Развитие афинской демократии. Э.Д. Фролов. Парадоксы истории - парадоксы античности. Народное собрание в Афинах

Образование Афинского морского союза после греко-пер- сидских войн. В первой половине V в. до н. э. афинскому государству вместе со всем греческим миром (Элладой) пришлось выдержать натиск могущественной Персидской державы, сложившейся во второй половине VI в. до н. э. Ее пределы быстро расширяются в результате завоевания Малой Азии, Египта, среднеазиатских территорий. Персидское рабовладельческое государство обнаруживает стремление к дальнейшим захватам на Западе, вследствие чего оно приходит в столкновение с Грецией, привлекаемое богатством торговых греческих городов.
Первый поход на Грецию был предпринят в 492/91 гг. до н. э. Он кончился неудачей вследствие гибели персидского флота в результате сильного шторма. Вслед за этим была отправлена к берегам Греции новая армия, которая высадилась на территории Афинского государства у поселения Марафон. В Марафонской долине произошло сражение, закончившееся поражением персов (490 г. до н. э.). Персы вынуждены были отступить, но в 480 г. до н. э. произошло новое нападение персов на Грецию. В итоге упорной борьбы на суше и на море греки и на этот раз сумели дать отпор персам.
Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, небывалое усиление их экономической и политической мощи. Афины стали во главе образовавшегося во время греко-персидских войн морского союза греческих государств, который объединял в своем составе несколько сот греческих полисов. Союз был образован для организации совместной борьбы против персов. Члены союза должны были сооружать корабли для общегреческого флота и делать взносы в общую казну (платить “форос” - подать) на его содержание. Впоследствии поручили постройку флота Афинам, а члены союза стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Руководство флотом также было передано Афинам.
Общая казна находилась на острове Делос, здесь же собирались съезды представителей союзных государств.
В 454 г. до н. э. казна с острова Делос была переведена в Афины, и Афины стали распоряжаться деньгами по своему усмотрению, расходуя их нередко на собственные нужды. Попытки недовольных государств сопротивляться создавшемуся положению закончились неудачно: восставшие были усмирены силой.
Размер взноса для союзников определялся Афинами. Недовольные могли жаловаться в афинский суд. Постановление афинского суда по этому вопросу считалось окончательным. Казначей, ведавший союзной кассой, избирался из афинских граждан на афинском народном собрании и перед афинским народным собранием отчитывался. По существу, Афины не были простым членом союза, в действительности они осуществляли неприкрытое господство над союзными греческими городами. Афинский морской союз был на деле формой господства Афин, ставших главою большой морской державы. При этом Афины, стремясь посеять рознь между союзниками и облегчить свое господство над ними, создавали различное положение для различных городов, устанавливая льготы для одних и более тяжелое положение для других.
С течением времени Афины стали практиковать широкое вмешательство во внутренние дела союзных городов, распространили за них действие афинского права, ввели у них афинскую монету и афинские меры, а также сделали обязательным обращение граждан союзных городов к афинскому суду сначала по делам, касающимся союза или направленным против союзного устройства, позднее подчинили афинскому суду все дела, где сталкивались между собой граждане различных союзных городов, а в конце концов, обязали союзников по всем судебным тяжбам ездить в Афины. Союзные граждане, приезжая в Афины, обогащали афинскую казну, так как их появление в Афинах сопровождалось взиманием с них разного рода сборов. Афины стали многолюдным оживленным центром большой морской державы, а казна Афинского государства обильно пополнялась за счет союзнических средств.
Во многие союзные полисы Афины даже назначали своих надсмотрщиков, а в некоторых поставили гарнизоны войск и расселили свои колонии (клерухии).
Афинская рабовладельческая демократия стала укреплять свое благополучие за счет извлечения доходов от господства над другими греческими полисами.
Пятидесятилетие, охватывающее время от окончания грекоперсидских войн до начала междоусобной Пелопоннесской войны (479-431 гг. до н. э.), было периодом высокого развития производства и торговли, материальной и духовной культуры в Афинах. Это был “золотой век” в истории Афин. В значительной своей части он был связан с именем виднейшего деятеля афинской демократии Перикла.
Оборот афинской торговли достиг огромных размеров. “Все, что есть лучшего в Италии, Сицилии, на Кипре, в Египте, в Ливии, в Понте, в Пелопоннесе и других местах, все стекается сюда, в Афины, благодаря нашему владычеству на море” - так говорится в одном политическом трактате конца V в. до н. э. Население Афин и его гавани значительно возросло. Увеличился также приток иностранцев в Афины. Демократизация государственного строя Афин в V в. до н. э. Важнейшим последствием греко-персидских войн явилась также демократизация государственного строя Афин. Естественным результатом войны было усиление роли приморского населения (моряков, лоцманов, гребцов), вынесших на себе всю тяжесть обороны страны. Вооруженные массы, спасавшие отечество от вторжения персов, претендуют на большее участие в политических делах, чем то, какое было предоставлено им раньше. Опираясь на эти широкие слои малоимущего населения, торгово-промышленные круги рабовладельческого класса укрепляют свои позиции. В их прямых интересах - расширение демократии в Афинах, обеспечивающее отстранение от власти реакционной, землевладельческой партии.
Уже во время греко-персидских войн в государственном устройстве Афин произошли следующие существенные перемены. В 487 г. до н. э. избрание архонтов путем голосования было заменено избранием их посредством жребия. Другое существенное изменение было введено Аристидом, который предоставил право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса также и всадникам. Реформа эта свидетельствует о происходящей демократизации Афинского государства, но вместе с тем она говорит об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением значения стратегов.
Вслед за греко-персидскими войнами произведены были важные реформы, расширившие политические права афинских граждан. Это - реформы Эфиальта и Перикла.
Эфиальт обрушился прежде всего на ареопаг, состоявший из бывших архонтов и представлявший собой оплот реакционной землевладельческой знати. Ареопагу до реформы Эфиальта (462 г. до н. э.) принадлежало право контролировать деятельность народного собрания. Ареопаг имел право наложить veto на постановление народного собрания. Это право было у него теперь отнято и передано гелиэе. Ареопагу принадлежали также контроль над должностными лицами и надзор за исполнением законов. Эти функции перешли к совету пятисот и народному собранию, но главным образом к гелиэе. Сократилась также и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел - рассмотрение противозаконных действий должностных лиц; за ареопагом остались лишь религиозные дела, в том числе судебное рассмотрение дел по обвинению в убийстве, каковое считалось у греков оскорблением богов.
Произошло дальнейшее понижение ценза для занятия должностей: Аристотель сообщает, что в 457/6 г. до н. э. впервые стал архонтом зевгит.
При Перикле была введена плата за исполнение различного рода должностей. Это дало возможность малоимущим гражданам занимать должности в государстве, а также способствовало прокормлению многочисленного люмпен-пролетариата, образовавшегося в Афинах из разорившихся крестьян и ремесленников.
Роль совета пятисот, народных собраний и гелиэи повысилась. Компетенция совета пятисот и гелиэи расширилась, народные собрания стали созываться часто, и возрос круг дел, подведомственных народному собранию.

Слово демократия означает по-гре-чески «власть народа». Первой демократией в мире была афин-ская. Начало демократии положили реформы Солона. Безраз-дельное господство аристократов окончилось. Тиран Писистрат, вождь демоса, ещё более ослабил аристократию. После реформ Клисфена Афины стали демократическим полисом.

В период войн с персами значение афинского демоса возрос-ло. Это народное собрание, а не аристократы, заступилось за вос-ставший Милет. Мильтиад, победитель при Марафоне, был из-бран демократическим путём. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов, а не только на фалангу тяжеловооружённых гопли-тов. И флот, в который брали бедняков, не имевших дорогого во-оружения, превратился в опору демократии.

Наивысший расцвет афинской демократии наступил в конце греко-персидских войн. Демос через народное собрание опреде-лял политику государства.

Народное собрание в Афинах

Народное собрание в Афинах созыва-лось каждые восемь-девять дней и контролировало всё проис-ходившее в государстве. Оно объявляло войну и утверждало условия мира, принимало законы, распоряжалось казной и на-значало должностных лиц.

Голосовали афиняне поднятием рук. Тайное голосование осущест-влялось камешками или глиняными черепками. С помощью остраконов (черепков) проводилось особое го-лосование — остракизм . Каждый мог написать на черепке имя чело-века, опасного, по его мнению, для власти народа. Если набиралось 6 тысяч черепков с именем одного и того же человека, его на 10 лет от-правляли в изгнание.

Избирали афиняне и по жребию. Так выбирали 6 тысяч судей. Судебная комиссия состояла из 500 и более судей. Такую комиссию было невозможно ни подкупить, ни запугать. По закону гражданин Афин не мог быть осуждён без судебного приговора. Афинская де-мократия защищала свободу личности каждого гражданина.


Народное собрание в Афинах. Современный рисунок

В народном собрании царила свобода слова. Любой мог пред-лагать законы и критиковать кого угодно, даже самых важных в государстве должностных лиц. Ими являлись 10 стратегов , ко-торых избирали на год. Они ведали армией и флотом, военным строительством и отношениями Афин с другими государствами.

Деятельность Перикла

Самый знаменитый руководитель афинской демократии Перикл , начиная с 443 года до н.э., 14 лет подряд избирался стратегом. Это значит, что его действительно уважало большинство афинян.

При Перикле афин-ская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок рос-том, широко образован и красноречив. Он защи-щал интересы большинства афинских граждан и внёс большой вклад в развитие демократии.

Перикл сделал оплачиваемыми государствен-ные должности, и потому они стали доступны любому бедняку. Он стремился превратить Афи-ны в самый прекрасный город Греции и не жалел денег на обширное строительство. Величествен-ные храмы и общественные здания должны бы-ли свидетельствовать о богатстве и процветании Афин, об успехах афинской демократии. Кроме того, хорошо оплачиваемую работу получал де-мос — скульпторы, художники, архитекторы, ка-менотёсы, строители, землекопы. При Перикле отстроили заново храмы на афинском акрополе.

После разрушения Афин персами весь город обнесли крепостны-ми стенами. Был построен и окружён стенами порт Пирей . На случай войны даже дорогу, связывавшую город и порт, заключили в кори-дор из стен протяжённостью 6 километров. Они получили название Длинные стены . Их сооружение было завершено при Перикле. Материал с сайта

Ограниченность афинской демократии

Афинская демокра-тия сыграла огромную роль в истории человечества, но её не сле-дует переоценивать. Правами и свободами в Афинах владело мень-шинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы ими не обладали.

Но и сами афинские граждане не имели равных возможностей для участия в управлении государством. Крестьяне, жившие в по-селениях на территории Аттики, не всегда могли посещать народ-ное собрание. Для того чтобы занять важную государственную должность, было необходимо образование, а оно стоило дорого. Не случайно Перикл был знатным и богатым человеком.

Ограниченность афинской демократии проявлялась и в отно-шениях с союзниками. Перикл стремился включить в Афинскую морскую державу как можно больше греческих полисов. Там ус-танавливали демократический строй. Усиление Афин путало по-лисы, где у власти находились аристократы или олигархи. Такие полисы объединились в Пелопоннесский союз во главе со Спартой.

Вопросы по этому материалу:

  • Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

    Предыстория

    Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего

    Кем был Солон

    Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

    Реформы Солона

    Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

    Органы власти

    Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

    Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

    Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

    Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из

    Экклесия при Клисфене

    Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

    • избрание должностных лиц;
    • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
    • остракизм относительно отдельных граждан;
    • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

    Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

    Гелиэя

    Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

    Остракизм

    Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

    Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.

  • 7. Древневавилонское право. Законы царя хаммурапи
  • 8. Традиционное право индии
  • 9. Древнегреческий полис
  • 10. Этапы развития афинской демократии
  • 11. Система государственного управления в афинах
  • 12. Система государственного управления в спарте
  • 13. Возникновение древнеримского государства и утверждение республики
  • 14. Расцвет и упадок республиканской формы правления в древнем риме
  • 15. Принципат и доминат
  • 17. Законы XII таблиц
  • 18. Кодификация юстиниана
  • 19. Становление и развитие средневековых европейских государств
  • 20. Раннефеодальное государство франков. Реформы карла мартелла
  • 21. Сеньориальная монархия во франции (IX–XII вв.)
  • 22. Сословно-представительная монархии во франции. Генеральные штаты
  • 23. Абсолютная монархия во франции в XVI–XVIII вв.
  • 24. Раннефеодальная монархия в германии (X–XII вв.)
  • 25. Германская сословно– представительная монархия. Политическая децентрализация германской империи
  • 26. Раннефеодальные англосаксонские государства. Норманнское завоевание XI в.
  • 27. Великая хартия вольностей 1215 г. И английский парламент
  • 28. Особенности английского абсолютизма
  • 29. Государственный строй византии
  • 30. Право раннефеодальных государств европы. Салическая правда (V в.)
  • 34. Византийское право в VII–VIII вв.
  • 35. Византийское право в IX–X вв.
  • 36. Основные этапы развития японского феодального государства
  • 37. Сегунат (XII–XIX вв.)
  • 38. Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
  • 40. Мусульманское право
  • 41. Буржуазная революция в англии
  • 42. Английские конституционные акты конца XVII – начала XVIII вв.
  • 43. Развитие конституционной монархии. Правительственная система в XVIII–XIX вв.
  • 44. Избирательные реформы в англии XIX в. И чартистское движение
  • 45. Развитие английского права в XVII–XX вв.
  • 47. Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.
  • 48. Французская буржуазная революция XVIII в. И законодательство ее основных этапов
  • 49. Влияние буржуазной революции XVIII в. На развитие французского права
  • 50. Государственный строй первой империи
  • 51. Легитимная монархия: хартия 1814 г.
  • 52. Июльская монархия: хартия 1830 г.
  • 53. Вторая республика. Конституция 1848 г.
  • 54. Вторая империя. Конституция 1852 г.
  • 55. Конституционные законы третьей империи 1875 г.
  • 56. Падение третьей республики. Режим виши. Движение сопротивления
  • 57. Установление четвертой республики. Конституция 1946 г.
  • 58. Установление пятой республики во франции. Конституция 1958 г.
  • 59. Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г.
  • 60. Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция пруссии 1850 г
  • 61. Создание северо-германского союза 1866 г. Образование германской империи и ее конституция 1871 г
  • 62. Германское гражданское право в XIX–XX вв. Германское гражданское уложение
  • 63. Падение кайзеровской германской империи в 1918 г
  • 64. Веймарская конституция 1919 г
  • 65. Кризис веймарской республики установление фашистской диктатуры, ее механизм в 1933–1945 гг
  • 66. Образование фрг. Конституция 1949 г
  • 67. Крах фашистской германии. Потсдамские соглашения. Гдр и фрг
  • 68. Развитие германского права в XX в. Объединение германии в 1990 г.
  • 69. Объединение италии в 1870 г.
  • 70. Итальянская фашистская диктатура и ее крах
  • 71. Конституция италии 1947 г.
  • 72. Борьба североамериканских колоний против англии и декларация независимости 1776 г.
  • 73. Статьи конфедерации 1781 г. Американская федерализация и конституция сша 1787 г.
  • 74. Билль о правах – первые 10 поправок к конституции сша
  • 75. Гражданская война 1861–1865 гг. XIII–XV поправки
  • 76. Великая депрессия 1929–1933 гг. И новый курс ф. Рузвельта
  • 77. Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство
  • 78. Революция мэйдзи в японии. Конституция 1889 г. И утверждение монархии
  • 79. Капитуляция японии. Конституция японии 1947 г.
  • 10. Этапы развития афинской демократии

    Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

    Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

    Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

    Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

    Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

    Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

    Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.

    Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

    Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

    При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

    11. Система государственного управления в афинах

    Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).

    Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Как такового не было объединенного правительства, не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Большинство должностей занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки. Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).

    В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; частные просьбы граждан и пр. Субъекты законодательной инициативы: любой афинский гражданин или Совет пятисот.

    Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительного органа.

    Гелиастами (членами гелиэи – суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Состав судебной коллегии определял жребий за несколько часов до начала рассмотрения дела, чтобы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.

    Стратеги (2 человека) выбирались народным собранием. Стратеги командовали армией и флотом решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.

    Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах.

    Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов.

    Введение

    Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя -- базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов -- батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы -- между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

    Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

    Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.

    1. Зарождение афинской демократии

    Реформы Тезея. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного устройства и вытеснения его государственной организацией. Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII--VI вв. до н.э.

    Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

    При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синойкизмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена -- на эвпатридов, или благородных, геоморов, или землевладельцев, и демиургов, или ремесленников. При этом благородным предоставлено было исключительное право на замещение должностей. В родовом обществе открыто было признано привилегированное положение знати.

    Появление должности архонта. Дальнейший шаг к образованию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций. Поэтому наряду с должностями базилевса и появившегося позднее военачальника -- полемарха, устанавливается новая должность -- архонта. Базилевса сменяет выборный архонт.

    Сначала архонты избирались пожизненно, затем, с середины VIII в. до н.э., должность эту стали ограничивать 10-летним сроком и. наконец, с 683 г. до н.э. стали ежегодно избирать 9 архонтов, между которыми распределялась власть прежних пожизненных правителей. Один из них -- первый архонт (позднее архонт-эпоним) -- стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Его именем обозначался год, в течение которого правила данная коллегия архонтов.

    Базилевс стал вторым архонтом. За ним сохранились лишь жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Таким образом, базилевс перестал быть вождем родовой демократии и за ним сохранилась по преимуществу жреческая власть.

    К третьему архонту -- полемарху -- отошла военная власть.

    Остальные 6 членов коллегии, носившие наименование фесмофетов, выполняли главным образом судебные функции.

    Ареопаг. Наукрарии. Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом -- ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. Совет этот собирался на Ареевом холме, откуда произошло и его наименование. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Таким образом, власть целиком сохранилась в руках эвпатридов, представителей старой родовой аристократии.

    Несколько позднее, с образованием флота для защиты морской торговли, когда на население были возложены повинности по сооружению и снабжению экипажей военных кораблей, страна была разбита на небольшие территориальные округа -- наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе каждого такого округа стоял притан наукрарии.

    Таким образом, появилось деление населения по территориальному признаку, вне зависимости от принадлежности к тому или иному роду и племени, а также возник новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

    Законы Драконта. В 621 г. до н.э. появляется впервые в Афинах писаное право. Это -- законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью.

    Неизвестно точно, при каких обстоятельствах они были изданы -- было ли их издание результатом требования, выдвинутого против эвпатридов, для которых отсутствие писаного права открывало возможность самого широкого произвола, или оно было продиктовано желанием эвпатридов закрепить и мерами сурового террора оградить свои привилегии.

    Реформы Солона

    Борьба в Афинах накануне реформ Солона. Развитие ремесла и торговли, неуклонно расшатывая и разлагая родовой общественный строй, действует на него точно разъедающая кислота. Первоначально каждое племя и каждый род жили на своей, им принадлежащей территории. Теперь, с развитием ремесла и торговли, на территории рода и племени появляются чужеплеменники, которые нередко приобретают большие богатства и добиваются значительного веса в обществе. Однако все эти чужеплеменники совершенно бесправны, так как они стоят вне родоплеменной организации. Родовое общественное устройство, таким образом, перестает отвечать новому положению вещей. Количество рабов заметно возросло, между тем родовой строй не знает средств, направленных к тому, чтобы держать в повиновении, в узде большие массы несвободного населения. В обществе происходит расслоение на имущих и неимущих, рост богатства у одних приводит к разорению и обнищанию других. Родовые организации, рассчитанные на имущественное равенство всех членов общества, бессильны перед лицом тех противоречий, которые обнаруживаются теперь среди населения. Все это делает неизбежным гибель родового строя и образование государства.

    Задолженность мелких земледельцев была всеобщим явлением: земледельцы не в силах были платить причитавшиеся с них долги. Земля пестрела столбами, обозначавшими залог земли. Огромное число свободного крестьянства попало в положение шестидольников -- людей, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Будучи не в силах расплатиться со своими кредиторами, бедняки вынуждены были продавать своих детей в кабалу или закабалялись сами.

    Обострение противоречий в разлагающемся родовом строе, разорение задолжавшего крестьянства и всеобщая задолженность бедноты приводят в VII в. до н.э. к революционному взрыву, к открытому выступлению против родовой аристократии. В городе окрепли торговые и промышленные круги рабовладельческого класса: владельцы мастерских, кораблей, ростовщики, предприниматели разного рода. Они стремятся оттеснить на задний план старую родовую знать, захватить власть в свои руки. Широко используя недовольство крестьянских масс и городской бедноты, они возглавляют движение, направленное против господства аристократии, цеплявшейся за остатки родового строя.

    Плутарх сообщает об этой революции VII--VI вв. до н.э.: "Резкое неравенство между богатыми и бедными дошло до высшей степени, государство было совершенно расшатано кризисом, весь народ был в долгу у богатых". "Самые энергичные элементы среди недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимое положение. С этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот"".

    Эта борьба, приведшая к победе городских торговых кругов рабовладельческого класса, выдвинула на политическую арену Солона, который 594 г. до н.э., будучи избран архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями и провел ряд реформ, обеспечивших господство за денежными торговыми людьми, но вместе с тем смягчивших разлагающее действие ростовщичества в Афинах.

    Солон происходил из знатного рода, но занимался торговлей и по своему состоянию принадлежал к "средним" кругам афинского общества. Его реформы, будучи продиктованы в первую очередь интересами городских кругов рабовладельческого класса, носят на себе, однако, черты половинчатости, склонности к компромиссам: они оставляют еще слишком много влияния старой земельной аристократии.

    Сисахфия. Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: передела земли он не произвел. Но он провел реформу долгового права, так называемую сисахфию. Все долги были объявлены аннулированными, и на будущее время запрещены были такие долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы самая личность должника. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих неисправных должников. Земля была освобождена от тех столбов, которые ее сплошь покрывали и которые служили, по- видимому, знаками залогового запрета.

    Деление населения по имущественному цензу. Вместе с тем Солон разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от размеров их имущества, установив, таким образом, так называемое тимократическое (цензовое) устройство государства. В первый разряд зачислялись те, которые получали доход не менее 500 медимнов зерна или соответственное количество других продуктов в год (пентакосиомедимны), во второй -- получавшие не менее 300 медимнов (всадники) и в третий -- те, которые получали не менее 200 медимнов дохода в год (зевгиты). Все остальные граждане зачислялись в четвертый разряд (феты). Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь граждане первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ в народное собрание, где избирались должностные лица, но сами граждане четвертого разряда (феты) ни на какие должности избираться не могли. Малоимущие и неимущие граждане, таким образом, не были полностью оттеснены от участия в осуществлении политической власти. В народном собрании “выбирались все должностные липа, здесь они должны были давать отчет в своей деятельности, здесь вырабатывались все законы и здесь четвертый класс составлял большинство”.

    Эта реформа была, говоря словами Энгельса, "новым поражением родового строя""; права и обязанности граждан отныне стали соизмеряться с их имущественным цензом

    Совет и гелиэя. Солон создал также новый орган государственного управления -- совет четырехсот, ежегодно избиравшийся из граждан 4 древнейших фил по 100 человек от каждого племени. Это была уступка родовой знати, одно из проявлений половинчатости реформ Солона. Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг -- оплот родовой аристократии. Ареопагу оставлен был лежавший на нем надзор за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Солон даже расширил судебные функции ареопага. Эти два совета -- совет четырехсот и ареопаг -- должны были, по собственным словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от последствий бурь.

    Родоплеменные сходки превратились ко времени Солона в регулярные органы законодательства и государственного управления, в эктсаесию. Здесь решались важнейшие государственные дела и избирались должностные лица. Совет четырехсот, по-видимому, лишь подготовлял решения народных собраний и вместе с ареопагом направлял и контролировал его деятельность в качестве консервативного и сдерживающего элемента в государственном строе.

    Солон создал также суд присяжных -- гелиэю, который помимо обширной судебной власти приобрел позднее большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц (см. ниже). В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

    Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущим классом означали дальнейшее укрепление Афинского государства, дальнейшую ликвидацию остатков родового строя. Однако Солон сохранил идущее от родового устройства деление афинского общества на 4 племени -- филы, и таким образом он не уничтожил до конца остатков родоплеменной организации.

    В течение 30 лет установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем, под влиянием временного успеха реакции, число архонтов было увеличено до 10, причем обусловлено было, что 5 из них будут выбираться от эвпатридов, 3 -- от геоморов и 2 -- от демиургов.

    Тирания Пизистрата и пизистратидов. Позднее (560--527 гг. до н.э.) наступает правление тирана Пизистрата и его сыновей -- пизистратидов, которые в основном продолжали политику Солона. Все прежде существовавшие учреждения сохранились: по-прежнему выбирались ежегодно архонты, собирались ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на государственных должностях находились их приверженцы.

    Захват власти Пизистрат произвел, опираясь на недовольное крестьянство, и хотя по своему социальному положению и по своим стремлениям Пизистрат был проводником той же политики, какой служил Солон, он предпринял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Крестьянам был предоставлен дешевый кредит. Облегчены были некоторые налоги, введены разъездные судьи, которые должны были освободить крестьян от необходимости ездить по своим делам в город.

    Пизистрат вел внешнюю политику большого размаха, отвечавшую интересам торговых кругов рабовладельческого класса (создание военного флота, овладение островом Наксос). Он стремился захватить Дарданеллы (Геллеспонт). В Афинах он воздвиг ряд построек, которые украсили город и вместе с тем дали занятие безработной городской бедноте.

    Сыновья Пизистрата в основном продолжали политику отца, но вели ее менее удачно. Им пришлось для изыскания средств усилить налоговое бремя. Влиятельные рабовладельцы стали тяготиться режимом тирании, при котором вся власть фактически сосредоточивалась в руках одного лица. Произошло открытое возмущение знати против тиранов. В движении приняли участие также самые широкие круги афинского общества, возглавляемые Клисфеном, происходившим из знатной семьи Алкмеонидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гиппия и положить конец тирании. Последующая попытка аристократии при помощи спартанских войск удержать власть в своих руках окончилась неудачей. Против знати поднялось восстание народа. Спартанцы были изгнаны из Афин, и власть была передана Клисфену.

    Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. Клисфен. овладев государственной властью, проводит реформы государственного строя, приводящие к окончательной ликвидации тех остатков родового строя, которые еще сохранялись в Афинах наряду с государственной организацией. Его целью было сломить окончательно влияние реакционной землевладельческой знати, а для этого он, ликвидируя остатки родовой организации, стремился вместе с тем повысить роль в политической жизни городского населения за счет крестьянства. Реформа Клисфена была продолжением и завершением реформ Солона.

    Клисфен ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре филы. Все население он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан. Каждую филу Клисфен разделил на три триттии и установил территориальный состав фил так, что каждая фила не представляла собой сплошной территории, а была непременно соединением трех отдельных территориальных единиц: в каждую филу входила одна триттия от территории города Афин и его окрестностей, одна триттия от приморской территории (паралия) и одна триттия от внутренней, срединной части страны. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением или за населением, тяготевшим к городу, и только 1/3 -- за населением сельским. Триттии делились на демы. В каждом деме был выборный староста -- демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

    Совет четырехсот был упразднен, и вместо него создан совет пятисот, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 членов от каждой филы.

    Реформа Клисфена совершенно устранила, таким образом, всякое значение родоплеменного деления для государственной организации.

    Коллегия архонтов осталась без изменения. Не был затронут реформой также и ареопаг, оплот консервативных элементов. Однако коллегия архонтов утратила вскоре свое значение вследствие образования коллегии десяти стратегов, сначала избиравшихся по одному от каждой филы, а позднее от всех фил безотносительно к представительству последних. Стратеги первоначально были руководителями военных сил государства, но очень скоро компетенция этих должностных лиц вышла далеко за пределы специально военных вопросов и стратеги превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства.

    Так как установленный Солоном имущественный ценз для занятия высших должностей полностью сохранился, то фактически управление государством осталось в руках верхушки рабовладельческого класса, несмотря на то, что реформа Клисфена представляла собой некоторый шаг вперед по сравнению с реформой Солона в образовании афинской демократии.

    Клисфен ввел также так называемый остракизм, или суд черепков. Посредством него народное собрание получило возможность изгонять из государства на 10 лет граждан, которые, по мнению народа, приобрели чрезмерное влияние в государстве и стали опасными для демократии. При предварительном голосовании имени не называли, ставили только вопрос, нет ли кого-либо в Афинах, кого следовало бы для обеспечения общего мира изгнать на некоторое время из государства. Вслед за тем производилось закрытое голосование черепками, которое определяло имя лица, подлежащего изгнанию.