В каком году правил ягайло. Князь Владислав II Ягайло. Великий князь Литовский и король Польский

Чувствуя шаткость власти, в - годах Ягайло начал искать поддержки у Польши . В результате Кревской унии 14 августа Ягайло обязался принять римо-католицизм и возвратить Польше отторгнутые у нее ранее земли. В году к Ягайло приехали послы из Кракова , прося принять Польскую корону, так как краковцы воспротивились воле бездетного польского короля Казимира передать власть Подольскому князю Константину Ольгердовичу – сводному брату Ягайло, сыну Ольгерда от первой жены Марии Ярославны, княжны Витебской. Ягайло принял предложение - 12 февраля того же года он прибыл в Краков, 15 февраля перешел в римо-католицизм и был крещен под именем Владислава, а 18 февраля обвенчан с польской королевой Ядвигой I , чем были объединены Польша и Литва под польской системой управления. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской ». Уния Литвы и Польши стала основой сопротивления наступлению Тевтонского ордена, ранее грозившего обеим странам. Вопрос о том, был ли Ягайло собственно польским королем или только супругом польской королевы, обсуждался польскими учеными с XIX века и остается открытым.

Поселившись в Польше, Ягайло стал управлять Литвой посредством наместников, считая ее частью своего нового государства. С того же года, Ягайло начал массовое крещение литовцев в римо-католицизм. Крестившиеся рыцари получали от него значительные привилегии. 20 февраля году он дал право городского самоуправления Вильнюсу . Значительная группа литовских князей, неприязненно настроенных к новому ходу государственных дел, в году добилась передачи власти в Литовском княжестве Витовту, с сохранением за Ягайло титула «верховного князя» Литвы.

В оценке его личных качеств историки расходятся. Одни полагают, что он был человеком небольшого ума и слабого характера, а его роль в истории приписывают стечению обстоятельств. Другие, и, в частности, литовские историки, отмечают его большие способности, личное влияние на ход исторических событий; но и те, и другие считают его жестоким и вероломным правителем.

Литература

  • Szajnocha, K., Jadwiga i Jagiełło .
  • Сarо, J., Geschichte Polens (2-я часть, Гота, 1863).
  • Смирнов, М., Ягелло – Яков – Владислав и первое соединение Литвы с Польшей , Записки Новороссийского Университета, Одесса, 1868.
  • Smolka, St., Kiejstut и Jagiełło , Краков, 1888.
  • Koneczny, F., "Jagiełł o i Witold", Przewodnik naukowy , 1892.
  • Lewicki, A., "Powstanie Swidrygiełły", Rozpr. Ак. Ит. , XXIX.
  • Любавский, М. К., Очерк истории Литовско-Русского государства , М., 1910.

Использованные материалы

  • Новодворский, В., "Ягайло", статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

Польша богата своими королями. Жестокими и добродушными, смелыми и трусливыми, справедливыми и капризными. Одни поражали своим умом и отвагой, другие – красотой и самодурством. Но все они, без исключения, оставили свой след в истории Речи Посполитой. И, наверно, мы бы сейчас не видели Польшу именно такой, как она есть, если бы не их деяния. И есть среди них монархи, которые восхищали своим величием не только жителей государства Польского, но и заставляли трепетать от страха множественных врагов Короны. Но, как и у каждого человека, у этих величайших самодержцев были свои тайны и секреты, о которых нам не расскажут учебники истории.

История величайших польских королей полна тайн.

Владислав II Ягайло – личность грандиознейшего масштаба. Все знают, что он был прекрасным политиком, великолепным стратегом и практичным тактиком. Ведь именно он сумел дать отпор крестоносцам, державшим в страхе всю Европу. И не просто дать отпор, а победить их в знаменитой , которая положила конец тевтонскому террору. Именно он стал родоначальником величайшей королевской династии Ягеллонов, правившей европейскими государствами в течении двух сотен лет. Литовский князь, ставший королем Речи Посполитой. Язычник, превратившийся в страстного поборника веры Христовой. Но все ли так просто на самом деле? Что умалчивают от нас историки и какие маленькие секреты окружают жизнь этого великого короля?

Владислав Ягайло – величайший король Польши.

1386 год. На улицы въезжает процессия из Княжества Литовского. Среди многочисленных рыцарей, дворян и слуг, во главе процессии на породистом рысаке восседает юноша 24-х лет. Роста он был мизерного, лицом вытянутый и худой со слегка коническим подбородком. Его голова была маленькой и на ней виднелись ранние залысины. Маленькие черные глаза беспрерывно бегали, осматривая стоящих по обеим сторонам улицы зевак. Большие уши, длинная шея, стройный стан. Когда юноша приблизился к представителям дворянского сословия и, сойдя с лошади, заговорил с ними, над толпой пронесся еле слышный смешок – голос его хоть и был низким, но говорил он спеша и путая слова. Никому из толпы и в голову не пришло, что этот молодой литвинский князь, прибывший в Краков для брака с Ядвигой Анжуйской, в скором времени заставит трепетать от страха всю Европу.

Почему же светская и вполне европейская Польша решилась на такой, казалось бы, унизительный союз с «полудикими» язычниками литвинами? Ответ весьма банален. Великое Княжество Литовское (ВКЛ) долгое время было непосредственным противником Речи Посполитой. Политическая ситуация в Европе сложилась таким образом, что Польской Короне необходим был некий стратегический ход, позволявший нейтрализировать хотя бы одного потенциального врага. Да и малолетняя Ядвига, хотя формально и считалась наследницей польского престола, все же не могла самостоятельно править. Вот шляхте и пришла в голову мысль выдать ее замуж за сына князя Ольгерда и княгини Юлиании. Этот финт решал сразу две проблемы – Польша и Литва соединялись в одно мощное княжество, а не троне воцаряется достойный самодержец. К тому же, брак Ягайлы с Ядвигой стал бы основной причиной крещения Литвы в католичество (литвины до тех времен были ярыми язычниками и совершенно не воспринимали христианскую веру).

Брак Ядвиги с литовский князем обеспечивал Польше надежное союзничество.

14 февраля 1386 года Ягайло был окрещен в Краковском соборе. Вот как описывается это мероприятие в хрониках: «В четверг, в 14 день февраля, Великий Литовский князь Ягайло и братья его, уже обученные правилам и догмам веры католической, прибыли в костел дабы совершить признание веры Христовой и отвергнуть блуд поганский. И приняли они Крест Святой из рук епископа Бодзанты и вместо имен поганских даны им были новые – Ягайло стал Владиславом, Вигунд – Александром, Коригелло – Казимиром, а Свидригайло – Болеславом.»

Но зачем же понадобилась Литве Польша? Ответ очевиден. Православная Русь не считала ВКЛ полноценным соседом и всячески старалась отобрать у него северные земли. К тому же, Ягайло, будучи сыном княгини Юлианны Тверской, обладал правом на княжий престол и, следовательно, мог составить огромную конкуренцию местным князькам. Тем более, что он за свои 24 года уже успел прославиться, как успешный военначальник. Князь Дмитрий Московский, пытаясь избавиться от противника, всячески старался заманить Ягайло к себе в зятья и окрестить Литву в веру православную, присоединив ее таким образом к Руси. Естественно, литвинам такой расклад не очень то нравился и они предпочли равноправный союз с Польской Короной.

Литва в течении многих лет оставалась языческой.

Но стал ли новоиспеченный Владислав после крещения таким уж яростным католиком? Или же трюк с новой верой стал всего лишь одним из шагов на пути к успеху?

После женитьбы на Ядвиге, коронации на польский престол, скорого вдовства, последующих трех женитьб и войной с крестоносцами, Ягайло все же не полностью отрекся от своих языческих верований. Первым признаком этого стало то, что король оставил себе «поганское» имя и пользовался им наравне со своим новым именем – Владислав. Он продолжал практиковать довольно странные, с точки зрения христиан, обычаи, которые казались, если не языческими, то уж точно магическими. Каждое утро, выходя из спальни, он обязательно ломал пальцами надвое веточку соломы, с ложа своего сходил всегда только правой ногой, волосы, состриженные с бороды или головы, всегда сворачивал в узелок и сжигал. Выйдя из дома, всегда оборачивался три раза через левое плече и бросал позади себя переломанную веточку ивы. Сегодня трудно понять, были ли это древние литвинские традиции или же обычная защита от сглаза. Но одно остается несомненным – вся напускная религиозность Владислава была лишь маской, под которой скрывались языческие привычки.

Ягайло так и остался язычником, но тщательно это скрывал от подданных.

Определенная таинственность кружит и над могилой короля Владислава. Саркофаг был создан еще при его жизни (уж не языческие ли традиции?). Кроме традиционных геральдических символов – гербов Польши и Литовского Княжества, фигур львов, обозначающих принадлежность к монархической династии, вокруг постамента удобно расположились псы и соколы. О увлечении короля охотой – знали все, но почему же такие странные фигурки украшают усыпальницу короля? Ответ ищем у язычников. Согласно их верованиям, тело воина должно было быть сожжено вместе с любимыми вещами или животными. Дохристианская Литва твердо придерживалась этих правил и вполне возможно, что король позаботился о своей загробной жизни, переделывая свои народные традиции таким нехитрым способом.

К слову: могила короля Владислава II Ягайлы никогда не была открыта даже для проведения исследований, что весьма странно. Практически все королевские гробницы, находящиеся в Вавельской катедре, в свое время тщательно изучались учеными. А вот литвинец Ягайло – исключение. Совпадение? Или языческие боги даже после смерти опекают своего князя?

Даже после смерти языческие боги опекают Ягайло.

Король Владислав Ягайло не обладал ни образованием, ни теоретическими знаниями. Он был воспитан воином и воспитан как воин. Но не смотря на свою жестковатость и примитивность, по достоинству ценил роль науки и знаний. Он любил живопись, увлекался музыкой, был крайне чувствителен к красоте природы. Как политик, Ягайло был довольно умным и гибким, но не всегда лояльным. Его прямолинейность и простота в общении не редко ввергала в шоковое состояние представителей аристократии. Раздражительность, упрямство, ревность и постоянные подозрения – так можно охарактеризовать характер польско-литовского короля. Вавель он не любил и старался как можно меньше бывать там. Настоящим домом для Ягайлы стала его резиденция в Корчине.

Ягайло удивлял своих подданных тем, что был крайне чистоплотен – весьма редкое явление для средневековой Европы, когда даже сановитые дамы гнушались ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро, сразу после пробуждения, он отправлялся в туалетные комнаты, где приводил себя в порядок в течении нескольких часов. Ягайло очень любил принимать ванны и делал это ежедневно.

Владислав II любил поспать – этому ритуалу он отдавал все свое свободное от забот время. Он никогда не употреблял алкогольных напитков (следует отдать ему должное), ненавидел запах и вкус яблок, а вот груши вкушал с огромным удовольствием.

Но настоящим смыслом жизни Ягайлы была охота. Ей он предавался с огромной страстью. В конце концов, из-за нее (частично) и скончался.

Любимая резиденция Владислава Ягайлы.

В 1419 году случилось странное событие, которое заставило Владислава усомниться в содеянном – в собственном крещении и крещении Литвы. Во время одной из поездок, огромная молния ударила в карету короля, насмерть поразив двух дворян и семь рыцарей вместе с лошадьми. Король отделался лишь частичной глухотой, а его одежда насквозь пропиталась запахом серы. Современники судачили, что после этого Ягайло тайно доставил в Краков чудом уцелевшего литвинского волхва и не принимал ни одного решения, ранее не посоветовавшись с ним. Скорее всего, король воспринял этот знак Перунаса, как предупреждение. Не раз он пожалел, что втянул себя и свой народ в католическую кабалу, но деваться уже было некуда. Король княжества Польско-Литовского просто обязан был преклоняться кресту. По крайней мере – перед глазами своих подданных.

Смерть короля была на столько банальной, на сколько и мистической. Прохладным весенним вечером Владислав вышел из своих покоев и услышал, как в ближайшей роще поет соловей. Король был на столько очарован пением этой неприметной пташки, что отправился прямиком в лес, не позаботившись о теплом одеянии. Там он пробыл несколько часов, а вернувшись – забился в лихорадке. Придворный врач констатировал диагноз – воспаление легких.

Ягайло лежал в кровати, укутанный теплыми перинами. Он разогнал всех целителей и придворных, оставив возле себя лишь старую служанку-литвинку. Служанка сидела у его изголовья, напевая протяжные песни на родном языке, а перед глазами Владислава проносилась вся его жизнь. Целых 48 лет он носил на голове корону польскую, был женат 4 раза, смог вырваться из лап двоюродного брата Витовта и победил крестоносцев. Он окрестил Литву, присоединил к Великому княжеству западно-украинские земли, сделал все, для Польши и Литвы, что только мог сделать. Внезапно, он заметил неясную тень. Присмотревшись, он узнал в призраке своего дядю Кестута – отца Витовта. Когда-то, они вместе правили Великим княжеством Литовским, но склоки и интриги привели к непримиримой вражде. Князь Кейстут был задушен по приказу Ягайлы в 1382 году в Крево (Белорусь). Призрак приблизился к ослабевшему племяннику, поцеловал вспотевшее чело и медленно накрыл ладонью его глаза… Старая служанка, зажав в кулачке посеревшую от времени мотанку (ритуальную куколку из нитей), подошла к еще теплому телу великого короля и прошептала на ухо: «Теперь ты дома».

Король умер. Да здравствует король…

ЯГАЙЛО (Йогайла, Ягелло) (1351–1434) – великий князь литовский (1377–1392), король польский (Владислав II Ягелло, 1386–1434), родоначальник династии польских королей Ягеллонов.

Родился в 1351 в Вильнюсе; отец – великий князь литовский Ольгерд, мать – тверская княжна Ульяна Александровна. Был крещен в православие. Великим князем литовским стал по завещанию отца в 1377. Его дядя Кейстут, мечтавший о великокнязеском престоле для своего сына Витовта, не решался поначалу нарушить слово, данное Ольгерду в присутствии литовских и русских панов и бояр, и настаивать на своих желаниях. Он надел на голову Ягайло великокняжескую шапку, набросил на плечи горностаевую мантию, дал в руки меч – символы великокняжеской власти. Ягайло унаследовал мощное государство, простиравшееся от Балтийского до Черного морей. Можно было разделять и властвовать, но у Ягайло было 11 родных братьев и еще 6 двоюродных (сыновей Кейстута), что не обещало спокойной жизни.

В 1380 Ягайло заключил договор с Золотой Ордой против Московского княжества, стал союзником Мамая в Куликовской битве 1380, но в самой битве не участвовал, остановившись примерно на расстоянии одного дня пути от поля сражения.

В 1382 вел борьбу за власть с Кейстутом, имевшим немало крестоносцев среди наемников своего войска. Ягайло перекупил их и захватил в плен Кейстута вместе с женой Бирутой и сыном Витовтом. В Кревском замке Кейстут, по показаниям одних источников, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а согласно другим, был задушен по приказанию Ягайло. Говорили, что Ягайло приказал утопить и Бируту, отняв перед этим у них Вильнюс и замок в Троках (ныне Тракай). Двоюродный брат Ягайло Витовт, заключенный вместе со своим отцом Кейстутом в тот замок, успел спастись бегством к великому магистру тевтонского ордена и начать борьбу с Ягайло. Она закончилась захватом Тевтонского орденом княжества Жемайтия в Литве. В 1383–1384, чувствуя шаткость власти, Ягайло начал искать поддержки у Польши. В результате Кревской унии 14 августа 1385 Ягайло обязался принять католичество и возвратить Польше отторгнутые у нее ранее земли. В 1386 к Ягайло приехали послы из Кракова, прося принять польскую корону (краковцы протестовали против передачи ее бездетным польским королем Казимиром подольскому князю Константину Ольгердовичу – сводному брату Ягайло, сыну Ольгерда от первой жены Марии Ярославны, княжны витебской).

Посоветовавшись с матерью и панами, поняв, что на восток в московские земли ему дорога заказана, Ягайло устремился на запад. Он без сомнений перешел в римскую веру, был крещен под именем Владислава II, вступил 18 февраля 1386 в брак с польской королевой Ядвигой I, что позволило Польше объединиться с Литвою и составить единое государство с польской системой управления. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской». Вопрос о том, был ли Ягайло польским королем или только супругом польской королевы, подвергался польскими учеными сомнению еще в 19 в. Но факт утверждения польской династии Ягеллонов на польском троне на 200 лет (с 1386 по 1572) не требует доказательств.

В 1386 прибывший в Литву Ягайло начал массовое крещение литовцев. Крестившие рыцари получали от него значительные привилегии. 20 февраля 1387 он дал право городского самоуправления Вильнюсу. Однако такая политика нравилась далеко не всем. Значительная группа оппозиционно настроенных ему литовских князей в 1392 добилась передачи власти в Литовском княжестве Витовту, правда, с сохранением за Ягайло титула «верховного князя» Литвы. Тем самым уния Литвы и Польши не была нарушена. Она по-прежнему служила мощной основой сопротивления наступлению Тевтонского ордена, удерживавшего литовские (Жемайтию) и польские (Добжинскую провинцию) земли.

В 1402 Ягйало вторым браком женился на Анне Цилийской, прожил с ней 15 лет в ожидании наследника, но рождались дочери. В 1409 начал Великую войну с Тевтонским орденом, поддержанным Священной Римской империей. В знаменитой Грюнвальдской битве 1410 объединенные силы Польши и Литвы при участии русских, украинских, белорусских и чешских полков разгромили основные силы Тевтонского ордена, за чем последовало освобождение Жемайтии и Добжинской земли. Во всех этих событиях Ягайло проявил себя талантливым организатором и военачальником, добившемся также выплаты Тевтонским орденом в 1411 значительной контрибуции.

В 1413 году в Городле (Западный Буг) была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении. Против этого выступил брат Ягайло – Свидригайло , который опирался на украинских и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. Но успех сопутствовал не ему, а Ягайло. В июне 1431 Ягайло во главе польских войск вторгся на Волынь (смерть Витовта в 1430 развязала ему руки). Ягайло поддерживала польская знать, церковь, выступавшая против союза Польши с Чехией и всемерно стремившаяся к распространению католичества в Литве, а также далее – на Западной Руси. Свидригайло пытался оказывать сопротивление своему родственнику, но в результате его поражения в битве у реки Святой князем Литвы стал Сигизмунд (1435–1440). Актом от 3 января 1433 Ягайло подтвердил решимость в случае смерти Сигизмунда передать под власть Польши все литовские земли.

С 1417, желая иметь наследника, Ягайло не единожды женился (в 1417 ему уже было 66 лет): вначале на Елизавете Грановской, но брак был недолгим и бесплодным, затем, уже в четвертый раз, на Софье, от которой, наконец, родились сыновья, в том числе будущие короли Польши Владислав III и Казимир VI.

Ягайло умер 1 июня 1434 в Городоке. В оценке его личных качеств историки расходятся. Одни полагают, что он был человеком небольшого ума и слабого характера, а его роль в истории приписывают стечению обстоятельств. Другие, и, в частности, литовские историки, отмечают его большие способности, личное влияние на ход исторических событий; но и те, и другие считают его жестоким и вероломным правителем.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

- (Ягелло; литов. Jogaila, польск. Jagiello) (ок. 1350 31 мая/1 июня 1434, Гродек, близ Львова), литовский великий князь в 1377 1392, король Польши с 1386 как Владислав II Ягайло, родоначальник династии Ягеллонов (см. ЯГЕЛЛОНЫ). Ягайло, сын князя… … Энциклопедический словарь

Или Ягелло великий князь литовский и польский король. Сынправославной княгини Юлиании, он исповедывал уже в юности, поутверждению некоторых исследователей, православие; другие историкидоказывают, что он оставался язычником до самого момента… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ягайло - истор. белор. (1348? – 1434) великий князь Великого княжества Литовского, король Польши, государственный деятель европейского масштаба и основатель белорусско польской королевской династии. Совместными силами Витовт и Ягайло остановили… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Йогайла (Jogaila) (около 1350 1.6.1434), великий князь литовский в 1377 92 (с перерывом), король польский (Владислав II Ягелло Władysław II Jagiełło) с 1386, родоначальник династии Ягеллонов (См. Ягеллоны). Сын Ольгерда. В Великом… … Большая советская энциклопедия

Или Ягелло великий князь литовский и польский король. Сын православной княгини Юлиянии, он исповедовал уже в юности, по утверждению некоторых исследователей, православие; другие историки доказывают, что он оставался язычником до самого момента… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Йогайла (Jogaila) (ок. 1350 1.VI.1434), вел. князь литовский в 1377 92 (с перерывом), король польский (под именем Владислава II Ягелло Wladyslaw II Jagiello) с 1386, родоначальник династии Ягеллонов. Сын Ольгерда, внук Гедимина. В 1380 заключил… … Советская историческая энциклопедия

ЯГАЙЛО - (или Иогайла; (ок. 1350 1434) великий князь литовский; в знач. нариц.) Ты спросишь, кто велит? Всесильный бог деталей, Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг. П917 (I,167) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Ягайло - Йогайло (Jogaila) (ок. 1350 1434), вел. литов. кн. (1377 99), польск. король (под именем Владислава II Ягелло). Родоначальник династии Ягеллонов. Сын Ольгерда. В Куликовской битве (1380) сторонник Мамая. В Грюнвальдской битве (1410) возглавляет… … Словарь полководцев

Ягайло - іменник чоловічого роду, істота історична особа … Орфографічний словник української мови

Ягайло В. - ЯГÁЙЛО, Ягелло (Jagiełło) Владислав (ок. 1350–1434), великий князь литовский в 1377–92, король польский с 1386. Основатель династии Ягеллонов. Сын Ольгерда, внук Гедимина. Был союзником Мамая. В 1382 победил в междоусобной борьбе за… … Биографический словарь

Книги

  • Ягайло - князь Литовский
  • Ягайло - князь Литовский , Геннадий Левицкий. 1377 год. Умирает один из соправителей Великого княжества Ли-товского - Ольгсрд. В свой последний час он передаст великокняжеский титул Владиславу Ягайлс. Родной дядя Владислава - Кейстут…

В 1377 г. скончался Ольгерд, приняв, говорят, перед смертью схиму. После него осталась огромная семья: двенадцать сыновей и пять дочерей и, сверх того, много племянников и внуков. Преемником великокняжеского достоинства, помимо старших братьев, стал Ягайло, или Ягелло, старший сын Ольгерда от брака на княжне тверской. Начались смуты и кровопролитные усобицы. Кейстут, проведав о тайных сношениях Ягайло с Тевтонским орденом, непримиримым врагом Литвы, взял Вильно и завладел великокняжеским престолом, а племяннику дал в удел княжество Кревское и Витебское. Ягайло, конечно, не мог удовольствоваться этим; ему удалось заманить дядю на свидание как бы для переговоров и захватить его. Престарелый герой Литвы Кейстут был закован и посажен в темницу, где по приказу вероломного Ягайла он был удавлен (1382 г.), на радость немцам. В народе был пущен слух, будто Кейстут сам лишил себя жизни.

Сына Кейстута, Витовта, Ягайло содержал под стражей в замке и, вероятно, готовил ему ту же участь, что и его отцу. Но жена, посещавшая Витовта в заключении, помогла ему обмануть стражу и бежать в одежде служанки из замка. Витовт нашел поддержку у немцев, злейших врагов отца, теперь готовых помогать сыну в борьбе с Ягайло, прежним их союзником, усиления которого в Литве они боялись.

Военные действия, начатые Витовтом в союзе с немцами, сначала были удачны... Ягайло, видя, что двоюродный его брат враг опасный, тем более что сторону его приняла большая часть Литвы и Жмуди, завел с ним тайные переговоры, обещал ему вернуть отцовские владения, если он отстанет от союза с немцами. Витовт согласился: ему самому был не по душе союз с постоянными врагами литовской народности. Хотя Ягайло и не вполне сдержал свое обещание, не дал Витовту всего обещанного, но последний не выразил ему неудовольствия и усердно начал помогать ему в борьбе с орденом.

Москва и Литва – две собирательницы Руси

Породнившись с русскими князьями, литовские князья стали все больше и больше склоняться к христианству; многие из потомков Гедимина уже были христианами. Как сказано выше, Ольгерд втайне исповедовал православие, сын его Ягайло был воспитан своею русской матерью в православной вере. Не только вера, но и русские нравы и язык, как известно, стали сильно распространяться в Литве. Если бы дело так шло и дальше, то сменилось бы два-три поколения – и литовское племя совершенно обрусело бы и слилось бы вполне в один народ с русскими. Во времена Ягайло и Витовта на князей литовских, православных, говоривших по-русски, породнившихся с домом св. Владимира, уже начинали смотреть и в других русских областях, как на русских князей. Новгород, Псков. Тверь и другие русские земли, вступая в союз с литовскими князьями или признавая их власть над собою, вовсе не думали, что они изменяют русскому делу и подчиняются иноземной силе. На борьбу литовских князей с московскими можно смотреть как на спор потомков Гедимина с потомками Калиты за владычество над всей Русской землей. Те или другие взяли бы верх – все-таки обе части Русской земли, западная и восточная, соединились бы в одно целое. Но случилось обстоятельство, которое надолго помешало этому соединению: великий князь литовский Ягайло, сын Ольгерда, вступил на польский престол, и Литва на время соединяется с Польшей.

Литва и Польша

Польское государство возникло почти в то же время, как и русское. Поляки по своему славянскому происхождению – родные братья русским и по нравам, и по языку своему мало отличались от них; но во второй половине X века поляки принимают христианство от западных латинских проповедников, и с XI века мало-помалу растет рознь. Латинское духовенство и глава его, римский папа, не довольствовались церковной властью, как православное духовенство, а старались забрать в свои руки и мирские дела. Папы сильно враждовали с византийскими патриархами, стоявшими во главе восточной православной церкви, и старались подчинить ее себе. Вражда к православным от католического духовенства переходит и к мирянам.

Страдала Польша подобно Руси от удельных усобиц и смут; но, кроме того, здесь, по примеру соседних стран, образовалось сильное боярское сословие. Польские магнаты (бояре), владея большими поместьями, хотели в своих имениях господствовать независимо и, наконец, присвоили себе право выбирать на польский престол королей. Духовенство старалось забрать себя побольше власти в руки; магнаты добивались того же; король не имел ни большой власти, ни такой силы, как литовские князья. Торговля и промышленность попали в руки немцев, поселившихся в Польше, а потом торговля перешла к евреям: те и другие больше всего заботились о своих выгодах; до пользы народа и государства, чужого для них, им не было дела. Понятно отсюда, почему в Польше все шло врозь. В то же время папа старался через свое духовенство заправлять ее делами, а германский император – подчинить ее своей власти...

Женитьба Ягайло на Ядвиге

В середине XIV столетия, незадолго до вокняжения в Литве Витовта и Ягайло, в Польше со смертью Казимира III, прекратился дом Пястов, из которых обыкновенно выбирались польские короли. Магнаты предложили престол племяннику Казимира, венгерскому королю Людовику, с тем, чтобы он законом утвердил все права, какими они пользовались по обычаю. Людовик согласился и вступил на польский престол; но когда он увидел, какой страшный раздор в Польше между сословиями и как трудно управлять ею, он вернулся в Венгрию, причем отнял от Польши Галицию и присоединил к своим владениям. Польские магнаты объявили своею королевою меньшую дочь Людовика, Ядвигу, и стали подыскивать ей жениха. Самым выгодным казался им Ягайло, литовский князь, который охотно посватался за нее. Сватовство Ягайло пришлось по душе и правителям-вельможам, и духовенству: первые рассчитывали, что вследствие этого брака Польша, слившись с Литвою, избавится от ее вражды и очень усилится, а духовенство надеялось распространить в Литве власть римской церкви: крестить язычников-литовцев и обратить в католичество православных. Не радовалась предложению Ягайло только Ядвига: у нее был уже другой жених. Она долго противилась браку с литовским князем, как ни настаивали вельможи. Говорят, что только епископы убедили ее: они указывали ей на то, что она, согласившись на этот брак, послужит великому делу просвещения литовцев христианским учением и спасет таким образом тысячи душ, коснеющих в язычестве.

В 1386 году прибыл Ягайло в столицу Польши – Краков, крестился здесь по римскому обряду, вступил в брак с королевой и короновался. Пред этим он дал присягу соблюдать польские законы, ввести в Литве католическую веру и соединить Литовское княжество и Польшу в одно государство.

Крещение Литвы

Крещение литовцев совершилось легко: христиан между литовскими вельможами было уже немало; язычество сильно держалось только в простом народе. Сам король Ягайло со своей супругой и духовенством приехал в Вильно, огонь Перкунов велел погасить, священных змей избить, заповедные рощи, где совершались важнейшие языческие обряды, вырубить. Язычники сначала в ужасе смотрели на истребление своей святыни и напрасно ждали, что вот-вот грянет Перкунов гром и уничтожит губителя святыни... А между тем принимавшим крещение Ягайло давал белые хорошие кафтаны и красивую обувь, а королева щедрою рукою раздавала деньги. Приманка была велика для бедных литовцев: подарки соблазняли их, и они скрепя сердце принимали к себе латинских священников... До тех пор мало-помалу вместе с просвещением распространялась среди литовцев православная христианская вера, и в конце концов вся Литва обрусела бы и стала православною; теперь же, с появлением здесь католического духовенства, которому покровительствовал Ягайло, дело совершенно изменилось. В Литовско-Русском государстве являются две христианские религии: православная и католическая. Католическое властолюбивое духовенство очень враждебно относится к православию, старается православных обратить в католичество, вытеснить вовсе из Литвы православие. От духовенства вражда переходит и к мирянам. Таким образом вносится в Литовско-Русское государство рознь.

Провозглашение Витовта великим князем Литовским

Союз Литвы с Польшею оказался тоже непрочным. Все православные смотрели с негодованием на преданность Ягайло полякам, а когда он потребовал было, по совету польского духовенства, чтобы и русские подданные иго присоединились к латинской церкви, то поднялся сильный ропот. В то же время многие литовские вельможи были очень недовольны и тем, что их сила и значение с присоединением Литвы к Польше утрачивались. Этим воспользовался двоюродный брат Ягайло – Витовт (или Витольд). Ему помогли тевтонские рыцари, которые постоянно враждовали с Польшею. Ягайло сначала боролся с Витовтом, но наконец должен был уступить. Витовт был провозглашен великим князем в Литве, и она отделилась от Польши (1392 г.). С этой поры польское правительство всеми силами старается снова присоединить Литовско-Русское княжество к Польше и наконец добивается своего. Это надолго помешало соединению обеих частей Русской земли в одно целое. А католическое духовенство, водворившись в литовско-русских владениях, продолжает всеми способами теснить православную веру. Много смуты и беды от этого возникло в юго-западной Руси!

Захват Смоленска Витовтом

Витовт, князь очень решительный и вовсе неразборчивый в средствах, задумал увеличить свое княжество, усилиться так, чтобы не зависеть от Ягайло, и даже помышлял о королевской короне. Он беспрестанно был в походах: то отбивался от сильных соседей, то старался овладеть новыми землями. Дочь Витовта, София, была замужем за Василием Дмитриевичем; но это не мешало Витовту стремиться к захвату русских областей.

В Смоленске в это время шли усобицы: старший князь старался забрать в свои руки мелких удельных князей. Витовт явился под Смоленском и предложил всем князьям ехать к нему, причем давал охранные грамоты, чтобы они не опасались ничего.

– Слышал я, что между вами нет единства и большая вражда, – послал он сказать им. – Если будет между вами какой спор, то вы сошлитесь на меня, как на третьего; я вас рассужу справедливо!

Смоленские князья обрадовались третейскому суду сильного Витовта, – думали, что он рассудит их справедливо. С большими дарами все они отправились к нему; Витовт дары-то от них взял, а их всех велел схватить и отправить в Литву, а в Смоленске посадил своих наместников (1395 г.). Потом пришлось, правда, ему вести борьбу с одним из смоленских князей, оставшимся на свободе; но все же Смоленск достался Литве очень легко.

Битва на Ворскле (1399)

Василий Дмитриевич на этот раз не помешал своему тестю поживиться на счет русских областей; но Витовту Смоленска было еще мало: хотелось ему и в Новгороде утвердиться да и самую Москву прибрать к рукам. В это время под его покровительство отдался Тохтамыш, просил помочь ему снова воцариться в Золотой Орде и за это обязывался помочь Витовту добыть Москву.

Витовт долго готовился к борьбе с татарами, собрал громадное войско: тут были отряды литовские, русские, польские, было несколько сот немецких рыцарей, были и татарские отряды Тохтамыша. До пятидесяти русских и литовских князей начальствовали над войском, во главе которого был сам Витовт. Войско было бодро и хорошо вооружено. Все, казалось, предвещали блестящий успех. Выступая в поход, Витовт послал сказать хану Золотой Орды, Тимур-Кутлуку:

– Бог готовит мне владычество над всеми твоими землями. Будь моим данником, или будешь рабом!

Юный Тимур готов был, как говорят летописцы, подчиниться Витовту, признать его старейшим и даже дань платить. Но, когда прибыл в татарский стан мурза Едигей, старый опытный вождь, дело пошло иначе. Он съехался для переговоров с Витовтом на берегу Ворсклы.

– Царь наш, – сказал насмешливо Едигей Витовту, –справедливо мог признать тебя отцом: ты старше его летами, но моложе меня. Покорись мне, плати дань и на литовских деньгах изображай печать мою!

Насмешка эта привела в ярость Витовта. Он дал своему стоявшему на Ворскле войску приказ начинать сражение. Один из воевод литовских, видя громадные полчища татар, советовал лучше попытаться помириться на выгодных условиях, но более юные и рьяные литовские воеводы смеялись над этою осторожностью. «Сокрушим неверных!» – кричали они.

Полчища татар были многочисленнее литовского войска; Витовт надеялся на свои пушки и пищали. Но в те времена не умели не только метка стрелять из пушек, но и с трудом поворачивали их, медленно заряжали, да и орудия были еще плохие, так что от них было больше грому, чем беды для неприятеля. Притом татары в открытом поле нападали врассыпную, небольшими отрядами: пушки им не могли нанести большого вреда. Сначала впрочем, литовцы Витовта в битве на Ворскле расстроили было полчища Едигея; но когда татары зашли в тыл литовскому войску и внезапно и стремительно ударили на него, толитовские полки были смяты. Побоище длилось до самой поздней ночи. Татары беспощадно резали, топтали, забирали толпами усталых и оторопевших воинов Витовта. Одних князей убитых в битве на Ворскле летописец насчитывал до двадцати. Едва третья часть литовского войска спаслась. Татары гнались за бегущим Витовтом верст пятьсот до самого Киева, предавая все страшному разорению (1399 г.). Но опустошением части Литовского княжества дело и кончилось: татары, видно, уже были не в силах поработить всю Литву, обложить ее тяжелою данью, как некогда поступил Батый с нашим отечеством.

Битва при Грюнвальде

Одержи Витовт в битве на Ворскле победу над татарами, подобную Куликовской, он вошел бы в такую силу, что и Москва не устояла бы против него. Удачнее шли его дела на западе: здесь он сообща с польским королем Ягайло нанес страшное поражение тевтонским рыцарям при Грюнвальде (или Танненберге, 1410 г.). В этой битве на стороне Витовта и Ягайло участвовали полки всех западнорусских княжеств; особенно отличился смоленский полк. После погрома на Ворскле Витовт притих было, оставил в покое Новгород; но Смоленск, где пытался утвердиться прежний князь Юрий, Витовт удержал в своих руках.

Война Москвы с Литвой 1406–1408

Чрез несколько лет, отдохнув от поражения, Витовт стал снова добиваться русских земель, напал на Псковскую область; псковичи и новгородцы стали искать обороны в Москве. Когда увидел Василий Дмитриевич, что тесть его не довольствуется Смоленском, а добирается до других русских областей, то объявил ему войну. Три раза сходились Василий и Витовт со своими войсками, готовые к бою (1406–1408), но до битвы дело не доходило: оба князя были очень осторожны. Витовт, наконец, оставил в покое русские области. Границею между литовскими и московскими владениями назначена река Угра. Здесь в последний раз в княжение Василия Дмитриевича встретились русские и литовские войска.