Пушкин в лицее. Открытие лицея 5 интересных вопросов о царском лицеи

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Лицей (с большой буквы)

Для наших просвещённых соотечественников всегда было два написания для учебных заведений, начало которым положил у нас император Александр I основанием в Царском Селе, под Санкт-Петербургом, необычной, высокого уровня школы для мальчиков, уже умеющих читать и писать, сведущих в мировой истории и сносно изъяснявшихся по-французски и по-немецки. Это элитное заведение, торжественно открытое 19 октября 1811 года (200 лет назад!) в присутствии государя, членов царской семьи, министра просвещения, высших сановников и «прочих первенствующих лиц», получило название Императорский Царскосельский лицей.

Но после 1843 года, когда заведение, переименованное в Александровский лицей , перевели в столицу, где он просуществовал до мая 1918 года, всё чаще в разговорах и частной переписке стало звучать название «Пушкинский ». Но только когда речь заходила именно о той, ставшей легендарной школе, чья фантомная тень навсегда осталась в умолкнувшем флигеле, откуда летом 1817 года был выпущен для служения Отечеству Александр Пушкин, со товарищи. Именно тот, с 32-летней историей, и при этом вечный Пушкинский лицей, получил и укороченное до одного слова название Лицей. Да, с прописной буквы , в отличие от других «старорежимных» лицеев, например, от Одесского. Тем более лицеи, произросшие из захудалых десятилеток один за другим после перестройки и отличные от последних лишь вывеской, вряд ли смогут претендовать и через 100 лет на прописную «Л». Такую честь надо заслужить. Возражающий мне может сослаться на то, что Пушкины не каждое столетие рождаются. Согласен, только не в одном выдающемся выпускнике причина такой чести. Есть другие причины. Об этом и поговорим.

Мнение электронного ума

Помнится, несколько лет назад попалось мне на глаза любопытное сообщение в неком печатном издании. К досаде своей, не удосужился сделать выписку из прочитанного, отметить дату публикации и само издание. Теперь просто пересказываю, по памяти. Сообщалось, что в один «электронный мозг» (из самых «умных» на то время) некие энтузиасты от образования заложили, сколько могли собрать, сведения о высших учебных заведениях мира от Академии Платона и Ликея Аристотеля до нынешних прославленных университетов развитых стран. А потом спросили, какой из вузов оказался за эти почти 24 века наиболее совершенным по основным показателям, характеризующим уровень учебного заведения. Вопрошаемое творение человека последних лет ХХ века, как положено, подумало и уверенно ответило: Лицей в Царском Селе . Притом, помнится, такой вывод был сделан для начального периода этого учебного заведения. Такая вот для нас честь, соотечественники. Жаль, что касается она прошлого. Я запомнил сам факт, но цепочка рассуждений и доказательств в моей памяти, разумеется, распалась.

Давайте вместе с вами, читатели, пороемся в ворохе доступной нам информации. Может быть, и найдём если не то самое-самое, что позволило «умной машине» сделать такой вывод, то обнаружатся какие-нибудь особенности, позволяющее Пушкинскому (именно Пушкинскому!) лицею (или просто Лицею) занять выдающееся место в ряду учебных заведений всех времён. В чём секрет совершенства Лицея, если не абсолютного, то относительного по сравнению с известными учебными заведения университетского уровня? Возможно, приблизиться к удовлетворительному ответу на этот вопрос нам поможет знакомство с сохранившимися документами, с воспоминаниями лиц, причастных к Лицею.

Царская задумка

На самом деле автором проекта был сын сельского священника М.М. Сперанский, который, получив должность Государственного секретаря в 1810 году, стал вторым властным лицом в империи. Но второй - не первый. Так и вижу его, входящим к первому (Александру) с идеей. Изложение её свежий сановник, предполагаю, начал таким вступлением: «Как вы изволили пожелать, ваше императорское величество, я кое-что добавил Вашему проекту...» Разумеется, «своего проекта» царь вспомнить не мог, поэтому ободряюще улыбнулся глазами (знаменитая александровская «улыбка глаз»), мол, продолжайте, любезнейший Михал Михалыч. Тот вдохновенно зачастил:

«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной "» (эта фраза войдёт в первый пункт лицейского устава). По замыслу реформатора, ставшего «замыслом» самодержца, доигрывающего юношескую роль республиканца, создавалась высшая дворянская школа для всесторонней подготовки как чиновников высокого ранга, так и высокообразованных военных, дабы русская «наука побеждать» превратилась действительно в науку.

Втайне попович-реформатор мечтал о воспитании государственников, способных преобразовать самодержавную, крепостническую Россию в государство равных перед законом сословий, с лично свободными гражданами, с просвещённым монархом во главе. А просвещать наследников престола и других детей августейшего семейства хозяева Зимнего дворца решили сначала в том же лицее. Но эту затею сорвала мать-императрица, когда доведалась, что, по капризу её царствующего сына, в учебных классах, рядом с отпрысками старинных аристократических родов, будут сидеть чуть ли не «подлые».

Намечалось строго требовать с будущих выпускников основательных знаний энциклопедического характера. Упор делался на гуманитарные и юридические науки. Первые тогда назывались «нравственными». Под ними подразумевались «...все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих» (из устава Лицея). Лицеист виделся не просто копилкой знаний. От него требовалось научиться мыслить и воспитать в себе, с помощью наставников, потребность трудиться для блага Отечества.

Начало - заявка на успех

Отбор в Лицей прошёл один из десяти соперников. Экзаменовали с пристрастием, поскольку зачисленным подросткам, в основном, 10-12 лет, предстояло за первые три года пройти курс старших классов гимназии, а за последующие три - университетские курсы словесного, нравственно-политического и физико-математического факультетов. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, даже больше, ибо новая в России школа - это особое, единственное в своём роде учебное заведение. Оно - Лицей! И этим всё сказано.

При одинаковых знаниях двух конкурентов предпочтение отдавалось тому, кто, по социальному положению семьи, более нуждался в обучении на казённый счёт. Таким образом, в первом лицейском наборе оказались княжич из Рюрикова рода и сын нетитулованного гусара из Полтавы, несостоятельного однодворца, владельца одной «души». Это делалось гласно. Это было первым уроком справедливости, добра и сострадания. Спустя шесть лет, при выпуске из Лицея, один из двух претендентов на большую золотую медаль, самолюбивый, настроенный на карьеру юноша, со связями, из богатой семьи, добровольно уступит вожделённое золото равноценному претенденту, более в нём заинтересованному, мужественно удовлетворится второй по значению медалью. Вот «святое братство» (по А.Пушкину) на деле.

Ещё один важный урок получили лицеисты на торжественном открытии Лицея. Его преподал адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, подведший итог программной речи словами: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Присутствующие, в том числе подростки, обратили внимание на то, что в присутствии Александра I оратор ни разу не упомянул государя, что было случаем небывалым, так как лесть в адрес власть имущих везде и всегда считалась и считается уместной. И ещё стало известно воспитанникам: приятно удивлённый император на следующий день прислал Куницыну Владимирский крест. Выходило, такой поступок поощряется, как доблесть, как поступок чести. Это запомнилось лицеистам на всю жизнь.

Устройство Лицея - повод для размышления

Для прирождённых добытчиков знаний ломоносовского типа состояние, внешний вид школьного здания имеет второстепенное значение. Было бы где учиться. А холод в тесных классах, протекающая крыша, мышиный писк под гнилым полом, оконца с мутными стёклами, за которыми серая стена соседнего строения; тем более, архитектурная эстетика не столь важны, когда цель благородна. Но, согласитесь, грызть науки легче, веселей в тепле и сухости под высоким потолком просторного помещения, у большого окна с видом на солнечную даль.

Устроители Лицея, в поисках подходящего помещения, остановились на пристройке Екатерининского дворца. Место на границе обширного парка и уютного царского городка, наречённого под пасторальное настроение селом. Знаменитый архитектор Стасов, изменив интерьер устройством просторных, светлых зал, приспособил четырёхэтажный флигель под школу. Самая маленькая классная комната воспринимались как зальце. Внизу разместились хозяйственники, наставники и гувернёры. Бельэтаж отвели под канцелярию, столовую и больницу; здесь находился конференц-зал, в котором прославленный «старик Державин» «заметит и благословит» на поэтическое служение кудрявого лицеиста. Третий этаж учебный - классы, кабинеты, библиотека, читальня, зал для отдыха и забав. На самом верху, под чердаком, устроили общежитие с отдельными «нумерами» для пансионеров : железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Моя студенческая келья , - окрестил свой «нумер» 14 его жилец с острым язычком.

Даже те ученики, которые привыкли к домашней роскоши, переступив порог Лицея, были поражены убранством помещений: редкий в те годы паркет на средних этажах, обилие зеркал во всю стену, мебель, обитая узорчатым шёлком. Подъезжающие к флигелю впечатлялись видом живописного парка, в котором эстетические образы античности соседствовали с памятниками русской славы екатерининской эпохи. Всё вокруг - фундаментальные учебные пособия. Над прудом возвышалась Чесменская колонна, воздвигнутая в память одноименной победы русского флота над турецким в Средиземном море 41 год тому назад. Дольше других не спускал с неё глаз один из новоиспечённых студентов; он знал: среди героев сражения значится дядя его маменьки, Иван Ганнибал.

Может ли теперешний школяр или студент, избалованный двух (а то и трёх)-месячными летними каникулами, да ещё осенними, зимними и весенними, наслаждающийся бездельем двух выходных в неделю, представить себе учебный год длиной в 11 месяцев на протяжении шести, без малого, лет? Единственные каникулы - в июле (домой не отпускали; посещение родственниками - по особому распоряжению, в праздничные и воскресные дни. Но летом Царское Село становилось маленьким Птербургом, было людно и весело). Без классов (но не без учёбы) только воскресенье, в праздники. Уроки - семь часов в день (правда, с продолжительными перерывами), ещё повторение, закрепление пройденного. С первого взгляда кажется, что такая нагрузка на юный организм непомерна, что, в лучшем случае, она может вызвать лишь отвращение учащегося от наук. Однако ни один лицеист этим не отличился. Почему? Эффект лёгкого восприятия отнюдь не лёгкого ученья достигался его распределением во времени, чередованием с продолжительными прогулками и занятиями спортом. Наконец, возможностью отдохнуть от обязательных предметов, занимаясь любимыми искусствами, чтением, играми. Чтобы не быть голословным, обращаю внимание читателей на распорядок дня лицеистов.

Поднимали их в шесть утра. Один час на туалет и молитву. От 7 до 9 часов - классы. Потом чай с булкой и первая прогулка, в любую погоду. С 10 до 12 опять классы, за ними следует вторая прогулка до первого часу пополудни. Возвращаются к обеду из трёх блюд. С 14 до 15 часов отдых сменой занятий: чистописанье или рисованье. И вновь уроки до 17 часов, чай, третья прогулка. После нё садились за повторение уроков; отстающие шли в вспомогательный класс. Успешные читали, делали журналы, занимались художественным творчеством, состязались по иностранным языкам. В половине девятого шли ужинать (два блюда). Потом отдых и развлечения. По словам Ивана Пущина, «мячик и беготня». Вообще, увлекались тогда купанием и коньками, верховой ездой, фехтованием и «танцеванием», гимнастическими упражнениями. К ночи так приятно перетруждались, что в 22 часа валились на койки замертво под мерные шаги дежурного дядьки в коридоре. Физическому здоровью способствовала строгая гигиена. Лицеисты по субботам ходили в баню. Неопрятные в классы, к общему столу не допускались, обслуга поддерживала чистоту платья и личных комнат. За провинности тягчайшим наказанием была изоляция в «нумере» с приставленным у дверей дядькой. О розгах и речи не велось, что отличало Лицей даже от Благородных пансионов. Словом, ничего в Лицее не было в тягость для питомцев. Во всём царила гармония.

«Науки », которые «юношей питали »

В гармонии между собой находились и отобранные для изучения науки. За два трёхгодичных курса первые 29 лицеистов изучали нравственные дисциплины (Закон Божий, этику, логику, правоведение, политическую экономию); словесные - риторику, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки; предметы исторические, куда кроме российской и всеобщей истории, входила физическая география; математические дисциплины (собственно математику, начала физики и космографии, математическую географию и статистику); наконец изящные искусства (здесь главное чистописание, рисование и танцы, музыка), к которым относились и гимнастические упражнения, включавшие фехтование, верховую езду и плавание. Преподавались военные науки для отдельной группы учеников. Что-то сильно напоминает античные школы эллинистической эпохи с их гимнасиями . Роднит с ними и метод усвоения уроков - «метод Афинской школы».

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов» , - вспоминал Модест Корф. «Основное правило доброй методы или способа учения , - записано в лицейском уставе - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие ».

Наставники

Их сначала 11 на 29 учеников: директор учителя, гувернёры. И ещё в лицейском штате - помощник гувернёра, надзиратель, лекарь, четверо при хозяйстве и бухгалтерии. Первый директор, В.Ф. Малиновский, национальный просветитель и дипломат, патриот. Он подобрал профессоров, в большинстве своём молодых людей, окончивших Педагогический институт в Петербурге, завершивших образование в Европе. Об одном из них, Куницине сказано выше; добавим характеристику его питомца: «Он создал нас, он воспитал наш пламень ...им чистая ломпада зажжена ». Одни из наставников явные монархисты, другие в «либеральном» 1811 году не скрывают республиканских убеждений. Непонятно, каких взглядов придерживается де Будрис, родной брат якобинца Марата (брат якобинца в императорской высшей школе! Сталина бы на него!). В помощь штатным наставникам частые гости Лицея - знаменитые русские писатели Дмитриев, Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин...

Но образовывают лицеистов первого выпуска не только они. Учит само время, грозные и величавые события в Европе и Отечестве. Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея.; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита! ». Ещё раньше написал жилец «нумера» 14: «Россия двинулась, и мимо нас волной// Шли тучи конные, брадатая пехота// И пушек медных светлый строй».

Учителя и события, внутренний голос самих лицеистов внушают им ценить больше всего на свете дружбу - больше любви, больше карьеры. В 1825 году выпускник, князь Горчаков, рискуя положением на службе в МИДе, встретится с опальным поэтом, позже будет пытаться устроить побег Пущину, уже разыскиваемому полицией за участие в выступлении декабристов. У лицеистов ускоренно развивалось чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Приходило понимание, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было », что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику значит не уважать его». Всё реже барчуки кричали на дядек или бранили их. П.Бартенёв отметит особенность самого известного лицеиста: он «легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугою ».

Самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы - это убеждение, что они должны жить, трудиться "для Общей Пользы". Такую пользу увидит в незавидной должности московского надворного судьи Иван Пущин, сын сенатора, к тому времени гвардейский офицер. Простые люди нуждались в честном защитнике их интересов. Как кому, а мне видится в этом поступке наивысшая концентрация лицейского духа.

Выпускники

Пойдёт 14 с половиной лет со дня открытия Царскосельского лицея, и новый император, Николай I, после беседы с одним из лицеистов первого выпуска, скажет свитским: «Я только что разговаривал с умнейшим человеком России ». Минует ещё несколько десятилетий, и Россия, после унижения Крымской войны, обретёт «Железного канцлера», способного вернуть ей былую славу, - из лицейских, того же выпуска. А в промежутке тех лет на карте мира появится мыс, названный в честь лицеиста, ставшего известным мореходом. И, кроме отмеченных здесь фигур российской и мировой истории, ещё шестеро выпускников Лицея первого набора, станут гордостью Отечества. 9 из 26, достигших гражданской зрелости - треть! Назовите мне другую школу с такой плотностью замечательных личностей одного только выпуска.

Стихотворное послесловие

В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался,..// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной игры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари... »

На эти строки я откликаюсь стихотворением, написанным накануне 200-летия Лицея:

Пришла пора: 200-й год Лицей

Под Пушкинской звездою отмечает;

Тень светлая у лестницы встречает

В заветный день , в урочный час гостей

Ведёт наверх, где золотою стала

Впервые лира русского певца.

Мятежных лет прекрасное начало

В чертогах дивных царского дворца.

Ходов кровавых мировой игры

За 200 лет свидетели мы были.

Святую Русь они разъединили,

Не кличет Дивъ, угасли алтари;

Сердца мертвеют, огрубели нравы,

Беднеет речь... Но есть в стране моей

Спасенья светоч, храм ума и славы -

Наш Царскосельский, Пушкинский Лицей.

1. Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству. В русской истории известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

2. Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

3. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года.

Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»

4. В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию - вступительным экзаменам.

5. Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:

* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

6. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

7. В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.

Лицей. Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин»

8. В начальный период обучения , согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская.

9. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С.Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

10. Из 30 первых лицеистов 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками.

11. Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках.

12. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни.

Пущин Иван Иванович.

13. Среди первых 29 выпускников - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России: поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин.

Салтыков-Щедрин М.Е.

14. Также выпускниками Лицея были:

Замятнин, Дмитрий Николаевич (1805—1881) — министр юстиции России (1862—1867)

Кайданов, Николай Иванович (ум. 1894) — начальник архива департамента таможенных сборов, известный архивист.

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826-1889) - писатель

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.