Психологическое и психическое здоровье человека. (15). Технологии психологического оздоровления

В разделе на вопрос В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем. заданный автором Медиокритас лучший ответ это психический от слова психика (психическое здоровье, например, имеется в виду состояние психического состояния) , а психологическое (психика плюс наука) - в принципе, одинаково, только в психиатрии используются медицинское вмешательство, а в психологии - разные немедиц. методы (а вот еще есть психотерапия - между этими двумя понятиями): тренинги, методы коррекции, релаксация, арттерапия, песочная терапия, игротерапия и пр. и пр. вопрос классный, постаралась ответить как учили

Ответ от Кособокий [новичек]
Воспользуйтесь тренингом ссылка


Ответ от Іитрамон [гуру]
Ответы полная чушь
Речь не идёт о психиатрии.
А об Психике
Нельзя сказать к примеру Психологическое состояние ну если речь не идёт о состоянии психолога..
Можно сказать Психическое от слова психика то есть состояние а не психология Наука


Ответ от Невроз [активный]
Психика - "душа" с какого-то языка. Психология - наука о душе. Соответственно психический - это что-то относящееся к психике (психическое состояние). Психологический - относящееся к науке психологии (психологический метод).


Ответ от тростинка [активный]
Психический - это медицина психология -наука


Ответ от ЃПР [новичек]
психическое возникает спонтанно а психологическое путем логических рассуждений


Ответ от Казмагамбетов Кайыржан [активный]
Психический-это медецина.. психология наука...


Ответ от Лариса [гуру]
Психический - это ближе к медицине, к организму и подобным расстройствам. Психологический - ближе к душе.


Ответ от ЀЫЖАЯ [гуру]
А в общем-большая. В первом случае нарушение психики, во втором просто может быть вегетоневроз. Первая лечится у психиатра, вторая у психотерапевта или психоаналитика. Лучше у психотерапевта.
2-ое функциональное нарушение.

Психологическое здоровье и психическое здоровье на самом деле являются совершенно разными вещами. И в случае неполноценности с одной или другой стороны поведение человека изменится, и это, скорее всего, будет заметно. По этой причине необходимо поддерживать уровни психологического здоровья и психического здоровья.

Определение терминов

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем психическое здоровье отличается от психологического, необходимо сначала понять оба этих термина.

Психическое здоровье - это определенные особенности, которые позволяют человеку вести себя адекватно и успешно адаптироваться к окружающей среде. К этой категории обычно относят то, насколько соответствуют формируемые у человека субъективные образы реальности объективной, а также оценивается адекватное восприятие себя самого, способность концентрироваться на чем-либо, способность к запоминанию определенных информационных данных и умение мыслить критически.

Противоположностью хорошего психического самочувствия являются отклонения, а также самые разные расстройства и заболевания человеческой психики. При этом, если психика в порядке, это вовсе не является гарантией здоровья душевного.

При полноценной психике и полной адекватности человек может иметь тяжелейшие душевные заболевания. Проще говоря, человеку не хочется жить. Может быть и совершенно наоборот: прекрасное душевное состояние, совмещенное с психическими отклонениями и неадекватностью.

Под определение психологическое здоровье подпадает не просто душевное самочувствие, но и состояние личности. То есть это определенный вид самочувствия, при котором душевное и личностное сочетаются, у человека все хорошо в жизни, при этом личность его находится в состоянии роста и готовности к движению вперед.

Психологическое самочувствие описывает личность в целом, оно относится к нескольким сферам сразу: к познавательной, мотивационной, эмоциональной, а также к волевой областям. Помимо этого, сюда можно отнести различные проявления силы духа.

Критерии психического состояния

Здоровье представляет собой основу всей человеческой жизни, определенную гарантию успеха и того, что все будет хорошо. Оно является одним из обязательных условий для достижения целей в жизни. Во многих культурах оно является не только ценностью одного индивида, но и огромным общественным достоянием.

Психологические основы физического, психического и социального здоровья принято рассматривать в двух его аспектах. Критерии оценки психического самочувствия наиболее полно раскрыты А. А. Крыловым. Они применимы также и к психологическому состоянию.

Ученый выделяет критерии в соответствии с тем, каким образом они себя проявляют (различные процессы, свойства). Крылов полагает, что личность, которая в порядке психически, может характеризоваться следующими свойствами:

  • нравственность (то есть чувство совести и чести);
  • сосредоточенность;
  • уравновешенность;
  • оптимистичное отношение к жизни;
  • адекватные притязания;
  • чувство долга;
  • отсутствие обидчивости;
  • уверенность в себе;
  • отсутствие лени;
  • общая естественность;
  • наличие чувства юмора;
  • независимость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • самоконтроль;
  • уважение к самому себе;
  • доброжелательность к окружающим.

Опираясь на эти критерии психологического здоровья и психического здоровья, которые вывел Крылов, есть возможность сделать вывод, что нормальная психика, как определенная составляющая самочувствия в целом, включает в себя совокупность таких характеристик, которые помогают установить равновесие и предоставить возможность человеку выполнять свои функции в социуме.

Человек с нормальной психикой адаптирован к жизни в социуме, а также принимает в нем непосредственное участие.

Критерии психологического состояния

В науке тему нормального психологического самочувствия подробно разрабатывала И. В. Дубровина. Отличие психического здоровья от психологического заключается в том, что первое относится к отдельным процессам и механизмам человеческой психики, а второе имеет непосредственное отношение к личности в общем, а также тесно связано с наивысшими проявлениями человеческой, так сказать, души.

Термин дает возможность выделить проблемы психологического и психического здоровья. Дубровина дает заметку о том, что психологически нормальная личность способна обладать такими качествами, как самодостаточность, понимание и принятие самого себя. Все это дает человеку возможность для развития самого себя в контексте взаимосвязи с окружающим миром и людьми в различных условиях культуры, экономики, экологии и социума нашей реальности.

Помимо всего вышеперечисленного, психологически нормальные личности имеют при себе такие качества, как:

  • устойчивость эмоций;
  • в соответствии со своим возрастом зрелость чувств;
  • совладение с собственным негативом и порождаемыми им эмоциями;
  • наиболее естественное проявление своих эмоций и чувств;
  • способность радоваться своей жизни;
  • способность сохранять привычное для себя самочувствие;
  • адекватное восприятие собственной личности;
  • наибольшее приближение образов субъективных к отражаемым реальным объектам;
  • способность сконцентрировать свое внимание на определенном предмете;
  • способность к запоминанию информационных данных;
  • способность к обработке данных при помощи логики;
  • критическое мышление;
  • креативность;
  • самопознание;
  • управление собственными мыслями.

Итак, в чем разница психического и психологическое здоровья человека? Первое представляет собой определенную динамическую совокупность свойств психики индивида, которые способны поддерживать гармонию между потребностями его и общества. Они также являются предпосылкой человеческой ориентации на исполнение своего жизненного предназначения.

Психологическая же норма обычно интерпретируется как способность к жизни индивида, как сила этой самой жизни, которая была обеспечена наиболее полным развитием, а также как способность к приспособлению и личностному росту в меняющейся, иногда неблагоприятной, но совершенно обыденной для большинства среде. Все это является предпосылками для нормального психологического самочувствия.

Всемирная организация здравоохранения

В чем еще заключается разница психического и психологическое здоровья человека? ВОЗ дает такое определение психическому: это благополучное состояние, в котором индивид оказывается способен к реализации своего собственного потенциала, способен справляться с привычными стрессами и раздражителями в жизни, приносить собственный вклад в общественную жизнь, выполнять свою работу наиболее продуктивно, дабы она приносила наибольшие плоды.

ВОЗ выделяет следующие критерии:

  1. Осознание (вкупе с ощущением постоянства) непрерывности, а также идентичности собственного "Я" как психического, так и физического.
  2. Ощущение идентичности и постоянства собственных переживаний в ситуациях одного типа.
  3. Критическое отношение к самому себе, а также к своей собственной психической деятельности и ее результатам.
  4. Соответствие адекватных реакций психики частоте и вместе с ней силе воздействий окружающей среды, обстоятельств и различных ситуаций в социуме.
  5. Способность к управлению своим собственным поведением с учетом соответствия различным нормам социума, законам и правилам.
  6. Способность распланировать собственную деятельность в жизни вместе со способностью к реализации этих планов.
  7. Способность к изменению способа своего поведения в зависимости от того, как меняются обстоятельства и ситуация в жизни.

К слову, существует даже Всемирный день психического здоровья, который принято отмечать десятого октября. Начало этому было положено в 1992 году.

Отличие терминов в ВОЗ

В ВОЗ отличают психологическое здоровье и психическое здоровье человека главным образом по тому, что психическое самочувствие принято относить к совершенно отдельным процессам психики, а также ее механизмам. Психологическое же, в свою очередь, принято относить к самой личности в общем. Это дает возможность отделить психологический аспект любой проблемы.

Вышеупомянутая Дубровина ввела такой термин, как "психологическое здоровье", в лексикон науки совсем не так давно. Она считает, что психологическое благополучие - это совершенно необходимое условие для того, чтобы человек функционировал и развивался полноценно в процессе собственной жизнедеятельности.

Связь психологического состояния с физическим на данный момент является неоспоримой.

Психологические характеристики долгожителей

Джюэтт исследовал психологические типы как формы психического здоровья людей, которые благополучно сумели дожить до сильно преклонного возраста (80-90 лет). Результаты исследований продемонстрировали, что всем этим людям были присущи следующие качества:

  • жизненный оптимизм;
  • спокойствие на эмоциональном уровне;
  • способность ощущать неподдельную радость;
  • ощущение самодостаточности;
  • высокая адаптируемость к трудным жизненным ситуациям.

Портрет желаемого результата

Таким образом, если составлять сильно обобщенный портрет внутреннего мира здорового человека на основе выделенных выше характеристик, то можно увидеть личность творческую, спонтанную, радующуюся своей жизни, веселую, открытую для чего-то нового, не прекращающую познавать себя и свой окружающий мир, не только используя разум, но и задействуя свои интуицию и чувственность.

Такой человек полностью принимает собственную личность, при этом осознавая ценность и абсолютную уникальность людей, что его окружают. Он также находится в постоянном самосовершенствовании и помогает с этим другим людям.

Подобная личность прежде всего берет ответственность за собственную жизнь на себя самого, а из неудачных ситуаций извлекает полезные уроки. Жизнь его, конечно же, наполнена смыслом, который он сам отыскал.

Про таких людей обычно говорят, что "он находится в гармонии" как с самим собой, так и с миром, что его окружает. Из этого можно выделить ключевое слово для описания термина "психологическое здоровье". Этим словом будет "гармония".

Согласие с самим собой

У психологически нормального человека в гармонии находятся различные аспекты, к которым можно отнести психические, интеллектуальные, телесные и эмоциональные. Критерии, при помощи которых можно дать определение тому, насколько здоров определенный человек, на самом деле предстают довольно размытыми.

Сами понятия психического и психологического здоровья личности и их нормы в большинстве своем обуславливается обычаями, традициями, моральными устоями, культурными и социальными особенностями сообщества.

У древних викингов были такие воины, их называли "берсеркерами". Во время битвы они были способны впадать в состояние некоего боевого транса. Такой человек был просто незаменим на поле брани, однако вне этого поля поведение такого воина с трудом можно назвать адекватным.

Не слишком чувствительный и даже циничный патологоанатом в своей профессии способен реализовать свой потенциал более чем полно, при этом за пределами своей рабочей атмосферы он может смотреться в глазах других людей несколько странно.

Сама норма - это баланс между приспособлением к реальности и самой реальностью, это задача развития своей личности и самоутверждение вместе с ощущением ответственности и некоторым потенциалом энергии психики и активностью. Норма является также умением преодолевать трудности на жизненном пути и принимать вызов окружающего мира.

Нормы психического здоровья

Психика человека ухудшается с возрастом (после примерно 80 лет, иногда даже раньше) и во время болезней. Благополучие психики вовсе не является чем-то постоянным, оно динамично. К нормам этого состояния относятся:

  1. Умственные способности. Это хороший интеллектуальный уровень, способность продуктивно мыслить, стремление к определенному положительному исходу, при этом опираясь на действительные факты. К этой норме также относятся самосовершенствование и воображение.
  2. Понятие морали. Про таких людей принято говорить, что у них есть "душа". Им совсем не свойственна тупость нравственная. При этом таким людям присущи объективность и справедливость. Воля у них твердая, но без упрямства. Ошибки признают, но не терзают себя.
  3. Адаптивность к различным социальным ситуациям. Такие люди контактируют с различными слоями населения самых разных возрастов. Им свойственна непринужденность в отношении вышестоящих и нижестоящих лиц вместе с чувством ответственности. Они хорошо ощущают социальную дистанцию, а поведение их несколько спонтанно.
  4. Оптимизм личности. Это добродушность характера и эмоциональная самостоятельность. Реалистичное отношение к жизни без страха перед риском.
  5. Эмоциональность, в которой отсутствуют лишняя подозрительность или доверчивость, при этом присутствует свежесть эмоциональных ощущений.
  6. Сексуальность. Здесь имеется в виду учет мнения и различных пожеланий своего партнера и уважение его личности.

Различные состояния

У состояния психологического здоровья человека имеется несколько уровней. Сначала идет уровень креативный (высокий). Это стабильная адаптируемость к окружающей среде и наличие запаса сил для преодоления стресса, плюс активная жизненная позиция.

Последний уровень (низкий) называется дезадаптивным. Людям такого уровня свойственны стремление к приспособлению к обстоятельствам, однако при этом они не обращают внимания на свои возможности и желания. Либо они, наоборот, занимают "атакующую" позицию, желая подчинить мир своим желаниям. Таким людям, как правило, необходимы индивидуальные занятия и психологическая помощь.

Существует излюбленное выражение психиатров, что не существует полностью здоровых людей, есть только недообследованные. Данные Е. Шапошникова говорят о том, что полным составом нормальных психологических показателей обладает лишь двадцать пять или тридцать процентов населения. При этом в определенных жизненных ситуациях даже самые "нормальные" люди могут реагировать несколько необычно.

Приблизительно пятьдесят процентов людей балансируют на грани психических норм и тех или иных отклонений. При всем этом приблизительно пять процентов считаются психически ненормальным и требующими квалифицированной помощи. В разных странах эти показатели незначительно меняются.

(15)

- Привет, как здоровье?

- Спасибо, все хорошо.

Как часто в нашей жизни мы произносим эти слова, не задумываясь о том, что такое «здоровье». Для большинства людей это понятие обозначает отсутствие телесных недугов или серьезных болезней. Но здоровье - это не только хорошее физическое состояние и самочувствие, это еще и эмоциональное, психологическое благополучие человека, это такой способ контакта с миром, при котором человек чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Это гармония внешнего и внутреннего, сбалансированное состояние человека, позволяющее ему успешно функционировать в мире.

Речь идет о психологическом здоровье человека , которое следует отличать от психического здоровья .

Психическое благополучие (здоровье) - это стабильное функционирование психики, которое позволяет человеку быть адекватным требованиям общества. Неадекватное поведение подразумевает психические отклонения и заболевания. То есть психическое и психологическое здоровье - это абсолютно разные и не дополняющие друг друга понятия. При полной сохранности психики человек может ощущать длительный внутренний дискомфорт и чувство апатии, раздражения, пониженное настроение и депрессию. И наоборот, бодрый духом и в хорошем настроении человек может оставаться психически неадекватным.

Таким образом, психологическое здоровье - это адаптивность и личностное благополучие: хорошее настроение, склонность действовать, а не переживать, принятие себя и других, альтруизм, креативность, ответственность, автономность и т.д. На другом полюсе находятся деструктивные (направленные на разрушение) личностные проявления, мешающие положительным переживаниям и способствующие неудовлетворенности жизнью в целом. Это такое особенности как склонность действовать с «позиции жертвы», обвинять, чувствовать обиду, частые перепады настроения, неумение контролировать свои эмоции и желания. Психологические нездоровый человек действует по стереотипам, не готов к изменениям, неадекватно воспринимает оценки окружающих и свои собственные успехи и неудачи.

Однако психологическое здоровье не стоит отождествлять с положительными свойствами и качествами личности, потому что сами нормы положительных и адаптивных личностных черт в разных культурах и обществах могут быть различными. Например, агрессивность в нашем обществе воспринимается как деструктивное качество, которое негативным образом сказывается на психологическом здоровье человека, в то же время агрессивность воинов какого-нибудь племени является необходимым условием его выживания и воспринимается другими членами племени как положительное и одобряемое качество.

Поэтому психологическое здоровье - это не модель идеального человека и не состояние блаженства, это взаимодействие «движения к людям» и «движения к самому себе». Психологически здоровый человек осознает то, что с ним происходит, чувствует целостность и независимость своего существования, ощущает поддержку окружающих и сам оказывает помощь.

По сути это такой человек, который не воспринимает мир и других людей как постоянную угрозу, он не расходует энергию на защиту от злого мира, а используют ее для саморазвития. Создавая гармонию внутри себя, он с успехом реализует свой потенциал.

Точно так же как мы заботимся о своем теле, необходимо заботиться и о душе. Чтобы быть физически здоровыми, мы ведем активный образ жизни, ходим в спортзал, следим за питанием и т.д. Чтобы быть здоровым психологически нужно тоже работать, только работа эта над собой. Это познание себя, воспитание способности к принятию решений и умение выделять альтернативные способы действия, готовность к изменениям, эффективное использование своих ресурсов, принятие ответственности за любой сделанный выбор.

Конечно, чтобы двигаться в правильном направлении и развиваться необходимо в первую очередь знать себя, свои слабые места и потенциальные ресурсы. В этом вам помогут методики познания и исследования личности, характера, интеллектуальной сферы, системы межличностных отношений и т.д. Подробнее читайте .

Полученные знания можно использовать для построения жизненных планов и перспектив, способствующих личностному росту и самоактуализации, для осознания собственных возможностей и оценки реальных жизненных достижений, что в конечном итоге благотворно скажется на вашем психологическом здоровье и эмоциональном благополучии.


Психическое здоровье , выступая основной категорией психогигиены, определяется как состояние душевного благополучия, характеризуемое отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности реакцию поведения и деятельности.

Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В СШA и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание "mental health" обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями. С раннего детства до поздних периодов жизни психическое здоровье составляет основу интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения. В психологическом словаре под термином "психическое здоровье" понимается "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности".

Пoнятие "психологическое здоровье" было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин "психическое здоровье" имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов

Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий – к психологическому благополучию или психологическому здоровью

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Критерии психологического здоровья:

Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значение жизненных событий;

Адекватный возрасту уровень зрелости личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

Адаптивность в микросоциальных отношениях;

Способность управлять своим поведением, разумно планировать жизненные цели и поддерживать активность в их достижении.

Критериями психологического здоровья являются: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В.Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С.Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А.Е.Созонов, Ф.Перлс), самоприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, "самообъективность" как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Дж.Oлпорт).

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида (Л.М.Aболин), в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах (К.А.Абульханова, Б.С.Братусь, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон).

Понятие "психологическое благополучие" принято Всемирной организацией здравоохранения (ВOЗ) в качестве основного критерия здоровья и рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

  • самоубийству;
  • алкоголизму;

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.