Как видят новорожденные: особенности зрения ребенка. Зрение у младенцев

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения - во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде - из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев - зеленый и только потом - синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием - волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц . Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну.
  • Зрение новорожденного в 2 месяца . Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает. Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди.
  • Зрение новорожденного в 3 месяца . Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев.
  • Зрение новорожденного в 4 месяца . Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет.
  • Зрение ребенка в 5 месяцев . Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие.
  • Зрение ребенка в 6 месяцев . Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры.

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске - не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими - сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом - лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально - в возрасте после 2 месяцев, вертикально - в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза.

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.

Специально для - Лариса Незабудкина

Что видят малыши

Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

Когда развивается зрение

Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

Как развивается зрение

В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

5 месяцев

Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

8 месяцев

Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

Ваша роль

Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

Когда стоит беспокоиться

Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
Один из зрачков кажется белым.
Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем. Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки. Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

Начальная стадия развития зрения

Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.

У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.

От месяца к месяцу

Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.

  • 1 месяц ().

Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год. Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.

  • 2 месяца.

Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно : сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

  • 3 месяца.

Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

  • 4 месяца.

Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.

  • 5 месяцев.

Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

  • 6 месяцев.

Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета. Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.

Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.

Следим за глазками

Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

  • зрачки малыша разного диаметра;
  • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
  • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
  • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
  • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
  • наблюдается повышенная светочувствительность;
  • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
  • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
  • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
  • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
  • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.

Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

  • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
  • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
  • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
  • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
  • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
  • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .

При рождении малыша его зрительная система обладает отдельными рефлексами. Несмотря на то что зрение у новорожденных несовершенно, зрачки реагируют на свет, есть движение глаз и поворот головы на движущийся объект. Остальные зрительные рефлексы формируются, развиваются и усовершенствуются параллельно со взрослением ребенка.

Как видит новорожденный?

Исследования доказали, что малыш замечает яркие вспышки еще в утробе матери. При появлении на свет перед глазами ребенка возникают нечеткие, размытые предметы. Острота зрения в этот период одна тысячная от 100%, а укороченная зрительная ось обуславливает характерную дальнозоркость. Зрение у новорожденного ребенка сильно отличается, он не видит как взрослый человек. Вот что замечает он после рождения:

  • Воспринимает свет, при ярких отблесках зажмуривает глазки.
  • Улавливает силуэты, формы предметов, которые находятся в 20-25 см от него, все остальные объекты сливаются в серые пятна.
  • Различает лица людей, которые склоняются над ним, но родных он узнает по запаху.
  • Все объекты воспринимаются в черно-белых тонах. В первые дни жизни ребенок начинает различать ярко-красный цвет.

У младенцев после рождения может наблюдаться нескоординированные движения органов зрения, но в течение 6 месяцев все приходит в норму. Кроме того, вместе с увеличением размеров происходит изменение формы, в связи с этим проходит дальнозоркость. Если наблюдаются стойкие отклонения, нужна консультация специалиста.

Размеры глаза

Орган зрительной системы растет до 21 года и достигает в размерах приблизительно 24 мм.


В этот период глазные яблоки малыша по размеру составляют больше половины взрослого человека.

У грудничков размер глазного яблока довольно большой - 65% от величины взрослого органа. Несмотря на это, в первый год жизни оно интенсивно растет, и уже к 2 года его размер увеличивается на 40%. Но в этот период рост приостанавливается, вступая в фазу медленного развития, и возобновляется в возрасте 12-14 лет. Масса зрительного органа малыша меньше чем у совершеннолетних в 3 раза и составляет 2,3 грамма.

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8-10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Второй месяц


На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Зрение в полгода


К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3-4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

На первом году жизни происходят сильные изменения и полная трансформация зрительных функций.

Обследование зрения новорожденных


Первый осмотр у врача малыш проходит сразу после своего рождения.

Первый осмотр проводит врач-неонатолог при рождении. Он позволяет выявить врожденные патологии. Но многие болезни проявляются через время, поэтому через 1 месяц жизни малышу нужно пройти осмотр у офтальмолога. В этом возрасте специалист проводит осмотр: форма, размер, чистота склер, простые рефлексы. Следующий осмотр должен состояться в полгода, у недоношенных деток обязательно проводят проверку в 3 месяца, а затем уже в 6.

У полугодовалого малыша можно визуально оценить зрительные функции, а также проверить двигательную функцию, синхронность взгляда, фокусировку, приспособление органа к изменениям. Если возникают сомнения, в помощь для проверки зрения приходит специальная таблица. Одна половина которой белая, вторая разделена горизонтальными черными полосами. Если полосатая часть привлекает внимание малыша, при этом один глазик прикрыт, со зрительным восприятием все в порядке.