Житие неофита затворника. Молитва неофиту в чем помогает. Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Жители Кипра бережно хранят древнейшие православные сооружения, расположенные на их земле, многие из которых и сегодня являются действующими. Одним из них, бесспорно, является монастырь Святого Неофита Затворника. Он имеет огромное социальное и историко-культурное значение для христиан всего мира.

Монастырь Святого Неофита является достопримечательностью, расположенной в округе Пафос, в десяти километрах от одноименного города, которую посещают не только туристы, но и паломники со всего мира.

Святой Неофит

Это один из наиболее почитаемых святых на Кипре. В 1134 году в небольшой деревеньке Като Дрис родился в бедной семье мальчик, который был наречен Неофитом. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, родители задумались о его женитьбе, но юноша не планировал создание семьи. Он хотел посвятить себя служению Богу и мечтал стать монахом.

Молодой человек тайно покинул родительский дом и отправился в монастырь Иоанна Златоуста, расположенный на севере острова. Поскольку Неофит был не обучен грамоте, настоятель доверил ему лишь уход за монастырскими виноградниками. В течение пяти лет юноша совмещал этот тяжелый труд с учебой и, надо сказать, преуспел в обучении. Однако он мечтал о еще более аскетической жизни в удалении от людей.

Однажды он обратился к настоятелю с просьбой разрешить ему стать отшельником, но получил довольно резкий отказ. Мудрый настоятель посчитал, что послушник слишком молод для этого, и порекомендовал отправиться на Святую землю в качестве паломника, где Неофит и провел полгода. Вернувшись в монастырь, Неофит снова заговорил с настоятелем об отшельничестве. И вновь получил отказ.

Окончательно разуверившись в том, что когда-то он получит благословение, Неофит принял решение покинуть монастырь, присоединившись в Малой Азии к монахам-отшельникам. Но и этим планам не суждено было сбыться. Пограничники Пафоса задержали беглеца в порту и заключили его под стражу. К счастью, у Неофита нашлись довольно влиятельные друзья. Они-то и высвободили молодого человека из тюрьмы. С этого самого момента он стал искать уединения на Кипре.

История обители

История монастыря Святого Неофита-Затворника на Кипре началась в 1159 году, когда ищущий уединения молодой монах Неофит выбрал для этого живописнейшее место в окрестностях Пафоса и собственноручно прорубил пещеру в скале. В ней он прожил до конца своих дней. Здесь он жил жизнью затворника: молился, описывал важнейшие исторические события, писал религиозные тексты, которые в дальнейшем сделали его известным во всем христианском мире.

Вскоре появились сторонники его идеи уединения от мирской суеты: к нему стали приходить местные жители, и вскоре он стал их учителем и наставником. Несмотря на то что Неофит до конца жизни проповедовал одиночество, по соседству с его жилищем со временем были возведены храм и монастырь. Нынешний облик обитель обрела в XV веке, а пещера-келья Неофита сохранилась до наших дней.

Храм, расположенный на территории монастыря, был возведен в XVI веке и освящен в честь Богородицы. Сегодня здесь можно увидеть древний деревянный иконостас, который украшает изысканная ручная резьба. Сохранились и фрагменты росписи сводов. Кроме того, великолепные мозаики и фрески, выполненные в элегантном византийском стиле, и в наши дни являются украшением храма.

Монастырь Святого Неофита был разорен турками в 1570 году и долгое время (до середины XVIII века) находился в упадке. Постепенное его возрождение началось лишь в 1611 году, когда ее настоятелем был Леонтий. В это же время монастырь Святого Неофита получил статус ставропигиального - он подчинялся только архиепископу Кипра.

Мощи Неофита были обнаружены в 1756 году. Их перенесли в где и сегодня к ним могут прикоснуться паломники. При монастыре работает музей. В его пяти залах представлена уникальная экспозиция икон, датируемых XII—XIX веками, бесценные рукописи (в том числе и Неофита), книги, списки евангелий и античная керамика.

Монастырь в наши дни

Сегодня в монастыре Святого Неофита на Кипре живут десять монахов. В состав братии входит несколько выходцев из России. Это иноки, решившие посвятить свою жизнь служению Богу на земле Кипра. Нынешний Леонтий проводит огромную работу по изданию трудов Неофита. Часть их переведена на русский язык.

Скит Святого Неофита

Монастырь Святого Неофита в Пафосе с запада, востока и с севера окружают высокие холмы. На восточной стороне самого крупного из них находится скит Неофита, состоящий из церкви Святого Креста с притвором, кельи Неофита и трапезной. Пройти к скиту можно через узенький мостик, который был построен в 1877 году. Келья святого и церковь были расписаны по благословению Неофита в 1183 году. История сохранила имя иконописца. Это Феодор Апсевдис - живописец из Константинополя, что подтверждает автограф, оставленный мастером на северной стене кельи.

Церковные фрески

Самая известная и привлекающая всеобщее внимание фреска церкви расположена над алтарем, который находится в северной части пещеры. На ней изображен Неофит в ангельских одеждах со скрещенными в молитве руками. Он просит архангелов о помощи в том, чтобы быть достойным встречи с Господом.

Еще одна очень выразительная фреска располагается в келье. На ней святой преклонил колени перед Христом, сидящем на троне. С двух сторон от Неофита с молитвой обращаются к Иисусу Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица.

Притвор церкви в древности украшали многочисленные фрески, но до нашего времени из них хорошо сохранилась только «Благовещение Пресвятой Богородицы». В трапезной, которая находится севернее кельи святого, росписи были изготовлены после 1124 года. Сегодня здесь можно увидеть лишь малую часть поврежденных и чудом уцелевших фресок.

Монастырский храм

Католикон является главным Неофата, который был возведен в начале XVI века. Это строение представляет собой базилику, выполненную в венецианском стиле. Боковые приделы отделяют две колоннады, состоящие из четырех колонн. Их украшают псевдокоринфские капителии, характерные для венецианского ренессанса.

До наших дней в храме довольно хорошо сохранились росписи сводов, которые выполнялись в 1544 году. Из росписи свода южного нефа, которая посвящена событиям из жизни Богородицы, уцелели фрески «Рождество Христа», «Молитва Иокима» и «Поклонение Волхвов». В нише апсиды полукруглой формы под изображением св. Сильвестра можно увидеть фреску с изображением ангела, держащего багровую плащаницу. Изображение Святой Троицы в иконографическом западном варианте, привлекает внимание на восточной стороне северного придела.

Иконостас

Это великолепный, один из немногих сохранившихся на острове образцов тончайшей резьбы по дереву, датированный XVI веком. Иконы Богородицы, Христа, двенадцати апостолов, Иоанна Крестителя и архангелов Михаила и Гавриила были написаны в начале XIX века. Иконы небольших размеров, посвященные церковным праздникам, были написаны раньше (1544 г.). Икону Неофита писал известный кипрский мастер Иоанис Коронарос (1806 г.).

Монастырский музей

В восточном корпусе монастыря сегодня можно посетить необыкновенный музей. В его залах представлены иконы, датируемые XII - XIX веками. Необходимо особо выделить среди них лики Богородицы и Христа (1183 г.) работы Апсевдиса, иконы и Михаила (1544 г.) выполненные знаменитым иконописцем Иосифом Хуриса.

У русских паломников вызывает большой интерес среди экспонатов музея поминальный синодик, свидетельствующий о пожертвованиях, которые были собраны в России (1863) на монастырь, изумительная, расшитая золотыми нитями плащаница и малоизвестные иконы.

Ежегодно 15 августа прихожане, братия и паломники отмечают престольный праздник монастыря - Успение Пресвятой Богородицы, а 28 сентября и 24 января являются днями памяти св. Неофита.

Монастырь Святого Неофита: как добраться?

Если вам доведется побывать на Кипре, обязательно посетите эту древнюю обитель. Необходимо объяснить, как попасть в монастырь Святого Неофита. Тала, Емпа, Месоги, Тримитуса (деревни) и город Пафос - ближайшие к нему населенные пункты. Добраться до обители можно по двум дорогам. Одна проходит через Емпу и Тала. Вторая - через Месоги и Тримитуса. Обе дороги неподалеку от монастыря соединяются.

Самостоятельно, не в составе экскурсионной группы, доехать можно на такси или арендованном автомобиле из Пафоса. Следует двигаться по шоссе в сторону деревни Месоги, затем свернуть по указателю налево к деревне Тремитуса. Главная дорога приведет вас к монастырю.

Мы рассказали вам об удивительном месте, в котором хранятся ценнейшие реликвии христиан всего мира. Надеемся, что находясь на Кипре, вы обязательно посетите обитель, чтобы почувствовать атмосферу покоя и умиротворения, царящую здесь, поклониться мощам Святого Неофита.

Монастырь Святого Неофита - ставропигиальный мужской монастырь Кипрской Православной Церкви - о чень приятное место в 10 км от Пафоса, рядом с деревушкой Тала, на высоте 412 м над уровнем моря.




координаты N 34˚50.764" E 32˚26.827". Удобно посетить тем, кто отдыхает в Пафосе. Мы были в монастыре 2 раза, в 2015 и 2016 г. на машине, но можно из Пафоса доехать на автобусе.

Из Пафоса, с автовокзала Каравелла можно добраться на автобусе 604, ходит по расписанию, стоимость проезда 1.5 евро, время в пути 40 минут. (Отдыхающим на море нужно с автовокзала Като Пафос доехать на автобусе 618 до автовокзала Каравелла и там пересесть на автобус 604).

Актуальное расписание и как состыковать расписание автобусов можно посмотреть на этом сайте . Выбираете русский язык, в графе "ИЗ" пишите место отправления (если это набережная Пафоса - автовокзал Като Пафос), в графе "В" пишите Аг. Неофитос (Тала), выбираете дату и время и смотрите варианты.

Нам в первый наш приезд настолько понравился монастырь, что мы решили во вторую поездку тоже туда заглянуть, благо расстояние до монастыря не большое.

Монастырь действующий, открыт для посещения в определенные часы (забыла сфотографировать табличку и естественно время не помню), вход бесплатный. На территории монастыря за 2.5 евро можно посетить келью Св.Неофита и музей (один билет на два места). В кельях ощущение очень намоленного места, у меня такое же ощущение было в Киево-Печерской Лавре. На территории монастыря есть действующий храм (в оба приезда мы попадали на вечерню службу). Храм был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Нам он хорошо виден со ступеней, ведущих к скиту.


В нём частично сохранились росписи сводов, а также иконостас храма − один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. В храме можно приложиться к мощам Св. Неофита.



Очень много фруктовых деревьев и олив и открывается красивый вид на море вдалеке. Если опять соберемся в Пафос, обязательно туда заедем.




Немного истории;

Святой Неофит Затворник - один из самых почитаемых святых на Кипре − Неофит родился в 1134 году в деревушке Като Дрис, что недалеко от известной деревни Лефкара, в бедной семье.

В 1159 году в возрасте 25 лет Неофит нашёл недалеко от Пафоса подходящую пещеру. За год упорных трудов он устроил в ней небольшую церковь-скит и келью, в которой даже вырыл себе могилу.

Позднее Неофит вырубил в скале рядом с кельей трапезную и освятил весь скит во имя Святого Креста. Так прошло семь лет. Постепенно слухи о праведном затворнике распространились по окрестным деревням и дошли до епископа Пафоса. Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Время шло, посетителей монастыря становилось всё больше. Неофит понял, что стремление к уединению, увы, постепенно уходит в прошлое. Тогда он снова решается на очередной поступок. В 1197 году выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название "Новый Сион". А чтобы участвовать в богослужениях, он устроил над церковью скита ещё одну келью, названную "Святилище". Последняя соединялась с церковью прямоугольным лазом. С тех пор он стал приходить к своим ученикам только по воскресеньям, а остальное время проводил в одиночестве.

Более 60 лет Неофит неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий, а также занимался составлением духовных сочинений.

Дата его смерти неизвестна, известно лишь то, что прожил примерно 85 лет. Неофита похоронили в той самой могиле, которую он сам себе выкопал, по его же завету.

В 1570 году монастырь был разграблен турками. После этого он переживал не лучшие времена вплоть до середины восемнадцатого века, когда он стал снова возрождаться. В 1756 году были найдены мощи Неофита, которые были перенесены в главный храм монастыря. Сегодня желающие могут к ним прикоснуться.

В восточном корпусе обители расположен музей монастыря. В пяти его залах представлены собрания икон XII − XIX веков, евангелий, рукописей, включая рукописи самого Неофита, печатных книг и античной керамики.

Монастырь Святого Неофита расположен рядом с деревней Тала, на лесной поляне среди зелёных холмов.

Купольная базилика, построенная в начале XVI века, находится в центре монастырского двора, а вокруг неё ютятся остальные постройки, среди которых особый интерес представляет древняя пещерная обитель, вырубленная, согласно преданию, самим святым Неофитом.

Неофит родился в небольшой горной деревне Лефкара в 1134 году. Юношей он тайно покинул родительский дом, чтобы посвятить себя служению Богу, и ушёл в монастырь Святого Хрисостома, где, проявляя упорство в учении, он заслужил должность помощника ризничего. Однако желание Неофита идти дальше и дальше в своём духовном поиске привело его в Иерусалим, где монах хотел найти наставника и убежище от мирской суеты. Эти поиски не увенчались успехом, спустя некоторое время Неофит вернулся на Кипр, и, в конце концов, отыскал для себя уединённую пещеру в горном районе Пафоса, вырубил в ней каменную скамью для работы и сна, а в восточной стене кельи подготовил для себя гробницу, в которой его впоследствии и похоронили.

Пока Неофит жил в своей пещерной келье, он трудился над созданием монастыря. Он построил алтарь и неф, соединив их со своим жилищем, а чуть позднее появилась и трапезная. Новую обитель освятили именем Святого Креста. Кроме того, отшельник вкропил в деревянный крест храма частицу обретённого им Истинного Креста (до наших дней дошёл только сам крест, а чудотворная частица была утрачена).

Со временем слухи о новой обители и отшельнике, её основавшем, распространились по всей округе, и в монастырь потянулись ученики. Епископ Василий Киннамос посвятил Неофита в церковный сан и убедил его взять послушников. Художник Теодор Ансевдис расписал фресками келью отшельника и Святилище, а трапезная и неф были украшены спустя 30 лет другим художником (стилистические различия росписей можно заметить невооружённым глазом).

Одна из фресок Теодора Апсевдиса изображает самого святого Неофита у ног восседающего на троне Христа. Роспись на потолке Святилища, созданная рукой того же художника, изображает монаха Неофита в ангельском облачении в окружении архангелов Михаила и Гавриила, готовых сопровождать святого на праведный суд Христа Вседержителя.

Как указано в книге Неофита «Ритуал Таинств», он хотел, чтобы его похоронили в гробу, который он заранее сколотил своими руками, а сам гроб замуровали в склепе в стене кельи. Затем стену, за которой скрывался склеп, надлежало украсить росписями, чтобы ничто не указывало на то, что там скрыто место захоронения. Насельники монастыря в точности исполнили пожелание Неофита после его смерти, и со временем все позабыли отшельника и его могилу. Спустя годы, в 1735 году, монах и путешественник Василий Григорович-Барский с сожалением писал в своих заметках, что место захоронения основателя монастыря Святого Неофита до сих пор не обнаружено. А через 21 год, когда настоятелем монастыря был Афанасий, могилу и мощи святого нашли и переместили в главную церковь монастыря, где они сохраняются по сей день.

Неофит, научившийся читать и писать лишь в 18 лет, считается самым плодотворным византийским писателем XII столетия. Некоторые его труды были изданы в Венеции при архиепископе Киприане, а рукопись «Ритуал Таинств» с пометками автора находится в библиотеке университета Эдинбурга.

За свою долгую историю монастырь Святого Неофита пережил несколько взлётов и падений. Важную роль в его развитии сыграло то, что в первой половине XVII века он получил статус ставропигиального, давший обители независимость и самоуправление.

Главная пещерная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была построена к востоку от пещерного скита в XVI веке. Сегодня это базилика с нартексом, колоннами и полукруглыми арками, увенчанная шестиметровым куполом. На мраморном полу храма можно увидеть двуглавого орла - символ Византийской империи.

Часть древних фресок в алтаре и на сводах боковых приделов храма сохранилась до наших дней. В конце апсиды в Святилище храма можно увидеть традиционное изображение Богоматери Одигитрии, сцену «Причащение Апостолов» и фронтальные образы Отцов Церкви. В полукруглой башне слева от апсиды помещены мощи святого мученика Стефана.

Стефан жил во времена становления христианства, и был выбран одним из семи помощников апостолов. Иудеи возненавидели юношу и однажды, во время проповеди, схватили его и привели в суд, обвинив в оскорблении Бога и пророка Моисея. По ложному обвинению Стефан был убит.

На софите первой арки южной колоннады храма сохранилась ещё одна древняя фреска, изображающая преподобного Алексия, который, покинув родителей и жену, в течение 17 лет просил милостыню при храме Пресвятой Богородицы в Эдессе. Однажды Алексий решил отправиться на корабле на родину святого апостола Павла. Судно, на котором он плыл, сбилось с курса и пристало к берегу неподалёку от Рима и Алексий, узрев в этом божий замысел, вернулся в отчий дом, где его, по прошествии стольких лет, никто не узнал. Правда о происхождении Алексия выяснилась в день его смерти: лик святого сиял чудесным светом, а в руке его был зажат свиток, содержащий подробное описание всей его жизни.

Резной трёхъярусный иконостас занимает всю ширину нефов и почти полностью загораживает алтарное пространство. По две стороны от Царских Врат расположены иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (XVI век), а также иконы Святого Неофита авторства Иоанна Корнаро и образ Иоанна Крестителя, а праздничный ряд включает в себя 26 сюжетов из жизни Иисуса и Богородицы. В центре верхнего ряда иконостаса можно увидеть фресковую композицию «Деисус», на которой изображены Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих (авторство Иосифа Хуриоса указано на обратной стороне иконы).

Также посетители храма могут посмотреть на серебряную раку, в которой хранится череп кипрского святого и украшенный ажурной резьбой саркофаг с мощами святого отшельника Неофита.

В музее, расположенном в восточной части монастырского комплекса, представлены церковные книги и утварь, рукописи Неофита, мощехранительницы, канделябры, редкие иконы XII века и многое другое.

Белокаменный монастырский комплекс живописно смотрится на фоне зелёных холмов. В трапезной обители висит большая фреска Тайной Вечери, написанная современными русскими художниками, а гостевую комнату украшает мозаика: её сюжет повторяет роспись в келье святого отшельника, именем которого назван монастырь.

Монастырский комплекс Неофитоса Затворника

Монастырь Св. Неофитоса в Пафосе величественно возвышается над окрестностями. Он является древнейшим памятником архитектуры Пафоса. ВеличественныйМонастырь размещается на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. В состав монастырского комплекса входит музей древностей.
Каждый год 28 сентября в монастыре отмечают день Святого Неофита, на который съезжаются тысячи паломников со всего мира.

Истрия названия православного монастыря

Назван монастырь Св. Неофитоса в честь святого монаха-отшельника Неофитоса. Он является автором большого количества произведений на религиозную тему. Монах-отшельник описывал хронику исторических событий, связанных с легендарным Ричардом Львиное Сердце, а также о византийских коллекторах налогов.
Неофитос расписывал стены храма фресками, которые сохранились до наших дней и являются памятниками архитектуры. Таким образом, Неофитос Затворник внёс значительный вклад в развитие культуры, искусства и архитектуры Кипра. Его произведения до сих пор изучают многочисленные историки.

Основание монастыря Св. Неофитоса в Пафосе

В молодые годы святой Неофит много путешествовал. В Пафосе у него украли деньги, и юноша в этом происшествии увидел знак Божий.
В XII веке он решил жить отшельником в отдалённом уютном месте на этой земле. В течение нескольких лет Неофитос Затворник изнурительно работал, вручную прорубая себе пещеру в скале, в которой он позже поселился. На протяжении одиннадцати лет Неофит тяжело работал, скромно жил и спал, вместо кровати используя могилу, которая напоминала ему, что все земное несёт свой крест и рано или поздно заканчивается. Так им была построена церковь Животворящего Креста Господня.
Молва о странном затворнике пролетела по всей стране. Неофит стал собирать вокруг себя монахов-единомышленников, которые затем объединились в общину. Именно эта община заложила на этом месте целый монастырский комплекс в Пафосе, которая впоследствии был назван в честь Святого Неофита и стал памятником архитектуры.
В начале XIII века Неофитос умер. Его похоронили в той могиле, которую он приготовил для себя при жизни. Со временем были утрачены следы этой могилы, но по счастливому стечению обстоятельств, в середине XVIII века случайно были обнаружены мощи Святого. Останки Святого Неофитоса поместили в деревянный саркофаг, который находится в главной церкви монастырского комплекса.
В наши дни в монастыре Св. Неофитиса проживают около десяти монахов. В эти святые места Пафоса ежегодно приезжают паломники и туристы из разных стран мира, чтобы преклониться пред мощами основателя монастыря. Приехать в эти места на экскурсию можно в любое время года.

Музей в монастыре Св. Неофитоса

При монастыре в Пафосе создан музей. В нем собрана интересная коллекция древних фресок XII века и уникальных икон XV - XVI веков. Все посетители монастыря могут посетить музей и полюбоваться историческими реликвиями. Сам монастырь является памятником православной архитектуры Пафоса.

Отправляясь на экскурсию
Добраться до монастыря лучше с экскурсиями, можно также доехать на такси или на своей машине. Для этого нужно выехать за пределы города Пафос и следовать в сторону деревни Mesogi. Следуя согласно дорожному знаку, надо повернуть налево, по направлению к деревне Tremithousa и монастыря. Далее нужно ехать по главной дороге, которая укажет вам путь к монастырю Св. Неофитоса.
Монастырь Св.Неофитоса относится к наиболее посещаемым туристами памятникам архитектуры Пафоса.

Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.

Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным (в обители Кутзувенди Неофит получил только начальное), эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра; они составили сборник под названием «Творения преподобного Неофита Затворника», недавно изданный заботами основанного им монастыря.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания-изучения, процесса получения систематического духовного образования, который ради более пристального наблюдения за духовным возрастанием иноков не предполагает их большого числа (последнее характерно для общежительных монастырей с многочисленной братией). В 1197 году пафский затворник выкопал пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Там он написал и большую часть своих книг, там он вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составляет последнюю редакцию устава – «Завещание»; после 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. В какое время братия отказалась от общежительного устройства, узнать нет возможности.

Монах Неофит Новый ктитор († 1512). Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы – все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором, свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале ΧVI века расписали фресками сам кафоликон. Мы можем с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века.

Игуменство Леонтия Ι. В 1631 игумен Леонтий Ι смог к пользе монастыря добиться получения грамоты от Священного Синода Константинопольского Патриархата. Патриарший Синод под председательством Кирилла Лукариса придал официальный характер решению Священного Синода Кипрской Церкви от 1611 года, согласно которому с одобрения епископа Пафского Леонтия монастырь святого Затвора признавался независимым. Тогдашний архиепископ Кипрский Христодул поддерживал тесные отношения с Кириллом Лукарисом еще с тех пор, когда тот был Патриархом Александрийским. Он был и рукоположен Лукарисом. Архиепископ Христодул рассудил, что настал удобный момент попросить грамоту, предоставлявшую обители святого Затвора статус патриаршего ставропигиального монастыря. И потому он направил отличавшегося высокими дарованиями Леонтия Ι, которому он покровительствовал, в Константинополь с соответствующим прошением и письмом Священного Синода Кипрской Церкви. Патриарший Синод издал грамоту, и одновременно со сменой статуса монастырь из идиоритмического снова стал общежительным.

Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного.

Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол.

Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие.

Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακές Επουδές».

Игуменство Леонтия ΙΙ, 1962 год. 8 марта 1962 года Леонтий, брат обители преподобного Неофита и эконом монастыря апостола Андрея на восточной оконечности Кипра (ныне на оккупированной турками территории) был избран игуменом и преемником Лаврентия, скончавшегося в начале того же года. По просьбе архиепископа Макария ΙΙΙ и при содействии высокопоставленных лиц, расположенных к нему, предполагал реорганизовать монастырь, однако скончался спустя семь месяцев после вступления в должность.

Игуменство Софрония, 1962–1964 годы. Игумен Софроний был вторым настоятелем обители, имевшим университетский диплом. Он был избран братией по совету архиепископа Макария ΙΙΙ, предпринявшего реорганизацию монашеской жизни путем поставления настоятелей из выпускников богословских факультетов. Софроний обновил кафоликон, заменив в нем пол и установив скамьи. Для большего покоя и порядка на той части территории монастыря, что расположена перед входом в пещеры, к которому ведет высокая каменная лестница, построил напротив монастыря для многочисленных его посетителей ресторан. Впоследствии, правда, игумен Софроний утратил поддержку братии и был смещен с должности. Бывший игумен Софроний проживает сегодня в общине Эбас в нескольких километрах от монастыря, в которую он прибыл после сорокалетнего служения в архиепископии Фиатирской и Великобританской (Константинопольского Патриархата. – А.Ч.). В служении этом он, будучи духовником многих тысяч верующих, отличился кротостью, а также своими организаторскими талантами, пригодившимися при открытии новых приходов в различных частях этой страны.

Игуменство Алексия, 1964–1972 годы. Алексий был послушником обители преподобного Неофита, а затем насельником монастыря Божией Матери Хрисороятиссы. По завершении обучения в богословской школе Халки он был избран игуменом монастыря Хрисороятиссы, а в 1964 году – обители Затвора, вместо Софрония и также по настоянию архиепископа Макария ΙΙΙ. Игумен Алексий всегда являл собой пример патриота, принимал деятельное участие в освободительной борьбе Национальной организации кипрских борцов (ЭΟΚΑ), а в период настоятельства в монастыре Хрисороятиссы на продолжительное время был заключен англичанами в тюрьму. Довольно быстро о нем распространилась слава как о пламенном проповеднике и великолепном ораторе. Будучи настоятеля монастыря преподобного Неофита, он часто объезжал Пафскую провинцию и воодушевлял народ своими речами, выступая в качестве основного оратора на государственных праздниках и панихидах по павшим героям.

Игуменство Хризостома, 1972–1978 годы. Новый период в жизни монахов обители Затвора начинается после принятия решения об отказе от занятий сельским хозяйством. Решение это было принято нынешним Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом ΙΙ, который в возрасте 32 лет в 1972 году был рукоположен в пресвитеры, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем монастыря преподобного Неофита. Возделывание земли приносило монахам больше вреда, чем пользы, вот почему братия вся стала проживать в обители, отступив от многовековой традиции ведения крестьянского образа жизни и проживания части монахов на подворье в Анатолике, на востоке от Иероскипоса. Превращение кипрской экономики из аграрной в экономику, основанную на предоставлении услуг, что начало ощущаться уже с конца 1960-х годов, сопровождавшие этот процесс изменения общественных отношений, а также почтенный возраст большинства насельников монастыря обязали тогда молодого игумена Хризостома сделать административным центром обители непосредственно сам монастырь. Для использования огромной земельной собственности монастыря и обширных садов цитрусовых по инициативе игумена были созданы новые сельскохозяйственные объединения из крестьян провинции. Напротив кафоликона отец Хризостом построил братский корпус, где и поныне проживает братия.

Как уже говорилось ранее, архиепископ Макарий ΙΙΙ горячо желал, чтобы кипрские монахи получали университетское образование. Вот почему, следуя настояниям архиепископа, братия избрали преемником Алексию молодого тогда диакона Хризостома, выпускника богословского факультета. Новый игумен поддерживал идею повышения образовательного уровня монашествующих и в тот же год направил диакона, а позднее игумена Леонтия на учебу в Афинский университет на богословский факультет. Вслед за Леонтием в Грецию были направлены еще несколько молодых иноков. Правда, время это было чрезвычайно сложным. Страшные события церковного кризиса 1973 года (когда некоторые из архиереев Кипрской Церкви потребовали от ее предстоятеля Макария ΙΙΙ, бывшего одновременно и президентом страны, уйти в отставку. – А.Ч.), государственный переворот 1974 года, затем турецкая оккупация, вынудившая стать беженцами сотни тысяч греков и турок, – все это не оставляло возможности для духовного возрождения: и государственное руководство, и простой народ снова волновал вопрос физического выживания. После смерти Макария ΙΙΙ и избрания на его место митрополита Пафского Хризостома Ι игумен монастыря преподобного Неофита стал митрополитом Пафским.

Игуменство Леонтия, с 1978 года. Нынешний игумен монастыря Затвора Леонтий был избран братией настоятелем в 1978 году, а в мае 2007 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви рукоположен в епископы древней Хитрской епископии, одновременно сохранив за собой и игуменство в монастыре. Начало игуменства Леонтия знаменуется принятием нового, действующего и поныне монастырского устава. Большая часть трудов отца Леонтия была направлена на восстановление зданий и эффективное использование земельной собственности обители. Значительная часть доходов обители направлялась на реализацию обширной программы реставрации древних святынь, рукописей и икон.

Для того чтобы иметь возможность популяризировать культурное наследие монастыря, что чрезвычайно важно с точки зрения как религиозной, так и национальной, игуменский совет обители принял три важнейших решений. С начала 1980-х годов взамен части сельскохозяйственных земель в городе Пафосе был приобретен участок, на котором было выстроено административное здание, сданы в аренду промышленные участки земли в Анатолике, а земля в долине, в которой расположен монастырь, была разбита на земельные участки.

Благодаря постепенному росту доходов монастыря, обитель могла заниматься культурными программами. В начале 1990-х годов игуменский совет одобрил проект, предусматривавший превращение значительной части монастырских зданий в церковную ризницу и музей. Сегодня любой посетитель может осмотреть отреставрированные святыни и иконы обители, являющиеся подлинными сокровищами. Также игуменский совет предпринял ремонт гостевых комнат на том этаже, где находится музей, создав современные прекрасно выполненные интерьеры.

В последующие годы был подготовлен ряд исследований по истории монастыря, благоустроены и озеленены прилегающие к монастырю территории, созданы автомобильные парковки для многочисленных посетителей обители, а также многое другое.

В наши дни огромное число людей посещает те места, где идет духовная жизнь. И братия обители преподобного Неофита ведет невиданную доселе по масштабу деятельность по духовной поддержке чад Церкви, а также любого, кто приходит в монастырь с желанием услышать послание евангельской надежды. Монастырские отцы уделяют много времени приему и беседе с посетителями и паломниками, а к игумену уже в течение 20 лет каждый год приходят на исповедь и за духовным советом тысячи людей.

А с середины 1990-х годов игуменский совет претворяет в жизнь один из самых грандиозных проектов: отыскать и собрать все сохранившиеся до наших дней рукописи преподобного Неофита, которые могут храниться в разных библиотеках и музеях мира, и финансировать их научное издание. Последние 12 лет над осуществлением этого гигантского проекта активно работает группа университетских профессоров – специалистов по изданию рукописей. Уже издана большая их часть – девять из шестнадцати книг, составленных Затворником, – в пяти прекрасно оформленных томах. Издание серии завершится в ближайшие годы выпуском шестого тома (таблицы) и седьмого (вводный том с докладами ученых, которые прозвучат на организуемом международном симпозиуме, посвященном преподобному Неофиту).

Подобной дальновидной стратегией подготовлен переход к более глубокому осмыслению братией сути монашеской жизни, оставленной в качестве наследства преподобным Неофитом Затворником, а также их ответственности за несение богословского и духовного слова широким слоям общества по примеру самого преподобного Неофита. Из своей пещеры Пафский старец-подвижник общался со всем миром как через молитву, так и беседуя со многими из приходящих к нему, также исповедью, через духовное руководство монахами и мирянами, путем составление слов, герменевтических трудов, бесед, обращенных к монашествующим, и похвал на разнообразные праздники богослужебного года, многочисленной перепиской, собранной ныне в два объемных тома.

Суть современной жизни обители святого Затвора состоит в обретении пути к образованию в том его понимании, которому учил преподобный Неофит и согласно с которым жили он и его ученики, вместе с тем согласуя его с вызовами нашего времени и соотнося с новыми возможностями братии монастыря. В следующие годы и десятилетия монастырь предполагает стать центром духовного крещения народа в водах учения преподобного Неофита, площадкой для миссионерского служения среди самых широких слоев общества. По решению игуменского совета в стенах монастыря будет создан конференц-центр, где исследователи и специалисты будут читать лекции и проводить семинары по темам, почерпнутым из религиозного наследия Кипра и духовного вклада в нее преподобного Неофита.