Современные проблемы науки и образования. Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя английского языка Профессиональный стандарт педагога иностранного языка

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты ФГОС.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя. В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.

Новые стандарты ставят во главу образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Во многом этот успех зависит от выбора учебно-методических комплектов. Комплексное сочетание УМК с эффективными средствами обучения позволяет создать новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся не только по предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Реализуя новый стандарт, учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Но, к сожалению, задачи на перестройку школьные учителя часто не принимают по причине сложившихся устойчивых стереотипов мышления и уверенности в том, что их способ верен и соответствует нормам методики преподавания. Сегодня в школе мы наблюдаем как традиционные, укоренившиеся десятилетиями формы обмена опытом, так и изменившиеся подходы к преподаванию иностранного языка, новые цели и задачи, новые программы и учебники. Перестраивание сущности профессиональной деятельности возможно при условии организации профессиональной переподготовки учителя, которая стимулировала бы его развитие. Несмотря на разный уровень методического мастерства учительского состава школы, эффективно тесное взаимосотрудничество опытных и начинающих учителей, успешно сочетающих основы традиционной отечественной педагогики и новые технологии, методы и приемы. Наличие сплоченной команды учителей является залогом успеха в своей конечной цели.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств личности.

Профессиональная компетенция реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях введения стандартов второго поколения.

Учитель иностранного языка, обладая всеми качествами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в школе, определяется еще и специфическими чертами: умением найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления - являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60.

3. Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-С.8.

5. Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva- uchitel.ru .

6. Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/ .

7. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.

8. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования. nsportal.ru.

Согласно которому учителя должны будут уметь формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность, владеть ИКТ-компетенциями и, по крайней мере, одним иностранным языком, ориентироваться в интернет-среде и социальных сетях. Стандарт требует от учителей готовности учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные учителя и эксперты, а рабочую группу возглавил член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург.

В настоящий момент профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен. Разработчики предлагают общественности ознакомиться с проектом и вносить свои предложения.

Поскольку профессиональный стандарт призван мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации и дать новый импульс его развитию, учителям потребуется самостоятельно решать задачу поиска соответствующих ресурсов для повышения своего методического уровня.

Благоприятную возможность для развития и профессионального роста учителям создают такие ресурсы, как, например, интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», оказывающее методическую поддержку учителям иностранных языков.

В профессиональном совершенствовании учителя огромную роль сегодня играет участие в видеолекциях и вебинарах, так как позволяет познакомиться с авторскими материалами и задать вопросы напрямую ведущим специалистам в области образования и непосредственно авторам учебных пособий. Такой вид получения полезной в профессиональном плане информации сегодня очень популярен, т.к. предполагает работу на дистанции с огромной аудиторией, а от участников требуется только наличие компьютера и доступа в интернет.

Специально для учителей иностранных языков на размещены все записи прошедших вебинаров и видеосюжеты, которые можно посмотреть в любое удобное время:
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
ФГОС

Можно стимулировать интерес к изучению иностранного языка - а ведь этому тоже стоит поучиться - с помощью учительского блога в интернете, такого, как Spotlight in Russia, в котором учащиеся публично проводят презентации своих проектов, а фотографии самых активных учеников размещаются на доске почета.

Примером интереснейшего журнала о языке, о словах и их переводе является блог команды ABBYY Lingvo.

Авторские статьи, записи вебинаров и видеолекций, новости и другие полезные материалы можно найти в педагогической гостиной Радислава Петровича Мильруда, доктора педагогических наук, профессора, автора УМК «Звездный английский».

Советы учителям, методическую помощь, запись вебинаров и публикации в СМИ предлагает в своей рубрике Teach Starlight Style Ольга Суханова, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Специально для обмена опытом в обучении английскому языку по учебникам «Звёздный английский» (Starlight) создан раздел Teachers" Portfolio, в котором можно ознакомиться с работами своих коллег из различных уголков нашей страны и использовать их на своих занятиях.

Тренировочные тесты по ГИА и комментарии Татьяны Александровны Кузнецовой, эксперта ЕГЭ и ГИА, можно найти в рубрике «Подготовка к ГИА: вопросы и ответы».

Своими методическими находками, интересными идеями и приёмами работы с УМК «Английский в фокусе» делится в авторской рубрике Spotlight Primary: Let me share Марина Давидовна Поспелова, автор УМК "Английский в фокусе" для начальной школы.

Как мы видим, в помощь учителю иностранных языков предлагается целый арсенал средств, важно лишь найти наиболее подходящий для себя вариант.
Коллеги, желаем вам успехов в работе!

Исходя из проанализированного выше материала касательно роли учителя иностранного языка и современных требований нового образовательного стандарта, мы можем предложить следующие практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка:

  • 1. При разработке урока учителю необходимо осмыслять его как элемент системы обучения иностранному языку, как новый этап достижения главной цели. Проектирование урока следует начинать с определения роли данного урока в структуре изучения темы, раздела, курса.
  • 2. На начальном этапе проектирования урока учителю следует поставить четкую цель, сформулированную таким образом, чтобы она была легко диагностируема, а ее достижение проверяемо в конце урока.
  • 3. Учитель должен уметь правильно применять личностно-ориентированный и деятельностный подход, используя свои творческие способности, создать ситуацию, в которой ученик в классе сумеет сформулировать собственную цель относительно заданной темы урока, выбрать подходящий для себя темп освоения материала и способы работы. Практически во всех темах школьного курса иностранного языка (Семья, Друзья, Природа, Путешествия и т.д.) заложен огромный личностный потенциал. Учителю остается помочь детям найти свой ракурс заданной темы обсуждения, свою проблему, которую он посчитал бы нужным решить в рамках темы.
  • 4. Для того, чтобы заинтересовать учеников, и погрузить их в атмосферу решения реальных ситуаций и проблем с помощью использования языкового опыта, учителю следует строить свой урок на решении реальных, не выдуманных, не устаревших задач и проблем. Большинство предложенных школам УМК (Универсальный методический комплект) предлагает ученикам решать несколько устаревшие проблемы, взгляды на которые со временем изменились, поставленные в темах задачи ныне являются неактуальными. Следовательно, оторванные от современной действительности статьи, аудиоматериалы, тексты не вызывают учащихся на диалог, не вызывают желание обсудить проблему, найти путь решения. Современный учитель может и должен бороться с данной ситуацией, находя решение в использовании современных технологий. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и применить в обучении свежие статьи из англоязычных газет, аудиозаписи популярных песен, интервью с известными личностями, видеоматериалы реальных событий. Кроме того, Интернет позволяет начать общение, переписку, либо реальный разговор с помощью веб-аппаратуры с иностранными школьниками по интересам. Исходя из вышеперечисленного, можно уверенно сказать, что использование современных информационных технологий обеспечит повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
  • 5. Полагаясь на коммуникативную направленность процесса обучения иностранному языку, учителю рекомендуется использовать все многообразие форм организации образовательного процесса. Для создания актуальных на конкретном этапе урока ситуаций общения, а также в зависимости от характера решаемых задач, учитель может организовать ролевую игру, театрализованную постанову, проектную презентацию, викторину. Максимально приближенная к действительности ситуация общения, помогут учащимся находить и использовать различные способы решения языковых задач с наибольшей мотивацией к деятельности. В дополнение, учитель может содействовать выпуску информационных газет на английском языке, организации праздников, конкурсов песен и чтецов, а также научно-исследовательских конференций. Используя творческий подход и организаторские навыки, учителю следует направлять детей к самостоятельности, раскрытию личностного потенциала, инициативности и ответственности.
  • 6. Учителю важно непосредственно принимать участия в процессе общения, быть открытым и искренним с учениками в процессе обсуждения той или иной проблемы. Быть равноправным участником диалога, уметь отстаять свою точку зрения, выслушать и принять точку зрения учащегося, не отстраняясь от ситуации общения. В результате ученики будут иметь более ясное представление о теме обсуждения, в большей мере ощущая ее реальность и актуальность. Не стоит наблюдать со стороны, следует быть активным участником ситуации, показывать собственный пример инициативности, бросать ученикам вызов.
  • 7. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков учащихся, не следует опасаться использовать нетрадиционные виды и формы уроков, которые могут способствовать поддержанию плодотворной и эффективной деятельности учеников. Нестандартные уроки включает в себя все разнообразие форм деятельности и методов обучения, особенно таких, как исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, конспектное изучение материала. Применяя нетрадиционные уроки в образовательном процессе, учитель способствует снятию напряжения у детей, оживления их мышления, а также повышения интереса к предмету в целом.

Рассмотрим возможные виды нестандартных уроков:

  • 1. Урок-игра. Не следует заменять обучение игрой, стоит попробовать синтезировать игру и труд. На таком уроке создается неформальная атмосфера, игра развивает интеллектуальные и эмоциональные способности учащихся. Учебная цель является игровой задачей, урок подчинен правилам игры, у учащихся наблюдается повышенный интерес к теме изучения.
  • 2. Урок-сказка, Урок-путешествие. Данный урок основывается на развитие детской фантазии, базируется на основе народной или литерной сказки, либо сочиняется учителем. Форма сказки близка и интересна детям, особенно, младшего школьного возраста.
  • 3. Урок-состязание. Данный вид урока может быть полностью составлен учителем, либо иметь под собой основу популярного телевезионного соревнования. Викторины позволяют в хорошем темпе провести контроль практических и теоретических знаний учащихся по выбранной теме.
  • 4. Уроки, основанные на имитации деятельности каких-либо учреждений или организаций. Например, Урок-суд, Урок-аукцион, Урок-интервью, Урок-исследование, Урок-репортаж, Урок-экскурсия и так далее. Учащимся требуется решить задания с помощью их творческого потенциала, решением проблемно-поисковых задач. Предложенные уроки предлагают примерить на себя ту или иную профессию, неся профориентационный уклон, а также, развивают артистизм учеников и неординарность мышления.
  • 5. Урок-спектакль. Для совершенствования фонетических навыков учащихся, создания коммуникативной, творческой, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка к такому уроку, развивает индивидуальные способности учащихся, активизирует их речевые и мыслительные способности, мотивирует на чтение литературы, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также, активизирует знания лексики и способствует ее укреплению.

Выводы по второй главе

Исходя из полученных результатов исследования практической реализации роли учителя иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

Новый федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к результатам обучения и призывает взглянуть на современный урок по-новому, воплощая творческие идеи учителя и ученика.

Исходя из этого, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, который развивает, побуждает, приобщает, рекомендует и направляет ребенка. Используя личностно-ориентированный подход, учитель нацелен на развитие у учащихся способности к объективной самооценке рефлексии.

Учитель иностранного языка должен суметь спроектировать урок в рамках ФГОС, сумев успешно сочетать классическую структуру урока с активным использованием творческих наработок, в новом ключе применяя традиционные приемы и методы наряду с современными технологиями, направляя данную деятельность на решение современных образовательных задач.

Применение проектной деятельности является важнейшим методом работы с учащимися в рамках нового стандарта, ее реализация способствует включению учащихся в межкультурный диалог, а также, мотивации на самостоятельность, инициативность, ответственность, развитие творческих навыков.

Кроме того, проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта.

Учителю важно создавать позитивную мотивацию, особенное настроение в классе, настраивать учеников на получение удовольствие от образовательного процесса и проектной деятельности в частности, а также вместе с детьми радоваться достигнутым результатам и успехам.

Применение приведенных выше рекомендаций для практической реализации роли учителя иностранного языка, составленных на основе проведенного исследования, должно способствовать поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, повышению их мотивации, развитию ключевых компетенций, что, соответственно, направленно на формирование личности, способной с наибольшей успешностью и комфортностью занимать свое место в современном обществе и вести активную деятельность.

образование учитель иностранный преподавание

· Стандарт - инструмент реализации стратегии образо­вания в меняющемся мире.

· Стандарт - инструмент повышения качества образова­ния и выхода отечественного образования на междуна­родный уровень.

· Стандарт - объективный измеритель квалификации пе­дагога.

· Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт - основа для формирования трудового до­говора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одарёнными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запу­щенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандартам педагога

Стандарт должен:

· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жёсткой регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.

Характеристика стандарта

· Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Необходимость дополнения общенациональной рамки профессионального стандарта региональным компонентом очевидна. Условия работы педагогов в кочевых школах Якутии и столичной гимназии, сельской и городской школе кардинально сличаются. Отсюда следует, что требования к педагогу и соответствующая им профессиональная подготовка должны учитывать региональную специфику. Здесь дело не только в особенностях труда и быта. Это невероятно тонкий вопрос, предполагающий необходимую психолого – педагогическую оснащённость педагога, затрагивающий его культурологическую базу,которая должна включать знание обычаев и верований народностей, среди которых ему предстоит осуществлять свою педа­гогическую деятельность. Под культурологической базой я под­разумеваю не только сумму специальных знаний, но и прежде всего широкий, лишённый субъективизма взгляд педагога, определяющий его способность к диалогу. В противном случае педагог, исповедующий христианство, наломает дров в анклаве, где значительная часть его учеников и их семей - мусульмане, а монотеист (вне зависимости от конфессиональной принад­лежности), выказавший пренебрежение к языческим веровани­ям народов Севера, навсегда потеряет доверие своих воспитан­ников и их родителей. Сложность заключается в том, что реги­ональный компонент стандарта, а точнее стандартов, поскольку везде своя специфика, нельзя изобрести в центре. Следовательно, их надо создавать и выращивать на местах. Эту трудную твор­ческую работу предстоит проделать региональным органам управления образованием на основе широкого обсуждения с широкой педагогической общественностью и деятелями куль­туры (см. пункт 3.4 документа).

Профессиональный стандарт педагога может быть так­же дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия) в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для ода­рённых, инклюзивная школа и т. п.).

Наряду с общенациональной рамкой стандарта и его региональным компонентом предполагается внутренний стан­дарт образовательной организации, который она же сама раз­рабатывает и внедряет. Здесь на первый план выходит специ­фика самой школы, которая, в свою очередь, определяется особенностями контингента учащихся и теми образовательными программами, которые школа намеривается реализовывать. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждая школа самостоятельно осу­ществляет выбор образовательных программ. Диапазон их достаточно широк: дошкольные, коррекционные, инклюзивные, лицейские, гимназические и др. Это не означает, что следует организовывать сразу весь спектр образовательных услуг. Многие школы отличаются «лица необщим выражением», спе­циализируясь на работе с определённым контингентом учащих­ся, ставя свои образовательные задачи. Отсюда следует, что требования к информационным компетенциям преподавателя лицея информационных технологий будут одни, а к педагогу, реализующему программу коррекционного обучения, совсем другие. Внутренний стандарт образовательного учреждения позволяет его руководителю внятно сформулировать требования к квалификации педагога, предъявив их ему при приёме на работу.Не будем забывать о том, что профессиональный стан­дарт - это ещё и основа трудового договора, а в ближайшей перспективе - и заключаемого с педагогом контракта. Педагог вправе знать, чего ожидает от него работодатель, для того что­бы сделать соответствующие выводы о своей пригодности для работы в данном образовательном учреждении (см. пункт 3.5).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в до­школьных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем об­разовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стан­дарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структу­ру его профессиональной деятельности: обучение, вос­питание и развитие ребёнка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогически­ми компетенциями, призванными помочь учителю в ре­шении новых стоящих перед ним задач.

Стандарт выдвигает требования к личностным каче­ствам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких, как: готовность учить всех без ис­ключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выпол­няет функции, призванные:

· преодолеть технократический подход в оценке труда пе­дагога;

· обеспечить координированный рост свободы и ответ­ственности педагога за результаты своего труда;

· мотивировать педагога на постоянное повышение ква­лификации.

1. Область применения

Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приёме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполни- тельной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения

2.1 Определять необходимую квалификацию педа­гога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность пе­дагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в реше­ние задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1. Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя скла­дывается из его профессиональных компетенций.

3.2. Профессиональная компетенция - способ­ность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: до­кумент, включающий перечень профессиональных и личност­ных требований к учителю, действующий на всей террито­рии Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессио­нальному стандарту: документ, включающий дополнитель­ные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5. Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификацион­ные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6. Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профес­сиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребёнка.

3.7. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8. Аудит: систематический, независимый и доку­ментируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9. Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведён для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10. Внешний аудит: аудит: проводимый незави­симой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлён надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в на­стоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обуче­ния.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образо­вании; одарённых учеников; учеников, для которых рус­ский язык не является родным; учеников с ограничен- ными возможностями и т. д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ – компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ – компетенций приведены в приложении 1).

1

Проведен анализ реализуемых в США языковых стандартов в системе высшего профессионального педагогического образования, включающих в себя не только педагогические и специальные знания учителя по его дисциплине, но и знания культурного и этнического разнообразия контингента учащихся; грамотное использование коммуникативных свойств языка; продуктивную организацию и управление социальным поведением детей; умелое интегрирование новейших технологий обучения иностранному языку, творческое применение существующих образовательных технологий и т.д. В языковых стандартах, исходя из этого, сформулированы соответствующие требования для осуществления вышеназванных целей: необходимость понимания культуры страны изучаемого языка, предполагающее развитие таких умений и навыков, как знание традиций и обычаев людей, говорящих на данном иностранном языке; знание музыки, танцев, народного, изобразительного и драматического искусств, архитектуры, литературы, условий жизни людей, говорящих на данном иностранном языке, а также знание истории страны изучаемого языка. В качестве примера приводится методика погружения в культуру, широко внедряемая рядом педагогических учебных заведений. Таким образом, американские национальные языковые стандарты, применяемые в преподавании иностранных языков, как в средней школе, так и в высших учебных заведениях, в качестве приоритетов выдвигают цели формирования коммуникативной компетентности студентов и детального проникновения в культуру стран изучаемых языков.

стандарты языкового образования

подготовка учителя иностранного языка

1. McKay S.L. Teaching English as an International Language. – Oxford: University Press, 2002. – 150 p.

2. Standards for Foreign Language Learning. Preparing for the 21st century. – Alexandria, VA: ACTFL, inc., 2010. – 8 p.

3. Американский Совет по вопросам преподавания иностранных языков: http://www.actfl.org.

4. Институт иностранной службы: http://fsi-languages.yojik.eu.

5. Национальный Совет по стандартам профессионального обучения: http://www.nbpts.org.

6. Межгосударственный консорциум по оценке и поддержке начинающих учителей: http://www.ccsso.org/projects/interstate_new_teacher_assessment_and_support_consortium/Projects/Standards_Development.

Постоянно обновляющийся контекст информационного общества с его особым интеллектуальным климатом диктует необходимость переосмысления концепций подготовки кадров в системе высшего образования. В этом смысле система высшего языкового образования приобретает новую поисковую энергетику не только в вопросах изменения содержания образования в сторону расширения академической его части, но и углублению узкопрофессиональной подготовки, связанной, например, с совершенствованием подготовки учителей иностранного языка.

Цель исследования . Источниками новых идей, на наш взгляд, могут выступать научно-педагогические исследования американской системы профессионального педагогического образования, обладающей высоким мобилизационным потенциалом. Философы американской системы образования опираются на приоритеты ЮНЕСКО в содействии применению методов двуязычного и многоязычного образования, опоры на родной язык в целях достижения инклюзивности и повышения общего качества образования согласно принципу равенства всех культур и языков.

Материал и методы исследования

Фактологический материал был отобран в результате изучения зарубежной историко-педагогической, социологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, среди которых особое место занимают разнообразные монографические работы американских педагогов и психологов, во многом определивших пути развития системы педагогического образования в США как переведенные на русский язык, так и на языке оригинала. К работе привлекались также официальные документы правительственных органов и профессионально-общественных ассоциаций США. Большое значение имел метод включенного наблюдения за деятельностью отдельных педагогических учебных заведений США, беседы и интервью с представителями американской высшей педагогической школы.

Результаты исследования и их обсуждение

Учебные планы и программы, технологии обеспечения качества подготовки учителей иностранных языков в американских университетах показывают, что процесс модернизации профессионального языкового образования происходит по линии их вариативности и плюрализма, в связи с чем в настоящее время в США все большее распространение получают смешанные методы обучения иностранному языку, где комбинируются традиционные и инновационные методы.

Существующие в США национальные языковые стандарты разработаны на основе ряда регламентирующих документов: Стандарты по изучению иностранных языков в XXI веке (1999 г.); Стандарты преподавания иностранных языков, разработанные Национальным Советом по стандартам профессионального обучения (NBPTS) (2001 г.); Стандарты подготовки будущих учителей иностранных языков, предложенные Американским Советом по вопросам преподавания иностранных языков (ACTFL) (2002 г.); Стандарты лицензирования учителей иностранных языков - стажеров, выдвинутые Межгосударственным консорциумом по оценке и поддержке начинающих учителей (INTASC) (2002 г.) и др. .

Языковые стандарты высшей школы предусматривают следующее: формирование коммуникативной компетенции через развитие межличностных и интерактивных речевых умений; формирование межкультурной компетенции через понимание различных аспектов культуры изучаемой страны; развитие междисциплинарных связей и социальной культуры средствами иностранного языка; сравнительно-сопоставительный анализ функционирования родного и иностранного языков и культур; участие в деятельности школьного и внешкольного сообщества в условиях поликультурной среды; участие в жизни многоязычных общин на территории США и за рубежом; формирование готовности к образованию средствами иностранного языка в течение жизни .

В США определены две категории программ подготовки учителей: Категория I: общие стандарты программ подготовки учителей по всем предметам и Категория II: стандарты программ подготовки учителей иностранного языка (LOTE - Languages Other Than English).

Рассмотрим подробнее Стандарты Категории II:

- Стандарт 3 касается разработки Программы с указанием основных положений и принципов, на которые она опирается, с подробным описанием структуры и предполагаемых результатов обучения. Концепция Программы и ожидаемые результаты должны соответствовать основным требованиям критериев степени владения иностранным языком для преподавания в школе K-12, Национальным общепринятым компетенциям владения иностранным языком. Важно, что основные положения Программы отражают идеи многоязычия и этнического многообразия в обществе, осознания разнообразия и разноуровневости учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями.

- Стандарт 4 (Знание о природе языка): Программа подразумевает проведение курсов, необходимых для формирования представления о природе языка, возможностях использования знаний о языке в практических целях.

- Стандарт 5 (Знание лингвистических основ изучаемого языка): Программа гарантирует студентам получение глубоких знаний о лингвистических основах изучаемого языка. Предполагается, что будущие учителя смогут демонстрировать понимание риторических и стилистических приемов, лексических единиц, уровней и стилей языка, пригодных для использования в различных ситуациях общения, в зависимости от целей коммуникации.

- Стандарт 6 (Понимание литературных текстов и культурных традиций): осваивая Программу, студенты получают знания и учатся понимать литературные тексты и культурные традиции. С этой целью будущие учителя изучают основные литературные направления, жанры, авторов и их работы, используя тексты из разнообразных источников.

- Стандарт 7 (Культурный анализ и сравнение): в ходе прохождения Программы постулируется тезис о признании и понимании культуры как динамической, взаимосвязанной со всеми явлениями в обществе системы. Для достижения этого студентам важно научиться использовать разнообразные методы идентификации, анализа и оценивания культурных особенностей, ценностей и идей.

- Стандарт 8 (Язык и коммуникация: умения в области аудирования и понимания услышанного): в соответствии со Стандартами подготовки учителей иностранного языка, разработанными в 2002 г. Американским Советом по обучению иностранным языкам, будущие учителя должны демонстрировать мастерство в понимании устных текстов на иностранном языке. Исходя из этого, в качестве одного из ключевых профессиональных умений выступает способность прослушивать информацию и понимать содержание услышанного. В зависимости от коммуникативной задачи и жанра текста важно уметь выделять и понимать главную мысль и детали, прогнозировать его содержание, выбирать основные факты, опуская второстепенные, понимать информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, критически обдумывать и давать стилистическую и социокультурную оценку прослушанному тексту с анализом целей и намерений говорящего.

- Стандарт 9 (Язык и коммуникации: умения в области чтения и понимания прочитанного): Программные требования относительно формирования навыка восприятия текстов на изучаемом языке касаются следующего: изучающие иностранный язык и использующие латинский алфавит должны уметь читать и понимать содержание текстов, выделять и понимать главную мысль и детали в прочитанном, понимать посыл и цели автора, а также выражать свое мнение, делать комментарии на иностранном языке. Изучающие иностранный язык и использующие не латинский алфавит должны демонстрировать умение понимать общее содержание прочитанного текста в соответствии с указанными Стандартами Программы.

- Стандарт 10 (Язык и коммуникации: речевые умения в области говорения): от будущих учителей иностранного языка ожидается мастерское владение навыком устного высказывании на изучаемом языке. Стандарты, разработанные Американским Советом по обучению иностранным языкам, предполагают, что родным языком для большинства будущих учителей иностранных языков является английский. Поэтому кандидаты в учителя, планирующие в будущем преподавать такие языки, как французский, немецкий, иврит, итальянский, португальский, русский и испанский языки (Группа I, II, и III языков по шкале Института иностранной службы (FSI), должны владеть минимальным уровнем преподаваемого языка - Advanced-Low, а те, кто планирует преподавать арабский, китайский, японский и корейский язык (Группа IV языков по шкале FSI), должны владеть минимальным уровнем - Intermediate-High .

- Стандарт 11 (Язык и письменная коммуникация: умения в области письменной речи): обучающиеся должны сформировать навык письменной речи, что предполагает умение писать тексты официального и неофициального стиля на социальную, профессиональную и иную тематику, используя и употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. По всем остальным параметрам данный Стандарт соответствует Стандарту 10.

- Стандарт 12 (Связь с другими дисциплинами и языковыми сообществами: социокультурные и междисциплинарные знания и умения): Программа включает в себя новейшие разработки в области форм и методов обучения языку, а также осуществляет включение в процесс обучения и подготовки учителей разнообразных методик контекстуального аутентичного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий, других приоритетных образовательных стратегий. Подобный опыт позволяет будущим учителям взаимодействовать с культурными сообществами, связанными с изучением иностранного языка, с целью углубления их знаний, расширения возможностей и перспектив использования иностранного языка на практике и получения опыта общения, что является основной задачей изучения иностранного языка. В этом смысле использование метода погружения в культуру (Cultural Immersion) является одним из способов знакомства с ровесниками из разных этнических групп. В данном случае моделируется их образ жизни: и обучающиеся, и студенты становятся на время представителями различных культурных и языковых групп. Например, будущим учителям, наряду с работой в социальной сфере, предлагается выбор проживания в семьях детей, с которыми им придется работать. Например, такие программы активно действуют в Университете Кларк (штат Атланта). В Университете Северной Аризоны (штат Аризона) будущие учителя в области специального (языкового) образования могут жить и преподавать на территории резервации Наваха .

Как признает Американский Совет по обучению иностранным языкам, программы подготовки дипломированного учителя иностранного языка отличаются в разных штатах США, и тем не менее есть определенные унифицированные Стандарты по оценке уровня сформированности компетенций начинающего учителя:

  1. Знание педагогики. Учитель владеет основными терминами, педагогическим инструментарием, структурой дисциплины, которую преподает, и может превратить процесс обучения разным аспектам предмета значимым для каждого учащегося.
  2. Развитие студентов. Учитель проводит постоянный мониторинг личной образовательной траектории ученика и может обеспечить интеллектуальное, социальное и личностное развитие ребенка.
  3. Понимание и принятие «мозаики» личностей учащихся. Учитель, понимая, насколько учащиеся отличаются по своим подходам к учению и образованию, создает дифференцированные учебные возможности, применяет гибкие формы педагогического стиля. Учитель - гарант в процессе преодоления основных «дефицитов» в учебных умениях учеников.
  4. Разнообразие учебных стратегий. Учитель использует множество учебных стратегий с целью развития критического мышления учащихся, способности решения проблем и формирования навыков самопрезентации, обогащения личностного «тезауруса» учащегося. Учитель - провайдер образовательных услуг.
  5. Мотивация и управление. Учитель учитывает сущность мотивации индивида и группы с целью создания учебной среды, поощряющей позитивное социальное взаимодействие, активное участие в учении и самомотивацию.
  6. Коммуникация и технология. Учитель использует знание эффективных вербальных, невербальных и медийных средств коммуникации для того, чтобы способствовать активному участию, сотрудничеству и взаимодействию в классе.
  7. Планирование. Учитель планирует процесс обучения, основывая его на знании сущности предмета, особенностей учащихся, ученического сообщества и целей учебного плана.
  8. Оценивание. Учитель понимает и использует формальные и неформальные стратегии оценки для обеспечения гарантии непрерывного интеллектуального, социального и физического развития ученика.
  9. Рефлексивная практика: профессиональный рост. Учитель - рефлексирующий практик, который непрерывно оценивает эффекты методов и приемов воздействия на других (учащиеся, родители, другие участники обучающегося сообщества); изыскивает возможности для профессионального роста.
  10. Школа и участие сообщества. Учитель устанавливает отношения со школьными коллегами, родителями, общинными организациями. Учитель - коммуникатор социального опыта .

Заключение

Суммируя теорию и практику подготовки учителя иностранного языка в США, можно выделить следующие характеристики учителя-профессионала, которого готовят в американских педагогических колледжах и университетах: обладание качествами и навыками профессиональной деятельности в поликультурном пространстве; ориентация на развитие своих личностных качеств, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; умение практически работать с образовательными программами, строить и решать развивающие образовательные задачи на основе личностно-ориентированного подхода; демонстрация компетентности не только в сфере образования, но и в межличностном поликультурном общении; умение использовать язык как в реальных жизненных контекстах, так и в профессиональных целях; понимание сути политических, исторических, социальных и экономических реалий тех регионов, язык и культура которых изучаются.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального универ ситета, г. Казань;

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 30.04.2014.

Библиографическая ссылка

Сабирова Д.Р., Акмаева А.С. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-6. – С. 1282-1285;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34330 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»