Квн день птиц в школе. Квн ко дню птиц для начальной школы. Конспект внеклассного мероприятия по биологии

Цель: Обратить внимание к проблемам зимующих птиц, чтобы сохранить численность и поддержание видового разнообразия.

Задачи:

  • Расширение кругозора учащихся о пользе птиц и их охране;
  • Способствовать стремлению самостоятельно наблюдать и изучать птиц; – Продолжить формирование бережного отношения к птицам.

Оборудование: 2 чучела птиц, магнитофон, кассета с записью голосов птиц, различные кормушки, листок с написанными опорными словами, жетоны, бумага, карандаш, зеркало, 2 салфетки.

Место проведения: Актовый зал.

Эмблема КВН – летящая птица с письмом, на конверте буквы КВН.

Ход мероприятия

Под музыку пения птиц на сцену выходят две команды, рассаживаются по местам.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим КВН, назвали мы его птичьим.

Ведущий 2: Ребята! Вы знаете, что с 01.12.08 г. По 1 апреля 2009 года у нас в Хакасии, по инициативе Государственного природного заповедника “Хакасский” проводится акция “Покормите птиц зимой”. Свой КВН мы приурочили к этой акции. Мы хотим обратить ваше внимание к проблемам зимующих птиц с целью сохранения их численности и поддержания видового разнообразия.

Ведущий 1: В нашем КВН-е участвуют 2 команды. Команда “Дятел” и команда “Синица”. А это наши достопримечательные судьи. (Представить каждого, назвать фамилию, имя, отчество).

Конкурсы оцениваются в 5 бальной системе. Если конкурс оценивается иначе, об этом сообщают ведущие.

  1. Конкурс “Приветствие”.

Ведущий 2: По традиции соревнования между командами начинается с приветствий. Команда “Синицы”, ваше приветствие.

Ведущий 1: А теперь приветствие команды “Дятел”.

Ведущий 2: Просим жюри оценить приветствие команд.

  1. Конкурс капитанов.

Ведущий 1: Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину сцены. (Капитаны занимают указанные места.) Прежде всего проверим вашу сообразительность. На обдумывание 30 секунд.

  • Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  • Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  • Где зимуют и осенью спят вороны? (В садах, в рощах)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  • Загадайте загадку о птице зимующей у нас в Хакасии.
  • Пропеть куплет песни, в которой поётся о птицах.

Просим жюри оценить способности капитанов.

  1. Конкурс “Разминка”.

Ведущий 2: А сейчас начнём соревнованиё команд. “Кто лучше и больше знает жизнь птиц”. Команда, первой назвавшая правильный ответ зарабатывает жетон.

  • Может и разбиться,
    Может и свариться,
    А захочет – в птицу
    Может превратиться. (Яйцо)
  • “Гуль – гуль – гуль”, мани к себе их,
    Дай зерна, воды налей.
    Белых, сизых и кофейных
    Ты увидишь......... (Голубей)
  • Эта птица не простая:
    Днём его не встретишь ты
    Из дупла он вылетает
    С наступленьем темноты
    Днём любой его обидит:
    Он при свете плохо видит.
    А во тьме пугает сам,
    Пролетая по лесам.
    Опоздавших замечает
    У гнезда и у норы,
    И глаза его сверкают,
    Как зелёные шары. (Филин)
  • Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Это значит, что в том месте находится падаль или раненое животное)
  1. Конкурс “Знаешь ли ты птиц? ”.

Ведущий 1: А сейчас мы проведем конкурс “Знаешь ли ты птиц?”

“Птицы – наши друзья – гласит одна из заповедей.” А знаешь ли ты птиц? Каждой команде показывают чучело птицы. Нужно назвать птицу, коротко рассказать о её пользе.

Жюри оценивают ответы команды.

  1. Домашнее задание.

Ведущий 2: Проверяем домашнее задание на тему “Что было бы, если бы...”

Первой показывает выполнение домашнего задания команда “Синица”. Затем домашнее задание показывает команда “Дятел”. (Жюри оценивает).

  1. Номер художественной самодеятельности.

Ведущий 1: А сейчас каждая команда показывает свой номер художественной самодеятельности. /Жюри оценивает/

  1. Конкурс писателей.

Ведущий 2: Сейчас начнём конкурс юных писателей. От каждой команды по 2 человека.

Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания. Для работы вам отводится 3 минут. (Каждой группе выдается листок с написанными опорными словами, бумага, карандаш.)

  • 1 команда:
Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.
  • 2 команда:
  • Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки.
    1. Конкурс юных художников.

    Ведущий 1: Проводим конкурс юных художников. Художники от команд, пожалуйста, сюда. Ваша задача – нарисовать рисунок на тему “Больше заботы о пернатых друзьях!”

    Основная забота сейчас – это то, чтобы птицы были накормлены. Вы должны уложить это зерно в виде рисунка. “Нарисовать” с помощью зерна на кормушке бабочку. (Команда “Дятел”). И стрекозу (Команда “Синица”). 3 минуты.

    1. Конкурс болельщиков.

    Ведущий 2: Пока наши художники и писатели выполняют задания, устроим конкурс между болельщиками. Приглашаются по 1 болельщику от каждой команды.

    Слушайте задание: на каждый шаг (по очереди) надо назвать птицу, зимующую в Хакасии. Шаг без названия птиц не делать. Выигрывает тот, кто больше сделает шагов с названием птиц.

    Жюри подводит итоги.

    Ведущий 1: Подошло время проверить писателей. Писатели, ставьте точку в своих рассказах и зачитывайте нам свои произведения.

    Жюри! Оценка.

    1. Конкурс “Поговорки и пословицы о птицах”.

    Ведущий 2: Начинаем конкурс между командами. “Кто больше знает поговорок, пословиц о птицах”.

    Условия конкурса: Поговорки и пословицы называет каждая команда по очереди, не повторять. Большее количество очков присуждаются за большее число пословиц и поговорок. Начинаем. (Ведущие считают)

    1. Конкурс загадок.

    Ведущий 1: А теперь загадки о птицах.

    Загадывают болельщики противоположных команд. Одна загадка – 1 балл.

    Ведущий 2: Проверим работу художников.

    Художники, предоставляйте свои полотна для оценки судьям. Покажите и зрителям. Жюри! Выскажите своё мнение о картинах.

    1. Музыкальный конкурс.

    Ведущий 1: Объявляется конкурс между командами. “Кто больше знает песен о птицах”. Условия конкурса: каждая команда поём по одному куплету из каждой песни. Количество очков присуждается за большее исполнение песен. Конечно, учитывается и само исполнение песен. Первой попробует свои силы команда “Дятел”, а затем команда “Синица”.

    Слово предоставляется жюри.

    1. Конкурс болельщиков.

    Ведущий 2: А сейчас проведем конкурс болельщиков.

    • Болельщикам загадываются по очереди загадки о птицах. 1 загадка – 1 балл.
    • Какие птицы ночуют зарывшись ночью в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
    • Какая птица выдалбливает клювом дупло для гнезда? (Дятел)
    • Какие птицы перекочевывают на зиму к жилищу человека? (Синица большая, сорока, ворона)
    • Название какой перелётной птицы созвучно с фамилией писателя? (Гоголь)
    • Кого называют пернатой кошкой. (Сову – ночного охотника за мышевидными грызунами).
    • Почему тушки мертвого клеста и в тепле не разлагаются? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Всё тело пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления).
    • Назовите 6 видов птиц, зимующих в нашей местности? (Воробей домовой, воробей полевой, сорока, ворона, синица, дятел, снегирь, голубь)
    • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское /лотком/, а сорочье круглое с крышкой)
    • У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (Дятел)
    • Какие птицы роют норы для гнезда? (Береговые ласточки)
    • Название какого города созвучно с названием птицы? (Орёл)
    • У какой птицы такой крепкий хвост, что он поддерживает птицу на дереве? (Дятел)
    • Здесь и гам и птичье пенье,
      Здесь есть даже угощенье:
      Крошки хлеба и пшено.
      Отгадайте, что это? (Кормушка)
    • К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название птицы? (Иволга)
    • Как узнают возраст птиц и их пролётные пути? (Кольцевание)
    • Какие птицы Хакасии внесены в Красную книгу?

    Ведущий 1: Ребята! Сейчас середина зимы. Вы конечно, хорошо знаете, что зима для птиц самое трудное время года. Много птиц погибают от того, что они не находят себе корма. Зимой птице не холод страшен, а голод. Вот и поселяются они ближе к жилищу человека, а он в свою очередь проявляет много заботы о пернатых друзьях, устраивая настоящие птичьи столовые.

    Вот такие кормушки можно сделать самостоятельно, если у вас их ещё нет, то надо сделать. (Зачитывается листовка “Столовая для птиц”).

    1. Конкурс “Птичья столовая”.

    Ведущий 2: Сейчас мы проведём конкурс “Птичья столовая”.

    Многие птицы посещают их. Вот мы и хотим узнать, какие же птицы чаще всего столовой пользуются. Каждой команде даётся бумага и карандаш. Записать название птиц, которые прилетают в вашу птичью столовую. На это даётся 3 минуты.

    Пока ребята выполняют задания, болельщики расскажите у кого есть птичьи столовые, чем вы кормите птиц? Чем они радуют вас? Почему необходимо охранять птиц?

    Ведущий 1: Проверяем выполнение конкурса “ Птичья столовая”; участники конкурса представьте ваши работы. Команда “Дятел”, зачитайте ваши ответы. Команда “Синица”, вам слово.

    1. Конкурс “Таинственное письмо”.

    Ведущий 2: Ребята! Только что получено письмо, но оно оказалось таинственным и прочитать его мы не смогли. Нам посоветовали обратиться за помощью к вам. Каждая команда сейчас получит текст этого загадочного письма. Ваша задача прочитать его. На это даётся 3 минуты.

    А пока ребята расшифровывают письмо, давайте послушаем, какие у птиц красивые голова и как замечательно они поют.

    Расшифровав письмо Вы поняли, что с наступлением тёплых дней нам надо ждать птиц с юга. А птицам прилетевшим с юга нужно жильё – и сейчас ещё есть время вспомнить какое жильё нужно птицам.

    Ведущий 1: Жюри. Подведите итоги нашего КВН.

    (Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

    Очень приятно, что вы приняли участие в этом КВНе. Проигравших нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наш КВН показал, что вы много знаете, а после его проведения вы обогатили и расширили эти знания, но главное – вы будете ещё бережнее относится к птицам, природе.

    А сейчас предоставляется слово жюри. Подведите итоги нашего КВН. (Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

    Литература:

    1. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга, 1996. – 122 с.
    2. Прокофьев С.М. природа Хакасии: Пособие. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1993. – 205 с., с илл.
    3. Заповедник Хакасский: научное издание. Под редакцией Г.В. Девяткина. Абакан: “Журналист”, 2001. – 128 с.
    4. // Биология в школе. – №1, 1999 г.
    5. // Биология в школе. – №2, 1989 г.
    6. // Биология в школе. – №1, 1993 г.
    7. // Педсовет. – №6, – 2002 г.
    8. // Педсовет. – №12, – 2003 г.
    9. // Педсовет. – №12, 2006 г.
    10. // Педсовет. – №1, 2005 г.
    11. // Последний звонок. – №12, 2003 г.

    1 апреля - Международный день птиц. Сценарий для младших школьников

    Птицы - наши друзья (КВН в 3-4 классах по ознакомлению с окружающей средой)

    Ведущая . Дорогие мальчики и девочки! Приглашаю вас принять участие в нашем KBНе. Кто знает, что такое КВН?

    (Ответы детей.)

    Ведущий . Верно, КВН - это клуб веселых и находчивых. Тема нашего КВНа «Птицы - наши друзья». За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших друзьях. И вот сегодня проверим ваши знания, а также узнаем много нового о птицах и посмотрим, кто же у нас самый веселый и находчивый.

    Ведущая . В нашей игре принимают участие 2 команды: «Ласточка» и «Синичка».

    Ведущий . Представляю вам жюри: председатель жюри - умная, мудрая, рассудительная сова, и ее помощники - зяблик и чечевица.

    Ведущий . Все готовы, игра начинается.

    Конкурс «Приветствие»

    Команда «Ласточка».

    Приветик вам, синички!

    Синички-невелички.

    Вы - маленькие птички,

    И весел ваш полет.

    Зимой вы продержались,

    От холода все сжались.

    Несете весну нам,

    Щебеча по лесам!

    Команда «Синичка».

    Здравствуйте, ласточки!

    Весенние птички.

    Несите весну нам

    На черненьких крыльях.

    Несите нам радость,

    Веселье и смех.

    Мы будем на свете

    Счастливее всех!

    Конкурс «Разминка»

    Ведущий.

    В серой шубке перьевой,

    И в морозы он герой,

    Скачет, на лету резвится,

    Не орел, а все же птица? (Воробей.)

    Окраской - сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая,

    Известная персона.

    Кто она? (Ворона.)

    Он по-рабочему одет

    Удобно, просто, ловко,

    На нем малиновый берет

    И пестрая спецовка. (Дятел.)

    Гнездо свое он в поле вьет,

    Где тянутся растенья.

    Его и песни, и полет

    Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

    Кто там прыгает, шуршит,

    Клё! клё! клё! - поет со свистом.

    Кто эта птица? (Клёст.)

    В зимний день среди ветвей

    Стол накрыт для гостей. (Кормушка.)

    Никогда не строит для себя гнезда,

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

    Угадайте, что за птица -

    Темненькая невеличка?

    Беленькая с живота,

    И как будто два хвоста. (Ласточка.)

    Ведущая . Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли; высоко в небе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

    Ведущий . Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

    Конкурс профессионалов

    Ведущий . Как много на нашей планете людей и как много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах... Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.

    Ведущая. Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи -19 ч, горихвостка - 20 ч. А у людей рабочий день продолжается всего-то 8 часов.

    Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз. Работают, не покладая... крыльев.

    Ведущий . Назовите профессии птиц.

    Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).

    Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).

    Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).

    Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).

    Конкурс капитанов

    Ведущая. А теперь наши капитаны будут по очереди отгадывать загадки.

    Хочет - прямо полетит,

    Хочет - в воздухе висит,

    Камнем падает с высот

    И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

    Летом за пахарем ходит,

    А под зиму с криком уходит. (Грач.)

    Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червяков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю. (Воробей.)

    Носит серенький жилет,

    Но у крыльев - черный цвет.

    Видишь, кружат двадцать пар

    И кричат: «Кар! Кар! Кар! Кар!» (Ворона.)

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица.)

    Без рук, без топоренка

    Построена избенка. (Гнездо.)

    Он деревья лечит:

    Постучит - им легче. (Дятел.)

    Серенькая птичка, птичка-невеличка,

    Шеей вертишь ты всегда,

    Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла,

    Прилетит - плохи дела,

    А кого паук боится?

    Угадали? Это... (птица).

    Прилетел к нам, наконец,

    Самый лучший наш певец.

    Песен в мире нет нежней

    Тех, что дарит... (соловей).

    На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

    Чей на дереве домишко?

    Строил я и мой братишка.

    Дверь - кружочек, нет окна,

    В нем пока что тишина. (Скворечник.)

    Встали братья на ходули,

    Ищут корма на пути.

    На бегу ли, на ходу ли,

    Им с ходулей не сойти. (Журавль.)

    Не ворона, не синица -

    Как зовется эта птица?

    Примостилась на суку -

    Раздалось в лесу: «Ку-ку». (Кукушка.)

    Он стоит на длинной ножке,

    Чтобы не залезли кошки. (Скворечник.)

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока.)

    Избушка новая,

    Для всех столовая,

    Зовет обедать,

    Крошек отведать. (Кормушка.)

    Пусть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка.

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

    В болоте плачет,

    А из болота не идет. (Кулик.)

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка.)

    Ведущий . Кажется мне - жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаза дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение. И как поднимает дух легкий, свободный полет! А волшебное их искусство гнездо- строения «без рук, без топоренка». Ребята, а вы никогда не прислушивались, о чем говорят птицы? Давайте послушаем. Я приглашаю вас на «Птичий совет».

    Ученик 1 . Изумляет меня, почему люди так мало обращают внимание на нас - птиц?! Лишают себя такого множества тонких наслаждений, теряют столько прекрасных радостей! Особенно горожан. В деревнях народ присматривается к птицам. Частенько и прозвища дают людям птичьи.

    Сколько у нас Орловых, Соколовых, Петуховых, Курочкиных, Лебедевых, Сорокиных, Галкиных, Грачевых, Воробьевых - да разве всех перечислишь!

    Иной носит птичью фамилию, а сам и не знает, от какой птицы пошла его фамилия, как эта птица живет, хороша ли, чем кормится? Стыдно прямо!

    Ученик 2. Стал я как-то прикидывать в уме, а знают ли люди, какие мы интересные: самая большая и самая малюсенькая, самая красивая и самая искусная в гнездостроении, самая полезная и самая вредная, самая милая, самая смешная.

    Самая большая на свете птица была в два человеческих роста высотой. Жила в Австралии. Истребили ее люди. И теперь больше птицы африканского страуса нет. И нет птичек мельче колибри.

    Ученик 3. Стал я раздумывать насчет мастеров строить гнезда - и совсем растерялся. Вспомните иволгино гнездо! Висит в воздухе легкая люлечка из травинок, гибких стебельков, березовой кожурки. Ласточкино гнездо посмотришь - тоже удивленье: до чего ловко сплетено из земли и глинки где-нибудь на скале над пропастью! А у дрозда какое гнездо! Глубокая чаша внутри из удивительного цемента: древесной трухи и собственной слюнки! А у синички! Настоящий, сказочный теремок! Рукавичка из растительного пуха к тростнику подвешена! Вот такие есть среди нас умельцы!

    Ученик 4 . Ну, а самая милая и самая смешная из наших птиц? Посмотришь на снегиря, когда сидит на ветке и, весь напыжась, напевает себе иод нос мелодичную свою песенку - нельзя удержаться от смеха. Правда, очень смешны, на наш взгляд, некоторые птицы: у одной нос в небо глядит, у другой - в землю, у третьей - в бок, у четвертой - верх и низ перекрещен, у пятой - ноги ходулями, у шестой - хвост разводами.

    Вот и думай, кто самый милый, а кто самый смешной. Вот такие мы интересные.

    Конкурс «Художник»

    Ведущая. Приглашаю по 3 представителя от каждой команды.

    (Дети на доске с закрытыми глазами пытаются изобразить различных птиц (воробья, страуса, павлина, дятла и др.).)

    Ведущий . Наш КВН подошел к концу.

    (Подведение итогов. Награждение медалями команд. Вручение призов капитанам и самым активным участникам.)

    1 слайд

    Ромазанова Р.Б учитель начальных классов Тумановской СОШ Омской области Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

    2 слайд

    3 слайд

    I тур. Разминка Вспомните пословицы, где упоминаются птицы. Назовите хотя бы три из них (за каждую пословицу 3 балла)

    4 слайд

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Старого воробья на мякине не проведешь. Цыплят по осени считают. Гусь свинье не товарищ. Каждый кулик свое болото хвалит. Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой. Соловья песнями не кормят.

    5 слайд

    II тур. Свадебные подарки Когда люди вступают в брак, у них принято на свадьбу делать друг другу подарки. Животные тоже не исключение. Вопрос: Что дарят птицы – самцы своим возлюбленным? (6 баллов)

    6 слайд

    Пингвины – камешки Коростель – гусениц Чомга – пучки травы Речная крачка- рыбу Цапля – палочки Свиристель – ягоды

    7 слайд

    III тур Экологическая задача Фрагмент рассказа Н. Сладкова «Воробей и Орел»: Хоть сыновья мои, Орел, и воробьи, зато их десять! -А у меня, Воробей, хоть один сын, да зато орел!

    8 слайд

    10 слайд

    IV тур Блиц – тур (За каждый правильный ответ 1 балл) Назовите раздел зоологии, занимающийся изучением птиц Все птицы моргают нижним веком, кроме этой. Она моргает верхним веком. Что это за птица? Назовите птицу, чья шея состоит из 17 позвонков

    11 слайд

    Какая птица совершает 250 взмахов в секунду? Какая птица может поворачивать голову в вертикальной плоскости на 270 градусов? Чем синичник отличается от скворечника? Как называется птица – строитель, которая вьет гнезда, похожие на чулки? Назовите птицу, которая гнезд вообще не вьет, а выкапывает норки в земле.

    12 слайд

    У меня 36,5. Живот потрогал – не болит, Чихаю – не чихается, И кашля нет, и внешний вид Такой, как полагается. С. Михалков Вопрос: А какова постоянная температура у птиц? Почему птицы нашего края могут переносить суровую зиму и не замерзают?

    13 слайд

    V тур. Музыкальный вопрос Прослушайте внимательно песенку цыпленка из мультфильма «Кто такие птички?»

    14 слайд

    VI тур Узнай по описанию «Его называют акробатом. Лазает он по стволам деревьев, но при этом не опирается на хвост, как другие птицы,- хвост у него слишком короткий, лазает он не только вверх, но и вниз- так, кроме него, никто не умеет. Во время своих «гимнастических упражнений» он обследует трещины и щели в коре, и ни одно насекомое не остаётся без внимания – всех подберет. гнезда свои устраивает в дуплах деревьев, а вход всегда обмазывает глиной.»

    15 слайд

    16 слайд

    VII тур. Конкурс капитанов За 3 минуты найти и зачеркнуть названия птиц: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (за правильный ответ 5 баллов)

    17 слайд

    С К В О Л К У К О Р Е Р Ц А С У Я Т Л Е А П Л Ш Д Е Л Ц Е Й Я К С О Л О В Т Г А П А В Г У С Р К П О Л И Н Ь А Ч О П У Г А Й Ч А

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 1»

    Внеклассное мероприятие

    ПТИЧИЙ КВН

    7 класс

    Разработка составлена учителем биологии МБОУ «СОШ №1»

    Безменовой Галиной Степановной.

    г.Емва, 2016г.

    «ПТИЧИЙ КВН»

    Тип занятия - обобщающе-повторяющий.

    Технология - игровая, развивающая, ИКТ (входит в систему мероприятий по самообразованию - воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей).

    Цель: Проверка знаний учащихся о строении и процессах жизнедеятельности птиц и их многообразии.

    Задачи:

    - образовательные.

    1.Самостоятельно найти ответы на логические вопросы.

    2. Уметь выражать свои знания в рисунках

    3. Проверить и обобщить знания учащихся о строении птиц, о процессах их жизнедеятельности.

    4. Проверить знания систематики.

    - воспитательные

    1. Воспитание самостоятельности, коллективизма и исполнительности.

    - развивающие

    1. Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении учебных и домашних заданий.

    Оборудование: Таблицы, иллюстрации птиц, секундомер, жетоны, протоколы, дипломы, карточки с заданиями, памятки для жюри для подведения итогов в конкурсах, компьютер, экран, проектор, презентации «Многообразие птиц», «Помогите птицам».

    Структура мероприятия:

    1.Организационный момент - 1мин

    2. Установление логической взаимосвязи - 1мин

    3. КВН - 38мин

    4.Показ презентаций - 5 мин

    5.Итоги игры - 3мин

    6. Рефлексия - 1мин

    План

    1.Вступительное слово учителя.

    2.Представление команд.

    3. КВН

    Разминка-

    Домашнее задание.

    Конкурс ребусов.

    Ты мне, я - тебе.

    Найди пару.

    4.Показ презентаций

    5.Итоги игры.

    Ход игры.

    Участвуют две команды «7а» - «СОВЫ» и 7 «б» -«БЕРКУТ» по 7 человек. 2 человека - члены жюри, 1-секундометрист и болельщики, которые могут отвечать на вопросы, если команда своего класса не знает ответа на заданный вопрос и получают жетоны.

    - Ведущий (учитель). Итак, мы начинаем КВН. Мы сегодня обобщим ваши знания о птицах. Посмотрим, как можно помочь птицам в трудных для них условиях.Ведущий представляет членов жюри и переходит к первому заданию.

    Разминка. - Ведущий по очереди задаёт по три вопроса командам и даёт по 30 сек. на обдумывание. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за частично правильный ответ - 1 балл.

    Вопросы:

    Какая часть мозга наиболее развита у птиц?

    Чем отличается кровеносная система птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?

    Что такое процесс двойного дыхания?

    В чём выражается приспособленность птиц к полёту в их строении?

    Какое значение имеют халазы в яйце?

    Расскажите о типах птенцов.

    - Ведущий обращается к болельщикам с вопросом: «Может кто-то добавит к сказанному или внесёт поправки?» Если кто-то выступает получает жетон. В это время жюри подводит итоги конкурса.

    - Ведущий . Переходим ко второму конкурсу - «Домашнее задание».Оно состоит из двух частей. Первое: нарисовать задание в рисунках-1-я команда рисовала размножение и развитие птиц, 2-я команда - строение птиц, связанное с полётом. Капитаны команд, передайте свои ответы в жюри. Членам жюри, подводя итоги ответов в рисунках, необходимо учесть объём заложенной информации и достоверность.За этот конкурс команды получат по 3 балла.

    - Ведущий. Пока жюри рассматривает рисунки-ответы, каждая команда отвечает на вопросы, заданные на дом.Команды получают по 2 балла.

    1-вопрос «Совам». Из всех птиц на её долю выпало больше всего насмешек. Её обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы имеет самое низшее развитие по отношению к человеческому интеллекту. Назовите эту птицу. (Ответ - курица).

    Вопрос «Беркутам». Натуралист заметил на высокой, стоявшей недалеко от озера, сосне бльшое гнездо. Он забрался на дерево и вытащил из гнезда крупную совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо? (Ответ - скопе).

    2- вопрос «Совам». Самая тяжёлая и крупная птица степей, занесённая в «Красную книгу». (Ответ - дрофа).

    Вопрос «Беркутам». Эта птица, выстилает гнездо рыбьими костями и выкармливает своих птенцов рыбой. Назовите её. (Ответ - зимородок).

    3-вопрос «Совам». Какая певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну? (Ответ - оляпка).

    Вопрос «Беркутам». Какая птица питается жалящими насекомыми - осами и пчёлами? (Ответ - щурка).

    - Ведущий. Мы просим членов жюри подвести итоги после 2-х конкурсов. (Жюри объявляет итоги).

    - Ведущий . Конкурс ребусов. Каждая команда должна была составить по два ребуса на пройденные темы. Зашифрованным должен быть термин или биологический процесс. На игре команды обмениваются ребусами и решают их. Времени на решение ребусов обеим командам даётся по три минуты. После разгадывания ребусов ответы передаются в жюри (стоимость этого задания - 3балла).

    - Ведущий . Пока жюри считает баллы, я попрошу капитанов команд подойти ко мне с вопросами, которые подготовили. Конкурс: «Ты - мне, я - тебе». Капитаны команд по очереди задают друг другу по три вопроса.За каждый правильный ответ 1 балл (всего 3 балла, на вопрос, на который не может ответить капитан, могут отвечать болельщики).

    - Ведущий. Жюри, огласите, пожалуйста, итоги проведённых конкурсов (жюри подводят итоги.)

    - Ведущий. Пятый конкурс называется «Дальше, дальше». Ведущий зачитывает командам по 6 терминов, если команда затрудняется ответить - пропускает, называется следующий термин:

    Хорда, условный рефлекс,

    Вена, гаструла,

    Батрахология, артерия,

    Халазы, наследственность,

    Регенерация, этология.

    Цепь питания, моногамия.

    За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу (всего по 6).

    - Ведущий . А сейчас проверка знаний систематики - «Найди пару». На одних карточках написаны животные, на других - токсон систематики. Надо в соответствии друг с другом взять животное и найти для него нужный токсон за 1.30сек. За это команда получит 5 баллов.

    Ведущий . Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентации «Помогите птицам», «Многообразие птиц», после чего вам жюри объявит итоги игры (идёт показ презентации) .

    Жюри, вам слово. Оно объявляет итоги - сколько баллов набрала команда «Совы» и «Беркут».

    - Ведущий. КВН подошёл к концу. За участие в мерприятии вам будут выставлены оценки, т.к. работа вами проделана большая.

    за набранных:

    22 - 24 балла - оценка «5» и диплом за I место,

    18 - 21 балл - оценка «4» , II место,

    12 - 17 баллов - оценка «3».

    Болельщикам: за 4 полученных жетона - оценка «5»,

    за два - «4»,

    за один - «3».

    Вывод . Ребята,вы сегодня показали неплохие знания по пройденной теме и в знаниях терминов. Мне понравились ваши грамотные ответы и хорошо подготовленные домашние задания, проявлена смекалка, самостоятельность (учитель объявляет оценки).

    Рефлексия. Ребята,что вам понравилосьв игре? Что в будущем надо учесть, что не понравилось? Возьмёте ли вы что-то из этой игры для себя? Учитель выслушивает мнения. Спасибо всем!

    Подготовила и провела Белоногова И.А., учитель биологии, химии МБОУ
    «Русско­Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ
    Цели: повышать познавательный интерес к биологии, творческие способности
    учащихся; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к природе,
    чуткое и бережное отношение к ней; развивать умение работать в
    коллективе, воспитывать ответственность и уважение к товарищам.
    В игре участвуют две команды по 6 человек.
    Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, плакаты,
    рисунки c изображениями птиц, конверты с заданиями, фонограммы с
    записями голосов птиц.
    Форма проведения: игра с элементами телепередачи КВН.
    Место проведения: актовый зал.
    Эпиграф: Каким скучным местом был бы мир без птиц…
    Звучит фонограмма с записями голосов птиц, журчанием ручья.
    Ведущий: Дует тёплый южный ветер,
    Солнышко всё ярче светит.
    Снег худеет, мякнет, тает,
    Грач горластый прилетает,
    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся.
    Ожил лес, ручей проснулся.
    В небе жаворонка трель,
    Снова к нам пришёл апрель!
    Посмотрите вокруг: ласково светит солнышко, от его тёплого
    поцелуя раскрываются первые цветы, весенний ветерок игриво ласкает
    нежные косы берёзок и плакучей ивы, в голубом небе проплывают лёгкие
    облачка, а вокруг счастливым щебетанием заливаются птицы. Весну, по
    преддвериям наших предков, приносили на крыльях именно птицы. 30 марта,
    когда праздновали Тёплого Алексея, хозяйка выпекала обрядочное печенье
    – жаворонков, дети с песнями носили их по селу. С 1 апреля 1906 года День
    птиц отмечают как международный праздник. Именно в этот день была
    подписана Международная конвенция об охране птиц.

    Сегодня мы тоже отметим этот праздник в виде игры­КВН, в которой
    будут соревноваться две команды самых веселых и находчивых. Мы узнаем,
    кто из них больше знает о наших пернатых друзьях, имеет большую эрудицию
    и находчивость… А судить нашу игру будут члены жюри в составе…
    (представляет членов жюри).
    Первый конкурс «Знакомьтесь, это мы!»
    Участники представляют свои команды, девиз и эмблему.
    Второй конкурс «Разминка»
    Вопросы для 1­ой команды:
    1. Кого называют пернатыми? (Тех, кто имеет перья, птиц.)
    2. Первая птица. (Археоптерикс.)
    3. Пернатая кошка. (Сова.)
    4. Крылатый почтальон. (Голубь.)
    5. Беззаводной будильник. (Петух.)
    6. Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка.)
    7. Птица­барабанщик. (Дятел.)
    8. Что украшает голову петуха? (Гребень.)
    9. Разносчик младенцев. (Аист.)
    10. Когда клест выводит птенцов? (Зимой.)
    Вопросы для 2­ой команды:
    1. Наука о птицах. (Орнитология.)
    2. Вестник весны. (Скворец.)
    3. Пернатый чемпион по бегу. (Страус.)
    4. Ныряльщик в ластах, но без маски. (Гусь.)
    5. Пернатая журналистка. (Сорока.)
    6. Как называют человека, переживающего подъём активности в утренние
    часы? (Жаворонок.)
    7. Какое украшение находится под клювом домашних кур? (Серёжки.)
    8. Зубная щётка крокодила. (Чибис.)
    9. Птица­малышка. (Колибри.)
    10.Охотник за червяками на пашне. (Грач.)
    Третий конкурс «Поэтическое настроение»

    Прекрасное мелодичное пение птиц навевает поэтические мысли. Всего
    за одну минуту участникам игры предстоит сочинить стихи, посвященные
    нашим пернатым друзьям.

    Слова для рифмы: Певец – скворец;
    Весна ­ красна.
    Четвертый конкурс «Грачи прилетели….»
    Весной к себе на родину из теплых стран возвращаются
    перелетные птицы. Расположить предложенных птиц в порядке сроков
    их возвращения в родные места: скворец, трясогузка, грач, соловей,
    иволга, ласточка.
    Ответ:
    1­ая волна (март) – грач.
    2­ая волна (конец марта ­ начало апреля) – скворец.
    3­я волна (середина апреля) – трясогузка.
    4­ая волна (конец апреля) – ласточка.
    5­ая волна (начало мая) – соловей.
    6­ая волна (конец мая) – иволга.
    Пятый конкурс «Брачный союз»
    С приходом весны многие птицы образуют семейные пары. У
    некоторых птиц, например, у аистов, журавлей, лебедей «брачный
    союз» длится вечность, у большинства певчих птиц – всего один сезон. В
    данном конкурсе необходимо подобрать партнёра или партнёршу
    соответствующей птице, образовав так называемый «брачный союз».
    1. Перепел – …(перепёлка).
    2. Голубь – …(голубка).
    3. Гусь – …(гусыня).
    4. Индюк –… (индейка).
    5. Скворец –…(скворчиха).
    6. Орёл –… (орлица).
    7. Тетерев – …(тетёрка).
    8. Глухарь –… (глухарка).
    9. Павлин – …(пава).
    10.Утка – …(селезень).
    Шестой конкурс «Бой скороговорок»
    Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются
    настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой
    скороговорок, пожалуй, устроим.
    Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно
    будет проговорить всей командой дружно и слаженно.

    1 –ая команда: Кряква закряхтела: “Кряк!
    Как коряв мой краковяк!
    Курсы в Кракове, но как
    Краковяку учат крякв?”

    2 – ая команда: Пел перепел за деревней.
    Пел тетерев средь деревьев.
    Перепел пел­пел,
    Тетерева перепел.
    Седьмой конкурс «Птичья кухня»
    Птицы – весьма прожорливые существа, ведь переваривание пищи у
    них происходит очень быстро: от 15 минут до 2­3 часов (в зависимости от
    характера пищи). Чтобы накормить птиц, нужно хорошо знать их рацион.
    Составьте «меню» для таких пернатых, как кукушка, колибри, снегирь,
    сойка, клест, филин, аист, скопа, скворец, гриф.
    Ответ:
    1. Кукушка – гусеницы.
    2. Колибри – цветочный нектар.
    3. Снегирь – сочные плоды рябины.
    4. Сойка – плоды дуба – жёлуди.
    5. Клест – семена ели и сосны.
    6. Филин – мышевидные грызуны.
    7. Аист – лягушки.
    8. Скопа – рыба.
    9. Скворец – насекомые и их личинки.
    10. Гриф ­ падаль.
    Восьмой конкурс «Литературная гостиная»

    Многие литературные жанры просто немыслимы без животных.
    Птицы также заняли в литературном жанре достойное место.
    Вопросы:
    1. Назовите птицу, из ­ под пера которой вышло множество
    литературных шедевров? (Гусь, его перьями писали эти
    шедевры.)
    2. Как звали гуся в рассказе в рассказе А.П.Чехова «Каштанка»?
    (Иван Иванович.)
    3. Ромео и Джульетта заметила, что их свидание затянулось, когда
    услышали пение птицы. Чьё пение они услышали? (Пение жаворонка.)

    4. Назовите самого известного представителя фауны из героев Эдгаро По?
    (Ворон.)
    5. В какую птицу оборачивался Финист из русской народной сказки? (В
    сокола.)
    6. Какая птичка в стихотворении С.Я. Маршака обедала в зоопарке у
    зверей? (Воробей.)
    7. У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни
    И.А.Крылова? (У петуха.)
    8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей.)
    9. Кто служил парикмахером у Мальвины в сказке А.Толстого «Золотой
    ключик»? (Удод.)
    10. В списке действующих лиц трагедии Шекспира «Гамлет» его
    нет. Однако в первом акте пьесы можно услышать его голос.
    Воспроизведите, пожалуйста, его единственную реплику.
    (Ку­ка­ре­ку.)

    Девятый конкурс « И в шутку, и в серьёз»
    От названий птиц нужно будет образовать глаголы и объяснить их
    значение.
    1. Петух ­ …(петушиться – вести себя задиристо и запальчиво).
    2. Щегол ­ … (щеголять –выставлять что­либо напоказ, нарядно
    одеваться).
    3. Голубь ­…(приголубить – приласкать).
    4. Ворона ­ … (проворонить – упустить выгоду, ротозейничать).
    5. Соловей ­ … (осоловеть – стать сонным, вялым).
    6. Попугай ­ …(попугайничать – подражать кому­нибудь).
    Десятый конкурс ­ конкурс капитанов «Показуха»
    Капитаны вытягивают конверты, в которые вложены карточки с
    рисунками птиц и жестами, мимикой изображают их, а команды угадывают,
    кого пытается изобразить их товарищ.
    Конверт №1: Пингвин, цапля, павлин.
    Конверт № 2: Филин, дятел, утка.
    Одиннадцатый конкурс «Птичья филармония»
    Весна без пения птиц – не весна. Петь «по­птичьи» игрокам не нужно,
    а вот отгадать пропущенные в песенных текстах названия птиц, а затем
    исполнить куплет предложенной песни придётся.

    Тексты песен для 1­ой команды:
    1.Спой­ка с нами… (перепёлка­перепёлочка)
    Раз иголка, два иголка – будет ёлочка,
    Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
    Раз словечко, два словечко – будет песенка.
    2. Там на тонких розовых ветвях,
    В зарослях черёмухи душистой
    …(Соловей) российский, славный птах,
    Открывает песнь свою со свистом.
    3. … (Малиновки) заслышав голосок,
    Припомню я забытые свидания,
    В три жёрдочки берёзовый мосток
    Над тихою речушкой без названья.
    4. Мне кажется порою, что солдаты,
    С кровавых не пришедшие полей,
    Не в землю нашу полегли когда­то,
    А превратились в белых … (журавлей).
    5. в Антарктиде льдины
    Землю скрыли,
    Льдины в Антарктиде замела пурга.
    Здесь одни (пингвины)
    Прежде жили,
    Ревниво охраняя свои снега.
    Тексты песен для 2­ой команды:

    1.Топ, топ,
    Топает малыш
    С мамой по дорожке – милый …(стриж)!
    Маленькие ножки не спешат,
    Только знай себе твердят:
    Топ, топ, топ, топ,
    Очень не легки
    Топ, топ, топ, топ,
    Первые шаги.
    2. Чёрный …(ворон), чёрный …(ворон),
    Что ты вьёшься надо мной?

    Ты добычи не дождёшься,
    Чёрный …(ворон), я не твой!

    3. …(Ласточка, ласточка,) ты передай привет
    Этому мальчику в его 18 лет.
    В свой день рождения знает он пусть о том,
    Что в этом городе кто­то грустит о нём.
    4. Мохнатый шмель – на душистый хмель,
    …(Цапля) серая – в камыши,
    А цыганская дочь – за любимым в ночь,
    По родству бродяжьей души.
    5…(Птица) счастья завтрашнего дня
    Прилетела, крыльями звеня,
    Выбери меня, выбери меня,
    …(Птица) счастья завтрашнего дня.
    Двенадцатый конкурс «Следствие ведут знатоки…»
    По описанию клюва определить пернатого владельца.
    1 команда:
    1. Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину.
    (Дятел.)
    2. У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающим
    «китовый ус». Опустив клюв в воду, она щелкает:
    процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы.
    (Утка.)
    3. Его клюв работает словно крупный рыболовный крючок – проносясь
    над водой, эта птица подцепляет им рыбу. (Баклан.)
    4. У этой птицы зазубренный клюв, достигающий 23 см, по длине равен
    туловищу. Клюв очень лёгок и прочен, ярко окрашен. (Тукан.)
    5. По старинным народным поверьям эта птица в своем длинном клюве
    приносит младенцев. А затем от радости трещит клювом. (Аист.)
    2 команда:
    1. У этой болотной птички клюв похож на пинцет. (Кулик.)
    2. Клюв этой птицы довольно крупный, а на нём ещё и непонятный
    нарост – рог. Этот «рог» может достигать до десятой части веса
    птицы. (Птица­носорог.)

    3. Сильно изогнутый клюв этой птицы заменяет ей молоток, клещи,
    отвёртку. Своим клювом птица легко может отвёртывать гайки.
    (Попугай –какаду.)
    4. Клюв этой птицы крестообразный. Верхняя половина его загнута вниз,
    а нижняя вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек
    еловых шишек. (Клёст.)
    5. Эта птица пользуется клювом как сачком: нижняя часть клюва
    состоит из гибких косточек, на которых натянут кожаный мешок.
    (Пеликан.)
    Тринадцатый конкурс « Орнитологический аукцион»
    Команды по очереди демонстрируют свои знания о роли птиц в природе
    и жизни человека.
    Варианты ответов:
    1. Уничтожают вредных насекомых.
    2. Поедают грызунов.
    3. Увеличивают природное восстановление леса.
    4. Уничтожают различные отходы – санитарная роль.
    5. Являются важным звеном в цепи питания.
    6. Опыляют растения.
    7. Уничтожают семена сорных растений.
    8. Распространяют семена растений.
    9. Дают мясо, пух, яйца.
    10. Птичий помёт – отличное удобрение.
    11. Используются в научных экспериментах, для биологических
    исследований.
    12. Эстетическое значение.
    Подведение итогов.
    Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителя.
    Ведущий: На этом наша встреча в клубе весёлых и находчивых
    завершена. Я думаю, что теперь, когда столько нового узнали о птицах,
    вы постараетесь относиться к ним бережно и внимательно. Благодарим
    за внимание.

    ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ
    Приложение
    Загадки, загаданные пословицами.
    1. Против сотни их, довольно одного ястреба. (Воробьи.)
    2. Пуганая она и куста боится. (Ворона.)
    3. Ему без носа, что волку без ног. (Дятел.)
    4. Она хвалит его, за то, что хвалит он её. (Кукушка хвалит петуха, за
    то, что хвалит он кукушку.)
    5. Он свинье не товарищ. (Гусь.)
    6. Дай ей грядку – изроет весь огород. (Курица.)
    7. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка. (Соловей.)
    8. Нет птицы мудрее, чем она – всем в лесу голова. (Сова.)
    9. За морем и она – птица. (Синица.)
    10.И он свои часы знает.(Петух.)
    «Опознай пословицу"
    По фразе, изложенной почти научным языком, опознайте русскую пословицу.

    1. Перенёсшая шок представительница семейства вороновых
    испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями
    без главного ствола. (Пуганая ворона и куста боится.)
    2. Женские половые клетки в твёрдой оболочке не имеют права
    преподавать высидевшей их одомашненной птице отряда куриных.
    (Яйца курицу не учат.)
    «Птичьи разговоры»
    Определить, кто как «разговаривает».
    Ворона ­ … каркает
    Утка ­ … крякает
    Голубь ­ … воркует
    Филин ­… ухает
    Гусь ­ … гогочет
    Журавль ­ …курлычет
    Воробей ­… чирикает
    Индюк ­… кулдыкает
    Глухарь ­… токует
    Голубь ­…воркует