Гарри стэк салливан. Гарри салливан Салливан психоанализ

Гарри Стэк Салливан (Harry Stack Sullivan) родился 21 февраля 1892 года на маленькой ферме близ Норича, штат Нью-Йорк. В детстве он был очень одинок, страдал шизофренией, пережив по крайней мере один случай ее обострения. Может быть, именно собственная болезнь, делавшая порой почти невозможным нормальный контакт с окружающими, подвигла Салливана на изучение психиатрии и привела в конечном счете к созданию теории межличностных отношений.

Так или иначе, но Салливан переехал в Чикаго, начав обучаться там медицине и продолжать свое лечение, в частности прошел более семидесяти часов психоанализа. В 1917 году, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, Салливан только что окончил Чикагский медицинский колледж и сразу же попал в армию. После войны он продолжил службу в качестве медика в Федеральном совете профессионального образования, а затем в Службе народного здоровья.

В 1922 году Салливан начал работать в столичной больнице Св. Елизаветы (Вашингтон, округ Колумбия). Там он впервые применил радикальные методы лечения пациентов, страдающих особо серьезными психическими расстройствами. С этого времени и до начала 30-х годов Салливан занимался исследованиями в области шизофрении, заработав себе репутацию блестящего клинициста. Переехав из Вашингтона в Таусон, штат Мэриленд, Салливан продолжил свои занятия, сотрудничая с медицинской школой Мэрилендского университета и работая в больнице Шеппарда и Е. Пратта. Рукописи Салливана о шизофрении, относящиеся к этому периоду, впоследствии были собраны его учениками и опубликованы отдельной книгой под названием Schisofrenia as a human process («Шизофрения как человеческий процесс», N.Y., 1962). Кроме того, именно там, в Таусоне, Салливан в 1929 году начал формулировать основные положения своей теории межличностных отношений.

Приобретя значительный опыт в области психиатрии, Салливан в 1931 году переехал в Нью-Йорк и открыл собственный кабинет, в котором изучал у пациентов обсессивные процессы. Уже будучи признанным специалистом и модным врачом с обширной практикой (его кабинет располагался на Парк-Авеню), Салливан продолжал учиться. Так, он прошел у Клары Томпсон (C. Thompson) официальный курс обучения психоанализу.

Еще работая в больнице Св. Елизаветы, Салливан познакомился с признанным главой нейропсихиатрии Уильямом Алансоном Уайтом и теперь стал президентом Психиатрического фонда Уайта (1933), а через несколько лет, в 1936 году занял пост директора основанного фондом учебного заведения - Вашингтонской школы психиатрии. К этому времени теория межличностных отношений окончательно была разработана, и в 1938 году Салливан стал соиздателем, а затем единственным издателем журнала «Психиатрия», в котором публиковались материалы, посвященные этой теории.

Лекции, которые Салливан читал студентам Вашингтонской школы психиатрии в 1943-1947 годах, после его смерти также были изданы его последователями и учениками. Лекции 1943 года вошли в книгу Clinical studies in psychiatry («Клинические исследования в психиатрии», N. Y., 1956), на основе цикла лекций 1944-1945 годов составлена книга The psychiatriс interview («Психиатрическое интервью», N. Y., 1954), а лекции 1946-1947 годов вышли под названием The interpersonal theory of psychiatry («Межличностная теория психиатрии», N.Y., 1953).

Занимаясь медицинскими исследованиями и педагогикой, Салливан не терял связи с армией США, социальными и государственными службами. В 1940-1941 годах он работал консультантом в системе призывной службы, а во время войны разрабатывал процедуры отбора, укрепления морали и эффективного лидерства. В конце 40-х годов Салливан представлял США в подготовке различных проектов ЮНЕСКО и участвовал в проекте по изучению влияния напряженности на международные отношения. В 1948 году он стал членом комиссии по подготовке всемирного Конгресса по психическому здоровью.

По иронии судьбы, отношения самого Салливана с людьми редко доставляли ему удовольствие и на протяжении всей жизни оставались поверхностными и амбивалентными. Тем не менее, вопреки этим трудностям или, возможно, именно благодаря им, Салливан внес огромный вклад в понимание природы человеческой личности. Другими словами, «спася других, он жертвовал собой... он так и не достиг ни непосредственности в общении, ни способности к близким отношениям: его собственная школа межличностных отношений работала лишь ради других» (Lestor Haven, 1987, p. 184).

Салливан умер 14 января 1949 года в Париже, по пути домой с собрания Исполнительного совета Всемирной федерации психического здоровья, проходившего в Амстердаме. После него не осталось семьи - только груды рукописей, завещанных Психиатрическому фонду Уайта, которые были бережно разобраны и опубликованы верными учениками, продолжающими дело жизни Гарри Стэка Салливана.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось устойчивое чувство изолированности от общества. Впоследствии, когда Гарри занялся психологией, это привело к созданию концепции социальной изоляции.

В 1917 году Салливан окончил Чикагский колледж медицины и хирургии. Ученый стал известен благодаря исследованиям в области интерперсональных (межличностных) отношений и изолированности и одиночества страдающих психическими заболеваниями, а также работой с шизофрениками; кроме того, он модифицировал теории Зигмунда Фрейда. Изначально Салливан был согласен с основными идеями психоанализа, но постепенно его подход изменился: прежде всего, ученого не устраивала концепция психосексуального развития, предложенная основателем психоаналитической теории.

В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить.

Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, судя по всему, следует отнести к тому, что психолог и сам, по словам многих его современников, большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. И правда, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.

В 1933 году ученый основал Психиатрический фонд имени Уильяма Алансона Уайта, а 1936-м - Вашингтонскую школу психиатрии. В годы Второй мировой войны он принимал активное участие в создании Всемирной федерации психического здоровья; в 1938 году основал и стал редактором журнала Psychiatry. Гарри Салливан скончался 14 января 1949 года в возрасте пятидесяти шести лет.

Его работа в области интерперсонального психоанализа и разработанные им терапевтические методики и сегодня оказывают огромное влияние на мир психологии.

Интерперсональная теория

Хотя Гарри Салливан вел преимущественно изолированную от общества жизнь, он очень хорошо понимал, насколько важную роль играют в жизни человека межличностные отношения . Психолог считал, что личность проявляется только во взаимоотношениях между людьми.

Он рассматривал ее как систему, в которой энергия существует либо в виде напряжений (потенциальных действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения, в свою очередь, подразделяются на два типа: потребности и тревогу.

Базовые потребности

Базовые потребности одинаковы для всех людей, но как они выражаются, зависит от ситуации. Для их удовлетворения требуется совершить определенные действия. Динамизм обычно связан с конкретными частями тела, например ртом или гениталиями, либо с общим благополучием человека. Потребности бывают физиологические, например в пище или кислороде, и межличностные (интерперсональные), например в близости и ласке.

Тревога

Тревогу, в отличие от потребностей, нельзя снять определенными действиями. По мнению Салливана, она представляет собой главный фактор разрушения интерперсональных отношений. Если тревога и напряжение полностью отсутствуют в жизни человека, его охватывает чувство эйфории.

Динамизмы

Итак, Салливан называл стандартные паттерны поведения динамизмами и считал, что они связаны с напряжениями или конкретными участками тела. Ученый различал четыре вида динамизмов напряжения:

1. Близость . Близкие личные отношения двух равноправных людей уменьшают чувство одиночества и тревоги и способствуют межличностному развитию.

2. Сексуальное влечение может быть реализовано и без близких интерперсональных отношений. Этот динамизм всецело основан на удовлетворении сексуальных потребностей, причем удовлетворять потребность партнера не обязательно.

3. Озлобленность характеризуется чувством, что человек живет среди врагов, из-за чего возникают такие качества, как недоброжелательность, ненависть, жестокость или застенчивость. Этот вид динамизма обычно формируется в детстве. Злые, недоброжелательные дети испытывают трудности в близких отношениях; им трудно принимать и давать заботу и ласку.

4. Я-система - устойчивая модель поведения, обеспечивающая безопасность личности, защищающая человека от тревоги. Данный тип динамизма, как правило, подавляет любые изменения личности. Если наша я-система сталкивается с какой-либо непоследовательностью, возникает необходимость в защитных действиях (психологической защите, служащей для уменьшения интерперсональных напряжений). К таким действиям относятся диссоциации, или блокирование опыта с целью не допустить его в сознание, и селективное игнорирование, блокирование конкретных переживаний.

Персонификации

По теории Гарри Салливана, в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются мысленные образы самих себя и других людей - персонификации. Персонификации собственного образа бывают трех типов:

1. Я-плохой - это негативные стороны нашего «я», которые являются следствием неодобрения или наказания. Если персонификация я-плохой (например, при воспоминании о поступке, поставившем его в неловкое положение) осознается, человек испытывает тревогу.

2. Я-хороший . Персонификация я-хороший связана с поощрением и одобрением, не вызывает тревоги. Этим представлением о себе охотно делятся с другими людьми; обычно человек предпочитает фокусироваться именно на этой персонификации.

3. Персонификация не-я формируется из-за очень сильной тревоги. Такое переживание часто отрицается и вытесняется в область бессознательного.

Гарри Салливан был согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что детский опыт и роль матери чрезвычайно важны для развития личности человека. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что личность продолжает развиваться и в пубертатном, и даже во взрослом возрасте.

Стадии развития личности

По мнению Салливана, люди проходят разные стадии развития личности , которые он называл эрами, в четком порядке, определяющемся не временными рамками, а социальной средой.

Перечислим их здесь:

  • Младенчество (от рождения до 1 года). В этот период мать дает ребенку нежность и ласку, а ребенок узнает, что такое тревога.
  • Детство (1 год - 5 лет). Мать остается главным элементом интерперсональных отношений, но теперь она лишь одна из тех, кто заботится о ребенке, хоть и самая главная фигура.
  • Ювенильная эра (6-8 лет). Ребенок начинает испытывать потребность в друзьях и сверстниках, с которыми можно играть. Это начало процесса социализации; на данном этапе ребенок учится взаимодействовать, идти на компромисс и соперничать с другими детьми.
  • Подростковая эра (10-12 лет) - самая важная, поскольку все ошибки, совершённые до этого, можно исправить, но ошибки этого периода в дальнейшем исправить чрезвычайно трудно. Эра характеризуется тем, что у ребенка появляется близкий или лучший друг. Если не научиться близости на этой стадии, в дальнейшей жизни у человека возникнут сложности с сексуальными партнерами.
  • Юношество (13-17 лет). Эра начинается с началом пубертатного периода. Потребность в дружбе на этом этапе сосуществует с потребностью в сексуальном самовыражении, начинает развиваться интерес к противоположному полу. Если к этому моменту человек не подготовлен к близости, он может путать любовь с влечением и его сексуальные отношения будут лишены истинной близости.
  • Позднее юношество (18-23 года). Эра может начаться и в шестнадцать лет, но непременно только после того, как человек становится способным испытывать к другому человеку и близость, и влечение, а длительные отношения становятся для него главной целью. Эра также характеризуется тем, что человек учится справляться с вызовами взрослой жизни.
  • Взрослая жизнь (24 года и старше). В эту эру человек выбирает карьеру, обеспечивает себе финансовую безопасность, создает семью. Его видение мира становится стабильным. Если все предыдущие эры были пройдены успешно, задача налаживания взаимоотношений с окружающими и социализации не вызывает особых проблем; но если более ранние эры проходили со сложностями, у человека будут возникать интерперсональные конфликты, в результате чего его будет постоянно мучить чувство тревоги.

Масштабные исследования личности Гарри Салливана привели к созданию интерперсонального психоанализа - направления в психоанализе, сфокусированного на выявлении психопатии человека посредством анализа его взаимодействий с другими людьми в прошлом .

Со временем теории Салливана несколько утратили свою популярность, но тем не менее они и сегодня оказывают на современную психологию большое влияние.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Гарри Стэк Салливан

Салливан (Sullivan) Гарри Стэк (21 февраля 1892, Норвич, Нью-Йорк – 14 января 1949, Париж) – американский психиатр и психолог, известный своим исследованием шизофрении и межличностной теорией психиатрии, один из лидеров неофрейдизма . Закончил чикагский колледж медицины и хирургии в 1917 году. Был директором вашингтонской школы психиатрии.

Салливан был лидером в интеграции психиатрии и социальных наук. Его взгляды представлены в опубликованной при жизни книге «Концепции современной психиатрии» (Conceptions of Modem Psychiatry, 1947), а также в ряде его книг, изданных его учениками и последователями. В них он рассматривал «самость» (часть личности, доступную наблюдению) как состоящую из отраженных оценок окружающих лиц и ролей, которые личности приходится играть в данном обществе. По Салливану, ребенок оценивает себя в соответствии с оценкой значимых взрослых. Вследствие недостаточного развития его психики для формирования правильного представления о себе единственным ориентиром являются его реакции на других лиц, так называемые «отраженные оценки». Самоуважение поэтому вытекает первоначально из отношения тех людей, которые ухаживают за ребенком на ранних стадиях его жизни. Приобретенное в раннем возрасте отношение к себе проносится затем через всю жизнь, лишь в некоторой степени подвергаясь изменениям под влиянием экстраординарных обстоятельств и последующего опыта. Индивид рассматривается Салливаном как ищущий освобождения от тревога, достижения безопасности и снятия напряжения.

В.В. Старовойтов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 483.

Салливан (Sullivan) Гарри Стэк (1892-1949) - американский психиатр и психолог, один из основоположников неофрейдизма. Биография. В 1917 г. защитил докторскую диссертацию. Затем служил в качестве военного медика. После прохождения классического психоанализа у В. Вайта, А. Майера, К. Левина с 1923 г. работал в больнице в Балтиморе. С 1923 г. - профессор университетской Мэрилендской медицинской школы. В 1929-1930 гг. проводил исследования юношеской шизофрении, первый в США стал использовать для лечения шизофрении психотерапию. В 1948 г. приступил к изданию «Журнала биологии и патологии» и «Журнала изучения интерперсональных процессов». Исследования. Создал динамико-культуральную психоаналитическую школу. При этом основывался на принципах, заимствованных из биологии: общественного существования, функциональной активности и организации. Трактовал личность как модель повторяющихся межличностных отношений, которые специфичны для каждой из стадий развития индивида. По его представлениям, именно межчеловеческим отношениям, на основе которых формируется личность (система Эго), должна уделять основное внимание психиатрия. В основе человеческой активности лежат прежде всего две основные потребности: в нежности и избегании тревоги. Именно в межличностных отношениях происходит трансляция основных способов удовлетворения потребностей. В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, для защиты от которого служат определенные элементы самооценки. В частности, объяснял возникновение и развитие шизофрении социальной изоляцией. Из своей клинической практики описал случаи, когда шизофреники под влиянием своих тревожных матерей также становились тревожными из-за дезинтеграции собственного Эго. Терапия. Разработал психотерапевтическую методику, основанную на выработке защитных механизмов применительно к различным межличностным ситуациям.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 509-510.

Сочинения: Conceptions of Modern Psychiatry, 1953; The Interpersonal Theory of Psychiatry, 1953; в рус. пер.: Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999; Personal Psycho- pathology, 1972; Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999.

Литература: Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. Т. 1, 246; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Г. С. Салливан // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

The Interpersonal Theory of Psychiatry. N. Y., 1953;

The Fusion of Psychiatry and Social Science. N. Y., 1964.

Литература:

Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. Т. 1, 246;

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996;

Г. С. Салливан // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999;

Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Swick P.H. Psychiatrist of America: The Life of Harry Stack Sullivan. L., 1982.

С именем Гарри Салливана связано появление интерперсонального подхода в психоанализе. Это направление начало формироваться в 1920-х, когда Салливан впервые занялся лечением пациентов, страдавших шизофренией. В тот период в теоретических подходах к шизофрении безраздельно доминировали взгляды немецкого психиатра Эмиля Крепелина, который, вслед за Б. Морелем (1813-1878), определял ее как dementiaргаесох («раннее слабоумие»). Однако позднее Ойген Блейлер (1857-1939), которому мы обязаны самим термином «шизофрения», показал, что это психическое страдание не является ни «ранним», ни «слабоумием», поскольку может начинаться и в зрелые годы, и совсем не обязательно завершается деменцией. Тем не менее считалось, что такие пациенты не пригодны для психоанализа. Поэтому сообщение Гарри Салливана, что в процессе психоаналитической терапии у 61% пациентов, страдающих шизофренией, он наблюдал «заметное улучшение состояния», было своеобразной сенсацией.

Гарри Стэк Салливан (1892-1949) - американский психиатр и психолог, основатель интернерсо- нального психоанализа. Начинал карьеру военным медиком общего профиля, затем специализировался в психиатрии и психологии. Много и успешно работал с психогиками, в частности, страдающими шизофренией (обследовал более 250 пациентов). Автор термина «значимый другой». Основные работы:

«Психопатология личности» (1934); «Концепции современной психиатрии» (1940); «Интерперсональная теория психиатрии» (1953); «Шизофрения как человеческий процесс» (1962).

Позднее на основании своих клинических наблюдений Салливан постепенно пришел к убеждению, что для понимания психопатологии недостаточно сосредоточить все внимание на самом индивиде (как это предполагалось в получавшем все большее распространение персоноцентрическом подходе, пришедшем на смену нозоцентрическому). Ученый обосновывает, что люди неотделимы от своего окружения; личность формируется только в рамках межличностного общения; а характер находится не «внутри» человека, а проявляется только в отношениях с другими людьми, при этом с разными людьми по-разному. Далее Салливан конкретизирует, что «личность проявляется исключительно в ситуациях межличностного общения», а сама личность - это «сравнительно прочный стереотип повторяющихся межличностных ситуаций, которые и являются особенностью ее жизни». При этом автор приходит к выводу, что практически все формы психопатологии являются производными от «межличностного контекста», а решающим фактором в формировании отношений и чувств личности является страх, о чем еще будет сказано ниже.

Так же как и К. Хорни, Г. Салливан утверждал, что психологическое состояние новорожденного всегда балансирует между относительным комфортом и напряжением, связанным с удовлетворением его потребностей. При этом состояния напряжения, периодически возникающие у новорожденного, не представляют собой серьезной проблемы до тех пор, пока младенец ощущает присутствие человека, более или менее адекватно заботящегося о нем. Таким образом, младенец нуждается не в заботе вообще, а в заботе, соответствующей его потребностям в настоящий момент и в конкретной ситуации. В одних случаях он нуждается в пище, в других - в тепле, безопасности, в игре или поощрении. То есть он нуждается в соответствующей ответной реакции, способствующей снижению напряжения, и именно со стороны человека, заботящегося о нем. Салливан называет данные потребности стремлением к слиянию, поскольку, применительно к ребенку, они, по существу, рассчитаны на взаимное удовлетворение обеих сторон и телесный контакт. Самым первым и самым ярким примером такой реализации стремления к слиянию является кормление грудью: младенец голоден - и нуждается в пище; грудь наполнена молоком и нуждается в опорожнении. Мать и младенец сливаются в обоюдном акте, приносящем удовлетворение обеим сторонам. Салливан полагает, что подобные потребности в удовлетворении подталкивают индивида к общению с окружающими не только в младенчестве, но и в течение всей жизни.

Салливан полагал, что младенец отличается особенной отзывчивостью к чувствам и состоянию других людей. Более того - его собственное психологическое состояние во многом определяется настроением значимых других из его окружения. Салливан назвал процесс воздействия психологического состояния взрослого на младенца, о котором этот взрослый заботится, эмпатической связью. Если человек, заботящийся о ребенке, чувствует себя спокойно и уверенно, состояние младенца балансирует между эйфорическим покоем и временным напряжением, обусловленным возникающими потребностями, которые более или менее адекватно удовлетворяются. Однако если заботящийся объект демонстрирует страх или тревогу, то это переживается ребенком как некое привнесенное напряжение, причины которого необъяснимы, и следовательно, не могут быть удовлетворены (ни заботой, ни кормлением и т.д.). Например, мать, заботящаяся о ребенке, может волноваться но поводу обстоятельств, не имеющих никакого отношения к ребенку. Младенец воспринимает страх и ощущает его как напряжение, требующее разрядки. Он плачет, реагируя на напряжение единственно доступным ему вариантом демонстрации дискомфорта и таким образом, казалось бы, моделирует разнообразные потребности в удовлетворении. Взрослый человек приближается к ребенку, надеясь его успокоить. Однако, приближаясь к ребенку, он тем самым приближает к нему источник страха. Скорее всего, в данной ситуации взрослый человек начинает испытывать даже больший страх, поскольку его тревожит состояние ребенка. Чем ближе к ребенку подобный человек, тем больший страх охватывает ребенка. Если взрослый человек, заботящийся о младенце, не находит способа избавить себя и ребенка от страха, ребенок будет чувствовать, что напряжение растет словно снежный ком, без всякой надежды на разрядку.

Согласно Салливану при длительном воздействии такого «наведенного» страха он может приобретать черты кошмара. При этом страх не только оказывает уже упомянутое фрустрирующее влияние, но провоцирует неосознанное стремление к избеганию и разъединению, искажая потребности ребенка в удовлетворении (например, в форме отказа от груди и т.д.). Испуганный младенец не может нормально питаться, спать и успокаиваться в присутствии продуцирующего страх родителя. В зрелом возрасте этот страх препятствует нормальному мышлению, общению, обучению, сексуальной жизни, эмоциональной близости и т.д. Салливан полагал, что страх разъединяет некие звенья в цепи нормального развития ребенка и исходно вносит дисгармонию в систему его межличностной и социальной регуляции.

Страх заметно отличается от иных состояний, поэтому Салливан считал, что первоначально ребенок разделяет мир не на свет и тьму, отца и мать, а на состояния страха и его отсутствия. Коль скоро человек, заботящийся о ребенке, является первым источником его страха, Салливан именует первое состояние переживанием «хорошей матери» (состояние отсутствия страха), а второе - переживанием «плохой матери» (состояние страха). Таким образом, термином «плохая мать» могут характеризоваться переживания ребенка не только в отношениях с биологической матерью, но и с самыми разными людьми, внушающими страх (включая аналитика).

Существенным этапом в развитии ребенка является обретение понимания того, что состояние «хорошей матери» или «плохой матери» может зависеть от него. Младенец со временем обнаруживает, что одни формы его поведения (например, плач) вызывают страх у людей, заботящихся о нем, тогда как другие (улыбка) - успокаивают их и вызывают у них одобрительную реакцию. Возможно, описание постепенного развития этого процесса выглядит недостаточно убедительно, но Салливан придавал ему чрезвычайно важное значение и рассматривал этот феномен («управление матерью») как существенный этап в поступательном формировании взаимосвязей.

Позднее, на основании реакций ближайшего окружения у ребенка аналогичным образом формируются представления о себе «Я-хороший», «Я-плохой », а в более старшем возрасте - «не-Я ». Салливан также считал, что степень страха, который испытывает взрослый, напрямую зависит от степени страха, который испытывало его ближайшее окружение и другие люди, опекавшие его в детстве. Чем чаще испытывали страх те или иные родительские фигуры, тем больше переживаний ребенка (и затем взрослого) окрашено страхом (гем выше вероятность проявления «плохого Я» и «не-Я»).

Особое значение Салливана придавал речи пациента, утверждая, что лексикон каждого человека тесно связан с его характером. По Салливану, слова приобретают свое специфическое значение лишь в первичном межличностном контексте, в рамках которого индивид учиться говорить. Он считал, что любому человеку (в том числе аналитику) необходимо достаточно длительное время для того, чтобы разобраться в истинном значении слов, употребляемых другим лицом, особенно в том случае, когда предметом обсуждения оказываются глубоко личные и драматические аспекты жизни.

Большинство авторов отмечают особый вклад Салливана в развитие методов терапии пациентов, страдающих навязчивыми состояниями. Фрейд, впервые описавший невроз навязчивых состояний в 1895 г., связывал подобные состояния с фиксацией на анальной стадии психического развития или регрессией к этой стадии. Салливан предложил совершенно иной подход к интерпретации навязчивых состояний, полагая, что поведение подобных пациентов не является выражением анального эротизма, садизма или властных амбиций, а выполняет функции превентивной защиты от унижения и страха. В своих теоретических построениях он исходил из собственной практики, которая свидетельствовала, что большинство пациентов, страдавших от невроза навязчивых состояний, выросло в семьях, где царила атмосфера лицемерия, и они многократно испытывали физические или моральные унижения. Многие из пациентов вспоминали о физических наказаниях, как правило, приводя родительские утверждения, когда их унижали якобы ради их же пользы. В результате обобщения совокупности всех этих факторов Салливан высказал мнение, что лица, страдающие навязчивыми состояниями, были введены в заблуждение относительно того, что есть нормальная система отношений. И как следствие, встреча с любыми другими людьми исходно вызывает у них страх, поскольку они «предвидят», что будут чувствовать себя беззащитными, хотя и не понимают, с чем это связано. Таким образом, различные ритуалы и ограничения являются попытками доминировать над окружающими и мотивированы потребностью обезоружить их, поскольку от них исходит угроза уже упомянутой выше потребности в безопасности.

В рамках клинической методологии Салливана главный акцент терапевтической работы смещается с прошлого на настоящее, с того, что случилось «там и тогда», на то, что происходит «здесь и сейчас». Для того чтобы разобраться в текущей межличностной ситуации, терапевту необходимо иметь достаточно полное и точное представление о всех предшествующих идентификациях пациента, его истинных и иллюзорных персонификациях, имевших место в прошлом и влияющих на настоящее. Само понимание актуальных защитных механизмов и сопротивлений, по Салливану, зависит от того, насколько аналитик осведомлен о причинах и процессе возникновения этих стереотипов поведения в их первоначальном межличностном контексте.

Салливан именовал аналитический подход к изучению пациента «участливым наблюдением». Большинство пациентов пытаются втянуть аналитика в типичные для них межличностные отношения. А аналитик выступает в роли своеобразного прибора, тонко улавливающего стереотипы поведения конкретного пациента и, анализируя его защитные механизмы, старается, напротив, не оказаться втянутым в типичные отношения и таким образом сохранить свой статус «внешнего эксперта». Поскольку настоящему уделяется больше внимания, чем прошлому, то аналитик не может рассматриваться в качестве обособленного наблюдателя, а является одним из весьма значимых и полноправных участников построения отношений и реализации стереотипов пациента. Салливан также одним из первых подверг сомнению принцип психоаналитической нейтральности.

Обобщая главное отличие подходов Г. Салливана от классической парадигмы 3. Фрейда, нужно отметить ряд существенных моментов. Фрейд определял невроз как интрансихический конфликт между Оно, Я и Сверх- Я, а психоз - как конфликт между личностью и внешним миром, вплоть до ухода от него. Салливан конкретизирует последний вариант теории и распространяет его как на психозы, так и на неврозы, утверждая, что все основные конфликты происходят между конкретным человеком и его ближайшим окружением. Конкретизируем эту идею: по Салливану, любые конфликты исходно являются межличностными конфликтами, включая интрапсихические (невротические), так как и в этом случае в основе конфликтов лежат отношения с интериоризированными враждебными (родительскими) фигурами. Аналогичным образом Салливан объяснял шизофренический дефект, считая, что в подобных случаях рациональная и адекватная адаптация в реальной жизни была подавлена извне, но это не значит, что она была разрушена полностью (понятие «шизофреноген- ная мать» появилось несколько позднее). По Салливану, это подавление (как интрапсихический процесс) является лишь средством, при помощи которого психотик отходит или полностью «скрывается» от реальности, но при терпеливой и квалифицированной терапии это подавление можно ослабить или даже снять.

В целом, работы Гарри Салливана во многом предопределили некоторые из новейших тенденций психоаналитической мысли и современной психотерапии в целом.

Гарри Стэк Салливан

Гарри Стэк Салливан (1892 - 1949) делал основной акцент в психоаналитической практике на межличностных отношениях. Он полагал, что личность нельзя отделить от межличностных ситуаций и поэтому единственное, что поддается интерпретации, - это межличностное поведение. Таким образом, он считал подлинным объектом исследования не индивидуума как такового, а скорее его взаимодействие с людьми, его окружающими. По мнению Салливана, даже отшельник хранит в себе память о своих взаимоотношениях с другими. Подобно Адлеру и Хорни, он старался сместить акцент в психоанализе с роли инстинктов на область социальной психологии. Главное место в его терапии занимает интервью и техника проведения интервью (беседы). Мастерству проведения интервью один на один он придавал фундаментальное значение.

Как и большинство ведущих практиков, Салливан много времени отдавал преподаванию. Приводимый случай взят не из его собственной практики, но представляет собой совет ученику по поводу того, как работать с теми специфическими проблемами, с которыми пациент приходит к врачу. Рекомендации Салливана концентрируются на меж личностных отношениях между пациенткой и ее мужем.

Из книги 333 удовольствия и 1000 проблем автора Кабанова Елена Александровна

Я не читаю книг про Гарри Поттера! Все началось с одного незначительного разговора. Моя сокурсница, вполне нормальная и совсем неглупая девчонка, произнесла эту фразу, когда мы болтали, стоя в очереди в буфет. Прямо перед нашими носами маячили фирменные пирожные,

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

НЛП-технологии по методу Гарри Алдера Секрет положительного ответа Быть способным эффективно общаться – значит быть способным получать желаемые результаты. Это связано с тем, что в терминологии НЛП называется согласием. Где существуют понимание и взаимное уважение,

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Салливан: тревога как боязнь неодобрения Самая убедительная теория, связывающая тревогу с межличностными отношениями, принадлежит, безусловно, Гарри Стаку Салливану. По его определению, психиатрия - это «изучение биологии межличностных взаимоотношений». Идеи

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 21. Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрии Д. ЧернышевВеликий американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Гарри Гантрип. ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ Harry GuntripSCHIZOID PHENOMENA OBJECT-RELATIONS AND THE SELFINTERNATIONAL UNIVERSITIES PRESS, INC. New York 1969Москва2010© Старовойтов В.В., перевод, 2010 © Институт общегуманитарных исследований, 2010 Внутри нас лежит огромная неизведанная страна, которую

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Салливан: прототаксический модус Салливан (64) описывает три модуса, которые вовлечены в формирование это: прототаксический, паратаксичес-кий и синтаксический. На первом году жизни действует прототаксический модус. Вначале у младенца отсутствуют эго и самосознание. Он

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Салливан: эмпатия и значимый другой «Значимый другой» - это понятие, которое Салливан (64) использует для обозначения наиболее влиятельной личности в мире ребенка, обычно матери. В разделе, посвященном формированию эго, мы уже описали процесс возникновения у младенца

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Неофрейдистские воззрения: Салливан Паратаксический модус. На первом году жизни, как мы видели, имеет место прототаксический модус переработки опыта: младенец первоначально «схватывает» материнский образ и лишь постепенно начинает различать «хорошую» и «плохую» мать.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Установление согласованности: Салливан Установление согласованности связано с паратаксической, по Салливану, стадией (прим. 13). Оно состоит в попытке скорректировать паратаксическое искажение путем сопоставления собственных мыслей и чувств с соответствующими

Из книги автора

Салливан: избирательное невнимание и диссоциация Салливан (64), чтобы избежать вызывающего у него неприятие топографического аспекта в представлении о пред-сознательном и бессознательном, развивает концепцию об «избирательном невнимании» и «диссоциации». Ребенок, как

Из книги автора

Салливан В системе Салливана латентный период носит название «ювенильная эра». Она начинается с нарастанием потребности в общении со сверстниками. Ребенок больше не довольствуется окружением авторитетных взрослых, своих игрушек и животных, он теперь тянется в Из книги автора

Гарри Харлоу (1905–1981) Обезьяны – это серьезно Гарри Харлоу (урожденный Гарри Израел) родился 31 октября 1905 года в Фэрфилде. По окончании школы он поступил в колледж Рида в Орегоне, но позже перевелся в Стэнфордский университет, где собирался специализироваться

Из книги автора

Гарри Салливан (1892–1949) Интерперсональный психоанализ Гарри Салливан родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк. Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось