Лечебная физическая культура для детских стоп. Комплекс упражнений от плоскостопия у детей Комплекс упражнений для ног ребенку

Наталья Штыкова
Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног»

Чтобы далеко шагали,

Никогда не уставали,

Сядем все и отдохнём,

Массаж ножек мы начнём.

На каждую ножку

Масла понемножку.

/ мамы капают массажное масло себе и ребёнку на подошвы/

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

/ растереть масло по подошве /

Проведём по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

/ провести ступней одной ноги по голени другой, начиная от пальцев до колена /

Ласка всем, друзья, нужна

Ласка ножкам так важна!

Разминка тоже обязательна

Выполняй её старательно

/ разминаем подошвы большими пальцами обеих рук /

Растирать старайся

И не отвлекайся.

/ растираем подошвы кулачками от пальцев к пятке /

По подошве, как граблями

Проведём сейчас руками.

/ проводим ноготками/

И полезно и приятно -

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

/ стучим кулачками /

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без неё мы никуда.

Раз - сгибай, два - выпрямляй,

Ну, активнее давай!

/ сгибание и разгибание подошв руками /

Каждый пальчик мы найдём,

Хорошенько разомнём.

/ разминаем пальцы ног /

Надо с ними нам дружить,

Чтоб всегда здоровым быть.

А сейчас мы ножкам нашим

/ массируем голеностопный сустав /

Все «Спасибо!» дружно скажем.

Мы их любим, бережем

Утром, вечером и днём!

/ поглаживание голени от носков к колену /

Ну, вот наши ножки подготовлены.

А сейчас, становитесь друг за другом.

Мы пройдём с вами по кругу.

1. Ходьба на высоких носочках в среднем темпе, с хлопками над головой

Мы веселые ребята,

Мы ребята из детсада.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.

По полянке шли, мы шли,

Земляничку мы нашли.

Мы присели, посидели,

Земляничку всю мы съели.

3. Ходьба на пятках, руки за головой

Снова шли мы шли,

К тихой речке подошли,

Сделали вдруг поворот.

4. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

Через речку пошли вброд.

5. Ходьба на внешних сводах стопы, руки на поясе.

На лужайку мы пришли.

6. Прыжки на носках с продвижением вперед.

Мы скакали на лужайке

Быстро, ловко, словно зайки.

7. Ходьба по наклонной доске, руки в стороны

Здесь вот спуск, а здесь подъём

Осторожненько пройдём!

8. Ходьба по дорожке здоровья, руки на поясе.

А сейчас, а сейчас

Тропиночка здоровья

Ожидает нас.

9. Спокойная ходьба.

Мы по кругу с вами шли,

И на место мы пришли.

Молодцы и наши ребята и мамы!

А сейчас мы всем покажем, что же могут ножки наши.

Присядьте, пожалуйста, на коврики, повернувшись лицом друг к другу.

Комплексы предлагаемых упражнений достаточно простые и дома их легко можно изменить, подобрав самостоятельно аналогичные упражнения или заменив предметы. Очень важно выполнять их систематически. Лишь совместными усилиями мы сможем добиться ожидаемого результата.

Комплекс упражнений для ног

1. «Гусеница» .

И. п. - примите упор руками сзади, ноги поставьте на ступни, согнув их в коленях.

Начинаем движение правой ногой, навстречу друг другу.

Поджать пальцы ноги и одновременно подтянуть пятку вперёд к пальцам.

Разжать пальцы, продвинув их вперёд / имитируем движение гусеницы / Выполняем до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Тоже делаем другой ногой. Повторяем движение каждой ногой 5 раз.

Это упражнение развивает мышцы пальцев ног.

2. «Кораблик» .

И. п. - снова принимаем упор руками сзади, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты друг к другу, колени слегка развести / кораблик /.

Постепенно выпрямляем ноги, продвигая их вперёд до тех пор, пока есть

возможность держать прижатыми друг к другу и к полу и пальцы, и пятки.

Повторяем движение 10 раз.

Это упражнение укрепляет свод стопы.

3. «Циферки» .

И. п. - лёжа на коврике, упор на локти сзади, ноги согнуты в коленях, колени разведены.

Прописываем стопой в воздухе цифры от 1 до 5, дети правой, мамы левой

1. 2. 3. 4. 5. - начинаем мы писать

Меняем ноги

Повторяем каждой ногой по два раза. Стараемся выполнять упражнение то с натянутым носочком, то с растопыренными пальцами.

Это упражнение развивает подвижность голеностопного сустава.

4. «Стишки» .

И. п. - сидя на коврике, упор руками сзади, ноги прямые.

Рассказываем небольшие стишки, играя ножками, пальцы поочерёдно максимально отодвигаем и подтягиваем к себе или разводим носки в стороны, пятки при этом держим вместе. По окончании стишка аплодируем ступнями.

5. «Домики» .

И. п. - стоя, мама стоит сзади ребёнка, в разведённых в сторону руках держит руки ребёнка.

Домиками будут коврики. Держим ребёнка за руки и вместе перешагиваем на носочках из одного домика в другой. Делаем 10 шагов на носочках, опускаемся на всю стопу, делаем 5 обычных шагов. Повторяем 2 раза.

Хождение на носочках играет основную роль в развитии и укреплении мышц и сухожилий стопы. Ребёнок должен как можно чаще выполнять это простое упражнение .

А теперь позанимаемся с предметами.

6. «Маленький массажик» .

Поставьте перед собой деревянные массажеры. Дети поставили ножки на

массажер, выполняем поочерёдно движения ступнями вперёд - назад, мамы придерживают массажеры руками. Выполняем движения 1,5-2 мин.

Можно использовать вместо массажера теннисный шарик, детские гантельки, бутылочку, прокатывая их ступней мы прекрасно промассажируем ноги ребёнка.

7. «Игрушки для ножек» .

И. п. - сидя.

Пальцами правой ноги разложите перед собой 4 мешочка. Пальцами левой ноги убираем мешочки в сторону. Затем раскладываем мешочки пальцами левой ноги, а убираем в сторону пальца ми правой ноги.

Это упражнение развивает хватательный рефлекс и гибкость пальцев ног.

8. «Мячики» .

И. п. - сидя, упор руками сзади.

Положите мяч между вами. Ребёнок берёт мяч двумя ногами, сдавливает его ступнями как можно сильнее, затем передаёт его маме. Мама делает тоже самое и возвращает мяч на место. Упражнение повторяем 5 раз .

Это упражнение укрепляет мышцы ног по всей длине.

9. «Каруселька»

И. п. - стоя.

Положите перед собой обруч. Возьмитесь за руки встаньте на обруч друг

напротив друга так, чтобы обруч проходил поперёк стопы. Начинаем

одновременно двигаться по кругу - сначала в одну сторону, потом в другую.

А теперь поменяем положение стоп так, чтобы обруч проходил вдоль стопы и продолжаем двигаться в одну сторону, потом в другую. Выполняем движения по 2 минуты.

Это упражнение развивает поперечные и продольные мышцы свода стопы.

Вам понравилось выполнять различные задания для ножек? Это было сложно?

Я заметила, что у вас от старания даже улучшилось настроение! А давайте ваше настроение, отразим в рисунках. Только раз уж мы сегодня всё делали ножками, то и рисовать тоже будем ножками. Возьмите бумагу, фломастеры и начинайте рисовать.

Дети и мамы рисуют и показывают всем рисунки.

Ну что ж, очень хорошо. Раз у нас такое хорошее настроение мы можем поиграть.

А игра наша называется «Утюжки» .

Садитесь все в круг, я раздам вам листы бумаги. По сигналу все руками скомкают их в ком и положат на пол перед ногами, затем нужно разгладить ком ногами как будто утюжком. Победителем будет тот, кто лучше разгладит листочек. Итак …. Проводится игра.

Молодцы, все очень старались, утюжки хорошо поработали.

А теперь послушаем наших мам.

Ребята, нам очень понравилось с вами заниматься, а ещё мы многому научились, побывав сегодня на вашей полянке здоровья. И мы приготовили для ваших ножек интересные подарки. Это весёлые носочки. Давайте их наденем.

Мамы дарят носочки и помогают их надеть.

Скажем нашим мамам ….

- Дети : «Спасибо!»

Какими стали ножки в носочках?

- Дети : красивыми, весёлыми, нарядными, здоровыми, послушными, симпатичными, бодрыми, умелыми, любимыми, игривыми, смешными.

А танцевать они хотят?

- Дети : Да!

Танец «Весёлые носочки»

Пришло время проститься с нашей полянкой здоровья. Мы были очень рады нашей встрече. Доброго вам всем здоровья!

Уход за ногами. Гимнастика для ног

Красивые и здоровые ноги - это не только дар природы, но и результат правильного и систематического ухода. Ноги, как и абсолютно любые другие части нашего тела, нуждаются в постоянном внимании и уходе. Большое значение имеют механотерапия, массаж и система гимнастических и спортивных упражнений. Предлагаем некоторые из них:

  • Медленно поднимитесь на носки, постойте так несколько секунд, медленно опуститесь на пятки, постойте на пятках. Повторите упражнение 5-10 раз.

Поднимите перед собой правую ногу, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.

  • Поднимите перед собой правую ногу, отведите ее в сторону, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.
  • Энергично поднимите правую ногу затем левую - вперед и вверх, а затем назад и вверх. Повторите «маятник» правой и левой ногой, держась при этом одной рукой за спинку стула, стоящего сбоку.

Ходите по комнате, становясь вначале на пятку и постепенно плавно перенося тяжесть тела на носок, попеременно правой и левой ногой.

  • Ходите по комнате, становясь вначале на носок, а затем перенося тяжесть на пятку. Выполняя это упражнение, вначале ставьте ступни ног пальцами наружу, а затем внутрь.

Ходите только на пятках, вначале становясь на их внутреннюю часть, а потом на наружную.

  • Сделайте 10-15 приседаний.

Ходите по комнате на наружно-боковых и наружно-внутренних костях стоп.

  • Пройдитесь по прямой, расслабив руки и согнув туловище.

Упражнения для ног. Упражнения для стоп.

  1. Стоя на полу быстро подняться на цыпочки и медленно опустить пятки, повторить 5 раз (икроножная мускулатура).

На цыпочках несколько раз пройтись по комнате.

  1. «Ход гусеницы». Стоя на полу всей ступней, ноги поставить параллельно друг другу. Двигать ступнями, подражая гусенице. Сначала разгрузить переднюю часть ступни, вытянуть ее вперед. Теперь разгрузить пятку. Вес перенести на пальцы. Пятку как можно ближе подтянуть к пальцам.

Снова разгрузить переднюю часть ступни и передвинуть ее вперед. Не теряя полностью контакта с полом, отклонять ногу вправо и влево, перемещая ее, и, таким образом, пройти несколько метров вперед и назад (воздействие на короткие мускулы). Если стоя это упражнение выполнить не получается, потренируйтесь из положения сидя.

Попытайтесь пальцами стопы поднять с пола как можно выше мелкие предметы, лежащие на полу, например, бумажную салфетку, карандаш и т.д. При этом развиваются мышцы сгибателей пальцев.

  1. Следующее упражнение выполнять стоя или сидя. Положите на пол тонкий платок. Встаньте на его край. Попытайтесь движением пальцев передвинуть платок назад под ступню. Обратным движением медленно верните платок в исходное положение (нагрузка на мышцы разгибателей пальцев).

Сидя, ноги вытянуть вперед. Переднюю часть ступни и пальцы с силой поднять вверх, задержать их в таком положении, затем как можно дальше опустить вниз. Повторить несколько раз.

  1. Поднять внутренние края ступней так, чтобы подошвы были обращены друг к другу. Повторить несколько раз.

Комбинируйте упражнения 6 и 7, вращайте ступни: поднять вверх внутренний край, переднюю часть ступни, наружный край, затем с силой опустить переднюю часть ступни. При этом пальцы должны описать большой круг; повторить несколько раз, затем сделать то же самое, но в обратном направлении.

  1. Это упражнение очень любят французы. Пальцы ступней с силой сжать, затем с силой растопырить (развитие мускулатуры пальцев). Повторить несколько раз. Если выполнить упражнение сразу не получается, вначале можно помогать себе руками.

Из-за узкой обуви многие разучились выполнять такие движения. При частом повторении этого упражнения подвижность и ощущение движения можно повысить; пальцы тренированных ног растопыриваются, как пальцы на руках!

Пальцы обеих ног одновременно несколько раз согнуть, а затем растопырить, потом это же упражнение выполнять попеременно сначала пальцами левой, потом правой ноги и наоборот (развитие координации).

  1. Сидя, большим пальцем правой ноги провести по левой голени вверх желательно до колена; затем большим пальцем левой ноги повторить это же упражнение на правой голени. Попытаться сделать то же самое пятками, при этом сидеть прямо (координация ступни и ноги).
  2. Напряжение ступней. Обе ноги выпрямлены, ступни полностью на полу, пятка стоит на полу. Попытайтесь максимально отвести внутрь и вверх переднюю часть ступни так, чтобы наружный край ступни касался пола. Теперь прижмите к полу пальцы, внутренний край ступни при этом остается в воздухе. Повторить то же другой ногой. Упражнение выполнить несколько раз.
  3. Пятки с силой прижать к полу, наружный край правой ступни по возможности поднять, внутренний край остается на полу.

То же повторить другой ногой, ноги при этом остаются прямыми, колени не сгибаются!

  1. Выполняется стоя. Положить на пол веревку или тонкий свернутый шарф; ноги на расстоянии 15 см одна от другой. Ухватить пальцами ноги шарф или веревку и держать их.

Это же упражнение выполнить сидя. Шарф захватить пальцами, ноги выпрямить, поднять с пола вместе с шарфом, который затем туго натянуть. На некоторое время задержаться в таком положении, повторить несколько раз.

  1. Сидя: передняя часть ступней на полу, пятки поднять максимально высоко. При неподвижных пальцах ног и коленях двигать пятками попеременно внутрь - вверх и наружу - вверх. Сначала по отдельности каждой ногой, потом одновременно обеими ногами, потом попеременно (воздействие на короткие и длинные мускулы).
  2. «Боковая прогулка». Стоять прямо. Нагрузка на пятки. Обе передние части ступни подняты, поворот вправо. Остановка. Теперь нагрузка на переднюю часть ступни, поворот пяток вправо.

Пальцы вверх - вправо, пятки вверх - вправо. Так пройти вбок несколько метров, затем обратно, влево, при этом пальцы и пятки поднимать как можно выше, тело держать прямо.

В конце гимнастики ещё раз на цыпочках обойти всю комнату.


Упражнение 1

Стать пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Присесть, развести колени пошире, руки вытянуть вперёд. Встать, руки на пояс.

Упражнение 2

Стать пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Присесть, руки поднять вверх. Встать, руки опустить.

Упражнение 3

Стать у стены (пятки. ягодицы, лопатки, затылок касаются стены) пятки вместе. носки врозь, руки поставить на пояс. Присесть. встать.

Упражнения 4-5

Стать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки опустить. Приподняться на носки, делать перекаты с носков на пятки. Руки свободно движутся вперёд и назад, сопровождая перекаты. Взмахнуть прямой ногой вперёд-вверх, сделать руками хлопок под ногой. Приставить ногу, опустить руки. Повторить движение другой ногой.

Упражнение 6

Стать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки опустить. В одной руке держать кубик. Поднять ногу, согнуть её в колене, переложить кубик из одной руки в другую под ногой. Приставить ногу, опустить руки. Повторить движение другой ногой.

Упражнения 7-8

Сесть на пол, опереться руками сзади, ноги вытянуть, между ступнями ног положить кубик. Захватить кубик ступнями, подтянуть ноги к себе, положить предмет на пол. Выпрямить ноги. Согнуть ноги, захватить ступнями кубик, снова выпрямить ноги. Захватить ступнями ног кубик, переложить его вправо-влево.

Упражнение 9

Стать на палку, руки опустить. Передвигаться по палке боком вправо, влево и прямо приставным и переменным шагом, смотреть вперёд.

Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой - неотъемлемая часть лечения при плоскостопии. Удобство заключается в том, что заниматься ребенок может в домашних условиях, для достижения результата не обязательно посещать дорогостоящие процедуры. О том, как проводить занятия для ребенка, мы расскажем в этой статье.

Для чего это нужно

ЛФК, т. е. лечебно-физкультурный комплекс при плоскостопии, всегда входит в состав комбинированного консервативного лечения.

Более 80% случаев детского плоскостопия поддается коррекции благодаря щадящему воздействию, без операции.

При продольном и поперечном плоскостопии, а также при комбинированной деформации стоп 1-2, а иногда и 2-3 степени, врачи начинают лечение именно с комплексного лечения. В него входят массаж , мануальная терапия, ношение ортопедической обуви, рекомендованной ортопедом, а также гимнастика.

Гимнастические ортопедические занятия позволяют укрепить мышцы стоп, сухожилия, мышцы голеностопа, что способствует исправлению легкого и среднего плоскостопия.

При тяжелых аномалиях показано оперативное вмешательство, но и случаи тяжелых патологий стоп - не такое уж распространенное явление.

Поэтому можно смело утверждать, что ЛФК - одна из основ успешной коррекции плоскостопия в подавляющем большинстве случаев. Первые занятия можно против поликлинике по месту жительства под наблюдением опытного инструктора - медицинского работника, а впоследствии выполнять комплекс упражнений дома.

Перед началом занятий следует знать, что наилучшие результаты от гимнастики и массажа стоп можно получить в возрасте от 7 до 15 лет , лучше всего коррекции поддается плоскостопие у детей в возрасте от 10 до 12 лет.

Продольное плоскостопие при таком воздействии лечится лучше, чем поперечное. Курс лечения длительный, мгновенного результата ждать не стоит. По статистике, для коррекции требуется в среднем от 2 до 3 лет. В некоторых случаях, требуется около 5 лет систематических и планомерных занятий.

Универсального списка упражнений и приемов не существует, поскольку каждому ребенку назначается определенная программа занятий с учетом степени и вида деформации, особенностей стопы. Но есть основные упражнения, которые входят практически во все комплексы лечебной физкультуры. О них расскажем подробнее.

Что понадобится для занятий

Для более эффективного выполнения некоторых упражнений комплекса понадобится иметь под рукой:

  • гимнастическую палку;
  • стул по возрасту;
  • тенисный мячик;
  • мягкий коврик из пенополиуретана;
  • ортопедический массажный коврик.

Проблемы и вопросы могут возникнуть только с последним пунктом, потому как выбор подобных изделий в магазинах и ортопедических салонах велик.

Выбирая коврик-аппликатор для лечения, нужно заручиться рекомендациями врача-ортопеда, который расскажет обо всех особенностях патологии у ребенка и подскажет, какой именно коврик ему подойдет наилучшим образом.

Для лечебных целей выбирают массажный коврик из жестких материалов с выраженным выступающим рельефом или игольчатой текстурой.

Мягкие и щадящие коврики больше подходят для профилактики плоскостопия , нежели для лечения.

Выполнять упражнения из положения стоя можно на аппликаторе (не более 15-20 минут в день) , а затем – на обычном мягком коврике из пенополиуретана.

Тренажеры

Если разрешит лечащий хирург-ортопед, родители могут приобрести ребенку тренажер или мини-тренажер от плоскостопия. Сегодня существует большой выбор и тех, и других. Это и дощечки- возвышенные платформы для наступания, и пупырчатые мячики для занятий и одновременного массажа стоп, и круглые вращающиеся платформы с неровной поверхностью.

Упражнения на тренажерах должны дополнять занятия, но ни в коем случае не отменять лечебную физкультуру как таковую.

Комплекс упражнений

Комплекс включает в себя упражнения из различных положений. Начинать всегда рекомендуется с тех, которые делаются из положения лежа:

  • Упражнение 1. В положении лежа на мягком коврике- «пенке» ребенку нужно потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом - на себя. Заключительным движением будет поворот стоп внутрь, по направлению друг к другу, как это делается ладошками при хлопке.
  • Упражнение 2. В положении лежа ребенку нужно слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику. Хорошо, если удастся коснуться ими поверхности.
  • Упражнение 3. В положении лежа ребенку нужно приподнять ноги, после чего стопой левой ноги нужно провести по правой, а затем поменять ноги и проделать то же самое на противоположную сторону.

Вторая часть комплекса выполняется сидя на коврике:

  1. Попросите ребенка вытянуть ножки и по очереди опускать и поднимать пальчики то на левой, то на правой ноге.
  2. Руками обхватываются пальцы стоп. Ребенок при этом нагибается вперед, а затем медленно тянет стопы пальчиками по направлению к себе.
  3. Сидя, попросите ребенка согнуть колени, поставив стопу только на пальчики. Медленно сводите пяточки и разводите их, при этом носки не должны отрываться от коврика.
  4. Сидящий на коврике ребенок должен захватит носочками стоп теннисный мячик. Как только это получится, нужно поднимать и опускать мяч, не выпуская его.
  5. Сидя на коврике, ребенок должен покатать стопами мячик между носочками и пяткой, согнув ноги в коленях.

Сидя на стульчике (важно, чтобы мебель была ребенку по возрасту, то есть стопы при сидении не болтались в воздухе, а уверенно касались пола), выполняется вторая часть упражнений из положения сидя:

  • Упражнение 1. Попросите ребенка по очереди сгибать и разгибать пальчики на ногах.
  • Упражнение 2. Попросите ребенка «написать» стопами в воздухе максимально ровные и широкие круги. Сначала это стоит сделать по часовой стрелке, а затем - против нее.
  • Упражнение 3. Попросите ребенка по очереди отрывать от коврика, то пятки, то носочки, можно делать это «перекатом» с носков на пятки и обратно.
  • Упражнение 4. Ножки ставятся на внешнее ребро, и из этого положения следует плавно и медленно перевести стопы в положение вертикально на внутреннем ребре.
  • Упражнение 5. Теннисный мячик перекатывают от правой ножки к левой, каждой делая несколько круговых движений подъемом стопы на мячике.

Упражнения в положении стоя лучше выполнять на массажном ортопедическом коврике, о котором говорилось выше.

Длительность этой части комплекса не должны превышать 15 минут:

  1. Попросите ребенка пройтись по коврику сначала на носочках, а потом – на пяточках.
  2. По коврику следует походить сначала на внешней стороне стопы, а затем - на внутренней.
  3. Попросите ребенка сделать перекаты на неровной массажной поверхности коврика с пяток на носки, а затем наоборот.
  4. Завершите все прыжками на коврике - аппликаторе.

Вторая часть комплекса в положении стоя выполняется на ровной поверхности:

  1. Ребенок должен покатать стопой гимнастическую палку. Сначала - на шаг вперед, а потом назад. Так будет массироваться и укрепляться весь свод стопы.
  2. Зажав гимнастическую палку руками поперек лопаток, зафиксировав спинку в прямом положении, нужно совершить несколько приседаний, стараясь при этом не отрывать пятки от поверхности пола.
  3. Ребенок, опираясь руками на поставленную перед собой в вертикальное положение гимнастическую палку, должен совершать по очереди повороты на пятках - влево и вправо.

Каждое упражнение комплекса при плостостопии желательно выполнять по 7-10 раз, занятия должны быть ежедневными.

Возрастные особенности

Лечебная физкультура эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также у подростков до 15-16 лет, пока стопа еще находится в стадии формирования. В более взрослом возрасте остановить прогрессирование болезни и запустить обратное ее развитие с помощью гимнастики и массажа зачастую не представляется возможным.

Наиболее внимательными при лечебной физкультуре должны быть родители малышей. Не стоит заставлять их заниматься насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Особенно это касается занятий на аппликаторе.

Гимнастика потребует определенной педагогической гибкости от родителей - если сейчас больно или трудно, то можно отложить упражнение на потом.

Зарядку важно проводить в игровой форме, чтобы малышу было интересно. А вот с подростками лучше выбирать обратную тактику - только настойчивость родителей и правильная мотивация помогут юноше или девушке справиться с существующей проблемой.

Для малышей занятия лучше начинать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время до 15 минут. Подростки могут начинать с 5-6 минут в день, увеличивая нагрузки и время выполнения каждого упражнения постепенно, чтобы уже через пару недель прийти к ежедневным 20-25 минутным занятиям.

Разрешенные виды физической нагрузки

Многих родителей интересует, какие виды физической нагрузки дополнительно могут помочь в коррекции плоскостопия, а какие – лишь навредят. Самый главный вопрос, конечно, касается освобождения от занятий физкультурой в школе. Ортопеды в этом вопросе единодушны - освобождения не требуется, для детей со 2-3 степень плоскостопия показаны занятия в спецгруппах.

Каждый учитель физкультуры знает, что такое спецгруппа по плоскостопию, и подберет для ребенка только те упражнения и нагрузку, которые ему не навредят и пойдут на пользу.

Ребенку с плоскими стопами однозначно не стоит заниматься тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, боксом, при которых нагрузка на ноги очень велика.

Не рекомендует спортивная гимнастика и любой спорт, связанный с прыжками - нагрузка на позвоночный столб при этом нешуточная, а ребенку с нарушенной амортизацией стопы вынести ее будет в разы тяжелее. Футбол и хоккей, таким образом, тоже отменяются.

Диагноз «плоскостопие» не означает, что дорога в спорт ребенку «заказана». С деформированными стопами можно и нужно заниматься плаванием (исключая прыжки в воду), синхронным плаванием.

Очень полезны занятия восточными единоборствами - тхэквондо, каратэ, джиу-джитсу, айкидо. Помочь исправлению продольного плоскостопия у детей и подростков могут занятия велоспортом.

Лечение будет более эффективным, если родители будут придерживаться важных правил успешного лечения плоских стоп:

  • Следите за весом ребенка. Излишний вес - это дополнительная нагрузка на голеностоп, коленный и тазобедренный суставы, которые и без того ощутимо страдают при уплощении стопы. Питание должно быть сбалансированным, в меру легким, не лишенным витаминов и полезных минералов. Полезно во время лечения принимать в пищу студень или холодец - это блюда оказывает положительное влияние на формирование хрящевой ткани.
  • Хождение босиком. Для ног в большей степени полезны не комфортные домашние тапочки, а хождение босыми стопами по полу, ковру, кафелю. Чем разнообразнее поверхность, тем лучше. Хорошо, если есть возможность отпускать ребенка ходить босиком по песку, земле, траве. Не нужно бояться, что чадо простудится, от хождения голыми ногами даже по весьма прохладной поверхности заболеть невозможно. Системное переохлаждение может наступить в том случае, если ребенок будет на холодном сидеть попой.

  • Согласование типа обуви с ортопедом. Выбирать ортопедическую обувь нужно только тогда, когда об этом скажет врач-ортопед. Самовольство в этом случае может лишь навредить. Иногда бывает вполне достаточно носить ортопедические стельки, вставленные в самые обычные пары обуви.

Тяжелая и массивная ортопедическая обувь показана только ребятам с серьезными деформациями, а также после операций на стопе.

Физиотерапия

Лучше всего сочетать гимнастику при плоскостопии с массажем и физиотерапией. Из современных методов можно обсудить с врачом так называемое тейпирование - поддержку определенных мышц стопы специальными клейкими лентами.

С тейпами можно и нужно заниматься лечебной гимнастикой, а поскольку ленты-тейпы перераспределяют мышечную нагрузку, то эффект от такого «дуэта» будет более позитивным и быстрым.

О том, что такое плоскостопие у детей и что с ним делать, смотрите в следующем видео.

Методика выполнения данных видов упражнений разделяется на несколько этапов.

Сгибание-разгибание

В качестве основного и начального упражнения можно применять поочередное сгибание ног ребенка. При этом малыш должен сам пытаться совершить данные действия под руководством взрослого. Упражнение следует выполнять шесть-семь раз. Сначала очень медленно, а потом постепенно ускоряя.

Дотянуться до палочки

На следующем этапе можно применять более сложное упражнение. Ребенок лежит на спине. Родитель держит на определенной высоте палочку. Задача ребенка заключается в попытке дотянуться ногами до палочки. Частота повторения данного упражнения – 7 раз.

Придержи колени

Следующее упражнение направлено на развитие сразу комплекса мышц, в том числе и мышц ног. Исходное положение ребенка – стойка спиной к взрослому. Правой рукой взрослый должен придерживать туловище ребенка, а левой придерживать его колени. Этот вид упражнений способствует развитию мышц спины, ног, живота. Также важным пунктом данного упражнения является то, что в нем должна использоваться любимая игрушка ребенка, которая кладется у его ног. Взрослый должен попросить ребенка дотянуться до игрушки. Во время упражнения необходимо следить за тем, чтобы ноги ребенка находились в прямом положении. Повтор данного упражнения – 3 раза.

Приседания с поддержкой

Для его выполнения взрослому необходимо держать руки ребенка в кольцах. Необходимо дать ребенку кольца, затем легко потянуть за них вниз, затем подержать ребенка в таком положении секунды две-три, а затем дать ему возможность подняться. Можно также попросить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за ручки и слегка потянуть вверх. Данное упражнение необходимо повторять 2 раза.

Любимая поза - на четвереньках

На данном этапе ребенку следует походить на четвереньках. Этот тип упражнения будет способствовать развитию мышц рук, ног, живота и спины. Также в данном упражнении пригодится любимая игрушка малыша. Ее следует положить на определенном расстоянии от крохи и сказать ему добраться до нее. Чтобы ребенок добрался до игрушки, ему необходимо будет передвигаться на четвереньках. С моментом приближения к ребенка к игрушке ее следует отодвигать от него.

Шаги

Последнее упражнение заключается в том, чтобы ребенок попробовал сделать самостоятельные шаги. Поставив его в исходное положение на ножки, при этом придерживая его за руки, необходимо попросить его сделать несколько шажков. При выполнении упражнения ребенка нужно держать.

Подобные упражнения можно чередовать или выполнять в комплексе: все они в достаточной мере хороши и будут укреплять двигательный аппарат малыша.