношение и стремление им противостоять. Существуют двигательные навязчивости, когда человек повторяет какие-то движения. Например, несколько раз возвращается к запертой двери, проверяет, заперта она или нет.

При психических заболеваниях бывает, что больной делает поклоны и стучит лбом об пол (такое бывало и с православными, и с мусульманами). Кроме этого выделяют так называемые контрастные навязчивости, когда у человека появляется неотвратимое желание сбросить кого-то под поезд в метро, у женщины возникает желание ударить ножом своего ребенка.

Для больного совершенно чужда такая мысль, он прекрасно понимает, что этого совершать нельзя, но эта мысль неотвязно существует. Также к контрастным навязчивостям относят так называемые хульные мысли, когда у человека появляется как бы хула на Духа Святого , на Божию Матерь , на святых угодников. Подобное состояние было у одного из моих пациентов на этапе депрессии после шизофренического приступа. Для него, православного человека, хульные мысли были особо мучительны.

Он пошел к священнику на исповедь, но тот отказался его исповедовать, сказав, что всё простится человеку, кроме хулы на Духа Святого (ср.: Мф. 12,31). Что ему оставалось делать? Он совершил попытку самоубийства. После проведенной психофармакотерапии указанные психопатологические расстройства купировались и в дальнейшем не повторялись.

Выводы

Отмеченные выше депрессивные состояния, состояния с бредом бесо-одержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний. Это отмечал и митрополит Антоний (Сурожский), который писал, что «психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе.

Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом . И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать».

Многие классики психиатрии и современные исследователи отмечали, что христианское восприятие жизни делает человека устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Очень четко эту мысль сформулировал Виктор Франкл, основатель теории лого-терапии и экзистенциального анализа: «Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».

Сложность разграничения душевных и духовных заболеваний остро ставит вопрос о необходимости обязательного включения в программы подготовки будущих священников во всех высших учебных заведениях Русской Православной Церкви курса пастырской психиатрии, а также специальных курсов по психиатрии при подготовке социальных работников. О необходимости этих знаний для каждого пастыря писал в своем руководстве «Православное пастырское служение» еще профессор архимандрит Киприан (Керн), посвятив вопросам пастырской психиатрии специальную главу. Он настоятельно рекомендовал каждому священнику прочитать одну-две книги по психопатологии, «чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность».

Задача священника при выявлении у человека признаков психического заболевания - помочь ему критически осмыслить состояние, побудить обратиться к врачу, а в случаях необходимости к систематическому приему лекарственной терапии. Уже есть немало случаев, когда больные только благодаря авторитету священника, по его благословению принимают поддерживающую терапию и длительное время находятся в стабильном состоянии. Как показывает практика, дальнейшее совершенствование психиатрической помощи возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.

Василий Каледа


Журнал Московской Патриархии, № 9, 2012 г.

51 81 643 0

Не нужно путать два понятия:

  1. Психическое расстройство;
  2. Психическую болезнь.

Расстраиваться может каждый , в силу гормонального фона, перестройки организма, плохой ситуации, тотального невезения и по многим другим факторам и причинам.

Главный показатель, который есть в «расстраивании» – это временность.

С болезнью все гораздо хуже, тут «временность» заменяется на «безвременность». Вылечить психическую болезнь практически невозможно.

Если человек уверен, что он Наполеон, это навсегда. В лучшем случае его можно напичкать препаратами, провести курс лечения током и превратить в овощ. Но овощи просто молчат и не двигаются. Поэтому мы и не знаем, что у них в голове.

Чтобы заранее определить, болен ли человек, нужно знать основные признаки заболевания. Об этом мы расскажем в статье.

Кардинальное изменение личности

Мы все меняемся понемногу, и меняет нас окружение, время, опыт и интересы. Это нормально: что-то человек теряет, что-то приобретает.

Но если в один миг человек изменился кардинально, то это тревожный сигнал.

К примеру, банковский клерк, который ушел с работы таким, а пришел на работу на следующей день в костюме покемона. Конечно, это может быть прикол, ответ по проигранному спору или костюмированный вечер.

Если видимых причин для кардинального перевоплощения нет, есть скрытые мотивы.

Вы о них не знаете, но если человек не просто в костюме покемона, а считает себя таковым, то дело серьезное. Пусть он вошел в роль и доказывает всем свой артистизм, но скоро его запал должен закончиться.

Если запал не заканчивается – это явно первый признак психического заболевания.

Вначале может показаться, что человек забил на обязанности и на свои каждодневные функции. Он попросту забыл, что он что-то должен делать и совершенно не помнит как это делать.

Банковский клерк, который пришел на работу, но при виде отчетов, которые сделал вчера на половину, приходит в полный ступор. Он не понимает, как он это вчера делал. Он совершенно потерял навык.

Абсурдные идеи

Все признаки нужно брать компанией, а не выдергивать один из них и делать поспешные выводы, основываясь только на нем. Это касается данного признака. Абсурдность в идее может увидеть окружающий социум, если просто не дорос до понимания такой идеи.

Про многих гениев говорят, что они родились раньше своей эпохи. Мир еще был не готов принимать их идеи.

Следовательно, считали таких людей не просто чудаками, а безумцами, колдунами и дьяволами.

  • В свое время Джордано Бруно сделал ряд открытий, опередивших эпоху, в которой он жил. Он рассказал о том, что звезды, это солнца других галактик, а галактик во вселенной бесконечное количество. Только по истечении 300 лет на месте казни был воздвигнут памятник в честь легендарного ученого.
  • Галилео был таким же, но дожил до 77 лет, так как вовремя отрекся от своих открытий. Отрекался он от того, что земля круглая и вертится вокруг солнца, которое в свое время неподвижно.
  • А Никола Тесла ? Только недавно начали «сходить с ума» от электромобилей, а придуман он был почти сто лет назад. Тесла умер в 1943 году в полной нищете, оставив потомкам 300 изобретений.

Примеров можно приводить бесконечное количество, думаем, что суть уже ясна. Гениев, родившихся не в свой век, вычеркиваем из этого признака.

Клерк в костюме покемона бродит по офису, пустым взглядом встречает каждую папку, отчет и коллегу. Потом начнет предлагать безумные идеи. На возражения отмахивается и сообщит, что придумал заклинание.

Но отличить абсурдные идеи от не лишенных смысла реально для здорового человека.

Глубочайшая апатия

Здоровому человеку свойственно . Главное – уходить в себя на время и выходить вовремя и полным сил.

Бывает так, что здоровый человек путает день с ночью. Для этого есть определенные причины. Но когда человек спит днем, бодрствует ночью, кушает через каждые 10 минут или не ест сутками – это может быть невроз, но в сочетании с другими признаками – психическое заболевание.

Враждебность

Ненависть ко всему и ко всем. Когда бесит все сказанное и сделанное, и не сказанное и не сделанное.

Психически больные люди ненавидят всех, потому что все не вписываются в реальность больных.

Галлюцинации

Они могут быть как слуховые, так и зрительные. Человеку что-то видится и что-то слышится. Бывают медиумы, экстрасенсы и колдуны, у которых есть такая способность. Они слышат голоса умерших людей и видят призраков. Другое дело, когда человек разговаривает с вымышленным другом.

Больной человек не осознает что такое смерть. Он играет. К примеру, он может решить, что завтра улетает, поэтому сегодня он должен со всеми попрощаться, завершить все свои дела и раздать вещи.