Гордон Браун: жертва финансового кризиса или собственных ошибок? Биография гордона брауна Гордон браун и общественные организации

В среду, 27 июня, премьер-министр Великобритании Тони Блэр подал королеве официальное прошение об отставке и досрочно ушел с поста, который он занимал более 10 лет. Затем в Букингемский дворец был приглашен лидер Лейбористской партии Гордон Браун, которому Елизавета II объявила о назначении его новым главой кабинета, поручив сформировать правительство. Гордон Браун мог стать премьером еще десять лет назад, но уступил своему ближайшему соратнику и сопернику Блэру. Теперь после затянувшегося ожидания он, наконец, достиг своей цели.

Лейбористская альтернатива

Гордон Браун не является простым преемником, который призван продолжить политику своего потерявшего популярность предшественника. Хотя бы потому, что Браун никакой не питомец Тони Блэра - это еще один лидер, который внутри партии всегда составлял Блэру конкуренцию, находя возможным смирять свои амбиции ради общей цели, но никогда о них не забывая. Браун - это альтернатива Блэру. С его приходом, очевидно, произойдут весьма важные изменения и, прежде всего, в том, что касается личного стиля управления кабинетом и внешней политики страны.

В этой связи немаловажное значение имеет сама личность нового премьера: кто такой Гордон Браун и чего от него ждать? Ответить однозначно достаточно сложно. Несмотря на то, что Браун почти десять лет занимал пост министра финансов, он по большей части оставался в тени. О Брауне возникло представление как о преданном своему деле технократе, весьма замкнутым и угрюмом, без харизмы, которая необходима настоящему политику, чтобы нравиться и заручаться поддержкой, и без той живости ума, которая позволяет "держать нос по ветру" и выпутываться из самых безнадежных ситуаций. Некоторые полагали, что Браун весьма неповоротлив и наивно высиживает свое премьерство, в то время как более динамичный Блэр использует это "терпение" в своих целях.

Однако, с другой стороны, многие, кто близко работал с Брауном, отмечают его поразительный интеллект и целеустремленность. Более того, внутри министерства финансов "терпеливого" Брауна даже упрекали в непримиримости, в жесткой, почти что "сталинской" манере управления. Да и сама биография Гордона Брауна создает совершенно особый образ - человека одаренного, энергичного и волевого.

Вверх по лестнице

Гордон Браун родился в 1951 году в Глазго в семье священнослужителя. Поступив в школу, он попал в класс для одаренных детей, специально организованный в рамках учебного эксперимента. В 1967 году в возрасте 16 лет Браун поступил в университет Эдинбурга для изучения истории и стал самым молодым студентом с 1945 года. Тогда же он столкнулся с серьезным заболеванием: врачи диагностировали у него отслоение сетчатки, результат удара по голове, который он получил на матче по регби в школе. Браун пропустил первый семестр и в течение следующих пяти лет был вынужден периодически ложиться в больницу, часто проводя недели лежа на спине в полной темноте. Он почти потерял левый глаз и 70 процентов зрения на правом.

Однако, как вспоминает старший брат Брауна, это только укрепило его волю. В 1972 году он с отличием окончил Эдинбургский университет и тогда же был избран на пост ректора, на котором оставался до 1975 года. До него этот пост был почетной синекурой, которую обычно занимали популярные артисты, практически не интересовавшиеся работой вуза. Однако Браун, получив формальное право возглавлять заседания университетской администрации, три года подряд активно вмешивался в ее деятельность, требуя доступа к финансовой документации и послаблений для студентов.

После окончания университета Браун взялся за преподавание, а с 1980 по 1983 год работал на шотландском телевидении редактором новостных программ. Одновременно занимался активной деятельностью в Лейбористской партии: в 1975 году выпустил "Красную книгу Шотландии" - сборник эссе о будущем политическом устройстве страны, а в 1979 году выставил свою кандидатуру на выборы в парламент, но проиграл. В это же время у него случился бурный роман с одной из представительниц румынской королевской семьи, Маргаритой дю Ромен (Margarita du Romaine). Однако из романа ничего не вышло, так как оказалось, что главным для Брауна являлась "политика, политика и еще раз политика".

Браун & Блэр

Наконец, в 1983 году он был избран в британский парламент от Восточного округа Данфермлайна. Здесь он познакомился с другим молодым депутатом-лейбористом Тони Блэром. Вскоре Браун и Блэр стали практически неразлучны: обменивались идеями, вместе ездили за границу и даже писали друг другу речи. Они разделяли убеждение, что Лейбористскую партию, переживавшую в то время период своего самого серьезного упадка, необходимо реформировать. Вместе они работали над амбициозным проектом "новой лейбористской партии". В их тандеме Браун играл ведущую роль: интеллектуально он был более подкован, чем Блэр, и имел более глубокие лейбористские корни. В частности, Браун, используя свой опыт работы на телевидении, очень много дал Блэру для понимания особенностей работы СМИ.

В начале 90-х Браун пользовался широкой популярностью в партии и на выборах в теневой кабинет постоянно занимал высокие посты. Тем сильнее было его разочарование, когда партийное руководство решило, что молодой улыбающийся семьянин Блэр больше подходит на роль лидера лейбористов, так как способен завоевать большее число избирателей среднего класса. Наверное, Браун не сдался бы без боя, но, чтобы избежать открытой конфронтации и возможного партийного раскола перед выборами, между недавними друзьями, в одночасье ставшими соперниками, было заключено неформальное соглашение. По некоторым сведениям, переговоры состоялись в ресторане Granita в Ислингтоне.

Содержание соглашения так никогда и не стало достоянием общественности, однако полагают, что в обмен на отказ Брауна оспаривать партийное лидерство и пост премьера Блэр пообещал сделать его самым могущественным министром финансов за всю историю Великобритании, с правом вмешиваться в деятельность других министерств. С учетом того, что за Блэром стояли лидеры партии, компромисс для Брауна был приемлем, однако ощущение того, что его несправедливо обошли, все же осталось. Соглашение лишь временно нейтрализовало внутрипартийный конфликт в преддверии выборов 1997 года, однако было ясно, что при изменении ситуации он не замедлит проявиться.

Борьба под ковром

Итак, в правительстве Блэра Браун получил портфель министра финансов. При нем министерство значительно расширило свои полномочия и приобрело доминирующее влияние почти во всех областях внутренней политики. Некоторые решения, находившиеся в ведении премьер-министра, на самом деле принимались министром финансов. Браун всякий пытался подчеркнуть свою независимость от Блэра. В частности, он до последнего оттягивал представление премьеру деталей очередного бюджета, а порой предпочитал публично не солидаризироваться с Блэром по спорным вопросам.

Иногда противостояние премьер-министра и министра финансов принимало открытые формы, как, например, в вопросе о возможном присоединении Великобритании к зоне евро. Блэр рассматривал введение в стране общеевропейской валюты как одну из первостепенных задач, однако Браун был против. Более того, ему удалось перевести этот вопрос из политической в экономическую плоскость, взять ситуацию под свой контроль и полностью блокировать инициативу премьер-министра.

Подобное двоевластие не могло не породить напряжения. После выборов 2001 года, вновь принесших победу лейбористам, отношения между Блэром и Брауном продолжали ухудшаться. Между Даунинг стрит, 10 и министерством финансов шла непрекращающаяся подспудная вражда - вплоть до того, что контакты служащих двух структур между собой вызывали подозрения и рассматривались как предательство. Лидер парламентской фракции лейбористов Джон Прескотт, чтобы разрядить обстановку, даже устроил у себя на квартире "обед примирения" между двумя политиками.

Смена составов

Шансы Гордона Брауна вернуть себе ранее утраченное лидерство многократно возросли после того, как из-за безоговорочного одобрения внешней политики США в Ираке популярность Блэра резко пошла на убыль. Блэр потерял не только доверие избирателей, но и, что более важно, лишился поддержки большинства внутри самой Лейбористской партии. Из лидера, объединяющего лейбористов и ведущего их к победе, он превратился в фигуру, которая могла утянуть с собой на дно и партию. Подтверждением этому стал провал на местных выборах в 2006 году. Браун без обиняков назвал их "предупредительным выстрелом". Блэр предупреждению внял и в мае объявил о том, что уйдет с поста премьера до окончания срока своих полномочий.

Остальное было делом времени. Блэр, впрочем, долго его тянул, отказываясь назвать точную дату ухода. Наконец 10 мая 2007 года он официально объявил, что складывает с себя полномочия лидера Лейбористской партии, а 27 июня подаст королеве официальное прошение об отставке с поста премьер-министра. На следующий день Гордон Браун начал свою предвыборную кампанию на пост главы лейбористов. Впрочем, для победы ему даже не пришлось прибегать к внутрипартийному голосованию: он сумел заручиться поддержкой абсолютного большинства членов Лейбористской партии в парламенте. 24 июня он был официально провозглашен новым лидером лейбористов. А через три дня стал премьером.

Нелегкое наследство

Браун прекрасно зарекомендовал себя за годы работы в министерстве финансов: именно ему приписывают основные экономические нововведения лейбористского правительства и относительную стабилизацию британской экономики. У него также имеется большой опыт в сфере внутренней политики. Однако вопросы, с которыми ему предстоит столкнуться, гораздо сложней и касаются прежде всего политики внешней, которая ранее фактически полностью направлялась Тони Блэром и характеризовалась широкой поддержкой США. Брауну, в частности, предстоит в ближайшее время определиться с пребыванием британский войск в Ираке. Как поведет себя новый премьер, пока никто не знает.

Как отмечает BBC, Браун скорее атлантист, и его проамериканские симпатии нельзя недооценивать, однако он не будет таким близким союзником Джорджа Буша , каким был Блэр. Многое определит его позиция по Ираку. Сам Браун заявил, что как член правительства несет ответственность за все принятые решения, в том числе и за ввод войск в Ирак. По его словам, это было правильной мерой, однако сейчас ситуация вошла в новую фазу. Браун расплывчато пообещал "вынести необходимые уроки из происшедшего". Несмотря на неопределенность, позиция Брауна в данном случае отличается от позиции Блэра, который заявлял, что войска останутся в Ираке до тех пор, пока там не будет обеспечен необходимый уровень стабильности.

По некоторым данным, Браун не собирается пересматривать политику Великобритании в Афганистане и не будет препятствовать увеличению британского контингента в этой стране до 8 тысяч человек. Однако с учетом обострения ситуации, вызванной активизацией боевиков "Талибана" в южных провинциях, Афганистан со временем может превратиться для Брауна в серьезную головную боль. В отношениях с Ираном Гордон Браун занимает достаточно жесткую позицию, предусматривающую введение международных санкций, если Иран продолжит обогащение урана, однако, по словам представителей окружения нового премьера, он исключает силовое решение вопроса.

Гордон Браун, в отличие от Блэра, не проявляет повышенного интереса к арабо-израильскому конфликту. Тем не менее своим ближайшим советником по внешней политике Браун назначил бывшего посла в Израиле Саймона Макдоналда (Simon McDonald), который считается "другом израильтян". Предположительно, Браун сосредоточит свое внимание в первую очередь на экономическом развитии палестинских территорий. Что касается ЕС, то Браун уже дал понять, что не является поборником интеграции и не считает вопросы выработки единых европейских институтов власти приоритетными. Он полагает, что отношения Великобритании и Евросоюза должны быть более гибкими и прагматичными.

Таким образом, несмотря на то, что Браун более десяти лет был в правительстве, нельзя сказать, что он пришел на все готовое. С другой стороны, он доказал свою способность преодолевать возникающие трудности. Британская история уже знает "железную леди" - Маргарет Тэтчер, "тефлонового Тони" - Тони Блэра. Из чего сделан Гордон Браун, покажет время.

Алексей Демьянов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Андрей Шарый : Тони Блэр оставил пост премьер-министра Великобритании после 10 лет бессменного пребывания главой лейбористского правительства. Депутаты сегодня стоя приветствовали Блэра овацией в парламенте. Преемником на посту лидера Лейбористской партии и премьер-министра становится 56-летний Гордо Браун, все 10 лет бывший министром финансов в кабинете Блэра. Из Лондона сообщает корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Наталья Голицына : В среду Тони Блэр в последний раз выступил в парламенте, отвечая на вопросы как премьер-министр. Лидер оппозиции Дэвид Камерон пожелал Блэру и его семье благополучия и успехов на новом поприще. Парламентарии всех партий проводили уходящего премьера стоя бурными аплодисментами. В 13:10 по лондонскому времени Тони Блэр прибыл с супругой Шери в Букингемский дворец и вручил королеве прошение об отставке, которая была принята. Во время аудиенции, длившейся около получаса, Елизавета Вторая попрощалась с премьер-министром, возглавлявшим ее правительство в течение десяти лет. Затем Блэр отправился в свой избирательный округ Седжефилд, где объявил о своем уходе из парламента.


Сразу же после отъезда Блэра из Букингемского дворца туда прибыл Гордон Браун с супругой Сарой. Он был принят Елизаветой Второй, которая попросила его сформировать и возглавить новое правительство Ее Величества. Возвратившись в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит, 10, Браун заявил собравшимся у входа в резиденцию журналистам, что настало время перемен и что он намерен сформировать новое правительство с новыми приоритетами. Браун подчеркнул, что намерен выйти за пределы узких партийных интересов и привлечь к сотрудничеству способных людей, независимо от их возраста, пола и убеждений. «В своей работе, - заявил он, - я буду руководствоваться девизом, который сохранился у меня с детства: «Попытаюсь сделать максимально возможное!»


Политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон встречался с Гордоном Брауном. Я спросила его, какие черты личности нового британского премьер-министра он бы выделил прежде всего.

Майкл Биньон : Многие считают, что о нем трудно что-то сказать, потому что он очень закрытый человек. Большинство избирателей практически ничего не знает о его характере. Полагают, что Браун скрытен, честен, серьезен, умен. Обычно он не выражает публично своих чувств; он намного более интровертен, чем Блэр. Ему не всегда легко общаться со своим окружением. Браун очень упрям, бывает капризен, педантичен. Некоторые его сослуживцы даже называют его сталинистом – прозвище, конечно, вводящее в заблуждение. Так что для многих англичан он личность практически неизвестная.

Наталья Голицына : Что можно сказать о политических убеждениях Брауна?

Майкл Биньон : Гордон Браун наряду с Тони Блэром был создателем «нового лейборизма» - современной идеологии лейбористской партии, отбросившей старомодные социалистические принципы. Как и Блэр, Гордон Браун считает, что лейбористская партия должна сблизиться с деловыми кругами и принять правила рыночной экономики. Утверждают, что он отрешился от идей старомодного социализма, однако, на мой взгляд, этому нет никаких подтверждений. Гордон Браун, конечно, верит в социальное равенство, однако это убеждение не включает равенства возможностей. Многие полагают, что это его убеждение учитывает лишь равенство результатов. И именно это иногда порождает обвинение в том, что он сторонник сталинистской концепции социализма. У Гордона Брауна нет опыта во внешней политике. Его можно назвать евроскептиком – в отличие от Тони Блэра он не очень верит в европейские идеалы. Впрочем, Браун считает, что это идет на пользу британскому бизнесу. Он не намерен многое менять в этой сфере, но хотел бы предоставить бизнесу новые возможности на европейском рынке. Что касается внутренней политики, то здесь Браун проявляет осторожность. Он верит, как он часто утверждает, в «фискальное благоразумие». Он хочет довести до конца ряд реформ, начатых Блэром в социальной сфере, однако руководствуясь при этом совсем другими соображениями.

Наталья Голицына : Можно ли назвать Гордона Брауна и Тони Блэра соперниками?

Майкл Биньон : Конечно, долгое время они были соперниками. Браун не раз высказывал возмущение, что Блэр не ушел намного раньше. Он надеялся намного раньше занять его место. На мой взгляд, Тони Блэр не уступал ему свой пост частично по причине личного соперничества, а частично из-за политической ревности. Блэр был намерен сохранять за собой пост премьера по крайней мере в течение десяти лет. Так что последние два года между ними существовали значительные трения.

Наталья Голицына : Каких изменений в британской внешней политике можно ожидать от Гордона Брауна на посту премьер-министра?

Майкл Биньон : Для начала у нас появится новый министр иностранных дел. Почти наверняка Маргарет Бекетт будет отправлена в отставку. Мы не знаем, кто ее сменит, но это наверняка будет человек, обладающий бо льшим интересом к внешней политике. У самого Гордона Брауна нет внешнеполитического опыта, так что не думаю, что внешняя политика заметно изменится, – по крайней мере в краткосрочной перспективе. Собственно, в большинстве стран внешняя политика не меняется так уж быстро после прихода нового правительства; тем более этого не происходит при смене премьер-министров. Думаю, что британская политика в отношении Европы, России и Америки останется в целом неизменной. Публично Гордон Браун слегка дистанцируется от Джорджа Буша, чтобы не казаться таким уж его близким соратником, каким был Блэр. В действительности же Браун верит в американскую политику не меньше Блэра. Он часто посещает США и обычно проводит там отпуск. Думаю, что он скептичнее, чем Блэр, относится к операции в Ираке и может показаться, что он даже подумывает о выводе оттуда британских войск, однако Браун наверняка не противопоставит себя американской политике – по крайне мере публично. Но внешне он будет менее привержен политической линии США.

Наталья Голицына : Скажется ли смена премьер-министров на британской политике в отношении России?

Майкл Биньон : Не думаю, что отношения между двумя странами улучшатся. Но не думаю, что они и ухудшатся. Браун мало что знает о России, он не уделял ей серьезного внимания, как это сделал Блэр, когда к власти там пришел Владимир Путин. В дальнейшем Блэр был разочарован развитием событий в России и думаю, что Браун разделяет это разочарование, особенно в отношении наступления на свободу слова, практического отсутствия свободных СМИ и снижения уровня демократии. Но не думаю, что он предпримет какие-то шаги, чтобы изменить в худшую сторону и без того прохладные отношения между двумя странами.

Наталья Голицына : Говорил политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон.

В ИЮНЕ 2007 ГОДА Г.Браун стал лидером в результате безальтернативных выборов в Лейбористской партии. В качестве главы лейбористов и по поручению Ее Величества им было сформировано правительство Соединенного Королевства. Г.Браун казался бесспорным преемником Т.Блэра, ухода которого нетерпеливо ожидали в собственной партии. Как писала 3 мая этого года газета "Телеграф", Г.Браун был неуязвим, когда обещал "обновить" лейбористское движение, "слушать и учиться" у людей и исправить ошибки Т.Блэра. Заслужив авторитет за 11 лет успешной работы в должности канцлера казначейства, но не обладая харизмой предшественника, новый премьер-министр, как считали в партии и стране, докажет себя без громких слов - делами. Однако уже к осени 2007 года, после кратковременного взлета за счет "эффекта новизны", рейтинги нового премьер-министра снизились, и он решил избежать риска и не проводить досрочные парламентские выборы, которые в случае победы лейбористов предоставили бы ему собственный мандат избирателей на управление страной.

Спустя всего год избиратели и партия готовы отказать ему в доверии, и многие задумываются, как долго он еще сможет и должен ли оставаться лидером лейбористов и премьер-министром. Согласно опросу, проведенному по заказу "Дейли телеграф"*, (* 30 мая опрос YouGov показал, что личный рейтинг Брауна сравнялся с рейтингом Дж.Мейджора в низшей точке. По "Дейли телеграф", это самый низкий показатель поддержки лейбористов с тех пор, как Гэллап впервые начал проводить опросы о предпочтениях избирателей в 1943 году. Если эти результаты переложить на итоги всеобщих выборов, то Камерон получил бы более внушительное большинство, чем Блэр в 1997 году, а в Парламенте осталась бы лишь горстка лейбористов - менее 100 депутатов в Палате общин (YouGov survey for "The Daily Telegraph"; цит. по: "The Gardian", 30.05.08).) лишь 17% респондентов считают, что Браун - лучший премьер-министр, по сравнению с 39% опрошенных в пользу лидера консерваторов Д.Камерона. Рейтинг лейбористов опустился до 23%, а консерваторов поднялся до 47%.

Первая оценка. Исторические параллели

БАРОМЕТРОМ общественных настроений и первой оценкой правления Г.Брауна стали майские выборы в местные органы власти, принеся лейбористам три крупных поражения.

На первом месте оказались консерваторы с 44% голосов, а на втором - традиционно третьи по влиянию либерал-демократы с 25%. Лейбористы получили третий результат - 24% голосов1.

Вторым ударом для Лейбористской партии стал исход выборов мэра Лондона. Должность была введена в 2000 году, и ее два срока подряд занимал Кен Ливингстон (именно он ввел плату за въезд в центр города). Известен своими левыми взглядами, которые не разделяет верхушка Лейбористской партии, за что получил прозвище "Красный Кен". Поражение тем более обидное и показательное, поскольку победу с небольшим отрывом одержал "король скандала и мастер эпатажа" консерватор Борис Джонсон по прозвищу "Белый Борис"*. (* По характеристике британской прессы, новый мэр - человек без внутренней веры, без политического или интеллектуального компаса, и он ненастоящий тори. Джонсон - бывший журналист и участник сатирической программы на Би-би-си, а ныне член парламента. Перед ним стоит ряд крайне сложных задач по управлению столицей, которые, по мнению "Таймс", могут оказаться для него непосильными. Поскольку Джонсон сложил свои полномочия депутата, были проведены досрочные выборы в его избирательном округе, на которых кандидат от лейбористов "пришел" пятым.)

Третьим ударом для лейбористов стали итоги дополнительных выборов в округе Крю и Нантвич 22 мая, где консерваторы - впервые за 26 лет - потеснили их кандидата в округе, где всегда голосовали за Лейбористскую партию.

Для лейбористов итоги местных выборов стали самыми неудачными за последние 40 лет. Результат был не просто плохим, то была электоральная катастрофа.

Очередные парламентские выборы в Британии должны состояться не позже мая 2010 года. Аналитики обсуждают, могут ли местные выборы служить индикатором настроения избирателей перед парламентскими выборами, и проводят исторические параллели. Данные противоречивы.

Если не углубляться в историю, то итоги нынешних выборов хуже поражения правящей тогда Консервативной партии при Дж.Мэйджоре на местных выборах 1995 года - за два года до победы лейбористов. Тогда при новом лидере Т.Блэре лейбористы получили 46%, а консерваторы - 25% голосов. Два месяца спустя Дж.Мейджор подал в отставку со своего поста и провел выборы лидера партии, одержав победу, он остался премьер-министром. В 1996 году итоги местных выборов были такими же, а за ними последовала триумфальная победа Блэра на всеобщих выборах.

Более того, в 2008 году лейбористы потерпели еще большее поражение, чем на аналогичных выборах в 2004 году (завоевав всего 26% голосов): партия утратила поддержку населения после вторжения в Ирак, когда выяснилось, что правительство Тони Блэра преувеличила угрозу со стороны Ирака.

Все же зависимость итогов местных и всеобщих выборов отнюдь не прямолинейна - правящие партии имеют возможность переломить тенденцию. Так, в 1986 году консерваторы потеряли на местных выборах, но через год М.Тэтчер стала премьер-министром на третий срок. Точно также поражение лейбористов в 2004 году не помешало Т.Блэру через год выиграть всеобщие выборы в третий раз при общенациональной поддержке в 36% голосов. Однако обозреватели выражают серьезные сомнения, что подобный феномен повторится при пусть и не достигшей пика, но вышедшей из кризиса Консервативной партии.

Дело в том, что в 2004 году консерваторы были намного слабее, но получили 38% голосов на местных выборах. В мае 2008 года консерваторы с 44% показали лучший результат за последнюю четверть века (за исключением 1992 г.). К тому же рост голосов за консерваторов не ограничился их вотчинами. Сравнение с 1990-ми годами позволяет сказать, что эти результаты предрекают им победу на следующих всеобщих выборах.

Настоящая проблема заключается в том, что коалиция, которую Блэр построил в 1997 году, завоевав Шотландию и Уэльс, на севере и на юге, в больших городах и в сельской местности, развалилась. Консерваторы постепенно восстанавливают избирательную базу, хотя им еще далеко до возвращения в округа, где они побеждали в 1970-х годах*. (* На юге страны лейбористы практически не представлены: политическая карта Британии к югу от линии Бристоль-Уош закрашена в синий цвет Консервативной партии, как в 1980-х годах. В Уэльсе лейбористов сильно потеснили: Плайд Камри угрожает их гегемонии, на севере - не столько тори, сколько либерал-демократы.) В Шотландии на этот раз выборы не проводились, поэтому позиции консерваторов там остаются прежними, а без продвижения в Шотландии консерваторы не могут снова считать себя истинно общенациональной партией.

Д.Камерон заявил, что победа кандидата тори на дополнительных выборах в Крю и Нантвиче, на северо-западе Англии, знаменует собой конец новых лейбористов и начало конца "громоздкого и привыкшего командовать" правительства. Вместе с тем он признал, что добиться победы на дополнительных выборах и на всеобщих выборах - далеко не одно и то же.

Гордон Браун оценил результаты выборов как "плохие и разочаровывающие". По его мнению, британцы хотят, чтобы правительство занялось решением насущных экономических проблем. Руководство страной проверяется не тогда, когда все идет хорошо, а в непростых обстоятельствах, сказал Браун. Я думаю, что люди хотят быть уверены в том, что правительство проведет их через эту сложную экономическую ситуацию. Его заявление по времени совпало с заявлением М.Кинга, управляющего Банком Англии, о том, что "хорошее" десятилетие завершилось.

Объективные факторы и субъективные фолы

ЛЕЙБОРИСТАМ еще предстоит объяснить себе, почему результаты оказались столь плачевными. Можно поддаться соблазну и задать простой вопрос: "Кто виноват?", можно поставить вопрос шире: "В чем причины?"

Избирателей беспокоит состояние экономики, но настолько ли плохи дела? Главный политический обозреватель газеты "Файнэншл таймс" Ф.Стивенс считает, что Браун максимально использовал свои возможности для улучшения экономики страны: последние десять лет при лейбористах экономический рост составлял 3% в год, благосостояние повышалось, а британская экономика стала глобальной, учитывая огромные инвестиции в Китае, Индии и России.

Лейбористы полагают, что на положении партии сказывается состояние мировой экономики и тот удар, которые люди лично испытывают после длительного периода подъема британской экономики и низкой инфляции, которые они уже привыкли считать само собой разумеющимися.

В первом квартале 2008 года экономика выросла на 0,4%, но с осени 2007 года, когда начался мировой финансовый кризис, потребители выражают неуверенность в состоянии своих личных финансов и еще пессимистичнее оценивают состояние экономики Британии. В апреле-мае инфляция составила 3%, превысив установленный правительством показатель в 2%, из-за чего Банк Англии, по всей вероятности, вынужден будет повысить учетную ставку, что приведет к дальнейшему снижению экономического роста. По прогнозам, в ближайшие два года темпы экономического роста будут несколько ниже 2%. Безработица в 5,3% находится на социально приемлемом уровне, хотя, как ожидают, будет расти, причем терять работу будут не только "мальчики из Сити", но и "синие воротнички". Правительство попадает между Сциллой падения темпов роста и Харибдой повышения инфляции.

Как и Соединенные Штаты, Великобритания полагалась на рост потребительских расходов за счет увеличения долга граждан. Кризис ипотечного кредитования, вызвавший падение цен на жилье при росте цен на продукты питания и топливо, добавил к электоральным неудачам лейбористов самое крупное снижение потребительского спроса с последней рецессии в Британии осенью 1990 года. Настроения уныния одолевают избирателей, нежелающих покупать товары длительного пользования - стиральные машины или мебель. В результате лишь 22% респондентов считают, что лейбористы могут успешно управлять экономикой, по сравнению с 39% в пользу консерваторов.

Еще года за два до отставки Т.Блэра наиболее дальновидные обозреватели отмечали, что экономический рост в Британии не продлится достаточно долго, чтобы его хватило на премьерство Г.Брауна.

В начале июня Т.Блэр заявил в поддержку своего преемника, что все мировые лидеры переживают тяжелые времена и что Г.Браун не несет личную ответственность ни за ипотечный кризис, пришедший в Британию из США, ни за рост цен на нефть. Действительно, Британия в высокой степени вовлечена в мировую экономику, а имея развитый сектор услуг, прежде всего финансовых, зависит от "здоровья" экономики США.

Беда Г.Брауна заключается в том, что объективный фактор ухудшения состояния мировой экономики дополняется его собственными просчетами. Журнал "Экономист" полагает, что лейбористы слишком долго находились у власти и их же собственные ошибки "догнали" их. Так, в качестве канцлера Казначейства Браун ввел слабую систему банковского надзора, которая дала сбой в условиях кредитного кризиса. Его действия привели к недостатку наличных денег в бюджете, когда они больше всего нужны в условиях финансового кризиса*. (* Дефицит госбюджета может превысить 3%, за что ЕС готов наложить дисциплинарные взыскания на Британию, хотя она и не входит в еврозону.) Его стремление "осадить" Т.Блэра в реформировании здравоохранения и образования завысили ожидания населения при половинчатости результатов.

Самой крупной из ошибок, которая сказалась не только на рейтингах Г.Брауна, но, что важнее, и на имидже партии, стал отказ от 10%-й низшей ставки подоходного налога. Эту меру Г.Браун запланировал в 2007 году в проекте своего последнего бюджета в качестве министра финансов с благой целью сократить базовую ставку с 22% до 20% для основной массы населения. В результате именно при правительстве лейбористов проиграли беднейшие слои, фактически оплатив сокращение налогов для более обеспеченных.

Данная мера вступала в силу с нового финансового года - в апреле 2008-го, поэтому и буря поднялась накануне майских местных выборов. Более 70 парламентариев угрожали бунтом и отставкой в преддверии местных выборов (что отвлекало внимание Г.Брауна от его апрельского визита в США). Ирония судьбы - тогдашний канцлер Казначейства, а ныне премьер-министр не получил признания заслуг за сокращение налогов.

В середине мая правительство вынуждено было развернуться на 180 градусов. Нынешний канцлер Казначейства А.Дарлинг, вопреки мнению Г.Брауна (что породило слухи о разногласиях между Даунинг-стрит, 10 и 11), объявил о займе в 2,7 млрд. ф. ст., чтобы возместить низкооплачиваемым налоговые выплаты. Все же возможная компенсация не покроет потерь малоимущих (более 200 ф. ст. в год). Для этих категорий имеют значение каждые 2-3 фунта в неделю. Бытует даже выражение "ужин по четвергам", от которого им приходится отказываться за неимением наличности в день перед зарплатой.

Внутрипартийные разногласия обострились еще по одному поводу. В июне состоялось голосование по продлению с 28 до 42 дней срока содержания под стражей без предъявления обвинения лиц, подозреваемых в терроризме. При том что консерваторы и либерал-демократы, а также значительная часть лейбористов собирались голосовать против предложения Брауна, последний готов был проиграть, нежели отказаться от меры по укреплению национальной безопасности. По мнению "Таймс", Браун "пытается выглядеть жестким борцом с терроризмом, но ставит на кон свою репутацию из-за цифры, взятой с потолка"2. Как заявил один из лидеров бунтующих лейбористов-заднескамеечников Ф.Добсон, мы с 1215 года отвоевали право не сидеть под замком слишком долго. Это одно из положений Великой хартии вольностей, и нам надо сохранить его.

В попытке провести законопроект правительство пошло на серьезный компромисс, усилив меры парламентского контроля, прокурорского надзора и оговорив обстоятельства его применения. Премьер-министр одержал победу с незначительным перевесом (315:302). Насколько острой была ситуация, говорит хотя бы тот факт, что министр иностранных дел Д.Милибэнд прервал визит в Израиль, чтобы в кулуарах Вестминстера убеждать членов Парламента в пользе закона. Однако события обернулись на пользу лейбористам из-за того, что в обществе меру поддерживали, а в знак протеста против законопроекта теневой министр внутренних дел Д.Дэвис ушел в отставку.

Гордон Браун принимает меры

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР настаивает на том, что партия может оправиться от удара, полученного на местных выборах, однако его шансы оценивают не очень высоко. Гордон, возможно, и "слушает", но он "не слышит", пишет "Индепендент". Отказ Брауна признать проблему 10%-й ставки, запоздалые маневры А.Дарлинга в попытке исправить ситуацию и лишь под давлением заднескамеечников скомпрометировали компетентность Брауна.

У Гордона Брауна еще есть год на то, чтобы вернуть своей партии утраченные позиции. За неделю до дополнительных выборов в Крю и Нантвиче в речи, которую назвали проектом речи королевы при открытии сессии Парламента в ноябре, Браун обнародовал целый пакет мер и реформ. Среди них - помощь владельцам недвижимости, субсидирование накоплений 8 млн. малоимущих, возможная отсрочка введения акциза на горючее, обязательная профессиональная переподготовка длительно безработных или сокращение пособия.

На единство парламентской партии правительство рассчитывает, уравняв права полностью и временно занятых (занятые полный рабочий день опасаются потерять работу, которую будут выполнять временно занятые из других стран ЕС). Правительство выступало против этой меры, но готово разработать собственный законопроект. Профсоюзы хотят уверенности в том, что правительство будет на их стороне, а не на стороне предпринимателей.

В этой связи правительство меняет и иммиграционное законодательство, вводя экзамен на знание английского языка, местный иммиграционный налог, чтобы общины могли справиться с притоком населения и правительство не вызывало недовольство низкими стандартами образования и здравоохранения и бездействием в отношении притока иммигрантов.

Финансирование больниц предполагается увязать с качеством обслуживания пациентов (на основе отзывов последних). В повестку дня включены выборность руководителей местной полиции, гарантии вкладчикам в свете кризиса банка "Нозерн рок", более высокая степень подотчетности школ родительским советам, гибкий рабочий график для родителей детей не только младшего, но и старшего возраста.

Расширение прав потребителей социальных услуг, предоставляемых государством, нацелено и на колеблющихся избирателей. Среди политических реформ - реформа Палаты лордов, правил финансирования политических партий и консультации по Биллю о правах.

Попытка провести таким образом разграничительные линии с консерваторами может не сработать, так как Камерон заявил, что многое консерваторы предложили первыми. Он утверждал, что в контексте провалов правительства "пакет" не имеет ничего общего с долгосрочными интересами страны, а в первую очередь отвечает краткосрочным интересам политического выживания Брауна в попытке "спасти шкуру премьер-министра". Лидер либерал-демократов Н.Клегг заявил, что набор мер носит произвольный характер, что их "соскребли со дна законодательной бочки" в стремлении удержаться у власти и что в следующий раз Браун, очевидно, пообещает манну небесную3. Браун в свою очередь справедливо обвинил Камерона в том, что консерваторы голосовали против гибкого рабочего графика, ужесточения банковского регулирования, повышения минимальной зарплаты, налоговых льгот: "Консервативная партия настолько полна противоречий, что не способна сформулировать политику будущего страны"4. Действительно, как до прихода к власти лейбористы, усвоив уроки тэтчеризма и сдвинувшись вправо, вступили на политическое поле консерваторов, так сейчас тори пытаются атаковать лейбористов слева, учитывая общенациональный консенсус относительно приемлемости "нового лейборизма". "Сострадательность" консерватизма в вопросах социально-экономической политики стала императивом.

Внешняя политика

Британия - США

За истекший год внешнеполитический курс Великобритании сохранил преемственность и межпартийная борьба носила предсказуемый характер. При новом премьер-министре отношения с основным союзником - США - сохранили статус "особых", хотя, как и ожидалось, при Г.Брауне они утратили близость, свойственную отношениям при Т.Блэре. Второй визит Г.Брауна в США в апреле 2008 года был "смазан" одновременным пребыванием в США Папы Римского Бенедикта XVI и угрозой бунта заднескамеечников в связи с отменой 10%-й налоговой ставки.

В Бостоне, где у Г.Брауна существуют тесные связи с "новыми демократами", он произнес программную речь по внешней политике. Аналитики отмечали некоторый ее романтизм и отсутствие конкретных предложений. Браун подчеркнул необходимость глобального подхода к глобальным проблемам и отметил в этой связи потребность в лидирующей роли США. С его точки зрения, международные институты, учрежденные после Второй мировой войны, пора перестраивать, с тем чтобы они соответствовали XXI столетию. Он призвал ООН прилагать усилия к предотвращению распада государств и более активно реагировать на такое развитие событий, отметив насущность создания некоей международной структуры, состоящей из "подготовленных гражданских экспертов, готовых отправиться куда угодно и в любое время, чтобы содействовать государственному строительству". Нужно также, подчеркнул он, выработать новый подход к таким глобальным проблемам, как терроризм или экономика. К примеру, Международный валютный фонд (МВФ), вместо того чтобы фокусироваться исключительно на конкретных странах, должен отслеживать состояние всей мировой экономики. Он призвал к проведению такой глобальной экономической политики, от которой выиграют все - и богатые, и бедные.

Британский руководитель косвенным образом пытался обрисовать контуры международной политики после Буша (Браун встретился с претендентами на Белый дом): появилась возможность для принятия "исторического усилия в области сотрудничества, новая заря совместных действий Америки и Европы", учитывая приход к власти проамерикански настроенных лидеров Франции, Германии, Италии. Подтекст очевиден: эра односторонних действий США должна закончиться, как и трансатлантические разногласия при начале иракской войны.

Визит Президента США Дж.Буша-мл. в Соединенное Королевство в июне 2008 года в рамках европейского турне сопровождался протестами против войны в Ираке.

Главными темами переговоров стали Ближний Восток, стратегия в Ираке, рост мировых цен на энергоносители и продовольствие, ход торговых переговоров в рамках ВТО, а также ядерная программа Ирана. Дж.Буш, по-прежнему считая решение о вторжении в Ирак правильным, отрицал расхождения с Г.Брауном по поводу руководства операциями в Ираке: вывод войск США и Британии из Ирака должен производиться с учетом обстановки, а не по предварительно составленному графику. В настоящее время Британия держит более 4 тыс. военнослужащих в Ираке, хотя ранее объявляла о сокращении их численности до 2500 человек и даже о выводе своего контингента до конца 2008 года. По завершении переговоров Браун сказал, что для этого не существует "искусственно установленных сроков".

Ирак - болезненный вопрос для страны, и консерваторы в период правления Брауна дважды ставили в Палате общин вопрос о независимом расследовании решения о вводе войск в Ирак, хотя в марте 2003 года решение Т.Блэра не оспаривали.

Премьер-министр подтвердил намерение усилить военное присутствие Британии в Афганистане на 230 человек, доведя общую численность британского контингента до 8030 человек к следующей весне, причем, по сообщению "Таймс", США и Британия намерены активизировать усилия по поимке бен Ладена. Что касается Ирана, то Британия намерена была предложить Европе ужесточить финансовые санкции против Ирана и расширить их в нефтегазовой отрасли.

Британия - ЕС

В марте Палата общин проголосовала против вынесения на общенациональный референдум Лиссабонского договора, заменяющего собой европейскую конституцию, которую отвергли на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году*. (* Лиссабонский договор предполагает создание поста президента Европейскогосовета (саммиты глав государств и правительств стран ЕС), сокращение числа членов разросшегося после принятия восточноевропейских стран до 27 человек исполнительного органа ЕС - Европейской комиссии, введение дополнительных ограничений на использование права вето отдельными странами во многих сферах общей политики, а также поста общего представителя по внешней политике. Одна из целей - облегчение управляемости ЕС после расширения его до 27 стран-членов. Договор должен быть ратифицирован во всех 27 странах ЕС к 1 января 2009 года.)

Поскольку в общественном мнении Британии "евроскептицизм" распространен широко, то референдум мог закончиться провалом. Т.Блэр обещал референдум по любому новому проекту Евроконституции, но Г.Браун полагал, что Лиссабонский договор таковым не является, а потому не требует референдума. Премьер-министр опасался, что предложение оппозиции и некоторых лейбористов-заднескамеечников провести референдум поставит под угрозу членство Британии в ЕС, от которого зависит 3,5 млн. рабочих мест и стало бы тяжелым ударом для Лейбористской партии. Вместе с тем Д.Милибэнд обосновал отказ правительства от референдума не из опасений поражения правительства, а отсутствием фундаментального изменения баланса власти между государством и ЕС. Лиссабонский договор прошел через Палату общин и Палату лордов, был утвержден Елизаветой II. Однако Верховный суд предложил Брауну отложить завершение процесса ратификации* (* Пока документы не направлены стране-депозитарию, процесс не завершен. ) до решения суда по иску магната и крупного спонсора Консервативной партии С.Уилера о незаконности отмены референдума, обещанного Т.Блэром. Суд иск отклонил.

Для ратификации Лиссабонского договора референдум требовался только в Ирландии, и она его провалила. Лидеры "старой Европы", в том числе Британии, призывают продолжать ратификацию Лиссабонского договора в тех странах, где ее еще не провели, чтобы не вызвать кризис в ЕС**.(** Однако вступить в силу Лиссабонский договор может лишь только при условии ратификации его всеми странами-членами. Обстоятельства породили различные планы введения договора в действие на территории остальных государств ЕС в обход Ирландии. )

Британия - Россия

Британия и Россия стремятся преодолеть серьезный кризис в отношениях, связанный с делом Литвиненко и Британским советом. Премьер-министр Г.Браун направил поздравление новому Президенту Д.Медведеву, который свое первое интервью по вступлении в должность дал британской "Файнэншл таймс" (даже вызвав некоторое разочарование российской прессы). Президент Д.Медведев выразил готовность восстановить "полный спектр" отношений двух стран, а в апреле-мае 2008 года состоялся обмен визитами заместителя министра иностранных дел Британии сэра П.Рикеттса и министра иностранных дел России С.Лаврова.

Браун как зеркало Лейбористской партии

С ПРИХОДА БРАУНА К ВЛАСТИ прошел всего год, и немногие парламентарии заигрывают с идеей смены лидера. Во-первых, потому, что новое поколение министров кабинета - Д.Милибэнд, Дж.Пернелл (министр труда и пенсий), Э.Боллс (министр по делам школ, семьи и детей) - надежда партии - обязано ему своей карьерой. Во-вторых, смена лидера станет свидетельством раскола партии и неуверенности ее в победе на следующих парламентских выборах. В-третьих, при всей профессиональной компетентности никто из потенциальных претендентов не обладает в полной мере качествами политического лидера. Пожалуй, ни одного из них не поддерживает значительное число последователей в партии.

Блэриты старшего поколения - бывшие министры С.Байерс, Дж.Рид, Ч.Кларк, А.Милберн - считаются людьми вчерашнего. Единственная реальная надежда лейбористов, что Браун останется, а экономический спад не будет столь сильным, как предвещают.

Тем не менее левые (объявляющие новый лейборизм с его "погоней" за голосами среднего класса "мертвым") и блэриты (требующие более последовательных рыночных реформ системы здравоохранения и образования), которых Г.Браун обещал примирить, объединяются в вопросе направления его руководства и формирования антибрауновского альянса. Даже умеренные парламентарии-лейбористы говорят о том, что для Г.Брауна наступил "момент Джона Мейджора". Они в отчаянии от ошибок Брауна, в особенности от 10%-й ставки, считают его балластом на выборах, а это сильно беспокоит депутатов, которые могут потерять свои места в Парламенте. Поскольку открытый вызов премьер-министру вряд ли кто бросит, его стремятся оттеснить с поста психологическим давлением критики с обоих крыльев партии.

Лояльную к нему Х.Харман, заместителя лидера партии, министры в частном порядке просили подумать о том, чтобы сказать Брауну, что если дела не поправятся, то "игра окончена". В середине мая Э.Боллс вскрыл внутрипартийные распри. Он обвинил Ф.Филда (бывшего министра социального обеспечения и лидера парламентариев-"бунтовщиков" по вопросу 10%-й налоговой ставки) в стремлении сместить Г.Брауна после заявления Филда о том, что Браун представляет для правительства "мегапроблему" и не сможет сохранить за собой пост премьер-министра до окончания срока правления. При том что никто в партии не хочет инициировать выборы лидера, следующий кризис - будь то скандал с финансированием, новый разворот правительства на 180 градусов или добровольная отставка министра - может запустить процесс.

Многие лейбористы считают, что партия под руководством Г.Брауна достигла дна и теперь может разобраться в причинах поражения, чтобы отвоевать позиции. Отчасти проблема состоит в том, что Г.Браун - не Т.Блэр. По мнению "Таймс", недостатки психологического характера у лидера партии - это и недостатки его партии. Рой Дженкинс как-то заметил, что Блэр обладает второразрядным интеллектом, но перворазрядным темпераментом, а в премьер-министрах, добавил он, характер значит больше, чем интеллект*. (* За год до переезда на Даунинг-стрит, 10 высокопоставленный государственный служащий, плотно работавший с Брауном, заметил, что Брауну не понравится быть премьер-министром: "Это все, что он ненавидит: быстро принимать решения, выступать по телевидению днем, льстить иностранцам". )

Проблема все же заключается в том, что она не только в Г.Брауне: его ошибки - это и ошибки Лейбористской партии. Как и Браун, партия не может решить, какой она хочет быть - старой или новой, либеральной или авторитарной, этатистской или индивидуалистичной. Она выступает за модернизацию, но, припертая к стене, обращается к риторике классовой борьбы.

Главное - поскольку не было борьбы за пост лидера, то не было и политической дискуссии относительно приоритетов, стратегии и тактики, целей и задач партии. Внутрипартийный кризис набирает силу, потому что он касается не только темперамента Г.Брауна, но и платформы самой Лейбористской партии.

Безусловно, следует избегать упрощенных исторических параллелей. Однако многие лейбористы верят, что 1992 год, когда консерваторы выиграли выборы, может служить маяком: непопулярное правительство возрождается, как Феникс из пепла. Есть и более отстраненный взгляд: партии нужен период в оппозиции, чтобы разобраться в собственном доме и переосмыслить свои ценности. Обозреватели иронизируют: у них было 18 лет в оппозиции, чтобы разобраться в самих себе, да и в чем проблема, если партия находится в положении, позволяющем что-то сделать?

"Я буду в ближайшие месяцы и годы стремиться создать крупнейшую коалицию в поддержку перемен в стране с тем, чтобы мы действительно смогли отстранить от власти нынешнее правительство и открыть перед Британией более привлекательные перспективы", - сказал Дэвид Камерон.

После М.Тэтчер в Консервативной партии сменилось четыре непопулярных в стране лидера - тори, не усвоив урок лейбористов при слишком левом М.Футе, предпочитали политических деятелей с более правыми, чем у основной массы электората, идейными установками. В декабре 2005 года лидером консерваторов был избран более близкий к политическому центру молодой и обаятельный Д.Камерон (родился в 1966 г.), который способен стать фигурой общенационального масштаба и пользуется в стране большей популярностью, чем Г.Браун.

Сошел с повестки дня и основной вопрос, длительное время раскалывавший партию, - присоединение к еврозоне. Лейбористы перестали его поднимать, и в Консервативной партии восстановилось относительное единство.

Девиз тори при Д.Камероне - "Голосуй за синий, становись зеленым". Если Тэтчер трансформировала экономику, то следующей задачей Камерон ставит "трансформацию общества": борьбу с антисоциальным поведением не силами государства, а укрепляя семью, предотвращая преступность с помощью добровольных организаций и самих членов общества. Лидер консерваторов начал кампанию "Напрямую с Камероном", проводя встречи с жителями небольших населенных пунктов непосредственно, а не через СМИ. Конечно, консерваторы еще не предложили Британии программу, столь же захватывающую воображение, как в свое время "третий путь" новых лейбористов. Однако как лейбористы получали преимущество за счет кризиса Консервативной партии, так сейчас тори его перехватывают у Лейбористской партии, которая имеет непопулярного лидера, ослаблена фракционной борьбой и переживает дефицит больших идей. Возможно, причина - сама длительность пребывания одной партии у власти. Вероятно, ни одна партия теперь не может пребывать у власти более двух сроков подряд, не вызывая психологическую усталость избирателей, не впадая в декаданс и не "становясь козлом отпущения при любом даже преходящем недовольстве"5. В политическом отношении Британия расколота, и эра длительного доминирования одной партии, возможно, закончилась. Не только политические партии, но и избиратели учатся.

Этот выдающийся современный английский политик родом из семьи пресвитерианского пастора, за что впоследствии получил прозвище «пасторский сынок». Будущий председатель британского правительства, Гордон Браун появился на свет 20 февраля 1951 года.

Его родной город – Киркалди (область Файф). Родители – Джон Эбенезер и Джесси Элизабет Сутер – поместили его в Западную начальную школу, где он попал на скоростной экспериментальный курс, который ненавидел.

Однако именно благодаря этому обстоятельству Гордон сэкономил два года своей подростковой учебной жизни, раньше поступив в среднюю школу, а в 16-летнем возрасте его уже принимал исторический факультет Эдинбургского университета, где Браун удостоился звания ректора (британские вузы нарекают этим званием представителей от студенческой общественности).

Первое испытание

Именно в подростковом возрасте будущего финансиста и политика и ждало первое серьезное испытание. Он играл в регби в школьной команде, когда получил ударом мячом в голову. Из-за этой травмы у него начала отслаиваться сетчатка.

Родители предприняли интенсивный режим лечения, однако это не помогало, и, будучи студентом второго курса Эдинбургского университета, Гордон полностью потерял возможность видеть левым глазом.

Однако это было не все, поскольку под угрозой оставалась судьба единственного полноценного глаза. И только после проведения особой операции, которую в Экспериментальном порядке провели врачи Эдинбургского королевского лазарета, опасность потерять и правый глаз миновала.

Студенчество и наука

Все эти испытания не помешали Брауну завершить обучение в университете с отличием (1972), однако учебу он решил не бросать, поступил в магистратуру, получил докторскую степень по философии (1982) и параллельно умудрялся преподавать политологию в Глазго, где был расположен технологический колледж (1976-1980).

В это же время (1979) он предпринял первую попытку стать членом Парламента и избрав своим плацдармом избирательный округ Юг Эдинбурга. Однако уступил своего конкуренту, которым оказался кандидат от консерваторов Майкл Анкрам. Некоторое время, видимо, в целях набраться опыта грамотного позиционирования, Гордон трудился в качестве журналиста, а затем и редактора шотландского телевидения.

Успехи в политике

Вторая попытка пробиться в парламент увенчалась успехом (1983). К тому времени Гордон Браун сменил избирательный округ, баллотировавшись от Восточного Данфермлайна. Два года спустя он уже трудится в должности пресс-секретаря оппозиционного блока, курируя торговые и промышленные вопросы. Еще спустя год Браун публикует свой первый политический труд.

Им оказалась биография Джеймса Макстона, который слыл талантливым политиком Независимой партии лейбористов середины XX века. Судя по всему, все эти действия отличалось отменной грамотностью, поскольку в период 1987-1989 годов Гордон пребывал в статусе исполнительного секретаря казначейства, а впоследствии – теневого министра торговли и промышленности.

1992-й год стал временем, когда он удостоился статуса теневого канцлера. К тому времени он уже успел достаточно громко заявить о своих политических амбициях, став одновременно членом организации Шотландская Конституционная конвенция и подписав «Claim of Right for Scotland» - новый протестный документ, содержащий очередную декларацию прав для шотландского народа.

Параллельно с этим Браун возглавил кампанию в пользу движения лейбористов, отказавшись поддержать межпартийную кампанию, поддерживающую права для шотландцев.

Среди акул большой политики – на равных

Результаты подобных активных действий не стали себя долго ждать. Уже два года спустя, когда лидер лейбористов Джон Смит внезапно скончался, Гордона прочили в качестве потенциального претендента на замещение его места. Однако, просчитав, как истинный финансист, все риски, он не пожелал вступить в противоборство с тогдашним очевидным партийным фаворитом в лице Тони Блэра.

Впрочем, есть и другая версия происходивших в те горячие деньки событий. Говорят, что между Блэром и Брауном произошло заключение сделки, причем называлось даже ее место – бывший ресторан «Гранита» (этот район Большого Лондона называется Ислингтон).

Якобы, Браун, в качестве оплаты за свое неучастие в выборной кампании в качестве кандидата на пост партийного лидера, затребовал возможность полностью контролировать экономическую политику государства. Это было очень грамотное предложение, получившее, кстати, свое дальнейшее продолжение. Договорились Браун и Блэр или разошлись каждый при своем мнении – не знает никто.

Однако в качестве членов одной и той же партии они, невзирая на проскакивавшие в прессе сведения об имевшихся между ними серьезных разногласиях личного характера, на публике являли собой неделимых союзников. Это же обстоятельство играло на руку партии в целом, и «Новые Лейбористы» пользовались заслуженным успехом.

Между тем, не вступив с Тони Блэром в борьбу, Гордон Браун, тем не менее, продолжал набирать очки. Его задачей в годы исполнения обязанностей теневого канцлера оставалось стремление переманить на свою сторону представителей бизнеса и прослойку «белых воротничков», позиционируя свою компетентность в качестве кандидата на место канцлера.

Он старался убедить их в том, что лейбористам вполне по плечу управление экономикой без увеличения инфляционных процессов и уровня безработицы плюс сохранение бюджетных ассигнований на эти социально значимые процессы на прежнем уровне.

Заняв желанную канцлерскую должность, он дал лейбористам публичные указания придерживаться бюджетных планов, которые озвучивали консерваторы. И в этом – вся большая политика в миниатюре, где нет друзей, а есть лишь временные союзники на тот период, пока в них сохраняется нужда.

Канцлер и премьер

Деятельность Гордона канцлером длилась в период 1997-2007 годов. Это для Англии наших дней – своего рода рекорд, никому прежде не удавалось столь долго оставаться на такой ключевой должности. Фактически за это десятилетие правительство добилось больших успехов в сфере экономики.

Зато злые языки утверждали обратное: мол, Брауну повезло в том, что консерваторы оставили ему сильную экономику. Как бы то ни было, но за эти годы экономика Британии росла, в среднем, на 2,7 процента. Хотя это не показатель в сравнении с фантастическими достижениями Китая, но вот среднеевропейские показатели (2,1 процента в год) остались позади.

И это – очевидная заслуга Брауна-финансиста! В это же время официально регистрируемая безработица снизилась на 1,5 процента – с 7 до 5,5. В это же время были реорганизованы шотландские избирательные округа, и Гордон стал парламентарием от своего родного Киркалди и Кауденбита.

Октябрь 2006-го ознаменовался отказом Блэра в четвертый раз продолжить свое премьерство, и заветная тропинка на пост председателя правительства оказалась для Брауна открытой. Разумеется, эта должность не далась ему даром. Ему пришлось выслушать обвинения в беспощадности и стремлении к тотальному контролю по сталинским методам.

Тем не менее, это не помешало назначить его премьером (27 июня 2007 года). В эти же дни ему досталось и другое, не менее престижное место – лидера лейбористов.

Взойдя на пост первого министра, Гордон передал часть своих традиционных полномочий в ведение Парламента. Дал добро на продолжение Иракской кампании. Стал большим другом немецкого канцлера Ангелы Меркель, что дало основание скептикам утверждать о его отдалении от США, и Брауну пришлось их опровергать.

Мировой продовольственный кризис и растущая инфляция дали основание истеблишменту заявить о необходимости смены правительства. Партия лейбористов сдала свои позиции уже в мае 2008 года. Тогда же, ушедший в летний отпуск, Гордон оказался мишенью для СМИ, пророчивших ему преемника.

О своем намерении покинуть пост премьера он объявил два года спустя (11 мая 2010 года). А заодно – и покинуть место партийного лидера. Тем же вечером Елизавета II предложила возглавить правительство самому молодому в истории Британии кандидату на должность премьер-министра – консерватору Дэвиду Кэмерону.

Браун не вступал в брак до 49-летнего возраста, женился он 3 августа 2000 года на Саре Маколей.

Гордон Браун фотография

Среднее образование получил в школе города Киркоди, где обучался по экспериментальной программе, в соответствии с которой ученики распределялись согласно индивидуальным способностям. Благодаря этой ускоренной программе позднее он был принят на историческое отделение Эдинбургского университета в возрасте 16 лет и закончил его с отличием в 1972г. со степенью магистра. Имеет учёные степени магистра (1972) и доктора в области истории (1982; докторская работа посвящена истории Лейбористской партии и политических реформ в Шотландии в 1918-1929).

С молодых лет был активистом Лейбористской партии, начав участвовать в её деятельности в возрасте 12 лет.

В 1970-е за радикальные левые взгляды получил прозвище «Красный Горд». Затем эволюционировал в сторону политического центра.

В 1972г., будучи ещё студентом, Г.Браун был избран ректором Эдинбургского университета (третий по значимости пост в шотландских университетах, занимающее эту должность лицо представляет интересы студентов) и оставался им вплоть до 1975г.

В 1972-1975 - ректор Эдинбургского университета (в Шотландии ректор представляет интересы студентов и избирается ими, как правило, на три года; функции руководителя университета исполняет вице-канцлер). После окончания университета работал в нём временным лектором.

В 1976-1980 был преподавателем политологии в Технологическом колледже Глазго.

В 1979 впервые баллотировался в парламент, но проиграл кандидату от Консервативной партии.

Лучшие дня

В 1980-1983 - корреспондент, редактор отдела международных отношений на шотландском телевидении.

С 1983 - член парламента от Восточного Данфермлайна.

В 1983-1984 - председатель Лейбористской партии в Совете Шотландии.

В 1987-1989 - главный секретарь казначейства Великобритании в «теневом» кабинете министров.

В 1989-1992 - министр торговли и промышленности «теневого» кабинета министров.

В 1992-1997 - «теневой» министр финансов (Канцлер казначейства).

В мае 1997 - июне 2007 - министр финансов (Канцлер казначейства Великобритании) в лейбористском правительстве Тони Блэра (самое долгое непрерывное пребывание на этой должности с 1820-х годов). С деятельностью Брауна связывают экономические успехи правительства в этот период.

Будучи соратником Блэра, Браун в то же время считался его основным соперником. Одним из главных разногласий между ними называли вопрос о вступлении Великобритании в зону евро: Браун относился к этой идее гораздо более скептически, чем премьер-министр.

Имеет репутацию умеренного евроскептика, принадлежит к социал-демократическому крылу Лейбористской партии (в отличие от социал-либерала Блэра).