Группы по физре в вузе. Освобождение от физкультуры физкультурные группы

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Используемые материалы:

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой! В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК.

Не путайте группы здоровья и медицинские группы при занятиях физкультурой!
В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК. Но если занятия лечебной физкультурой должны проводить только врачи-методисты, то научить ребенка технике движений, подобрать способы тренировки призван именно педагог по физическому воспитанию.
Все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I , а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще - функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме, по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья , имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
В рамках спецмедгруппы выделяют:
· Подгруппа А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении, под руководством преподавателя физической культуры.
· Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера, под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении, под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года. Ниже приведены краткие рекомендации, учитывающие особенности проведения занятий с детьми спецмедгруппы.

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в качественном и количественном отношении) двигательный режим . Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Деление на группы по состоянию здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные отклонения в состоянии здоровья нуждается двигательной активности не менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна быть качественно иная двигательная активность.

Факторы, которые влияют на уровень здоровья ребенка:

  • здоровье родителей;
  • особенности протекания беременности матери и родов;
  • особенности развития малыша;
  • домашний микроклимат в семье;
  • условия физического воспитания ребенка;
  • характер и условия отдыха;
  • санитарно - гигиенические условия быта и учебной деятельности.

Если генетические нарушения и повреждения при рождении ребенка отсутствовали, то именно особенности развития малыша влияют на уровень его здоровья.

Патологические отклонения и их степень зависят от возраста ребенка. Дети 2-4 лет проявляют преимущественно нарушение функционального характера, которые могут быть возвращены к норме. Хронические заболевания формируются позже (в основном в школьные годы), но довольно часто формируются к 4-7 годам.(желудочно-кишечного тракта, заболевания носоглотки, нарушение осанки, заболевания кожи и др.).

Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:

  1. степень функционирования основных систем организма;
  2. отсутствие или наличие хронических заболеваний;
  3. степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
  4. степень гармоничности физического развития;
  5. уровень физического развития.

Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:

  1. здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
  2. без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
  3. больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
  4. больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
  5. больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.

При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием , уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья : 1) основную , 2) подготовительную и 3) специальную .

Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).

П одготовительн ая медицинск ая групп а – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).

Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).

Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные, так и методические (см. табл. 1.1). Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.

Таблица 1.1. Организационные и методические рекомендации по двигательной активности учащихся, принадлежащих к разным группам здоров ья

№ группы Организационные рекомендации Методические рекомендации
1-я
основная
Учебная, спортивная и трудовая деятельность организуется без каких-либо ограничений по общей программе физического воспитания и с выполнением контрольных нормативов.
Рекомендуемые дополнительные занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях.
2-я
подготовительная
Относятся к группе риска и требуют повышенного внимания врачей. Необходимо обеспечение систематического обследования. Проведение закалки, диетотерапии, соблюдение рационального режима дня и двигательного режима. Занятия по общей программе физического воспитания, но с возможной задержкой сдачи соответствующих нормативов. Рекомендуемые занятия в физкультурно-оздоровительных группах общей физической подготовки, прогулки, игры и спортивные развлечения. Участие в соревнованиях - за дополнительным разрешением врача.
3-я
специальная
Систематический врачебный контроль, дополнительные специально организованные занятия физическими упражнениями. Двигательный режим обеспечивается с соблюдением показаний к занятиям. Особое внимание обратить на восстановление после выполнения упражнений, обеспечение оздоровительного воздействия на нарушенные функции. Рекомендовано увеличение объема упражнений на восстановление дыхания, медленный темп выполнения, систематический контроль пульса и состояния. Занятия проходят по отдельной программе для специальных медицинских групп. Участие в спортивных мероприятиях ограничено.
4-я Постоянный врачебный контроль. Обычно обучение в специализированных школах соответствующей нозологии или санаторного типа. Двигательный режим имеет ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и занятиями лечебной физической культурой. Занятия по отдельной программе для специальных учебных заведений соответствующего типа.
5-я Постоянный врачебный контроль. Пребывание в лечебных учреждениях. Двигательный режим имеет существенные ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и лечебными процедурами. Занятия лечебной физической культурой индивидуализированы.

Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.

Понятие «группы здоровья»

При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.

Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни - только те, которые приобрели хроническую форму.

Кого относят к 3 группе здоровья

Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.

Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.

Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»

Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 - не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.

Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.

Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.

Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья

Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:

  • гастрит;
  • астма;
  • увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
  • недостаток гемоглобина в крови (анемия);
  • заболевания почек;
  • хроническая форма бронхита;
  • нарушения речи (заикание);
  • первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
  • аллергия и так далее.

Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.

Может ли измениться группа здоровья у ребенка

К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.

Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.

Занятия спортом

Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:

  • для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
  • нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
  • опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.

Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.

3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе

Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.

Всего физкультура в школе делится на 3 вида:

  • основной, для полностью здоровых детей;
  • подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
  • специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.

В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.

Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.

Как вести себя родителям

Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.

Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.