В кыргызстане созданы условия для появления однопартийного парламента. Вопросы Англия – родина потребительской кооперации

В отношении рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • эмиссия денежных знаков и контроль их обращения;
  • сбор налогов и других обязательных платежей;
  • защита интересов частных собственников.
Государство регулируют рыночную экономику, посредством:
  • создания правовой базы для всех субъектов экономических отношений;
  • поддержания конкуренции за счет противодействия монополиям;
  • перераспределения доходов между участниками экономических отношений;
  • контроля рынка труда, ценообразования, темпов роста экономики;
  • финансирования научной деятельности;
  • принятия мер по охране окружающей среды;
  • оптимизации процесса производства с целью более эффективного распределения ресурсов;
  • субсидирования мало прибыльных секторов экономики либо организации производства общественных товаров и услуг.
Государство не только регулирует частный сектор экономики посредством различных инструментов, но и является участником экономических отношений, выступая в качестве производителя и покупателя товаров и услуг.

Государственный сектор в рыночной экономике

Государственный сектор включает социально значимые сферы производства, а также отрасли экономики, не интересующие частных инвесторов из-за низкой доходности.

Государственный сектор включает следующих сферы экономики:

  • добыча полезных ископаемых;
  • энергетика;
  • строительство автомобильных и железных дорог;
  • водоснабжение;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • аэрокосмическая промышленность.

Влияние государства на рыночную экономику

Регулирование экономики государством в условиях товарного хозяйства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера реализуемых уполномоченными госучреждениями.

По объектам воздействия выделяют регулирование:

  • ресурсов;
  • производства;
  • финансов.
Ориентируясь на территориальную структуру государственное управление делят на федеральное и региональное.

Влияние государства на рыночную экономику осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.

Прямые методы реализуются посредством административно-правовых способов воздействия: меры ограничения, запрета, разрешения. Косвенное регулирование подразумевает использование кредитно-денежной политики государства.

Административно-правовые и кредитно-денежные методы воздействия — основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение одного элемента в экономической структуре государства оказывает влияние на другие элементы.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Вы устали от сумасшедших политиков, вмешательства со стороны государства или социальной вседозволенности? Налоги стали настолько большими, что вы не можете этого вынести? Вы когда-нибудь думали о том, что все изменилось бы к лучшему, если бы люди доверились вам? Тогда у нас хорошие новости: вы можете основать свое собственное микрогосударство! Это не просто, но это возможно, и мы расскажем вам, как это сделать. Также мы приведем вам удачные и неудачные примеры и покажем вполне реальное будущее строительства государств. Читайте далее!

Шаги

    Узнайте о своей стране. Прежде чем начать создавать новую страну, имеет смысл больше узнать о своей.

    Разработайте план. Придумайте название страны, округов, столицы, языка. Подумайте над этим.

    Разберитесь с правилами. Как сказал Боб Дилан: «Чтобы жить вне закона, нужно быть честным». Эта же мысль справедлива и при образовании микрогосударства: чтобы создавать свои собственные правила, необходимо следовать уже установленным правилам и нормам. Главным фундаментом, на котором построены современные государства, является Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 года, также известная как Конвенция Монтевидео. Вот основные правила, изложенные в первой статье Конвенции:

    Государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками :

    • Постоянное население.
    • Определенная территория.
    • Правительство.
    • Способность вступать в отношения с другими государствами.
    • Итог первых десяти статей - это объяснение, что существование государства не зависит от того, признают ли его другие страны, оно свободно действовать от своего имени, и что ни одно государство не вправе вмешиваться в дела другого.
    • Обратите внимание, что это не законы в общепринятом смысле. Конечно, вы можете провозгласить свою страну в любое время и в любом месте. Однако, никто не воспримет вас всерьез. Все сводится к простой истине: вы не будет иметь легитимности как государство.
  1. Найдите территорию для вашего микрогосударства. Это самая сложная часть. Все существующие земли уже были присвоены существующими государствами. За одним исключением. Что за исключение? Антарктида. Но даже если вы справитесь с погодой и отсутствием «привлекательности для населения», на Антарктиду претендуют самые сильные страны мира и вряд ли они просто позволят вам поставить флаг и сказать: «Мое!». Тем не менее все же есть варианты, как найти подходящее место на нашей Планете:

    Постройте остров. Океан, как говорится, последний рубеж. Международные воды не принадлежат ни одному народу, это подстегивает интерес к ним и активность.

    Привлеките своих друзей. Одним из ключевых требований к государству, помимо территории, является население. Если земля, которую вы завоевали или создали, не имеет коренного населения, вам придется самим собирать компанию. Привлеките своих друзей и семью, чтобы они присоединились к вам в этом предприятии и у вас будет малочисленное, но преданное население.

    • В наши дни, если вы серьезно к чему-либо подходите (а создание микрогосударства может быть на самом деле серьезными), тогда вам понадобится веб-сайт. Используйте его, чтобы найти единомышленников и предоставить им веские причины, чтобы заселить вашу новую Республику. Это может быть: работа и деньги, свобода для многоженства или просто шанс стать частью рождения нации.
    • Вы должны решить, какие будут предъявлены требования к вашим гражданам. Потребуется ли проходить тест на получение гражданства или соблюдать определенные законы? Какая будет форма для их идентификации: паспорт, водительское удостоверение, подкожная RFID-метка?
  2. Учредите правительство и конституцию. Успех или провал вашего предприятия в значительной степени зависит от руководства в управлении. Например, успех Соединенных Штатов заключается в Конституции, в которой все четко оговорено, и в то же время она открыта для интерпретации и развития. Без нее, возможно, страна перестала бы быть единым целым и развалилась бы из-за беспорядков на десятки мелких национальных государств. Ваше правительство и ваша конституция должны руководствоваться принципами, которые следует установить в самом начале. Вот некоторые примеры различных микрогосударств и их основополагающие принципы:

    Разработайте правовую систему. В каждой хорошей стране есть система, согласно которой издаются законы. Пару примеров:

    • Референдум. Граждане голосуют за принятие решений по вопросам государственной важности или местного самоуправления. Референдумы проводятся в Швейцарии.
    • Истинная демократия. Народ голосует буквально за все. В большой стране такую систему сложно реализовать, но в рамках микронации - вполне возможно.
  3. Объявите о своей независимости. Теперь, когда у вас есть территория, население и правительство с конституцией, настало время о себе заявить. В зависимости от того, что вы подготовили для мира, произойдет одна из трех вещей:

  4. Создайте экономику. Если вы не торгуете в рублях, долларах, евро или другой валюте, вам придется создать свою собственную финансовую систему. Будет ли построено богатство вашего народа на золоте, на ценных бумагах или только на вашем честном слове? В то время как вашего слова может быть достаточно в кругу друзей, для того чтобы получить государственный кредит, понадобятся весомые гарантии. Даже если вы будете придерживаться установленной валюты, нужно еще решить, как финансировать ваше правительство. Лучший для этого способ - налоги. Те самые налоги, из-за которых вы решили создать свое государство. Благодаря налогообложению ваше правительство будет в состоянии обеспечить основные услуги, такие как электроэнергия, водопровод, необходимых чиновников (совсем немного, сколько захотите) и армию.

    • Основной обязанностью каждого государства (большого или маленького), является способность защитить своих граждан от врагов. Будут это регулярные войска, национальная гвардия, воинская повинность или какое-либо другое оборонительное решение, это важный момент, который нужно будет рассмотреть при создании конституции.
  5. Получите признание мирового сообщества. Чтобы исключить неблагоприятные факторы, приведшие к созданию вашей страны (читайте выше), вам нужно будет стать мировым игроком. Чтобы сделать это, необходимо признание других стран. Вам потребуется солидный опыт в международном праве, политике и дипломатии. Если у вас такого опыта нет, будет целесообразно организовать кабинет квалифицированных политиков, способных взять на себя эту ношу.

    • Это, пожалуй, самый трудный шаг из всех. Некоторые страны, такие как Палестина, Тайвань и Северный Кипр вроде бы сделали все необходимое, но до сих пор не признаны многими странами. Здесь нет никаких правил - каждая страна имеет свои собственные стандарты, по которым они принимают решение о признании. На результат могут повлиять такие вещи как: принадлежность к Аль-Каиде, коммунизму или капитализму. Также имеет значение ваше отношение к правам человека или контролю над природными ресурсами. Например, в Соединенных Штатах решение о признании нации принимается Президентом. Решение по вашему запросу будет зависеть от того, кто занимает Белый дом в настоящее время, их политика и предпочтения меняются каждые четыре года.
    • Кроме того, чтобы вступить в ООН, ни одна из пяти держав - США, Великобритания, Китай, Россия и Франция - не должна наложить вето на ваше членство. Выражаясь иначе, вам придется иметь нейтральные позиции по таким вопросам, как территориальные споры, в том числе с Палестиной, Тайванем и Крымом.
    • Если вы живете в непосредственной близости или в самой Европе, попробуйте подать заявку на вступление в Европейский Союз. Так вы обеспечите своей стране суверенитет в мировой политике.
  6. Создайте свои символы. Каждой стране нужен флаг и ваша, конечно, не станет исключением. Это наиболее известный национальный символ, но есть и другие символы, которые помогут создать вашу национальную идентичность:

    • Деньги . Как будет выглядеть ваша валюта? Будет ли на золотых монетах и в 3D-голограмме на бумажных банкнотах изображен ваш профиль, или вы будете использовать символические значки, такие как Статуя Свободы или Чарлтон Хестон? Пойдете ли современным путем, или по старинке будете каждую деталь вырезать вручную?
    • Государственный герб . Вы можете придумать национальный девиз и перевести его на латинский язык. Есть множество бесплатных онлайн-переводчиков. Добавьте к щиту немного витиеватой графики, чтобы все подумали, что вы потомок королевского рода. Или вы можете заявить о своей миссии на понятном родном языке, попросив дизайнера создать логотип. Хороший логотип может стоить больше, чем драгоценности короны Англии!
    • Официальная переписка . На всех письмах, которые вы будете писать Президенту, ООН, премьер-министру и другим главам государств, понадобятся бланки бумаги высокого качества с тиснением вашей печати.
    • Государственный гимн . Не забудьте о национальном гимне, который будет звучать на важных событиях.

В настоящее время вероятность возникновения аварийных ситуаций на взрывопожароопасных объектах остается довольно высокой. Это связано прежде всего с износом основных производственных фондов 1 и отсутствием возможности по их обновлению. Кроме того, в последнее время возрастает острота проблемы в обеспечении безопасности эксплуатации трубопроводов (нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов) в связи с расширением работ по добыче и транспортировке нефти и газа на территории России.

Не снижается угроза возникновения аварий на перевозках большого количества легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным и водным). А это представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья людей, проживающих в зонах транспортных магистралей.

Вспомним, что объекты, на которых могут возникать опасные ситуации, связанные со взрывами и пожарами, относятся к классу взрывопожароопасных объектов. Очевидно, что ущерб от последствий аварий на таких объектах зависит от количества взрывопожароопасных веществ, находящихся на них. В связи с этим в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной Думой 20 июня 1997 г.) все опасные производственные объекты были разделены на 2 категории и определены предельные нормы опасных веществ на объекте.

  • воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися);
  • окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
  • горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления); взрывчатые вещества.

Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво-пожароопасными объектами могут быть не только промышленные, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.

Кроме того, законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрывопожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (см. табл.). Декларирование осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. В настоящее время для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии (республиканские, областные, объектовые) по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.

    Внимание!
    В состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.
    Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов установлены единые номера 01 и 112, по которым можно вызвать и пожарных, и спасателей МЧС России.

В настоящее время планируется проведение ряда эффективных мер по повышению безопасности функционирования опасных производственных объектов.

В этих целях планируется:

  • перевод потенциально опасных объектов экономики на современные, более безопасные технологии и вывод их из населенных пунктов;
  • внедрение современных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами;
  • совершенствование системы подготовки производственного персонала и населения в условиях чрезвычайных ситуаций и ряд других мероприятий.

Для обеспечения безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрывопожароопасных объектов, специалистами МЧС России разработаны практические рекомендации по поведению в чрезвычайных ситуациях, вызванных аварией.

Если вы проживаете вблизи взрывопожароопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятия (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального Управления ГОЧС.

Как действовать при внезапном обрушении здания

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не в лифте, так как он в любой момент может выйти из строя. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Если вы находитесь в здании, то немедленно отключите воду, электричество и газ. При отсутствии возможности покинуть здание займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные этими стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков.

Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Держитесь подальше от окон, электроприборов.

Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа и произойти взрыв.

Как действовать в завале

Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом. Сосредоточьтесь на самом важном. В момент обрушения важно выбрать такое место и положение, чтобы не придавило какую-либо часть тела, особенно конечности, так как это приведет к потере кровообращения. Старайтесь выжить любой ценой, верьте, что помощь придет обязательно. При необходимости окажите себе первую медицинскую помощь.

Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос.

    Внимание!
    Человек способен выдержать жажду до трех суток, а голод значительно дольше, если не будет бесполезно расходовать энергию.

Поищите в карманах или поблизости предметы, которые могли бы помочь подать световые или звуковые сигналы (например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь к себе внимание, например мобильный телефон, если он у вас есть). Если единственным путем выхода является узкий лаз, постарайтесь протиснуться через него. Для этого необходимо расслабить мышцы тела и двигаться, прижав локти к телу.

Вы, конечно, понимаете, что дать советы на все случаи жизни невозможно, а эти рекомендации 2 составлены для взрослых людей. Однако изучить их следует для того, чтобы выбрать то полезное, что может вам пригодиться в критическую минуту жизни.

Вопросы

  1. Какими факторами обусловлено сохранение высокой степени вероятности возникновения аварийной обстановки на взрывопожароопасных объектах?
  2. На какие категории и по каким признакам подразделяются взры-вопожароопасные объекты?
  3. При каких условиях на взрывопожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
  4. Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?

Задание

Внимательно изучите рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации, возникшей из-за аварии на взрывопожароопасном объекте. Продумайте, как бы вы вели себя, если бы попали в одну из подобных ситуаций. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

1 Производственные фонды - это совокупность средств и предметов труда, необходимых для материального производства. Основными производственными фондами являются машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи и информации.

Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.

Основными и достаточными условиями для возникновения и устойчивого развития демократии являются:

1) признание народа высшим источником власти;

2) разделение властей;

3) равноправие граждан;

4) выборность властвующих органов.

Рассмотрим эти принципы подробней.

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов, на которых покоится современная демократия. Данный принцип обеспечивает сдерживание и противовесы ветвей власти в отношении друг друга. Следует отметить, что в любой политической системе, в любом государстве в той или иной форме существует разделение труда или разделение функций между различными органами и уровнями власти. Но собственно разделение власти предполагает самостоятельность и независимость отделенных друг от друга ветвей власти. Эта теория была сформулирована в конце - первой половине XVIII в.Т. Гоббсом, Дж. Локком и впоследствии развита Ш.Л. Монтескье. Именно Монтескье принадлежит приоритет в окончательном формулировании теории разделения верховной власти на три самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В этой теории независимость различных ветвей власти основывается на том, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно. Поэтому государственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями. Глава государства, парламент, правительство, судебная власть имеют строго очерченные права и полномочия. Условием обеспечения политической свободы является установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. При этом ни одна из властей не должна быть неограниченной или преобладать над другими ветвями. Как отмечал Монтескье, "чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга" 1 .

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство граждан перед законом. Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей. 2

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти.

Принцип выборности органов власти соответствует идее народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Этим обусловлен представительный характер демократии в современных государствах. "Народ" формально трактуется источником власти, однако на деле властвующими субъектами являются его выборные представители. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель - наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Помимо перечисленных принципов, существуют также иные, присущие демократическим государствам. Среди них можно выделить: принцип конституционализма (который означает верховенство и высшую юридическую силу Конституции в государстве), гласности, политического плюрализма (многопартийности), самоуправления, приоритета большинства и иные.

И, безусловно, понятие демократического государства неразрывно связано с понятием государства правового. Верховенство закона, приоритет и равенство прав и свобод человека, присущие правовому государству - являются неотъемлемыми признаками демократии в современном понимании. Также, демократическое государство мыслимо лишь в условиях сформировавшегося гражданского общества. Таким образом, эти понятия - демократия, правовое государство и гражданское общество неразделимы и взаимосвязаны.

1 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.,1987. С. 289

2 Гаджиев К.С.. Введение в политическую науку. М. ​Логос., 2004. – С.159.

Генеральный директор РВК о достижениях и планах в области венчурной поддержки технологического предпринимательства, о задачах Национальной технологической инициативы

17.03.2016 Наталья Дубова Рубрика:Индустрия

Генеральный директор РВК Игорь Агамирзян рассказал ­Computerworld Россия о планах в области венчурной поддержки технологического предпринимательства и задачах Национальной технологической инициативы - долгосрочной государственной программы по продвижению российских компаний на перспективные глобальные рынки. По его словам, цель НТИ - создать условия для появления технологических компаний, которые станут донорами отечественной экономики через 20 лет.

Игорь Агамирзян возглавляет Российскую венчурную компанию с 2009 года. За это время ситуация с поддержкой технологического предпринимательства в стране качественно изменилась. В 2015 году РВК поручено сформировать проектный офис Национальной технологической инициативы - долгосрочной государственной программы по продвижению российских компаний на перспективные глобальные рынки.

Сегодня в России дела с развитием венчурного бизнеса обстоят непросто, но генеральный директор РВК находит поводы для оптимизма. Computerworld Россия побеседовал с Игорем Агамирзяном об успехах и планах РВК и о том, что стоит за реализацией НТИ.

- Как развивался российский венчурный рынок за годы вашей работы в РВК и как обстоят дела сейчас?

Венчурный бизнес в России активно рос в период с 2010-го по 2013 год. Но затем по известным причинам произошел значительный спад, и на сегодня непонятно, когда рынок снова выйдет на траекторию устойчивого роста. Хотя по отдельным характеристикам ситуация даже лучше, чем раньше, в частности стало больше заметных экзитов (продажа инвесторами своей доли в компании. - Н. Д. ).

Кризис всегда открывает новые возможности. Например, я как очень позитивное явление рассматриваю спад инвестиционной активности на рынке недвижимости. Если раньше недвижимость была гарантированным вложением с хорошим ростом, то теперь это не так, и больше потенциальных инвесторов стали обращать внимание на стартапы ранней стадии. Ожидаю, что тем самым будет дан толчок развитию бизнес-ангельского движения, хотя пока эти деньги совсем не «профессиональные» с точки зрения венчурных инвестиций, и наверняка будут потери. Но и это позитивный момент, потому что чем больше денег теряется, тем больше вероятность возникновения чего-то хорошего.

- Шесть лет назад вы говорили о задаче создания в стране экосистемы инноваций. Удалось ли ее решить?

Да, я считаю, что удалось. Произошло разделение программ развития на финансовые (инвестиционные, кредитные, грантовые) и нефинансовые, такие как поддержка развития компетенций, помощь в работе с партнерами и заказчиками, в том числе на международных рынках. Мы первые начали уделять этому внимание, а сейчас целый ряд институтов развития реализует нефинансовые программы.

Такой подход оказался весьма удачным. Классический показатель ROI на проектах развития экосистемы значительно выше, чем на финансовых и инвестиционных.

За прошедшие шесть лет венчурный рынок в России качественно изменился. Количественно, несомненно, тоже, даже после двух лет падения объем венчурных инвестиций в стране значительно выше, чем в 2009 году. В 2013-м по этому показателю мы были на втором-третьем месте в Европе и на первом - по темпам роста.

- Что теперь главное в повестке дня РВК - Национальная технологическая инициатива?

НТИ - абсолютно необходимое направление работы по развитию технологической экономики. Логика инициативы состоит в том, что на зрелых рынках получить заметное присутствие уже невозможно. Весь прошлый позитивный опыт российских компаний на международном уровне был обусловлен тем, что они входили на рынок в стадии его формирования. Но сейчас, даже если создать свой антивирус, стать новым Касперским не удастся. На сегодняшний день в традиционных ИТ - в корпоративных системах, в пользовательском софте, даже в интернет-проектах - окна возможностей уже закрылись. Уровень зрелости рынков и конкуренция таковы, что шансов сделать новые Microsoft, Google или Facebook нет.

В манифесте НТИ декларированы рынки, в которых открываются окна возможностей для появления новых прорывных технологий и продуктов. Но, к сожалению, мне кажется, что мы недооценили темпы развития некоторых рынков. Скажем, в технологиях интеллектуального транспорта за 2015 год произошел революционный прорыв, и теперь уже не очевидно, что остались шансы создать здесь глобального игрока.

- Задача НТИ - создать условия для появления компаний международного уровня?

Задача - создать условия для появления технологических компаний, которые станут донорами российской экономики через 20 лет. Очевидно, что традиционная ресурсо-ориентированная экономика более не дееспособна.

Правильный ли это ориентир - поиск ниш, где могут вырасти новые гиганты? Есть ощущение, что сейчас на рынке инноваций доминируют яркие идеи, решающие конкретные практические задачи. При этом эксплуатируются базовые технологии, которые при своем поразительном потенциале стали общедоступными и дешевыми.

Любой новый рынок формируется вокруг стандарта. Это либо одна крупная корпорация, задающая индустриальный стандарт, либо множество малых, развивающихся вокруг общего стандарта. В основе интернет-рынка лежат стандарты W3C, рынка ПК - стандарты Intel и Microsoft (то, что иногда называют Wintel), рынка смартфонов - стандарт ARM-Android и т. д. Именно это определяет необходимость ориентироваться на рынки, в которых еще только открываются окна возможностей, потому что стандартов пока нет. Когда стандарт появится, бороться против него станет намного сложнее.

В целом это экономическая, а не технологическая задача - найти модель развития, которая обеспечит приток денег. Уже очевидно, что экономика в ближайшее десятилетие будет развиваться по модели, в которой стоимость всех стандартных массовых товаров, включая ресурсы, кардинально сокращается, а добавленную стоимость обеспечивают исключительно высокие технологии - в дизайне, в инжиниринге, в создании интеллектуального продукта.

Это не означает, что исчезнут базовые отрасли, но ориентироваться только на них нельзя. Страны, которые останутся в рамках индустриальной экономики XX века, с голоду не умрут, но по уровню жизни будут разительно отставать от развитого мира.

Если обратиться к истории, можно увидеть, что каждый новый фазовый переход в технологиях, который всегда влек за собой существенные перемены в экономике, оставлял какие-то группы стран за бортом. Если не лидером, то участником этой гонки быть необходимо. В противном случае последствия для страны могут быть катастрофическими.

Но и одним долгосрочным целеполаганием не обойтись, потому что для реализации таких планов нужно иметь хорошую базовую промышленность. Поэтому актуальны среднесрочные программы модернизации производственных мощностей на базе существующих технологий. К сожалению, цифровизация производства, осуществленная в развитых странах в 1990–2000-х годах, в России пока полностью провалена. В «цифре» умеют работать только промышленные предприятия, участвующие в международной кооперации, а те, что ориентированы на внутренний рынок, продолжают жить с технологиями 50-х годов прошлого века. Другой пример - электроэнергетика. Чтобы построить сквозную управляемую энергосистему, ничего нового с научной точки зрения не требуется, это задача масштабирования. Нужны огромные инвестиции, чтобы они обеспечили немедленную колоссальную отдачу. И так практически по всем отраслям.

Это инвестиции в российского производителя. Может быть, не нужно искать побед на мировом рынке, достаточно развивать отрасли на внутреннем заказе?

Безусловно, такого рода инвестиционные проекты стимулируют развитие сразу нескольких отраслей. Госзаказ на модернизацию энергетики вызовет огромный спрос на продукцию приборостроения и специализированное ПО. И отечественные производители с удовольствием на этот спрос ответят.

Но это задачи на среднесрочную перспективу - ближайшие десять лет. Кроме того, есть насущные краткосрочные задачи, то, что принято называть импортозамещением, хотя я сам ратую за «экспортоориентированное импортозамещение». Подтвержденный экспорт - единственная гарантия качества продукта. Если ставить целью поддерживать отечественного производителя, полностью сфокусированного на национальном рынке, получим массовое производство неконкурентоспособной продукции.

Сейчас в сегменте средних технологических компаний происходит много интересного с точки зрения такого краткосрочного развития. Но это не венчурные бизнесы, им нужны другие инструменты поддержки, например кредитные программы. С другой стороны, если сегодня не запускать стартапы и не обеспечивать доступность венчурных инвестиций, получим провал через 10–15 лет.

Возвратимся к НТИ. В нашей стране в свое время была осуществлена программа, полностью соответствующая тому, что мы понимаем под НТИ. Это массовое обучение программированию в школах в середине 1980-х, инициатором которого был академик Ершов. Уникальный пример, как удалось предугадать перспективный вектор развития и реализовать соответствующие мероприятия. Ведь именно дети, охваченные программой в 80-х, в начале нулевых составили кадровую базу российских программистских компаний, которые сегодня по объему высокотехнологичного экспорта находятся на втором месте после экспорта вооружений.

Точно так же в НТИ необходимо найти перспективные направления развития и проработать меры их поддержки, в том числе образовательными программами. Сейчас, например, надо думать о массовом обучении в школах всему, что связано с информационной структурой наук о жизни, потому что будущее за этими областями.

- Как продвигается реализация НТИ? Доступной информации об инициативе мало…

Эффективно идут процессы вовлечения профессиональных сообществ, но, согласен, отсутствует массовая популяризация инициативы. Есть и другие проблемы, например очень много бюрократии в организации взаимодействия рабочих групп и ответственных органов исполнительной власти. Серьезной ошибкой, на мой взгляд, было принятое на слишком раннем этапе решение о бюджетном финансировании проектов НТИ. При этом не ведется работа по развитию институциональной среды, совершенствованию законодательства. Более того, за последний год были приняты решения, практически закрывающие два из девяти рынков, декларированных в НТИ: по коммерческому использованию генномодифицированных продуктов и по регистрации дронов.

- Как людям, которые ассоциируют себя с ИТ-индустрией, увидеть свое место в списке направлений НТИ?

Сегодня ИТ-индустрии как таковой уже нет. Она трансформировалась в платформу развития, необходимую для каждой отрасли. Поэтому мой ответ - нужно перестать воспринимать себя «айтишником». Если ты идешь в автомобильную отрасль, то твоей задачей будет программирование автомобильного компьютера. Думаю, других инженерных специальностей, кроме программистов, рано или поздно вообще не останется. Как в производственном секторе благодаря тотальной автоматизации не будет рабочих специальностей, так и все инженерные сведутся к программированию.

А такая новая область квалификаций, как data science? Какие у нее перспективы? Есть ли здесь ниша для новых бизнесов?

Это не инженерия и не наука, скорее некий синтез дизайна продукта или услуги с его бизнес-обоснованием. Находя закономерности в данных, специалисты в области data science определяют архитектурные решения.

Думаю, здесь все будет происходить на уровне отраслей. Отраслевая структура экономики сложилась исторически, исходя из задач по обслуживанию различных потребностей человека. И любые прорывные технологические решения очень быстро приспосабливаются к потребностям всего отраслевого спектра. Когда-то такое случилось с машиностроением, сейчас происходит с ИТ, аналогичные процессы ждут и data science. Как отдельное направление оно не сохранится, но будет data science в энергетике, data science в транспорте, data science в ЖКХ и т. д.

Новинки «Цикла зрелости технологий» Gartner

По мнению аналитиков, в то время как предприятия движутся по пути цифровой трансформации важно применять верные технологии в нужное время.

Аналитики Gartner опубликовали очередной ежегодный доклад из серии «Цикл зрелости новых технологий». Среди главных изменений прошедшего года - автономные транспортные средства переместились на пик завышенных ожиданий. Их развитие еще в эмбриональной стадии, пишут в Gartner, но все крупнейшие автопромышленники планируют выпустить их в скором времени. Еще одна перемена - решения для «соединенных» домов продвинулись от зарождения к стадии перед пиком ожиданий: сегодня появляется немало принципиально новых решений и платформ, предлагаемых как стартапами, так и известными компаниями.

По мнению аналитиков, в то время как предприятия движутся по пути цифровой трансформации важно применять верные технологии в нужное время. В Gartner делят этот путь на шесть эпох, которым соответствуют разные модели бизнеса: аналоговая, Web, электронный бизнес, цифровой маркетинг, цифровой бизнес, автономная. Аналитики отмечают, что «цикл зрелости» в основном перечисляет новые технологии, относящиеся к трем последним стадиям.

В частности, эпоха цифрового маркетинга характеризуется возникновением «средоточия сил» - мобильных технологий, социальных сетей, облаков и информационно-аналитических систем. Предприятия на этом этапе ищут новые способы выхода на заказчиков, которые готовы участвовать в маркетинговых мероприятиях ради популярности в соцсетях или получения более ценных продуктов и услуг. На этой стадии в Gartner рекомендуют обращать внимание на следующие технологии: жестовое управление, гибридные облачные вычисления, Интернет вещей, машинное обучение, «разбирающиеся в людях» цифровые помощники (в Gartner их определяют как «общительных, предупредительных ‘умных’ цифровых агентов, заботящихся о своих людях») и устный машинный перевод.

В эпоху цифрового бизнеса происходит «конвергенция людей, бизнеса и вещей», пишут в Gartner. Важная роль отводится Интернету вещей и размыванию границ между физическим и виртуальным мирами. Физические активы оцифровываются и получают в цепочке ценности бизнеса равные права с изначально цифровыми объектами, например мобильными приложениями. На предприятиях, стремящихся к переходу на эту стадию, аналитики советуют обратить внимание на технологии 3D-биопечати, в том числе системы изготовления органов для трансплантации, средства улучшения человека, аффективные вычисления (компьютерные системы, имитирующие и распознающие человеческие эмоции), дополненную реальность, биоакустические сенсорные интерфейсы (например, Skinput: интерфейс отображается на коже и управляется касаниями), биочипы, интерфейс мозг-компьютер, «гражданскую» науку о данных (по определению Gartner, «гражданский» ученый по данным это специалист без образования в сфере статистики, создающий прогнозные или директивные аналитические модели), криптовалюты и соответствующие биржи, микродатацентры, средства оценки и улучшения «цифровой сноровки» (так в Gartner обобщают «умственные и социальные способности служащих, определяющие успех цифрового бизнеса»), цифровую безопасность, корпоративную 3D-печать, умных роботов и консультантов, жестовое управление, Интернет вещей, машинное обучение, микродатацентры, системы ответов на вопросы на естественном языке, нейробизнес (использование знаний в сфере нейробиологии для принятия более взвешенных бизнес-решений), квантовые вычисления, программно-определяемую безопасность, голографические дисплеи и носимые устройства.

Автономная эпоха характеризуется способностью предприятий с пользой для бизнеса применять технологии, которые предоставляют возможности, подобные человеческим, или способные заменить человека. Самоуправляемые транспортные средства перемещают людей и товары, когнитивные системы рекомендуют вероятные схемы ответа на сообщения электронной почты, сами пишут тексты и отвечают на вопросы клиентов. В эту эпоху в Gartner рекомендуют помимо большинства технологий предыдущей стадии обратить внимание на автономные транспортные средства и «умную пыль» (группы микроскопических датчиков, работающих сообща).

В Gartner подчеркивают, что классификация технологий по эпохам - условная, и не стоит воспринимать ее как императив; как отмечают аналитики, многие первопроходцы осваивают передовые технологии вроде автономных транспортных и умных консультантов, параллельно совершенствуя технологии из эпохи «средоточия сил», например, мобильные приложения.