Заикание у ребенка 5 лет лечение. Причины возникновения заикания у детей. Как проявляется заикание у ребенка

Заикание у детей – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, спровоцированное судорогами в дыхательном, речевом и голосовом аппарате. Патология может быть врожденного характера либо возникать при воздействии на организм различных неблагоприятных факторов. Избавиться от проблемы удается с помощью лечебно-оздоровительного комплекса и систематических занятий с логопедом. Родителям следует знать, почему может появляться заикание у ребенка 4 лет, какая норма речи в дошкольном возрасте и как не допустить развития патологии.

Виды

Выделяют следующие виды заикания у детей в зависимост от формы судорог:

  • тоническое заикание характеризуется длительным и сильным сокращением мышц, что вызывает задержку речи;
  • клоническое заикание у детей характеризуется тем, что наблюдается сразу несколько кратковременных судорог, которые вызывают непроизвольное повторение отдельных звуков и слогов;
  • смешанная форма диагностируется в том случае, если сочетается два вида нарушения.

В зависимости от течения заикания выделяются следующие виды:

  1. постоянное заикание – патология присутствует при различных формах речи и во всех ситуациях;
  2. волнообразное заикание может периодически исчезать и появляться;
  3. возвратное заикание, исчезнув на длительное время, появляется снова.

Выделяют две клинические формы заикания:

  • невротическая форма развивается, как результат психических травм либо слишком раннего активного введения второго языка общения;
  • неврозоподобное заикание у детей диагностируется при органическом поражении головного мозга и поддается лечению намного сложнее.

При выборе лечения учитывается форма патологии, характер ее течения и личностные особенности детей с заиканием.

Причины появления заикания у детей и подростков

Могут различные внешние и внутренние факторы, воздействующие на организм. В том случае, если диагностировано заикание у детей в 2-3 года, то причина, скорее всего, кроется в нарушениях функционирования головного мозга. Врожденными причинами заикания у детей могут служить:

  1. Патологии беременности. Стать может гипоксия плода во время его внутриутробного развития. Кроме этого, вызвать болезнь могут различные инфекции матери во время беременности и внутриутробная инфекция плода.
  2. Проблемы при родах. Заикание может появляться после тяжелой родовой деятельности и гипоксии. Кроме этого, во время родов малыш мог получить травмы, которые в последующем отразятся на нормальной работе головного мозга. Часто причиной заикания становится рождение ребенка раньше положенного срока.
  3. Наследственность. В том случае, если кто-то из близких родственников страдает заиканием, то высока вероятность появления такой патологии и у малыша. Генетический фактор лежит в основе определения причин, спровоцировавших заикание.
  4. Индивидуальные особенности организма. Вероятность появления речевого нарушения намного выше у тех малышей, которые имеют холерический склад темперамента. Это связано с повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

В некоторых случаях заикание может быть приобретенным и происходит это по следующим причинам:

  • Психологическая травма. Спровоцировать нарушение может сильный стресс или испуг. Кроме этого, нередко такая патология выявляется у детей, которым не хватает внимания либо, наоборот, они слишком избалованны.
  • Неблагоприятный климат в семье. Стать причиной заикания могут частые скандалы и ссоры родителей в семье, а также физическое наказание. Нередко такая патология появляется у детей, которые слишком много времени проводят перед телевизором или за компьютером.
  • Перенесенные патологии. Заикание может возникнуть после таких заболеваний, как менингит, энцефалопатия и травмы мозга. Иногда в основе патологии лежит грипп, ОРВИ и сахарный диабет.
  • Физиологические процессы. Стать естественной причиной заболевания до 5 лет может незрелость полушария головного мозга и его работа в тестовом режиме. Такие нарушения не требуют коррекции, поскольку самостоятельно проходят по мере взросления малыша.

В некоторых случаях у детей появляется ложное заикание, когда они подражают взрослым, страдающим таким дефектом. Патология может развиваться и у леворуких учеников, которых родители пытаются искусственно научить писать правой рукой.


Признаки и симптомы

При заикании могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. при попытке произнести звук в середине слова возникает судорожный синдром;
  2. появляются продолжительные паузы в середине слова между звуками;
  3. присутствуют слогово-звуковые повторения и беспричинные паузы в середине слова.

При таком речевом нарушении ребенок становится более нервным, агрессивным и плаксивым. При попытках произнести слово он сталкивается с неудачей, потому сильно переживает из-за своего дефекта. Медицинская практика показывает, что болезнь может сопровождаться проблемами со сном, появлением ночного энуреза, нарушением аппетита и пищеварения.

Родителям необходимо как можно раньше заметить признаки речевого нарушения и обратиться за консультацией к специалисту. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше шансов на полное устранение недуга.

Диагностика

Для постановки диагноза проводится осмотр ребенка такими специалистами, как невролог, логопед, педиатр, детский психолог и психиатр. Обязательно изучается анамнез больного, его наследственность и особенности психоречевого и моторного развития. Кроме этого, уточняется время появления проблем с речью и обстоятельства, спровоцировавшие болезнь. В процессе диагностических мероприятий обращается внимание на следующие показатели:

  • форма, локализация и частота речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса и дыхания;
  • наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений;
  • отношение ребенка к своему заболеванию.

У ребенка обязательно обследуется состояние фонематического слуха, звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи. Для установления органического поражения центральной нервной системы назначаются такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга, ЭЭГ, ЭхоЭГ, реоэнцефалография.

Лечение патологии проводится совместно с логопедом, педиатром и психологом. Задачей педиатра является устранение сопутствующих заболеваний, укрепление детского организма и профилактика простудных заболеваний. Малышу назначается посещение таких процедур, как массаж, бассейн и электросон.

Основной задачей психолога является помощь пациенту в выборе правильной модели поведения в обществе. Необходимо, чтобы малыш научился себя комфортно чувствовать в любой ситуации и не бояться общаться с окружающими.

На занятиях с логопедом ребенку необходимо научиться говорить без напряжения и исправить дефекты произношения звуков и слогов. Кроме этого, ведется работа, направленная на обучение четкой артикуляции и . Совместно с логопедом ребенок выполняет упражнения, а после этого во фразах закрепляет полученные навыки.

Особое место в лечении отводится , с помощью которых удается сделать голос более естественным и свободным. Такие упражнения увеличивают подвижность голосовых связок и тренируют диафрагму. В зависимости от степени дефекта может назначаться курс точечного массажа, когда специалист воздействует на специальные точки на лице, ногах, спине и грудной клетке. Для восстановления нервной регуляции речи необходимо, чтобы занятия проводились систематически. Песенки при заикании для детей помогают сделать речь плавной и учат выговаривать слова без пауз.

При серьезных психических и нервных расстройствах может назначаться , которое включает прием транквилизаторов и противосудорожных препаратов. Обычно назначаются следующие лекарства:

  1. Пантогам;
  2. Мидокалм;
  3. Галоперидол;
  4. Тенотен;
  5. Фенибут.

Такие препараты разрешается принимать лишь по назначению врача и в строгом соответствии с прилагаемой инструкцией.


Методы лечения заикания в домашних условиях

Родителям необходимо знать, что наиболее оптимальным периодом для лечения речевого нарушения является возраст до 7 лет.

При взрослым необходимо:

  • следить за распорядком дня ребенка и строго его соблюдать;
  • создать в доме благоприятную психологическую атмосферу;
  • как можно больше общаться с ребенком и делать это в доброжелательной форме;
  • повышать иммунитет малыша и укреплять его здоровье;
  • ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры.

Рекомендуется как можно больше гулять с ребенком на свежем воздухе и желательно исключить азартные соревновательные игры. Взрослым необходимо подготовиться к тому, что курс терапии будет долгим, ведь справиться с заиканием не так просто.

Как только у ребенка появились признаки заикания, необходимо обязательно показать его специалисту. Все занятия с ребенком должны быть систематическими и не разрешается делать длительных перерывов.

Не разрешается самостоятельно выбирать медикаментозные средства и начинать давать их ребенку без консультации со специалистом. Дело в том, что при приобретенном характере заболевания противосудорожные средства и транквилизаторы могут еще больше ухудшить состояние и усугубить работу мозга.

На протяжении всего курса коррекционной работы ребенок должен находиться в спокойной и доброжелательной обстановке без конфликтов и ссор.

Профилактические мероприятия

Профилактика такого речевого нарушения заключается в создании условий для благоприятного течения беременности, заботе о психическом и физическом благополучии ребенка. Кроме этого, необходимо следить за речевым развитием малыша, правильно подбирать учебный и развлекающий материал с учетом возраста.

Для предупреждения рецидивов заикания необходимо придерживаться всех назначений логопеда на этапе коррекционной работы и после нее. Кроме этого, нужно создать для ребенка благоприятную домашнюю обстановку для его полноценного и гармонического развития.

Проблемы, связанные с произношением и речью называются логоневрозом или заиканием. Это происходит при нарушении работы речевого аппарата, то есть возникают судороги. По этой причине изменяется плавность речи, темп, ритм, которые выражаются в непроизвольном повторении слогов или звуков. , о которых мы узнаем и разберем сегодня в этой статье.

Тревожные признаки

Узнать признаки заикания сможет любая мама, стоит лишь внимательней следить за речью ребенка. Об этой проблеме могут засвидетельствовать лишние и ненужные гласные звуки при произношении. Малышу сложно начать предложение или же в середине слова он замолкает.

Ребенок зацикливается, и по нескольку раз повторяет слоги и слова в начале разговора. Иногда происходят внезапные приступы немоты, которые продолжающиеся несколько часов или даже сутки. После восстановления речи малыш уже заикается.

Данная проблема может значительно усложнить дальнейшую жизнь ребенка. Логоневроз помешает полноценному общению со сверстниками, коллегами, сложно будет устроиться и в личной жизни. Поэтому не стоит отлагать дело в долгий ящик, надеясь на то, что само по себе пройдет. Эта болезнь не терпит отлагательства — реагировать нужно немедленно.

Причины детского заикания

Причиной заикания является ослабление центральной нервной системы, вызвать которое могут испуги, длительные нервные стрессы, инфекции. Резкие смены обстановок такие, как переезды, семейные проблемы, так же оказывают негативное влияние на нервную систему.

Зачастую болезнь развивается по причине ссор родителей, вечных скандалов в семье, нехватки внимания к ребенку с их стороны. Сильный испуг и жестокие методы воспитания, к которым относится не лишь порка, но и давление со стороны родителей, заставляющих выучить ребенка сложный текст за короткое время, вызывает у малыша сильный стресс, ослабляет и без того его хрупкие нервы.

Обессиленная нервная система больше не может держать под контролем мышцы речевого аппарата, начинают появляться судороги.

В результате, речь нарушается, становятся привычными постоянные повторения отдельных слов, слогов и звуков.

Для того чтобы помочь своему малышу возьмите во внимание несколько простых советов, которые облегчат его общение.

Во-первых, разговаривайте четко и плавно, чтобы ребенок легко разбирал ваши слова. Но и не переусердствуйте, не следует говорить по слогам или же нараспев.

Во-вторых, будет замечательно, если вы запишите его в музыкальный кружок – это поможет развить чувство ритма и правильное дыхание.

В-третьих, окружите ребенка языковой средой из детей четко выговаривающих слова. Речь ребенка начнет улучшаться сама по себе за счет подражания друзьям.

В общем, создайте вокруг ребенка спокойную, доброжелательную, домашнюю обстановку. Это поможет обеспечить эмоциональный комфорт. И только тогда лечение будет давать эффективные и быстрые результаты.

Теперь рассмотрим случаи, которые лишь усугубят ситуацию.

  • Телевизор – самый главный враг. Ведь впечатления и сопереживания героям просмотренных передач, возбудят и сильно утомят нервную систему.
  • Не стоит читать малышу книгу, не соответствующую его возрасту, особенно на ночь. Он должен спокойно заснуть, а не вспоминать о кикиморе в шкафу, из рассказов бабушки.
  • Не балуйте своих детей, так как каждый отказ будет сильно ударять по нервной системе.

Перечисленные выше пункты можно выразить следующим образом: берегите своего малыша от очень сильных впечатлений, не перегружайте его эмоционально.

Лечение логоневроза

  • Обращаться к специалисту необходимо сразу – при первых признаках заикания. Для лечения этой болезни существует специально разработанный комплекс процедур, проводящийся с участием профессиональных психотерапевтов и логопедов. Эта система лечения известна уже не малое время и по сей день остается актуальной и успешной.
  • Смысл этих процедур состоит в том, чтобы успокоить малыша и оградить от стрессов. Атмосфера спокойствия укрепит нервную систему. Только после этого происходит обсуждение ситуации и в некоторых случаях назначение успокаивающих препаратов.
  • Далее между ребенком и специалистом устанавливается контакт, в ходе которого идет убеждение в способности говорить без дефектов. Психотерапевт обязан проводить практические занятия, направленные на исправление речи, отмечать прогресс, хвалить ребенка за успехи. Все это мотивирует его двигаться дальше к собственному самосовершенствованию.
  • Затем в свои обязанности вступает логопед, который окончательно исправит речевые ошибки. Он поможет ребенку поставить правильное дыхание, научит произносить слова и звуки.

Детское заикание – причины и лечение , теперь знакомы и вам. Осталось помочь ребенку в этом не легком испытании. Окружите его теплом, заботой, любовью и процесс лечения пойдет намного быстрее и легче!

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием , помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения . Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика . Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос , это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания ; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью ; у 80% – улучшение речи разной степени.

Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

1500

Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный