Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Что такое зож

Здоровый образ жизни.

Профилактическая работа в школе.

1. «Правильное питание»

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

3. «Твой выбор».

Заключение.

Литература.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Профилактическая работа в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления является понятием комплексным, в нем объединяются и питание, и физические нагрузки, и распорядок дня, и полноценный отдых, и хороший сон и многое другое, что в конечном итоге приводит к бодрости и активности человека. Одним из важных мероприятий в соблюдении здорового образа жизни является и профилактика утомляемости, то есть комплекс мер, направленных на то, чтобы человек равномерно распределял ежедневную нагрузку, полноценно отдыхал, и как следствие – давал возможность своего организму максимально эффективно реализовывать все устремления данного человека.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

Здоровый образ жизни

На эффективность деятельности человека влияет много факторов. Так, например, выполнение сразу нескольких задач одновременно, как правило, отрицательно сказывается как скорости их решения, так и на конечном результате. Поэтому чрезвычайно важно умело и сбалансировано расставить приоритеты, чтобы такой фактор как усталость не отражался на деятельности.

Усталость может наступить и в процессе длительного выполнения определенных заданий. Поэтому здоровый образ жизни и профилактика утомления, полноценный отдых, которому отводится достаточное количество времени, очень важен в процессе жизнедеятельности человека. Длительное выполнение работы скорее замедляет процесс достижение результата, в то время как перерывы для отдыха дают возможность организму человека восстановиться и более эффективно выполнять задание. Это касается не только непосредственно физических усилий, но и мозговой деятельности, поэтому для профилактики утомления важны не только перерывы для отдыха тела, но и возможность отвлечься от рутины, уметь думать и о других вещах, в большей степени связанные с отдыхом. Например, весьма эффективным является наличие у человека хобби, которые не связаны с его непосредственно работой – кино, музыка, рыбалка, охота и т.д.

Здоровый образ жизни и его реализация вами


Распорядок дня

Важнейшую роль в профилактике утомляемости играет планирование. Эффективным считается, и не безосновательно, планирования своего распорядка дня, недели, месяца и т.д. Таким образом, можно довольно эффективно распределять свое время и силы как для работы, так и непосредственно для отдыха. Также эффективнопо окончании срока планирования проанализировать результаты, что позволит более реально составить план на следующий срок. Правильное питание

Составление распорядка дня имеет огромное значение. Это довольно не трудное занятие, однако такой план позволяет помнить и правильно распределять время между разными действиями, в то же время, не фокусируясь на них излишне. Можно такой план держать в голове, но гораздо эффективней записывать его в специальном ежедневнике – таким образом, снижается риск что-то забыть или упустить. Кроме того, по окончанию дня легче проанализировать свои действия и подбить итоги выполненных дел. Однако нужно помнить, что при создании распорядка на следующий день необходимо отводить некоторое время и на непредвиденные ситуации, которые могут внести коррективы в уже созданный график. Физическая активность

Распорядок дня также обязательно должен содержать пункт об отдыхе, так как здоровый образ жизни и его реализация вами, разумное чередование активности и отдыха и является основой для достижения результатов. Особое мнение в отдыхе отводится крепкому и здоровому сну, который восстанавливает и физические, и духовные силы человека. К сожалению, не всегда удается достичь полноценного сна – накопившиеся проблемы не дают от них отвлечься, что оказывает негативное влияние на процесс засыпания. В этом случае следует сконцентрироваться на звуках в комнате — тиканьи часов, легкого уличного шума, журчания воды и т.д.. Просто слушайте эти звуки и не возвращайтесь к своим мыслям. Также попробуйте сконцентрироваться на ощущениях в теле – температуре касающегося тела постельного белья, ощущениях в мышцах и т.д.

Перед сном желательно прогуляться минут 15 на улице, принять ванную или теплый душ – это поможет настроиться на отдых. Комнату перед сном лучше проветрить.

Отправляться спать лучше около 10 часов вечера – это время наиболее оптимально, природные часы в организме человека настроены в это время на отдых.

Итак, здоровый образ жизни и профилактика утомления весьма важны для вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Каждый из нас мечтает долгое время оставаться молодым, красивым и здоровым. Но не каждый хочет прилагать к этому какие-то усилия. Специалисты считают, что в жизни любого человека должен быть внедрен определенный комплекс процедур – так называемая программа профилактики здорового образа жизни, способная сохранить и продлить жизнь. Но если присмотреться ко всем этим процедурам более конкретно, станет ясно, что не у всех просто найдется время для их выполнения. Но здоровым быть хочется! Поэтому последователи здорового образа жизни определили главные моменты. Выполняя которые, можно оставаться здоровыми и счастливыми. Рекомендации поделены на 4 блока, которые необходимо выполнять с разной периодичностью.

Ежедневный комплекс процедур


Во-первых, нужно обязательно завтракать и не только когда есть время, а каждый день, пусть даже вам кажется, что вы не голодны. Женщины, которые свое утро всегда начинают с завтрака, гораздо реже страдают лишним весом. Да и настроение у них обычно лучше, даже в сложный предменструальный период – доказано научными исследованиями. Кроме того, благодаря завтраку вы можете получить необходимую дозу кальция, а это необходимый элемент, если хотите иметь крепкие ногти и зубы.

Во-вторых, нужно всегда защищать свою кожу от воздействия ультрафиолета, притом не только летом, но и в другое время года. Под воздействием солнца распадается коллаген (вещество, которое отвечает за эластичность, а значит молодость кожи). Да и к тому же, выходя из дома без солнцезащитных средств, мы подвергаемся риску возникновения злокачественных опухолей кожи. Поэтому обязательно, перед выходом из дома, нужно наносить средства с защитой от ультрафиолета на те части тела, которые будут подвержены влиянию солнечных лучей.

В-третьих, конечно этот совет все знают еще со школы, но, тем не менее: нужно чистить зубы 2 раза в день. Этого будет достаточно, чтобы позаботиться о ваших зубках. И, конечно же, не стоит забывать про флосс. Очень полезным будет в течение дня пользоваться специальными ополаскивателями для ротовой полости: они не только удалят частички пищи с поверхности ваших зубов, но и освежат дыхание.

В-четвертых, введите в свою жизнь пять минут ежедневного глубокого дыхания. Это самый лучший способ расслабится и снять накопившийся за день стресс. Нужно просто удобно сесть, и пять минут глубоко подышать, так организм насытится необходимым количеством кислорода.

В-пятых, не забывайте про витамины. Здесь и говорить нечего, просто принимайте поливитаминные комплексы, в составе которых содержится достаточная доза железа.

В-шестых, выделяйте достаточно времени на сон. Как вы знаете, здоровым считается сон от семи до девяти часов в сутки. Именно такой режим может обеспечить вам здоровье в будущем. Ученые доказали, что маленькое количество сна вызывает расстройство нервной системы.

Еженедельный комплекс процедур


    Включите спорт в свою жизнь. И здесь не так важно, каким именно видом спорта вы будете заниматься, главное чтоб вы хоть как-то заставляли себя двигаться. Пусть это будет или минут 20 пеших прогулок, или минут 40 бега – все это очень полезно.

    Кушайте рыбу. Свежая рыба насыщает организм нужными жирами и омега-3 кислотами. А они в свою очередь очень хорошо защищают сердце от заболеваний. Обязательно включите в свое меню льняное масло, орехи и суши (особо полезными в них считаются водоросли).

Обязательно нужно помнить, что здоровье – важнейший дар каждого человека, и что лишь профилактика здорового образа жизни способна обеспечить вам долгую жизнь без болезней.

Ежемесячный комплекс процедур


    Контролируйте свой вес. Только не думайте, что это означает каждый день кидаться к веса и лихорадочно вписывать в блокнот малейшие изменения на них. Вес – основной показатель состояния вашего здоровья. Обычно женщины чувствуют некую норму, при изменении которой меняется их самоощущение. Если это про вас – просто старайтесь не выходить за рамки такой нормы.

    Фиксируйте в календаре ваш менструальный цикл. Конечно же, вы знаете, что он должен быть регулярным – в идеале. А если он не такой, это может быть свидетельством проблем с женскими органами, в частности с шейкой матки, или гормональными сбоями.

Ежегодный комплекс процедур


    Сделайте обязательным посещение стоматолога. Это очень важный момент, ведь врач способен выявить не только обычные проблемы типа кариеса, но и куда боле серьезные, такие как рак ротовой полости или поражение костной ткани. Предупредить, намного дешевле, чем лечить.

    Посещайте дерматолога. Кожа – орган, который занимает наибольшую площадь, поэтому именно на ее состоянии, прежде всего, находят свое отражение проблемы с внутренними органами. Поэтому ежегодный осмотр у дерматолога никогда не повредит.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Энциклопедия сайт

В обществе появилось осознание того, что если за здоровьем следить, то можно меньше болеть и дольше прожить. Если вести здоровый образ жизни, то не придется прикидываться сторонником бодипозитива и врать себе и окружающим, что ожирение и полнота – это норма, а размеры, начиная с пятидесятого – красиво и стильно. Однако в стремлении вести здоровый образ жизни люди часто совершают ошибки. Чтобы стремление вести здоровый образ жизни принесло пользу, а не вред, нужно понимать сущность и знать его составляющие.

Что такое здоровый образ жизни

В последние годы, несмотря на повальное увлечение здоровым образом жизни , продолжает расти детская заболеваемость и смертность. Проблема не только в том, что родители не следят за здоровьем своих детей и потакают им в желании есть всё подряд, но и в том, что за девяностые годы достижения советской пропаганды в сфере формирования здорового образа жизни и воспитания здоровых и социально активных детей были сведены к нулю. Все достижения в этом плане были уничтожены волной рекламы вредной еды, половой распущенности и безответственности по отношению к собственному здоровью. Только в середине первого десятка двухтысячных в моду стало входить занятие спортом и отказ от вредной пищи.

Увлечение здоровым образом жизни в российском обществе является положительной тенденцией. Но грамотность большинства граждан в сфере здорового питания, спорта и гигиены остается на низком уровне. Люди черпают знания из гламурных журналов и низкопробных роликов из Интернета. Звезды в социальных сетях не хотят принести здоровье, а лишь стремятся заработать, рекламируя безглютеновую еду и различные пищевые добавки для быстрого похудения. Все это никакого отношения к здоровому образу жизни не имеет.

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).

С некоторыми заболеваниями люди рождаются, другие возникают в детском возрасте или во взрослом состоянии из-за недостаточного или несвоевременного лечения острых заболеваний.

Любое хроническое заболевание требует наблюдения у соответствующего врача-специалиста, соблюдения определенной диеты и образа жизни, возможно длительного приема лекарственных препаратов с индивидуальным подбором и периодической коррекцией дозы принимаемых лекарств.

Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.

К сожалению, современные школьники имеют все больше и больше хронических заболеваний. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что современные школьники все меньше двигаются. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. Порой у них не остается времени на прогулку, общение со своими сверстниками, на участие в подвижных играх. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности. Вот почему формирование здорового образа жизни особенно важно и актуально.

Систематическое пребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюдения показывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенных гардеробах, в 7-- 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 раза меньшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практике нередко встречается неверное использование планировочных решений: один вход вместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардероб вместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязан быть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования их не по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели и оборудования, благоприятные условия видимости на классной доске, светового климата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерах класса в 50--64 м2, кабинета -- 66 м2 и лаборатории -- 70 м2. Наполняемость 1-го класса -- 25 учащихся, 2--4-го -- 30, 10--11-го -- не более 25 учащихся.

Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. И работа с такими ребятами является дополнительным стимулом к улучшению развития таких детей. Только путем ежедневной дополнительной работы можно добиться определенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую -- за грань допустимого, прогрессируют хронические заболевания. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим» .

Такой образ жизни может привести -- и, увы, в ряде случаев приводит -- к хроническим заболеваниям и отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение -- вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается.

Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки... В решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе -- уроки физкультуры, игры на переменах, физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьма широки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы и плавание летом.

Профилактика переутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2--3-х -- природоведение, русский язык; для 4--6-х классов -- география, история, химия, а для 9--10-х классов -- литература, физика, физкультура. Урок.облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная- и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

В заключение главы можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

Социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни у школьников - это дополнительная последовательная целенаправленная система способов действий по формированию здорового образа жизни на основе субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе, включающая научно обоснованную совокупность форм, методов и способов деятельности, направленная на подготовку ребят к самостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни.

Первичная профилактика включает в себя:

· Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;

· Формирование здорового образа жизни:

· создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,

· санитарно-гигиеническое воспитание,

· снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,

· обучение правильному отдыху,

· привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;

· Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;

· Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

· Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;

· Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.