Владислав кетов путешественник биография. Интервью с владиславом кетовым. Художник лечил дикарей

Петербуржец Владислав Кетов завершил уникальное путешествие вокруг суши.

Имя петербуржца Владислава Кетова ничего не скажет большинству россиян. Художник- путешественник, как и его проект куда более известен за границей. Уже 21 год Кетов находится в пути. Задуманное им путешествие вокруг суши не имеет аналогов. Владиславу уже удалось преодолеть более 167 тысяч километров и побывать в 96 странах.

Идущий вдоль берега

Со времен Магеллана о кругосветных путешествиях мечтают многие. Владислав Кетов, однако, оказался первым, кому пришла в голову идея, обойти всю Землю в прямом смысле этого слова. Просто выйти к морю и двигаться вдоль берега.

- Этот маршрут даже на карте рисовать не надо - он есть на любом глобусе, - рассказывает Владислав Степанович корреспонденту «Российского туризма». - Путешественнику нужно лишь двигаться вдоль созданной природой границы - береговой линии континентов. Только таким образом можно в буквальном смысле слова обойти вокруг земли – то есть вокруг суши. Странно, что до меня никому в голову не приходило ничего подобного. Прежние путешественники-одиночки двигались вдоль государственных границ – выдуманных заборов, которые отделяют одних людей от других.

Нестандартный замысел возник у Владислава в далеком 1983 году во время первого одиночного велопутешествия. За не такое уж и большое время художнику удалось проехать из Ленинграда в Свердловск. Уже тогда Кетов мечтал о дальних краях.

Вполне понятно, что во времена «железного занавеса» реализация подобного проекта была невозможна. Именно поэтому о собственном замысле Кетов не рассказывал даже самым близким людям.

В сентябре 1988 года Владислав Кетов запатентовал идею путешествия вокруг земли в советско-американском фонде «Культурная инициатива». В возможность реализации столь смелого проекта, однако, никто не верил, а на художника-путешественника многие смотрели как на сумасшедшего. И, тем не менее, за 21 год и 21 день россиянину удалось в буквальном смысле слова обойти весь мир.

Без денег и языка

Первое в истории человечества путешествие вокруг земли началось 14 мая 1991 года. Владислав Кетов отправился в путь на велосипеде имея в кармане 260 рублей и 10 долларов. Ни материальные, ни языковые проблемы, впрочем, никогда не смущали Владислава.

- Если люди хотят понять друг друга рано или поздно они объяснятся, - рассуждает путешественник. - Ученые давно установили, что слова передают лишь 30-40 процентов информации. Все остальное - мимика, жесты, а главное интонация. Ее даже животные понимают. Если меня что-то не устраивало, я мог рыкнуть по-русски, и поверьте, все понимали без перевода.

На собственном велосипеде Владислав Кетов возил все необходимое для жизни – от небольшой палатки и примуса, до предметов без которых немыслима ни одна художественная мастерская. Все первое путешествие – почти десять лет петербуржец жил рисованием. Язык искусства оказался понятен всем – и полудиким африканцам и азиатам и американским индейцам. В пути Кетов написал больше тысячи портретов. Это, кстати, помогало не только добыть пропитание и средства на продолжение пути, но и содержать семью, оставшуюся в Петербурге. В пути Владислав Степанович, впрочем, рисовал не только корысти ради. Четыре месяца путешественник провел в столице Марокко в ожидании визы. Не желая терять времени даром Кетов абсолютно бесплатно занимался реставрацией живописи местного православного храма. Кроме засиявших новыми красками фресок путешественник оставил марокканцам четыре иконы, написанные собственной рукой.

Путь живописца, впрочем, пролегал не только через города. На велосипеде Кетов передвигался в горах, пустынях и пересекал зоны боевых действий в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

- Меня часто спрашивают: где было тяжелее всего? - рассуждает Владислав Кетов.- Наверное, на юге Анголы. Там уже лет двадцать шла война. Пути по побережью с впечатляющим названием Берег Скелетов не было, на карте нашлась лишь дорога вглубь материка. Через три-четыре дня выяснилось, что осталась она только на карте. Населенных пунктов там, кстати, тоже не осталось. В ближайшем из них я собирался пополнить запас воды, но обнаружил одни руины. А ведь стоял сухой сезон! 130 километров мне удалось пройти за десять дней. Обычно такое расстояние преодолевается за день даже на сильно груженом велосипеде. И все-таки я вышел в нужном направлении! Уже потом, в Кейптауне, в российском консульстве мне сказали: «Знаешь, там был концлагерь, у которого даже не было забора, так как все знали, что выйти оттуда невозможно». Я ответил, что не знал этого, оттого, видимо и вышел.

Художник лечил дикарей

Бесценный опыт, полученный путешественником в Африке и Азии, запросто мог бы стать основой учебника по выживанию в экстремальных ситуациях.

В той же пустыне есть и трудности и опасности, но вызваны они, прежде всего, неправильными действиями самого человека, - считает Владислав Кетов. - Если же вы не валяете дурака и способны принять необходимые меры предосторожности, то путешествие будет успешным в какой бы зоне оно не проходило. Пустыня - не исключение. Надо лишь понимать и соблюдать ее законы.

По Сахаре петербургский путешественник передвигался на облегченном велосипеде с минимумом багажа. Все свободное место в сумках занимали емкости с водой. С собой Владислав брал до 17 литров воды, позволявших прожить в пустыне автономно четыре-пять дней. В Африке Кетов стал настоящим следопытом и научился находить живительную влагу даже среди песков.

- В таких местах к воде стремится все живое, - рассказывает Владислав Кетов. - Последние источники воды можно найти только по звериным следам. Как-то раз в пустыне мне удалось поймать больную и ослабевшую козу. Я привязал ее к дереву и хотел убить, но потом пожалел и даже отдал ей свою последнюю воду, а сам отправился на поиски источника. Следы животных шли вверх и обрывались на камнях. Я дважды хотел уйти оттуда – следов на камнях не видно, да и какая может быть наверху вода. Вдруг я услышал птичий щебет. Пошел на звук и чуть не рухнул в колодец, глубиной метров в восемь, выдолбленный прямо в скале. Заметить его можно было лишь подойдя вплотную, а найти случайно – нереально.

На крыльях по севера

За первые десять лет путешествия Владислав Кетов фактически прошел три с половиной «кругосветки». Невероятно, но огромное расстояние художник и путешественник сумел преодолеть без всякой сторонней поддержки. Не пройденным оставался лишь российский и американский берег Северного Ледовитого океана. Преодолеть этот отрезок по правилам, поставленным Кетовым оказалось непросто. И русский и американский север доступен лишь несколько месяцев в году, к тому же путешественник должен был двигаться лишь по берегу на транспорте, не причиняющем вреда окружающее среде.

- Пока замкнуть контур земли по берегу Северного Ледовитого океана не получилось, - рассказывает Владислав Степанович – Путешествие завершено по варианту «В» - велосипедному. На колесах я проехал по самой северной дороге России и Америки. И, тем не менее, я не собираюсь отказываться от первоначального замысла. По северным берегам можно передвигаться, к примеру, на автожире: своеобразном гибриде планера и вертолета, достаточно простом в управлении. Есть у меня и другая мечта: повторить путешествие вокруг суши на летательном аппарате, чтобы еще раз доказать что такое возможно и таким образом реализовать естественную человеческую мечту о свободе, у которой есть лишь естественные границы.

Несколько дней назад (16-17 ноября), будучи в Питере, я встретился с В.Кетовым -- сперва в офисе "Турбины", а затем у него дома, и задал некоторые технические вопросы, интересные для других путешественников и читателей ЖЖ. Ответы на вопросы, сгруппированные по темам, я наконец и предъявляю читателям.

Владислав КЕТОВ. ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

1) ТРУДНОСТИ МАРШРУТА

Маршрут очень сложный, на нём наверняка есть места, непроходимые по политическим причинам. Хотелось бы поподробнее узнать о местах, которые не удалось проехать насквозь.

-- Да, такие места есть. Хотя дороги вдоль побережья есть везде, кроме северного побережья России и Канады, но на практике, однако, не всюду можно проехать. Причина одна -- всевозможные чиновники, бюрократы и политики. Первая непроходимая граница на моём маршруте оказалась между Ливаном и Израилем. Там перехода тогда не было (и сейчас нет), а был «слоёный пирог» из разнообразных военных. Поэтому из Ливана я уплыл на пароме на Кипр, а оттуда, на другом пароме, в Израиль, где и продолжил маршрут от самой крайней (ближайшей к Ливану) точки. Сектор Газа, опять же, мне не удалось преодолеть - туда меня не впустили, я его объехал и пересекал израильско-египетскую границу южнее.

Ливия оказалась первой страной, куда мне вовсе не дали визу. Я получил новый паспорт в Египте (в нашем
консульстве в Александрии), чтобы паспорт был «чистым», без израильских отметок. Консульства Ливии в Александрии не было, и я направился в Каир. Там мне наши российские посольщики «помогли» -- сдали в ливийское посольство оба моих паспорта, фактически заложили меня ливийским властям, и мне от ливийцев пришёл отказ. Я всё же проехал по северному берегу Египта до Ливийской границы (вдруг они дадут визу на въезде?), но в Ливию меня так и не пустили. Пришлось лететь в Тунис.

Теперь, спустя много лет, мне уже предлагали отдельно поехать в Ливию, заполнить этот «пробел» (у меня даже связи появились, могут сделать приглашение) -- но они потребовали сопровождение на машине (за мой счёт), вопрос с Ливией теперь упирается в 3000 евро - именно столько стоит такая поездка.

…В Алжире меня всю дорогу «пасли» местные службы безопасности, ехали за мной на машине, один раз даже подстроили аварию, чтобы показать мне, что путешествовать тут нежелательно. А вот алжирско-марроканскую границу проехать мне удалось, хотя вот что меня удивило - почти 20-километровая нейтральная зона между алжирским и марокканским постом.

По Западной Сахаре в те годы нельзя было путешествовать самостоятельно - меня пристроили в конвой, который два раза в неделю ходил по Западной Сахаре почти до самой мавританской границы [в недавние годы этот конвой упразднили - прим.ред.].

Либерия стала второй страной, куда я не попал, из-за клановых разборок. Было там совсем опасно, и я её объехал. А в остальных странах Западной Африки был, хотя меня тоже пугали всевозможными «опасностями».
В маленький кусочек Конго-Заира, лежавший на моём маршруте, я не попал - перебрался из ангольского анклава Кабинда сразу в Луанду. Перелетел с нашими лётчиками, потому что повстанцы как раз прорвались к берегу северней Луанды. Южнее, в Анголе, пришлось обплыть ещё один небольшой участок, где тогда тоже шли бои с «УНИТой». А вот пограничный переход из Анголы в Намибию находится вдалеке от побережья, я туда проехал через «зону смерти» -- но то, что на юге Анголы есть «зона смерти», мне потом сказали. Я не знал, и поэтому проехал благополучно. Десять дней двигался (полз!) 130 километров по горной пустыне.

В Намибии западное побережье является алмазной зоной, и проезжать по ней путешественникам строго не разрешается, поэтому я следовал по основной, более дальней от берега, дороге.

Сомали стала третьей страной, которую мне не удалось посетить. У меня даже были письма к военным, контролирующим южную и северную часть Сомали, и даже виза «официального Сомали» под номером 001 - мне её дали в итальянском посольстве в Дар-эс-Саламе, где, как оказалось, обитал бездеятельный представитель Сомали, и я был первым, кто получил визу из его рук. И письмо к губернатору Берберы у меня было. Но оставалось неясность с центральным Сомали - там и сейчас неспокойно. Мне пришлось объехать Сомали по одной из дорог восточной Эфиопии.

Африку я объезжал больше двух лет, с 1993 по 1995 год.

Когда я из Джибути приплыл в Йемен, там только что закончилось объединение страны, которое прошло не очень гладко. Граница с Оманом была закрыта и только в горах, далеко от побережья был один пункт, где был шанс въехать в Оман. Меня подбросили на вертолёте йеменские военные, после того, как я наговорил их генералу много русских слов. Всё высшее военное руководство в Йемене понимало русский язык.

В Иране было тоже интересно. Я проехал на велосипеде в крайний юго-восточный «угол» страны. Дорога свернула налево, вглубь материка. Я проехал какое-то время, нашел отворот в сторону Пакистана и километров через 30-40 увидел, что дорога упирается в казарму военных. Те были немало удивлены, увидев русского велосипедиста. Ещё больше они удивились, когда я попросил у них поставить мне штамп. Они искали его очень долго и всё-таки нашли. Но окончательно они были поражены, когда я у них спросил дорогу в Пакистан. Они никогда туда не ездили, и вероятно никто там официально не ходил. Тогда я впервые достал GPS, чтобы сориентироваться, и всё же направился в сторону Пакистана. Когда я прибыл в первую пакистанскую деревню, я обнаружил там старосту, но никаких пограничников не было. Тот указал мне направление на райцентр, но там не было пограничного штампа. Так я и проехал весь Пакистан: виза у меня была, а въездного штампа не было.

А вот из Пакистана в Индию меня не пустили (по прибрежной дороге). Сказали, что у них нет международного перехода. Пришлось лететь из Карачи в Бомбей, и там в Индии откатать участок дороги до пакистанской границы.
Не пропустили меня также через границу Бангладеш - Бирма. Пришлось лететь из Читтагонга в Рангон (Янгун), там проехать вдоль моря - в одну и в другую сторону, а потом лететь в Тайланд и опять на границу с Бирмой возвращаться. Таков мой принцип - проехать сколько возможно, и если даже не пускают через границу, «откатать» дорогу до последнего забора с той и с другой стороны.

Также не пустила меня Северная Корея, и поэтому я остался без обеих Корей - Северной и Южной. Таким образом, я не попал: в Ливию, Либерию, Сомали и Корею. В 1997 году я завершил «южный контур» Евразии с Африкой и приехал во Владивосток.

Год потерял, решая проблему восточного побережья России - ни пешком, ни на яхте его пройти тогда не удалось. Временно отложил эту проблему и занялся Америками. В Америке все визы мне удалось получить [тогда страны Центральной и Южной Америки были визовы для россиян - прим.ред.] Но из Панамы в Колумбию я не проехал своим ходом - эта зона контролируется наркоторговцами, и там один велосипедист погиб, по-моему Ложкин его фамилия. Также на «перешейке» нет двух дорог, чтобы одна шла по восточному, другая по западному берегу: есть только одно Панамериканское шоссе вдоль Тихоокеанского побережья. И, кажется, только два коротеньких отрезка, где есть дорога по Атлантическому берегу: в Панаме и в Коста-Рике. А так, вдоль Атлантического океана нет второй особой дороги, там болота. К концу 2000 года мне удалось завершить Американский этап (кроме северного побережья).

Итак, основную часть маршрута, где были дороги, мне всё же удалось пройти на велосипеде - там, где не мешали чиновники. Общая протяжённость пройденного контура - около 155 тыс.км. Остался пока северный берег России и Канады, где нет дорог. Это немало -- порядка 30 тыс.км, потому что берега сильно изрезаны.

А объезжать Красное море? И Персидский залив?

Эти моря я считаю внутренними водоёмами. Также как и Чёрное море. Можно, конечно, подумать, что мне, чтобы миновать Босфор, нужно тысячу километров объезжать Чёрное море, вместо того, чтобы два километра через Босфор проехать! А, может быть, тогда и реки объезжать - ехать по одному берегу, потом через исток и вниз по второму берегу? Нет, этого у меня в программе не было. Я вообще мог и Средиземное море не объезжать, переправиться через Гибралтарский пролив, но тогда контур Европы оказался бы неполным. Все же внутренние заливы и моря - Чёрное, Красное, Персидский залив, когда водное пространство-петля внутри континента - я отрезаю: у меня же путешествие ВОКРУГ ЗЕМЛИ, а не вокруг всех морей, заливов, рек и пр.

Долго ли приходилось ждать виз? Где ждать пришлось дольше всего?

Ожидание виз, действительно, самое долгое занятие в таком путешествии. Девяносто три страны, а в некоторые пришлось получать визу больше чем по одному разу! Многие и не помнят, что в те годы, когда я стартовал из России в Европу, Шенгенских виз ещё не существовало, и мне приходилось каждую европейскую визу получать отдельно! Мне три с половиной месяца пришлось добывать визу Германии; по паре месяцев ушло на Италию, Грецию… Сейчас многие уже и не понимают, спрашивают: почему бы не взять сразу Шенгенскую визу? Но ведь я стартовал в 1991 году, «шенгена» ещё не было тогда!

Конечно, со временем у меня появился большой опыт получения виз. Но вот даже китайскую визу мне дали только с шестого раза. Первый раз я подался на Китайскую визу ещё в Бангладеш, но мне пришёл отказ. Потом я продолжал в других городах, и в очередной раз я подался уже в Ханое, в четвёртый раз, и опять пришёл отказ. И даже уже не мне пришёл отказ, а МИДу РФ! У меня было письмо от МИДа РФ, что МИД РФ просит МИД КНР выдать визу российскому путешественнику, мне. И опять отказ, а причины не объясняют. Что делать? Я перебрался (перелетел) в Гонконг, он ещё последние месяцы был независимой английской колонией, и виза в него была отдельная (конец 1996 года). И там - то же самое. Пятый отказ. Что делать? По счастью, попался мне полезный человек Давид, был он из Германии, но говорил и по-русски очень хорошо. И он объяснил мне, что нужно пойти в одну фирму, заплатить 800 гонконгских долларов (сумма не фантастическая, около 130 долларов по тем временам) - я так и сделал, и мне выдали визу, причём многократную и на полгода. В чём была причина предыдущих отказов, я так и не понял, а выяснять не стал.

Всего же получение виз оказалось главной задержкой. Стартовав в путешествие, я считал так: общая протяжённость маршрута 220.000 км, пусть я проезжаю 100 км в день, отбрасываем два нолика, получаем 2200 дней, примерно восемь лет. Если исключить северное побережье, тут 160.000 километров, 1600 ходовых дней - четыре с половиной года. А у меня ушло около одиннадцати лет. И более 6 лет я решал всякие бюрократические проблемы! Это же и заезды в столицу, не всегда консульства есть в портовых городах; и у них свои приёмные дни, выходные дни, праздники…

У меня десять паспортов, полных виз. В некоторых есть и вкладные странички (вернее, вшитые) - мне их вшивали в наших посольствах по дороге. Но более половины времени путешествия я потратил на чиновников!

[ Конечно, тем, кто стартует в подобные путешествия сейчас, им сейчас проще - многие страны стали безвизовыми для российского паспорта. Европа ошенгенилась, Южная Америка и Юго-Восточная Азия обезвизела, так что сейчас путешествовать стало удобней и быстрее - прим.ред. ]

Всюду ли дорога идёт вдоль берега? Или где-то поднимается в горы?

Вдоль берега дороги, как правило, есть, но довольно извилистые, вверх-вниз… А между Эквадором и Колумбией шоссе вообще поднимается за 3000 метров над уровнем моря. Ох и помёрз же я тогда, а ведь это было на экваторе! Потом, в южной части Эквадора, уже дорога спустилась вниз, к тихоокеанскому берегу.

Вы стартовали в те годы, когда не было ни Интернета, ни сотовых телефонов… Как вы связывались тогда с родственниками, с Россией?

По нескольку месяцев не было у меня никакой связи. Передавал письма, оказии и передачки с нашими моряками, с работниками консульств, посольств российских. Это ж, например, сотни фотоплёнок, я их передавал с маршрута. Некоторые оказии из Южной Америки дошли только сейчас, спустя много-много лет. Большинство оказий дошло. Что-то и потерялось.

На что вы фотографировали?

На плёночный фотоаппарат. У меня много ещё чёрно-белых фотографий, и плёночных цветных. Помните, был такой фотоаппарат - «Агат»? Он делал 72 кадра на одной плёнке. Вот от него у меня осталось много фотографий. Все эти фотоплёнки теперь у меня в Питере, я их сканировал два года (дети помогли мне в этом). Интересно было бы, конечно, когда-нибудь издать фотоальбом из лучших снимков. А цифровая камера у меня появилась уже в третьем тысячелетии. Скандинавию я уже объезжал с цифровым фотоаппаратом.

Планируете ли объехать ещё и Австралию?

Мне многие советуют: объехать Австралию, может быть ещё что-нибудь, какие-нибудь острова… Позвольте мне самому решить, что нужно делать. Сперва нужно доделать велосипедную часть. Я соединяю («велосипедным вариантом») крайние достигнутые мною на севере точки. В этом году проехал через Россию до Советской Гавани, в следующем году постараюсь проехать Канаду с Аляской. На этом велосипедная часть почти будет закончена - останутся ещё «дырки» типа Ливии, которые пока по политическим причинам я не сумел проехать и прочее по мере возможности.

Ну и потом остаётся ещё северное побережье. Этим я и займусь.

Как же объехать северное побережье? Был, помнится, когда-то велопутешественник Глеб Травин, который в 1930-х годах путешествовал по периметру СССР…

Глеб Травин - выдающийся путешественник, но с его поездкой по северному побережью у меня много неясностей. Много вопросов возникает. Какие-то участки он на пароходе проплыл. Какие именно, какова была точная нитка его маршрута - сейчас нельзя установить. При всём уважении к Травину, его маршрутом я следовать не буду.
На велосипеде проехать контуром северного побережья практически невозможно. Я столько думал об этом! Вездеход - тоже плохо, он рвёт тундру, оставляет на ней следы. На лодке обплыть - тоже для меня не подходит, да и долго это, не один год займёт. Я и на яхте пытался, и пешком шёл (на границе Приморского и Хабаровского края), и о снегоходах думал - как местные жители ездят, может быть и мне поехать? Но там тоже проблема, с топливом, его нужно очень много. Я долго, очень долго изучал этот вопрос и склонился к варианту автожира.

Автожир? что же это такое?

Это типа вертолёта, только маленький. Их на Западе много, уже десятки тысяч. Один-два человека в него помещается. Он безопасней и надёжней вертолёта, и дешевле. А расход топлива - всего 15 литров на 100 км, работает на бензине. А если вдруг двигатель сломается в полёте, то автожир может приземлиться и с неработающим двигателем. Для приземления, и для взлёта, ему нужна совсем небольшая площадка. Я планирую полететь в одиночку, и два запасных бака.

Проблем тут две. Одна проблема - это топливная. Автожиру нужно заправляться, километров хотя бы через пятьсот. А у нас на Севере есть такие места, вот на Таймыре -- между мысом Челюскин и Диксоном, -- где большее расстояние. Значит, нужно как-то это топливо туда заранее завезти, может быть привезти на пароходе, бочки сбросить (на катере на берег доставить) и отметить координаты. Но это очень дорого. Самый дорогой этап получается. Была бы пара миллионов, вот уже бы отправился!

И вторая проблема. Собственно, почему у нас в России нет почти этих автожиров? Всё из-за чиновников. У нас, чтобы полететь, нужно заранее - якобы за 24 часа, но реально за неделю - нужно подать заявление в разные органы, что ты мол хочешь лететь по такому-то маршруту, просишь чтобы тебе разрешили. Потом, если тебе разрешили, ты должен ещё за огромные деньги купить себе прогноз погоды, тот самый, который бесплатно в Интернете есть. И вот тогда ты можешь лететь.

У них, на Западе, всё проще: принцип «открытого неба». Не разрешительная, а уведомительная процедура. Предупредил за полчаса, что летишь, сел и полетел. Поэтому у них автожиров уже десятки тысяч, а у нас почти нет.

Но, конечно, нужна лётная подготовка, права нужны. Я сейчас активно этим интересуюсь, изучаю всё это дело. А про автожиры можно посмотреть на сайте www.avtogyr.ru. Там и видео выложено, как они летают.

2) БЫТОВЫЕ ВОПРОСЫ

В дальних странах используете ли гостеприимство местных жителей?

Редко, разве в крайних случаях: какая-нибудь поломка. Мой принцип такой: хочешь поменьше неприятностей? Становись на ночлег подальше от людей! Поэтому вечером отъезжаю уже на пару километров от последней деревни, и там ставлю палатку.

В больших городах я предпочитаю «официальный» ночлег в гостинице, или под каким другим «официальным» прикрытием. В городских парках, на лужайках, на улицах не ночую! Если же в городе, в столице, во время долгого ожидания визы, то часто останавливаюсь у наших соотечественников (им спасибо!), но стараюсь никому не надоедать: не больше двух недель в одном месте!

Профилактика малярии?

Мне советовали и давали таблетки для профилактики малярии, но я их не пил - попробовал и бросил. И так и не пил этих таблеток, и малярией ни разу не заболел.

Питьевая вода - любая ли?

Конечно, по возможности стараюсь кипятить. Но в крайнем случае пью и сырую воду. Человек заболевает не от воды, а от того, что его иммунитет не справляется с болезнями.

Костёр или примус?

Я уже отошёл от костровой «молодёжной романтики». Редко пользуюсь костром. Это и не экологично, и долго, и привлекает большое внимание издалека. Примус - быстро и удобно. Бензиновый. Бензин можно достать везде по дороге.

Ехать много лет вдоль моря, жарко, наверное хочется купаться! Не было ли так, чтобы во время купания унесли вещи?

Я купаюсь не очень часто. Конечно, совершить омовение в каждом новом море - это, так сказать, святое дело. Но часто купаться - времени нет! Я же занят, еду по маршруту, нужно 100 километров в день проехать. Обычно я считаю так: 111 км проехал - хорошо. Купаться часто в море как-то не тянет. Ну и чтобы вещи унесли, тоже такого не было. Велосипед у меня сразу так не угонишь, он тяжёлый. Но в городе, на базаре, бывает изредка, что-нибудь пристёгнутое отцепят или отрежут. Несколько было таких случаев.

А после многих лет в тропических странах, -- в Петербурге не холодно?

Наоборот! Меня так утомило солнце, что я и здесь, идя по улице, рефлекторно в тень прячусь!

Были ли ситуации с риском для жизни?

Понимаешь, ситуация возникает, на 50%, от наших ожиданий. Ждёшь, что тебя убьют, ограбят, зарежут - во многом это и притягиваешь к себе. А если относишься к людям с миром, с добром, с улыбкой, то и их намерения станут мирными (если у них и были нехорошие намерения).

В каких странах приставали менты, говорили «опасно, мистер», «давайте мы вас спасём»?

О, это часто. Большую проблему в некоторых странах создают эти службы безопасности. В Алжире, я помню, в Бирме, ещё в некоторых странах.

Часто принимают за шпиона? Сажают ли в тюрьму, например на сутки или больше?

За шпиона принимают часто. Я и смеюсь над ними, говорю - это специально у меня на велосипеде укреплён российский флаг, чтобы вы знали, на кого я шпионю! В бывшей Югославии, в Албании, в Порт-Саиде, в Порт-Артуре меня задерживали, да ещё много где, но потом отпускали. Сутки или больше я не сидел в тюрьме никогда.

ДТП приключалось?

Два раза только. Один раз в Алжире, я уже говорил, его подстроили местные ГБшники, чтобы меня задержать. И второй раз в Китае, водитель грузовичка проявил дурость. Вообще я езжу очень осторожно. Чтобы попасть в ДТП, нужно, чтобы уровень дурости того водителя (участника ДТП) превысил уровень моей осторожности, что случается очень редко. Оба раза я не пострадал, помяли только велосипед.

Если водители настойчиво предлагают подъехать, вместе с велосипедом?

Всегда отказываюсь.

Если какие-то люди просятся поехать вместе?

Отказываю и им. Конечно, в дороге бывают кратковременные попутчики, на день-два-три, из других велопутешественников. Но они обычно быстро «отваливаются», говорят: я в город заеду, какие-то дела порешаю, на почту зайду, потом догоню, -- ну и потом больше я их уже не вижу. Вероятно, для них мой темп слишком напряженный…

В газете ["Петербургский дневник" №45(309) от 15 ноября 2010] про вас написано, что в 42 года вы перенесли инфаркт, после чего сели на велосипед. Неужели?

Не в 42, а в 33 года, в газете опечатка. Потом, после 33 лет, я занялся велосипедом, а в 42 года уже стартовал.

Как относитесь к разным достопримечательностям?

Я не экскурсант, я путешественник. Сейчас путешествием стали называть всё, что попало. Человек купил путёвку, поехал на курорт, посидел в гостинице, поехал в автобусе, вернулся на самолёте домой - он как бы путешествует. А у меня всё по-другому. Я прожил в Париже четыре с половиной месяца и ни разу не поднимался на Эйфелеву башню. Что я там, спрашивается, забыл? Там и без меня все бывают. А в Египте на пирамиды тоже не хотел ехать, но тут уже журналисты уговорили: нужно снять, нужна «картинка», а где снимать, как не на пирамидах!

3) ТВОРЧЕСТВО и ОСТАЛЬНОЕ

Будет ли книга о путешествии?

Да, книга должна быть. Я по дороге наговаривал диктофонные кассеты - дневник. Получилось 120 кассет. Конечно, интересно было бы их расшифровать и на основе этого составить книгу. Даже может быть две книги: одна более короткая, на основе того плана, что вывешено на моём сайте; и потом сделать подробную книгу-«дневник». Некоторые журналисты - было два случая - даже хотели помочь мне в этом. Мы попробовали - они обрабатывали мои воспоминания - попробовали, но как-то плохо получилось. Думаю, вплотную этим заняться после окончания «велосипедной» части.

А вообще, сильно докучают журналисты?

Они мне порядком надоели, но не просто потому что они спрашивают всё одно и то же, а потому, что они всё путают. Вот, например, я всем говорю: не называйте моё путешествие «кругосветным»! У меня путешествие ВОКРУГ ЗЕМЛИ, да, именно так, ВОКРУГ ЗЕМЛИ. И вот опять приехала ко мне журналистка, и на днях статья вышла: «Вокруг света по-русски» называется. Я же двадцать раз повторял: не пишите «кругосветка», пишите «вокруг земли»! Вот, собрал бы всех вместе этих журналистов, и убил бы! Шутка. Или вот была статья, в центральной прессе: «Как художник Кетов сбежал на велосипеде из СССР». Это заголовок такой. Или вот телевизионщики: «Велосипедист Кетов поставил мировой рекорд, проехал на велосипеде 155 тыс.километров»! Это ж какая глупость! Велогонщики, они по 500 тысяч проезжают.

В моём маршруте главное не то, что он 155 тыс. или сколько-то там километров, а что это единственный, уникальный маршрут, который есть на любой карте мира, даже на самой схематической, на школьной контурной карте! Впервые буквально «вокруг земли» (суши). До меня его никто не делал и даже не предлагал. Вот в этом его уникальность. А журналисты всё путают, задают одни и те же вопросы, и потом опять открываешь газету - и… «кругосветное путешествие Владислава Кетова….»

Зная объём предстоящих трудностей, стали ли бы вы стартовать?

Я предполагал, что будут трудности. Не думал, конечно, что всё так затянется из-за бюрократии. Я сразу после выезда, в Европе, несколько месяцев делал новый паспорт (у меня был служебный советский паспорт, а мне нужен был не служебный, а общегражданский…) И многое другое. Но невзирая на трудности, я должен был стартовать и должен проехать этот путь!

Я долго к нему готовился. В 1983 году обнаружил этот маршрут. Другого такого нет на Земле! Но никому про него не сказал. Ведь бывает обычно так: мы, русские, что-то изобретаем, а потом другие перехватывают эту идею и уже реализуют. Вот, я искал возможность как-то зарегистрировать, запатентовать эту идею, и спустя несколько лет (в 1988 году) мне удалось это сделать - запатентовать идею в советско-американском фонде «Культурная инициатива». Одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов на экологически чистом транспорте.
Но тут важно не только запатентовать, но и проехать, и я должен это сделать, невзирая на все трудности, вот и всё!

А кем вы работали в советское время?

Я профессиональный художник. Работал оформителем, дизайнером интерьеров, в театре от художника-скульптора до зав постановочной частью. По первой специальности ещё и камнерез.

Вы, как художник, наверное, много пейзажей нарисовали в дороге?

Нет, я рисую только людей. Портреты людей, которые мне помогали в пути; а также -- для заработка.

Просто ли найти за границей место, чтобы спокойно порисовать?

Нет, это трудно. Во всей Европе у меня было только пять мест, где удалось нормально и спокойно поработать. Во многих местах - гоняют.

Ваши дети не занимаются ли путешествиями? Не изъявляли ли желание поехать с вами?

На двоих у нас с женой четыре сына (брак у нас обоих не первый). Дети все взрослые, путешествиями не занимаются. Я, впрочем, подолгу их не видел, когда путешествовал. Дети были в курсе, что их отец путешественник, но о присоединении к проекту речи не было никогда.

Потом дети помогали мне сканировать фотографии, делать сайт - вот он: www.ketov.ru.

Вы религиозный человек? Какая религия вам ближе?

Я знаю точно, что существует ВЫСШЕЕ ТВОРЯЩЕЕ НАЧАЛО. Оно настолько выше нашего понимания, что даже называть это словом определённого рода - женского или мужского, уже значит умалять. Да, существует. Но я далёк от официальных религий. Религия - это политическая надстройка над верой.

Я не отношу себя к сторонникам той или иной организованной религии-корпорации. Самый эффективный способ убить хорошую идею - это создать корпорацию по внедрению этой идеи в жизнь!

В то же время, из учений, мне близки некоторые идеи буддизма. И особенно, последняя просьба Будды своим ученикам: «не делайте из моего учения религию!»

А были ли вы в советские годы членом КПСС?

Нет! Никогда!

Вы стартовали из СССР в 1991 году. Как вам Россия, спустя двадцать лет? Изменились ли люди?

По большому счёту, люди и за тысячу лет не сильно изменились. Но если внимательней посмотреть, изменения есть. И они негативные. Я сейчас проехал на велосипеде всю Россию до Тихого океана, и вижу: в России у людей не осталось никаких идеалов, даже навязанных! Все идеи, мысли крутятся на уровне шопинга. Так что Россия находится в очень плохом состоянии. Мне кажется, спасти нашу страну может только чудо.

Так может надо что-то предпринять? Вот, мы в Петербурге, заберёмся на «Аврору», стрельнем! Устроим революцию!

Нет, это не поможет. У нас уже целый век идёт гражданская война. Вы думаете, гражданская война когда закончилась? Воевали с белыми, с кулаками, с вредителями, и весь век продолжаем бороться. ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ТВОРЦОМ, а у нас человек не творец, а борец. Мы всё время с кем-то боремся. Вот уже сотню лет!

Проблема только у нас, или во всём мире вообще?

Проблема вообще во всём мире, в политическом устройстве общества. Политическое устройство - это пирамида. Всякая политическая конструкция имеет, можно так сказать, в основе кристаллическую модель. Кристаллические структуры это закрытые системы. А жизнь - это открытая система, она апериодическая, т.е. гармонически организованная. Нельзя живое загонять в закрытую структуру. Политическая организация общества неверна в принципе. Все чиновники, бюрократы, военные, политики, всё это проявления неправильной политической структуры. Но революциями её переделать нельзя - получается другая политическая структура, вот и всё. Жизнь нужно гармонизировать снизу, постепенно, без революций.

Есть ли какие-нибудь страны, где общество устроено более гармонично?

Мне кажется, что есть. Политические структуры есть везде, но на мой взгляд, например, Канада - одна из более гармоничных стран. А вот у нас, увы, всё очень плохо. Уж поверьте, я побывал в 93-х странах, но на мой взгляд, у нас общество устроено самым нелепым образом! Мы вечно боремся! Вечно преодолеваем какие-то трудности! Сперва создаём, а потом героически их преодолеваем!

И какой же вы дадите нам совет?

Мой главный совет - никаких советов! Живите, думайте собственной головой. И не ждите, что вам кто-то истолкует, как вам жить.

Все проблемы решайте творчески. Я уже говорил, что ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ТВОРЦОМ. У этой фразы есть два значения. В зависимости от того, большая или маленькая буква «Т» в слове ТВОРЕЦ. Так вот, решая свои повседневные проблемы, не забывайте, что человек - не только тварь, но и тоже - ТВОРЕЦ!

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов — Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Имеет звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1).

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1968 — 1971 г. служил в погранвойсках на Амуре на советско-китайской границе.

В Свердловске работал художником-оформителем, художником-скульптором, декоратором, техником-конструктором и зав.постановочной частью кукольного театра, занимался дизайном интерьеров. В 1977 году закончил отделение искусствоведения Уральского государственного университета. Диплом писал о портретном рисунке, которым занимается всю жизнь.

В 1979 году переехал в Питер и пошел вольнослушателем в Мухинское художественное училище, или «Муху». Год активно посещал сразу три группы подкурсов и факультатив по рисунку обнажённой натуры. Затем поступил в Академию художеств тоже вольнослушателем, там занимался ещё два года.

В 1983 году создал творческое объединение «ОБРАЗ» и руководил им до 1991г. С 1986 года организовывал первые свободные выставки-ярмарки в Ленинграде, работал по договору в Павловском дворце — рисовал графические портреты.

1983-1990. Инструктор велотуризма — штурман и руководитель более 10 велопоходов (от первой до пятой категорий сложности): Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Совершил свой первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград — Куйбышев — Уфа — Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли — то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

С 14 мая 1991 года по настоящее время осуществляю первое в истории путешествие действительно вокруг земли — вдоль береговой линии континентов.

1995. Организация ООН по проблемам окружающей Среды — UNEP присвоила статус своего представителя — UNEP globetrotter.

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1) «за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов». К настоящему времени преодолено 155 000 км по территории 93 стран .

За время путешествия нарисовал многие сотни портретов, и теперь они висят в домах у людей со всех континентов, кроме Антарктиды. За десять лет пути больше всего портретов нарисовано в Польше, Париже, испанском Кадисе, в Риме, Афинах, Дакаре, Кейптауне, в Найроби — в штаб-квартире UNEP, в Сан-Франциско и Монреале. За последние годы самая значительная серия портретов создана на русском севере от Мурманска до Ямала.

2010. Преподавательская деятельность в StArtАкадемии — Центре графики, живописи и дизайна. Проводил мастер-классы по графическому портрету и рисунку обнажённой натуры.

C 13 мая по 13 сентября 2010 года прошёл российский этап проекта от Оленегорска Мурманской области до Советской Гавани Хабаровского края. Таким образом, контур Старого Света замкнул вариантом «В» — на велосипеде, проехал за 105 ходовых дней 10620 км.

С 5 мая по 30 августа 2011 года осуществил Североамериканский этап, вновь по варианту «B» — bicycle. По аналогии с российским этапом проехал на велосипеде по северу Америки от Атлантического океана (Блан-Саблон, Канада) до Тихого океана (Сьюард, Аляска, США) и замкнул контур Нового Света. Пройдено 10 086 км через восемь провинций Канады и Аляску (США).

С 13 мая по 03 июня 2012 года завершил велосипедную часть проекта этапом «Балтия» от Бранево (Польша), где начинал проект в 1991 году, по береговой линии Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской области с финишем у Медного Всадника в Петербурге. Пройдено 1750 километров.

Итог проекта — за 21 год и 21 день пройдено 4 континента, 96 стран, свыше 167 000 километров.

1 июля 2006 года путешественник и художник, Владислав Кетов отправляется на очередной этап своего главного проекта - путешествия вокруг земли . В этот раз ему предстоит проехать на велосипеде 4000 километров по территории Канады и США (Аляска).

Немного истории:

В 1991 году Владислав Кетов отправился в первое в истории человечества, путешествие действительно вокруг земли - вдоль береговой линии континентов на экологически чистом виде транспорта.

За 10 лет он проехал на велосипеде 93 страны (141.000 км). Основную часть пути Владислав Кетов проехал без финансовой поддержки, зарабатывая в пути мастерством художника.

Перед началом североамериканского этапа мы встретились с Владиславом, он поделился информацией о предстоящем путешествии, и ответил на несколько вопросов.

Владислав, расскажите, пожалуйста, о предстоящем этапе.

«Это - непройденный ранее участок от Гомера до Ванкувера.
Когда я начинал Американский этап своего путешествия в 1998 году, у меня были сведения, что там нет дороги вдоль берега, сейчас информации больше…».

Предполагаемый маршрут: Старт из города Гомер (Homer)-> американская дорога № 1-> 3-я американская дорога->3-я канадская дорога->7-я американская дорога->паром до Петербурга (США) ->37-я канадская дорога->99 канадская дорога-> Ванкувер (Vancouver).

Путешествуя, Владислав стремится приобрести местную топографическую карту с более подробной информацией и вносит в маршрут необходимые корректировки.

Маршрут проходит по территории двух стран - США и Канады.
Если смотреть по карте, то на пути встречается много небольших поселений с очень русскими названиями, например - «Soldatna» или «остров Куприянов».

Удивительно, что на Аляске (США) есть город с названием Петербург! Владислав Кетов хотел бы посетить его.

На пути следования такие города, как: Anchorage (крупный город-порт, в котором находятся музей индейцев Арктики и эскимосов и памятник знаменитому Джеймсу Куку), Tok, Silver City, Hainnes и др.
Интересно, что город Ванкувер - конечная точка этапа, назван в честь английского мореплавателя, участника 2-й и 3-й экспедиций Дж. Кука (1772-1779 гг.) - Джорджа Ванкувера.

Маршрут Гомер-Ванкувер протяженностью около 4000 км Владислав планирует проехать за 43-45 дней. Средняя температура воздуха на протяжении маршрута около +14-16 (oC).

Североамериканский этап - это путешествие в мир, который описывали в своих романах Джек Лондон и Эрнест Сетон-Томпсон. Мир красоты дикой природы и легенд индейцев - коренного населения Северной Америки.

Владислав, можно ли, имея лишь желание, без физической подготовки отправиться в подобное путешествие?

Стоп-стоп. Идея совершить путешествие действительно вокруг земли пришла мне в 1983 году, в 1988 она была запатентована, и только в 1991 я стартовал. Все 8 лет до его начала я занимался велотуризмом, прошел велопоходы от 1-й до 5-й категории сложности в разных качествах, чаще всего штурманом или руководителем.

Вообще для того, чтобы достичь успеха в любом деле, требуется три слагаемых: хотеть, сметь и уметь.

Проводятся ли во время путешествий исследования окружающей среды?

К сожалению, нет. Исследовать во время путешествия можно не только окружающую среду, но и биомедицинские показатели человеческого организма. Я всегда к этому готов.

Это же бесценный опыт, такого не делал ни один человек.
Странно, что ни одна организация не проявила к этому интереса.

Да, пока это так…

Владислав, будет ли информация, собранная за годы путешествия систематизирована и представлена, например, в печатном виде?

Да, (показывает многочисленные папки и коробки в шкафу) - это пленки и диски с цифровыми фото. Также есть дневники - информация, записанная на диктофон.
Сейчас уже опубликовано несколько статей в петербургском журнале «Автобус» и в японском журнале «Костёр».

Часто в интервью Вы говорите о том, что все проблемы человечества оттого, что мы живем не по реальным природным законам. Как Вы считаете, может ли человек, как отдельная личность, изменить свою жизнь, начать жить по законам природы? Каким вопросом он должен задаться в первую очередь?

- Да, одним. Неправильным. (Улыбается). «А что я могу сделать один?»
Лет 40 назад в студенческом театре МГУ была любопытная постановка. На сцену выходил один человек, и говорил - «Ну что я мог сделать один?». Потом выходил второй, и говорил немного другой интонацией то же самое. И так в ряд становилось человек 15, после чего они поворачивались и, маршируя, покидали сцену, скандируя «Ну что я мог сделать один?»…

Каждый человек - как вектор большой системы Жизнь на планете Земля. Сумма всех векторов дает изменение положения системы в ту, или иную сторону. И никто не может с уверенностью сказать, что именно его вектор не повлияет на это положение…

Самое главное - человек должен постоянно меняться, узнавать новое, заниматься чем-то, что ему по душе. И не важно, будет ли это путешествие вокруг земли, или изучение десяти травинок. Это все вполне сопоставимо, космос и микромир.


Индия, 1996 год

Вы преподаете рисунок в воскресной школе при галерее Третьякова, хватает на это времени?

Не хватает. (Улыбается). Но занятия в основном начинаются в сентябре-октябре, и заканчиваются в мае-июне.
В школе учатся взрослые, по 4 занятия в месяц. Ещё в 1983 году я создал студию для взрослых «ОБРАЗ», которая существовала до 1991 года. У меня ещё с университета сложилась своя теория искусства. На её основе разработана программа, по которой и проводится обучение.
Удивительно, как быстро происходит творческий рост, когда человек не путается в понятиях и понимает суть предметов и явлений.

Владислав Кетов знает, что даже один человек может повлиять на весь мир. Он грустит оттого, что люди придумывают себе несуществующие границы и законы, и радуется тому, что случаются чудеса.

После североамериканской части проекта, останется самая сложная - арктическая часть пути. Ехать на велосипеде там, разумеется, невозможно.

Для прохождения этого этапа понадобится вездеход, дирижабль или вертолет особой конструкции, с экологически чистым двигателем.

И уже сейчас Владислав Кетов готовится к осуществлению этой идеи и приглашает к сотрудничеству в организации путешествия.

А сегодня, на этапе Гомер - Ванкувер, пожелаем ему счастливого пути и хорошей погоды!


Справочная информация:

Большая часть Северной Америки располагается в холодном и умеренном термических поясах, здесь холодная зима и сравнительно теплое лето. Зимой выпадает снег, летом идут дожди, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной.

Природа Северной Америки схожа с русской природой. Она очень разнообразна, многие природные комплексы уникальны: рощи гигантских секвой, огромные озера, области грязевых вулканов и гейзеров, каньоны (глубочайшие речные долины).

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы, в основном из Великобритании. Это американцы США и англо-канадцы, они говорят на английском языке. Потомки переселившихся в Канаду французов говорят на французском языке. Коренное население материка - индейцы и эскимосы. Они заселяли Северную Америку задолго до ее открытия европейцами.

Контакт с Владиславом Кетовым по e-mail: [email protected] , сайт

После трёхчасовой лекции, которую прочитал в медиахолле псковского драмтеатра путешественник Владислав Кетов, я спросил у него: ездит ли он на велосипеде сегодня как обычный человек? По Петербургу, например, где он живёт. Дело в том, что большую часть своего пути, длившегося 21 год и 21 день (с перерывами), Владислав Кетов проделал на велосипеде. Но его невероятное путешествие по 96 странам закончилось в 2012 году. А как теперь? «Очень редко езжу», - ответил Владислав Кетов. Насколько я понял, Владислава Кетова не устраивают «сумасшедшие водители» и вообще малопригодные для велосипедистов российские условия. Но при этом он совершил то, что не сделал ни один человек на свете. И уже больше никогда не сделает. Он проделал путь в 169 тысяч километров.

«Большого понимания на Родине я не нашёл. А если совсем честно - и маленького понимания не нашёл»

Объясню, почему никто такое путешествие повторить не сможет. Не только потому, что мало кто способен посвятить такому путешествию столько времени и сил, постоянно рискуя жизнью (Владислав Кетов по пути побывал в 8 зонах боевых действий и преодолел 7 пустынь в самую засушливую пору). Просто мир за то время, что прошло с 1991 года, сильно изменился. Изменились границы.

Для Владислава Кетова очень важно было уточнить: он впервые в истории совершил путешествие вокруг земли, а точнее - одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов. Не путешествие вокруг земного шара, а именно вокруг .

Владислав Кетов не просто так начал свой рассказ с того, сказал, что в юности служил пограничником. Это было на границе с Китаем в 1968-71 годах («там скучно не было»). Что такое границы - ему было известно. Для него граница - это забор. «Почему человек должен ходить вдоль забора?» - задал он себе вопрос. Похожий вопрос в конце 20-х годов прошлого века задал псковский велосипедист-путешественник Глеб Травин , когда отправлялся в своё путешествие. Его именем назван клуб псковского проекта «Ветка», в заседании которого принял участие в декабре 2016 года Владислав Кетов.

Владислав Кетов. Самая западная точка Африки, Дакар. Фото: ketov.ru

В конце 20-х годов ХХ века Глеб Травин, мечтавший объездить на велосипеде весь мир, из своей страны выехать не мог. Его бы не выпустили. По этой причине ему как раз и пришлось ехать «вдоль забора» - вдоль границ СССР. У Кетова в начале 90-х годов ситуация была другая. Перестройка. Загранпаспорт имелся. И он решился отправиться в путь.

Для Владислава Кетова очень важно было в самом начале псковской встречи уточнить: он «впервые в истории совершил путешествие вокруг земли, а точнее - одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов». Не путешествие вокруг земного шара, а именно вокруг земли.

Путешествие вокруг земного шара его не интересовало. Он не собирался ничего пересекать. Кругосветных путешествий каждый год совершаются тысячи. Он придумал совсем другое. «Люди не видят то, что перед их глазами, - произнёс Владислав Кетов и длинной указкой показал на береговую линию на карте. - Это единственная линия, которую не надо рисовать». Мало того, это оказалась единственная линия, по которой Кетову в середине 80-х, ещё до перестройки - в 1983 году, захотелось пройти. Проехать. Но тогда такой возможности не было.

«Я понял, что идею надо столбить, - продолжил он свой рассказ. - Пять лет молчал как партизан - до 1988 года. Даже семье не говорил. А потом, когда был объявлен конкурс идей, отправил заявку на конкурс. Но не для того, чтобы выиграть, а по той причине, что «все идеи, присланные на конкурс, регистрировались с точки зрения авторского права». Так говорилось в условиях конкурса. Таким образом, не имея спонсоров и помощников, он оказался обладателем патента. Оставалось только объехать весь мир.

«Открытие удивительного факта, что за всю историю такое путешествие не было даже предложено, помогло понять, что мы живём не столько в реальном мире, сколько в пространстве реальности придуманной и даже навязанной. Поэтому всё путешествие стало важнейшим этапом длинного пути познания реальной картины мира и отказа от иллюзорных представлений и стереотипов». Так думает Владислав Кетов.

«Большого понимания на Родине я не нашёл, - сказал Владислав Кетов. - А если совсем честно - и маленького понимания не нашёл».

И всё-таки родное государство поспособствовало тому, чтобы он сорвался с места. Кетов обстоятельно рассказал о том, как началось его путешествие. То же самое описано в его дневнике под названием «Выхожу один я на дорогу…». Дневник начинается буддийским эпиграфом: «Дороги созданы для странствий, но не ради целей». Странствие Кетова началось так: «13 мая, вечером, по радио сообщили, что служебные загранпаспорта подлежат немедленной перерегистрации, а с 15 числа, то есть через день, они уже недействительны. Обычное государственное хамство…». С государственным хамством Кетов сталкивался часто. Не только советским или российским. Желание не впускать или не выпускать у чиновников разных стран очень сильное.

Известие о том, что загранпаспорт надо срочно перерегистрировать, заставил Кетова срочно принять решение. Велика была вероятность того, что если он промедлит, из страны его могут просто не выпустить. Шёл 1991 год. Время было переходное, непонятное. Ночь прошла в размышлениях, а утром…

«Накануне уволился из Пушкинского ДК, - написал Владислав Кетов в дневнике. - Закрыли нашу, существовавшую 8 лет студию - творческое объединение художников-любителей «Прообраз». Дохода от нас нет!? Была ещё пара сигналов, что время наступило. Именно в тот день я купил газету «Час пик», которую практически никогда не покупал, а тут вдруг подошёл к киоску и купил. После чего, не открывая, протаскал весь день в портфеле. И вспомнил о ней только вечером, когда узнал новость про перерегистрацию ».

Владислав Кетов, в Европе. Фото: ketov.ru

Наутро, 14 мая 1991 года, Кетов отправился на велосипеде в Пулково - с загранпаспортом, но без билета. Шансы на вылет в Калининград были минимальные. Но ему повезло. Билет он купил. Это был очередной «сигнал». Ещё одним «сигналом» было то, что велосипед взяли в багаж прямо так, без чехла, а когда Кетов сходил с трапа в Калининграде, грузчики предложили ему прямо из-под самолёта сесть на велосипед. Так что в свой дальний путь он отправился прямо с взлётно-посадочной полосы. В тот момент в голове была одна мысль: «Главное - из страны выскочить». Но сразу выскочить не удалось. На границе ему сурово сказали: «Мы тебя не выпустим» - «Почему?» - «У нас закрытый пограничный пункт». Виза есть, загранпаспорт есть, но всё равно не выпускали. Ближайший пункт - в Гродно. Пришлось отправиться туда. А время истекало…

«Изменение общего направления»

Если открыть сайт Владислава Кетова, то там под фотографией, на которой видны маленький человек и его велосипед на берегу большого экзотического таинственного озера, есть такое высказывание: «Каждый человек - это вектор, часть огромной системы под названием Жизнь. Сумма всех векторов даёт сдвиг системы в ту или иную сторону. Поскольку большинство векторов взаимно уравновешиваются, никто не может с уверенностью сказать, что именно его действие (или бездействие) не стало решающим для изменения общего направления».

Направление Кетова было - двигаться вперёд. Преодолевать границы. Человек на велосипеде с российским флажком на руле и 30-50 килограммами груза на багажнике не думал останавливаться. По его словам, в основном ветер был встречный. Даже тогда когда путешественник сворачивал, огибая какой-нибудь береговой изгиб, ветер сворачивал вместе с ним.

С мая 1991по апрель 1993 года Владислав Кетов побывал в 24 странах, по береговой линии проехав Польшу, Германии, Данию, Германию, Голландию, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Испанию, Францию, Монако, Италию, Словению, Хорватию, Венгрию, Югославию, Албанию, Грецию, Турцию, Сирию, Ливан, Кипр и Израиль.

Так начиналось путешествие, в ходе которого впервые один человек автономно - в основном на велосипеде - объехал по контуру Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, Северную и Южную Америки. 169 тысяч километров, 40 тысяч фотографий, 120 кассет дневниковых записей… В пути, если считать чистое время, он провёл лет семь. Остальное время - это ожидание визы, поиск денег на продолжение путешествие и тому подобное. Советский человек без каких-то особых знаний языков в 42 года отправился в неведомый ему мир - без денег, без связей, но с желанием преодолеть то, что никто другой не преодолевал.

Проблем по пути, по сути, было две (так говорит сам Кетов): бюрократия и финансы. Путешествие начиналось совсем в другую эпоху. Не только в смысле границ (в 1991 году для того чтобы получить визу в Германию он прождал в Польше три месяца). В то время не было ни навигаторов, ни цифровых фотоаппаратов, ни мобильных телефонов… В 1991 году заявить миру, что ты готов отправиться вокруг земли, - это примерно то же самое, что заявить о том, что путешественник готов отправиться на велосипеде на Луну.

Деньги он зарабатывал, рисуя портреты встречавшихся ему по дороге людей. Половину портретов продавал, половину дарил в знак благодарности за помощь. Часть денег отсылал семье в Петербург. Ночевал, в основном, в палатке. И здесь важно было правильно подобрать ночлег. Основную опасность в таких путешествиях представляют не стихийные бедствия (хотя от наводнения в Иране пришлось спасаться), не дикие звери (хотя на Дальнем Востоке он вынужден был двигаться по следам тигра), а люди. Какие-нибудь боевики - вооружённые борцы за независимость чего-нибудь, или просто грабители, для которых делом чести было «проучить» чужака.

Так что Кетов старался ночлег выбирать так, чтобы его никто не видел. Останавливался на дороге в ожидании того, чтобы в зоне видимости никого не было. Если надо - делал вид, что ремонтирует велосипед. Пережидал. Когда убеждался, что рядом никого нет - резко сворачивал в сторону от дороги и разбивал палатку в малозаметном месте. Рано утром отправлялся в путь, в день стараясь преодолевать не менее 111 километров - по какой бы дороге или бездорожью не приходилось двигаться. По пустыням, в которых температура в тени - к 50 градусам - ехал под тентом.

Несколько практических советов он в Пскове дал. Если вас захватят какие-нибудь вооружённые люди - не вступайте с ними в конфликт, не спорьте, в вежливо, а просите встречи с их командирами. Чем выше по званию командир - тем лучше. С вышестоящими командирами можно договориться, пока вас «не пустили в расход». Командиры в странах третьего мира, как правило, заканчивали советские или российские военные училища и знают русский язык. Многие испытывают к России симпатии.

«Там же пройти невозможно…»

Самый первый велосипед, на котором Кетов выехал из СССР в 1991 году, доехал до Парижа. К моменту выезда пробег у него уже был 20 тысяч километров по дорогам СССР. Это был велосипед, который путешественник собирал сам - «Чемпион - шоссе». Детали были частично импортные, частично самодельные. Второй велосипед он получил в подарок в Париже, куда зашёл в марте 92 года сменить заднее колесо. Новый велосипед путешественник усилил задним 26 дюймовым колесом от маунтинбайка и преодолел потом около 40 тысяч километров. В Кейптауне произошла замена. Тайванская компания по его просьбе прислала новый велосипед. Его хватило тоже на 40 тысяч километров - до Владивостока. Четвёртый велосипед оказался самый удачный. Кетов его собрал в Ванкувере («было из чего выбирать. Дольше всего искал раму, с остальным было проще»). На нём он объехал Северную и Южную Америки - более 50 тысяч километров.
Основная опасность на многих дорогах была - мины. В таких случаях лучше двигаться по асфальту, потому что мины, заложенные на такой дороге, рассчитаны на тяжёлую технику, а «велосипед - не тяжёлая техника». Хотя значительная часть путешествия проходила по гравийным, грунтовым дорогам и бездорожью. Зон боевых действий Кетов пересёк как минимум 8 (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия). Пустынь преодолел примерно столько же Синайскую, Западную Сахару, Намиб, Восточную Сахару, Аравийская пустыню, Наска, Атакама… По логике, надо было ждать удобного времени года, но визовые и прочие проблемы вынуждали ехать тогда, когда выпадала такая возможность. И всегда это было самое жаркое время года.

Африканский (и частично азиатский) этап (один из самых тяжёлых и опасных) прошёл с апреля 1993 по ноябрь 1995 года. Кетов проехал Египет, Тунис, Алжир, Марокко, Западную Сахару, Мавританию, Сенегал, Гамбию, Гвинею Биссау, Гвинею, Кот-д’Ивуар, Гану, Того, Бенин, Нигерию, Камерун, Экваториальную Гвинею, Габон, Конго, Анголу, Намибию, ЮАР, Мозамбик, Танзанию, Кению, Эфиопию, Джибути, Йемен, Оман, ОАЭ… Попадались совсем уж странные «государства» - такие как африканская Кабинда (самопровозглашённое государство, правительство которого состояло из членов Гражданского общества Кабинды и участников движений FLEC и FAC). Один из самых сложных отрезков был в Южной Анголе. 130 километров путешественник преодолевал 10 дней, в какой-то момент поняв: «А чего-то я ничего не боюсь…». Шансов выйти живым оставалось немного. Когда его потом попросили показать, через какие места он там проезжал, он показал на карте. «Там же пройти невозможно, - ответили ему. Там же ангольский концентрационный лагерь под открытым небом». - «Извините, я не знал».

Сложно было с водой. С собой в пустыню много воды не возьмёшь. Обычно это было 17 литров воды из расчёта на 3-4 дня. Иногда вода заканчивалась, а источников воды всё ещё не было. Но «если сильно прижать - становишься следопытом». Однажды Кетов обнаружил совершенно невидимый колодец. Стоял в трёх шагах и не видел его. И всё же до воды, находящейся на глубине 8 метров, он добрался, «это спасло». Бывало, чтобы выжить, приходилось пить жидкую грязь или находить воду по следам шедших на водопой диких животных.

Несмотря на то, что Владислав Кетов несколько раз говорил, что «на Западе удивлялись, что в России это никому не нужно», несколько фамилий людей, которые ему в этом путешествии на разных этапах помогали, Кетов назвал. В том числе российских дипломатов. Список людей, которые ему оказывали помощь, на его сайте довольно большой. Но первым среди них значится Виктор Бут . Тот самый. В 2012 году Виктор Бут был осуждён в США на 25 лет тюрьмы «за намерение незаконно осуществить торговлю оружием и поддержку терроризма». После лекции я спросил Владислава Кетова о Буте - о том, как они познакомились и что он думает о его аресте.

Окончание следует