Матренин двор краткое содержание по главам брифли. Матренин двор, в сокращении. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Летом 1956 года рассказчик (Игнатич) возвращается в Россию. Его отсутствие с начала войны растянулось на десяток лет. Спешить мужчине некуда, да и никто не ждет его. Рассказчик держит путь в русскую глубинку с лесами и полями, где можно обрести уединение и спокойствие.

После долгих поисков он устраивается на работу учителем в селе Тальново, которое находится рядом с поселком со странным названием Торфопродукт.

Почтенного возраста, которую все зовут только по имени – Матрена. Кроме самой хозяйки в обветшалом доме живут мыши, тараканы и хромая кошка.

Каждый день Матрена просыпалась в пять утра и шла кормить козу. Теперь же ей приходилось готовить завтрак квартиранту. Обычно это была картошка с огорода, суп из той же картошки (картонный) или ячневая каша.

Однажды Матрена узнала от соседок, что вышел новый пенсионный закон. Он давал женщине шанс на получение пенсии, которую ей не платили. Матрена захотела во что бы то ни стало решить этот вопрос. Но на деле все обстояло достаточно сложно: конторы, в которых необходимо

Было побывать, находились в разных сторонах от Тальново.

Женщине приходилось проходить каждый день по несколько километров. Часто такие походы оказывались напрасными: то бухгалтера нет на месте, то печать увезли.

В Торфопродукте и окрестных деревнях жили бедно. Поскольку земля в этих местах была песчаной, урожаи оказывались скудными. А торфяные болота вокруг принадлежали тресту.

Жителям приходилось тайком запасаться топливом на зиму, прячась от охраны.

Односельчане часто просили Матрену подсобить на огороде. Она никому не отказывала и даже денег не брала. Бросала свои дела и шла помогать.

Даже на чужой земле женщина работала с желанием, искренне радовалась хорошему результату.

Примерно один раз в полтора месяца наставала очередь Матрены кормить козьих пастухов. Такой обед обходился ей недешево, поскольку приходилось покупать в сельпо масло, сахар, консервы и другие продукты. Себе Матрена не позволяла такого даже в праздники, а питалась лишь тем, что вырастало на огороде.

Любила хозяйка рассказывать Игнатичу историю про коня Волчка, который однажды понес сани в озеро. Все мужики испугались и отскочили в стороны, а Матрена схватила коня за узду и остановила. Но и у нее были свои страхи.

Боялась Матрена пожара и поезда.

Наконец зимой женщина начала получать пенсию, и соседки стали завидовать ей. Матрена смогла заказать себе валенки, пальто со старой шинели и отложить на похороны двести рублей. Женщина словно ожила: работалось ей легче, и болезни беспокоили не так часто.

Только одно происшествие омрачило настроение Матрены – на Крещение кто-то унес из церкви ее котелок со святой водой. Пропажа так и не нашлась.

Соседи часто расспрашивали женщину про Игнатича. Матрена передавала квартиранту вопросы односельчан, но сама ничего не выпытывала. Автор лишь сообщил хозяйке, что сидел в тюрьме.

Сам в душу к Матрене тоже никогда не лез и о прошлом не расспрашивал.

Один раз Игнатич застал в доме черноволосого старика Фаддея, который пришел просить учителя за своего сына Антона. Плохим поведением и отставанием по предметам подросток был знаменит на всю школу. В восьмом классе он еще не владел дробями и не знал, какие бывают треугольники.

После ухода Фаддея Матрена долго молчала, а затем неожиданно стала откровенничать с квартирантом. Оказалось, что Фаддей – родной брат ее мужа. В молодости Матрена и этот черноволосый старик были влюблены друг в друга, собирались создать семью. Их планы нарушила Первая мировая война.

Фаддей ушел на фронт и там пропал без вести. Через три года умерла его мать, изба осталась без хозяйки. Вскоре к Матрене посватался младший брат Фаддея Ефим.

Летом сыграли свадьбу, а зимой из венгерского плена неожиданно вернулся Фаддей, которого уже давно считали погибшим. Узнав о случившемся, Фаддей прямо в дверях сказал: “Если б не брат мой родной, я бы вас порубал обоих!”

Чуть позже он женился на девушке из другого села, которую тоже звали Матрена. Односельчанам говорил, что выбрал ее только из-за любимого имени.

Жена Фаддея часто приходила к хозяйке и плакалась, что муж ее обижает, даже бьет. Но у нее с бывшим женихом Матрены было шестеро детей. А вот дети Матрены и Ефима умирали еще в младенчестве, никто не выжил.

Женщина была уверена, что эти беды происходят из-за порчи, которую на нее навели.

На Отечественную войну Фаддея уже не взяли, а Ефим с фронта не вернулся. Одинокая женщина взяла на воспитание дочку Фаддея Киру. Повзрослев, девушка быстро вышла замуж за машиниста и уехала в другое село.

Поскольку Матрена часто болела, она рано составила завещание. Из него следовало, что пристройку к избе хозяйка отдает Кире. Дело в том, что воспитаннице нужно было на новом месте узаконить свой участок земли.

Для этого достаточно было поставить на своем “клаптике” любую постройку.

Завещанная Матреной пристройка была очень кстати, поэтому Фаддей надумал решить этот вопрос еще при жизни женщины. Он стал часто приходить к Матрене и уговаривать отдать горницу сейчас. Саму пристройку Матрене было не жалко, но страшно не хотелось разрушать крышу избы.

Фаддей таки добился своего. В один холодный зимний день он пришел к Матрене с детьми, чтобы отделить горницу. Две недели разобранная пристройка лежала возле избы, поскольку метель замела все дороги.

К Матрене приходили сестры и ругали женщину за ее глупую доброту. В это же время куда-то ушла из дома хромая кошка Матрены.

Однажды Игнатич увидел во дворе Фаддея с людьми, которые грузили на тракторные сани разобранную горницу. В потемках повезли ее в село к Кире. Ушла с ними и Матрена, но долго не возвращалась назад.

За полночь рассказчик услышал разговоры на улице. В дом вошли два человека в шинелях и стали искать здесь следы попойки. Ничего не обнаружив, они ушли, а автор почувствовал, что случилось несчастье.

Его опасения вскоре подтвердила подруга Матрены Маша. Она в слезах рассказала, что сани застряли на рельсах и рассыпались, а в это время шел паровоз и наехал на них. Погибли машинист, сын Фаддея и Матрена.

Утром в дом привезли гроб и все, что осталось от Матрены. Пришли проститься с ней сестры, плакали “на показ” и обвиняли Фаддея в смерти женщины. Искренне горевали лишь Кира да вторая Матрена. Сам Фаддей на поминки не пришел, но затем появлялся в доме и ругался с сестрами Матрены за имущество.

В итоге этот дом и скудное имущество Матрены как-то удалось поделить между родственниками, чтобы все не забрал сельсовет. Женщина прожила честную и праведную жизнь, но не смогла практически ничего скопить к старости.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына – он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось “годиков на десять”. То есть пришлось отсидеть ни за что – как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях. Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке – подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку “в […]...
  2. Фаддей Фаддей Миронович – один из персонажей рассказа “Матренин двор”, бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила. Ее […]...
  3. Матрена – одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…”. Героиня перенесла много […]...
  4. Действие происходит “на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”. Повествование ведется от первого лица, и сам рассказчик, его судьба очень напоминают самого А. Солженицына, его судьбу. Рассказчик приехал “просто в Россию”, никто его уже не ждал, так как с возвращением он опоздал “годиков на десять”. Он попросился […]...
  5. (Сокращенный вариант) Рассказ (1959, опубл. 1963) Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, […]...
  6. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба […]...
  7. Лето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына (участвовал в войне, отсидел в лагере). Его мечта – преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там […]...
  8. Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно […]...
  9. В 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […]...
  10. “Не стоит село без праведника” – таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки. Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному […]...
  11. История создания Рассказ “Матренин двор” был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – “Не стоит село без праведника” (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала “Новый мир”, где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и […]...
  12. А. И. Солженицын Матренин двор Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, […]...
  13. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. “Матренин двор”. Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. […]...
  14. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части […]...
  15. Матрена Григорьева Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так […]...
  16. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость. Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить […]...
  17. Бывший зэк, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Жизнеописание простой русской женщины, не растерявшей в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств, легло в основу […]...
  18. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  19. “Матренин двор” – рассказ А. И. Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”. Изменения были направлены на то, […]...
  20. Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и […]...
  21. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”. Отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Действие происходит […]...
  22. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]...
  23. Краткое содержание Действие происходит “на сто восемьдесят четвертом километ­ре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”. Повество­вание ведется от первого лица, и сам рассказчик, его судьба очень напоминают самого А. Солженицына, его судьбу. Рассказчик приехал “просто в Россию”, никто его уже не ждал, так как с возвращением он опоздал “годиков на десять”. […]...
  24. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  25. Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ “Матренин двор”. В центре повествования – судьба деревенской женщины. Понятие “село” для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно […]...
  26. Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор” План I. Значение слова “праведник”. II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены. 2. Смерть Матрены. 3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены. III. Что остается людям. Не стоит село без праведника. Русская пословица Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына […]...
  27. “Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. А. И. Солженицын Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своем жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться […]...
  28. План: 1) Александр Солженицын: “Жить не по лжи!”. 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали […]...
  29. Матрена Васильевна, главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, предстает в этом отрывке как женщина терпеливая и выносливая. Не каждый человек смог бы так безропотно и настойчиво “добывать” заслуженную пенсию. За каждой бумажкой Матрена ходила пешком то в собес, который ” от Тальнова был в двадцати километрах”, то в сельский совет, что находился ” […]...
  30. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта “задержался с возвратом годиков на десять”, то есть отсидел в лагере, о чем говорит еще и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, […]...
  31. На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по Рязанской железной дороге “с добрых полгода после того поезда замедляли ход, почти как бы до ощупи”. Пассажиры льнули к окнам, желая видеть причину, о которой знали только машинисты. 1 Летом 1956 года автор-рассказчик Игнатич возвратился из знойного Казахстана в Россию, еще точно не определив, куда поедет, нигде […]...
  32. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Второе название -“Матренин двор” […]...
  33. В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее […]...
  34. В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие. А. Солженицын, “Матренин двор” Начнем с отрицания. […]...
  35. В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре­ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер­рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, […]...
  36. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]...
  37. Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность – это подвижничество, духовный подвиг. Но […]...
  38. Образ праведница ярко приведен в рассказе “Матренин двор”. Действие происходят в советское время на станции “Торфопродукт”. Обстановка достаточно хмурая: “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся”. Среди этой серости мы […]...

Летом 1956 год повествователь возвращался в Россию из Казахстана. Видимо там он пребывал в лагере, так как по его словам задержался он лет так на 10. На родине его никто не ждал. Он ехал с целью стать учителем математики.

Когда приехал, пошел в отдел кадров и сказал, что хочет работать в школе, которая находится подальше от железной дороги. Работающих в отделе кадров удивило это, так как в то время все наоборот хотели работать в центре. Но место ему все-таки нашли. Это было Высокое Поле. Одно название городишки очень радовало автора.

Приехав в эту деревню, ему очень понравилось это место. Там было красиво хорошо и уютно. Но, к сожалению, там не пекли хлеб и не торговали ничем съедобным. И только один выход был ездить в центральный далекий гор за продуктами. Автор решает пойти снова в отдел кадров. Там долго сомневались в переводе. Но все-таки дали место. Поставили печать с надписью «Торфпродукт». Это было название станции. Куда было легко приехать, но тяжело уехать. Хмурый поселок, состоящий из бараков и домиков. И совсем без леса. Переночевав на станционной лавочке, автор решил идти дальше. Увидел он базар. Было рано и поэтому там никого не было, кроме одной женщины, которая продавала молоко. Рассказчик подошел к ней и купил молока. Стал сразу пить. В разговоре с ней он узнал, что кроме серого поселка Торфпродукт за бугром есть деревушка под названием Тальново. А за ней целая куча таких деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. У автора появилась надежда о том, что его мечта сбудется, что он найдет то зачем приехал из Азии. Он попросил продавщицу после базара отвести его в Тальново и подыскать ему жилье. Не смотря на то, что рассказчик казался выгодным квартирантом, найти жилье было трудно. Но женщина та привела его в такое место, где вокруг было очень красиво. И сказала, что есть одна женщина Матрена. У нее не так красиво, так как она болеет, и запустила дом. Но попробовать можно.

Дом Матрены находился на окраине. Был он большой но уже старый. Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одна одинокая женщина лет шестидесяти. Новая знакомая автора открыла калитку, и они зашли во двор. А затем и в сам дом. Матрена лежала на печи, ее лицо было желтым и больным. Видно недуг совсем ее измотал. Она не очень обрадовалась квартиранту. Так как болеет, и не сможет ему не принести, не подать ничего. Но сказала, пусть живет. Хоть и посоветовала автору походить по некоторым женщинам, которые тоже могли его приютить. В итоге рассказчик походил по тем домам. Но все равно знал, что жить он будет у Матрены Васильевны. И когда вернулся к ней. Она его, казалось, даже с радостью встретила. Они обсудили цену и то, что ему школа, в которой он будет работать, должна предоставить торф.

Матрена Ивановна не получала не рубля от государства и от родных. Пенсию не платили. В колхозе работала за палочки в трудовой книге. Родные ей помогали мало. В общем, поселился автор у Матрены Васильевны. Помимо него в доме жила кошка с больной лапой, мыши и тараканы. И электричество в доме было. Автор свыкся со всем в этом доме. Даже с шуршанием мышей и тараканов за стеной. Матрена Ивановна вставала в 4-5 утра. Растапливала печь. Кормила свое единственное животное в хозяйстве – козу, таскала три ведра воды, себе, козе и автору. Рассказчик просыпался всегда позже ее, говорил «доброе утро Матрена Васильевна». И всегда слышал доброжелательный ответ. А затем она его звала к завтраку. Не всегда это было вкусно. Часто пригорало или было недосолено. А в большинстве случаев от этой еды оставался на зубах налет или изжога. Но в этом не было вины хозяйки, все из-за нехватки хороших продуктов. Но всегда автор съедал все. Терпеливо откладывал либо волос, либо тараканью ножку. И никогда не смел, упрекать Матрену Васильевну. Да и она сама все понимала.

В ту осень много было у хозяйки бед. Вышел новый пенсионный закон. Она пыталась добиться, чтоб ей выплачивали пенсию. Но из-за того, что она работала в колхозе, а не на заводе, получить она ее не могла. Только если за утерю мужа, как кормильца. Но его не было в живых еще с войны, поэтому документов необходимых собрать она уже не могла. Для Матрены Васильевны самое лучшее средство от плохого настроения – была работа. Она всегда только этим и спасалась. Она называет автора Игнатич. Торфа на местных жителей выделялось мало, и им приходилось воровать. Но рассказчику, как учителю выделялась машина этого добра. У этой женщины всегда было много разных забот, то торф пойти принести, то пеньков, то еще чего то. Но больше всего усилий и времени отбирала коза. Так как ей каждый день необходимо нарвать травы, ее еще найти нужно было, именно поэтому в хозяйстве у нее была только она. А местный председатель и вовсе забрал часть земель жителей. И его жена заставляла помогать колхозу, и Матрену в том числе. Причем говорила еще, чтоб те брали свои вилы, лопаты и прочие приспособления. И никому не было интересно, что эта женщина жила без мужа и была больна. Но, не смотря ни на что, она всегда всем помогала. Была она безотказной в хозяйственных работах.

В ту зиму наладилась немного жизнь Матрены Васильевны. Стала она получать деньги. Пенсию – около 80 рублей. И 100 с копейками от квартиранта, т.е. автора и от школы. Благодаря этим средствам она заказала себе скатать новые валенки, купила телогрейку, перешила пальто и в подкладку вшила 200 рублей на похороны. И немного повеселела ее жизнь. Чаще она стала ходить к своей подруге Маше. А к себе гостей звала редко, только по праздникам. Однажды на крещение она пошла в церковь с котелком. Освятила воду, но котелка потом не обнаружила в церкви. И осталась на тот год она без священной воды. И это не смотря на то, что Матрена была скорее язычница. Верила приметам. Хоть и говорила всегда, перед любым делом «ну с богом».

Они друг к другу привыкли. Матрена была совсем не любопытная, как все женщины. И даже, когда автор рассказал, что сидел в тюрьме - она просто покачала головой. Автор же тоже почти ничего не знал о хозяйке дома. Только потом он выяснил, что Матрена вышла замуж до революции и сразу стала хозяйкой в доме, в котором они теперь живут, так как не было у нее не свекрови ни кого. Детей у нее было шестеро, но они один за другим умирали. Потом была, какая то воспитанница Кира. Муж не вернулся с войны, то ли был в плену, то ли умер. Но тела не было найдено, а может и вовсе женился, где-то за границей и забыл уже русский язык.

Однажды после возвращение со школы автор увидел в доме гостя. Это оказался сын ученика рассказчика, которого звали Григорьев Антошка. Этот мальчик был лентяй, он прекрасно понимал, что его в любом случае переведут в следующий класс, и от этого не учился, больше смеялся над учителями. А автор же ему от этого ставил только двойки и ничего выше них. Отец мальчика пришел узнать о плохой успеваемости сына и сказал, что проверяет теперь его дневник и даже его бьёт. Этого человека, который больше был похож не на отца, а на деда Антошки звали Фадей Миронович. Автор вспоминает, что однажды Матрена сама просила рассказчика ставить хорошие оценки Антошке Григорьеву. Но тогда автор не придал этому значения. И сейчас она стояла в проеме дверей и снова была просительницей. После ухода гостя автор узнал у Матрены, что оказывается этот Антошка сын брата ее без вести пропавшего мужа. И после этого их разговор прекратился.

Через пару часов, когда автор сидел за работой, зашла в дом Матрена и резко заявила, что она чуть не вышла когда-то замуж за этого Фадея Мироновича. Что он был старшим братом ее мужа, которого звали Ефим. Ей тогда было 19, а Фадею 23. Забрали его на войну германскую. Три года не было никакого известия от него. В итоге Матрене предложил выйти замуж младший брат Ефим, та согласилась. И через некоторое время вернулся Фадей с плена. Сказал, что если б это был не его брат, то порубал бы их обоих. Столько девушек было, на ком он мог жениться, но сказал, что женится только на той, которую будут звать Матрена. И нашел такую, по сей день живут. Только бьет он ее сильно. Автор вспоминает женщину, которая постоянно приходит жаловаться к Матрене Васильевне на своего мужа. Ефим же никогда не бил Матрену, один раз только ложкой по лбу ударил, так та обиделась и убежала в лес, больше и не трогал. Однако детей у Фадея с той Матерной было тоже шестеро, и все живые. А вот у Матрены Васильевны с Ефимом было шестеро, но не один из них до трех месяцев не доживал. И от этого все в деревне считали, что у Матрены порча. В сорок первом Фадея не взяли на войну из-за слепоты, а вот Ефима наоборот взяли. И не вернулся с нее он. И тогда Матрена попросила у той фадеевской Матрены кусочек Фадея – младшую дочь Киру. И жила девочка с ней лет 10, потом вышла замуж за молодого машиниста. И только от нее и исходит помощь хозяйки. То сахарку, то сальца передаст она ей. И Матрена тогда завещала горницу Кире, но на нее претендовали еще три сестры.

И тут приехала как раз эта Кира. Да Фадей, чтоб получить этот участок стал задумываться, что нужно молодым что-то построить. И загорелся он этим сильнее, чем Кира с мужем. С тех пор стал он все чаще приходить к Матрене, да уговаривать ее отдать горницу при жизни. Ей не было жалко ее отдавать, но все же она завещала ее Кире, а не Фаедею. И однажды в феврале. Фадей со своими сыновьями пришел и стал раскулачивать дом. Глаза его блестели. После небольшого перерыва из-за мороза горницу снова стали разбирать и перевозить. Всю погрузили они на тракторные сани. И после этого устроили они в доме Матрены гулянку. Потом все разошлись, и Матрена пошла провожать их. Однако после этого она долго не возвращалась. Автор думал, что она у своей подруги Машки, однако ее не было до часу.

Рассказчик проснулся от шумов на улицы. К нему зашли люди в шинелях и стали громко спрашивать, где хозяйка и пили ли тут те люди, которые повезли горницу на тракторе. Автор не понимал в чем дело. Одна осознавал, что Матрену за изготовление самогона могли арестовать. Игнатич убедил этих людей, что в этом доме не было никакой гулянки. В итоге они вышли с дома, ничего не объяснив. И только возле калитки сказали, что-то невнятное о том, что их разворотило, что не соберешь. И что-то о двадцать первом скором. Затем автор стал убираться в кухни. И услышал, что кто-то зашел, думал, что вернулась Матрена Васильевна. Но нет, зашла ее подруга Маша. Она была вся заплаканная. И она рассказала, что сани застряли на переезде. И в этой всей суматохе они не услышали звук приближавшегося поезда. В итоге троих он раздавил, в том числе и Матрену.

Автор лег спать, перед этим замкнувши дверь. Он лежал, и ему казалось, что Матрена в доме, и мечется по нему, прощаясь с каждым сантиметром. Потом он вспомнил рассказ ее о Фадее, как тот угрожал, что порубает ее и его брата, но не сделал этого в итоге. И все-таки слова его осуществились.

На рассвете женщины привезли на санях все, что осталось от Матрены. Не рук, не ног, все было вперемешку. Только лицо и правая рука осталась. Из дома вынесли все цветы, завесили зеркало и возле окна поставили гроб. К которому подходили деревенские попрощаться с ней. Все плакали, хотя их плач был словно по сценарию прописанный. Особенно сильно рыдали и причитали ее сестры. Которые уже все позабирали и сундук, и даже выпороли 200 рублей на похороны. И все плача обвиняли, что ее горница погубила, что она их не послушала. И так же театрально плакала и та Матрена, которую потом взял в жены Фадей. Плакала и Кира, из-за своей тети и из-за того, что мужа должны были судить. Так как он был вдвойне виновен и в том, что вез горницу и в том, что он был машинистом и знал правила неохраняемых переездов. Но самое главное, что Фадей не так уж страдал от того, что не стало его сына и женщины, которую он когда любил. Он больше переживал за то, что сестры Матрены могут забрать остальную часть дома.

Пока гробы стояли в домах, Фадей бегал и добивался, чтоб ему дали разрешение забрать остальную часть горницы. И ему дали это разрешение. В воскресение похоронили Матрену. Затем поминки. Но Фадей не пришел на них. Потом делили имущество. И договорившись, получилось так, что сестра одна забрала козу, сапожник с женой - избу, а Фадею засчитали ту горницу, которую он давно себе присвоил.

Позже автор поселился с одной из сестер мужа. Которая часто рассказывала гадости о Матрене. Что и муж ее не любил, и что любовницу он заводил. И что Матрена не следила за собой и хозяйство не заводила.

И только потом рассказчик сделал вывод, что Матрена Васильевна была тем самым праведником, без которого, по пословице, не стоит село.


Лето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына (участвовал в войне, отсидел в лагере). Его мечта – преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там не пекли хлеба и не продавали ничего съестного.

Он приезжает на станцию с неприятным названием Торфопродукт. Позже выясняется, что в округе есть еще и деревни с другими названиями: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово.

Рассказчик мирится с обстоятельствами, ему предстоит увидеть «кондовую Россию. Он останавливается в деревне Тальново. Хозяйку двора, где живет рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева или просто Матрена.

О своей жизни Матрена рассказала не сразу, думая, что это не столь занимательная информация для такого «культурного» человека, как постоялец. Его поражает история Матрены. Он находит её судьбу особенной, чего не замечают соседи и родственники Матрены. Муж оказывается пропавшим без вести на начальном этапе войны. Он любил Матрену, не смел бить ее, как другие мужья своих жен. Матрена же не любила его. Её должны были выдать за старшего брата мужа – Фаддея. Но тот пропал во время первой мировой войны. Матрене пришлось выйти замуж за младшего брата – Ефима.

Неожиданно для всех появляется Фаддей, который долгое время находился в венгерском плену. Он говорит, что не убил Матрену с мужем только по той причине, что Ефим – его брат. Фаддей до такой степени любил Матрену, что в жены он взял девушку с таким же именем. Она же родила ему шестеро детей, в то время как у Матрены умирали все дети от Ефима. Вся деревня пришла к выводу: Матрена – «порченая». Она и сама внушила себе это. Она решила взять под свою опеку дочь «второй Матрены», Киру. Занималась ее воспитанием на протяжении десяти лет, до того момента, пока Кира не вышла замуж. С мужем уехала она в поселок Черусти.

Матрене всю жизнь было не до себя. Ей приходилось постоянно работать на кого-то: на колхоз, на односельчан, делая при этом то что обычно по рукам только мужчине и при этом, она никогда не требовала платы. Она была в состоянии остановить коня на скаку, чего не смогли бы мужчины.

Образ Матрены является собирательным: с его помощью мы замечаем, что именно на таких женщинах, отдающих себя без остатка, и держится русская земля. Но это открытие совсем не радует его. Неужели Россия держится только на самоотверженности ее старух? Что будет с ней дальше?

Конец рассказа нелеп и трагичен. Помогая Фаддею перетаскивать через железнодорожные пути на санях часть избы, завещанной Кире, Матрена погибает. Фаддей, не дождавшись смерти Матрены, забирает наследство при ее жизни. Получается, что ее гибель спровоцирована.

На похоронах Матрены родственники плачут «из приличия», думая только о скорейшем разделе ее имущества. Фадей даже не появляется за поминальным столом.

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa .

Даже краткое содержание рассказа «Матренин двор», написанного А.Солженицыным в 1963 году, способно дать читателю представление о патриархальной жизни русской деревенской глубинки.

Краткое содержание «Матренин двор» (введение)

По пути из Москвы, на 184 километре по Муромской и Казанской ветке даже через полгода после описанных событий поезда поневоле замедляли ход. По причине, известной только рассказчику и машинистам.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.1)

Рассказчик, вернувшись из Азии в 1956 году, после долгого отсутствия (воевал, но не сразу вернулся с войны, получил 10 лет лагерей), устроился работать в поселковую школу российской глубинки учителем математики. Не желая жить в поселковом бараке "Торфопродукта", он искал угол в сельском доме. В деревне Тальново квартиранта привели к Матрене Васильевне Григорьевой, одинокой женщине лет шестидесяти.

Изба Матрены была старая и добротная, построенная для большой семьи. Просторное помещение было темноватым, у окна в горшках и кадках безмолвно "толпились" фикусы - любимцы хозяйки. В доме еще жили колченогая кошка, мыши, а в крошечной кухоньке - тараканы.

Матрена Васильевна хворала, но инвалидности не давали, а пенсии не получала она, не имея отношения к рабочему классу. В колхозе работала за трудодни, то есть денег не было.

Питалась сама Матрена и кормила Игнатича - учителя-постояльца - скудно: мелким картофелем и кашей из самой дешевой крупы. Топливо селяне вынуждены были воровать у треста, за что их могли посадить. Хоть в округе и добывали торф, но местным жителям продавать не полагалось.

Нелегкая жизнь Матрены состояла из разных дел: сбор торфа и сухих пеньков, а также брусники на болотах, беготня по конторам за справками для пенсии, добыча тайком сена для козы, а также родственники и соседки. Но в эту зиму жизнь немного наладилась - отпустила болезнь, и стали платить ей за квартиранта и крошечную пенсию. Она была счастлива, что смогла заказать новые валенки, перешить в пальто старую железнодорожную шинель и купить новую телогрейку.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.2)

Однажды учитель застал в избе черного бородатого старика - Фаддея Григорьева, что пришел просить за сына-двоечника. Оказалось, что за Фаддея Матрена должна была выйти замуж, но его забрали на войну, и три года от него не было вестей. К ней посватался Ефим, его младший брат (после смерти матери рук в семье не хватало), и она пошла за него замуж в избу, построенную их отцом, где и жила по сей день.

Фаддей, вернувшись из плена, не изрубил их только потому, что пожалел брата. Он женился, выбрав тоже Матрену, срубил новую избу, где и теперь жил с женой и шестью детьми. Та, другая Матрена, часто после побоев прибегала жаловаться на жадность и жестокость мужа.

У Матрены Васильевны своих детей не было, шестерых новорожденных до войны схоронила. Ефима забрали на войну, и он пропал без вести.

Тогда попросила Матрена у своей тезки ребеночка на воспитание. Воспитала, как родную, девочку Киру, которую удачно выдала замуж - за молодого машиниста в соседнюю деревню, откуда иногда ей присылали помощь. Часто болея, женщина решила часть избы завещать Кире, хотя на нее рассчитывали три Матренины сестры.

Кира попросила свое наследство, чтобы со временем построить дом. Старик Фаддей потребовал отдать избу при жизни Матрены, хотя ей до смерти было жаль ломать дом, в котором прожила сорок лет.

Он собрал родственников, чтобы разобрать горницу, а потом еще раз собрать, избу он еще парнем на пару с отцом строил для себя и первой Матрены. Пока стучали топоры мужчин, женщины готовили самогон и закуску.

При перевозке избы на застряли сани с досками. Под колесами паровоза погибли три человека, в том числе и Матрена.

Краткое содержание «Матренин двор» (ч.3)

На деревенских похоронах отпевание было больше похоже на сведение счетов. Сестры Матрены, причитая над гробом, излагали свои мысли - отстаивали права на ее наследство, а родственницы покойного мужа не соглашались. Ненасытный Фаддей правдами-неправдами затащил-таки бревна подаренной горницы к себе во двор: терять добро было неприлично и стыдно.

Слушая отзывы односельчан о Матрене, учитель понял, что она не вписывалась в обычные рамки крестьянских представлений о счастье: не держала поросенка, не стремилась обзавестись добром и нарядами, скрывающими под своим блеском все пороки и уродство души. Горе от потери детей и мужа не сделало ее злой и бессердечной: она по-прежнему помогала всем бесплатно и радовалась всему хорошему, что встречалось ей в жизни. А нажила-то всего фикусы, колченогую кошку и грязно-белую козу. Все, кто жили рядом, не понимали, что она-то и есть истинная праведница, без которой не стоять ни деревне, ни городу, ни земле нашей.

В своем рассказе Солженицын ("Матренин двор") краткое содержание не включает этот эпизод, пишет, что Матрена верила неистово, скорее была язычницей. Но оказалось, что в жизни своей она ни на йоту не отступала от правил христианской морали и нравственности.

Чтобы лучше подготовиться к учебному году, необходимо летом прочитать как можно больше произведений из списка литературы. Именно так найдется больше времени осенью для получения новых знаний. Если сейчас на всё не хватает сил, то в этом случае можно пролистать краткий пересказ по главам. Здесь мы предлагаем к прочтению известный, полезный для сочинений и экзаменов рассказ Солженицына «Матрёнин двор», анализ которого вы можете найти .

На календаре 1956 год. Рассказчик, желающий обрести спокойствие и тишину, прибывает в городок с необычным названием – Высокое поле. Но здесь он не находит покоя, поэтому перенаправляется в поселок Торфпродукт (или село Тальново). Герой останавливается у пожилой женщины Матрёны (вот ее ). Внутреннее убранство избы было не самым лучшим: по полу бегали тараканы, мыши, а в ноги ластилась хромая кошка.

Жила Матрёна по определенному, установленному режиму: подъем в 5 утра, кормление козы да приготовление простого завтрака своему квартиранту – рассказчику. Правда, не было у женщины пенсии, потому что в погоне за бесконечными печатями нужно проходить огромное количество километров, а возможности не позволяли.

Местные жители села Торфпродукта жили бедно. Почва была не совсем пригодна для урожая, а торф, окружающий поселение, принадлежал не тальновским людям. Они каждый год в тайне его воровали, чтобы отапливать свои дома зимой.

Отличительной особенностью Матрёны было то, что она всегда приходила всем на помощь. Так, например, женщина никогда не отказывала сельчанам по хозяйству. Она с радостью занималась чужими огородами и радовалась чужому урожаю.

Самым затратным для героини было регулярное кормление пастухов раз в полтора месяца. Тогда Матрёна тратила большие деньги на покупки таких продуктов, которых никогда и не ела сама. Но отказать она не могла….

Наступила зима, и героиня всё же получила пенсию. После этого она будто расцвела: она купила себе новые валенки, пальто, а оставшиеся деньги отложила на похороны. Но, несмотря на всю отзывчивость и помощь, односельчане стали ей завидовать.

Когда пришла пора Крещения, неожиданно в гости пришли сестры главной героини. Возможно, они хотели забрать себе часть Матрёниной пенсии, но саму женщину это не волновало. Её огорчением было лишь украденное ведёрко со святой водой из церкви.

Глава 2

Ни сам рассказчик, ни Матрёна особо не делились личной жизнью. Постоялец лишь поведал о том, что сидел в тюрьме, а героиня поделилась своей несчастной долей: вышла замуж, но все дети скоропостижно скончались, а затем муж не пришёл с фронта.

Однажды в гости заходит некий Фаддей. Позже рассказчик узнает, что это младший брат мужа Матрёны. В тот же самый вечер женщина решается рассказать о своей жизни более подробно.

Всю свою жизнь героиня любила лишь Фаддея, но вышла замуж за его родного брата, потому что любимый пропал без вести на фронте, и родственники настояли, чтобы девка не томилась, а шла замуж и помогала семье жениха по хозяйству. К сожалению, из их шести детей не выжил никто. После возращения из плена, Фаддей возненавидел родственников за предательство, женился и стал отцом шестерых детей.

Вскоре на войну забирают и старшего брата, мужа Матрёны, но он пропадает без вести. В помощницы по хозяйству героиня берёт племянницу Киру, которую воспитывает в течение десяти лет. Чувствуя ухудшение здоровья, Матрёна пишет завещание, в котором часть дома отдаёт юной девушке.

Спустя несколько лет Кира выходит замуж и становится собственницей пустого участка земли. Фаддей не находит ничего лучше, как перенести часть Матрёниного дома в другое село. Героиня соглашается это сделать. Мужчина быстро разобрал небольшую пристройку к дому, поместил всё в сани и отправился в соседнее село. Матрёна и один из сыновей Фаддея сели во вторые сани, которые у железной дороги застряли и сломались. Из-за сильного грохота трактора никто не расслышал гудок приближающегося паровоза…В час ночи Тальново облетела страшная новость – на железнодорожных путях погибли сын Фаддея и Матрёна.

Глава 3

Утром привезли тело главной героини. Наступило время похорон. Лишь Кира и жена Фаддея искренне горевали по умершей Матрёне. Остальные делали это на показ. Самого Фаддея в этот день не было, да и переживал он больше о том, как же всё-таки перевести участок дома покойной.

Матрёну похоронили по всем традициям, а избу её закололи досками. Рассказчику пришлось искать новое жилье. О героине он всегда отзывался добрыми, ласковыми словами. По его мнению, Матрёна была праведником, на котором держалось село.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!