Маленькое дело лучше большого безделья. Смотреть что такое "Маленькое дело лучше большого безделья." в других словарях Пословицы о труде и их пояснение

Труд - в почете, безделье - в позоре. И так было почти всегда. Об этом же говорит и выражение «Маленькое дело лучше большого безделья». Почему так и чем полезен труд и вредна праздность - будем разбираться сегодня.

Смысл

Значение пословицы сводится к простой формуле: «Лучше делай хоть что-нибудь, чем ничего». Почему? Потому что труд, даже самый незначительный, имеет три составляющие:

  • Он прогоняет скуку.
  • У него есть цель.
  • Труд результативен.

У безделья таких составляющих нет, потому что оно бессодержательно и безбрежно. Но помимо выше перечисленных элементов труда, есть еще одна его сторона, которую нужно обсудить особо и доказать все-таки, почему маленькое дело лучше большого безделья.

Труд имеет перспективу, а у лени ее нет

Любое, даже самое незначительное дело, может жить и развиваться, а если человек ничем не занят, то это не принесет ему прибыли. Тем более, наше время таково, что некоторые умудряются зарабатывать на самых, казалось бы, пустяковых вещах. Например, у кого-то, как он (или она) считает, отменный вкус, и человеку нравится одевать людей. Сегодня такая профессия называется «стилист». Но есть люди, которые зарабатывают на жизнь только тем, что подбирают состоятельным гражданам одежду, не касаясь образа в целом. Разумеется, если человек беден, то на личного стилиста у него денег просто нет.

Бедность и богатство в данном случае совсем не важны, а важно то, что маленькое дело лучше большого безделья. Даже если занятие кажется окружающим странным и непонятным. Как знать, может быть, человек через 10 или 20 лет станет законодателем моды.

Кстати, Стив Джобс и Билл Гейтс тоже начинали с малого. А что в итоге вышло? Всем известно. И этот пример даже успел набить оскомину. В любом случае, от фактов никуда не деться.

Дейл Карнеги и пословица

Широко известны книги американского психолога К ним можно относиться по-разному, но ему же принадлежит мудрая мысль: «Самое дешевое лекарство от невроза - это быть занятым». Таким образом, выясняется: у пословицы "Маленькое дело лучше большого безделья" существует еще и психологическое измерение. Скука и незанятость действительно опасны. Если человек не знает, куда себя применить, то у него заводятся разные скверные мысли, от которых он впадает в депрессию или другие неприятные и рисковые состояния. Если же человек занят, то у него нет времени на беспочвенные размышления, ему надо выполнять поставленные задачи.

Поэтому труд хорош не только тем, что дает средства к существованию и наполняет жизнь человека содержанием, - у работы так же есть терапевтический смысл: она не позволяет человеку от размышлений на тему, например, смысла жизни. Зачем забивать всякими абстрактными глупостями себе голову, когда конкретные задачи ждут своего решения? Ответ очевиден.

И если человек задумается, то поймет: пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» говорит о том же самом.

На этой страничке у нас собраны поговорки и пословицы о труде. Многие из них мне знакомы с детства. Меня воспитывала бабушка. И она с детства приучала меня к труду. Делала она это так легко и непринуждённо, что у меня это не вызывало никаких отрицательных эмоций.

Она приучала меня к трудолюбию не длинными нотациями и наставлениями, которые так не любит ребёнок, а с помощью метких словечек и выражений, после которых мне стыдно было «бить баклуши», как выражалась бабушка. 🙂

Это гораздо позже я узнала, что она пословицами и поговорками оперировала. А тогда они были просто «в тему».

Вот сегодня мы и публикуем для вас пословицы и поговорки раскрывающие значение труда для человека.

Пословицы о труде

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Уменье и труд – всё перетрут!

Пашню пашут – руками не машут.

Летом – дрова, зимой – трава.

Доброе начало полдела откачало.

Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.

Много спать – дела не знать.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не натопишь – не погреешься.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Легко добыто – легко и прожито.

Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Работай боле – тебя и помнить будут доле.

Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ученье – путь к уменью.

Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.

О добре трудиться – есть чем похвалиться.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло.

Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.

Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.

Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.

От беспорядка всякое дело – шатко.

Горько добудешь, да сладко съешь.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Поговорки о труде

Дело мастера боится.

Уменье скалу разрушает.

Лень без соли щи хлебает.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.

Желанная работа светлее солнца.

Кто сделал замок, тот сделает и ключ.

Без отдыха и конь не скачет.

Бессмысленно выпускать стрелу без цели.

Жнёт, не сеяв, молотит по чужим токам.

Берётся за дело, ровно нетесаный.

Летний день год кормит.

Сперва ты меня повози, а потом я на тебе поезжу.

Из кожи вон лезет.

На ловца и зверь бежит.

Не по зубам мне эти орешки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сонливая кошка мышей не ловит.

Словами туда-сюда, а делом – никуда.

Всякому делу – своё время.

Языком кружева плетёт.

С разговоров сыт не будешь.

Песней поле не вспашешь.

Рот – нараспашку, язык – на плечо.

За делами дня не видно.

Поля словами не засевают.

Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит.

Не печь кормит, а поле.

Цыплят по осени считают.

Не боги горшки обжигают.

Муравей не велик, а горы копает.

Вот какие замечательные пословицы и поговорки о труде придумал народ на протяжении нескольких веков! Когда я их читаю, то поражаюсь – сколько мудрости в этих простых и коротких выражениях. Я часто пользовалась этими, поистине уникальными, высказываниями в общении со своими детьми, а теперь – с внуком, и поняла, что смысл большинства пословиц и поговорок вполне доходит до сознания детей. Они легко воспринимают ту мораль, которую несут в себе эти «крылатые выражения» и частенько употребляют их в своей речи. Поговорки и пословицы о труде сделали своё дело – мои дети выросли трудолюбивыми людьми.

Римма Николаевна Одинцова
Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников «Маленькое дело лучше большого безделья»

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Добрый день! Мы начинаем наше занятие , а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными , внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.

2. Сообщение темы :

Как вы считаете, о чём будет наше занятие ? (Ответы детей)

Наше занятие о труде и называется : «» , как говорится в народной пословице.

Как вы думаете почему, я так назвала занятие ? (ответы детей)

Вы ещё маленькие только учитесь трудиться , для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире .

Целеполагание :

Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии ?

(ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ : 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ

2. ДОДЕЛАТЬ ПОДЕЛКУ «Колокольчик»

3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА )

Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите , - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний :

Подумайте и скажите, что такое труд . (Ответы детей)

Да, конечно, труд – это работа , дело .

Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете ? (ответы детей)

Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.

(рассуждения детей)

Какие труды , такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться .

Не начавши дело - думай , а начавши дело - делай .

Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия .

Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите . (рассказы детей об изготовлении поделок , ремонте книг, посадка комнатных растений)

ФИЗМИНУТКА

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать - (Приседание)

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело . (Дети садятся.)

4. Приобретение нового материала

Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете ? (Ответы детей)

Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд ? (Ответы детей)

Физический труд – это вид трудовой деятельности , связанный с приложением физических усилий человека.

Ребята, а что вы делаете физическим трудом ? (Ответы детей)

-Конечно же : вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.

И что такое умственный труд ? (Ответы детей)

Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.

Что такое интеллект?

Интеллект - мыслительная способность человека

А что вы делаете умственным трудом ? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)

Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом ? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.

Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.

Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде , прочитайте его на экране :

«Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд »

Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует ? (Ответы детей)

Да, труд тренирует интеллект , укрепляет здоровье.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом .

У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)

Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.

Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.

Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять ? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом . Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.

Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.

Пожалуйста, присаживайтесь.

Творческая работа «Колокольчик»

У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)

Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.

А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд . Уберите за собой рабочее место.

Присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.

Шенилл (в переводе с французского языка «гусеница» )

Это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.

Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.

Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.

Опыт со снежинкой

Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.

Сейчас я вас научу делать искусственный «снег» из воды и соли.

Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.

Как вы считаете, что со снежинкой произойдёт, если мы её опустим в солёную воду? Сколько времени должна пролежать снежинка в соли, чтобы получилась в «снегу» ? «Снега» в банке мы почти не видим, но если мы опустим в солёную воду снежинку из проволоки шенилл и оставим на некоторое время. Снежинка обрастёт соленым налетом, и она у нас получится в «снегу» . Я, держала снежинку в солёной воде несколько дней и посмотрите, что у меня получилось. Какая она теперь на ощупь? У меня получилась снежинка в «снегу» ? Нашу снежинку мы оставим в солёной воде на неделю и посмотрим, что у нас получится.

Садитесь на стульчики.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

«Маленькое дело лучше большого безделья »

Подходит эта пословица к нашему занятию ? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела , которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью .

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии ? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии ? Мы всё выполнили?

Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда , были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии .

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу , но это не последнее занятие о труде , мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых .

7. Труд

Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу . Построились. Всем спасибо!

Спасибо! До новых встреч!

Цели беседы:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Что тогда может произойти?

У каждого дела запах особый;

Рыхлой землею, полем и лугом.

В труде рождаются герои.

Хорошо, молодцы!

А теперь отгадайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто

В магазине занял место

Вырос он под синим небом,

1. «Трактор, пашущий поле»

2. «Посев»

3. «Агроном на хлебном поле»

6. «На элеваторе»

7. «Хлебозавод»

8. «Хлеб в магазине»

Например:

1. головной убор повара,

2. верхняя одежда милиционера

3. брюки пожарника

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

Цели беседы:

1. Воспитывать в учащихся убеждение в том, что труд является источником жизни человека.

2. Развивать у детей навыки коллективного труда, ответственного отношения к порученному заданию.

3. Закрепить знания учащихся о профессиях.

1. Доказывать, что лишь старательный труд приводит к уважению и почету.

2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, уважение к людям различных профессий.

Использованы групповые и игровые технологии:

Методика, способствующая развитию мыслительной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Обеспечение: запись эпизодов на диске, группа предметов.

I . Вступительная беседа учителя:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Ребята, о чем сегодня пойдет наша беседа?

Наша беседа сегодня посвящена труду, людям труда, различным видам профессий.

Оглянешься вокруг и вы увидите, все что нас окружает, все предметы - дома, машины, парты, стулья, доска - это сделано руками людей.

А давайте на минутку представим, что все люди отдыхают дома, никто не спешит на работу.

Что тогда может произойти?

Что произойдет, если на работу не выйдет электрик?

Нет света, не работает телевизор, утюг, стиральная машина, в городах прекратилось бы движение , не работает светофор, произошло бы много транспортных происшествий, не работали бы пекарни, магазины фабрики и заводы. И мы бы с вами сидели без пищи и воды, не смогли бы жить.

Вот видите, что может произойти очень страшное, если люди этой профессии не выйдут на работу.

А если все люди перестанут работать, то, конечно же, и они не смогут жить.

А вы знаете, что наша жизнь - это постоянный труд. Трудятся не только взрослые, но так же трудятся и дети.

А как вы думайте, какой ваш основной труд сейчас?

Да это, конечно же ваша хорошая, отличная учеба.

Как вы думайте, для чего человек учиться в школе, институте, училище?

Правильно, ребята. Человек учиться для того, чтобы очень много знать, уметь думать, выбирать правильное решение. И конечно же, чтобы в дальнейшем после учебы найти себе любимую профессию.

А какие профессии знаете вы?

Да правильно. Вы назвали много профессий, но это лишь капелька в большом океане профессий.

Каждый из вас наверное хотел бы выбрать профессию. Кем бы вы хотели стать и почему? (ответы детей)

Послушаем стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (читают дети).

Некоторые люди мечтают еще с детства быть доктором, водителем, воспитателем, учителем, продавцом и другими и вы знаете, они свои мечты исполняют, став взрослыми, (рассказать на своем примере). И вы знаете, ребята, я себя не могу представить на другой работе. Потому что я люблю свою профессию, мне нравятся дети, я люблю с ними общаться, учить добру, честности.

Вы знаете, ребята, выбирать профессию нужно так, чтобы она вам нравилась всю жизнь, чтобы вы ходили на работу с радостью, с желанием, чтобы вы всю душу и сердце вкладывали и свое дело, а иначе не будет никакой пользы не вам, не обществу, чтобы вам не пришлось менять профессии в своей жизни несколько раз, только из-за того, что вы в первый раз выбрали ее неправильно.

Вы ежедневно видите, что ваши мамы трудятся с утра до вечера, чтобы хорошо жилось вам. У ваших родителей тоже есть разные профессии.

А кем работают ваши мамы и папы"? Расскажите о их профессиях.

Хорошо. Вы видите ребята, что все профессии важны, нет профессии, которая бы не была не нужна. Каждая профессия интересна и важна по-своему. Труд ваших родителей и знакомых очень трудный. Ваши родители приходят домой усталые, озабоченные и чтобы не огорчать их совсем, вы должны быть послушными, помогать им в посильном для вас труде, не огорчать их своим плохим поведением.

Каждая работа, профессия имеет свой запах. Вы наверное замечали, что у ваших родителей, пришедших с работы пахнет верхняя одежда. Например, бензином, если папа водитель, хлебом, если мама пекарь, лекарством, если мама врач.

Сейчас послушайте стихотворение Джани Родари "Чем пахнут ремесла" и ответьте на вопрос "Кто не пахнет ничем и почему?"

У каждого дела запах особый;

В булочной пахнет тестом и сдобой, Куртка шофера пахнет бензином, Доктор в халате пахнет лекарством.

Рыхлой землею, полем и лугом.

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

2. верхняя одежда милиционера

3. пожарника

II. Групповая игра «Построй свой дом».

А еще сегодня мы с вами попробуем сами «построить» дом. А «строить» мы будем строительными «бригадами», в которых работают люди разных профессий.

Лежало до самого горизонта унылое поле, скучное-скучное. Ни одного деревце не росло на том поле. Но вот однажды решили на том поле дом строить, большой и светлый с просторными комнатами и красивыми окнами. В начале архитекторы создали проект дома. Они долго над ним трудились.

1. Проводится конкурс "Архитекторы (На большом листе бумаги нарисовать простым карандашом дом) (эскиз).

Вскоре на поле появились экскаваторы, и они вырыли огромный котлован для будущего дома.

2. Конкурс "Экскаваторщики" (Необходимо ложкой "ковшом" "Вырыть" котлован для дома) (вычерпать из коробки обрывки газеты).

Потом появились каменщики и начали возводить из кирпичей крепкие высокие стены.

3. Конкурс "Каменщики" (Необходимо "выложить" стенку из "кирпичей" коробок, которые соединяются между собой скотчем) В стене нужно сделать проем для окна.

Не может быть дом без застекленных окон. И тогда пришли стекольщики и вставили в пустые окна стёкла.

4. Конкурс "Стекольщики" (Вырезать из желтого картона "стекло"и "застеклить" приклеить картон скотчем)

А электрики протянули провода, и по ним побежал веселый ток, заливая ярким светом просторные комнаты.

5. Конкурс "Электрики" (На столе установить две бутылки на расстоянии 70 см друг от друга) "электрические столбы", вставить в горлышки бутылок вилки "поперечные изометоры", а затем, взяв катушку ниток "электрический кабель" протянуть нитки от каждого зубца одной вилки до каждой другой. "Провода" не должны провисать.

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

О чем мы с вами говорили на уроке?

Что же нового узнали из нашей беседы?

Какой вывод вы сделали для себя из нашей беседы?

Просмотр содержимого документа
««Маленькое дело – лучше большого безделья»»

«Маленькое дело – лучше большого безделья»

Цели беседы:

1. Воспитывать в учащихся убеждение в том, что труд является источником жизни человека.

2. Развивать у детей навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственного отношения к порученному заданию.

3. Закрепить знания учащихся о профессиях.

1. Доказывать, что лишь старательный труд приводит к уважению и почету.

2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, уважение к людям различных профессий.

Использованы групповые и игровые технологии:

Методика, способствующая развитию мыслительной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Обеспечение: запись эпизодов на диске, группа предметов.

I . Вступительная беседа учителя:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что сделано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И вы трудится будете!

Ребята, о чем сегодня пойдет наша беседа?

Наша беседа сегодня посвящена труду, людям труда, различным видам профессий.

Оглянешься вокруг и вы увидите, все что нас окружает, все предметы – дома, машины, парты, стулья, доска – это сделано руками людей.

А давайте на минутку представим, что все люди отдыхают дома, никто не спешит на работу.

Что тогда может произойти?

Что произойдет, если на работу не выйдет электрик?

Нет света, не работает телевизор, утюг, стиральная машина, в городах прекратилось бы движение электрического транспорта, не работает светофор, произошло бы много транспортных происшествий, не работали бы пекарни, магазины фабрики и заводы. И мы бы с вами сидели без пищи и воды, не смогли бы жить.

Вот видите, что может произойти очень страшное, если люди этой профессии не выйдут на работу.

А если все люди перестанут работать, то, конечно же, и они не смогут жить.

А вы знаете, что наша жизнь - это постоянный труд. Трудятся не только взрослые, но так же трудятся и дети.

А как вы думайте, какой ваш основной труд сейчас?

Да это, конечно же ваша хорошая, отличная учеба.

Как вы думайте, для чего человек учиться в школе, институте, училище?

Правильно, ребята. Человек учиться для того, чтобы очень много знать, уметь думать, выбирать правильное решение. И конечно же, чтобы в дальнейшем после учебы найти себе любимую профессию.

А какие профессии знаете вы?

Да правильно. Вы назвали много профессий, но это лишь капелька в большом океане профессий.

Каждый из вас наверное хотел бы выбрать профессию. Кем бы вы хотели стать и почему? (ответы детей)

Послушаем стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (читают дети).

Некоторые люди мечтают еще с детства быть доктором, водителем, воспитателем, учителем, продавцом и другими и вы знаете, они свои мечты исполняют, став взрослыми, (рассказать на своем примере). И вы знаете, ребята, я себя не могу представить на другой работе. Потому что я люблю свою профессию, мне нравятся дети, я люблю с ними общаться, учить добру, честности.

Вы знаете, ребята, выбирать профессию нужно так, чтобы она вам нравилась всю жизнь, чтобы вы ходили на работу с радостью, с желанием, чтобы вы всю душу и сердце вкладывали и свое дело, а иначе не будет никакой пользы не вам, не обществу, чтобы вам не пришлось менять профессии в своей жизни несколько раз, только из-за того, что вы в первый раз выбрали ее неправильно.

Вы ежедневно видите, что ваши мамы трудятся с утра до вечера, чтобы хорошо жилось вам. У ваших родителей тоже есть разные профессии.

А кем работают ваши мамы и папы"? Расскажите о их профессиях.

Хорошо. Вы видите ребята, что все профессии важны, нет профессии, которая бы не была не нужна. Каждая профессия интересна и важна по-своему. Труд ваших родителей и знакомых очень трудный. Ваши родители приходят домой усталые, озабоченные и чтобы не огорчать их совсем, вы должны быть послушными, помогать им в посильном для вас труде, не огорчать их своим плохим поведением.

Каждая работа, профессия имеет свой запах. Вы наверное замечали, что у ваших родителей, пришедших с работы пахнет верхняя одежда. Например, бензином, если папа водитель, хлебом, если мама пекарь, лекарством, если мама врач.

Сейчас послушайте стихотворение Джани Родари "Чем пахнут ремесла" и ответьте на вопрос "Кто не пахнет ничем и почему?"

У каждого дела запах особый;

В булочной пахнет тестом и сдобой, Куртка шофера пахнет бензином, Доктор в халате пахнет лекарством.

Рыхлой землею, полем и лугом.

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Только бездельник не пахнет ни как

Сколько не душится лодырь богатый

Очень не важно он пахнет ребята!

Правильно, ребята. Лодыри и бездельники не могут приносить радость окружающим людям. Они живут за счет других людей.

О профессиях, труде сложено очень много пословиц и поговорок, стихов и песен.

А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Объяснение пословиц)

Кто не работает, тот не ест.

В труде рождаются герои.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Горька работа, да сладок хлеб.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Хорошо, молодцы!

Труд делает человека счастливым, если он трудится не только ради себя, но и для других.

А теперь отгадайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто

В магазине занял место

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он ……..(хлебом)

Вот сегодня я хочу показать вам на примере, что для того чтобы вы смогли скушать за обедом кусочек хлеба, для этого трудились очень много людей. Как вы думайте люди, каких профессий принимают участие, чтобы получился хлеб?(на экране появляются эпизоды).

1. «Трактор, пашущий поле»

2. «Посев»

3. «Агроном на хлебном поле»

4. «Комбайны, убирающие пшеницу»

5. «Водитель в машине, увозящий зерно»

6. «На элеваторе»

7. «Хлебозавод»

8. «Хлеб в магазине»

Вот видите, сколько людей работает, чтобы у нас на столе был всегда свежий хлеб.

Но я хочу, чтобы вы задумались, сколько сил и труда вложено в каждый предмет сделанный руками человека.

И если вы не доедаете кусочек хлеба, печенье, сорите на пол, портите парты, значит, вы не уважаете труд других людей. А это очень важно, когда люди понимают трудность работы и бережное отношение к труду других людей. Я хочу, чтобы вы, ребята всегда ценили и уважали не только свой труд, но чужой труд берегли как свой.

А сейчас мы проведем игру «Что перепутал художник?»

На доске вывешены рисунки людей в своей профессиональной одежде, но некоторые элементы одежды художник перепутал. Нужно исправить ошибки художника, переставляя часть рисунка, и назвать профессию. (каждый рисунок состоит из 3- х частей).

Например:

1. головной убор повара,

2. верхняя одежда милиционера

3. брюки пожарника

II. Групповая игра «Построй свой дом».

А еще сегодня мы с вами попробуем сами «построить» дом. А «строить» мы будем строительными «бригадами», в которых работают люди разных профессий.

Лежало до самого горизонта унылое поле, скучное-скучное. Ни одного деревце не росло на том поле. Но вот однажды решили на том поле дом строить, большой и светлый с просторными комнатами и красивыми окнами. В начале архитекторы создали проект дома. Они долго над ним трудились.

1. Проводится конкурс "Архитекторы (На большом листе бумаги нарисовать простым карандашом дом) (эскиз).

Вскоре на поле появились экскаваторы, и они вырыли огромный котлован для будущего дома.

2. Конкурс "Экскаваторщики" (Необходимо ложкой "ковшом" "Вырыть" котлован для дома) (вычерпать из коробки обрывки газеты).

Потом появились каменщики и начали возводить из кирпичей крепкие высокие стены.

3. Конкурс "Каменщики" (Необходимо "выложить" стенку из "кирпичей" коробок, которые соединяются между собой скотчем) В стене нужно сделать проем для окна.

Не может быть дом без застекленных окон. И тогда пришли стекольщики и вставили в пустые окна стёкла.

4. Конкурс "Стекольщики" (Вырезать из желтого картона "стекло"и "застеклить" приклеить картон скотчем)

А электрики протянули провода, и по ним побежал веселый ток, заливая ярким светом просторные комнаты.

5. Конкурс "Электрики" (На столе установить две бутылки на расстоянии 70 см друг от друга) "электрические столбы", вставить в горлышки бутылок вилки "поперечные изометоры", а затем, взяв катушку ниток "электрический кабель" протянуть нитки от каждого зубца одной вилки до каждой другой. "Провода" не должны провисать.

Подведение итогов конкурса.

Построй свой дом

Для счастья в нем

Построй свой дом

На крутом берегу,

На бескрайнем лугу

Построй свой дом

Построй для тех

Кто верит в тебя

И живи в нем, любя.

III. Итог урока

О чем мы с вами говорили на уроке?

Что же нового узнали из нашей беседы?

Какой вывод вы сделали для себя из нашей беседы?