Когда была заключена флорентийская уния. Марк эфесский и флорентийская уния. Россия и Флорентийская уния, изгнание митрополита Исидора

Опять заговорили о Флорентийской унии. На «Независимом старообрядческом форуме» появились высказывания:

«Братцы, все знают что 1447 году (в 1439 по их летоисчислению, но не по православному) была подписана флорентийская уния, в которой восточная церковь признала основные добавления католиков верными и папу главой церкви.

Константинопольский патриарх не подписал унию, т.к. умер перед подписанием.

Местоблюстители других патриархов подписали + епископы и митрополиты, в том числе и русский Исидор и Рязанский. Флорентийская уния была официально провозглашена и в Москве и в Константинополе + литургия с поминовением папы.

Что еще нужно было для легализации?

Никто внятно не может сказать действует ли она сейчас или нет.

В случае, если официальной отмены не было, то все мы с вами еретики, как мне видится. art

Можно сказать что действует, потому что сознательного отречения у греков от нее не было, было лишь давление турок для изоляции греческой иерархии от помощи со стороны запада Комнатный подвижник

Да, в 1439 году ее подписал византийский император Иоанн VIII; да, ее подписали подчиненные ему делегаты Флорентийского собора; да, в 1452 году византийский император Константин ХI заставил утвердить ее на соборе, несмотря на протест православных, а через полгода Константинополь пал, исчезла Византия, на ее месте возникло турецкое государство.

Любители «исторической правды» делают далеко идущие выводы: Византии как государства не стало, но осталась Церковь. Униатская! Следовательно, Русская церковь униатская, т.к. русский патриарх при царе Федоре Иоанновиче был поставлен униатами, да и митрополит Амвросий служил в униатской церкви, а стало быть, Белокриницкая старообрядческая церковь униатская. Итак, все мы находимся в подчинении римского папы.

Этот прием выдавать ложь за правду не нов. VII тыс. лет назад так было загублено человечество, когда Адам и Ева поверили дьяволу. Неужели тысячелетняя история нас ничему не научила! Разберем все по порядку.

1. Флорентийская уния была подписана на так называемом «Вселенском соборе». На этом соборе вместо вселенских патриархов присутствовали их представители. Патриархи сразу заявили, что за их действия они не отвечают. Унию не приняли, а собор сочли недействительным.

2. В 1443 г. вселенские патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский собрали Собор в Иерусалиме, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии.

3. В Константинополе многие представители духовенства и мирян не признавали решений Флорентийского собора. 15 ноября 1452 г. делегация духовенства встретилась с императором Константином XI и предоставили ему документ, излагающий богословские возражения, которые являлись причиной их отказа принять Флорентийскую унию.

4. «12 декабря 1452 г. в кафедральном соборе Св. Софии была отслужена торжественная литургия в присутствии императора и всего двора. В молитвах были упомянуты имена папы и официально провозглашены положения Флорентийской унии» (Стивен Рансимен «Падение Константинополя в 1453 г. стр.155».

Византия закончила свое историческое бытие униатской!

5. У турков был обычай: если город при осаде добровольно не сдавался, то при его захвате полностью уничтожались все его государственные структуры, в том числе и церковь. Константинополь не сдался, император погиб, патриарха не было. В городе осталась горстка несчастных людей: одни из них продолжали быть православными, другие помнили об унии.

6. Махмет II – Завоеватель считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и приемником Византийского императора.

«Султан Махмет хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом… Нужно было найти нового патриарха. После проведения некоторого расследования Махмет решил, что им должен стать Георгий Схоларий, теперь известный как монах Геннадий. Геннадий был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и он был вождем партии противников унии и Запада в Церкви. Можно было положиться на него, что он не будет затевать интриги с Западом» (Стивен Рансимен. Великая церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. – С-П, 2006г. – С.176). Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Как видим, церковь в Константинополе после пленения появилась, но уже не униатская, но православная. «Он (Махмет) мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив получит новый толчок и силу. Поэтому Махмету выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма, на которую можно было бы опереться против западного ополчения. Вот почему Махмет являлся покровителем православных или тех из них, которые не терпели папастического Запада» (А.П.Лебедев. История греко-восточной церкви под властью турок. – Кн.2. – С-П., 2004г.). Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах порабощенных мусульманами. В то время вселенские патриархии (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

7. «Через 45 лет после Флорентийской унии она была официально отвергнута в Константинополе… В 1484 году патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал собор патриаршей Церкви Паммакаристос с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского… Но поскольку это был собор со статусом Вселенского после Флорентийского, первым его делом было провозгласить, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и поэтому его постановления были не действительными» (Стивен Рансимен. Великая церковь в пленении. История Греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. – С-П, 2006г. – С.234).

8. Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви в следующих документах:

− «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной» (1662, подписано всеми 4-мя восточными патриархами с иерархами),

− «Исповедание Досифея» (1672), составленное по просьбе Иерусалимского патриарха Досифея Константинопольским патриархом Дионисием IV Муселимисом с помощью своих предшественников Парфения IV, Климента и Мефодия III, подписанное ими всеми, отправленное в Иерусалим и там утвержденное местным собором;

− «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере» (1723, подписано патриархами Константинопольским, Антиохийским, Иерусалимским с иерархами),

− Окружное послание патриарха Кирилла V (18 сентября 1752 - 27 января 1757) и орос 1755 г. (подписан патриархами Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским; Антиохийский патриарх в это время собирал пожертвования в России, а его престол был узурпирован), которые на основании канонов требовали перекрещивания в случае любого обращения (включая обращение из Римской и Армянской церквей),

− «Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам» (1848, подписано всеми 4-мя восточными патриархами с иерархами), и, наконец,

− «Окружное патриаршее и синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 г.» (1895).


9. В 1589 году русскими епископами был поставлен русский патриарх Иов. Это поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили царя.

Как мы видим из предыдущих документов, никаких оснований в то время считать греческую церковь униатской не было.

Почему же в наши дни, казалось бы, чисто исторический вопрос об отмене Флорентийской унии стал всерьёз волновать некоторых старообрядцев?

Можно предположить, что есть силы, заинтересованные в сближении старообрядчества с экуменической Московской Патриархией, которая близка к полному признанию римо-католической церкви и объединению с ней. Поэтому кто-то пытается убедить старообрядцев, что они уже давно с католиками объединились.

Если кому-то хочется упасть в объятия папы-еретика, это его добровольный выбор, но зачем тащить в еретическое латинство всю Русскую церковь?

КТО ЖЕ МЫ? МЫ – ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!

Слово «уния» переводится с латыни как «единение». Данным словом чаще всего обозначают проявлявшиеся в истории попытки объединения Римско-Католической и Православной Церквей.

Первой серьезной попыткой подобного объединения (по задумкам, но не по результатам) стала Флорентийская уния, которая произошла в первой половине XV века. К этому времени, как мы знаем из церковной и светской истории, Византийская империя пришла к своему упадку и существовала практически в стенах одной только столицы – Константинополя, в то время как все остальные области были уже во власти турецкого султана.

Византийский император понимал, что единственно возможное средство для спасения Византии – помощь западных европейских государств. Но при этом существовала одна сложность: получить такую помощь можно было исключительно через сою, а точнее – через подчинение Папе Римскому. Последний, естественно, также видел в данном процессе немалую выгоду, ведь в 1433 г. в Базеле состоялся собор, на котором, кроме множества западных епископов, присутствовали представители светской власти во главе с императором Священной Римской Империи Сигизмундом. Одним из существенных положений Базельского собора было то, что собор отверг папский примат и признал свою власть выше власти римского епископа, что, естественно, не могло понравиться Папе, и последний, в свою очередь, не принял решений этого собора.

Таким образом, возможная грядущая уния с Восточной Церковью могла бы укрепить, как думал об этом Папа, авторитет Апостольского Престола и умалить решения Базельского собора. А для того, чтобы делегатов из Константинополя, которых, по замечанию современника, было более 600 человек во главе с императором Иоанном VIII Палеологом и Константинопольским Патриархом Иосифом II, а также полномочными представителями Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов, не «перехватили» и не переубедили базельцы, Папа даже пообещал взять на себя все расходы по содержанию представителей Восточной Церкви. И византийский император, находясь в затруднительном финансовом положении, принял предложения Папы.

Именно в таких условиях Папой Евгением IV был открыт в 1438 г. собор в Ферраре, который в 1439 г. переместился во Флоренцию. Данный собор начался с того, что на нем были осуждены участники Базельского собора, угрожавшие безоговорочному авторитету Папы Римского. Папа не выполнил обещанные восточным делегатам условия: никакого финансирования они не получили и со временем были даже вынуждены распродавать свои личные вещи для того, чтобы покупать пищу. Именно при таких обстоятельствах, практически в течение 5 месяцев находясь под давлением как Папы, так и Византийского императора и Патриарха, подавляющее большинство восточных делегатов 5 июля 1439 г. подписали определение собора, что, собственно, и вошло в историю под названием «Флорентийская уния». Неподписавших было только пятеро: митрополиты Эфесский Марк, Иверский Григорий (чтобы не подписывать решение собора, притворился сумасшедшим), Нитрийский Исаакий, Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия, который, предчувствуя неладное, тайно бежал из Флоренции.

Согласно Флорентийской унии, Восточная Церковь признавала такие нововведения Церкви Западной, как учение о filioque (исхождение Святого Духа от Отца и Сына), учение о чистилище, учение о примате Папы Римского и др. При этом, однако, была сделана одна небольшая оговорка: Восточная Церковь все же не станет вводить в практику латинские литургические обычаи.

Весьма интересен и тот факт, что столь ратовавший за унию Патриарх Иосиф так и не дожил до ее заключения: он умер через 8 дней после своего письменного одобрения filioque на внутреннем заседании византийской делегации.

В итоге восточная делегация, вернувшись домой без обещанной помощи, была воспринята, мягко говоря, недоброжелательно. Духовенство столицы прекратило поминать императора и не хотело сослужить с теми, кто подписал решения собора. Спустя пару лет практически все восточные делегаты стали открыто отрицать свое согласие с собором, утверждая, что его решения были достигнуты подкупом и угрозами со стороны Папы. Официально на соборе 1442 г. Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви отвергли Флорентийскую унию. А несколько позже, в 1450 году, в присутствии трех Восточных Патриархов был низложен униатский Константинопольский Патриарх Григорий – и православие вновь восторжествовало.

Спустя практически 150 лет подобные попытки соединения (точнее – подчинения) Православной Церкви власти Папы Римского происходили на соборе в Бересте (нынешний Брест в Беларуси), который состоялся в октябре 1596 г. Данная уния, точно так же, как и Флорентийская, предполагала подчинение римскому Понтифику, а также принятие догматического учения Западной Церкви при сохранении восточной обрядовой стороны. Представители епископата Киевской митрополии приняли такое решение о подчинении Папе по следующим причинам: Ватикан активно поддерживал политику польских феодалов по отношению к православным гражданам и духовенству Украины и Беларуси. В результате же унии православные (точнее – грекокатолики) получали бы равные права в польском правительстве наряду с католиками.

Но опять-таки подобным планам и устремлениям сбыться было не суждено. Перешедшие в унию православные не получили обещанных свобод и полномочий, но само православие в итоге оказалось вне закона.

Таким образом, как Флорентийская, так и Брестская уния – это по большому счету не что иное, как попытки Западной Церкви путем применения политической силы и власти, а также прочих уловок подчинить своему влиянию Церковь Православную. И к чему такие попытки привели, мы также хорошо знаем: сам православный народ отвергал любую возможность унии, несмотря даже на то, что ее насаждали «огнем и мечом».

Андрей Музольф,
преподаватель Киевской духовной академии

Доклад по истории Ученика 11 “В” класса Деменкова Ильи. Тема: "Флорентийская уния" Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско- католической). О необходимости воссоединения христианской церкви говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны. Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло? Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков). В таких условиях поддержка “братьев во Христе” очень сильно помогла бы и тем, и другим. Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато они имели сильных врагов. В конце 1435 года было уже предрешено созвание так интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист, он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор. Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным философом, геополитиком практически... В русских летописях его называют “многим языкам сказителем”. В 1433 году он уже представлял Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека, готового предать православие. Греческие церковные власти представляли себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность отречься от веры предков – напротив, этого-то от него не ожидали и не хотели – а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме того, византийская казна была практически пуста, и, назначив митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские деньги, столь необходимые для будущего собора. Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах. Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам. Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те доходные статьи, которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет. Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков, Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать, давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и спокойно их прикарманивать) На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо). Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и постоянного давления на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано, что православная церковь входит в состав католической. Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму, пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом. А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху. На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить” подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить католические обычаи: заменять православную символику католической (восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный), поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское государство дорожило своими отношениями с Византией, которыые давали ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех “старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь приказал не преследовать беглеца. 15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Московские власти ожидали бурной реакции из Константинополя, вплоть до отлучения от церкви, но её не последовало. С тех пор в Византии еще несколько раз менялось отношение к унии, правители колебались между ортодоксальным православием и католичеством, но Москву это уже не волновало – она уже обладала собственной совершенно независимой от внешних сил, автокефальной церковью. Благодаря этой независимости московское православие довольно спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтожение этой “колыбели православия” . Она позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям – звание царей. БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Очерки о истории русской церкви. Москва, “Терра”, 1993 г. 2. Большая советская энциклопедия. Т. 27. Москва, “Советская энциклопедия”, 1982 г.

Доклад по истории

Ученика 11 “В” класса

Деменкова Ильи.

Тема:

"Флорентийская уния"

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). О необходимости воссоединения христианской церкви говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны. Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло?

Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков). В таких условиях поддержка “братьев во Христе” очень сильно помогла бы и тем, и другим. Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато они имели сильных врагов.

В конце 1435 года было уже предрешено созвание так интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист, он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор. Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным философом, геополитиком практически... В русских летописях его называют “многим языкам сказителем”. В 1433 году он уже представлял Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека, готового предать православие. Греческие церковные власти представляли себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность отречься от веры предков – напротив, этого-то от него не ожидали и не хотели – а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме того, византийская казна была практически пуста, и, назначив митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские деньги, столь необходимые для будущего собора.

Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах. Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам. Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те доходные статьи, которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет. Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков, Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать, давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и спокойно их прикарманивать)

На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).

Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и постоянного давления на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано, что православная церковь входит в состав католической.

Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму, пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом. А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.

На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить” подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить католические обычаи: заменять православную символику католической (восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный), поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское государство дорожило своими отношениями с Византией, которыые давали ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех “старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь приказал не преследовать беглеца.

15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Московские власти ожидали бурной реакции из Константинополя, вплоть до отлучения от церкви, но её не последовало. С тех пор в Византии еще несколько раз менялось отношение к унии, правители колебались между ортодоксальным православием и католичеством, но Москву это уже не волновало – она уже обладала собственной совершенно независимой от внешних сил, автокефальной церковью. Благодаря этой независимости московское православие довольно спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтожение этой “колыбели православия” . Она позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям – звание царей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Очерки о истории русской церкви. Москва, “Терра”, 1993 г.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 27. Москва, “Советская

"Флорентийская уния" или как помог отступник от православной веры митрополит Исидор избрать патриарха всея Руси и князьям стать царями…

"Флорентийская уния"

Прикуплен златом и сребром, Исидор рвется к власти

Он во Флоренцию пришел, Русь разорвать на части

Лукавой речью князь, введен в прекрасные мотивы

И Исидор облобызал, папе его загривок

Он кардинала получил, как за Христа Иуда 30 серебряных монет

И мыслил – вот так чудо, сейчас в Руси я выше всех

Наместник папы буду, все православие смету

Латынь повсюду будет, не понимал, что Бог все зрел

И так как он задумал, он не допустит на Руси, прогонит он Иуду

Открыл Господь князю глаза, и он перстом направил на Исидора

И сказал ««Не пастырь, волк тут правит»

Сбежал предатель лобызать, папе теперь коленки

Ведь провалилась уния, в плен снова папой не взята,

СВЯТАЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, И ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ!

Ничего так просто в жизни нашей не случается, а тем более в истории государства Российского.

Так и история некоторых предательств –это всего лишь цепочка в нашей исторической правде выстроенной руками Божьими.

Все управляется и попускается Господом.

И даже предательство митрополита Исидора сыграло свою положительную роль в укреплении России, и ее духовного центра православной Церкви…

Написать об этом меня подтолкнул звонок моей знакомой, которая рассказала и попросила помолиться о православном мальчике 11 лет отроке Семене, которого сейчас избивают католики в одном колледже Швейцарии, только за то, что он православный.

Как сильна даже на генетическом уровне ненависть католиков к православию.

О каком воссоединении еще могут говорить верховные духовные вожди нашей православной церкви?

Это если и случится - это будет очередное предательство типа Исидора…

"Флорентийская уния"

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году
между православной и римско-католической церквями и формально
объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-
католической). О необходимости воссоединения христианской церкви
говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена
уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились
многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны.
Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло?

Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался
в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами,
а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных
соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков). В таких условиях
поддержка “братьев во Христе” очень сильно помогла бы и тем, и другим.
Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в
которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для
этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение
церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства
были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели
уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато
они имели сильных врагов.

В конце 1435 года было уже предрешено созвание так
интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали
готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без
внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия
константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой
из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы
на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист,
он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор.
Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший
своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным
философом, геополитиком практически... В русских летописях его
называют “многим языкам сказителем”. В 1433 году он уже представлял
Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на
очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая
Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить
участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на
Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека,
готового предать православие. Греческие церковные власти представляли
себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим
удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность
отречься от веры предков – напротив, этого-то от него не ожидали и не
хотели – а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как
считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме
того, византийская казна была практически пуста, и, назначив
митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские
деньги, столь необходимые для будущего собора.

Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени
настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже
нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не
только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от
Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий
Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале
не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на
милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах.
Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской
земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого
ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь
сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал
митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам.
Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по
своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе
дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже
упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те
доходные статьи, которые они так долго не отдавали его
предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет.
Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков,
Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18
августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита
чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были
преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать,
давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и
существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния
между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове
Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под
своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с
тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и
спокойно их прикарманивать)

На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но
никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во
Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).

Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые
экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо
объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все
они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце
концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую
альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без
исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход
и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали
по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно
важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и
постоянного давления на предложенную унию согласились все православные
церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя
сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано,
что православная церковь входит в состав католической.

Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора
не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его
инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и
первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно
Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму,
пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом.
А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили
в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.

На Руси отношение к унии с самого начала было резко
отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах
называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а
греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во
взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить”
подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о
заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе
сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в
сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить
католические обычаи: заменять православную символику католической
(восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный),
поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского
патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их
освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре
некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через
неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в
монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но
Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то
что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы
прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское
государство дорожило своими отношениями с Византией, которые давали
ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой
стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех
“старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь
византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы
ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь
приказал не преследовать беглеца.

15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего
общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал
“митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону*. Это было сделано
против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не
назначал глав русской церкви. Московские власти ожидали бурной реакции
из Константинополя, вплоть до отлучения от церкви, но её не
последовало. С тех пор в Византии еще несколько раз менялось отношение
к унии, правители колебались между ортодоксальным православием и
католичеством, но Москву это уже не волновало – она уже обладала
собственной совершенно независимой от внешних сил, автокефальной
церковью. Благодаря этой независимости московское православие довольно
спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтожение этой
“колыбели православия” . Она позволила главам русской православной
церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям –
звание царей.

1. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ (сериал)

Http://prisno.livejournal.com/314881.html

2. ПРАВОСЛАВИЕ И ЛАТИНСТВО

Http://pravaya.ru/side/584/674

3. "Русские Украины. Будущее, которое определяется сегодня"

Http://www.otechestvo.org.ua/main/20067/402.htm

4.Выбор неба и земли http://www.radostmoya.ru/projects/Vybor_neba_i_zemli/

Епископа Иону* - http://days.pravoslavie.ru/Life/life751.htm

См.фото собор Святой Марии, где была подписана отступником митрополитом Исидором "Флорентийская уния"