Гимнастика для глаз для улучшения зрения максимова. Раскачивание и перемещение. Описание методики и ее основные правила

С течением времени все больше людей страдают от тех или иных нарушений зрения. Это может быть обычная усталость, привыкание к работе за монитором, развивающаяся на этом фоне близорукость, а также астигматизм, дальнозоркость и другие нарушения зрительного аппарата. Гимнастика для глаз по Жданову поможет решить эти проблемы и минимизировать любые изменения - это целый комплекс упражнений, созданный именитым профессором.

В основе метода - теория физика и физиолога Германа Гельмгольца о строении и работе глаза, о его нарушениях, а точнее, ее опровержение. В исследованиях 180-летней давности любое ухудшение зрения было связано с работой и тонусом внутренних мышц:

● близорукость - напряжение цилиарной мышцы с последующей невозможностью расслабления, при этом хрусталик становится выпуклым;

● дальнозоркость - мышца плохо работает, хрусталик плоский.

Из-за таких выводов много лет назад для компенсации «дефекта» хрусталика стали прописывать очки и носить подходящие по диоптриям линзы. По методу Жданова, носить очки вредно - это ухудшает зрение еще больше. К счастью, еще в 19 веке офтальмолог Уильям Бейтс в процессе ведения практики заметил, что очки действительно ухудшают зрение. Те его пациенты, что теряли очки или разбивали, уезжая на лето в деревню или в горы, ходили без «костылей для глаз» 2-3 месяца - очки тогда были очень дорогие - при проверке демонстрировали улучшение. Отсутствие очков помогает восстановить зрение. Теория Гельмгольца была опровергнута. На работу век и зрение человека влияют 6 глазодвигательных мышц.

Исследований Бейтса доказали, что дальнозоркость возникает из-за атрофии мышц, а близорукость появляется у людей от зрительного, психического, физического напряжения, перенапряжения и травм. Решение проблемы офтальмолог видел в минимизации ношения очков и расслаблении.

Гимнастика для глаз, которую пропагандирует Жданов, решает эти проблемы, заставляя мышцы работать нужным образом - тренирует их и расслабляет. Таким образом легко можно избавиться не только от близорукости, дальнозоркости, а также от косоглазия и астигматизма.

Показания для применения методики

Показания для применения методики - любое нарушение зрения: отклонение в близорукость или дальнозоркость, сильное напряжение при работе, косоглазие и астигматизм. Упражнения для глаз по Жданову нужно выполнять хотя бы потому, что можно неплохо сэкономить, перестав покупать очки или линзы.

Важной частью выполнения упражнений является уменьшение присутствия очков или линз в жизни человека - они не дают глазам естественным образом напрягать мышцы.

Второе, что обязательно пригодится - пальминг. Это основной прием для расслабления глазных мышц.

Упражнения по методике профессора Жданова

В последнее время все чаще доктор может порекомендовать заниматься по методике для восстановления зрения от Жданова. Такое назначение можно получить дополнительно для лечения косоглазия и астигматизма. Полный курс будет включать в себя не только упражнения, а также медицинские препараты - докторам трудно контролировать, выполняет ли пациент назначения, какими бы они ни были, поэтому лечить стараются всем и сразу.

Комплекс упражнений для глаз Жданова проверен, его эффективность доказана множеством людей. Поэтому не стоит сомневаться, если хотите начать. Но для достижения результата необходимо упорство, сила воли и дисциплинированность.

Правила выполнения упражнений для глаз

Упражнения выполняются плавно, перед началом рекомендуется проморгаться, чтобы расслабить веки. Количество раз должно быть постепенно увеличено до трех раз для каждого. В день нужно делать три подхода - трижды полностью сделать комплекс.

Нельзя делать приемы, если менее, чем полгода назад была сделана операция или есть отслоение сетчатки глаза.

Упражнения для глаз

Вверх-вниз
Нужно максимально поднять глаза вверх и плавно максимально опустить вниз.

Вправо-влево

Максимально отвести глаза вправо, затем аналогично влево.

Диагонали
Глаза необходимо поднять вправо-вверх и опустить влево, затем влево-вверх и вправо-вниз. Движение должно совершаться максимально далеко.

Прямоугольник
Необходимо по часовой стрелке двигать глаза, рисуя максимально большой прямоугольник. Затем нужно нарисовать большой прямоугольник против часовой стрелки.

Круг
Упражнение выполняется аналогично предыдущему: нужно нарисовать глазами круг максимально большого размера сначала по часовой стрелке, затем против.

Змейка
Глаза нужно отвести в сторону, а затем рисовать их движением «змейку» - синусоиду- вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Затем в другую сторону.

После каждого упражнения желательно проморгаться.

Зарядка для глаз Жданова при близорукости и дальнозоркости

При близорукости и дальнозоркости нарушения зрения появляются по разным причинам, поэтому нелепо и нелогично лечить в корне разные болезни одним лекарством - не поможет. Близорукость возникает из-за напряжения в мышцах, управляющих глазными яблоками, дальнозоркость - наоборот, при атрофии. Следовательно, в первом случае - мышцы нужно расслабить, а во втором - привести в тонус. Поэтому для улучшения зрения есть отдельные упражнения, чтобы заставить нужные мышцы вести себя нужным образом.

Правильная зарядка для близоруких

Правильная зарядка - расслабление.

Именно оно поможет достичь улучшения зрения при близорукости.

1. Прищурьтесь максимально сильно, чтобы глаза напряглись до дрожи. Можно смотреть на отдельные предметы. Расслабьте глаза - дрожь должна пропасть, а прищур остаться. Повторите 3-4 раза.

2. Посмотрите на стену, представьте, что на ней есть 2 черные точки одна над другой на расстоянии 0,5 м. Посмотрите на верхнюю точку, затем по прямой медленно переведите взгляд на нижнюю.

Разотрите ладони, чтобы они согрелись. Внутренней стороной положите их на закрытые глаза. Пальцы находятся на лбу, свет не проникает, нос дышит свободно. Упражнение выполняется 3-5 минут. Затем не отрывая ладони нужно проморгать и только потом убрать руки от лица.

Тренировка зрения при дальнозоркости

Упражнение с большим пальцем

1. Вытянуть вперед руку, сжать кулак, поднять вверх большой палец.

2. Посмотреть вдаль, посмотреть на большой палец.

3. Приблизить большой палец к лицу - на расстояние не менее 15 см.

4. Так же медленно нужно отодвинуть руку от лица.

Упражнение с указательным пальцем

1. Нужно сжать руку в кулак и поднять указательный палец.

2. Руку необходимо поднести к лицу - вытянутый палец напротив век.

3. Смотрите вдаль до конца тренировки.

4. Отведите руку на 20 см влево, затем плавно верните в положение перед собой.

5. Затем отведите руку вправо на 20 см и снова верните перед собой.

Действенность метода при катаракте

Есть люди, которые достигли результата при катаракте, занимаясь по методике Жданова. Профессор не рассчитывал, что упражнения будут помогать при этом. Метод рассчитан на излечение более распространенных нарушений. Помутнение хрусталика в них не входит - комплекс может помогать, но мышечный тонус и их эластичность могут замедлить изменения, но не отменить их полностью.

Гимнастика для глаз при катаракте не исследована.

Как восстановить зрение при астигматизме

Соляризация

1. Встать лицом к солнцу или горящей свече с закрытыми веками. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. В теле нет напряжения.

2. Тело и голова поворачиваются вправо, прокручиваясь на правой ноге. Солнце расположено слева.

3. Аналогично нужно повернуться влево. Солнце при этом будет по правой стороне. Веки остаются закрытыми.

При выполнении возникает эффект солнечных зайчиков. Упражнение нужно выполнить 20-25 раз.

Питание и его сочетание с упражнениями Жданова

Упражнения желательно выполнять между приемами пищи. Рекомендуется в период восстановления зрения не злоупотреблять вредной и нездоровой пищей, курением и алкоголем. Идеально будет увеличить количество употребляемого с пищей витамина А, отвечающего за зрение, есть больше продуктов его содержащих.

Как известно, любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Именно поэтому профилактику отклонений зрения следует начинать еще в дошкольном возрасте. В этой статье мы подробно расскажем, как работает гимнастика по Аветисову для глаз, и познакомим с базовым комплексом упражнений.

Немного об авторе

Профессор Эдуард Сергеевич Аветисов в своей работе уделял большое внимание вопросам профилактики ухудшения зрения у детей и взрослых. На протяжении многих лет он исследовал проблему близорукости и косоглазия. Ученый разработал новые перспективные направления в офтальмологии, опубликовал более 300 работ, основал свою школу и был научным руководителем многих известных ученых. На основе своих исследований Эдуард Сергеевич разработал методику, которая помогает ослабить напряжение глаз после больших нагрузок (чтения, работы за компьютером). Комплекс несложных упражнений позволяет не только остановить падение зрения, но и способствует его улучшению.

профессора Аветисова

Комплекс упражнений, разработанный ученым, включает в себя несложные движения глазного яблока, которые производятся в замедленном и среднем темпе. Важное условие эффективности методики - это регулярность и постепенное увеличение нагрузки. Комплекс зрительной гимнастики можно условно разделить на три блока.

Первый блок упражнений

Чтобы максимально усилить эффект, следует приступать к занятию в спокойно обстановке, когда нет срочных дел. Весь комплекс выполняется сидя:

  • Зажмурьте глаза как можно сильнее и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Откройте веки, отдохните и повторите последовательность действий еще несколько раз.
  • В течение десяти секунд моргайте в усиленном темпе. После этого отдохните и продолжайте делать зарядку.
  • Опустите указательные пальцы на закрытые века и легкими движениями массируйте их круговыми движениями. Помните, что движения не должны быть слишком интенсивными. Продолжительность этого действия - одна минута.
  • Продолжайте сидеть с закрытыми глазами, положите на веко три пальца и начинайте осторожно надавливать ими на глазное яблоко. Повторите свои действия несколько раз.
  • Надавите указательными пальцами на брови и начинайте закрывать глаза через сопротивление.

По методике Аветисова позволяет улучшить кровоток в области глаз и способствует расслаблению мышц. Несмотря на кажущуюся простоту пациенты отмечают, что выполнить упражнения правильно получается не у всех. Поэтому помните, что здесь главное не скорость, а поэтапное увеличение нагрузки.

Второй блок

Данный комплекс также выполняется сидя. Чтобы достичь желаемого результата, нужно сохранять исходное положение и избегать лишних движений. Гимнастика по Аветисову для глаз повторяется по восемь или десять раз.

  • Посмотрите на потолок, а затем плавно вниз. Не торопитесь - движение глаз должны быть плавными.
  • Посмотреть на выбранную точку слева, а после этого на левую. Учтите, что при выполнении данного задания следует сидеть смирно и не поворачивать голову.
  • Перемещайте взгляд по диагонали из верхнего угла комнаты к нижнему.
  • Представьте, что перед вами большой круг и начинайте скользить по нему взглядом сначала в одну, а затем и в другую сторону.

Регулярное выполнение этого задания позволит укрепить двигательные мышцы глаза.

Третий блок

В отличие от предыдущих комплексов, этот нужно выполнять стоя.

  • Вытяните руку перед собой, посмотрите на указательный палец и переведите взгляд вдаль.
  • Поднесите палец к носу, а затем медленно отведите его вперед. Неотрывно следите за этим плавным движением.
  • Повторить то же упражнение, но закрыв один глаз рукой. После этого повторите это действие, но прикрыв ладонью второй глаз.
  • Для выполнения следующего задания следует встать у окна. Нарисуйте на стекле точку или приклейте кусочек цветной ленты. Сфокусируйтесь на отметке, а после посмотрите вдаль. Данное упражнение выполняется в очках или контактных линзах (если они у вас, конечно, есть).

Благодаря частому выполнению комплекса вы сможете улучшить фокусировку.

Гимнастика для глаз Аветисова для детей

Эдуард Сергеевич считал, что одно из главных достоинств его методики - эффективность в школьном возрасте. А ведь именно в этот период ученики испытывают большую нагрузку - много читают, пишут и рисуют. Прибавьте к этому длительное сидение за компьютером или планшетом, просмотр телепередач и малоподвижный образ жизни. В результате многие школьники испытывают проблемы со зрением и начинают носить очки. Предотвратить пагубные последствия высоких нагрузок поможет гимнастика для глаз по методу Аветисова. Однако следует помнить, что повторять все комплексы упражнений следует ежедневно, а не раз от разу. Чтобы получить желаемый результат, ребенка сначала нужно контролировать, а затем добиться того, чтобы он самостоятельно выполнял гимнастику. В идеале, школьники должны научиться делать паузы и упражняться в паузах между уроками, во время чтения или компьютерных игр.

Как работает гимнастика для глаз Аветисова? Отзывы

Специалисты утверждают, что данная методика отлично подходит для профилактики ухудшения зрения. Кроме того, она лечит миопию у пациентов, получивших заболевание в результате переутомления, неправильного образа жизни и негативных зрительных привычек. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют обратиться к специалисту, если вы почувствуете, что зрение начало ухудшаться. Гимнастика по Аветисову для глаз замечательно подходит детям и многие учителя используют некоторые упражнения во время урока, чтобы дети могли отвлечься и отдохнуть. Родители и педагоги отмечают, что школьники, регулярно выполняющие ряд несложных упражнений, не только перестают жаловаться на плохое зрение, но и начинают лучше учиться. Объяснить это явление можно тем, что ребенок становится более собранным, начинает задумываться о своем здоровье и старается меньше утомляться.

Заключение

Мы будем рады, если наша статья пригодится вам в дальнейшем. Как вы могли убедиться, гимнастика по Аветисову для глаз имеет ряд преимуществ перед другими популярными системами. Во-первых, она разработана специалистом своего дела, признанному во всем мире ученому и педагогу. Во-вторых, методика содержит простые упражнения и ясные рекомендации по их выполнению. И, наконец, в-третьих, она не требует дополнительного оборудования или дорогих препаратов. Единственное, что от вас потребуется - регулярно выполнять предложенные упражнения. Результат не заставит себя ждать. Даже если вы не сможете улучшить зрение, то, по крайней мере, будете чувствовать себя гораздо лучше.

Дудина Наталия
Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации. Сохранить зрение, научить ребёнка правильно им пользоваться- важнейшая задача родителей и педагогов.

Одним из приемов оздоровления ребенка является гимнастика для глаз или, как ее еще называют, офтальмологические паузы. Гимнастика для глаз дошкольников проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц.

Правила проведения гимнастики:

1. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, все это делается для того, чтобы пробудить интерес ребенка к занятиям. Как вариант - провести ее в стихотворной форме:

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз,

перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;

(совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый;

перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев:

верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу,

затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайнька, Дети вытягивают руку вперед

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой зайнька, Ставят на ладонь указательный

Маленький, как крошка. палец.

Прыгни на носик, на плечо Прослеживают взглядом дви-

Ой, как стало горячо! жение пальца, который

Прыг на лобик, и опять медленно касается носа,

На плече давай скакать. отвести вновь вперед, дотро-

нуться до плеча, лба, другого

плеча каждый раз отводя

перед собой.

Вот закрыли мы глаза, Закрывают глаза ладонями.

А солнышко играет,

Щёчки теплыми лучами

Нежно согревает.

«Носик»

Смотрит носик вправо-влево Резко переместить взгляд

вправо и влево.

Смотрит носик вверх и вниз Резко перенести взгляд

вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик? Мягко провести указатель-

Ну, куда мы забрались? ными пальцами по векам.

«УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ

ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ»

Встают около окна и смотрят

далеко, затем переводят взгляд

на точку на стекле. Повторяют

упражнение несколько раз, затем

закрывают глаза ладонями –

«прячут их в тёмном домике».

2. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна. Еще один вариант выполнения гимнастики для глаз - по разным углам комнаты надо расположить разного размера разноцветные кружочки из картона.

3. И в течении нескольких секунд ребенок должен смотреть поочередно по 3-4 раза на каждый кружочек. После чего закрыть глаза на 10 секунд и снова продолжить. Упражнение можно повторить 3 раза.

4. Следующее упражнение - ребенок должен зажмурить и расслабить глаза в течении 10 секунд несколько раз подряд.

6. Естественно, что польза от этих упражнений будет в том случае, если выполнять их систематически. Поэтому выделите несколько минут для здоровья глаз.

Гимнастика для глаз: укрепляет глазные мышцы, снимает с глаз усталость, расслабляет мускулатуру шеи и плеч

Солнечный зайчик

Комплекс упражнений «Все больного навещают»

Комплекс для глаз «Зайка»

Проблема ухудшения зрения сейчас наблюдается у большей части населения земного шара. К сожалению, если верить статистике, то количество слабовидящих людей только растет. Виной всему повальное увлечение гаджетами и общее перенапряжение организма. Однако предотвратить ухудшение зрения можно. Гимнастика для глаз по Аветисову способна действительно помочь глазам отдохнуть.

Почему портится зрение?

Зрение отвечает за способность человека получать до 90% информации об окружающей среде. Оно необходимо нам для работы, учебы, отдыха – в общем, во всех сферах жизни. Однако человек, активно использующий глаза, не задумывается о том, что им тоже нужны тренировки и отдых, как и всем остальным органам тела. Из-за неаккуратного обращения и отсутствия заботы о глазах зрение начинает «садиться», и часто – довольно быстро. Также есть ряд других причин, почему человек начинает хуже видеть.

Таблица. Основные причины ухудшения зрения.

Причина Разъяснение

Способность видеть с физиологической точки зрения обусловлена наличием в глазу сетчатки и хрусталика. Последний представляет собой особую линзу, которую специальные мышцы заставляют менять форму, изгибаться, делают то более выпуклой, то плоской. Это зависит от расстояния, на котором находится рассматриваемый объект. Таким образом, если человек постоянно смотрит на одни и те же объекты (например, сосредотачивается только на книге или компьютере), то часть мышц, которые управляют кривизной хрусталика, слабеют и теряют тонус.

Снабжение клеток организма ведется за счет крови, циркулирующей по кровеносным сосудам. Особо остро на недостаток крови реагирует сетчатка. Именно поэтому важно следить за состоянием кровеносной системы.

Сетчатка, как и любая другая часть организма, со временем начинает стареть. Она содержит светочувствительный пигмент, который по мере старения организма начинает разрушаться. Замедлить процесс разрушения поможет витамин А, который требуется получать в нужном количестве вместе с продуктами питания. Особенно полезно есть много моркови и черники.

Избыток или недостаток света губительно сказывается на состоянии сетчатки. Поэтому нужно обеспечить хороший свет в рабочей зоне, а на улице защищать глаза от яркого солнца.

Глаз постоянно омывается особой жидкостью, вырабатываемой глазом. Если ее будет недостаточно, то и острота зрения снизится.

Часть описанных причин, к счастью, можно устранить, если заботиться о здоровье глаз и постоянно тренировать их. Это поможет сделать особая гимнастика, разработанная Эдуардом Аветисовым.

Кто такой Аветисов?

Эдуард Сергеевич Аветисов был опытным профессором в области офтальмологии, его имя известно во всем мире. Он занимался изучением болезней глаз, а также профилактикой и лечением этих заболеваний. Он внес очень большой вклад в развитие отечественной медицины в области офтальмологии, был предан науке, имел великолепные показатели работоспособности и тратил немало сил на исследования.

Родился Эдуард Сергеевич в Самарканде, там же закончил медицинский институт и стал работать на кафедре лечения болезней глаз. Длительное время работал в НИИ болезней глаз им. Гельмгольца – тут стаж его составил более 40 лет, притом 35 лет Эдуард Сергеевич лично руководил всей научной работой вуза, проводил массу изысканий. Параллельно он успевал руководить отделом охраны детского зрения и лабораториями. Эдуард Аветисов занимался всевозможными исследованиями в области зрения, изучал проблемы близорукости и дальнозоркости, оптического нистагма и т. д. Развивая эти направления, удалось получить классификацию , разработать новейшие и актуальные методы лечения.

Коррекция слабовидения – основная проблема, которой занимался ученый . Он в соавторстве с коллегами смог разработать новую систему восстановления и улучшения функций зрения при нистагме, выдвинул теорию патогенеза миопии, которая в результате подтвердилась другими учеными.

На заметку! Именно благодаря Эдуарду Аветисову Минздравом была утверждена новая врачебная должность – детский офтальмолог. И именно этот профессор смог разработать особую глазную гимнастику, которая помогает развивать и активно тренировать мелкие глазные мышцы, поддерживать здоровье органов зрения. Сейчас эта гимнастика имеет бешеную популярность.

Особенности методики

Эдуард Аветисов всегда говорил, что чем раньше человек начнет заботиться о своих глазах и заниматься профилактикой близорукости и прочих заболеваний, тем больше шансов у него в жизни вообще не иметь проблем с глазами и качеством зрения. Методика, разработанная ученым, как раз направлена на тренировку глаз и профилактику многих заболеваний.

Упор в методике делается на адаптацию глаз к различным изменениям, которые происходят в результате перемещений объектов на разные расстояния. Программа рассчитана на ежедневное повторение. В целом, гимнастика включает в себя несколько типов движений глаз, помогающих тренировать и развивать функцию под названием « ». Выполнять упражнения врач советовал днем, в обеденных перерывах на работе, чтобы расслабить глаза и снять напряжение.

На заметку! Чем раньше человек начнет делать такую гимнастику, тем лучше. Особенно ученый рекомендовал свою методику детям – те, кто выполнял такие задания с детства, в более старшем возрасте имели минимум проблем с глазами. Однако упражнения подойдут и взрослым, а также любителям чтения и тем, кто много работает за компьютером.

Достоинства гимнастики:

  • короткий срок выполнения упражнений – достаточно затратить всего 15-20 минут в день на глазную тренировку;
  • хорошая профилактика глазных заболеваний;
  • возможность справиться с рядом патологий без медикаментозного лечения;
  • возможность выполнять тренировки в любом месте – дома, на работе, на улице, в транспорте и т. д.;
  • простота выполнения упражнений – не нужно иметь особых навыков или какого-то специализированного инвентаря;
  • такая гимнастика улучшает концентрацию внимания.

Упражнения методики

Все упражнения гимнастики по Аветисову можно разделить на три группы. Выполнять их нужно без перенапряжения, в удобном темпе, который со временем может быть увеличен. Сначала каждое задание выполняется около 4-5 раз, постепенно количество повторов должно возрасти до 8-12 за одну тренировку.

Группа 1

Задания, входящие в первую группу, направлены на улучшение работы системы кровоснабжения глаз, стимулируют процессы циркуляции слезной и других жидкостей внутри глаза. Выполнять их нужно только сидя, при этом полностью расслабившись.

Шаг 1. Каждый из глаз по очереди крепко зажмуривается и задерживается в закрытом положении примерно 3-5 с. В открытом положении также выдерживается около 3-5 с.

Шаг 2. Осуществляется быстрое моргание веками на протяжении небольшого промежутка времени – до 10-15 секунд. Далее делается 7-10 секундная пауза.

Шаг 3. Производится легкий массаж закрытого веками глаза пальцем руки (удобнее всего делать это указательным). Двигать палец следует кругами, длительность массажа одного глаза – 1 минута.

Шаг 4. Оба глаза закрываются, а тремя пальцами обеих рук производится надавливание на каждый глаз. Продолжительность – не более 1-3 с.

Шаг 5. Оба глаза прикрываются веками, а пальцами прижимается кожа в области надбровной дуги. Пальцами в это время должно оказываться легкое сопротивление движению мышц лба и век.

Группа 2

Данная группа заданий выполняется в сидячем положении, а голова человека в это время должна оставаться неподвижной. Упражнения укрепляют мышцы глаза.

Шаг 1. Взгляд глаз спокойно и медленно направляется в потолок, а потом так же медленно переводится вниз, в пол.

Шаг 2. Взгляд водится влево, а потом вправо, после чего – наоборот.

Шаг 3. Взгляд водится по диагоналям воображаемого прямоугольника, в который вписаны глаза.

Шаг 4. Представляется воображаемый циферблат часов. Взгляд обводит его по кругу по часовой стрелке, а потом – против.

Группа 3

Перечисленные и описанные ниже упражнения помогут натренировать аккомодацию. Они всегда выполняются стоя.

Шаг 1. Глаза, а вместе с ними и взгляд, направляются вперед, строго прямо и задерживаются так в течение примерно 3 секунд. После этого глаза сосредотачиваются на кончике пальца на правой руке, который выставлен вперед (лучше всего указательный). Он должен находиться прямо перед лицом примерно на уровне расположения носа, на расстоянии около 25-30 см. Палец убирается примерно через 3-5 с.

Шаг 2. Данный тип упражнений поможет улучшить качество зрения вблизи. Левая рука вытягивается и располагается перед лицом. Взгляд направляется на указательный палец этой руки и задерживается на нем не более 3-5 с. Следующий этап – сгибание руки, а палец нужно приблизить к носу до того времени, пока его изображение не начнет раздваиваться.

Одна рука вытягивается

Шаг 3. Правая рука вытягивается ориентировочно на уровне лица, а палец (указательный) выставляется вверх. Глаза направляются на него примерно в течение 3-5 с, далее ладонь закрывает левый глаз на 5 с, а другая рука в это время сгибается и разгибается так же, как в предыдущем упражнении, то есть должно меняться расстояние от пальцев до глаз. Упражнение проводится повторно со сменой рук.

Шаг 4. Это задание носит простое и понятно название - «Метка на стекле». Чтобы его выполнить, людям, имеющим слабое зрение, не нужно снимать очки. Выполнить его очень просто: на стекле любого окна в квартире или на работе примерно на уровне глаз приклеивается или рисуется маркером пометка, имеющая размеры около 3-5 мм. После этого человек должен выбрать какой-то объект за пределами окна, но тот должен находиться на линии взгляда, если смотреть на метку. Теперь же само задание: взгляд изначально направляется на метку и задерживается на ней примерно 1-2 с, далее переводится на выбранный предмет за оконным стеклом, также на пару секунд. Упражняться можно двумя глазами сразу и каждым по переменке.

Внимание! Последнее задание советуют делать примерно на протяжении 7 минут, но сначала пару дней будет достаточно всего 5-ти.

Видео – Гимнастика по Аветисову

Данный курс упражнений действительно благотворно действует на глаза и способен при регулярном выполнении улучшить состояние глаз. Конечно, зрение он не вернет, но укрепит всю глазную систему. Это основополагающая методика, и большинство других основывается именно на ней.

Гимнастика для глаз

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Упражнения зрительной гимнастики могут использовать воспитатели детских садов и логопеды детских садов на своих занятиях.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

3. «Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
(С. Маршак)

Профилактические упражнения для глаз.

15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
-15 вращательных движений глазами слева-направо.
-15 вращательных движений глазами справа-налево.

15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море».

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»
(1-4) - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
(5-8) - повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»
(1-4) - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

3. «Радуга»
(1-4) - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
(5-8) - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

4. «Солнышко»
(1-8) «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»
(1-4) - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
(5-8) - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»
(1-8) - зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз.

1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую - смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

1. «Пальминг»

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. «Верх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. «Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. «Гримасы»

Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

6. «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. «Раскрашивание»

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. «Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Ещё игры-упражнения:

1. «Буратино 2»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

2. «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

3. «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

4. «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево

5. Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

6. «Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Комплексы упражнений для глаз.

Комплекс 1

И. п. - сидя за партой.

2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Комплекс 2

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Комплекс 3

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

Комплекс 4

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15с. Открыть глаза.

Гимнастика для глаз "Веселая неделька".

Представленные комплексы гимнастики для глаз “Весёлая неделька” и “Дни недели” помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз.

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

“Дни недели” комплекс гимнастики на каждый день.

Понедельник.

В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики.
(Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять
(По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо,

Присядь влево,
(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело.
(Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат.
(Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник.

К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся,
(Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой,
(Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда.

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил, (Х одьба на месте)

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)

И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)

Мы покрутим головой

Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

В прятки поиграем

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг.

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Посидели, постояли,

Притаились как лиса, (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница.

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке,

Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)

На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)

Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)

Пчёлы дали мёду,

Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота.

Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)

Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)

Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)

Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)

Посмотрели на столы … (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)

В лес обратно убежали (Бег на месте)

За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье.

В воскресенье выходной,

Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)

Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)

Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)

Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)

Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).

Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)

Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)

Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)

Мы на этой карусели

Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).