Ткаченко русские витязи. Ткаченко игорь валентинович. Дальнейшее обучение в Военной академии

Названа причина гибели командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко

Текст: Андрей Резчиков

В результате столкновения двух истребителей Су-27 во время тренировочного полета в Жуковском погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

В воскресенье на территории Летно-исследовательского института им М. Н. Громова проходила репетиция показательных полетов авиасалона МАКС-2009. Во время выступления пилотажной группы «Русские витязи» произошла . В воздухе столкнулись два истребителя Су-27.

По предварительной информации, столкновение произошло из-за ошибки пилота во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Все трое пилотов смогли катапультироваться (одна из столкнувшихся в воздухе машин была двухместной). Источник в Минобороны России на условиях анонимности сообщил, что один из них погиб. Им оказался командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Два других летчика, одного из которых зовут Виктор Шпак, находятся в больнице, их здоровью ничего не угрожает.

Позже информацию о гибели Ткаченко подтвердил телеканалу «Вести» заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. По его словам, гибель Ткаченко связана с тем, что тот оттягивал принятие решения на катапультирование, пытаясь увести самолет от жилых построек.

«Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», – сказал господин Квочур.

Летчик-испытатель добавил, что если летчик катапультировался на малой высоте, а самолет вращался вокруг своей оси, то вероятность неблагополучного исхода увеличивается в разы. Он не исключил, что летчик после столкновения самолетов надеялся спасти машину и посадить ее. «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», – предположил Анатолий Квочур.

Между тем источник, принимающий участие в расследовании катастрофы, сообщил РИА «Новости» , что Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

«Мы опросили свидетелей и очевидцев произошедшего. Один из жителей дачного поселка, над которым произошел инцидент, отчетливо видел, что парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как истребитель к этому моменту горел. Впоследствии, оказалось, что погибшим пилотом был Игорь Ткаченко», - сказал источник.

Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году – Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы пилотировал такие машины, как Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на этих типах самолетов 2 300 часов.

Летал на самолетах зарубежного производства Мираж-2000, F-16. Высшим пилотажем занимается с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Женат. У него остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

«Русские витязи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей четвертого поколения Су-27. Самолеты окрашены в цвета государственного флага России. Каждое выступление «Русских витязей» считается верхом мастерства. За рубежом неоднократно подчеркивали, что «витязей» можно смело называть одними из лучших мастеров своего дела во всем мире.

В свою очередь, комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 рассматривает все возможные причины случившегося. «Не исключены различные версии, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также ошибка в пилотировании», – сказал «Интерфаксу» источник, близкий к комиссии. Он отметил, что пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю – чрезвычайно трудный элемент группового высшего пилотажа.

«Такое пилотирование чревато также попаданием одного или нескольких самолетов в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону», – добавил источник. По его словам, возможность технической неисправности в полете не исключается. Но она «маловероятна, поскольку самолеты пилотажной группы «Русские витязи» проходят постоянные регламентные работы и за их состоянием следят с особой тщательностью».

Последний инцидент в Жуковском не первое происшествие с самолетами «Русских витязей». 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. В результате погибли четыре летчика.

Президент России Дмитрий Медведев в воскресенье выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.



СЮЖЕТ

Крушение истребителей Су-27 над Жуковским

16.08.2009 Два истребителя столкнулись в небе над Жуковским

16.08.2009 Один из Су-27 упал на жилой дом садового товарищества «Белозериха»

16.08.2009 В столкновении Су-27 погиб командир группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко

Во время тренировочного полета авиасалона МАКС-2009 столкнулись два самолета Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». По данным Минобороны, три летчика катапультировались. Один из пилотов погиб. Им оказался командир одной из лучших пилотажных групп России «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Один из Су-27 упал на садовое товарищество, в результате чего пять человек получили ожоги разной степени. Организаторы авиасалона не намерены переносить дату его открытия.

16.08.2009 Названа причина гибели Игоря Ткаченко

По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко - ведущий и соло-пилот пилотажной группы "Русские Витязи".

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты "Л-29", "МиГ-21", "МиГ-29", "Су-27", "Су-35", а также летал на французском многоцелевом истребителе "Мираж-2000" ("Dassault Mirage 2000") и на американском лёгком истребителе "F-16 Файтинг Фалкон" (General Dynamics F-16 Fighting Falcon). Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы "Русские Витязи" ("Russian Knights") числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи" была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. "Русские Витязи" - единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. "Русские Витязи" не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, "бочка", вираж на форсаже, роспуск "тюльпан", "колокол" на встречных курсах, косая петля в "стреле". Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя "Су-27": повороты на "горке", проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин. Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы "Русские витязи" составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя "Русских Витязей". Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым - Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону "МАКС-2009" проходила тренировка пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи". В ходе перестроения столкнулись два истребителя "Су-27", одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обеих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью в несколько миллионов долларов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и вообще — идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.

Игорь Ткаченко: 3 месяца в небе

Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Он родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.

Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю. А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.

Трагедия, произошедшая во время подготовки к пилотажу на МАКС-2009, — не первая в истории пилотажной группы. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку разбились три Су-27. Тогда Ткаченко находился в ведущем Ил-76 в качестве пассажира: у его самолёта возникли проблемы с гидравликой, и, возможно, именно это и спасло ему жизнь. Близкие люди позже увидели в этом некое «предупреждение» лётчику.

Роковое стечение обстоятельств

Во время тренировочного полёта перед авиасалоном «МАКС-2009» истребитель Су-27 УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко , пилотом которого был Виталий Мельников . Все три пилота катапультировались, но . Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек. Женщина, получившая ожог 80 % тела, скончалась через 2 дня в больнице.

Катастрофы на авиасалонах всегда вызывают огромный резонанс в обществе, ведь трагедия происходит перед телекамерами, на глазах у тысяч зрителей. К тому же, пилотажные группы — лицо авиации страны, и за любыми происшествиями с ними пристально следят. Именно поэтому сразу после трагедии появилось множество версий произошедшего: в катастрофе видели отражение состояния ВВС России.

Вспоминали и интервью Ткаченко «Независимому военному обозрению» 2005 года, в котором он жаловался на плохое состояние техники: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолётов, оснащённых современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27 <...> Те самолёты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолёте и не посажу на него ни одного лётчика, так как это небезопасно».

Вскоре были обнародованы результаты следствия, согласно которым в столкновении был виноват сам полковник Ткаченко, который из-за стресса неправильно рассчитал расстояние до другого самолёта, и роковое стечение обстоятельств. «Витязям» пришлось на ходу менять программу из-за неисправности одного из самолетов, а перед вылетом истребители не прошли весь цикл предполетной подготовки. В частности, не были проверены регуляторы двигателя Су-27. В дополнение ко всему на аэродром в Раменское не успел вовремя прибыть диспетчер «Витязей», который должен отслеживать полеты с земли и подсказывать пилотам действия во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стоит также добавить, что сам по себе групповой пилотаж на тяжёлых боевых истребителях Су-27 является очень сложной задачей: больше нигде в мире нет ни одной пилотажной группы, которая летала бы на машинах такого класса.

Сгоревший парашют

Если по поводу причин катастрофы следствие дало окончательное заключение, то о причинах, почему Ткаченко погиб, несмотря на катапультирование, спорят до сих пор. По одной из версий, система катапультирования была повреждена во время столкновения самолётов, по другой — парашют загорелся в воздухе, по третьей — пилот погиб ещё в кабине сразу после столкновения. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур предполагал, что Ткаченко мог пытаться спасти машину, посадив ее: «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой лётчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», — предположил пилот.

18 августа открытие авиасалона было начато минутой молчания в честь погибшего лётчика. «Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне МАКС-2009, однако впоследствии, 23 августа, авиасалон всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру. Похоронили лётчика на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, рядом с аэродромной стоянкой «Русских витязей». Сын полковника Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

недавно исполнилось 45 лет. У него остались жена и двое детей. Соболезнования родным и близким пилота выразили президент и премьер . Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. О нем, как и обо всей его прославленной группе, всегда говорили, что эти люди своим постоянным благородным риском, на который идут сознательно, расширили возможности как человека, так и всей мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют "Русские витязи", не могут повторить нигде в мире.

Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие - спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас. Хотя Игорь Ткаченко перед телекамерами появлялся нечасто. Лишь по необходимости, по долгу службы. Во время Парада Победы, например, или сразу после него. Как во время интервью "Вестям", снятом 9 мая 2008. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: "Первые впечатления - наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали".

Игорь Ткаченко стал заслуженным военным летчиком России, потому что летчиков такого класса, в стране, да и в мире, очень немного. Пилотажные группы есть во Франции, Италии, в США. Но там летают либо на учебных самолетах, либо на переделанных и облегченных боевых. Наши летают на настоящих истребителях, на таких же, какие уходили на задания в небо Афганистана или Кавказа, разве что раскраска другая.

Управлять такой машиной при выполнении фигур высшего пилотажа чрезвычайно сложно, именно поэтому "Русские витязи" считаются уникальной группой. И в этом - огромная заслуга командира.

"Он - настоящий русский мужик - здоровый, умный, преданный авиации, - говорит о Ткаченко почетный президент Международного авиационно-космического салона "МАКС" Магомет Толбоев. - Настоящий мужик!"

Гвардии полковник Игорь Ткаченко родился в 1964 году, в Краснодарском крае. В 1985 году - закончил училище, в 1987 - пришел на авиабазу в Кубинку. Летал на наших "МиГах", "сушках", летал и на импортных самолетах F-16 и "Фантомах".

Даже глядя с земли, поражаешься, как летают "Витязи", но чтобы, действительно, понять уровень профессионализма этих людей, лучше всего посмотреть кадры Парада 9 мая 2008 года. Из кабины Су-27 пилот снимает на камеру транспортник Ан-124. Расстояние такое, что кажется: еще немного, и "нос" истребителя коснется турбины Ан-124.

"Он, действительно, был маэстро в своем деле - как летчик, как человек, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. - И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: "Привет, маэстро" (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало".

Нелепым кажется то, что случилось сегодня в небе над Жуковским . И непонятно, как вышло, что Игорь Ткаченко погиб. Но, по всей видимости, полковник до конца пытался либо спасти самолет, либо увести его в сторону от жилых строений. И катапультировался он уже довольно поздно, высота оказалась недостаточной. Впрочем, есть и другая версия - парашют не сработал вовсе. Такое может быть вполне - износ техники в войсках большой, даже в таких уникальных подразделениях как "Русские витязи".

В декабре 1995 года три истребителя этой пилотажной группы разбились в горах Вьетнама. Но там все было понятно: заходили на посадку в Камрани, метеоусловия были сложные - горы, вьетнамские диспетчеры были слабо подготовлены. Тогда погибли 4 летчика.

Именно под командованием Ткаченко "Русские витязи" впервые совершили уникальные пролет на высоте 300 метров над главной площадью страны. И уже только поэтому имя гвардии полковника Игоря Ткаченко навсегда останется в истории русской военной авиации.