ЛФК (лечебная физкультура). Физическая реабилитация

Блок информации

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер патологического процесса, его степень и стадию.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго дозированные для больных и ослабленных пациентов. Различают общую тренировку (для укрепления и оздоровления организма в целом) и специальные тренировки, направленные на то, чтобы восстановить нарушенные функции опреде- лённых органов и их систем.

Гимнастические упражнения в ЛФК классифицируют:

По анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (например, мышцы рук, ног, дыхательные мышцы);

По самостоятельности:

❖ активные - выполняемые полностью самим больным,

❖ пассивные - выполняемые больным, у которого нарушены двигательные функции, самостоятель-

но с помощью здоровой конечности либо при содействии методиста.

Для достижения эффекта подбирают группы упражнений (например, для укрепления мышц живота - упражнения в положении стоя, сидя и лёжа), способствующих адаптации организма к постепенно возрастающим нагрузкам и коррекции (выравниванию) нарушений, вызванных заболеванием.

ЛФК назначает лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач ЛФК. Повышая эффективность комплексной терапии больных, ЛФК ускоряет выздоровление и предупреждает дальнейшее развитие заболевания.

Массаж

Массаж - система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела.

Массаж широко применяют в различных областях клинической медицины, в системе медицинской реабилитации, санаторнокурортном лечении, в косметической медицине и спорте (рис. 14). Его используют при различных заболеваниях и травмах. Комбинируя массаж с лекарственными средствами, физиотерапевтическими процедурами и ЛФК (в том числе физическими упражнениями в воде), достигают высокого терапевтического эффекта.

Заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения;

Нарушениях обмена веществ;

Гинекологических и стоматологических заболеваниях (например, при воспалениях дёсен и слизистой оболочки рта).

Противопоказания К противопоказаниям относят:

Острые лихорадочные состояния (высокая температура тела);

Острые воспалительные явления;

Кровотечения и предрасположенность к ним, болезни крови;

Рис. 14. Процедура проведения массажа.

Гнойные процессы любой локализации, инфекционные и грибковые заболевания кожи, её повреждения и раздражение, аллергические высыпания;

Тромбозы, лимфаденит и лимфангоит;

Остеомиелит, аневризму сосудов;

Туберкулёз в активной форме, венерические болезни;

Доброкачественные и злокачественные опухоли;

Психические болезни, сопровождающиеся чрезмерным возбуждением или значительным изменением психики.

Лечебные методики и общие указания о выполнении процедур

Для каждого заболевания характерны специфические особенности. При методически неправильном применении массажа, его неудачной комбинации с другими процедурами либо при назначении массажа в той стадии заболевания, когда он противопоказан, возможна не только плохая переносимость процедуры, но и ухудшение состояния больного.

Гигиенический массаж применяют для укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, повышения работоспособности.

Косметический массаж используют, чтобы предупредить преждевременное увядание кожи, устранить её дряблость, а также при некоторых кожных заболеваниях (например, при угревой сыпи) и выпадении волос.

Самомассаж повышает работоспособность, уменьшает утомление, восстанавливает силы после физических и умственных нагрузок; эта процедура особенное эффективна в сочетании с утренней гимнастикой. Процедуру выполняют через 1,5-2 ч после еды, продолжая до 30 мин (при массаже отдельных участков тела - до 5 мин). Во время процедуры не следует задерживать дыхание, оно должно быть ровным, ритмичным. Полезны небольшие паузы для отдыха. Последовательно массируют спину, ягодицы, бёдра, голени, грудь (только у мужчин), живот, руки. Области расположения лимфатических узлов массировать не следует. Соблюдают все основные правила массажа с учётом противопоказаний.

При проведении массажа на чисто вымытую кожу пациента наносят массажные средства (вазелиновое масло, борный вазелин, тальк). Пациенту следует принять положение, при котором мышцы массируемых групп максимально расслаблены.

Массаж начинают медленными плавными движениями. Постепенно интенсивность воздействия усиливают (сохраняя при

этом ритмичность движений), затем так же постепенно ослабляют, заканчивая лёгкими, успокаивающими движениями. В начале курса лечения длительных процедур не проводят, дозу наращивают постепенно. Выбор методики зависит от характера заболевания или повреждения, а также от индивидуальных особенностей пациента (например, его возраста, состояния здоровья). Пожилым людям назначают особенно щадящий массаж. Грубые, бессистемные, чрезмерно интенсивные движения могут вызвать болевые ощущения, судорожное сокращение мышц, перевозбуждение нервной системы. Основные направления массажных движений - от периферии к центру, по ходу лимфатических и кровеносных сосудов. Продолжительность сеанса от 10 до 20-30 мин (в некоторых случаях до 40) , в зависимости от количества охватываемых массажем областей. Процедуры проводят ежедневно или через день. Курс лечения составляет, как правило, 10-15 процедур. Перерыв между курсами (не менее 15 дней) определяют индивидуально. По способу выполнения как лечебный, так и гигиенический массаж может быть ручным и аппаратным. Ручной массаж

Наиболее распространён классический массаж. Основные приё- мы классического массажа:

Поглаживание;

Растирание;

Разминание;

Вибрация.

Процедуру начинают и заканчивают поглаживанием. Оно может быть плоскостным и обхватывающим; а в зависимости от степени давления на тело - поверхностным (щадящий приём) или глубоким (более интенсивный приём). Поверхностное поглаживание применяют, чтобы уменьшить повышенный тонус мыщц и нервную возбудимость, улучшить лимфо- и кровообращение. Глубокое поглаживание используют после снятия гипсовой повязки, при ограничении или отсутствии движений в суставах.

Растирание заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в различных направлениях. Приём способствует растяжению спаек, рубцов, рассасыванию и удалению отложений в тканях, благоприятно действует при невритах, невралгиях, повреждениях суставов.

При разминании на ткани следует воздействовать совершенно безболезненно, но в достаточной степени глубоко, чтобы повысить

тонус мышц, усилить их сократительную способность, значительно улучшить кровообращение.

Вибрация - наиболее сложный приём массажа. Движения, передаваемые при вибрации, распространяются за пределы массируемой области. Различают непрерывистую и прерывистую вибрацию. Приём активизирует кровообращение и восстановительные процессы в тканях, стимулирует обмен веществ, оказывает болеутоляющее действие.

Для каждого основного классического приёма предусмотрены вспомогательные (дополнительные) приёмы, их специфика обусловлена анатомическими особенностями и функциональным состоянием тканей массируемой области. Так, при разминании в качестве вспомогательных приёмов применяют, в частности, сдвигание и растяжение, эффективные при рубцах, спайках, мышечных контрактурах (ограничение или отсутствие движений вследствие постоянного сокращения мышцы или группы мышц). Приём выполняют большими пальцами, располагая их по бокам рубца и растягивая его в противоположные стороны. Сочетание основных и вспомогательных приёмов классического массажа позволяет достичь наибольшего терапевтического эффекта.

Аппаратный массаж

Аппаратный массаж проводят с помощью специальных аппаратов. Его самостоятельное применение показано при заболеваниях ЖКТ, сопровождающихся запором, при травмах опорнодвигательного аппарата для воздействия на формирующуюся костную мозоль, а также при заболеваниях и повреждениях нервной системы. Поскольку массажные аппараты не позволяют тонко дифференцировать методику, аппаратный массаж можно дополнять ручным, однако он не может заменить его полностью. Разновидностью аппаратного массажа считают вибро-, гидромассаж и вакуумный массаж (пневмомассаж).

Массаж у детей

В детском возрасте массаж эффективен для профилактики и лечения многих заболеваний, а если говорить о детях грудного возраста, то этот метод составляет неотъемлемую часть их физического воспитания: способствует правильному развитию детского организма, нормализации функции ЖКТ, освобождению кишечника от газов при метеоризме, благотворно влияет на нервную систему (снижает возбудимость, нормализует сон). Массаж обязателен для недоношенных детей, перенёсших инфекционные

болезни, при рахите, гипотрофии, выраженных невротических реакциях. Применение массажа эффективно при пневмонии, бронхиальной астме, показано во всех случаях, когда ребёнок отстаёт в физическом развитии. Противопоказания к применению массажа у детей те же, что и у взрослых. Кроме того, он противопоказан детям при пиодермии и обширных кожных проявлениях экссудативного диатеза.

Массаж начинают с 1,5 мес. При некоторых заболеваниях (например, при кривошее, детском церебральном параличе) его применяют и в более раннем возрасте. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, который покрыт одеялом, сложенным в несколько слоёв, клеёнкой и пелёнкой. Комнату хорошо проветривают; температура воздуха в ней должна быть не ниже 20 °С. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре воздуха не ниже 20-22 °С. Для процедур лучше выбирать одно и то же время - за 30 мин до еды или через 1,5 ч после неё.

Техника массажа включает основные классические приёмы. Общие правила его проведения такие же, как у взрослых, однако методика более щадящая (необходимо учитывать нежность кожи ребёнка и лёгкую возбудимость его нервной системы).

Каждый приём повторяют от двух до шести раз, общая продолжительность занятий - от 10 мин. Процедуры можно проводить и дважды в день. Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основные приёмы массажа для ребёнка грудного возраста - поглаживание и растирание. Их делают лёгкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (например, от кисти к плечу, от стопы к паховой складке). Перед началом процедуры массажисту необходимо вымыть руки. Массажные средства не применяют. Курс лечения включает 10-15 сеансов (при детском церебральном параличе - до 20-25). Интервал между курсами не менее 15 дней.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины

Московский учебно-методический центр по среднему медицинскому образованию

Н. А. Белая

Лечебная

физкультура и массаж

Учебно-методическое пособие для медицинских работников

«Советский спорт»

и спортивной медицины с курсом физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, заслуженному деятелю науки РФ,

главному специалисту по лечебной физкультуре и спорту Минздрава РФ,

президенту Российской ассоциации по спортивной медицине

и реабилитации больных и инвалидов, академику Международной академии информатизации при ООН,

доктору медицинских наук, профессору А. В. ЧОГОВАДЗЕ;

главному врачу Московского научного центра спортивной медицины, заслуженному врачу РФ,

президенту Федерации спортивной медицины РФ, профессору Л.Н.МАРКОВУ;

директору Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ, профессору И.Л.ИВАНОВУ;

заместителю директора Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ АА.ШЛЕЙФЕР.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­ меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­ же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­ тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­ яющую на человека ограниченную двигательную актив­ ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­ мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­ торы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­ зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­ дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­ ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­ реносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­ болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­ сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­ неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­ нального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­ сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­ ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­ лин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­ дицины.

llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­ ста, который выдается после подготовки на курсах специа­ лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­ дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­ ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­ но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо вос­ полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­ ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построе­ ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче- ских показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­ сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­ учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­ зующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­ тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­ нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК осно­ вывается на современных научных данных в области меди­ цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­ нения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей фи­ зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

- метод неспецифической терапии, но в то же время от­ дельные виды упражнений могут влиять на определен­ ные функции организма;

- метод патогенетической терапии, в связи с возможно­ стью физических упражнений влиять на реактивность организма;

- метод активной функциональной терапии, так как при­ спосабливает организм больного к повышающимся фи­ зическим нагрузкам;

- метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

- метод восстановительной терапии в комплексном лече­ нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­ ровки больных физическими упражнениями.,

Различают общую и специальную тренировку:

- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­ ление организма больного с помощью общеукрепляю­ щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­ ми, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воз­ действия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппа­ ратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать мето­ дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­ ких особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­ емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­ гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хро­ нических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­ виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и физические упражнения способствуют более со­ вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­ тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­ ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­ ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражне­ ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­ лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК

нения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физи­ ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­ ного и физического воспитания для более совершенного раз­ вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (18291922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (18491936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­ ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­ ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­ дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­ ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­ нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­ ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­ ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­ цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ- культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (18901941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­ ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­ шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­ бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­ тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­ ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

турой и спортом, организационно-методического руковод­ ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил членкорреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­ дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание" в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкуль­ туры, им написаны монографии по всем основным направ­ лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­ стов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­ логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного обра­ зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­ ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международ­ ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­ циалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­ ция ежегодно проводит международные конференции по ак­ туальным проблемам специальности.

Влияние физических упражнений на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­ ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­ ность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­ логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­ тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­ локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)

что определяется как сократимость. Сокращение иди ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­ ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­ ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­ мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­ ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­ ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-. мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­ зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.

Центральная нервная система регулирует движения, по­ лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­ стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­ жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­ ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­ меняет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце- ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­ ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­ зические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­ лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­ ным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптацион­ ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбу­ димость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повы­ шенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­ нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­ ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­ ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­ моральный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нерв­ ной системы.

Физические упражнения:

- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­ ную систему;

- повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­ ную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;

- оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что любое упражнение для мышц сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.

Массаж - средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются ру­ками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов [Вербов А. Ф., 1966]. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздра­жаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутрен­них органов (интерорецепторы), приходящие в возбуждение при изменении давления на органы и стенки сосудов (барорецепторы). Клинико-физиологической основой использования массажа как одного из средств лечебной физкультуры в комплексной терапии детских за­болеваний и травм являются процессы, происходящие в массируемых участках тела, и общие нейрогуморальные сдвиги в организме, обусло­вленные рефлекторными реакциями и выделениями биологически ак­тивных веществ.

При проведении массажа возбуждение механорецепторов вызы­вает преобразование механической энергии в сигналы, идущие к не­рвным центрам. В результате сложных физиологических процессов в ЦНС формируются ответные реакции, что обусловливает рефлектор­ную основу действия массажа. Таким образом, все приемы массажа действуют на основе разнообразных рефлексов - как безусловных, так и условных, вызывая изменения функционального состояния раз­личных отделов ЦНС и способствуя образованию приспособительных реакций.

Во время массажа на организм ребенка действуют не только меха­нические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер ме­ханического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с механическим и химическим факторами изменениям ми­кроциркуляции, лимфо- и кровоснабжения. В коже под влиянием при­емов массажа расширяются сосуды, уменьшается венозный застой, улучшается трофика, увеличивается функция сальных и потовых желез. Массаж способствует также слущиванию эпидермиса, повышению эла­стичности и упругости кожи. Под влиянием массажа увеличивается со­кратительная способность, сила и работоспособность мышц, нормали­зуется их тонус, восстанавливается эластичность. Определенные приемы массажа могут способствовать увеличению скорости восстано­вительных процессов в утомленных мышцах как за счет местных, так и общих рефлекторных реакций. Массаж способствует увеличению эластичности и подвижности в суставах, связках, а также сухожилиях. Активируя секрецию синовиальной жидкости, он способствует местным и общим процессам лимфо- и кровоснабжения. В связи с этим массаж приводит к рассасыванию отеков и выпотов, а также ликвидации патологических изменений в суставах. На нервную систе­му ребенка массаж оказывает особенно выраженное действие через об­ширную рефлексогенную зону кожи. От многочисленных рецепторных образований раздражение с поверхности кожи и глубжерасположенных тканей передается в нервные центры, изменяя, в зависимости от харак­тера массажного воздействия, уровень возбудимости и скорость тече­ния нервных процессов. По данным В. М. Андреевой и Н. А. Белой (1966), после массажа улучшаются показатели биоэлектрической актив­ности головного мозга. Доказано влияние массажа на вегетативную нервную систему. У ребят раннего возраста поглаживающий массаж способствует повышению пониженной и уменьшению повышенной возбудимости [Рысс М. Г., 1957; Фонарев М. И., 1975]. Сочетание мас­сажа с гимнастическими упражнениями приводит к более быстрому образованию двигательных условных рефлексов. Благотворное влия­ние массажа на сердечно-сосудистую систему связано с расширением сосудов кожи и раскрытием добавочных капилляров, что способствует улучшению венозного тока и облегчению работы сердца.

При этом, как правило, уровень артериального давления и часто­та сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферическо­го сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно уско­ряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уро­вень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы тканевого обмена. Рефлекторное действие приемов массажа вызывает улучшение кровоснабжения сер­дечной мышцы и повышение его сократительной способности. Общее действие на кровообращение проявляется уменьшением под влиянием массажа застойных явлений в большом и малом круге кровообраще­ния. Изменения в дыхательной системе связаны как с общими рефлек­торными влияниями, обеспечивающими увеличение газообмена, улуч­шение транспорта газов кровью, так и с местным воздействием массажа при определенной методике его применения на дыхательные мышцы и гладкую мускулатуру бронхов. Имеются данные об измене­нии после массажа выделительной функции почек [Макаров В. А., 1975]. Увеличивается мочеотделение, улучшается выведение азота. Та­ким образом, в основе действия массажа на организм ребенка лежат многообразные местные изменения и сложные взаимообусловленные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, вызываемые ре­флекторными реакциями из рецепторной зоны кожи, подкожной клет­чатки и мышц, регулируемые высшими отделами ЦНС.

Особенности применения приемов массажа и методик их исполь­зования обеспечивают возможность дифференцированного и много­образного его воздействия на организм. По целевой направленности различаются три вида массажа: 1) гигиенический, 2) спортивный и 3) лечебный [Вербов А. Ф., 1966].

Гигиенический массаж используется для общеукрепляю­щего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, напра­вленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения пре­ждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа.

Спортивный массаж применяется с учетом особенностей от­дельных видов спорта, гимнастики с целью физического совершенство­вания спортсмена в данном виде и для быстрейшего снятия утомления с восстановлением сил в процессе тренировки и при проведении соревнований.

В практике гигиенического и спортивного массажа используется также самомассаж, производимый с ограниченным числом приемов и под наблюдением врача.

Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения.

Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его опти­мальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий ле­чебный массаж (классический) - с использованием основных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) с их вспомога­тельными вариантами. Он применяется в зависимости от состояния больного, особенностей патологии и решаемых задач, как самостоя­тельно, так и в сочетании с другими средствами лечебной физкуль­туры. Сегментарный массаж с включением дополнительных спе­циальных приемов на рефлексогенные зоны (шейно-затылочная и грудная, пояснично-крестцовая область, паравертебральная и др.). Точечный массаж - общие приемы массажа, их разновидности, а так­же дополнительные специальные приемы торможения и возбуждения воздействием на биологически активные точки тела (БАТ) в опреде­ленных сочетаниях и последовательности. Аппаратный массаж - с ис­пользованием различных приспособлений (вибраторы, аппараты под­водного массажа и др.).

Общий лечебный массаж применяется на всех этапах медицинской реабилитации больных в комплексном лечении большинства заболева­ний детского возраста, когда механизм лечебного действия массажа или отдельных его приемов обеспечивает решение соответствующих задач комплексной терапии (восстановление трофики, улучшение репа- ративных процессов, предупреждение атрофий и т. п.). Противопоказа­ния - тяжелое общее состояние, нагноительные процессы кожи и под­кожных образований.

Условия для проведения массажа. К массажисту предъ­являются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач; безупречное владение тех­никой массажа; развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполне­нии приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгод­ное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых мышц для достижения их расслабления.

Обязательное условие, содействующее эффективности работы мас­сажиста, - контакт с больным, умение создать ему хорошее настрое­ние (с учетом возраста и умственного развития). Обращается внима­ние больного на ощущения, которые возникают при достижении какого-то определенного результата, например расслабления мышц. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем добиться самостоя­тельного воспроизведения такого же ощущения больным, а следова­тельно, обеспечить закрепление полученных результатов. Целесообраз­но во всех случаях, когда необходимо улучшение двигательной функции, сочетать любой вид массажа с физическими упражнениями

При выраженном влиянии ранних тонических рефлексов и наличии порочных поз надо подбирать индивидуальное исходное положение больного при массаже, исключающее возможность усиления патологи­ческих рефлексов. Для этого используются различные валики, подуш­ки, перекидные грузы и другие приспособления. Для проведения мас­сажа (любого) отводится специальное помещение, оборудованное высокой кушеткой или массажным столиком. Перед процедурой его проветривают (температура доводится до 20 - 22 °С). Руки массажиста Должны быть чистыми, теплыми, ногти обрезаны, украшения с паль­цев сняты.

К основным приемам общего лечебного массажа относятся сле­дующие: поглаживание - массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различ­ное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскост­ном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем - кисть как бы охватывает рельеф массируемой части тела и принимает фор­му желоба, большой палец отведен. Движения обоих видов могут быть поверхностными и глубокими. Поверхностное поглаживание способ­ствует расслаблению мышц, улучшает вазомоторную функцию кожных сосудов, стимулирует обменные процессы в коже, повышает ее упругость и эластичность. Глубокое поглаживание способно стимули­ровать лимфоток и кровоток, а также функцию мышц. Поглаживание производится продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Глубокое поглаживание рекомендуется проводить продольно по ходу лимфатических сосудов, как правило, от периферии к центру, в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Погла­живание обычно выполняется двумя руками параллельно или последо­вательно (в случае необходимости глубокого воздействия наклады­вают одну кисть на другую). Оно производится не только кистью, но и пальцами, боковой поверхностью кисти и пр. Непрерывное поглажи­вание производят, не отнимая рук от массируемой поверхности, а при прерывистом - движения энергичные, ритмичные, короткими рывками.

Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, греб­необразное поглаживание и глажение.

Растирание - руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впере­ди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъ­единение и растягивание тканей и -«перетирание» патологических уплотнений [Куничев Л. А., 1979]. Растирание оказывает успокаиваю­щее действие на ЦНС, усиливает сократительную способность мышц, развивает ощущение тепла с наличием гиперемии, улучшает процессы тканевого обмена, увеличивает подвижность тканей, обеспечивает растяжение рубцов, спаек, затвердений в мышцах. Растирание выпол­няется пальцами, локтевым краем ладони и опорной частью кисти в продольном, поперечном, зигзагообразном, кругообразном или циркулярном направлениях одной или двумя руками.

Вспомогательные приемы: штрихование, строгание, граблеобраз­ное и гребнеобразное растирание, пиление, пересекание и щипцеобраз­ное растирание.

Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы; оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных во­локон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища; может быть не­прерывным или прерывистым - как стимулирующий прием. Попереч­ное разминание производится в поперечном по отношению к мы­шечным волокнам направлении, при этом надо следить за ритмич­ностью движений и за тем, чтобы рука не соскальзывала. Сухожилия и места прикрепления мышц массируют одной рукой, а затем про­изводят разминание двумя руками в обратном направлении.

Вспомогательные приемы: валяние, накатывание, сдвигание, рас­тяжение, надавливание, подергивание, сжатие, щипцеобразное раз­минание.

Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в мас­сируемой ткани возникают колебательные движения различной скоро­сти и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функ­ции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппа­рата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осу­ществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно, спиралеобразно и перпендикулярно массируемому.участку. Движения осуществляются одним или несколькими пальцами, ладонной или ты­льной поверхностью последних, ладонью или опорной частью кисти, кулаком, с захватом тканей и т. д. Стабильная вибрация производится на одном месте без перемещения, применяется на болевых точках при невралгиях и т. д. При парезах и параличах производят лабильную ви­брацию вдоль нервных стволов при массаже ослабленных мышц или стабильно на биологически активных точках (БАТ). Для воздействия на внутренние органы кисть перемещают в области проекции данного органа с нежным безболезненным давлением. Непрерывная вибрация усиливает деятельность желез, а нежная способствует расслаблению мышц и снятию утомления, сильная оказывает стимулирующее дей­ствие. Вспомогательные приемы: потряхивание, сотрясение, встряхива­ние, подталкивание. Прерывистая вибрация заключается в нанесении ритмичных одиночных ударов, следующих один за другим.

Разновидности: пунктирование, поколачивание, похлопывание, рубление, стегание.

Сегментарный массаж. Все ткани, органы и системы организма че­ловека представляют единое целое и находятся в определенных взаи­моотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызы­вает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функцио­нальных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него.

Применяя различные приемы лечебного массажа в соответствую­щих зонах, можно добиться изменения функции внутренних органов, двигательного аппарата, трофических процессов, обмена, секреторной деятельности и пр.

А. Е. Щербак, один из основоположников отечественной физиоте­рапии, создал основы сегментарно-рефлекторного массажа и устано­вил особое значение некоторых важных зон.

Шейно-затылочная и верхнегрудная области с включением задней поверхности шеи, затылка, надплечий, верхней части груди и спины имеют название воротниковой зоны. Воздействие в этой зоне может вызвать функциональные изменения в ЦНС. Массаж воротниковой зоны рекомендуется при расстройствах сна, гипертонии, наличии тро­фических нарушений верхних конечностей и др.

Пояснично-крестцовая область охватывает кожу поясницы, яго­диц, нижней половины живота и верхней трети передней поверхности бедер. Поясничный массаж применяется при сосудистых заболеваниях, травмах нижних конечностей и других состояниях.

При выполнении сегментарного массажа, в основном в зонах За­харьина - Геда, используются все основные приемы общего массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрация,-а также и вспо­могательные. Для оказания большего влияния на ЦНС и соответ­ствующие органы и системы сегментарный массаж выполняют пара- вертебрально в области воротниковой или поясничной зоны. Он производится от нижележащих к вышележащим сегментам спинного мозга, приемы выполняются легко, ритмично, без грубых усилий.

Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного мас­сажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спи­не, задняя и передняя поверхности туловища массируются по напра­влению к позвоночнику и т. д.

Этих же положений придерживаются О. Глезер и В. Далихо (1965). Однако они применяют все основные приемы общего массажа и дополняют их специальными - сверлением, пилением. Рекомендуя использовать зоны Захарьина - Геда, авторы считают положительным моментом ощущение глубокого прогревания тканей при помощи мас­сажа, сохраняющегося в течение нескольких часов. При наличии гипер­тонуса мышц авторы предлагают применять приемы легкой вибрации и сверления. После выполнения приема сверления применяют массаж отдельных участков тела (лопаточная область, область таза, конеч­ности).

Другие авторы [Бортфельд С. А. и др., 1979] для расслабления мышц плечевого и тазового пояса рекомендуют втирание паравертебрально (по месту выхода нервных стволов) мази доктора В. М. Пигина (ланолин, персиковое масло по 45 частей и анестезин - 10 ча­стей), что помогает уменьшить поток патологической импульсации и создать благоприятные условия для восстановления координации движений. Применяются: растирание, а затем с некоторым давлением глубокое растирание массируемого участка до состояния выраженного прогревания. В заключение рекомендуется производить легкую вибра­цию по сегментарным точкам или на всем протяжении массируемой зоны, заканчивая ее легким поглаживанием. После процедуры необхо­димо одеть больного, чтобы дольше сохранить тепло.

Сегментарный массаж всех видов при нарушениях двигательных функций необходимо сочетать с занятиями физическими упражнения­ми для закрепления полученных результатов.

Точечный массаж. Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении ребят вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функ­ций опорно-двигательного аппарата у взрослых и ребят, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так на­зываемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж ча­сто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами про­гревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и диффе­ренцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в по­кровах тела в области микрозоны данной точки [Тыкочинская Э. Д.,1978]. Точечный массаж применяется у ребят с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выра­ботке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа.

При выполнении точечного массажа применяются различные спо­собы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего мас­сажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание.

Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов. Они различаются ме­жду собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения [Бортфельд С. А., 1971]. В зависимости от поставленной лечебной за­дачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа, местное - на отдельные мышцы при диагностике двига­тельных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мы­шцы, зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава, системное, необходимое для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических про­явлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности); сегмен­тарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или само стоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздей­ствия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище) (рис. 1, 2, 3).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную се­рию точек (1-2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нор­мализации состояния ЦНС.

Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки от­дельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов мас­сажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

Массаж в раннем возрасте. Применение массажа у ребят раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых ребят и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на раз­витие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживаю­щего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка - гу­ления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует. Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в ко­же и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппара­та к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широ­ко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечеб­ной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоцио­нальное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических Упражнений, назначаемых при задержке моторного развития. Массаж У ребят раннего возраста Используется и как средство отдыха, разгруз­ки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьше­ния физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы масса­жа и практические его приемы для ребят первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН СССР проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Гу­берт, М. И. Фонаревым и др. В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению по­вышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует разви­тие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов. По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа - ра­стирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности ребят первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее; у ребят раннего возраста применяется поверхностное пло­скостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока. Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти масса­жиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образова­ний. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, ис­пользуется в основном поперечное разминание. Вибрация осущест­вляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной ки­сти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев - от 1 до 4.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Физическая реабилитация включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средним медицинским персоналом (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК).

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов физической реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической. Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма - сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма.

Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации.

1. Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.

2. Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также степени его выраженности.

3. Адекватность нагрузки лечебной физкультурой индивидуально-динамическим возможностям пациента, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно- сосудистой и дыхательной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы при данном конкретном этапе заболевания (на данное занятие ЛФК), с целью достижения тренирующего эффекта при оптимуме нагрузки.

4. Своевременность применения методик ЛФК на ранних этапах заболевания с целью максимального возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.

5. Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий путём расширения методического арсенала и объёма ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определённые функции и на весь организм пациента.

6. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК - лечебной гимнастики, массажа, постуральных упражнений - в зависимости от периода заболевания нервной системы, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений, а также этапа реабилитации пациента.

7. Комплексность применения методик ЛФК в медицинской реабилитации с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнеотерапией, иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратным лечением, ортопедическими мероприятиями и др.

Использование перечисленных принципов применения ЛФК является обязательным как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых пациентов.

Существует много методик и разновидностей двигательной активности, которые имеют место в проведении реабилитационных мероприятий.

Массаж является одним из древнейших способов физического воздействия на организм больного человека. Ему посвящены многие руководства и монографии, в которых описаны техника, тактика и особенности различных видов массажа.

Массаж - это совокупность приёмов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Важными задачами, которые решаются с помощью массажа, являются:

1. Общетонизирующее воздействие - путём усиления крово- и лимфообращения, а также неспецифического стимулирования экстероцептивной и проприоцептивной чувствительности (классический, сегментарный, точечный массаж);

2. Регионарно-тоническое воздействие на вялопаретичные мышцы - достигается применением различных способов классического массажа в большом объёме, с достаточной силой, а также специального массажа, благодаря продольному растиранию и разминанию брюшка мышцы при различных её состояниях (расслаблении или разной степени напряжения) и последующему потряхиванию, мелкоточечной вибрации и кратковременному до болевого ощущения прижатию мышцы;

3. Расслабляющее воздействие на ригидные, спастичные и локально-спазмированные мышцы, осуществляемое с помощью общих расслабляющих приёмов классического массажа (поглаживания, потряхивания, мелкой вибрации), выполняемых в медленном темпе с обязательными паузами между приёмами, а также с помощью точечного и сегментарного массажа определённых точек и зон;

4. Противоболевое воздействие достигается рефлекторным влиянием точечного (акупрессура), сегментарного, восточного и классического (в расслабляющем варианте) массажа.

Все приёмы массажа должны сочетаться с различными методами лечебной гимнастики. Лишь в особых случаях, когда общее состояние больного не позволяет проводить занятия лечебной гимнастикой, проведение массажа становится самостоятельным, стратегически важным методом.

Физиотерапия. В комплексной реабилитации больных применяются различные виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активизация репаративных процессов, уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения, а также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении. Существует несколько групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.

Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.

По своей эффективности аппараты механотерапии могут быть подразделены на следующие группы:

1. “Диагностические” аппараты, помогающие учитывать и точно оценивать эффект двигательного восстановления;

2. Поддерживающие, фиксирующие аппараты - помогающие выделять отдельные фазы произвольных движений;

3. Тренировочные аппараты, помогающие дозировать механическую нагрузку при движениях;

4. Комбинированные аппараты из первых трёх групп.

В настоящее время в практике восстановительного лечения широко используются следующие группы аппаратов механотерапии по принципу воздействия на организм человека:

1. Аппараты, основанные на принципе блока (функциональный механотерапевтический стол, блоковая установка стационарного типа, портативная блоковая установка), предназначенные для дозированного укрепления различных мышечных групп верхних и нижних конечностей;

2. Аппараты, основанные на принципе маятника, для восстановления подвижности и увеличения объёма движений в различных суставах верхних и нижних конечностей и аппараты для повышения общей работоспособности (тренажёры). Маятниковые аппараты надёжны в эксплуатации. Стойки допускают изменение высоты крепления аппарата. На стойке, состоящей из основания, жёстко связанного четырьмя направляющими колонками с верхней крышкой, можно одновременно укрепить два аппарата механотерапии. На колонках располагаются две плиты, на которые устанавливают аппараты. Наличие контргруза даёт возможность аппарату легко крепиться с помощью стопорного устройства на нужной высоте.