Стяжание мирного духа. Стяжание

Том 1. О старчестве Том 1. О послушании и рассуждении Том 1. Об откровении помыслов Том 1. О «развитии личности» Том 1. О молитве Иисусовой Том 1. О правильном отношении к уединению Том 1. О несвоевременном желании уединения Том 1. Иго Христово благо, и бремя Его легко Том 1. О стремлении к спасению и совершенству Том 1. Без терпения нет спасения Том 1. О поиске смысла жизни Том 1. О смысле жизни Том 1. О молитве Иисусовой как о главной добродетели Том 1. О борьбе с помыслами и о добродетелях, необходимых для стяжания Царства Небесного Том 1. О духовном трудолюбии Том 1. Не бывает малых заповедей и ничтожных людей Том 1. О малом и великом в жизни христианина Том 1. О ревности в духовной жизни Том 1. О покаянии Том 1. О помощи смирения в борьбе со страстями Том 1. О борьбе с унынием Том 1. О правильном отношении к стяжанию монашеских добродетелей Том 1. О должном настроении вступающих в иночество пожилыми Том 1. Ответы на вопросы Том 1. О нерадении Том 1. О добросовестности при исполнении послушания Том 1. О духовном зрении Том 2. О пути в Царствие Небесное Том 2. Ответы на вопросы Том 2. О страсти любоначалия Том 2. Меч духовный Том 2. О необходимости постоянной молитвы Том 2. О том, как вернуть ревность Том 2. О стяжании благодати Духа Святого Том 2. О разумном послушании Том 2. Богоподражательная добродетель Том 2. О посте и воздержании Том 2. О ревности к преуспеянию в молитве Том 2. О правильном отношении к родственникам Том 2. О важности знания догматов Православной Церкви Том 2. О бескомпромиссном служении Господу Том 2. О книжниках и чтении книг Том 2. Бог - помощник в бранях на пути исполнения Евангелия Том 2. Об ИНН и христианском трезвомыслии Том 2. «Что есть истина?» Том 2. О стяжании внутреннего целомудрия Том 2. О гордости Том 2. О явлении Господа любящим, ищущим и не теряющим надежды Том 2. О молитве Том 2. Ответы на вопросы Том 2. О необходимости исполнения заповедей Том 2. О любви к ближнему Том 2. Ответы на вопросы Том 2. О том, как относиться к своим преткновениям Том 2. О самооправдании Том 3. Спасительная корысть Том 3. О духовном практицизме, или трезвом взгляде на себя Том 3. О прелести Том 3. О стяжании внутреннего целомудрия Том 3. О том, что делает веру спасительной Том 3. Жертва богоугодная Том 3. Христианин и мир Том 3. Святоотеческое учение об Иисусовой молитве Том 3. О двух главнейших заповедях Господних Том 3. О любви к ближнему и о том, что мешает исполнению этой заповеди Том 3. Любовь покрывает множество грехов Том 3. О монашестве и живом слове Евангелия Том 3. О внешнем и внутреннем отречении от мира Том 3. «Бог любы есть» Том 3. «Господи! если бы Ты был здесь…» Том 3. «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» Том 3. «Сила Моя совершается в немощи» Том 3. Ответы на вопросы Том 3. О служении Марфы и Марии Том 3. О мужестве в борьбе с помыслами Том 3. Восходя на гору богопознания Том 3. «Мария же благую часть избра…» Том 3. Исцеление от душевной проказы Том 3. О духовной смерти, или нерадении Том 3. О необходимости соблюдения распорядка дня Том 3. Между Сциллой и Харибдой Том 3. О любви к людям и об отречении от них Том 3. О сущности и смысле покаяния Том 3. «Внемли себе…» Том 3. О деятельном чтении деятельных книг Том 3. Ответы на вопросы Том 3. Рабство Богу - это истинная свобода Том 3. Где внимание - там и весь человек Том 3. О препятствиях в духовной жизни и о стремлении к благодати Том 3. О первейшей заповеди и подвиге любви Том 3. О саможалении и самонадеянности Том 3. Истинное духовное видение

Том 2. О стяжании благодати Духа Святого

О стяжании благодати Духа Святого *

Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, которая раскрывает одновременно и богословские и нравственные вопросы, говорит, что целью христианской жизни является стяжание благодати Духа Святого и ради этого совершаются все христианские добродетели. Кажется, что здесь есть некоторое противоречие с учением святых отцов о том, что мы должны искать не духовного наслаждения, а прежде всего спасения души, заботиться о своем спасении в вечности. На самом деле это несоответствие только видимое, поверхностное, а по сути и святые отцы, и преподобный Серафим Саровский, опытно познавший эту истину, говорят одно и то же, но в разной форме. Стяжание благодати Духа Святого - это образное выражение, заимствованное преподобным Серафимом, как он сам об этом говорит, из мирской жизни. Как в миру люди стремятся к стяжанию, то есть приобретению богатства, так и мы должны приобретать богатство благодати, стяжевать Духа Святого.

Тот, кто приобрел Духа Святого, одновременно приобрел и Царство Божие внутри себя. Фарисеи, искушая Господа нашего Иисуса Христа, спрашивали: Когда придет Царствие Божие? (Лк. 17, 20). Господь ответил: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), имея в виду, конечно, не то, что оно уже есть в каждом человеке, тем более в этих лицемерных и потому чуждых Богу фарисеях, а то, что его нужно искать и оно откроется внутри самого человека. Поэтому и Царствие Божие, которого мы желаем, и благодать, которую, по словам преподобного Серафима, мы стремимся приобрести подобно тому, как любостяжательные люди стремятся к приобретению имущества, не могут быть противопоставлены друг другу. Это одно и то же.

Апостол Павел говорит, что мы здесь, на земле, приобретаем обручение Духа, которое мы могли бы сравнить с обручением жениха и невесты за много лет до их вступления в брак. Нарушение этого обручения рассматривалось как прелюбодеяние и судилось строго. Мы, сейчас обручившись с Духом, в будущей жизни приобретем полноту благодати Духа Святого или, что то же самое, войдем в Царство Божие, Царство Небесное, которое тогда откроется уже совершенно ясно. Но многим из нас, знакомым с благоразумными и весьма уместными предостережениями святых отцов, в особенности святителя Игнатия (Брянчанинова), просить Духа Святого в молитве кажется слишком дерзновенным. Это неправильно, и дерзновение в молитве все же нужно. Стремление к приобретению благодати, существование в благодати совершенно необходимо для всякого христианина, тем более для монашествующих, которые всю свою жизнь посвятили молитве.

Здесь нет никакого противоречия: действительно, человек, обручившийся с Духом, впоследствии должен обрести Царство Небесное, и без этого присутствия в нашей душе Духа, благодати в Царство Божие войти невозможно. Для того чтобы это увидеть, достаточно обратиться к диалогу Спасителя с Никодимом: Бе же человек от фарисей, Никодим имя ему, князь жидовский. Сей прииде ко Иисусу нощию и рече Ему: Равви! вем, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним. Отвеща Иисус и рече ему: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин. 3, 1–3). В следующих словах Господь ясно открывает Никодиму, чтó такое рождение свыше: Глагола к Нему Никодим: како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матере своея и родитися? Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 4–5).

Мы видим, что совершенно ясно и просто сказано: Кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие . Конечно, это место нельзя толковать подобно тому, как это делают сектанты, которые разделяют рождение от воды и рождение от Духа. Они утверждают, что крещение - это одно, а последующее рождение от Духа - совсем другое. Мы, безусловно, понимаем, что в этих евангельских словах речь идет о святом крещении, при совершении которого, во время погружения человека в воду, на него сходит Дух Святой. Человек таким образом действительно рождается от воды и Духа. Вода - внешняя сторона омовения, а Дух омывает внутреннего человека.

Далее Господь говорит: (Ин. 3, 6). Итак, человек должен родиться от Духа, и он рождается в крещении. Мы верим, что крещение действительно делает человека духовным существом. Но, к сожалению, даже для нас самих, людей, как будто бы имеющих бóльшую ревность к христианской жизни, чем миряне, эти слова по большей части остаются только теорией. Теоретически мы родились от Духа, теоретически мы являемся Духом, согласно евангельским словам: Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть . Но ощущаем ли мы это в себе, чувствуем ли мы себя таковыми? Ведь по большей части мы заняты чем-то земным и суетным, а иногда откровенно греховным.

Когда я говорю о крещении и в то же самое время рассуждаю о стяжании Духа Святого, то в этом нет противоречия. По учению святых отцов, благодать, явившаяся в подвижниках благочестия, была не чем-то посторонним, заимствованным извне, а проявлением той благодати, которая была дарована им в таинстве святого крещения. Ни Серафим Саровский, ни Сергий Радонежский, ни Симеон Новый Богослов, ни Силуан Афонский, ни Софроний (Сахаров) ничего большего, чем то, что они получили в крещении, не имели.

Вспомним, как действовала благодать Святого Духа в первых христианах, например в святых апостолах в день Пятидесятницы или даже в язычниках, когда в дом Корнилия сотника пришел апостол Петр: на язычников сошла благодать, и они говорили разными языками, подобно святым апостолам. Не было никакой разницы между апостолами и простыми христианами - все имели великую благодать Божию. То, чего мы, как и знаменитые древние подвижники, стремимся достичь подвигами, молитвами, даруется христианам сразу. Значит, подвижники лишь раскрывают то, что обрели во время святого крещения и чтó по какой-то причине в них не действовало, оставалось нераскрытым. Конечно, в этом есть вина самого человека. Поэтому, имея благодать святого крещения, мы одновременно должны - если употребить простое выражение, заимствованное из обычного человеческого опыта, - стараться стяжать благодать Духа Святого, стараться приобрести эту благодать, как если бы она нам не принадлежала. По сути, мы должны раскрыть то, что насаждено в нас святыми таинствами, дать ему свободно действовать в нас.

Господь наш Иисус Христос так говорил иудеям о действии благодати, которая тогда еще не была явлена: В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 37–39). Итак, Господь сказал про действие благодати, действие Святого Духа: Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы .

Совершенно честно можно сказать, что мы ничего подобного не испытываем и не ощущаем, хотя мы должны были родиться от Духа и стать обильными источниками воды живой, из которых истекают не ручей и даже не река, а реки. Мы такими источниками и детьми Божиими не стали, по крайней мере пока. Мы видим в себе отсутствие того, о чем говорил Господь Иисус Христос и что обязательно должно быть в истинных христианах. Отсюда следует простой вывод: если мы этого не имеем, хотя должны иметь, значит, наша задача - приложить усилия к тому, чтобы приобрести это благодатное состояние (не будем употреблять слово «вернуть», потому что мы, может быть, никогда этого состояния не испытывали), стать истинными христианами.

Что и как нужно делать, чтобы стяжать благодать Духа Святого, ощутить действие Святого Духа в своей душе? Ответом может послужить евангельское повествование о том, как ученики просили Господа научить их молиться: И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя (Лк. 11, 1). Мы много и часто рассуждаем о молитве (и это действительно необходимо): как нужно молиться, с каким настроением, какими словами? Что является конечной целью молитвы, что на самом деле достойно того, чтобы просить об этом? На последний вопрос мы не можем ответить вразумительно, потому что не понимаем, чего мы должны просить в первую очередь и о чем единственно и должны заботиться всегда. Ответ на этот вопрос дает нам Сам Господь. В Евангелии от Луки есть слова Спасителя о том, чего следует просить в молитве. Мы этих слов не замечаем и пренебрегаем ими - то ли по невнимательности, то ли, правильнее, потому, что наше сердце не откликается на это поучение Спасителя. Мы безразлично пробегаем эти слова глазами, не сочувствуем им и потому, конечно, не задумываемся над ними. (Само поучение Господа мы рассмотрим чуть ниже.)

Итак, когда ученики просили Господа о том, чтобы Он научил их молитве, Господь сначала преподал им слова самой великой христианской молитвы - «Отче наш». Я не буду останавливаться на этом подробно, потому что это не является главной целью моей беседы. Однако надо сказать о том, что с самых первых своих слов молитва «Отче наш» учит нас прежде всего любви. Уже в этих двух кратких, но необыкновенно мудрых словах «Отче наш» заключено поучение о любви к Богу и ближнему. Называя Бога Отцом, мы тем самым говорим, что должны любить Его, как дети любят отца. Произнося не «Отче мой», но «Отче наш», мы показываем, что Он, будучи нашим Отцом, является и общим Отцом всех людей, и, значит, все остальные люди - это наши братья и сестры. В таком духе любви построено все это молитвословие, которое является также учением о молитве, потому что представляет собой образец молитвы и объясняет, о чем и как можно просить Бога.

Господь наш Иисус Христос, преподав текст молитвы, далее говорит о том, как мы должны молиться, и учит нас тому, что молитва должна быть неотступной и дерзновенной. Это рассуждение Евангелия непосредственно касается самой цели молитвы. Та мысль, с которой мы должны молиться, желание того, что мы должны искать в молитве, уже являются необыкновенно дерзновенными. Казалось бы, то, чего мы просим, настолько высоко, что надо просить со смирением, но Спаситель учит, что и желание нужно иметь дерзновенное, и сама просьба должна быть дерзновенной и потому неотступной: Кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы, понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам чесо предложити ему. И той извнутрь отвещав речет: не твори ми труды, уже двери затворены суть; и дети моя со мною на ложи суть, и не могу востав дати тебе. Глаголю же вам, аще и не даст ему востав, зане друг ему есть, но за безочьство его, востав даст ему, елика требует (Лк. 11, 5–8).

Скажу немного о сути этой притчи, не истолковывая ее подробно. Нужно представить себе эту ситуацию: сейчас люди ведут нездоровый образ жизни и в полночь многие не спят, а в старину это время было глубокой ночью, когда все уже спали крепким сном. Подобная просьба могла причинить чрезвычайное беспокойство, тем более что не только сам человек, к которому пришел проситель, спал, но и его дети с ним спали, и он не хотел вставать, чтобы их не беспокоить. Всякий деликатный человек, если бы с ним такое произошло, еще и еще раз подумал бы, стоит ли беспокоить друга. Спаситель приводит этот пример для того, чтобы мы поняли: в молитве мы должны идти и стучать до тех пор, пока нам не отворят и не дадут просимое, даже если бы это было столь же неудобно, столь же немыслимо, как прийти глубокой ночью к человеку и начать будить не только его, но и его детей, только ради того чтобы угодить своему другу.

Три хлеба, которые просит человек в этой притче, можно истолковать по-разному. Некоторые говорят, что это спасение духа, души и тела человеческого, некоторые - что это учение о Пресвятой Троице, познание догмата о Пресвятой Троице, но есть и такое мнение, что три хлеба - это благодать Пресвятой Троицы. Это как раз близко к главному смыслу нашей беседы о том, чего мы должны ждать, чего просить в молитве, подчеркиваю, просить дерзновенно, до тех пор пока не получим. Эти слова не мои и даже не святых отцов, а Самого Господа нашего Иисуса Христа.

В жизни бывает, что дерзновение подобного рода вызывает у людей отвращение, а иногда даже враждебность, но в отношении к Богу происходит прямо противоположное: эта неотступность, наоборот, является залогом того, что человек получит просимое. Сам Господь говорит: И Аз вам глаголю: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам, всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Лк. 11, 9–10). Конечно, все это произойдет с теми людьми, которые просят того, что угодно Богу. А что Ему угодно? Об этом говорится в молитве «Отче наш», ею ограничены наши желания - вот чего мы должны желать в молитве.

Но более краткий, ясный, однозначный ответ дает, как я уже говорил, Сам Господь Иисус Христос, само Евангелие в следующих словах: Котораго же вас Отца воспросит сын хлеба, еда камень подаст ему? Или рыбы, еда в рыбы место змию подаст ему? Или аще попросит яица, еда подаст ему скорпию? (Лк. 11, 11–12). Здесь приведен очевидный пример: отец дает детям только доброе. Что же представляет собой это доброе, изображенное в Евангелии под видом хлеба, рыбы, яиц, то есть обычной пищи человека? Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него? (Лк. 11, 13). Обратите внимание на эти последние слова, к которым я подвел вас. Вот что оказывается целью молитвы, вот о чем мы должны просить.

Нужно сказать, что все прошения молитвы «Отче наш» являются, в том или ином виде, прошениями о ниспослании Духа Святого. И Царство Небесное - это Дух Святой, и волю Божию без Духа Святого невозможно исполнить и даже только познать, и хлеб наш насущный, под которым святитель Игнатий (Брянчанинов) и некоторые из древних отцов понимают хлеб сверхсущественный, то есть Тело и Кровь Христовы, и прощение грехов, и избавление от искушений - все это дается, совершается и познаётся в Духе Святом и Духом Святым.

Мы как будто бы со смирением считаем себя недостойными благодати Духа Святого, полагаем, что если мы будем о ней просить, то поступим дерзновенно, горделиво. Однако Господь наш Иисус Христос учит иначе, и получается, что Евангелие для нас - какая-то новость, что-то неожиданное и странное, внезапно представшее перед нашим сознанием. Может быть, поэтому многие из нас и ведут такой теплохладный, спокойный образ жизни. Мы не ищем того, что заповедал нам искать Сам Господь Иисус Христос.

Когда Евангелие говорит о том, что всякий смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем, - это нам понятно. Когда сказано, что всякий гневающийся на брата своего всуе уже повинен суду, - это тоже понятно. На самом деле справиться с этими страстями мы не можем, но понимаем, что упомянутых поступков совершать нельзя. Слова Евангелия, которые их запрещают, мы действительно считаем заповедями Божиими. А когда то же самое Евангелие говорит, что мы должны просить Духа Святого и это, собственно, и является целью молитвы, что всякий христианин должен быть рожден от Духа и источать из своего сердца реки воды живой, - то нам представляется, что к нам эти слова не относятся. Нам ясно, что нужно бороться с блудной страстью, со страстью гнева, и невдомек, что нужно иметь в себе благодать Духа Святого, для того чтобы эти страсти победить. У нас нет дерзновения, чтобы стать истинными христианами, а от нас это особенно требуется, потому что мы ради этого отреклись от мира.

Для чего мы, можно сказать, мучаемся и страдаем, для чего мы избрали такой странный образ жизни? Неужели только для того, чтобы тихонько прожить жизнь и умереть? Нет, именно для того, чтобы нам легче было исполнить главную заповедь - стяжать Царство Божие внутри себя, соединиться с Богом в Духе Святом. Наше мнимое смирение, неуместное терпение и, как нам кажется, долготерпение - на самом деле безразличие, равнодушие, каменносердечие. При таком отношении к духовному деланию, естественно, и результат у нас весьма скромный. Это не значит, что человек должен пренебрегать борьбой с грехом и, подобно пятидесятникам, молиться о том, чтобы на него немедленно сошел Дух Святой. Речь идет о том, что пламенное желание быть с Богом вызывает в человеке соответствующую ревность и по отношению к борьбе со своими пороками. А если у нас скромные требования к своему духовному преуспеянию, то мы извиняем себе нерадивую жизнь и разрешаем себе спокойно относиться к своим дурным наклонностям, терпим их, снисходим к себе и считаем, что это нормальное положение вещей.

Мы как будто бы имеем скромное, смиренное мнение о себе, мы ничего не достойны, - но разве в начале многих молитвословий, в том числе и на богослужении, мы не взываем о том, чтобы Дух Святой пришел, и вселился в нас, и очистил нас от всякой скверны? Разве во время евхаристии мы не призываем с дерзновением Духа Святого? С одной стороны, мы читаем Евангелие и знаем, что нужно стремиться к стяжанию благодати, во время Божественной литургии волей-неволей призываем Духа Святого, а с другой - при келейной молитве на нас вдруг нападает необыкновенное «смирение». На самом деле это подавленность, уныние, безразличие, каменносердечие.

Вернемся к чинопоследованию Божественной литургии. Во время ектении «Исполним молитву нашу Господеви» священник в алтаре тайно читает такую молитву: «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем, приими и нас грешных моление, и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих». Далее следует откровенное, дерзновеннейшее призывание благодати Духа Святого: «И сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей, и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих дарех сих, и на всех людех Твоих».

Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на Святые Дары, священнослужителей и всех молящихся в храме. Если каждый священник, хороший он или плохой, женатый или монах, обязан так молиться, значит, в этом нет греха и это нужно и необходимо. А мы так боимся, так робеем! Почему же? Потому что если мы будем с дерзновением молиться о стяжании благодати (необязательно молитвой «Царю Небесный» - разумнее, правильнее молиться с этой же целью молитвой Иисусовой), то это нас обязывает к исправлению, изменению своей жизни, внутреннему вниманию не только к своим поступкам и словам, но и к движению наших мыслей и к малейшим чувствам, возникающим в нашем сердце. А нам-то это кажется страшным, нам этого не хочется, мы боимся и потому отступаем от Бога, как бы отворачиваемся от Него, потому что тот, у кого дела злые, не хочет прийти к свету, чтобы не было видно, что его дела лукавы. Под злыми делами нужно понимать не только явные отвратительные поступки, но и страсти. В ярком свете благодати обнаружится все наше убожество, поэтому мы предпочитаем находиться в сумраке.

С еще бóльшим дерзновением священник призывает Духа Святого во время самой евхаристии: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть с умилением молимся. - Схиигум. А. ), низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары сия». Я под словами «низпосли... на ны» понимаю не только священнослужителей, но и всех молящихся, которые присутствуют в храме. Повторю, всякий священник, каким бы скромным, может быть даже смиренным, человеком он ни был в личной жизни, если приступил к престолу, к совершению Божественной литургии, волей-неволей обязан с великим дерзновением просить о том, чтобы благодать Святого Духа излилась на него самого и на всех молящихся с ним в храме.

Само богослужение, Божественная литургия, доказывает нам, что дерзновение в молитве необходимо и проявляется оно не только по форме, то есть в том, что мы должны непрестанно молиться, но и в цели, в том, о чем мы должны молиться. Это дерзновение должно обязательно присутствовать в духовной жизни, иначе человек просто не понимает, к чему он стремится, и в конечном счете впадает в нерадение, лень, сам себе мешает стать действительно духовным человеком. Он, подобно блудному сыну, довольствуется рожкáми, хотя и их ему досыта не дают.

Эту беседу я провожу не для того, чтобы у нас возникло неразумное дерзновение, неразумная ревность, а для того, чтобы мы видели конечную цель молитвы, не робели и понимали: какими бы грешными мы ни были в прошлой жизни, какие бы ограниченные способности ни имели, мы должны стремиться к евангельскому идеалу, пусть даже мы совершенно искренне думаем о себе, что мы негодные, ничтожные, ни на что не способные люди. Господь всех призывает. В сегодняшнем евангельском чтении на литургии говорилось, что Он призывает и хромых, и слепых, и убогих, и бездомных. Какими бы падшими существами мы ни были, но, если мы пришли на этот зов, мы должны стремиться к тому, чтобы возлежать на этом пиру в брачной одежде, как сказал об этом Спаситель в другой притче.

Да, Господь призывает злых и добрых, да, мы злые, но на пиру мы должны присутствовать, повторю, в брачной, то есть праздничной, одежде. Никто не приходит на праздничный пир в одежде обыкновенной, будничной или рабочей, потому что этим он оскорбляет того, кто его пригласил. Чем выше сан приглашающего, тем большим оскорблением для него является наш повседневный внешний вид. А мы почему-то думаем, что в этом состоит наше смирение! Но если мы не оденемся празднично, если мы не наденем соответствующую этому пиру, этому Божественному призванию брачную одежду, то нас изгонят. Наша одежда, скажу еще раз, должна соответствовать величию беспредельного торжества - торжества добра над злом, Бога над смертью, торжества любви, и мы должны измениться подобающим образом. Что может нас изменить, сделать достойными пребывания на этом пиру, как не благодать Святого Духа, как не Дух Святой, о Котором мы должны просить с дерзновением и непрестанно? В словах, которыми оканчивается Иисусова молитва, - «помилуй мя грешного», в этом прошении о милости как раз и заключается просьба о благодати.

Можно провести аналогию между молитвой «Отче наш» и Иисусовой молитвой: как все прошения молитвы «Отче наш» являются по сути прошением о Духе Святом, так и молитва о милости сводится к просьбе о ниспослании нам Духа Святого. И прощение грехов, и победа над страстями, и все прочее приобретается только действием Духа Святого. О земных же человеческих потребностях Господь Иисус Христос в другом месте сказал так: Не будьте многословны, как язычники, потому что Отец ваш Небесный прежде вашего прошения знает, в чем вы нуждаетесь (см. Мф. 6, 7–8). Об этом мы не должны заботиться не только в своих обычных делах, когда мы по большей части полагаемся на самих себя, но даже и в молитве, когда мы стараемся возлагать свою надежду на Бога.

Мы должны заботиться о том, чтобы всегда пребывать в Духе Святом, всегда иметь благодать, иначе говоря, всегда пребывать в единении с Богом. Что бы человек ни делал: работает ли он, ложится отдыхать, участвует в богослужении, беседует с кем-то, - он всегда должен помнить о том, чтобы не потерять благодать Духа Святого, а приобрести ее.

Это никак не противоречит учению святых отцов, - наоборот: тот, кто имеет благодать, всегда смотрит на нее как на некую драгоценность, которую легко утратить. Если он согрешил чем-нибудь и благодать умалилась или, может быть, совсем оставила его, то он уже тревожится, беспокоится, размышляет о том, что нужно сделать, чтобы она вернулась. А кто не испытывает действия благодати, ничего не ощущает в своей душе, тот всегда остается безразличным и спокойным, даже если он совершает не только малый, но и тяжкий грех. Только в том случае, если такой человек сделает уже что-то совсем страшное, отвратительное, совесть начнет в нем немножко шевелиться и упрекать его. А тот, кто имеет в себе благодать Святого Духа, всегда оглядывается на то, что происходит в его душе, и следит за тем, какие изменения он испытывает под воздействием окружающих обстоятельств и своих помыслов. Он следит за тем, чтобы благодать не умалилась, и старается увеличить ее, потому что, испытав сладость общения с Богом, он ищет еще большей сладости. Она увлекает его к поиску большего и ближайшего единения с Господом Иисусом Христом и со всей Святой Троицей.

Поэтому мы не должны считать себя такими грешниками, такими ничтожными, негодными, никчемными людьми, что нам уже не надо заботиться о стяжании благодати Духа Святого, не надо искать ее с дерзновением. Одно дело, когда мы ищем ее ради одного только наслаждения, другое - когда мы понимаем, что, не имея благодати внутри самих себя сейчас, мы не приобретем ее, не испытаем ее действия и в будущей жизни. Тот, кто имеет благодать сейчас, может надеяться и на спасение в будущем, потому что мы не сможем на самом деле познать, что такое будущая жизнь, если в нас не будет действовать Дух Святой. Даже настоящего страха смерти, настоящего страха наказания в будущей жизни за свои грехи мы тоже не сможем сейчас испытать, если в нас не будет действовать благодать Святого Духа. Все дается Духом Святым: и вера рождается в нас от действия благодати Духа Святого, и добродетели исполняются силою Духа Святого, и понимание тайн Царства Божия (я подразумеваю не утонченное богословское рассуждение, а живую веру, как бы предощущение этого Царства) также дается нам действием Духа Святого. Потому, оказывая безразличие к стяжанию благодати, мы тем самым со всей очевидностью показываем наше безразличие к собственной будущей участи, мы показываем то, что не заботимся о своем спасении. Ради того чтобы вы ревновали о своем духовном состоянии, состоянии благодатном и не считали, что в этом есть какая-то гордость, я провел эту беседу. Теперь можно задавать вопросы.

* * *

Вопрос. Вы сказали, что посредством молитвы в нас раскрывается благодать Святого Духа, насажденная при крещении. Когда Силуан Афонский молился перед иконой Спасителя и Он явился ему живой, преподобный Силуан ощутил такую благодать, что сказал: «Если бы еще секунда, я бы умер». Преподобный Серафим Саровский, еще будучи диаконом, во время служения Божественной литургии увидел Спасителя, шествующего с ангелами по воздуху. Он также исполнился такой благодати, что не мог даже продолжать литургию, его завели в алтарь, и лицо у него непрестанно менялось. Что происходит с подвижником при таких явлениях? Это посещение какой-то особой благодати, большей, чем та, что дана при крещении, или раскрытие внутренней благодати? Или вышеестественные благодатные дарования, которых сподоблялись подвижники (например, Каллист Ангеликуд, который в молитве созерцал единого и бесконечного Бога)? А дар пророчества или дар говорения языками - это проявление разных сторон той же благодати, которая была дана при крещении, или явление новой, сугубой благодати?

Ответ. Спаситель в беседе на Тайной вечери сказал Своим ученикам: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21). Итак, Господь дал обещание обязательно явиться тому, кто соблюдает заповеди. Но один из апостолов не понял сказанного, воспринял эти слова слишком буквально и подумал, что Спаситель явится только апостолам: Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи! и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? Отвеща Иисус и рече ему: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14, 22–23). Сказано и о явлении в душе человека Господа Иисуса Христа, и о явлении Отца, и о явлении Святого Духа (хотя здесь прямо не говорится о Духе Святом, но, безусловно, нужно подразумевать и Его явление).

Подвижники видели Самого Безграничного Бога, созерцали Божественную славу, а в Евангелии ясно сказано, что тот, кто любит Спасителя, сподобится явления Небесного Отца, то есть Бога. Дарована ли нам такая возможность в таинстве крещения или это нечто новое? Конечно, не всем подвижникам является Господь так, как Он явился старцу Силуану и Серафиму Саровскому, но Он обязательно должен явиться в душе, в сердце всякого истинного подвижника, явиться не Своим человечеством (созерцать такое явление не всем дано, да это и необязательно), но Своим Божеством. Всякий из нас должен стремиться к этому и достичь такого состояния. Вот в чем заключается обетование Божие: каждый из нас должен созерцать внутри своей души явившегося ему Господа. И те, кто созерцал Его внутри себя, как Каллист Ангеликуд, и те, кто видел его явившимся в человеческом облике, как Серафим Саровский, по сути переживали одно и то же, хотя преподобный Серафим увидел Спасителя и человеческими глазами, а преподобный Каллист созерцал Его только духом.

Что касается таких дарований, как пророчество или другие, то они даются для служения людям. Это не является обязательным и нужным для нас, мы не должны к этим дарованиям стремиться. А то, например, кто-нибудь неправильно поймет нашу беседу и начнет молиться о том, чтобы стать чудотворцем... А это уже будет опасно для общества.

Надо отличать необязательные дарования, которые проявляются в людях по необходимости, от того, что должен испытывать всякий христианин. Однако обратите внимание, что Господь, уже по воскресении явившись ученикам, сказал: Знамения же веровавшим сия последуют (веровавшим, то есть не каким-то особенным людям, а всем обратившимся к вере. - Схиигум. А. ): именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возмут; аще и что смертно испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат, и здрави будут (Мк. 16, 17–18). Трудно определить, как правильно понимать эти слова: относятся они только к апостолам или ко всем христианам? Если ко всем христианам, значит, и дарование также признак благодати. Имеем ли мы их? Нет, не имеем.

Созерцание Божества выше, чем пророчество и другие дарования. Значит, если человек созерцает Божество, то и дарования, наверное, у него должны быть. Истинный христианин, если он имеет такую близость к Богу, что уже соединился с Ним и имеет Его в своем сердце, думаю, может у Него попросить, чтобы Он что-то сделал для него, скажем: «Господи, исцели такого-то брата или такого-то человека!» И это простое внутреннее действие приведет действительно к тому, что Господь его исцелит. Как сказал преподобный Антоний Великий, святые простотой соединены с Богом.

Можно предположить, что и какие-то особенные дарования: чудотворение, пророчество - это необязательный, но, тем не менее, естественный признак того, что человек стал истинным христианином.

Вопрос. Можно ли во время молитвы, например при совершении вечернего правила, вспоминать грехи, повлекшие за собой оставление благодати, - нерадение или уныние, - для того чтобы особенно в этом покаяться и умолить Господа о милости?

Ответ. Я думаю, что во время правила лучше вообще не иметь никаких мыслей, просто искать в молитве внимания и, может быть, покаяния. Самое главное - это внимание, нужно его искать, и тогда все придет. Если действительно произошло умаление, оставление благодати, то благодаря внимательной покаянной молитве благодать может и вернуться. А что касается воспоминаний, перебирания в уме каких-то событий, то не знаю, уместно ли это во время правила. Пожалуй, так и будешь рассуждать, перебирать в уме, размышлять, и правило пройдет, а ты и не помолишься. Я думаю, что, наоборот, если мы внимательно будем молиться, Господь нас вразумит и откроет, в чем мы погрешили, и это будет надежней.

Вопрос. Многие братья на исповеди часто спрашивают, почему так болезненна борьба со страстями. Они как бы пытаются избежать этого, начинают даже упрекать Бога, роптать на Него: почему так больно просто терпеть гнев, уязвленное самолюбие или блудную страсть? Возможно ли без боли бороться со страстями?

Ответ. Если человек будет иметь ревность к стяжанию благодати Духа Святого, то, естественно, он будет готов потерпеть ради этого и какие-то скорби. Он будет знать, что его целью является стяжание благодати и что он этого обязательно достигнет, если будет понуждать себя. Я как раз сейчас говорил именно об этом понуждении. А о том, что без этих страданий невозможно исполнить заповедь, Господь наш Иисус Христос сказал очень строго: Если рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (см. Мф. 5, 30).

Страдание страданию рознь. Человек может страдать от неудовлетворенной страсти: допустим, хочет удовлетворить страсть гнева и не имеет возможности, у него все разрывается внутри от злобы, и он мучается на протяжении многих дней. Такое страдание, конечно, благодати не принесет. А когда человек противится гневу с крайним понуждением, с таким усилием, что от этого испытывает, можно даже сказать, страдание, тогда это мучение принесет пользу, в том случае если он из этой борьбы выйдет победителем. Не страдание ради страдания, а страдание ради результата.

Ради чего мы совершаем все подвиги? Все должно быть осмысленно, в том числе и строгость поста или какие-то другие аскетические упражнения. Например, если лишить какого-нибудь брата фруктов или других продуктов, а он и так слабого здоровья, то это страдание принесет ему не пользу, а только вред. Он потеряет умственные силы, необходимые для того, чтобы заниматься Иисусовой молитвой. Все должно быть разумно. Некоторые терпят какие-то болезни, некоторые вынуждены подвизаться, но не ради спортивного интереса, а потому что их вынуждают к этому обстоятельства, допустим подверженность блудной страсти или что-нибудь другое.

Когда я говорю, что нужно ревновать о стяжании благодати Духа Святого, это не значит, что я отрицаю борьбу с собой. Человек может внешне не испытывать никаких особенных скорбей, но во внутренней борьбе, конечно, должно быть какое-то понуждение, приводящее иногда к душевным страданиям. Кому может прийти в голову мысль о том, что можно только молиться, обойтись без страданий и все будет хорошо? Неужели есть такие наивные люди? Все мы читали святителя Игнатия (Брянчанинова) и знаем его учение о скорбях: скорби - это, так сказать, неотъемлемая принадлежность истинных христиан, и в особенности монашествующих.

Вопрос. Сейчас в беседе вы сказали о том, что мы не идем к свету, чтобы не обличались наши злые дела. А когда он осеняет нас, то мы прячемся, чтобы не видно было нашего зла. И когда молишься, бывает такое состояние, что как бы всматриваешься в свои внутренние стремления, пожелания, видишь свою мерзость, и это начинает тебя просто пугать, и ты оставляешь молитву, чтобы этого не видеть. Как правильно поступать в таких случаях?

Ответ. Нужно иметь мужество, внимательно молиться, каяться. Когда человек мужественно стремится к свету благодати и этот свет обличает его внутреннее убожество, его мерзость, но человек тем не менее не останавливается, тогда поневоле в нем появляется покаяние. Он начинает оплакивать свое состояние, просить у Бога прощения, иногда со слезами, плачем, иногда с какими-то воздыханиями или чрезвычайным сердечным сокрушением (такое состояние некоторые отцы называют духовным плачем, и оно может и не сопровождаться плачем внешним, то есть слезами). Нужно иметь мужество идти дальше, не бояться этого состояния, не отвращаться от него.

Эти евангельские слова в первую очередь относятся, конечно, к неверующим людям. Но и у верующих людей, и даже у нас, монашествующих, когда мы приближаемся к источнику света, то есть к Богу, бывает такой страх. Нападает ужас, хочется как бы убежать, страшно идти дальше. Но нужно иметь мужество и молиться, лишь бы, конечно, в этом чувстве не было никакой прелести - здесь нужно советоваться с духовником. А если все идет правильно, то мы должны обязательно испытывать и страх, и стыд приближаться к Богу со своими мерзостями. Собственно, из этих переживаний и рождается покаяние.

Апостол Павел, завершая свои Послания, неизменно призывает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами . И сегодня на вопрос, какая жизнь человека приятна Богу, мы чаще всего слышим ёмкий ответ: «Жизнь по благодати».

Так что же такое благодать? И как жить, чтобы благодать пребывала на нас? Определение её содержит Катехизис: «Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы». Она изливается любовью Бога Отца ради искупительных заслуг Сына Божия Иисуса Христа. Божественная благодать необходима нам на всех ступенях духовной жизни. Она начинает, продолжает и завершает спасение человека.


Благодать подаётся нам Святым Духом, пребывающим в Церкви Христовой. Значит, и черпать благодать для освящения нашей жизни мы должны в Церкви, через Святые Таинства.

Святые Таинства Православной Церкви — это сочетание особых священнодействий и молитв. Для действительности таинства, чтобы оно имело силу, требуется законный предстоятель, совершающий таинство от лица Церкви и вместе с нею. Таковыми являются епископ или священник, рукоположенный в непрерывном следовании апостольской преемственности. Без этого таинство не будет иметь силы, останется лишь формой без содержания.



Таинства являются прямым путём к получению благодати, через них освящается жизнь человека и его рода. В настоящее время принято считать, что в Православной Церкви совершаются семь таинств. Однако это деление условно, ибо чёткую грань между таинствами и обрядами, через которые тоже подаётся благодать, провести невозможно: например, великое и малое освящение воды, освящение храма и жилища, постриг в монашество, иерейское благословение; при них, несомненно, посылается благодатная сила. Итак, крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние (исповедь), бракосочетание (венчание), рукоположение (хиротония), елеосвящение (соборование).


При совершении Таинства Крещения крещаемый человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую, вводится в Церковь и становится её членом. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать таинства его освящает и закрепляет. А при крещении детей, хоть они ещё и не осознают происходящее, в них тоже падает семя благодатной жизни. Для достойного принятия крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней греховной жизни. Крестившийся освобождается от власти первородного греха; но возможность искушать за диаволом остаётся.

Таинство Миропомазания следует непосредственно за Таинством Крещения. Оно, по сути, является личной Пятидесятницей вступившего в Церковь человека. Во всех таинствах подаётся благодать Святого Духа, но миропомазание есть таинство Святого Духа по преимуществу, совершаемое через помазание миром лба, глаз, ноздрей, груди, рук и ног человека. При помазании каждой части тела священник произносит: «Печать дара Духа Святого». Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6: 19-20). Миропомазанному открывается доступ к участию во всех других таинствах.



Ключевым, центральным таинством Православной Церкви является евхаристия — причащение верующими Тела и Крови Христовых, преподносимых под видом хлеба и вина во время Литургии. Совершение евхаристии установил Сам Иисус Христос на Тайной вечере с апостолами: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26-28).


Господь пролил Свою Кровь и принёс Себя в жертву по любви к роду человеческому. В Таинстве Евхаристии верующие вновь и вновь приобщаются спасительной силе этой великой жертвы, чтобы одержать полную победу над грехом, диаволом, смертью, как Господь наш Своею жертвенной любовью победил всякое зло. В Таинстве Евхаристии заключена также вся чудотворная сила Самого Спасителя, в частности, сила целительная.

Препятствием к принятию Божественной благодати служит грех. Он лишает человека благодати, оттесняет от источника жизни. Чтобы вдыхать аромат благодати, надо постоянно выдыхать смрад греха, очищаться от него.


Очищение от грехов, совершаемых после крещения, подаётся в Таинстве Покаяния и Исповеди. Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целость, то есть исцелить, могут только Божественная любовь, Его благодать. Исповеди обязательно должно предшествовать примирение со всеми, по слову Спасителя: А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 15). Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице её представителя — епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью, укрепляет на противостояние греху.

В Таинстве Бракосочетания освящается семейная жизнь, благословляется рождение и воспитание детей. Есть множество свидетельств, когда бездетные семейные пары, после многих попыток зачать ребёнка, в отчаянии шли в церковь, чтобы обвенчаться, и после этого Божией благодатью становились счастливыми многодетными родителями.

Таинство Брака начинается с церковного благословения, но длится в течение всей брачной жизни. Конечно, супругам необходимо поддерживать полученную благодать Божию: чтобы эта ниточка не оборвалась, нужно жить христианской жизнью, Церковью.


Особое место в ряду церковных таинств занимает Таинство Елеосвящения, или Соборования. Чаще всего соборование совершается над больными и немощными. Оно также имеет твёрдое основание на слова Спасителя: посылая учеников Своих на проповедь, Иисус Христос прямо заповедовал им исцелять больных через помазание маслом. Впоследствии апостолы научили поступать так всех христиан Церкви. Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас? Пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне… и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 14-15). Воспоминание забытых грехов и их прощение Господом — удивительное действие Таинства Елеосвящения. Отсюда и телесное исцеление, ибо большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа.

Церковные таинства, безусловно, служат источником благодати. Однако чтобы встать на путь стяжания благодати, нужно внутреннее движение воли. Человек должен почувствовать отвращение ко злу, увидеть и осознать зло в своих помыслах и поступках. Ведь часто можно слышать: «А что я сделал страшного? Где мой грех? Я никого не убил. Изменял жене? Обманывал окружающих?.. Сейчас так все живут…» Грех стал нормой нашей жизни, спрятался за ширмой «все так делают». И без Бога и Его благодати нам ни за что не преодолеть силу греха и его пагубное влияние на нашу душу.


Первым шагом к жизни по благодати служит осознание своей греховности и собственной немощности в самостоятельной борьбе с грехом и искушением. Затем потребуются внутреннее усилие, твёрдая решимость оттолкнуть от себя зло, преодолеть свою привычку к дурному. И вот в таком сокрушённом и смиренном состоянии духа воззовите из глубины души: «Господи! Да будет воля Твоя и во мне, грешном!..»

Александр ЕРАШОВ

Что такое благода́ть и что значит стяжать Святого Духа? 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие, направленное на спасение человека.Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью? Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности - это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим (Исх.3:14) в самом точном и исключительном значении этого слова.Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом. Равным образом проявление или действие природы огня - раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, - мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы - Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от От Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Что значит стяжать Святого Духа? Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение). Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: Икона; Мощи святых).В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает - в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, - Своим благословением (действием).Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.***По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор.12:9)).Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом»… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св.Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св.Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св.Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах: а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт.6:8; Еккл.9:11; Эсф.2:15, 8:5); б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1 Пет.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12, 146:8-9; Деян.14:15-17, 17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1 Кор.12:4-11; Рим.12:6; Еф.4:7-8); в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11, 3:4-5);г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр.13:8-9).

СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО
учение прп. Серафима Саровского о главной цели христианской жизни, изложенное им в беседе с Н.А. Мотовиловым: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего... Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Духа Святого...» - «Как же стяжание? - спросил я батюшку Серафима. - Я что-то не понимаю». - «Стяжание - все равно что приобретение, - отвечал мне он. - Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так вот все равно и стяжание Духа Божиего. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание денег, получение почестей, отличий и других наград. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею... Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа, без которого и спасения никому нет и быть не может. Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному Слову Божиему: «Вселюся в них, и похожду, и буду им в Бога, и тии будут людие Мои». Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа... Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся...» - «Батюшка, - сказал я, - вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?» - «Благодать Духа Святого, - отвечал старец, - есть свет, просвещающий человека. Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого в тех людях, которых он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните Моисея... Вспомните преображение Господа на горе Фаворе». - «Каким же образом, - спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?» - «Это, ваше боголюбие, очень просто! - отвечал он мне, взял меня весьма крепко за плечи и сказал: - Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой!.. Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!» О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И, преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: «Благодарите же Господа за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Твоих, когда благоволишь являться в свете великолепной славы Твоей». И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же не благодарить Его за неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая по предстательству самой Матери Божией... Смотрите просто и не убойтесь - Господь с нами!» - «Что же чувствуете вы теперь?» - спросил меня о. Серафим. «Необыкновенно хорошо!» - сказал я. - «Да как же хорошо? Что именно?» - Я отвечал: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!» - «Это, ваше боголюбие, - сказал батюшка о. Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам, не яко же мир дает, Аз даю вам. Аще бы от мира бысте были, мир убо свое любил бы, но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Но дерзайте, яко Аз победих мир». Вот этим-то людям, избранным от Господа, и дает Господь тот мир, который вы в себе теперь чувствуете. «Мир», по слову апостольскому, «всякий ум преимущий» (Флп. 4:7). Что же еще чувствуете вы?» - «Необыкновенную сладость!» - отвечал я. - «Что же еще вы чувствуете?» - «Необыкновенную радость во всем моем сердце!» - Батюшка о. Серафим продолжал: «Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Жена, егда рождает, скорбь имать... егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость». Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той «ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело на душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на небесах плачущим здесь на земле?.. Что же вы чувствуете, ваше боголюбие?» Я отвечал: «Теплоту необыкновенную!» - «Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?» Я отвечал: «А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку...» - «И запах, - спросил он меня, - такой же, как из бани?» - «Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию...» Батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: «И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас - так ли вы это чувствуете?.. Ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами тоже, стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: «Теплотою Духа Святого согрей мя!» Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть». Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого! Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?» - «Не знаю, батюшка! - сказал я. - Удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию». - «А я мню, - отвечал мне отец Серафим, - что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными».

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО" в других словарях:

    Свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. Святой угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством. Святость есть… … Русская история

    Представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Концевич. Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) русский церковный историк. Содержание 1 Биография … Википедия

    - (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной писательнице. Учился на… … Википедия

    Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия

    Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия

    Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия

    Иван Михайлович Концевич (19 октября 1893, Полтава 6 июля 1965, Сан Франциско) церковный историк. Родился в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Был женат на Елене Юрьевне Концевич (1893 1989), религиозной… … Википедия

Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого. Что значит «стяжать Дух Святой», каково значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов? Обо всем подробнее в данной статье!

Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого. Так же, как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении Благодати Духа Святого. У каждого православного человека свой путь, которым он идет к служению Богу и стяжанию Благодати. В этом ему, как правило, помогает «духовник».

Молитва, исповедь, причастите Святых Христовы Тайн, добрые дела – все это средства, с помощью которых все христиане стяжают Благодать Духа Святого.

Живое общение с Господом – это и есть стяжание Духа Святого .

Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»

Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.

Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.

Святой проповедник подробно объяснил эту фразу. У человека существует три источника воли, желаний:

  • Духовная, подталкивает к объединению с Богом.
  • Собственная.
  • Бесовская.

Руководствуясь третьей, человек работает, чтобы удовлетворить свою гордыню, тщеславие и корысть. Она присутствует у каждого и представляет большую опасность. Вторая позволяет самостоятельно сделать выбор. Он сам решает чем будет руководствоваться. Одни воруют, другие делают добрые дела. При этом все они преследуют мирской результат. Делают ближнему добро ради удовлетворения собственной гордыни. От Господа только первая воля. Руководствуясь ею, человек совершает добро ради Святого Духа. Слушая ее, он собирает не материальное, а вечное богатство. Преподобный говорил, что накапливать этого «капитала» нужно как можно больше, стремиться к стяжанию. В этом должен быть смысл всего, что делает верующий в стяжании Святого Духа .

Серафим Саровский о молитве

Святой говорил, что во время молитвы разум и сердце должны быть одним целым, а помыслы не рассеяны. Только в этом случае «сердце согревается теплотою духовной, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».

Часто, во время молитвы святой погружался в длительное умное созерцание Господа: он стоял перед святым образом, не читал никаких молитв и не клал поклоны, а лишь умом в сердце созерцая Бога.

Поэтому верующие должны стараться, чтобы во время молитвы мысли не рассеивались, так как из-за этого душа, по дьявольскому действию, уклоняется от любви Божьей .

Что значит стяжать Дух Святой?

Материальные богатства приобрести легко, сложнее – стяжать добродетели. Святые считали высшей ступенью духовного роста – стяжание Духа Святого и Божией Благодати.

Серафим Саровский постоянно напоминал о необходимости стяжания Духа Святого, так как сам пережил это блаженное состояние. В беседе с Мотовиловым он сравнивал жизнь человека с площадью, где торгуют. Каждый купец старается продать свой товар подороже. Вначале продавец много работает, чтобы накопить много вещей, полезных в хозяйстве. Изучив спрос, он везет на рынок то, что принесет больше прибыли. Если купец возвращался домой без товара и с деньгами – торговля считалась успешной.

Преподобный серафим придавал этой притчей духовный смысл, сравнивая накопление товара для торговли со стяжанием добродетелей: любви, скромности и милосердия. Это хорошие качества, но для человека не имеют пользы, пока он не «продаст» их Господу, получив за это «деньги» — Благодать Духа Святого. Серафим Саровский называл стяжание Святого духа истинной целью жизни христианина, а добрые дела – средство, с помощью которого достигается Божественная Сила.

Так же, как за вырученные деньги купец может купить все, что захочет, так и с помощью Духа Святого человек получит силы творить чудеса, легко справляться с собственными страстями, наполняться здоровьем и силами, какими обладали в раю наши праотцы, а душа верующего всегда наполнена покоем и радостью.

Когда Мотовилов спросил, как достичь такого блаженства, святой напоминает о купце, который несет на рынок только тот товар, за который можно получить больше денег. Так и православный, чтобы стяжать больше благодати, должен делать такие добрые дела, которые наиболее утешат его душу. При этом стоит помнить, что добрые дела совершают не ради похвалы, а во Славу Божью.

Чтобы пояснения не остались для Николая пустыми словами, преподобный попросил Господа на мгновение показать, что ощущает человек, который находится в силе Духа Святого. Мотовилов ощутил тишину, необыкновенную радость и теплоту. Позже ученик написал книгу, в которой подробно описал явление, которое с ним произошло .

Что подразумевают под стяжанием Духа Святого?

Под этим выражением подразумевается стяжание Божьей благодати. Термин «стяжание», по смысловому значению означает: накопление, приобретение.

Нельзя выражение «стяжание Благодати» понимать так, что Божественную благодать можно складировать и хранить в своем сердце наподобие стяжателя, который накапливает золото и серебро.

Благодать Божия, почивающая на человеке, не является его собственностью. Материальные ценности человек может использовать на свое усмотрение, Благодать же действует только тогда, когда все поступки человека направлены на добро.

По мере возрастания верующего в святости и добродетели возрастает степень его единения с Господом. Человек постепенно возрастает в нравственно-религиозном аспекте, поэтому этот процесс получил название «стяжание» .

Значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов

Епископов древности называют Святыми Отцами Церкви. Они составили толкования Евангелия и основные правила, придерживаясь которых живут современные христиане. Величайшие из них – епископы Византии Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Знаменитый проповедник и обличитель немилосердных и неправедных богачей святой Иоанн Златоуст, объяснил доступным языком для простых людей, что такое стяжание неправедное. В значении порока, накоплению состояния путем лжи и насилия он употреблял слова «стяжательство» и «любостяжение». Любостяжателями называют воров и взяточников. Василий Великий отмечал, что нет более страшного любостяжательства, чем то, если человек не делиться с неимущими тем, что может со временем испортиться.

Если говорить современным языком, то результатом нашего служения и молитв, Господь все больше проявляется в нас и через нас, мы это ощущаем как наполнение Духом Святым. Чтобы наполняться Святым Духом, мы должны молиться, соблюдать пост, быть милосердными и делать добрые дела.