Как происходит взаимодействие океана и суши. Тема: «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Жизнь в океане.» - презентация. III. Изложение нового материала

Цели и задачи урока:

  • знакомство с разнообразием организмов в океане, углубление знаний о распределении живых организмов в океане;
  • обучение выступлению перед одноклассниками;
  • раскрытие особенностей взаимодействия океана с атмосферой и сушей;
  • воспитание любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок.

II. Повторение основных определений прошлого урока (в игровой форме, разгадывая кроссворд)

1. Вид водной массы (деление на группы в зависимости от глубины) (Промежуточные)
2. Перемещение больших объемов воды в горизонтальном направлении на большие расстояния (Течения)
3. Что это за организм (фотовопрос) (Приложение 1 , слайд 1) (Медуза)
4. Одно из основных свойств воды (Соленость)
5. Единица измерения солености (Промиль)
6. Самое распространенное на земле вещество, наполняющее мировой океан (Вода)
7. Самое крупное теплое течение (Гольфстрим)
8. Самое крупное животное на Земле (Кит)
9. Длительное мелководье от берега (Шельф)
10. Море с самой низкой соленостью (от 8 до 12 промилей) (Балтийское)
11. Самое соленое море на Земле (42 промиля) (Красное)
12. Льдина, отколовшаяся от покровного ледника и плавающая в океане (Айсберг)

– Ребята, в выделенной колонке вы видите тему сегодняшнего урока: «Жизнь в океане»

III. Изложение нового материала

Учитель объявляет цели и задачи урока.

Слово учителя: Океан может быть злобным и грозным (Приложение 1 , слайд 2), а вот он ласковый, тихий и спокойный (Приложение 1 , слайд 3). Каким бы он ни был, он полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас ещё находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа, но условия жизни от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов, поэтому по образу жизни их делят на три группы.
– Ребята, вспомните материал 6 класса. На какие группы делят морские организмы по образу жизни? (Планктон, нектон, бентос) (Приложение 1 , слайд 4)

– Послушаем сообщение Верзуновой Валерии о планктоне.

На суше невозможно найти форму похожую на планктон (Приложение 1 , слайд 5). В толще воды постоянно парят живые существа. Вода из-за своей плотности и сопротивления позволяет им это делать. Планктонные организмы иногда могут достигать огромных размеров: 1 метра и более. Например, гигантская медуза Арктическая Циана (Приложение 1 , слайд 6) достигает длины 12 метров. Такие формы планктона называют мегапланктоном. Организмы от 1 до 100 см – макропланктоном, от 1 до 10 мм – мезопланктоном, от 0,05 до 1 мм –микропланктоном, а мельче 0, 05 мм – наннопланктоном. Есть у планктонных организмов и органы движения, но они помогают им только парить в толще воды, а не передвигаться и противостоять течениям. Им они полностью подвластны. Планктон заселяет глубины 40 – 50 метров, а прозрачные воды – до 100 метров.

– О нектоне подготовил сообщение Соболев Влад.

Нектонные организмы (Приложение 1 , слайд 7) приобрели ряд приспособлений, позволяющих им двигаться, плыть, скользить по воде (даже против течения), а иногда и летать по воздуху (летучие рыбы, кальмары). Некоторые представители двигаются втягивая в себя воду и выбрасывают из задней кишки (сила реактивной струи). Для уменьшения сопротивления у некоторых обтекаемая форма. Китообразные приспособились гасить вихревые потоки специальными структурами кожи (слизь).Некоторые представители нектона прыгают (рыба периофтальмус, ударяя по поверхности воды плавниками и хвостом, перепрыгивают небольшую речку от берега до берега) (Приложение 1 , слайд 8). Совершают прыжки дельфины и киты. Синий кит (Приложение 1 , слайд 9) – самое большое на Земле животное, длиной до 35 метров, весом до 130 тонн (весит как 30 слонов или 150 легковых автомобилей). Численность их очень низкая, насчитывается до 10000 (на грани исчезновения). Самый быстрый представитель нектона – касатка (Приложение 1 , слайд 10). Развивает скорость до 65 км. – час. Это чёрно – белый кит из семейства дельфинов, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют китом – убийцей, но это несправедливо, касатка убивает только свою добычу.

– Об организмах, живущих на дне океанов, расскажет Архипова Юлия.

Бентос – это придонные организмы и живущие на дне (Приложение 1 , слайд 11). Организмы, живущие на поверхности грунта, называют эпибентос, живущих внутри грунта – эндобентос. Среди бентоса можно встретить бродячие формы, мало подвижные, а то и совсем прикреплённые. Организмы, живущие на дне, приобрели ряд приспособлений к удержанию на твёрдом грунте и выработали эффективные способы передвижения как на поверхности грунта, так и внутри грунта. Почти все организмы бентоса приспособлены временно выходить в толщу воды. Для удержания на грунте бентосные организмы увеличили свой удельный вес за счёт тяжёлого скелета или развили различные органы прикрепления к грунту. Другие частично или полностью заглубились в грунт. Некоторые моллюски (Приложение 1 , слайд 12) приспособились всверливаться в известковые породы. Для этого в их слюнных железах вырабатывается кислота. Те бентосные организмы, которые живут на очень рыхлых грунтах (иглокожие) (Приложение 1 , слайд 13) приобрели выросты, не дающие им утонуть в иле. Самыми распространенными прикрепленными ко дну организмами являются коралловые полипы (Приложение 1 , слайд 14). Они создали самую большую постройку на земле – Большой Барьерный риф (Приложение 1 , слайд 15) у берегов Австралии. Риф признан одним из величайших чудес света, его признали морским парком. Это гигантский вал длиной 2000 км., а шириной до 150 км, его можно увидеть из космоса.

– Ребята, вы видите, что видовой и количественный состав организмов меняется с глубиной. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник географии на стр. 53, прочитайте раздел «Распространение жизни в океане», выпишите в рабочую тетрадь (печатный вариант) условия жизни в океане. (Свет, солёность, температура, плотность, океанические течения, количество питательных веществ, вертикальное перемешивание вод, свойства пород слагающих морское дно).

Вывод: жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели (шельфе).

– Какими биологическими богатствами обладает океан? (Рыба, морской зверь, ракообразные, моллюски, водоросли).
– Где используются эти морские организмы? (В пищу человеком, на корм животным, из них получают лекарства, являются сырьём для химической промышленности).

– Мировой океан обладает большими биологическими богатствами, но всё же они исчерпаемы. Поэтому перед человечеством стоит важная задача: разумно использовать, охранять и умножать биологические богатства океана.

Слово учителя (Приложение 1 , слайд 16) Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но и долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В 10 метровом слое поверхностных вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Огромную роль во взаимодействии океана, атмосферы и суши играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей, а посредником между ними является атмосфера. Велика роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды – это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.

IV. Закрепление нового материала

1. Распределить предложенные организмы (кит, медуза, морская звезда, коралл, касатка) по группам, используя магнитную доску:

Планктон:
Нектон:
Бентос:

Работаем цепочкой.

2. Перечислите, какие условия влияют на распределение жизни в Мировом океане?

3. Вставьте пропущенные слова или словосочетания.
Воды океана поглощают ______________, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши _____________ нагревается, но ______________ удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2\3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с ____________, обмениваясь с ней _________________________.
Над поверхностью океана образуется особый подтип воздушных масс –
_____________________________________, которые отличаются от континентальных ______________________________.
Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются _________________.

V. Подведение итогов

Рефлексия

Учащимся класса предлагается ответить на вопросы:

– Вам понравился сегодняшний урок? Было интересно?
– Что я узнал на сегодняшнем уроке?
– Что урок дал мне для жизни?

Домашнее задание: параграфы 11, 12. В рабочих тетрадях (печатный вариант) задания 9 и 10.

Самоанализ урока географии в 7 классе

Данный урок второй в разделе «Гидросфера. Мировой океан», связан с предыдущим уроком, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков.
Класс небольшой, все успевающее, поровну учащихся занимающихся на 3 и 4, 4 и 5. Особую активностью при работе сами ученики не проявляют, поэтому требуют постоянного контроля учителя и предполагают постоянную занятость различной деятельностью

Цель урока: Знакомство с разнообразием организмов в океане, углубление знаний о распределении живых организмов в океане.

Задачи:

  • Образовательные . Сформировать представление об условиях жизни в океане, биологических богатствах океана.
  • Развивающие . Развивать умения работать с различными источниками информации, учить представлять свои выступления перед одноклассниками.
  • Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты подводного мира.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проектно-исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный.

Педагогические технологии: ИКТ, игровая, проектная.

Структура урока:

  1. Организационный этап: мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Повторение основных понятий прошлого урока.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Закрепление.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия.

Выбранная структура урока была наиболее рациональной. Разгадывая кроссворд, мы повторили пройденный материал и затратили минимум времени. Основную часть времени затратили на изложении нового материала. Между этапами урока прослеживалась логическая связь
(разгадав кроссворд, в выделенной колонке появилась тема урока).
Акцент на уроке делался на выступлении учащихся, они характеризовали группы обитающих в океане организмов (планктон, нектон, бентос).
Из всего рассказанного выделяли главное, делали выводы.
Дифференцированный подход к учащимся реализовался через творческое домашнее задание. Использовались элементы педагогических технологий: ИКТ (презентацию). Формировались умения самостоятельно найти условия жизни организмов в океане. Учащиеся выделили их самостоятельно, работая с учебником.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков организовала в игровой форме, в форме беседы и теста. Кабинет на уроке работал на достижении максимальных результатов. Хорошая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась за счет смены видов деятельности: выступлений, работы с учебником, тестов, работы с тетрадями.
Психологическая атмосфера на уроке благоприятная, потому что хорошее доброжелательное отношение учитель – ученик, культура нашего общения поддерживалась уважительными ответами и вопросами.
Время использовалось рационально, удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.

1. Какие известные вам животные и растения обитают в океане?

Планктон, крабы, киты, дельфины, касатки, акулы, рыбы, водоросли.

2. Чем отличаются условия жизни организмов в океане от условий их жизни на суше?

Существенными отличиями условий жизни на суше и в воде являются: способ потребления кислорода; особенности приспособления к гравитационному влиянию; особенности фотосинтеза в растительных организмах; особенности способов перемещения в пространстве; особенности способов размножения и др. Некоторые организмы, ранее жившие на суше, вновь вернулись в воду, например, киты и дельфины, морские черепахи. Некоторые одинаково хорошо себя чувствуют, как в воде, так и на суше, например, земноводные.

3. Как человек использует морские организмы?

Вылов и употребление в пищу.

4. Как осуществляется мировой круговорот воды?

Круговорот воды в природе – процесс циклического перемещения воды в биосфере. Состоит из испарения воды, переноса паров воздушными течениями, их конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоемах. Большая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана.

5. Почему происходит движение воздушных масс?

Из-за неравномерного нагрева Земли.

Вопросы и задания

1. В чём особенность распространения жизни в океане?

Жизнь в мировом океане распространена повсеместно, однако видовой состав и плотность размещения растений и животных в водах океана крайне разнообразны и неравномерны.

2. От чего зависит распределение организмов в поверхностном слое воды?

Распределение организмов в поверхностном слое воды зависит от количества кислорода в воде и света. В теплых водах мало кислорода и мало жизни, особенно на глубине. На севере и в умеренных широтах в воде много кислорода, из-за сезонного перемешивания воды, когда тяжелая холодная вода с кислородом опускается вниз, а теплая поднимается наверх, где она охладится и в общем это перемешка. В прохладной воде больше живых организмов, из-за обилия кислорода. И наибольшая концентрация ее приходится на глубину до 200 м, на такую глубину может проникать солнечный свет.

3. Какие части океана особенно богаты жизнью?

В верхних его слоях, где-то до 100 м сохраняется достаточная освещенность и много растворенного в воде кислорода. Это наиболее благоприятный для жизни в океане слой. Здесь обитает планктон и находятся растения. Глубже 1 километра свет отсутствует. Здесь совсем темно. Здесь могут обитать лишь бактерии и животные. Количество живых организмов здесь намного меньше, чем в слоях, лежащих выше. Жизнь в океане меняется не только с глубиной, но зависит и от широты, то есть от климата. В области полюсов Земли живых организмов мало, так как там вода слишком холодная. Планктон здесь появляется только летом. Поскольку он служит пищей для рыб и животных, они тоже заплывают сюда лишь на время, когда сходят льды. В умеренных широтах не только температура выше, но и в воде растворено много кислорода. Поэтому живых организмов здесь много. В тропических поясах температура очень благоприятна для жизни, но высокая соленость и малое количество кислорода в воде не позволяют планктону сильно размножится. В следствие этого, рыбы здесь не так уж и много. Однако в тропических водах намного больше разнообразие живых организмов. В экваториальном поясе много кораллов. Много живых организмов обитает около устьев крупных рек, так как из рек приносятся питательные вещества. Вне зависимости от широты и климата существует закономерность, что жизни больше на мелководьях, шельфах морей и океанов, чем в удаленных от них областях океана.

4. Как осуществляется обмен теплом и влагой между океаном и сушей?

Океан медленно нагревается, но дольше сохраняет тепло. Это тепло он передает атмосфере в процессе испарения. Влага, выпадающая из облаков, переносится на сушу через циркуляцию воздуха. Далее, через подземный и поверхностный сток возвращается в океан. Т. е. круговорот воды в природе.

5. Чем различаются воздушные массы, образующиеся над сушей и океаном?

Воздушные массы, образующиеся над сушей, различаются от воздушных масс, образующиеся над океаном, большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года.

6. Почему жизнь в океане требует охраны?

Потому что от неё зависит сохранение всех видов, обитающих в Мировом океане организмов. Опустеет океан, пропадём и мы. 80% кислорода в атмосферу дают океанские водоросли, а совсем не леса. Океан – лёгкие планеты, кладовая воды и еды, регулятор климата.

7. Приведите примеры морских организмов, относящихся к каждой из трёх групп, различающихся по образу жизни.

Нектоны – активно плавающие. К ним относятся более 20 000 разновидностей рыб, кальмары, китообразные, ластоногие, водные змеи, черепахи, пингвины и др. Планктоны – пассивно плавающие. К ним относятся бактерии, простейшие, некоторые кишечнополостные, моллюски, ракообразные, яйца и личинки рыб, личинки различных беспозвоночных животных и др. бентосы, живущие на дне. К ним относятся морские звёзды, устрицы, камбалы, мидии, метиола, мия, морской огурец, офиуры, анемоны, устрицы, крабы и др.

8. Какими профессиями необходимо овладеть людям, чтобы работать в море?

Моряка, океанолога, аквалангиста, водолаза.

География 7 класс

Тема урока: Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Дата проведения…………….

Цели: определять и называть взаимодействие океана с атмосферой и сушей; знать новые понятия: «муссоны», «морские воздушные массы»; раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха; углубить знания о распределении живых организмов в океане.

Оборудование: физическая карта мира, текст для подведения итога.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Зачет по физической карте мира тема «Гидросфера».

Дополнительные вопросы (примерные):

1) Назовите особенности распределения жизни в океане.

2) От чего зависит распределение организмов в поверхностном I слое вод?

3) Назовите части океана, наиболее богатые жизнью.

4) Назовите биологические богатства океана.

5) Для чего и как необходимо охранять океан?

III. Изучение нового материала.

Океан - колыбель жизни на Земле.

Разнообразие форм морских организмов:

а) донные организмы - бентос;

б) нектон;

в) планктон;

Распределение жизни в океане зависит от:

Солености; - света;

Количества растворенного кислорода; - температуры воды;

Наличия питательных элементов.

Жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели- шельфе.

Биологические богатства океана.

Океан является кормильцем человека. Дары моря - важный источник белковой пищи.

90 % из всех биологических богатств океана - рыба, остальная часть - морские звери, ракообразные, моллюски, водоросли;

морские организмы - сырье для химической промышленности и фармакологии.

Роль ВМ во взаимодействии океана с атмосферой и материками:

1. Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства ВМ, формирующихся над территорией океана.

2. Отличие морских ВМ от континентальных ВМ:

а) влажность; б) температура.

Вопрос: Что дает человеку океан?

Ребята самостоятельно заполняют схему.

А сейчас проследите, пожалуйста. Океан дает то, что человеку необходимо для его жизни,и получает: что?

Демонстрация через проектор картин: авария танкера, отдых на берегу, вылов рыбы трайллерами, движение по морям судов.

Полезные ископаемые —> ………. (нефтяные пятна).

Отдых —> ……. (мусор)

Транспортная магистраль —>……. . отходы топлива.

Рыба др. морепродукты—>……. . уменьшение исчезновение

Рассмотрим гипотезы.

Если не будем обращать внимание, то сможем ли спасти океан.

А) “Мертвый океан” —> “Живая планета”

Б) Если ……… обратим внимание, то сможем спасти океан.

В) “Мертвый океан” —> “Мертвая планета”

Г) “Живой океан” —> “Живая планета”

Ответы учащихся.

А для этого необходимо знать, изучать океан. И есть такая прекрасная и интересная наука как океанология.

IV. Рефлексия: А сейчас вы должны оценить себя во время своего путешествия (во время урока): вы чувствовали себя так, как если бы ваш корабль стоял на якоре /спокойно/;

  • во время шторма/. не обдумывая, отвечал на вопросы/;
  • во время штиля/ думал и старался выбрать правильный ответ/;
  • или при причаливании корабля к берегу/ мне было интересно и любопытно, и я старался правильно ответить на все вопросы/

Бросьте якорь.

И напутствием вам будут слова.
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильные, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нету,
Черные, сотрешь ли человек?


И на последок я всем хочу пожелать: Счастливого плавания в океане Знаний!

IV. Закрепление урока.

Задание. Дополни текст словами, чтобы он был верным.

Примерный текст.

Воды океана поглощают больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.

Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой.

Над поверхностью океана образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных способом образования, большей влажностью, небольшими различиями температур.

Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются муссонами.

Домашнее задание: подготовить доклады по теме «Гидросфера».

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Роль океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. В десятиметровом слое поверхностных океанических вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому океан называют накопителем тепла на планете. Он поставляет в атмосферу и влагу, питает осадками сушу. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Одновременно с влагой в процессе испарения и разбрызгивания воды под влиянием ветра в воздух попадают соли, растворенные в океане. Эти соли переходят в аэрозоли (мельчайшие взвешенные в воздухе частицы) и определяют солевой состав атмосферных осадков. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками особенно велика. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохладными водами. При испарении воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а запасенное в испарившейся воде тепло передается нижнему слою атмосферы. Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных (образующихся над сушей) большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года. Температурные различия над поверхностью океана и суши создают разницу в атмосферном давлении, вызывают перемещение воздушных масс, которые переносят тепло (холод) и влагу с океана на материки. Поэтому на побережьях образуется особый океанический (морской) климат. Наиболее ярким примером взаимодействия океана с материками служат муссоны. Эти сезонные ветры образуются на границах больших массивов суши и океанов. (Объясните их происхождение и влияние на климат суши и прибрежных вод океана в разные сезоны года.) Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой и сушей играют течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим, Куросио и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой, когда континенты охлаждены, нагретый теплыми течениями воздух переносит тепло на сушу. При этом повышается температура воздуха в прибрежных и даже достаточно удаленных от океана частях материков. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания солнечными лучами. Западные ветры переносят это тепло в Евразию. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Велика роль и круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан - главный источник поступления влаги в атмосферу. Круговорот воды - это основа образования вод суши, увлажнения почвы, жизни различных организмов на суше. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Таким образом, Мировой океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды. Океан определяет облик планеты в целом.


Роль океана в жизни планеты определяется удивительными свойствами воды. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Огромная площадь океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца. Океан поставляет в атмосферу и влагу.


Роль взаимодействия океана с атмосферой. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней влагой и теплом. Холодный воздух нагревается над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы – морские воздушные массы.


Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой играют течения. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой они оказывают отепляющее воздействие на прибрежные части континентов. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания.




Круговорот воды. Велика и роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши. Океан – главный источник поступления влаги в атмосферу. За год со всей поверхности океана испаряется слой воды толщиной около метра. Однако уровень океана не понижается, так как в него поступают осадки из атмосферы, стекают воды, приносимые реками. Таким образом, океан оказывает огромное влияние на природу материков благодаря движению воздушных масс и круговороту воды.