Барьеры педагогического общения преподавателя презентация. Технология педагогического общения. Основы педагогического общения

Слайд 2

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Слайд 3

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.

Слайд 4

Стили общения

Слайд 5

Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Слайд 6

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Слайд 7

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Слайд 8

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Слайд 9

Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Слайд 10

Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Слайд 11

Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Слайд 12

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее: Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

Слайд 13

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Слайд 14

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Слайд 15

Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Слайд 16

Модели общения педагога

  • Слайд 17

    Модель 1

    Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве “общего контекста” к науке. Такая позиция, как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой. Негативные последствия - отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда – пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.

    Слайд 18

    Модель 2

    Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить: подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися; преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить; отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников; снисходительно - покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать “взрослое” взаимодействие. Негативные последствия - отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю.

    Слайд 19

    Модель 3

    Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными: учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным; учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся; не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным. Негативные последствия - на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения, она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. “Узор” общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально - психологической основы урока.

    Слайд 20

    Модель 4

    Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению. Негативные последствия - теряется обратная связь, вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум, педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе, учебно - воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.

    Слайд 21

    Модель 5

    Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения. Негативные последствия - такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально - психологической аранжировке воспитания и обучения. В ходе учебно - воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.

    Слайд 22

    Модель 6

    Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п. Негативные последствия - педагог превращается в единственную движущую силу учебно - воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, а, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно - потребностная сфера обучения и воспитания, теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.

    Слайд 23

    Модель 7

    Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п. Негативные последствия - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.

    Слайд 24

    Модель 8

    В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

    Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д. 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

    Слайд 27

    6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении). 7. Продуктивность общения. 8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий. 9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

    Слайд 28

    План анализа педагогической ситуации: 1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). 2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации). 4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации. 6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.


    О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей: Тренинг

    Слайд 32

    А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше? - А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу? - Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами. - Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: «Улыбаться будешь в коридоре!» А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять? - У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина. - Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?

    Слайд 33

    1. Оцените информацию каждого высказывания детей. Какие из этих высказываний вызовут тревогу, настороженность родителей? Почему? 2. Какая реакция родителей на каждое высказывание будет наиболее педагогически правильной? А какая реакция возможна? 3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если бы, будучи классным руководителем или руководителем педагогического коллектива школы, получили такую информацию от родителей своих учеников?

    Слайд 34

    Предлагается испытать себя в следующих ситуациях. 1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома. 2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо - поговорите с ней. 3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, - вы стараетесь его переубедить. 4. На перемене старшеклассник обидел второклассника - поговорите со старшеклассником. Тренинг

    Слайд 35

    Слайд 36

    Предлагается начать объяснять новый материал (в роли учеников - коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях. Процедура "Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия"

    Посмотреть все слайды

    Татьяна Зверева
    Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

    Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

    Текст к презентации

    «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

    Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушно холодом дышать.

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят, и чернят.

    1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

    Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

    В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

    Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

    СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

    В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

    1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

    2) Общение-дистанция

    3) Общение – устрашение

    4) Заигрывание

    Все стили общения вам понятны по названию.

    Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

    Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

    СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

    (по Р. Липпиту и К. Уайту)

    Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

    Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

    СЛАЙД 5: Демократический

    Аналогично

    СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

    Аналогично

    СЛАЙД 7: Смешанный стиль

    В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

    СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

    (по Н. Е. Щурковой)

    Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

    СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

    Какие схемы вы отнесете к уровневым?

    В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

    «Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

    «Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

    Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

    Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

    Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

    Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

    СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

    СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

    Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

    СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

    СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

    Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

    Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

    СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

    Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

    На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

    СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

    СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!






    Педагогическое мастерство Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей.


    Педагогическая техника В основе педагогической техники лежит психология общения. В основе педагогической техники лежит психология общения. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.


    Функции общения: информационная информационная контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.


    Характеристики общения (по Климову Е. А.): Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей". Умение слушать и выслушивать. Широкий кругозор. Речевая (коммуникативная) культура. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно смоделировать внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту". "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше". Способность сопереживать. Наблюдательность и др.








    Свойства общения По американскому психотерапевту Э. Берну, в человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.) Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.)


    Свойства общения Примитивный уровень Примитивный уровень Манипулятивный уровень Манипулятивный уровень Стандартизированный уровень Стандартизированный уровень Конвенциональный уровень Конвенциональный уровень Деловой уровень Деловой уровень Игровой уровень Игровой уровень Духовный уровень Духовный уровень












    Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения - авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.




    Личностно-ориентированная модель общения Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.


    В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения) -адекватное оценивание индивидуальных особенностей детей, их интересы, склонности, настроения; обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).


    Механизмами межличностного восприятия проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания). стереотипизация (механизм межличностного познания).


    Социально-перцептивные стереотипы: Антропологические - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика. Этнонациональные - психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Социально-статусные - оценка личностных качеств человека от его социального статуса. Социально-ролевые - оценка человека от его социальной роли. Экспрессивно-эстетические - оценка личности от внешней привлекательности человека (эффект красоты). Вербально-поведенческие - оценка личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики и др.).


    Психологические условия умения убеждать Поставить психологическую проблему. Поставить психологическую проблему. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Подберите логику. Подберите логику. Найдите аргументы. Найдите аргументы. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Подведите итог. Подведите итог. Сделайте вывод. Сделайте вывод. 26 1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров? 2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбирать в какое, то кем бы ты стал? 3. Твоя любимая пословица, поговорка или афоризм? 4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат, то я...» 5. Какое качество в человеке тебе очень неприятно? 6. Что бы ты сделал с выигрышем в один миллион рублей? 7. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было лет? 8. Что нельзя купить за деньги? 9. От какого качества личности ты хотел бы избавиться? 10. Продолжите предложение: «Когда я стану педагогом, я буду...» Ответьте письменно на следующие вопросы:


    Повестка педсовета

    Позитивный настрой.Учитель самопознания Фахриева Э.Т.

    1.Анализ успеваемости за 1 четверть

    Директор школы №155 Шулакаева К.А.

    2. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов. МО учителей казахского языка и литературы Бегимбек Л.А.

    3.Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.Речевая коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия.

    МО учителей общественно-гуманитарного цикла Окунева Т.Ю.

    4.Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель-ученик».Пединтуиция и педтакт. МО ЕМЦ Фахриева Э.Т.

    5.Современные подходы к стилям педагогического общения. МОнач.кл Популова Н.В.

    6 учителя информатики Ахмадуллаевой Б.Х.

    7 Рефлексия.Учитель физики Абдикаров Р.Н. Фахриева Э.Т.


    это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.





    • средство решения учебных задач;
    • социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;
    • способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

    Задачи обучения

    развивающая

    образовательная

    воспитательная


    • обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися,
    • формировать положительную мотивацию обучения,
    • создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

    • наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми,
    • формировать познавательную направленность личности,
    • преодолевать психологические барьеры,
    • складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе.

    • создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
    • преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
    • создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
    • осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств.

    • Взаимодействие человека с самим собой.
    • Взаимодействие человека с другим человеком.
    • Взаимодействие с определённой системой.

    • Самопознание,
    • самопроектирование,
    • самоанализ,
    • самооценка.

    Другая личность более значима

    Равноправность партнёров

    Уровни общения

    Мнение другой личности не играет никакой роли


    УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

    Ученик выступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив.



    Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия:

    • взаимопознание;
    • взаимопонимание;
    • взаимоотношение;
    • взаимовлияние.

    Л.В. Байбородова


    • сотрудничество,
    • диалог,
    • соглашение,
    • опека,
    • подавление,
    • конфликт,
    • индифферентность,
    • конфронтация.

    Анализ взаимодействия

    «учитель – ученик» (ученики)

    Учащимся предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов теста, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ. Все вопросы рассматриваются по отношению к конкретному учителю. Фамилия учителя нигде не указывается.


    Возможные пути улучшения педагогического взаимодействия

    С чего начинается взаимодействие учитель – ученик?

    Что делает учитель, заходя в класс?

    На что обращаем внимание в первую очередь?

    Речь человека, его внешний вид, настроение.


    • Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику;
    • Единые требования, контроль;
    • Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам;
    • Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога;
    • Положительное отношение к критике;
    • Расширение кругозора преподавателя;
    • Стимулирование учеников поощрением;
    • Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада);
    • Опора в работе на группы детей;
    • Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны.





    Повышение психолого-педагогической компетентности педагога

    Овладение педагогической этикой и тактом;

    Освоение эффективных педагогических технологий;

    Соблюдение единства требований;

    Собственная дисциплинированность;

    Контроль собственного эмоционального состояния, умение владеть собой;

    Овладение приемами общения;

    Повышение обшей культуры педагога.



    Функции общения

    Характеристика

    Информационная

    Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.

    Контактная

    Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.

    Побудительная

    Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

    Координационная

    Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

    Понимания

    Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.

    Установление отношений

    Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.


    • Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
    • Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
    • Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

    • Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
    • Общение на основе дружеского расположения.
    • Общение-диалог.
    • Общение-дистанция.
    • Общение-устрашение.
    • Общение-заигрывание.

    название моделей

    характеристика

    1. Модель дикторская ("Монблан").

    следствие

    Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.

    2. Модель неконтактная ("Китайская стена").

    отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

    Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.

    3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")

    4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").

    слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

    Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.

    нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

    Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

    5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").

    практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).

    Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.

    обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.

    название моделей

    характеристика

    6. Модель негибкого реагирования ("Робот").

    Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

    следствие

    Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.

    8. Модель активного взаимодействия ("Союз").

    низкий эффект социального взаимодействия.

    Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

    воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

    Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.





    • Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном

    построении высказываний;

    • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
    • Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
    • Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

    • Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
    • Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
    • Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
    • «Игровая провокация».

    Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.

    • Справедливость
    • Умение поставить себя на место другого
    • Доброта
    • Сдержанность
    • Терпимость
    • Красота, стиль
    • Хорошие вербальные способности
    • Доступность изложения материала
    • Строгость
    • Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
    • Интерес к людям и работе с ними;
    • Гибкость, оперативно-творческое мышление;
    • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
    • Умение управлять собой;
    • Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
    • Способность к спонтанности коммуникаций;
    • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
    • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
    • Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)