Организация и реабилитационные методы лфк и массажа в реабилитационных центрах. ЛФК (лечебная физкультура)

Министерство здравоохранения Российской Федерации Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины

Московский учебно-методический центр по среднему медицинскому образованию

Н. А. Белая

Лечебная

физкультура и массаж

Учебно-методическое пособие для медицинских работников

«Советский спорт»

и спортивной медицины с курсом физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, заслуженному деятелю науки РФ,

главному специалисту по лечебной физкультуре и спорту Минздрава РФ,

президенту Российской ассоциации по спортивной медицине

и реабилитации больных и инвалидов, академику Международной академии информатизации при ООН,

доктору медицинских наук, профессору А. В. ЧОГОВАДЗЕ;

главному врачу Московского научного центра спортивной медицины, заслуженному врачу РФ,

президенту Федерации спортивной медицины РФ, профессору Л.Н.МАРКОВУ;

директору Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ, профессору И.Л.ИВАНОВУ;

заместителю директора Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ АА.ШЛЕЙФЕР.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­ меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­ же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­ тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­ яющую на человека ограниченную двигательную актив­ ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­ мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­ торы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­ зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­ дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­ ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­ реносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­ болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­ сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­ неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­ нального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­ сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­ ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­ лин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­ дицины.

llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­ ста, который выдается после подготовки на курсах специа­ лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­ дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­ ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­ но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо вос­ полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­ ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построе­ ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче- ских показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­ сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­ учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­ зующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­ тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­ нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК осно­ вывается на современных научных данных в области меди­ цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­ нения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей фи­ зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

- метод неспецифической терапии, но в то же время от­ дельные виды упражнений могут влиять на определен­ ные функции организма;

- метод патогенетической терапии, в связи с возможно­ стью физических упражнений влиять на реактивность организма;

- метод активной функциональной терапии, так как при­ спосабливает организм больного к повышающимся фи­ зическим нагрузкам;

- метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

- метод восстановительной терапии в комплексном лече­ нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­ ровки больных физическими упражнениями.,

Различают общую и специальную тренировку:

- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­ ление организма больного с помощью общеукрепляю­ щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­ ми, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воз­ действия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппа­ ратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать мето­ дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­ ких особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­ емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­ гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хро­ нических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­ виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и физические упражнения способствуют более со­ вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­ тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­ ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­ ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражне­ ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­ лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК

нения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физи­ ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­ ного и физического воспитания для более совершенного раз­ вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (18291922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (18491936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­ ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­ ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­ дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­ ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­ нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­ ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­ ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­ цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ- культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (18901941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­ ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­ шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­ бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­ тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­ ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

турой и спортом, организационно-методического руковод­ ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил членкорреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­ дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание" в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкуль­ туры, им написаны монографии по всем основным направ­ лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­ стов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­ логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного обра­ зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­ ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международ­ ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­ циалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­ ция ежегодно проводит международные конференции по ак­ туальным проблемам специальности.

Влияние физических упражнений на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­ ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­ ность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­ логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­ тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­ локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)

что определяется как сократимость. Сокращение иди ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­ ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­ ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­ мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­ ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­ ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-. мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­ зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.

Центральная нервная система регулирует движения, по­ лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­ стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­ жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­ ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­ меняет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце- ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­ ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­ зические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­ лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­ ным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптацион­ ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбу­ димость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повы­ шенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­ нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­ ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­ ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­ моральный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нерв­ ной системы.

Физические упражнения:

- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­ ную систему;

- повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­ ную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;

- оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что любое упражнение для мышц сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.

ЛФК - научно-практическая, медико-пе­дагогическая дисциплина, изучающая тео­ретические основы и методы использования средств физической культуры для восстано­вительного лечения (ВЛ) больных и инвали­дов, а также для вторичной профилактики различных заболеваний и воспитания здоро­вого образа жизни. В отечественной медици­не ЛФК используется по трем направлениям: в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным является направление, отражающее задачи медицинской реабилитации. ЛФК - метод патогенетической терапии, поскольку в об­щую реакцию организма на физические уп­ражнения включаются и те механизмы, кото­рые участвовали в патологическом процессе. Направление поддерживающей терапии ЛФК применяется, когда достигнут «предельный Успех» в ВЛ, и патологические изменения приобрели относительную стабильность. ЛФК как метод профилактической терапии Рассматривается в роли неспецифического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограничен­ным двигательным режимом. По двум по­следним направлениям задачи ЛФК и ОФП совпадают.

В механизме лечебного действия физичес­ких упражнений (ФУ) выделяют: тонизирую­щее влияние, трофическое действие, формиро­вание компенсаций и нормализацию функций.

Тонизирующее влияние заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозиро­ванной физической нагрузки. Тонизирующее действие обусловлено тем, что возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внут­ренней секреции стимулирует вегетативные функции: улучшается деятельность сердеч­но-сосудистой, дыхательной и других сис­тем, обмен веществ, повышаются различные защитные реакции (в том числе иммунологи­ческие). Чередование ФУ, усиливающих про­цесс возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с уп­ражнениями, усиливающими процессы тор­можения (дыхательные упражнения, упраж­нения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

Трофическое действие проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процес­сы регенерации в организме. Улучшение трофических процессов протекает по меха­низму моторно-висцеральных рефлексов. Проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена веществ и перестра­ивают функциональное состояние вегетатив­ных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательно­го аппарата. ФУ способствуют сокращению сроков между клиническим и функциональ­ным выздоровлением. Например, пациент с переломом кости может считаться клини­чески выздоровевшим после консолидации отломков. Однако его функциональное вы­здоровление наступит, когда полностью вос­становятся нарушенная функция конечности и трудоспособность. Трофическое действие во многом зависит от оптимальности приме­няемых физических нагрузок.

Компенсирующее действие проявляется в формировании временного или постоян­ного замещения нарушенных функций. Вре­менная компенсация - это приспособление организма на какой-то определенный пери-


од болезни или выздоровления. Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции. Ре­гуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом. Сигналы о наруше­нии функции поступают в ЦНС, которая пе­рестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения. Вначале формируются неадекватные ком­пенсаторные реакции, и лишь в дальнейшем, на основании новых сигналов, степень ком­пенсации корригируется и происходит ее закрепление. ФУ ускоряют формирование компенсаций и способствуют образованию новых моторно-висцеральных связей, кото­рые совершенствуют компенсацию.

Нормализация функций - это восста­новление функций как отдельного повреж­денного органа, так и организма в целом. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигатель­ных центров, имеющих связь с вегетатив­ными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы. Возникающий при мышечной деятельности мощный поток импульсов с проприо- и инте-рорецепторов может существенно изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содей­ствовать угасанию патологических времен­ных связей. Создание в коре головного моз­га новой доминанты вызывает ослабление и исчезновение ранее доминирующего «за­стойного болезненного очага». Таким обра­зом, систематическая физическая тренировка нормализует вегетативные и двигательные функции как больного человека, так и прак­тически здорового.

Средства ЛФК

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и сопутствующие природные факторы среды. Физические уп­ражнения делятся на 3 основных вида: 1) уп­ражнения гимнастические, 2) спортивно-при­кладного типа, 3) игры.

Формы ЛФК

Основной формой ЛФК является лечеб­ная гимнастика (ЛГ), которая проводится с учетом физиологической кривой физической нагрузки. Критерием построения физиологи­ческой кривой является частота пульса. Об­щую нагрузку в процедуре постепенно уве­личивают, а затем снижают. Процедура ЛГ состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части выполня­ются элементарные гимнастические и дыха­тельные упражнения, подготавливающие ор­ганизм пациента к возрастающей физической нагрузке. Основная часть решает основные лечебные задачи. В этой части занятия при­меняются специальные и общеразвивающие ФУ, оказывающие положительное воздейс­твие на поврежденный орган и организм в целом. Подбор специальных упражнений должен производиться с учетом формы за­болевания, клинического течения болезни, общего состояния пациента. В процедурах ЛГ большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для раз­вития функции дыхания и снижения общей нагрузки. В заключительную часть занятия включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, а также элемен­ты аутогенной тренировки, способствующие расслаблению мышц и снижению общей фи­зической нагрузки.

Периоды ЛФК

Первый (щадящий) - период вынужден­ного положения или иммобилизации. Зада­чи ЛФК в первом периоде: 1) предупрежде­ние возможных осложнений; 2) стимуляция процессов регенерации; 3) профилактика за­стойных явлений.

Второй (функциональный) - период вос­становления функций. Задачи ЛФК во вто­ром периоде: 1) ликвидация морфологичес­ких изменений; 2) восстановление функции поврежденного органа; 3) формирование компенсаций.

Третий (тренировочный,) - период окон­чательного восстановления функции не только поврежденного органа, но и организ­ма в целом. Задачи ЛФК в этом периоде: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) повышение уровня общей работоспособ­ности.

Массаж:

Как форма ЛФК массаж может применять­ся самостоятельно и в комплексе с другими формами ЛФК и методами восстановитель­ного лечения. Метод массажа характеризу­ется последовательным применением отде­льных специальных приемов воздействия на различные области тела пациента, выполняе­мых руками массажиста или самого пациента (самомассаж) либо специальными аппарата­ми.

Различают массаж лечебный, спортивный, гигиенический, косметический. Самомассаж можно использовать по показаниям в каждом из этих методов. В восстановительной меди­цине применяются различные виды лечебно­го массажа.

В классическом массаже базисными яв­ляются 4 основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Каждый из них имеет вспомогательные приемы, кото­рые, сохраняя сущность основного приема, дают возможность достичь наибольшего эф­фекта применительно к анатомическим осо­бенностям и функциональному состоянию тканей массируемой области.

Сегментарный массаж основан на прин­ципе использования сегментарного строения тела. Любой патологический процесс оказы­вает рефлекторное влияние на покровы тела, и цель этого вида массажа - устранение всех рефлекторных изменений в массируемой об­ласти. Основа этой методики - воздействие на мышцы с целью их максимального растя­жения, строго по ходу мышечных волокон. Осуществляется последовательно от поверх­ностных к более глубоким слоям тканей.

Периостальный массаж называется также «давящим массажем». Воздействие осущест­вляют кончиком или фалангами пальца на костных выступах или на местах, на которых поверхностно лежащие ткани фиксированы к кости и не покрыты толстым слоем тканей. Проводится давление с разной степенью ин­тенсивности, затем сильные разглаживаю­щие движения. Для воздействия на различ­ные органы описаны лечебные поля, которые являются местами проекции соответствую­щего органа.

Соединительнотканный массаж:. При за­болеваниях внутренних органов возникает повышение тонуса соединительной ткани между кожей и подкожным слоем, между подкожным слоем и фасцией и собственно в фасциях туловища и конечностей. Воздейст­вие осуществляют кончиками III и IV паль­цев. Различают три вида техники: кожная, подкожная и фасциальная. При всех формах техники производят раздражение натяжени­ем.

Точечный массаж - давление и расти­рание-вращение в области акупунктурных точек пальцами или специальными массаже­рами.

Аппаратный массаж. Наиболее распро­странены следующие виды: вибромассаж, вакуумный (пневмомассаж), гидромассаж. К недостаткам аппаратного массажа можно отнести отсутствие обратной связи во время массажа о состоянии массируемых тканей и также однообразие воздействия. С помощью аппарата можно выполнить один-два основ­ных приема массажа. Поэтому аппаратный массаж в настоящее время применяется как дополнение к ручному массажу.

Гидромассаж- - комбинированное воз­действие воды и массажных манипулянш Осуществляется в следующих видах: подвод­ный душ-массаж, душ Шарко, вихревой под­водный массаж, массаж под водой щетками, дождевой и другие.

В конце XX столетия получил распростра­нение метод криомассажа - воздействие на пациента массажем криопакетом умеренно низкой температуры (-21.. .-23 °С), разрабо­танный О.Ф. Кузнецовым. Криотерапия в виде криомассажа расширила показания к приме­нению лечебных методик. Так, криомассаж можно использовать в лечении (пациентов с желудочно-кишечными кровотечениями в анамнезе, с доброкачественными опухолями женской и мужской половой сферы.

Правильно выполненная процедура масса­жа в адекватной дозировке, оказывает общее и местное воздействие.


Похожая информация.


Разминание – основной и наиболее сложный прием при любом массаже. На его выполнение отводится больше половины времени всего сеанса. Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы (повышает их тонус, сократительную способность, улучшает кровообращение, снимает мышечное утомление). Оно заключается в непрерывном или прерывистом захватывании (I фаза), оттягивании, сдавливании (II фаза), сжимании, «перетирании» тканей (III фаза).

Основные приемы разминания :

  • продольное;
  • поперечное.

Продольное разминание выполняется одной или двумя руками по ходу мышечных волокон, начиная от места перехода мышцы в сухожилие . Выпрямленные пальцы при отведенном большом пальце располагаются на массированной поверхности так, чтобы большой палец лежал на одной стороне, а остальные пальцы – на другой стороне массируемого участка. Это первая фаза –

...

Методика и дозировка физических упражнений в ЛФК

Основные приемы массажа - Растирание

Растирание состоит в сдвигании и растяжении тканей в различных направлениях. При этом кожа сдвигается. Растирание оказывает более глубокое воздействие на ткани: усиливается лимфоток, размягчаются и рассасываются патологические образования, ликвидируются отеки, уменьшаются боли при травмах, невритах, невралгиях, улучшается сократительная функция мышц, увеличивается амплитуда движений в суставах. Энергичное растирание в области нервных стволов и окончаний снижает возбудимость нервной системы. Растирание подготавливает ткани к разминанию, выполняют медленно, проводят по массажным линиям.

Основные приемы растирания проводят в прямолинейном, круговом и спиралевидном направлениях, это:

  1. растирание пальцами;
  2. ладонями;
  3. основанием ладони.

Растирание пальцами используется при массаже лица, волосистой части головы, межреберных промежутков, спины,

...

Особенности гимнастики и массажа в зависимости от возраста

Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:

  • I – от 1,5 до 4 мес.,
  • II – от 4 до 6 месяцев,
  • III – от 6 до 9 месяцев,
  • IV- от 9 до 12 месяцев.

В I группе . В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием. Задачи : расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов). ЛГ : назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов. Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет. Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении

...

ЛФК и массаж при эмфиземе легких, бронхиальной астме, туберкулезе легких

Эмфизема легких

Это хроническое заболевание, к которому приводит хронический обструктивный бронхит. Эластическая соединительная ткань легких заменяется фиброзной, развивается пневмосклероз, легкие расширяются, увеличивается остаточный объем легких, развиваются поверхностное дыхание, ригидность и малоподвижность грудной клетки

Задачи ЛФК и массажа

Усилить локальную вентиляцию легких, уменьшить гипоксемию и одышку, усилить обмен веществ во всех тканях, особенно в сердечной мышце и нервной системе, улучшить функцию дыхательной мускулатуры.

Особенности методики ЛФК

Применяют экспираторную гимнастику, то есть упражнения, способствующие полноценному выдоху, укрепляющие мышцы туловища и брюшного пресса, которые участвуют в дыхании и сохраняют подвижность грудной клетки и позвоночника – статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими. ИП при постельном и полупостельном режиме – лежа и сидя с опорой на спинку стула, а при общем режиме – стоя,

...

Общие сведения о массаже, лечебный массаж

Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия на поверхность тела человека руками или специальными аппаратами (вибрационный, вакуумный вибромассажер, ультразвуковой и др.).

Действие массажа на организм

Механизмы действия :

  1. нервно-рефлекторный . Механические раздражения возбуждают механорецепторы кожи, мышц, суставов, сухожилий. Механическая энергия превращается в нервный импульс. Нервное возбуждение по чувствительным путям направляется в ЦНС, откуда по эфферентным путям – в различные органы и ткани, изменяя их функции;
  2. гуморальный . В коже образуются биологически активные вещества (гистамин, ацетилхолин), которые с током крови разносятся по всему организму и участвуют в расширении сосудов и передаче нервных импульсов;
  3. механическое действие в месте непосредственного воздействия : усиление тока крови, лимфы и тканевой жидкости (что облегчает
...

ЛФК и массаж при гипертонической болезни и первичной артериальной гипотензии

ЛФК и массаж при инфаркте миокарда

ЛФК и массаж при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Основные приемы массажа - Вибрация

ЛФК и массаж при бронхите и бронхоэктазии

Бронхит

Различают острый и хронический бронхит.

Острый бронхит

Это острое воспаление трахеобронхиального дерева, вызываемое вирусами, бактериями, химическими и другими факторами.

Задачи ЛФК и массажа

Уменьшение воспалительных процессов в бронхах и восстановление их дренажной функции; профилактика хронического бронхита и пневмонии; повышение иммунитета.

Особенности ЛФК

ЛФК назначают по стихании острого процесса. Применяют вначале статические дыхательные упражнения, а позже динамические дыхательные упражнения, делая акцент на выдохе и на откашливании мокроты, и общеукрепляющие упражнения.

Особенности методики массажа

Вначале массируют спину в ИП лежа на животе, а затем лежа на спине – переднюю поверхность грудной клетки. Руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу во время вдоха, а во время выдоха – к грудине, сжимая грудную клетку.

...

ЛФК и массаж при артритах и артрозах

Артриты

Это воспаление суставов, сопровождающееся ограничением движений, а при более сложных изменениях – полной неподвижностью (анкилоз) суставов, болями при нагрузке, а позднее и в покое. Различают моноартрит (поражение одного сустава) и полиартрит (поражение нескольких суставов).

Задачи ЛФК и массажа

Активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализация обмена веществ, улучшение подвижности в суставе, увеличение силы мышц, ликвидация боли.

Особенности ЛФК

Активные движения следует выполнять в облегченных условиях: в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др. Не допускать болевых ощущений. В занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении стоя и сидя при поражении

...

ЛФК и массаж при сколиозе

ЛФК и массаж при плеврите

ЛФК и массаж при дискинезиях желчевыводящих путей и хроническом холецистите

Дискинезии желчевыводящих путей

Это расстройства двигательной функции жёлчевыводящей системы, включая сфинктер Одди, которым способствуют различные вегетативно-нервные нарушения. Различают два клинические формы:

  • гиперкинетическая (спастическая): приступообразные боли, которые возникают после физических нагрузок (перегрузок) и часто сопровождаются тошнотой, рвотой, нарушением стула, раздражительностью, головной болью, ухудшением общего состояния;
  • гипокинетическая (гипотоническая, атоническая): после еды появляются тупые боли и чувство распирания в правом подреберье, особенно в положении сидя, иногда возникают диспептические явления и ухудшение общего состояния. Лечение включает массаж, ЛГ, диетотерапию, питье минеральных вод, физио- и гидротерапию, лекарственную терапию, фитотерапию и др.

Задачи ЛФК и массажа

Нормализация функции желчевыводящих путей и психоэмоционального состояния, обезболивающее действие, улучшение оттока желчи, общеукрепляющее

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах головного мозга

Основные приемы классического массажа

ЛФК и массаж при повреждениях связок суставов, вывихах, ушибах

Повреждения связок суставов (растяжения, разрывы)

Повреждения связок делят на растяжения, частичные разрывы и полные разрывы. Чаще повреждаются связки голеностопного и коленного суставов. Возникают боли, припухлость в месте повреждения, ограничение движений или патологическая подвижность, возможен гемартроз. Конечности придают такое положение, при котором точки прикрепления связок максимально сближаются. Конечность иммобилизируют, при полном разрыве связок их предварительно сшивают.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение местного крово- и лимфообращения, стимуляция регенерации тканей, восстановление объема движений в суставах, функции мышц, формирование временных компенсаций утраченных функций.

Особенности ЛФК

В I периоде назначают общеразвивающие упражнения и специальные упражнения на сохранение подвижности в суставе (их начинают с 3-5-го дня при растяжении и через несколько недель при разрывах). Во II периоде – пассивные упражнения и активные для восстановления

...

ЛФК и массаж при плоскостопии, врожденной косолапости, кривошее

Плоскостопие

Это деформация свода стопы, заключающаяся в уплощении ее сводов в сочетании с пронацией и супинацией стопы и нередко контрактурой. Возникает чаще у детей в результате раннего вставания и ходьбы, перенесенного рахита, а также слабости мышц и связок, особенно задней большеберцовой мышцы и сгибателей пальцев, неправильно подобранной обуви, длительного хождения или стояния и др. Утрачиваются рессорные свойства стопы, и основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы. Появляются боли в стопах, в икроножных мышцах при длительной ходьбе. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы. Для диагностики плоскостопия применяют плантографию (отпечаток подошвенной поверхности стопы). Для лечения применяют ЛФК, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Восстановление и укрепление мышц свода стопы, исправление деформации стоп, восстановление их рессорных свойств и закрепление результатов лечения.

Особенности ЛФК

ЛГ выполняется 2-3 раза

...

ЛФК и массаж при гинекологических заболеваниях

Гинекологические заболевания

На функции полового аппарата женщины влияют многие факторы: болезни эндокринной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринные заболевания, в то же время при гинекологических заболеваниях страдает общее состояние организма: возникают отраженные боли. Боли от половых органов и отраженные боли по нервам, соответствующим зонам Захарьина-Геда, рефлекторно влияют на функции гипофиза, мочевого пузыря, кишечника, сердечно-сосудистой системы, печени, почек, надпочечников и др., а длительные болевые импульсы вызывают нарушение кровообращения и секреции половых органов. Наиболее часто отмечаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструальной функции, ограничение или увеличение подвижности матки, яичников, маточных труб, бесплодие, неправильные положения матки, недоразвитие половых органов, недержание мочи. Лечение может быть консервативным и оперативным. Большие гинекологические операции осуществляют в основном посредством чревосечения

...

ЛФК и массаж при беременности

Задачи ЛФК и массажа

Общее укрепление организма; уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС, часто нарушенного при беременности; улучшение кровоснабжения, дыхания, обмена веществ, оксигенации плода; укрепление мышц, участвующих в родовой деятельности, и повышение их эластических свойств; увеличение подвижности тазовых сочленений, тазобедренных суставов и позвоночника; обучение правильному дыханию; предупреждение осложнений (варикозное расширение вен, рубцы беременности и др.).

Особенности ЛФК

I триместр (от начала беременности до 16-й недели)

Формирование плаценты заканчивается к концу 16-й недели, связь плодного яйца с маткой непрочная, и происходит сложная перестройка организма (изменяется деятельность эндокринных желез, вегетативной нервной системы). Существует опасность выкидыша, поэтому занятия проводят осторожно, особенно в сроки, соответствующие менструации, в медленном или среднем темпе. Исключают упражнения,

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах спинного мозга и периферической нервной системы

Заболевания и травмы спинного мозга

Повреждения спинного мозга чаще возникают при переломах позвоночника. При поражении двигательных клеток рогов спинного мозга (травмы, полиомиелит) и их волокон часто развивается периферический (вялый) паралич или парез . Больные длительное время находятся на постельном режиме. В зависимости от локализации поражений нарушения двигательной функции различны: при локализации в шейном отделе – возникают спастические тетрапарезы и параличи; в нижнешейном и верхнегрудном – вялый парез (паралич) рук и спастический парез (паралич) ног; в грудном отделе – спастические параличи (парезы) ног; в нижнегрудном и поясничном – вялый парез (паралич) ног.

Задачи ЛФК и массажа

Активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшение проведения двигательных и чувствительных импульсов; укрепление паретичных и растяжение сокращенных мышц (при контрактурах); предупреждение атрофии мышц; укрепление мышечного

...

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей

Рахит

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др. органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый. Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Физические упражнения и массаж существенно влияют на обмен веществ путем активизации нервных и гуморальных воздействий. Они являются частью комплексного лечения при нарушениях обмена веществ (ожирение, подагра, диабет). Сахарный диабет

Блок информации

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер патологического процесса, его степень и стадию.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго дозированные для больных и ослабленных пациентов. Различают общую тренировку (для укрепления и оздоровления организма в целом) и специальные тренировки, направленные на то, чтобы восстановить нарушенные функции опреде- лённых органов и их систем.

Гимнастические упражнения в ЛФК классифицируют:

По анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (например, мышцы рук, ног, дыхательные мышцы);

По самостоятельности:

❖ активные - выполняемые полностью самим больным,

❖ пассивные - выполняемые больным, у которого нарушены двигательные функции, самостоятель-

но с помощью здоровой конечности либо при содействии методиста.

Для достижения эффекта подбирают группы упражнений (например, для укрепления мышц живота - упражнения в положении стоя, сидя и лёжа), способствующих адаптации организма к постепенно возрастающим нагрузкам и коррекции (выравниванию) нарушений, вызванных заболеванием.

ЛФК назначает лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач ЛФК. Повышая эффективность комплексной терапии больных, ЛФК ускоряет выздоровление и предупреждает дальнейшее развитие заболевания.

Массаж

Массаж - система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела.

Массаж широко применяют в различных областях клинической медицины, в системе медицинской реабилитации, санаторнокурортном лечении, в косметической медицине и спорте (рис. 14). Его используют при различных заболеваниях и травмах. Комбинируя массаж с лекарственными средствами, физиотерапевтическими процедурами и ЛФК (в том числе физическими упражнениями в воде), достигают высокого терапевтического эффекта.

Заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения;

Нарушениях обмена веществ;

Гинекологических и стоматологических заболеваниях (например, при воспалениях дёсен и слизистой оболочки рта).

Противопоказания К противопоказаниям относят:

Острые лихорадочные состояния (высокая температура тела);

Острые воспалительные явления;

Кровотечения и предрасположенность к ним, болезни крови;

Рис. 14. Процедура проведения массажа.

Гнойные процессы любой локализации, инфекционные и грибковые заболевания кожи, её повреждения и раздражение, аллергические высыпания;

Тромбозы, лимфаденит и лимфангоит;

Остеомиелит, аневризму сосудов;

Туберкулёз в активной форме, венерические болезни;

Доброкачественные и злокачественные опухоли;

Психические болезни, сопровождающиеся чрезмерным возбуждением или значительным изменением психики.

Лечебные методики и общие указания о выполнении процедур

Для каждого заболевания характерны специфические особенности. При методически неправильном применении массажа, его неудачной комбинации с другими процедурами либо при назначении массажа в той стадии заболевания, когда он противопоказан, возможна не только плохая переносимость процедуры, но и ухудшение состояния больного.

Гигиенический массаж применяют для укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, повышения работоспособности.

Косметический массаж используют, чтобы предупредить преждевременное увядание кожи, устранить её дряблость, а также при некоторых кожных заболеваниях (например, при угревой сыпи) и выпадении волос.

Самомассаж повышает работоспособность, уменьшает утомление, восстанавливает силы после физических и умственных нагрузок; эта процедура особенное эффективна в сочетании с утренней гимнастикой. Процедуру выполняют через 1,5-2 ч после еды, продолжая до 30 мин (при массаже отдельных участков тела - до 5 мин). Во время процедуры не следует задерживать дыхание, оно должно быть ровным, ритмичным. Полезны небольшие паузы для отдыха. Последовательно массируют спину, ягодицы, бёдра, голени, грудь (только у мужчин), живот, руки. Области расположения лимфатических узлов массировать не следует. Соблюдают все основные правила массажа с учётом противопоказаний.

При проведении массажа на чисто вымытую кожу пациента наносят массажные средства (вазелиновое масло, борный вазелин, тальк). Пациенту следует принять положение, при котором мышцы массируемых групп максимально расслаблены.

Массаж начинают медленными плавными движениями. Постепенно интенсивность воздействия усиливают (сохраняя при

этом ритмичность движений), затем так же постепенно ослабляют, заканчивая лёгкими, успокаивающими движениями. В начале курса лечения длительных процедур не проводят, дозу наращивают постепенно. Выбор методики зависит от характера заболевания или повреждения, а также от индивидуальных особенностей пациента (например, его возраста, состояния здоровья). Пожилым людям назначают особенно щадящий массаж. Грубые, бессистемные, чрезмерно интенсивные движения могут вызвать болевые ощущения, судорожное сокращение мышц, перевозбуждение нервной системы. Основные направления массажных движений - от периферии к центру, по ходу лимфатических и кровеносных сосудов. Продолжительность сеанса от 10 до 20-30 мин (в некоторых случаях до 40) , в зависимости от количества охватываемых массажем областей. Процедуры проводят ежедневно или через день. Курс лечения составляет, как правило, 10-15 процедур. Перерыв между курсами (не менее 15 дней) определяют индивидуально. По способу выполнения как лечебный, так и гигиенический массаж может быть ручным и аппаратным. Ручной массаж

Наиболее распространён классический массаж. Основные приё- мы классического массажа:

Поглаживание;

Растирание;

Разминание;

Вибрация.

Процедуру начинают и заканчивают поглаживанием. Оно может быть плоскостным и обхватывающим; а в зависимости от степени давления на тело - поверхностным (щадящий приём) или глубоким (более интенсивный приём). Поверхностное поглаживание применяют, чтобы уменьшить повышенный тонус мыщц и нервную возбудимость, улучшить лимфо- и кровообращение. Глубокое поглаживание используют после снятия гипсовой повязки, при ограничении или отсутствии движений в суставах.

Растирание заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в различных направлениях. Приём способствует растяжению спаек, рубцов, рассасыванию и удалению отложений в тканях, благоприятно действует при невритах, невралгиях, повреждениях суставов.

При разминании на ткани следует воздействовать совершенно безболезненно, но в достаточной степени глубоко, чтобы повысить

тонус мышц, усилить их сократительную способность, значительно улучшить кровообращение.

Вибрация - наиболее сложный приём массажа. Движения, передаваемые при вибрации, распространяются за пределы массируемой области. Различают непрерывистую и прерывистую вибрацию. Приём активизирует кровообращение и восстановительные процессы в тканях, стимулирует обмен веществ, оказывает болеутоляющее действие.

Для каждого основного классического приёма предусмотрены вспомогательные (дополнительные) приёмы, их специфика обусловлена анатомическими особенностями и функциональным состоянием тканей массируемой области. Так, при разминании в качестве вспомогательных приёмов применяют, в частности, сдвигание и растяжение, эффективные при рубцах, спайках, мышечных контрактурах (ограничение или отсутствие движений вследствие постоянного сокращения мышцы или группы мышц). Приём выполняют большими пальцами, располагая их по бокам рубца и растягивая его в противоположные стороны. Сочетание основных и вспомогательных приёмов классического массажа позволяет достичь наибольшего терапевтического эффекта.

Аппаратный массаж

Аппаратный массаж проводят с помощью специальных аппаратов. Его самостоятельное применение показано при заболеваниях ЖКТ, сопровождающихся запором, при травмах опорнодвигательного аппарата для воздействия на формирующуюся костную мозоль, а также при заболеваниях и повреждениях нервной системы. Поскольку массажные аппараты не позволяют тонко дифференцировать методику, аппаратный массаж можно дополнять ручным, однако он не может заменить его полностью. Разновидностью аппаратного массажа считают вибро-, гидромассаж и вакуумный массаж (пневмомассаж).

Массаж у детей

В детском возрасте массаж эффективен для профилактики и лечения многих заболеваний, а если говорить о детях грудного возраста, то этот метод составляет неотъемлемую часть их физического воспитания: способствует правильному развитию детского организма, нормализации функции ЖКТ, освобождению кишечника от газов при метеоризме, благотворно влияет на нервную систему (снижает возбудимость, нормализует сон). Массаж обязателен для недоношенных детей, перенёсших инфекционные

болезни, при рахите, гипотрофии, выраженных невротических реакциях. Применение массажа эффективно при пневмонии, бронхиальной астме, показано во всех случаях, когда ребёнок отстаёт в физическом развитии. Противопоказания к применению массажа у детей те же, что и у взрослых. Кроме того, он противопоказан детям при пиодермии и обширных кожных проявлениях экссудативного диатеза.

Массаж начинают с 1,5 мес. При некоторых заболеваниях (например, при кривошее, детском церебральном параличе) его применяют и в более раннем возрасте. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, который покрыт одеялом, сложенным в несколько слоёв, клеёнкой и пелёнкой. Комнату хорошо проветривают; температура воздуха в ней должна быть не ниже 20 °С. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре воздуха не ниже 20-22 °С. Для процедур лучше выбирать одно и то же время - за 30 мин до еды или через 1,5 ч после неё.

Техника массажа включает основные классические приёмы. Общие правила его проведения такие же, как у взрослых, однако методика более щадящая (необходимо учитывать нежность кожи ребёнка и лёгкую возбудимость его нервной системы).

Каждый приём повторяют от двух до шести раз, общая продолжительность занятий - от 10 мин. Процедуры можно проводить и дважды в день. Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основные приёмы массажа для ребёнка грудного возраста - поглаживание и растирание. Их делают лёгкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (например, от кисти к плечу, от стопы к паховой складке). Перед началом процедуры массажисту необходимо вымыть руки. Массажные средства не применяют. Курс лечения включает 10-15 сеансов (при детском церебральном параличе - до 20-25). Интервал между курсами не менее 15 дней.

Год выпуска: 2001

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.
Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.
Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.
При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.
ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.
К сожалению, при обучении в средних медицинских учебных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисциплин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической медицины.

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специалиста, который выдается после подготовки на курсах специализации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверждать экзаменом.
Значительные трудности при этом возникают из-за отсутствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноценно подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо восполнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клинических особенностей заболевания, травм.
Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построения методик с обязательным учетом анатомо-топографических показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.
В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями, а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.
В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по массажу не освещены вопросы ЛФК.
Эти предпосылки побудили представить в учебном пособии «Лечебная физкультура и массаж» как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.
Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

«Лечебная физкультура и массаж»


  1. Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры
  2. Влияние физических упражнений на организм
  3. Понятие о биомеханике движений
  4. Оценка физического развития человека и основные методы исследования
  5. Общие основы лечебной физкультуры
  6. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  7. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
  8. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения
  9. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ
  10. Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы
  11. Лечебная физкультура при поражениях периферической нервной системы
  12. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения
  13. Лечебная физкультура при хирургическом лечении внутренних органов
  14. Лечебная физкультура в акушерстве и при гинекологических заболеваниях
  15. Основы врачебного контроля
  16. Основы лечебного массажа
  17. Влияние массажа на организм
  18. Техника массажа
  19. Массаж отдельных частей тела
  20. Частные методики массажа
  21. Физические упражнения и массаж в педиатрии
  22. Организация, труда инструктора лечебной физкультуры