От чего зависит квалификация. Квалификация работника: понятие и методы оценки. Научные степени квалификации

Разработанные Минтрудом РФ девять уровней квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности ("деятельность под руководством", "деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач" и т.п.). Применительно к соответствующим полномочиям и ответственности разработаны такие показатели уровней квалификации, как "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации". Как применить данный классификатор в охранной деятельности мы поговорим в следующих материалах, а сегодня знакомимся с требованиями Минтруда.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УРОВНЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

М.А.ТОПИЛИН

Утверждены

приказом Министерства

труда и социальной защиты

Российской Федерации

УРОВНИ

КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее - Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации".

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность

(обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

Краткосрочное обучение или инструктаж.

Практический опыт.

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий.

Выполнение стандартных заданий.

Выбор способа действия по инструкции.

Применение специальных знаний

(как правило, не менее 2 месяцев)

Практический опыт.

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач.

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи.

Индивидуальная ответственность.

Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения.

Понимание технических или методических основ решение типовых практических задач.

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих. (до одного года)

Практический опыт.

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений.

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников.

Решение различных типов практических задач.

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Понимание научно- технических или методических основ решение практических задач.

Применение специальных знаний.

Самостоятельная работа с информацией.

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих.

Практический опыт.

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений.

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников, подразделений.

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера.

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

Образовательные программы среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических и методических решений.

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Образовательные программы среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений.

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера. Определение источников и поиск информации, необходимой для профессиональной деятельности и/или организации

8 уровень

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами.

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровне

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),программы ассистентуры- стажировки.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт.

Профессия:

1) Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

2) Относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность:

1)Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии.

2) Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

3) Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

Специальность обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, кем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных специальностей. Процесс дифференцирования профессий, специальностей, должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год. Так, профессия врача объединяет десятки специальностей, к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и т.д. Например, специальность «хирург» подразделяется на специализации «нейрохирург», «кардиохирург», «хирург-офтальмолог», «хирург-стоматолог» и др. Далее можно вычленить уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимости от уровня мастерства категории.

Аналогично разделяются профессии и специальности и в других областях. Например, в профессии «машинист» выделяют специальности «машинист транспортных машин», «машинист экскаватора», «машинист двигателей», «машинист специальных машин», «машинист-крановщик», «машинист-прессовщик», «машинист подъемников», «машинист агрегатов», «машинист компрессоров», «машинист-испытатель» и др.

Иными словами, если профессия- это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то специальность - необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования специальностью называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 специальностей, объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная техника, электроприборостроение и автоматика и др.


В системе начального профессионального образования вместо специальности принято наименование рабочая профессия.

Квалификация (лат. qualis- качество):

1) Определение качества чего-либо, оценка чего-либо.

2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе высшего или среднего специального учебного заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих.

3) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 4) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе (например, квалификация управленческого решения).

Существенными признаками квалификации работника являются: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Различают ступени и уровни квалификации .

Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Уровень квалификации - ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В Российской Федерации квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем квалификации работника помимо разряда может быть категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В Российской Федерации на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где они приобретают новые профессии или совершенствуют свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.

Квалифицированный рабочий - рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для выполнения работ средней и высокой степени сложности, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в профессиональных учебных заведениях и длится от одного года до четырех лет.

К профессиям, требующим квалифицированных видов труда, относится большинство профессий, включающих автоматизированные, механизированные и ручные квалифицированные виды работ. При восьмиразрядной тарифной сетке область квалифицированных видов труда распространяется на VI-VIII разряды.

Квалификация профессиональная - система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности широкого профиля (по смежным специальностям). Определяется диапазоном общетехнических знаний, навыков и умений и выражается в профессиональной мобильности специалиста.

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Квалификация по специальности среднего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС НПО). УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧИЛИЩАХ, ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ - ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (гос НПО) - нормативный документ, определяющий основные требования к подготовке рабочих. Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования содержит в основном профессии широкого профиля.

Применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий.

Номенклатура профессий открытая. Это позволяет вводить впоследствии в Перечень новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. Для открытия в рамках профессии, уже включенной в Перечень, подготовки по новым специальностям достаточно решения региональных органов управления образованием (профобразованием).

Структура содержания НПО регламентируется моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом ГОС НПО, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенции органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии.

Согласно модели, в рамках учебной недели осуществляется обязательное обучение, включающее общеобразовательную и профессиональную подготовку и дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору, а за рамками учебной недели - факультативное обучение.

Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Содержание профессионального цикла обучения направлено на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он помимо предметов включает практическое обучение (производственное, практику и др.).

Стандарт по профессии включает два документа: профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания по профессиональному циклу обучения. Стандарт по предмету регламентирует федеральный компонент содержания образования по предмету.

Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит в качестве составной части в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом содержания предметов общетехнического и общепрофессионального (отраслевого) циклов обучения, регламентируемым соответствующими стандартами по предметам, и федеральным компонентом содержания профессионального цикла обучения, регламентируемым стандартом по данной профессии.

Федеральный компонент содержания определяет конкретный минимальный состав обязательных для изучения учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения - уровни усвоения.

Блочно-модульная структура федерального компонента содержания профессионального цикла обучения позволяет в стандарте по профессии выделять стандарты по составляющим ее специальностям.

Региональный компонент содержания НПО формируется путем дополнения и детализации федерального компонента содержания по всем элементам его структуры с учетом национально-регионального компонента стандарта и особенностей подготовки в конкретном образовательном учреждении.

Выполнение требований ГОС НПО является основанием для выдачи выпускникам образовательных учреждений документа об образовании государственного образца.

Для выпускников учреждений НПО утверждены приказом Министерства образования РФ и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ два вида документов государственного образца об уровне образования и квалификации: диплом (при получении НПО по профессии, включенной в Перечень) и свидетельство об уровне квалификации (выдается не завершившим полный курс обучения в учреждении НПО, но прошедшим аттестацию и получившим краткосрочную подготовку сроком до одного года по отдельным специальностям), а также выписки итоговых оценок успеваемости.

Выпускникам профессиональных лицеев, освоившим программы начального и среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена, в соответствии с двумя ступенями подготовки выдается два диплома: о получении среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по рабочей профессии, а также о получении базового уровня среднего профессионального образования.

План учебный - документ, определяющий перечень учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, а также количество часов, отводимых на каждый предмет в неделю, полугодие, год и за весь курс обучения.

План учебный рабочий - план учебный, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

План учебный типовой - документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных образовательных областей, циклов и предметов минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

Этот принцип оплаты ставит уровень заработной платы в зависи­мость только от возможностей индивидуума. Использование его обусловлено существованием ряда проблем, связанных со струк­турой системы оплаты труда, созданной на основе оценки различ­ных должностей. "Вилка" оклада, соответствующая должности, ог­раничивает возможность увеличения заработной платы индивидуу­ма. Следовательно, изменение статуса и величины оплаты труда возможно только с продвижением по службе. Это приводит к стрем­лению технических специалистов занимать посты руководителей, хотя их квалификация и интересы соответствуют конкретной техни­ческой деятельности. Если продвижение невозможно, то работни­ки, испытывающие потребность в профессиональном росте, оказы­ваются неудовлетворенными. Кроме того, следует отметить, что система оценки должностей снижает гибкость в перемещении со­трудников внутри организации. Если такое перемещение связано с переводом на должность с более низким рейтингом, то страх перед понижением зарплаты и потерей статуса становится серьез­ным препятствием для перевода. Пока сохраняются границы в оп­лате труда в рамках конкретной должности, то боязнь уменьшения заработной платы будет делать переводы работников с одной дол­жности на другую практически невозможными.

Система оплаты труда в зависимости от квалификации работни­ка является ступенчатой - от наиболее низкого уровня квалифика­ции к наиболее высокому. Работники принимаются в компанию на низший уровень и постепенно с ростом мастерства продвигаются вверх, при условии, что они демонстрируют соответствующие дан­ному уровню возможности. Такая система гарантирует более вы­сокую оплату наиболее квалифицированным работникам, а также стимулирует приобретение более высокой квалификации.

Системы оплаты труда на основе квалификации индивидуума обеспечивают большую гибкость политики управления ЧР при пере­воде сотрудников с одной должности на другую, при внедрении новых технологических процессов. Меняет мировоззрение менед­жеров. Вместо того, чтобы ограничивать продвижение по службе, менеджер должен сосредотачивать свои усилия на максимально эффективном использовании возможностей своих подчиненных, поскольку каждый работник получает зарплату в зависимости от уровня своей квалификации.

Более того, наибольшее преимущество этой системы оплаты заключается в том, что она способствует развитию личности. Квалификационная система оплаты заставляет и менеджера повышать степень своей компетентности, в результате чего происходит рост его благосостояния и повышается эффективность функционирова­ния компании.

Такая система оплаты труда была испробована на техническом персонале в научно-исследовательских организациях и получила наименование "технической лестницы": Она с успехом применяет­ся и для организации оплаты труда у других видов работников, например юристов, торговых работников и др. Система оплаты труда в зависимости от квалификации работника может быть ис­пользована и в организации материального стимулирования произ­водственных работников. Целый ряд компаний разработал планы ее внедрения на своих передовых заводах. Преимущества новой системы оплаты труда были по достоинству оценены как рабочи­ми, так и руководителями.

Оплата по квалификации способствует тому, что хорошие ра­ботники остаются на своих должностях и стремятся повышать свою компетенцию, а не ищут возможностей заняться руководящей де­ятельностью. Таким образом удается избежать потерь хороших спе­циалистов, которые могут стать плохими руководителями.

Но и в рамках данной системы существует ряд проблем, требу­ющих внимания. С одной стороны, достаточно большое количе­ство работников может через несколько лет достичь высшего уров­ня квалификации и обнаружить, что их возможности исчерпаны. В этом случае необходим механизм, позволяющий таким сотрудни­кам продолжать поиск путей повышения эффективности компании, а с ней и уровня своих доходов.

С другой стороны, программы повышения квалификации ра­ботников стоят достаточно дорого. Кроме того, более квалифици­рованному работнику выплачивается более высокая заработная плата, что и стимулирует его к дальнейшему повышению уровня квалификации.

Очевидно, что, экономическая эффективность системы матери­ального стимулирования в организациях, где не требуется постоян­ный рост квалификации сотрудников, сомнительна.

В рамках данной системы трудно достичь внешнего паритета в оплате труда. Каждая компания имеет свою собственную структу­ру, собственный рейтинг должностей и систему оценки квалификации работников, и ищущие работу имеют возможность сравни­вать и выбирать организацию, где они могут получить более высо­кую зарплату, имея тот же уровень квалификации. Возможно так­же, что работники придут к мысли, что уровень их квалификации заслуживает более высокой оплаты, чем это возможно в рамках системы. И если не будет эффективной возможности сопоставле­ния уровней квалификации и заработной платы, то аппетиты работ­ников будут бесконтрольно расти.

Но самой серьезной проблемой при внедрении системы опла­ты труда в зависимости от квалификации остается администриро­вание. Для нормального функционирования этой системы необхо­димо уделять внимание росту квалификации всех и каждого, а так же разработать методы определения количественных и качествен­ных характеристик специальностей, потребностей в работниках той или иной квалификации, а также пути определения действительного соответствия конкретного работника данному уровню квалифика­ции. Последний вопрос, касающийся соответствия уровня квалифи­кации занимаемой должности, достаточно просто решается на уров­не низших звеньев, но довольно сложен - для высшего руководя­щего состава.

Внедрение системы оплаты труда в зависимости от уровня ква­лификации конкретного работника позволяет повысить эффектив­ность функционирования организации и способствует росту благо­состояния "хороших" работников, особенно сотрудников высшего управленческого звена. Однако руководство не всегда правильно может оценить знания, опыт и квалификацию работника, и в этом вопросе неизбежны ошибки. Эффективность функционирования системы может быть обеспечена только в организациях с хорошим моральным климатом и в условиях всеобщего доверия. Следует сказать, что данная система подходит лишь для тех организаций, где требования к уровню квалификации сотрудников достаточно высо­ки и постоянно изменяются. Такую систему трудно внедрить в орга­низациях, где существует традиционная система оценки различных должностей.

С точки зрения трудовых отношений понятием «квалификация» описывается уровень подготовки работника, а также степень проявления его профессиональных качеств и соответствие определенным профессиональным требованиям. Квалификационные требования могут различаться в зависимости от должности и сферы деятельности.

Что такое квалификация и кому она присваивается?

Вне зависимости от того, какие обязанности возложены на сотрудника отдельно взятого предприятия, он должен обладать определенными навыками и иметь соответствующий для выполнения своих обязанностей уровень подготовки. Это необходимо для того, чтобы максимально качественно выполнять свои функции. Таким образом, вне зависимости от деятельности предприятия, сотрудник должен обладать определенными необходимыми знаниями.

Но если на некоторых предприятиях все необходимые навыки, а соответственно и квалификацию можно получить непосредственно в процессе работы или вовсе обойтись без этого (например – для работы грузчиком), то некоторые профессиональные сферы деятельности предполагают курс обучения с последующей проверкой в виде теста или экзамена, по результатам которых и присваивается определенная квалификация.

При этом не стоит путать такие понятия, как «квалификация» и «специальность». Специальность – это именно сфера деятельности, на которую обучается сотрудник предприятия, а квалификация говорит о степени его подготовленности в данной сфере.

Показатели квалификации и способы ее повышения

В большинстве случаев квалификация сотрудника предприятия или организации определяется квалификационным разрядом (реже квалификация определяется одним из двух показателей: она может быть или может отсутствовать). Разряд квалификации присваивается членами аттестационной комиссии, при этом разряд напрямую зависит от ответственности выполняемых сотрудником процессов, уровня сложности работ. Если говорить о разрядах квалификации в российских предприятиях – в большинстве случаев используется шестиразрядная система, хотя иногда используется и восьмиразрядная сетка.

Помимо разрядов сотруднику компании могут присваиваться категории. Это характерно для работников финансовой сферы и руководящих технических работников (например, инженеров). Но квалификация помимо определенных навыков и расширения сферы деятельности работника имеет и экономический аспект. Чем выше квалификация, тем выше заработная плата. Поэтому большинство сотрудников предприятий, на которых повышение квалификации предусмотрено, охотно пользуются такой возможностью, ведь приобретая новые навыки и расширяя свою теоретическую базу, человек увеличивает и уровень своих доходов.


Виды повышения квалификации:

  • Краткосрочное повышение (72 часа и менее);
  • Семинары и тренинги (средняя продолжительность курса – 72-100 часов);
  • Длительное повышение, которое предусматривает занятия длительностью до 500 часов.

В последнем случае курсы проходят сотрудники, которые не нуждаются в получении теоретических знаний и уже имеют опыт работы в соответствующей сфере деятельности, но при этом навыки этих людей не соответствуют требованиям. Например, если человек устраивается на какое-либо производство, где оборудование и технологии более современные, чем те, с которыми работнику приходилось иметь дело. Также такой вид повышения квалификации на многих предприятиях обязателен один раз в пять лет, но на практике это не соблюдается, и работодатель отправляет сотрудников на такие курсы только по мере необходимости, иногда – с отрывом от производства. В этом случае – особенно если курсы проходят в другом городе или стране, за сотрудником сохраняется его рабочее место и ежемесячно выплачивается зарплата.

Краткосрочное повышение отличается от долгосрочного тем, что в данном случае изучаются конкретные тематические вопросы в лекционной форме, при этом лекции, как правило, читают сотрудники той же компании, но уже имеющие соответствующую квалификацию. По окончании таких курсов выдается сертификат или свидетельство

Задача тематических тренингов и семинаров заключается в адаптации сотрудников компании к новым условиям работы: например – при внедрении новых технологических процессов или при обновлении оборудования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В данной статье мы постараемся ответить на следующие распространенные вопросы: "Что такое квалификация?", "Кому она присваивается?", "Можно ли повысить уровень квалификации и каким образом?"

Наверняка каждый взрослый человек имеет представление о том, что такое

квалификация. Данный термин неотрывно связан с понятием "деятельность". Любая работа, независимо от ее характера и уровня сложности, требует наличия у работника определенной подготовки, а также элементарных знаний и умений для того, чтобы качественно ее выполнять. Из вышеизложенного можно сделать определенный вывод о том, что такое квалификация. Это уровень подготовленности работника к возлагаемым на него обязанностям.
Квалификация присваивается после курса обучения и последующей проверки знаний. По окончании учебы выдается соответствующий документ - свидетельство или диплом. Распространенный вопрос: "Что такое и чем она отличается от специальности?" Ответ прост: специальность - это сфера деятельности, а квалификация - это уровень подготовленности (инженер, бакалавр).

Квалификация работника определяется таким показателем, как квалификационный разряд. Он присваивается аттестационной комиссией с учетом уровня сложности,

условий и ответственности рабочего процесса. В нашей стране для определения квалификации принята шестиразрядная сетка, в некоторых случаях применяется восьмиразрядная. Для инженеров, экономистов, работников бюджетной сферы применяется присвоение соответствующей категории. От тарифа работника зависит его оклад, он формируется путем умножения тарифного коэффициента на ставку первого разряда.

Специалисты, уже имеющие высшее или образование, имеют возможность повысить уровень своей квалификации с целью расширения и обновления своих теоретических и практических навыков, вместе с тем повысив и уровень своих доходов. Существуют следующие виды повышения квалификации:

1. Краткосрочное повышение - до 72 часов. Проводится при инициативе работодателя, область - тематические вопросы в конкретном производстве. Лекции проводят высококвалифицированные штатные сотрудники компании. После сдачи экзамена выдается документ о прохождении кратковременного курса повышения квалификации.

2. Тематические семинары и тренинги - от 72 до 100 часов. Проводятся для адаптации

Работников к новым условиям производственного процесса или при внедрении новых технологий. Данный вид повышения квалификации проводится в виде тренингов, семинаров по проблемным вопросам.

3. Длительное - от 100 до 500 часов. Проводится для сотрудников, имеющих но испытывающих дефицит практических навыков. По окончании выдается соответствующее свидетельство. По закону подобные мероприятия должны проводиться минимум один раз в 5 лет, однако на практике периодичность подобных курсов устанавливается произвольно, по желанию работодателя. Форма обучения может быть различной: без отрыва от производства, с отрывом, с частичным совмещением. Как правило, выбирается наиболее оптимальный вариант. В некоторых случаях курсы проводятся в другом городе. В этом случае за работником гарантированно сохраняется рабочее место, а также средняя заработная плата.