Анна снегина анализ произведения. Анна снегина анализ произведения Проблематика анны снегиной

Кратко:

В 1925 году была написана поэма «Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в 1917 - 1918 годах.

В «Анне Снегиной» соединились в единое целое элементы эпические, лирические и драматические. Эпическая тема дается в поэме в реалистических традициях. Действие поэмы происходит на широком общественно-историческом фоне: революция, гражданская война, расслоение деревни, раскулачивание, самосуды, гибель дворянских гнезд, эмиграция русской интеллигенции за границу. В поле зрения автора оказываются народные бедствия - дореволюционные и послереволюционные («мужицкие войны», классовая ненависть, набеги деникинцев, непомерные налоги), народные судьбы (радовцев, которым «счастье дано», и криушан, у которых одна соха и «пара заезженных кляч»), народные характеры (Прон Оглоблин, Оглоблин Лабутя, мельник, мельничиха и другие).

Лирическое начало - несостоявшаяся любовь героев - определяется этими эпическими событиями. Анна Снегина - дворянка, аристократка. Сергей - крестьянский сын. Оба по-разному, но одинаково хорошо знают жизнь России и самозабвенно любят ее. Они и классовые враги, и люди, связанные душевным родством, они оба - русские. Их роман протекает на фоне революционных катаклизмов и социальных потрясений, что в конечном счете и определяет расставание героев. Анна уезжает в Лондон, пережив все удары судьбы (разорение усадьбы, мужицкое возмездие, гибель мужа, разрыв с Сергеем), но сохраняет на чужбине нежность к герою и любовь к России. Сергей, закружившись в революционном водовороте, живет проблемами сегодняшнего дня, и «девушка в белой накидке» становится для него просто дорогим воспоминанием.

Однако драматизм ситуации не исчерпывается тем, что революция разрушила личное счастье героев, она коренным образом подорвала веками складывающийся традиционный уклад всей русской жизни. Нравственно искалеченная, гибнет деревня, воюют между собой крепкие хозяйственные радовцы и нищие криушане, долгожданная свобода оборачивается вседозволенностью: убийства, самосуды, засилие «злодеев... лихих». На селе появляется новый тип вожака:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Прозорливый Есенин с горечью констатировал в «Анне Снегиной», во что превратилась его голубая мечта об иной земле и иной стране в государстве большевиков.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Проблематика поэмы «Анна Снегина» неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни. Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?

Такая проблематика предопределена двумя предметами изображения, каждому из которых соответствуют две сюжетные линии, развивающиеся в поэме параллельно. С одной стороны, это частный сюжет, повествующий об истории отношений лирического героя с Анной Снегиной, рассказывающий о несостоявшейся любви. С другой стороны, он тесно переплетен с сюжетом конкретно-историческим, обращенным к событиям революции и гражданской войны, которые захватывают и жизнь крестьян, жителей деревни и хутора, на котором укрывается герой Есенина от вихрей исторического времени, и его самого. Исторический разлад захватывает жизнь всякого человека без изъятия и разрушает наметившиеся было отношения любви в частном сюжете.

Экспозицией национально-исторического сюжета становится открывающий поэму рассказ возницы о внезапно возникшей вражде между двумя деревнями: Радово и Криуши. В страшной драке за лес между мужиками двух деревень видится пролог гражданской войны, когда зерна гнева вырастают среди людей, принадлежащих одной культуре, одной нации, говорящих на одном языке: «Они в топоры, мы тож. / От звона и скрежета стали / По телу катилась дрожь». Почему после этой драки жизнь в некогда богатой деревне Радово без всяких видимых причин приходит в упадок? Как объясняет возница такую ситуацию: «С тех пор и у нас неуряды. / Скатилась со счастья вожжа. / Почти что три года кряду / У нас то падеж, то пожар»?

Рассказ возницы, служащий прологом к национально-историческому сюжету поэмы, сменяется экспозицией частного сюжета, связанного с судьбой лирического героя, с тем выбором, который он делает, дезертируя с фронта империалистической войны. Чем обусловлен такой поступок? Мотивируется ли он трусостью лирического героя, желанием спасти свою жизнь, или же он обнаруживает твердую жизненную позицию, нежелание участвовать в безумных и разрушительных исторических обстоятельствах империалистической войны, цели которой неизвестны и чужды лирическому герою?

Дезертирство — осознанный выбор героя, не желающего быть участником бессмысленной и чуждой интересам народов бойни: «Война мне всю душу изъела. /За чей-то чужой интерес /Стрелял я в мне близкое тело /И грудью на брата лез». Февральская революция 1917 года, когда «над страной калифствовал /Керенский на белом коне», не изменила ни саму историческую ситуацию, ни отношение лирического героя к войне и к своему участию в ней:

Но все же не взял я шпагу...

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу —

Был первый в стране дезертир.

Покажите, что такой выбор дается лирическому герою нелегко, что он все время возвращается к своему поступку, находит все новые и новые эмоциональные оправдания: «Нет, нет! / Не пойду навеки. / За то, что какая-то мразь / Бросает солдату-калеке / Пятак или гривенник в грязь». Найдите другие примеры подобного самооправдания.

Таким образом, двум сюжетным линиям анализируемой поэмы «Анна Снегина» Есенина соответствуют и две экспозиции, соотнесенность которых формирует проблематику поэмы: можно ли в условиях исторической действительности XX столетия спрятаться от свирепых и разрушительных ураганов войн и революций, национального раздора, пролог которого звучит в рассказе возницы, в своем частном мире, в укрытии, на хуторе у мельника, куда и направляется лирический герой? Может ли статься так, что исторический ветер пройдет мимо и не затронет? Собственно, попытка обрести такое укрытие и оказывается завязкой поэмы.

Однако такие попытки обнаруживают свою полную иллюзорность. Внутренний разлад крестьянского мира с самим собой, образ которого дан во вражде деревень Радово и Криуши, становится все более и более очевиден, вовлекает все больше и больше людей. Обратитесь к разговору героя со старухой, женой мельника. Покажите, как она воспринимает современное состояние крестьянского мира, какие новые грани к истории вражды радовцев и криушан прибавляет ее рассказ. Где она видит причину разлада людей между собой?

Старуха ставит историю вражды двух деревень («То радовцев бьют криушане, / То радовцы бьют криушан») в более широкий национально-исторический контекст.

Первая встреча с Анной Снегиной заставляет автора обратиться к традиционному для любовной лирики сюжету встречи через много лет двух некогда любивших друг друга людей, разведенных потом судьбой и временем. Вспомните, какие стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета, Блока обращены к подобному сюжету. Эта встреча дает возможность Анне Снегиной и лирическому герою вновь вернуться к прежнему эмоциональному состоянию, преодолеть время разлуки и повороты судьбы, разведшие их: «И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Частный сюжет отношений Анны Снегиной и лирического героя развивается параллельно с другой сюжетной линией, основу которой составляет история дружбы лирического героя с Проном Оглоблиным. Именно эти отношения проявляют характер исторического процесса, проходящего в русской деревне, развивающегося на глазах поэта и требующего его непосредственного участия. Прон Оглоблин — как раз тот герой, который заставляет выйти из укрытия на мельнице, не дает отсидеться на сеновале у мельника, всячески показывает лирическому герою его необходимость крестьянскому миру.

Кульминацией поэмы, соединяющей две сюжетные линии, становится момент появления лирического героя вместе с Проном в поместье Снегиных, когда Оглоблин, выразитель интересов крестьянства, требует у помещицы земельные угодья: «Даешь, мол, твои угодья /Без всякого выкупа с нас». Лирический герой оказывается вместе с крестьянским вожаком. Когда возникает прямой классовый конфликт, он, не в силах больше игнорировать вызов истории, делает выбор и выступает на стороне крестьянства. Развитие сюжета обнаруживает невозможность спрятаться от исторического времени, от классовых противоречий в деревне, оказавшись на стороне, отсидевшись на хуторе у мельника. Если он смог дезертировать с фронта германской войны, выбрав жизнь частного человека, то уйти от крестьянской среды, с которой он связан генетически, герой не может: остаться в стороне означало бы предательство деревни. Так совершен выбор: встав рядом с Проном, лирический герой теряет обретенную было любовь к Анне Снегиной.

Развитие любовного конфликта завершается еще и потому, что Снегина, потрясенная гибелью мужа-офицера на фронте, бросает в лицо поэта страшное обвинение: «Убили... Убили Борю... /Оставьте! /Уйдите прочь! /Вы — жалкий и низкий трусишка. /Он умер... /А вы вот здесь...»

...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

Лирический план поэмы. Название.
Образ Анны Снегиной. Образ главного героя - Поэта

Поэма автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя - поэта Сергея - мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны - Л.И. Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ - вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема - личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна - центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет - история несостоявшейся любви героев - в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции - в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне; образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны - Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны - империалистической и гражданской - одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек...

Отказ от участия в кровавой бойне - не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина - новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!" И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: "Крестьян еще надо варить".

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон - разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он - вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

"Скажи, Кто такое Ленин?" Я тихо ответил: "Он - вы".

"Вы" - то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее - желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, - крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин - не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути - жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя - братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик - что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме - мельник - это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

Русская литература богата знаковыми личностями, которые внесли существенный вклад в эпоху и оказали влияние на целое поколение. Безусловно, Сергей Есенин один из них. Многие знают его стихи, но далеко не все знакомы с биографией. Исправить это досадное упущение достаточно просто. Ближе познакомиться с широким миром автора можно в книге Сергея Есенина «Анна Снегина». Содержание произведения рассказывает о поэте, посетившем давно забытые места, которые позволили испытать волну не остывшего за годы чувства. Книга легкая для восприятия и богата вескими словесными оборотами. Сейчас без словаря тяжело понять все жаргонизмы того времени, но они оказали на произведение эффект жизненного правдоподобия.

Пересечение персонажей с реальными людьми

Всех своих персонажей Сергей Есенин брал из собственного жизненного опыта. Прототипом Анны стала Лидия Ивановна Кашина. Другие герои не имеют полного сходства с реальными людьми. Но это все характеры односельчан поэта. Хотя есть много общего между Проном Оглоблиным и Петром Яковлевичем Мочалиным. Двое в свое время занимались пропагандой идеи Ленина.

Личность автора в произведении

Мельник часто называет главного героя Сергушей, и все же стопроцентного совпадения между автором и его персонажем нет. Согласно описанию Анны, портрет рассказчика схож с внешностью поэта. Но точно нельзя это утверждать. Тем не менее, анализ поэмы («Анны Снегиной») Есенина можно сделать, опираясь уже на то, что книга автобиографическая.

Также в одной из бесед главный герой говорит, что его характер связан с тем, что рожден он был осенью (Сергей Александрович появился на свет 3 октября). По поэме, приезжает в село Радово, в реальности в 1917-1918 годах Есенин бывал в селе Константиново. Как и его персонаж, он очень устал от военных событий. Хотел отдохнуть и успокоить нервы, что проще всего сделать вдалеке от столицы.

Даже краткое содержание «Анны Снегиной» показывает, как много автор вложил собственных переживаний в поэму.

Образ Анны Снегиной

Образ первой любви, Анны Снегиной, частично списан с реальной женщины по имени Лидия Ивановна Кашина (годы жизни 1886-1937). До революции она жила в (в поэме Радово), откуда родом поэт и куда приехал прятаться от военных трагедий книжный герой. В 1917 году ее дом перешел в собственность крестьян, а Лидия Ивановна перебралась в другую усадьбу. Как в родительском, так и в другом доме Есенин бывал часто. Но, вероятнее всего, истории у калитки с девушкой в белой накидке и нежным «нет» - не было. У Кашиной было двое детей, которые очень любили Сергея. Отношения с собственным мужем у нее сложились не очень близкие.

В 1918 г. Лидия переехала в Москву и работала в столице стенографисткой. В городе они также виделись часто. В отличие от Анны, Лидия не переехала в Лондон. Реальная Кашина сильно отличается от выдуманного поэтом персонажа, такого как Анна Снегина. Анализ показал, что есть много несоответствий в характеристике двух этих фигур. Тем не менее, образ главной героини вышел таинственный и захватывающий.

Приезд в Радово

С первых строк поэмы автор вводит нас в атмосферу села Радово. По его словам, деревня приглянулось бы любому, кто ищет мира и уюта. Рядом с лесами много воды, полей и пастбищ, есть угодья, обсаженные тополями. В целом жили крестьяне хорошо, но власти со временем все увеличивали налоги.

В деревне по соседству, Криуши, дела шли хуже, поэтому жители вырубили лес около Радово. Две стороны встретились, что привело к кровавым последствиям. С тех пор в селе начались проблемы.

Такие новости слышит рассказчик по дороге.

Мы узнаем, что Есенин, от которого идет повествование, решает забыть все тяготы войны с приездом в деревню. Краткое содержание «Анны Снегиной» - это еще и переживания рассказчика. Он делится своими мыслями по поводу нелепости войны и неготовности воевать за купцов и знать, которые остаются в тылу. Есенин выбирает для себя другую судьбу и готов к другому роду отваги. Отныне он величает себя первым дезертиром.

После того как сверх нормы автор расплатился с извозчиком, он идет к мельнице. Там его радушно встречает хозяин с женой. Из их разговора узнаем, что Сергей приехал на год. Далее вспоминает о девушке в белой накидке, что у калитки ласково сказала ему «нет». Так заканчивается первая глава поэмы.

Знакомство читателя с Анной

Мельник называет героя Сергушей, когда будит его к завтраку, а сам говорит, что едет к помещице Снегиной. По дороге Есенин восхищается красотой апрельского сада и помимо воли вспоминает о калеках войны.

Автор во время завтрака разговаривает со «старухой», женой мельника, который является одним из персонажей поэмы «Анна Снегина». Краткое содержание ее монолога - это жалобы на беды, пришедшие к ним после свержения царизма. Вспоминает женщина и о человеке по имени Прон Оглоблин. Именно он был убийцей во время схватки в лесу.

За разговором рассказчик решает навестить Криуши.

По дороге встречается с мельником. Тот рассказывает, что когда поделился радостью о приезде гостя, то молодая, замужняя Анна, дочь хозяев, обрадовалась. Она поведала, что когда поэт был молод, был влюблен в нее. Во время этого мельник хитро улыбался, но Есенина лукавые слова не обижают. Сергей думает о том, что было бы хорошо завести небольшой роман с красивой солдаткой.

Село Криуши встретило его гнилыми домами. Вблизи разгорелся спор о новых законах. Сергей поздоровался со старыми друзьями и стал отвечать на вопросы крестьян, что сыпались со всех сторон. Когда его спросили: «Кто такой Ленин?» - отвечает: «Он - это вы».

Чувства Анны и Сергея

Третья глава поэмы начинается с плохого самочувствия автора. Он несколько дней находился в бреду и мало что понял из того, за каким гостем для него сходил мельник. Когда герой очнулся, то понял, фигура в белом платье - его давняя знакомая. Далее в поэме они вспоминают минувшие дни, там мы узнаем их краткое содержание. Анны Снегиной не было в его жизни с юношеских лет. Именно с ней сидел он под калиткой. Женщина говорит о том, как вместе они мечтали о славе, Есенин достиг своей цели, а Анна забыла о мечтах из-за молодого офицера, который стал ей мужем.

Мысли о прошлом не нравятся поэту, но он не смеет высказать свою точку зрения на выбранную тему. Плавно Анна начинает упрекать его за пьянки, о которых знает вся страна, спрашивает, в чем их причина. Есенин только сыплет шутками. Снегина интересуется, любит ли он кого-то, Сергей отвечает: «Нет». Расстались они на рассвете, когда в сердце поэта возобновились чувства, бушевавшие там в шестнадцать лет.

Через некоторое время он получает записку от Оглоблина. Тот зовет Есенина поехать с ним к Анне и просить земли. Он неохотно соглашается.

В доме Анны произошло какое-то горе, что именно, поэту неизвестно. С порога Оглоблин просит земли. Требование о наделе остается без ответа. Мать Анны думает, что мужчина пришел к дочери, и приглашает его. В комнату входит Есенин. Анна Снегина оплакивает мужа, который погиб на войне и упрекает гостя в трусости. После таких слов поэт решает оставить женщину наедине со своим горем и пойти в кабак.

Разлука главных героев

В четвертой главе Есенин пытается забыть об Анне. Но все меняется, и Оглоблин приходит к власти вместе со своим лентяем братом. Они, не теряя времени, описывают дом Снегиных вместе с имуществом и скотом. Хозяек дома мельник забирает к себе. Женщина извиняется за свои слова. Бывшие влюбленные много говорят. Анна вспоминает рассвет, который они встретили, когда были молоды. На следующий вечер женщины направились в неизвестном направлении. Уезжает и Сергей, чтобы развеять грусть и сон.

Письмо с надеждой

Далее о шести послереволюционных годах рассказывает поэма «Анна Снегина». Краткое содержание последующих событий таково: мельник присылает Есенину письмо, где сообщает, что Оглоблина расстреляли казаки. Его брат тем временем прятался в соломе. Он искренне просит Сергея его навестить. Поэт соглашается и отправляется в путь. Его радостно встречают, как и прежде.

Старый друг отдает ему письмо с лондонской печатью от Анны. Она пишет просто и иронично, но сквозь текст поэт улавливает ее чувство любви. Есенин идет спать и снова смотрит, как и столько лет назад, на калитку, где когда-то девушка в белой накидке сказала ласково «нет». Но на этот раз Сергей Александрович заключает, что в те годы мы любили, но, оказывается, любили и нас.

Темы произведения

События в произведении начинаются в 1917-м. Последняя, пятая глава датирована 1923 годом. Ярким акцентом стоит в поэме война между двумя деревнями, которая трактуется как гражданская. Можно провести параллель и между поместьем Снегиных и властью, это символизирует провал царизма.

И хотя в письме к другу Сергей Есенин написал, что сейчас переживает и муза его покинула, все же работу «Анна Снегина» можно легко отнести к «жемчужинам» русской литературы.

13. «Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности

Поэма «Анна Снегина», написанная в конце 1924 – начале 1925года, - одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер, Анна Снегина=Л. И. Кашина. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн.крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам). В поэме очень точно описаны места, в которых действительно проживал Ес.

Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое - основной идейно-композиционный принцип.Главн.тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини раскрываются эпическ.события. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке»придает поэме лиризм. «Анна Снегина» - это одновременно и «объяснение с женщиной» и «объяснение с эпохой». При звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.

Поэма явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина о драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Личная тема здесь главная. Само название говорит о том, что в центре - судьба чел-а, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина - Онегина, перекликается с Пушкиным - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсегда юности, мечты и гармонии. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, - это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.

Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.

В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц.времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

В «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равноЙ степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но хар-ры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус.хар-р, рус.душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта. Ес.верит, что духовное начало русской жизни, нравствен.ценности нельзя подменить социальными.

Для Ес.важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен.кач-ва.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!». Несмотря на воспоминания, автор понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина. Нынешняя Анна является лишь поводом для воспоминаний о прошлом. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Но несмотря на утрату автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: « Далёкие милые были!..Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили. Но, значит, Любили и нас».

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнани.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по пповоду дальнейшей судьбы послереволбционной России. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года. Вскользь он замечает: "Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне", давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница рассказывает герою о том, что происходило в селе.

29. Лирика А.Ахматовой. Проблематика и поэтика. "Реквием". Идейно- художественное своеобразие.

Основная тема творчества - тема любви, где душевные переживания не описываются а производятся автором. Первостепенное значение играет психологическая деталь, какая позволяет уловить тончайшее движение души.
Сквозными мотивами в любовной лирике становится: мотивы поединка, утраты, разлуки, одиночества. Любовь может одарить человека и радостью и страданием, но это - всегда счастье.
Тема любви не единственное в творчестве Анны Ахматовой тема Родинырешается у неё темой малой Родины, родных и дорогих мест. Образ родины и само слово "Родина" отсутствуют в творчестве, но есть образы- топасы дорогих мест:
Петербург, Царское село, Одесса, и образы, отражающие русскую литературу.
Тема поэта и гражданина, столь не характерна для женской поэзии, имеет место в творческой лирике Анны Ахматовой.
Поэзия помогает человеку проникнуть в сокровенный смысл жизни. Она вбирает в себя все многообразие окружающего мира, делая его более богатым и красочным. Тема поэта и поэзии переосмысливается, муза- дляАхматовой- сестра, этот образ создается с помощью психологических деталей, опредмечивание и очеловечивания музы: слушая м-а она беседует с лирической героиней, но может и предать. Стихи на эту тему имеют черты житейской простоты, разговорности, психологизма.

Главная мысль поэмы "Реквием" - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный воронок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая.