Адрес липецкого центра переучивания летного состава. Страницы истории липецкой авиации. Клеймо для малыша

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.

В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков, но в 1924 году школа закрылась, так и не успев организоваться.

Объект «Липецк» — немецкая авиационная школа

Истребители Fokker D.XIII в Липецке.

Научно-исследовательская деятельность в области самолётостроения и исследования материалов военной авиатехники на территории Германии, в рамках наложенных ограничений по Версальскому соглашению, была прекращена. Тем не менее, отдельные исследования могли проводиться за границей, в частности, в СССР.

Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек, зимой цифра уменьшалась. В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов — пулемётов, пушек, оптических приборов и т. д.

За всё время работы школы в ней прошли боевую подготовку всего около 700 пилотов, их них около 120 немецких лётчиков и 100 человек технического персонала.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС.

После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый — с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй — с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки.

4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года. В 1954 году был переведён в Воронеж, а в 1960 году — в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник — устремлённый ввысь истребитель МиГ-19.

После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет армии значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.

В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу. К этому событию с визитом прилетела делегация французских военных лётчиков, которую возглавил генерал Жан Ромуальд Роберт. Делегация прибыла на двух военно-транспортных самолётах С-130, трёх истребителях «Мираж» и штурмовиках F-200.

22 апреля 2004 года авиацентр посетили президент России В. В. Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, приехавшие в Липецк на открытие итальянского предприятия Ariston. Была продемонстрирована в действии авиационная техника, показаны фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее сложные, с личным участием начальника центра Александра Харчевского.

Липецкий центр боевого применения и переучивания лётного состава, пилотажная группа «Соколы России» на МАКС-2009.

3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года в честь 63-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко.

В задачу которого входит переподготовка лётного и технического состава, внедрение передовых методик и разработок пилотажных комплексов в строевые части.

У истоков Люфтваффе

Было загадкой нахождение в Липецке немецкого учебного и испытательного объединения с 1925 по 1933 годы при посредничестве ВВС РККА. Здесь проводились исследования материальной части, проверялось пилотажное оборудование. Лётчики липецкого авиацентра интенсивно обучались. Работа засекречена, курсанты школы одевались в обмундирование рядовых красноармейцев. Материальная часть приобреталась за границей и доставлялась секретными путями в школу. Это было в ведении немецкого Генштаба. Существование центра противоречило Версальским договорённостям.

Готовились кадры для будущих Люфтваффе Третьего рейха. Отрабатывались приёмы воздушного боя, новые наработки бомбометания, испытывались последние виды вооружений, оптики и приборов. Подготовлено 120 лётчиков-истребителей. Чем меньше информации о школе, тем больше легенд возникало вокруг неё. Живучими оказались две. Эта то, что в годы войны город не бомбили. Вторая гласит, что здесь обучался - основатель и командующий воздушного флота Германии. Ничего не подтвердилось.

Создание исследовательского объединения

Центр формировался с 1949 года. Первоначально это было учебное подразделение лётчиков истребительной авиации. Затем произошли объединения с другими курсами, укрупнение структуры, смена мест дислокации, пока не остановились уже окончательно в городе Липецке.

Продолжалась подготовка авиаторов и испытания в интересах МО России. Это исследовательское военное соединение осуществляло:

  • совершенствование способов боевого применения авиации;
  • постижение лётчиками новой техники;
  • внедрение передовых методик обучения;
  • освоение средств поражения.

Достижения

Освоены десятки типов летательных аппаратов. Подготовлены и обучены 50 тысяч офицеров авиационных специальностей, здесь совершенствовались космонавты СССР, 50 претендентов защитили учёную степень. Проведено 50 исследовательских и лётно-технических испытаний, выполнена сложная экспериментально-изыскательская программа.

Центр добросовестно выполнял поставленные задачи в интересах ВВС и МО. В короткий срок освоены комплексы последних поколений истребителей и разработана документация для эксплуатации этой техники в боевых условиях. В 1992-м лётчики научного соединения впервые перелетели на Су-27 в США, через три года в экспериментальных показательных воздушных боях с зарубежными коллегами вышли победителями. Непременные участники авиакосмических салонов, где демонстрировали манёвренные качества наших самолётов в воздушном групповом бою.

Липецкий авиацентр постоянно присутствует на выставках вооружения и военной техники, участник международных и российских учений.

Потомки будут помнить

Лётная специальность предъявляет жёсткие требования к профессионализму и моральным качествам пилота. Это неоднократно подтверждали героические поступки воздушных бойцов, отдавших жизнь ради спасения людей при исполнении долга.

Земля вокруг Липецка обильно полита кровью пилотов. Вдуматься, погибло пятьдесят лётчиков. Вот цена безопасности нашей Родины!

Однажды случилась трагедия. У экипажа С. Шерстобитов и Л. Кривенкова в полёте внезапно произошло возгорание сначала одного, затем другого двигателя. После тушения пожара нужно было немедленно садиться. Это произошло над городом. Ценой жизни пилотам удалось отвести машину в сторону окраины населённого пункта, экипаж погиб. Самолёт имел полную заправку и бомбовую загрузку. Можно себе представить последствия падения.

Герои России Липецкого авиацентра

Звание получили шесть человек: четверо живы и работают, а двое погибли.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-майор С.С. Осканов стал первым. Он был опытным асом, профессионалом. При выполнении испытательного полёта в феврале 1992 года произошёл отказ техники, и машина стала падать на поселение. Ценой жизни истребитель удалось отвести в сторону, люди не пострадали. За этот подвиг Осканов представлен к высшему отличию.

Последний список пополнил подполковник которого предательски сбили в Сирии. Пилот погиб, став шестым.

Будни

Сегодня Липецкий авиацентр — исследовательская база боевых комплексов МиГ и Су. А пилотажные группы - это яркое подтверждение способностей ВВС России. Усилия Центра направлены на качество боевой подготовки, увеличение часов налёта. Созданный ряд тренажёров - это точная копия узлов и механизмов. Однако функциональность обучающего оборудования разграничена.

На одних шлифуют элементы пилотирования, на других закрепляется методика применения техники, на третьих - уроки по фиксированию навыков, полученных при изучении элементов управления. Создан многопрофильный процедурный тренажёр экипажа авиационного комплекса МиГ-29 УБ (учебно-боевой). Он включает в себя задачи и функции, которые выполняют воздушные профессионалы во время полёта: разведка, использование средств поражения в условиях радиоэлектронного противодействия.

В борьбе с терроризмом

Липецкий авиацентр даёт практический опыт пилотам на моделях МиГ и Су.

Самолёты России во время операции в Сирии нанесли сотни ракетно-бомбовых ударов. Отмечается ювелирная точность попаданий, которая обеспечена в том числе с помощью последнего российского аналитического комплекса "Ил-20". Самолёт оснащён не имеющими подобного средствами обнаружения и оптическими сенсорами. Это необходимая поддержка экипажей, пилотирующих Су. Летающую лабораторию называют российским пилотируемым разведчиком.

Самолёты наносят удары по целям с феноменальной точностью, исключающей попадания по другим объектам. В Сирии бомбят террористов ударные комплексы Су модификаций 24, 25, 30 СМ, 34.

Сегодня командир Липецкого авиацентра — военный лётчик ген.м-р Юрий Александрович Сушков.

На снимках и в видеозаписях на шлемах воздушных бойцов опущены светофильтры. Лиц показывать нельзя - требования безопасности. Это практикуется в мировой авиации. Не факт, что пилоты, проходящие учёбу в Липецком изыскательском Центре, будут воевать. Но те асы, кто заводит самолёты на цель в Сирии, учились здесь.

: ЬУВЛ

Информация Тип военный Страна Россия Расположение 8 км западнее города Липецка Высота НУМ +184 м Часовой пояс UTC+3/+4 Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
15/33 3000х60 бетон

Начальник Липецкого авиационного центра с сентября 2016 года -генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ «Авиадартс ».

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой Российской Федерации генерал-майор С. И. Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко


Что-то я смотрю в Липецке народ какой-то совсем неактивный, а ведь у них есть обалденный объект, на который я по-правде сказать и сам не инфильтровался, а попал вполне официально.. Но кому надо свои выводы сделает



История и современность Центра сформулированы в девизе: «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!»

Самый ранний из найденных документов на авиационную тему, относящихся к липецкому краю, датируется 27 июня 1908 года. В этот день в Липецке был организован сбор пожертвований Императорскому Всероссийскому Аэроклубу на приобретение и постройку воздушных шаров, управляемых воздушных кораблей, аэропланов и других летательных аппаратов. По-настоящему отсчет истории военной авиации Липецка начался 4 ноября 1918 года. В этот день на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», Рождение Липецкого авиагарнизона связано со 2-й Высшей школой красных военлетов, которую в конце февраля 1923 года перевели из Москвы. В связи со значительным увеличением числа военнослужащих, а штат школы состоял из 792 человек, в мае приказом командующего войсками Московского военного округа было объявлено о создании Липецкого гарнизона.


Самой таинственной страницей в авиационной истории города долгие годы оставалось пребывание в нем с 1925 по 1933 годы немецкой авиационной школы, реорганизованный позже в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Посредничество между германской стороной и управлением ВВС РККА осуществлялось аппаратом особого представительства, оформленного как штаб 4-го не отдельного авиаотряда, именовавшегося в секретных документах «часть А5».
В Липецке немцы провели испытания около трех десятков различных типов самолетов, в том числе гидропланов на реке Воронеж, а также новых образцов авиационного оборудования и вооружения. Одновременно велась подготовка летных кадров.
С этой школой связано множество легенд, наиболее распространенными из которых являются две. Первая о том, что в годы войны город не подвергался вражеским бомбардировкам, и вторая – об обучении здесь Германа Геринга, будущего командующего фашистским Люфтваффе. Но ни одна из них не нашла подтверждения при тщательном изучении исторических документов ни в России, ни в Германии.

Во время Великой Отечественной войны липецкий край стал местом базирования различных авиационных частей и соединений. Самолеты, взлетавшие с основных и полевых аэродромов у населенных пунктов Волово, Воронец, Грязи, Данков, Добринка, Елец, Лебедянь, Липецк, Ратчино, Талицкий Чамлык, Усмань, Чернава, наносили сокрушительные удары по врагу. Особую доблесть проявили соколы 2-й воздушной армии, 3-го бомбардировочного авиационного корпуса, 9-го и 10-го гвардейских бомбардировочных полков авиации дальнего действия.
Центр боевого применения ВВС (первоначальное наименование) сформирован 19 апреля 1953года в г. Тамбове. С 1954 года размещался в г. Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в г. Липецк и преобразовано в Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. В 2010 году присвоено наименование – Четвертый Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова. В этом же году в его состав вошли авиационные соединения дальней, транспортной и армейской авиации и беспилотных летательных аппаратов, а в 2009 году- Центр показа авиационной техники имени И.П.Кожедуба (Кубинка).
После 6-ти дневной войны египтяне в очередной раз попросили нас помочь. В 1970 из Липецкого авиацентра на юг отправили авиаотряд из 6 летчиков и 4 машин Миг-25 для ведения воздушной и радиолокационной разведки. Музей войсковой части 62632 находится по адресу 398000, г.Липецк, в/ч 63632 (почтовый индекс 398000). Связаться с сотрудниками можно по следующим телефонам: Экскурсовод 34-56-14. Собственно с него мы начали.
Отдельно стоит упомянуть об бывшем командующем центра Осканове Суламбеке Сусаркуловиче . Который де-факто является первым Героем России . У него много заслуг перед Родиной и последней из них стало предотвращение гибели людей при выполнении им испытательного полета. Ценой своей жизни он увел самолет от населенного пункта Козельки, не успев катапультироваться. В штабе установлен мемориал в его честь. Узнав исторические подробности авишколы и центра мы отправились к полетам и собственно боевому применению.. на тренажерах. По простоте душевной я предполагал, что тренажер это точная копия всех узлов. Однако, чтобы оптимизировать процесс обучения функционал обучающих машин разграничен. На одних выполняются элементы пилотирования, на других обучают боевому применению различных средств техники, а на третих просто, если конечно так вообще можно выразиться, проходят уроки по закреплению навыков использования элементов управления, коих такое количество, что по началу можно голову сломать.


На тренажере СТЗ-27 пилоты проходят курс дозаправки в воздухе в различных метеоусловиях.Стоит отметить, что в глазах не двоится, просто картинка стерео, и для полетов нужно использовать специальные очки.


Траектория полета записывается. Будучи впервые за штурвалом крылатой птицы было ощущение очень пьяного водителя. Максимум, что удалось сделать это попасть в заправочный конус и то под чутким руководством инструктора. Кабина у тренажера одноместная, собственно больше и не надо, сделана на базе Су-24.

Потом на этой же сушке, но уже более приближенной к реальности, с местом штурмана, погоняли по местным виртуальным воздушным просторам. Летать нормально, но вот садиться.. так и не получилось, в лучшем случае вышел на полосу.
В других аудиториях проходили тренировку на процедурном тренажере экипажа многофункционального авиационного комплекса Миг-29СМТ, который был введен в эксплуатацию в мае. Новый тренажер предназначен для отработки не только дозаправки, но и всего комплекса задач, которые должен уметь выполнять экипаж самолета - от взлета до посадки: ведение радиоэлектронной разведки, применение авиационных средств поражения в условиях активного радиоэлектронного противодействия и так далее…

а потом учились поражать наземные и воздушные сили разными типами вооружения на специализированном комплексе производства ЗАО "Курск-Симбирск". Комплекс не много не мало , но денег своих наверное стоит, очень быстро схватываешь что к чему и со второго захода поразил все цели.




но и разные неурядицы тоже бывали


Далее по плану мероприятий у нас случился оооочень вкусный обед, правда свернулись с него мы как по тревоге и весьма стремительно направились на летное поле Липецк-2 , где уже во всю проходили учебные полеты. Так что далее сплошной споттинг в хронологическом порядке с короткими пояснениями.
Итак, первым делом мы увидели выходящий по рулежке на взлетно-посадочную полосу Су-34 с борт. номером 07 красный.



Сразу же за ним показался борт 05 красный

Новое черное боевое оперение, т.е. окраска, такими эти птички стали в 2011. Это не значит, что их просто перекрасили, такими они стали после модернизации в 2010.
На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
Новые виды ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1. Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО). Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Как ожидается, все Су-34, выпускаемые с 2011 года будут оснащаться вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35. А так же это значит, что их наконец начали потихоньку поставлять, На 2011 всего изготовлено 22 боевые машины, включая прототипы. Планы на их счет поистине наполеоновские - их количество в ВВС планируется довести до 120. На 2012 запланировано получение еще 12 самолетов, а к 2015 довести цифру до 70!. Стоимость одной машинки - 1 млрд. рублей.

По имеющимися данным эти борты (02, 04-09) относятся к 968му ИИСАП (исследовательско-инструкторскому смешанному авиаполку) базирующемся здесь в Липецке-2. (По другим данным 05 красный из соседнего воронежского "Балтимора")
Первые Су-34 поступили сюда в августе 2007 году, долетев из Новосибирского завода под управлением пилотов ахтубинского ГЛИЦ (государственный летно-испытательный центр) своим ходом. В 2008 Су-34 участвовали в Параде Победы 9 мая в Москве, пилотировал машину сам начальник центра Харчевский А.Н . В этом же году этот самолет впервые принят на боевое дежурство.

Как только они уходят в небо, на землю садится один из соколов. Су-30 борт. номер RF-9222 или 69 Красный. Самолет внешне схож с Су-27, собственно является его глубокой модернизацией. ВВС РФ насчитывает всего 9 бортов данных крылатых машин, до 2020 численность планируется довести до 40 самолетов СУ-30СМ.

За ним приземляется еще один образец ОКБ Сухого Су-24 МР борт.номер RF-92250, 52 красный. На вооружении стоит 566 машин данного типа. Принят в 1975 году, производство прекращено в 1993. Всего произведено около 1400 машин. Достаточно сложен в пилотировании, тем не менее является основным фронтовым бомбардировщиком, именно их должны заменить новые 34ые сушки.
В небе тем временем так же тесно как и раньше.




Один из Миг-31 отрабатывает дозаправку из танкера Ил-78 в реальных условиях прямо над нами. Воздушная заправка создана на базе тяжелого транспортника Ил-76. Принят на вооружение в 1987 и в настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков. Эта машина пришла сюда на работу из рязанского Дягилево,203-й ОГАП СЗ (отдельный гвардейский авиаполк самолётов-заправщиков).
Практически одновременно 10й красный Су-34, по словам нашего сопровождающего, пилотируемый самим руководителем Липецкого авиацентра Харчевским Александром Николаевичем, исполнял фигуры высшего пилотажа.


Немного хотелось отметить о Соколах России. Пилотажная группа была образована по инициативе начальника Липецкого авиацентра генерал-майора Александра Харчевского в 2001 году для совершенствования тактики групповых полетов самолетов фронтовой авиации и демонстрации маневренных возможностей истребителей. В ее первый состав вошли: подполковник Василий Пинчук, майор Юрий Сушков, майор Александр Гостев и майор Юрий Спрядышев.


Название пилотажной группы «Соколы России» официально прозвучало в июне 2004 года в ходе воздушного показа в Нижнем Новгороде, посвященного 100-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. В последствии липецкие ассы демонстрировали своё мастерство в небе Норвегии, Казахстана, Киргизии, республики Беларусь. В сентябре 2006года летчики группы на самолетах Су-27, вместе с пилотами эскадрильи «Нормандия-Неман» на самолетах Мираж-2000, пролетели над Парижем в честь открытия Президентами России и Франции памятника пилотам и техникам эскадрильи «Нормандия-Неман»- участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В активе пилотажной группы так же воздушные показы в городах: Хабаровск, Ейск, Тамбов, Екатеринбург, Пермь, Североморск, Махачкала, Самара, Волгоград, Воронеж, Елец, Краснодарском крае.

Это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолётах Су - 27 показывает тактические приёмы ближнего воздушного боя пара на пару на малых высотах и ограниченном пространстве с применением оборонительно-наступательных тактических приемов. Сложность и необычность этого показа заключается в том, что воздушный бой, происходящий в реальных условиях на больших высотах и расстояниях, демонстрируется для зрелищности на высотах от 200 до 2000 метров непосредственно над аэродромом показа. Кроме воздушного боя «Соколы России» демонстрируют одиночный пилотаж, а также в полётных порядках «ромб» и шести самолетов комплекс фигур высшего пилотажа (петля Нестерова, ракушка, вираж, роспуск и т.д.) на минимальных интервалах и дистанциях


Летчики участвовали в воздушных составляющих парадов Победы над Поклонной горой в 1995 году и над Красной площадью города Москвы в 2008, 2009 и 2010 годах, во время которых летели на малой высоте в составе «тактического крыла» и сопровождали самолеты дальней, военно-транспортной и специальной авиации.

Демонстрационные полёты это одна из составляющих боевой подготовки «Соколов России». Основная работа- это изучение боевых возможностей самолётов с применением всех видов управляемого и неуправляемого оружия, что успешно демонстрировалось во время учений на территории России и стран СНГ таких как «Щит Союза – 2006», «Центр- 2008» и «Центр-2010», «Запад – 2009» и «Восток-2010». В 2011годы пилоты входящие в состав группы были участниками учений на горном полигоне «Нальчик», где успешно выполнили поставленную задачу в сложных условиях высокогорья. С 2003 года летчики «Соколов России» активно осваивают новые и модернизированные самолеты фронтовой авиации Су-30, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-34, с последующим обучением на них летчиков строевых частей ВВС России

Пилоты группы "Соколы России" на 01.01.2012:
генерал – майор Харчевский Александр Николаевич - начальник авиацентра. Заслуженный военный лётчик России, кандидат военных наук. Имеет классную квалификацию «лётчик – снайпер». Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством четвёртой степени», « Красной звезды», « За службу Родине третьей степени», «За военные заслуги», именным оружием и медалями в том числе золотой французской медалью «За военные заслуги» и знаком офицера национального ордена Франции «За заслуги». Родился 9 мая 1950 года. В 1972 году окончил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков. В 1986 году окончил Военно – воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-15, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34. Летал на боевых самолётах зарубежного производства F-15 и Мираж-2000. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 3650 часов. полковник Гостев Александр Иванович – начальник исследовательского отдела. Имеет классную квалификацию «лётчик – снайпер».
Награждён орденом Мужества, медалью Нестерова, и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Родился 13 июня 1964 года. В 1985 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 2007 году окончил Военно – воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 2250 часов. подполковник Спрядышев Юрий Ильич – старший инструктор – лётчик исследователь. Заслуженный военный лётчик России. Имеет классную квалификацию «лётчик – снайпер». Награждён медалями Нестерова и «За боевые заслуги»
Родился 13 августа 1962 года. В 1983 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков.
За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 2420 часов. подполковник Сорокин Андрей Владимирович – заместитель командира авиагруппы. Имеет классную квалификацию «лётчик-снайпер».
Награждён орденом «За военные заслуги» и медалью Нестерова.
Родился 23 апреля 1969 года. В 1990 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков.
За время службы освоил самолёты Л-39, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 1600 часов. майор Мусатов Максим Геннадьевич – командир авиационного звена. Имеет классную квалификацию «лётчик 1 класса».
Награждён медалью Нестерова. Родился 28 декабря 1979 года. В 2002 году окончил Краснодарский военный авиационный институт.
За время службы освоил самолёты Л-39, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 980 часов. капитан Половко Денис Николаевич – штурман-летчик. Имеет классную квалификацию «летчик 1 класса».
Родился 7 декабря 1981 года. В 2004 году окончил Краснодарский военный авиационный институт.
За время службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Су-27 и Су-30. Общий налет на данных типах самолетов составляет 780 часов.
На земле летчикам помогают наземные службы


/>

На рулежке тем временем трафик не уменьшается, как только садится 02 красный

8й красный спешит занять его место в воздухе

его со всех сторон обступает пара разномастных штурмгевер-грачей Су-25

Су-25СМ - Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД. RF-92255 87 красный

Всего флот ВВС РФ составляет 381 машину разных модификаций. Они останутся на вооружении как минимум до 2020. Первый самолет поднялся в воздух в 1975, приняты в 1981.
Успешно принимали участие в войне Афгане, где и получили прозвище "Грач". Один из таких самолетов пилотировал многоизвестный А.Руцкой . Помимо Афгана, участвовали и во многих других боевых действиях. Эти самолеты эксплуатируются в 21 стране мира, в РФ - основной штурмовик ВВС РФ и авиации ВМФ.

Су-25УБ, как видим из индекса учебно-боевой, двухместный вариант штурмовика. RF-92274, 78 красный

Перед диспетчерским пунктом стоял самый массовый вертолет в мире Ми-8, борт 01 синий, набравшись храбрости и переполнившись наглости мы захотели покататься, однако на подходе он включил двигатели, развернулся к нам задом и укатил на взлетку



Долго не расстраиваясь, мы воспользовались небольшой паузой и изменили точку съемки.


RF-92249 47 красный выходил на свой вылет

За ним пошли 29ые Миги RF-92265 34 красный и RF-92262 29 красный

Миг-29 самый массовый истребитель, произведено 1600 экземпляров. Однако на вооружении ВВС и авиации флота в данный момент состоит около 300 единиц, еще столько же в резерве

Пока выходили Миги, уже приземлился и вырулил транспортник Ан-26 RF-92949 58 красный

Через час-другой выполнив свое задание он полетел дальше

Хотелось еще немного вернуться к Миг-29, не знаю чем это обусловлено, но коптят они похлеще камазов, особенно на взлете и посадке.



и так прошел целый день взлеты-посадки,




пилотаж


проходы


и дозаправки
Особое удовольствие лицезреть и ухослышать форсаж сушек. Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС). При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.

При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную полосатую окраску. При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится менее атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться, с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что свехзвуковая струя выходящих газов периодически (циклично) становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения - это как раз и есть видимые светлые кольца пламени. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект - на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго - красный или жёлтый.
Температура газов за основной камерой сгорания лимитируется, в основном, жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки. В силу означенных выше причин, переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д

Несколько карточек со стоянки. Сегодня здесь собралась практически треть всего флота Су-34 на данный момент.

А так же их старшие собратья и Миги

Уже знакомый 69 красный Су-30 в очередной раз в этот день готовится выйти в небо.

Его соколиный собрат Су-27 С, 10 красный.

Су-27С (Flanker-B) - одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.

Су-25 RF-92261 86 красный

Су-34 08 красный


Но все подходит к концу и наш визит тоже. Полузамерзшие, но счастливые мы выдвигаемся назад, а экипажи и их боевые машины продолжают нести службу.



Всего за поездку затвором отработано 2096 раз. Около 200 карточек в той или иной степени обработки можно посмотреть в альбоме .

Ну и как водится пара видеосюжетов про Липецкий авиацентр и пилотажную группу "Соколы России"

И как меня унесло ветром от Су-24