Мощи николая чудотворца в угрешском монастыре. Божья матерь взыграние угрешская молитва. Часовня «Взыскание погибших»

б присутствии mm

Чтобы поклониться мощам Святителя Николая, можно поехать в итальянский город Бари. А можно - в Николо-Угрешский монастырь.

Помимо икон, в Николо-Угрешском монастыре есть и другие святыни. В Преображенском соборе находится частица ризы Пресвятой Богородицы, а также частица мощей Святителя Николая и мощи прп. Пимена Угрешского. После восстановления родного монастыря отца Пимена его мощи были перенесены в Спасо-Пре-ображенский собор и после прославления святого заняли свое место под украшенной сенью в серебряной раке. Поклониться им - равно как и мощам Святителя Николая - ежедневно приходят верующие. Во вторник, за вечерним богослужением, перед мощами прп. Пимена читается акафист. В четверг читается акафист перед мощами Николая Чудотворца.

В Никольском храме находится часть Животворящего Креста Господня. Но наибольшее количество святынь - главным образом, частицы мощей - хранится в Успенской церкви. Среди них - мощи таких святых, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Тихон Задонский, великомученик Георгий Победоносец, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Силуан Афонский, святитель Григорий Богослов, великомученица Варвара, апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий Радонежский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Римлянин. Кроме того, в особом ковчеге собраны частицы мощей Киево-Печерских святых.

Великое благо - возможность поклониться мощам стольких святых, собранным в одном месте. Невольный трепет испытывает душа, находясь рядом с останками людей, так сильно возлюбивших Бога. Некоторые же из них возлюбили Его «даже до смерти» - то есть приняли мученический венец. И, конечно, почитание святых мощей не есть «язычество», а есть выражение любви к тем, кого облекала некогда плоть, ставшая мощами. Собственно, говорится об этом уже на протяжении многих веков. Вот что писал своему

Вверху: Патриарх Алексий II перед ковчегом с мощами Святителя Николая.

В центре: Ковчег с мощами сет. Игнатия (Брянчанинова).

Справа: Рака с мощами прп. Пимена Угрешского находится в Преображенском соборе.

оппоненту по этому поводу прп. Исидор Пелоусиот в начале V века: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеять

ся над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Иные святыни, обретающиеся в Успенской церкви, не менее примечательны, чем мощи святых. Это, прежде всего, части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. И, конечно, перечень здешних святынь был бы неполон без частицы ризы Святителя Николая.

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

В городе Дзержинский Московской области находится настоящая жемчужина — известный православный архитектурный комплекс Николо-Угрешский православный мужской ставропигиальный монастырь.

Монастырь был торжественно открыт и освящен в 1380 году по инициативе великого князя Дмитрия, прозванного в народе Донским. Государь приказал возвести храм на том месте, где было явление иконы Святого Николая Чудотворца. Согласно народному преданию, здесь дружина князя остановилась для того, чтобы отдохнуть перед марш-броском по направлению к Куликовскому полю. Явление иконы для Дмитрия Донского послужило знаком божьим и укрепило его сердце и дух надеждой и твердой верой. Пребывая в приподнятом настроении, Святой князь произнес знаменитые слова: «Сия вся угреша мое сердце» («Это всё согрело сердце моё»). С тех самых пор эта местность стала именоваться Угреша («согревающая»), а монастырь получил имя Николо-Угрешского.


Дорожка к монастырской стене...


В 1521 году незадолго до начала правления Ивана Грозного монастырь был сожжен дотла в результате набега великого крымского хана Мехмеда Первого Гирея. Православная святыня неоднократно горела и разграблялась, но каждый раз восстанавливалась.


Никольский собор справа. Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран. В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века.

Колокольня


Главный вход Никольского собора


Спасо-Преображенский собор Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г., в год 500-летия монастыря. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г. Высота центрального купола собора − 68 м, вместимость − до 7000 человек. В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г. Освящение состоялось в мае 2000 г.


Купола Спасо-Преображенского собора

В 1812 году храмовый комплекс стал объектом нападения со стороны французских сил Наполеона. На некоторое время в Угрешском монастыре был организован гарнизон французских мушкетеров.

В 1917 году в зданиях монастыря основали детскую колонию Наркомфина. Чуть позже Дзержинский ходатайствовал о преобразовании объекта в трудовую коммуну. Летом 1919 года монастырь был переквалифицирован в трудовую монашескую артель, а сам комплекс получил новое имя Николо-Угрешская трудовая община. В 1925 году комплекс закрыли.

1


Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" Храм строился в 1857-1860 гг. как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Строился в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. Восстановлен в 2004 г.

До передачи (в начале 1990-х годов) территории монастыря Церкви территория и постройки, в том числе собор и церкви монастыря активно использовались тогда ещё посёлком Дзержинский; там находились начальная школа № 34, летний городской детский оздоровительный лагерь, родильный дом, детская поликлиника, молочная кухня, станция скорой медицинской помощи, кожно-венерологический диспансер, городской рынок, общественная столовая, коммунальные квартиры (проживали более 400 человек), детская площадка, частные бревенчатые дома, огороды и сады; общежитие НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), цех озеленения НИХТИ и посёлка, затем города, с инфраструктурой (свинарник, теплицы, огороды, сад и питомник плодовых деревьев, где выращивали овощи, цветы и т. д.). В самом здании монастыря располагались мастерские, деревообрабатывающие, металлорежущие станки и другое оборудование городского жилищно-коммунального отдела, спортивные секции тяжёлой атлетики, бокса, настольного тенниса, борьбы.

Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву.

В 1991 году святая обитель была возвращена Русской Православной Церкви.


Храм-часовня Страстей Господних В 2002 году на территории Николо-Угрешского монастыря началось строительство храма-часовни во имя Страстей Созданный в древнерусском стиле по проекту одного из насельников обители, храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря. Располагаясь на некотором возвышении, он является частью большого замысла создания на Угреше уголка Святой земли, напоминая о Голгофе, где Христос претерпел крестные страдания и смерть. Об этом евангельском событии говорит не только название часовни, но и Распятие, расположенное внутри храма.

К основным святыням монастыря можно отнести: фрагмент мощей Николая Чудотворца, мощи Пимена Угрешского, чтимый список образа Богоматери под названием Взыграние, копию чудотворной иконы Богоматери Феодоровская, чтимый список знаменитой Тихвинской иконы Богоматери.


Николо-Угрешский монастырь, что в г Дзержинском Московской области, (официальный сайт) появился еще в конце XIV века. За свою историю он столкнулся с несколькими разорениями, ВОВ и советской властью. После распада СССР его открыли заново.

Вконтакте

История

Обитель была основана Дмитрием Донским. Легенда гласит, что проезжая Куликово поле, Дмитрий увидел образ иконы Николая Чудотворца.

Важно знать: название «Угрешский» пошло от выражения князя «Угреша сердце мое» — «Видение иконы согрело мне сердце».

Монастырь несколько раз разоряли, но царские посещения и богомолье позволяли быстро собрать деньги и восстановиться. Однако это мало помогло: в первой половине XIX века на его территории остались всего 6 человек, встал вопрос о закрытии. Спасло только вмешательство митрополита Филарета, который вместо упразднения назначил нового настоятеля.

В 1917 году обитель перешла в руки Советской власти и была переоборудована в монашескую артель труда. Ею руководил митрополит Макарий. Тут располагалась колония для детей, подчиняющаяся Народному финансовому комиссариату. Через несколько лет трудовую колонию переоборудовали в коммуну, а через некоторое время полностью закрыли.

Обратите внимание : в 40-м году XX столетия пострадал древнейший Никольский собор (XVI век) – его полностью разобрали.

В ВОВ для дезориентации врага и защиты от авиационных атак убрали купола соборов с верхушкой колокольни, которые могли стать ориентирами. Последующее восстановление провели только в 70-х годах.

Возрождение

Второе открытие произошло после распада СССР, когда место передали РПЦ и начали реставрацию. Это позволило восстановить многие здания, а также построить новые. В то же время началось возрождение монашества.

Через 7 лет после передачи на территории обители появилось духовное училище, на следующий год ставшее семинарией. Также был создан паломнический центр, который занимается экскурсиями и размещением паломников.

Современное состояние

Сегодня мужской монастырь является действующим и считается одним из самых важных и красивых в России. Помимо прекрасных храмов и церквей XVIII-XIX веков, тут расположены несколько церквей конца XX — начала XXI веков, колокольни и часовни, а также палаты патриарха, игумена и государя. Сохранились стены, в том числе Палестинская (Иерусалимская), Святые ворота, несколько башен и другие хозяйственные постройки.

Обитель ведет значительную социальную и просветительскую деятельность:

  1. Проводит духовные беседы и принимает участие в благотворительных акциях для детей, страдающих онкологией;
  2. Работает с детьми из школы-интерната;
  3. Для детей организован летний лагерь, а также специальные программы: хоровая и творческая студии, военно-патриотическое движение для мальчиков;
  4. Проводятся занятия для тяжело-больных детей;
  5. Тут есть своя воскресная школа, телепередача и газета.

Архитектурный ансамбль монастыря

Дадим описание некоторым зданиям обители:

  • Спасо-Преображенский собор

Начало строительства пришлось на 80-й год XIX века. Внешняя отделка была закончена на 5 лет раньше, чем внутренняя. После закрытия монастыря сильно пострадал: у него снесли купола, прорезали дополнительные окна. Восстановление началось только в конце прошлого столетия, новый иконостас поставили в 2000 году.

Возьмите на заметку: реставрация была начата в юбилей обители – 500-летие основания.

Здание довольно нарядное: оно выполнено из белого камня с 5 куполами — центральным золотым и синими боковыми. Его высота почти 70 метров, внутри может находиться до 7 тысяч прихожан;

  • Никольский собор

Впервые появился в конце XIV столетия и, по мнению исследователей, изначально являлся деревянным. Вариант из камня возвели в начале XVI века, когда собор пострадал в пожаре. Здание пережило несколько перестроек – по окончании Смутного времени и в XIX столетии. В 1940 году его снесли полностью.

Интересный факт: если бы храм не снесли, он был бы самой древней постройкой.

В XXI столетии приняли решение восстановить собор, используя оставшиеся изображения от строения XVI века. Сегодня на месте старого здания стоит однокупольный храм белого цвета;

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы

Второй название – Успенская церковь. Возведена на месте Государевых палат после их сноса. После ремонта к зданию пристроили придел преподобной Марии Египетской. Несмотря на закрытие и разорение, в храме сохранились росписи XIX века.

  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы

Расположена на нижнем этаже храма Успения. Выглядит как двухэтажное строение из темно-красного кирпича. Имеет белые украшения и зеленую крышу, а также пристройку в 3 этажа, которую венчает 1 купол.

Имейте в виду : под алтарем был расположен склеп с могилами супругов Александровых, занимавшихся благотворительностью в пользу обители, но после закрытия монастыря их могилы разграбили.

  • Церковь Пимена Угрешского

Посвящена настоятелю Пимену, построена же в конце XIX века. Первое время на этом месте стояла часовня с прахом настоятеля, но после ее расширили и перестроили. После закрытия здание снесли, на освободившейся земле расположилось кладбище. Восстанавливать сооружение начали после распада Советского Союза.

Это маленькая, скромно украшенная белоснежная церковь, имеющая 1 купол. Оно имеет некоторое сходство с церковью Покрова, возвышающейся на реке Нерли;

  • Церковь Петра и Павла

Второе название – Петропавловская. Возведена в середине XIX века, являлась скитской – принадлежавшей скиту, занимавшему северо-западную часть территории. Отреставрирована в конце XX столетия.

Полезно знать: скит – это монашеское поселение, имеющее более строгие правила.

Церковь ярко выделяется на фоне остальных строений. Это деревянное здание в 2 этажа, выполненное «кораблем». Окрашена в ярко-синий цвет и имеет золотой купол;

  • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Время постройки — 50-е годы XIX века, территориально расположена на северо-востоке возле больницы и предназначалась для посещения пациентов. Как и другие здания, была разграблена и закрыта, после восстановлена.

Интересно знать : главными иконами являлись «Спас Нерукотворный» и Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Строение выглядит как высокая церквушка желтого цвета, расположенная возле больничного корпуса. Имеет кровлю-шатер и 5 куполов;

  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Найти его можно на втором ярусе колокольни, его разместили там в 40-х годах позапрошлого столетия. Закрыт одновременно со всем монастырем с приходом советской власти. Восстанавливать начали только в начале XXI столетия: установили иконостас, отремонтировали внутри.

Обратите внимание : в церковь вернули часть икон, ранее принадлежавших обители.

  • Часовня явления образа Николая Чудотворца

Также называют часовней святителя Николая. Это важное место монастыря: внутри хранится кусок соснового ствола, на котором князю Дмитрию явился образ святой иконы. С закрытием обители часовню полностью разорили и восстановили только в 98-м году ХХ века.

Небольшое строение очень красиво, оно напоминает экзотический восточный фонарь. В его основании лежит многоугольник, на каждой стороне – высокие окна-арки. Полукруглая крыша окрашена синим, на ней изображены золотые звезды. Внутри источник освященной воды.

Помните : фотографировать часовню внутри запрещено.

  • Колокольня

Возведена в XVIII столетии, позднее возле нее возвели больничный корпус, перестроили и отдали второй ярус под храм. С приходом СССР колокольню закрыли.

Строение реконструировали только в начале XXI века. Сегодня возле нее расположены Успенская церковь, Никольская часовня и просфорная;

  • Часовня «Взыскание погибших»

Возведена в память одноименной иконы Богоматери возле монастырского пруда в начале нашего века.

Обратите внимание: до 20-го года ХХ столетия на ее месте стояла другая часовня, которую разрушили.

Нынешняя постройка небольшая, каменная, белоснежная, имеет огромные окна во всю стену. На невысоком шатре установлен простой золотой крест;

  • Храм-часовня Страстей Господних

Это современная постройка: возведение и малое освящение прошли в начале XXI столетия. Невысокая белоснежная часовня выполнена в древнерусском изобразительном стиле и возведена на возвышении. Внутри здания висит Распятие — это символизирует Голгофу и страдания Христа.

Важно знать: архитектором стал один из насельников монастыря – благодаря тщательной работе часовня органично вписалась в ансамбль.

  • Палестинская стена

Также ее называют «Иерусалимской». Проект был разработан настоятелем Пименом Угрешским и сохранился в отличном состоянии. Он представляет собой красно-белую стену, на которой вырезан символический Святой Иерусалим: дома с окнами, башни, лестницы и другие «кусочки» города.

  • Музей монастыря

Сегодня тут работают 2 музея:

  1. Ризница: является хранилищем старинных предметов церковного быта и произведений искусства;
  2. Императора Николая Второго: он был открыт несколько лет назад на базе коллекции документов и вещей императорской семьи, которые передал даритель Ренжин.

Оба музея открыты ежедневно, в них проводятся экскурсии по предварительной записи.

Совет: записаться можно через паломнический центр.

Детские служения монастыря

Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

  • Военно-патриотический клуб «Дозор»

К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт .

  • Музыкально-хоровая студия

Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

Совет: записать ребенка можно и на индивидуальные занятия.

  • Творческая студия «Сфера»

Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

Святые и святыни

Среди особо важных реликвий значатся.

Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое”. Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция “угрешских походов”. Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно “угрешские походы” проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря – колокольня, которую называют “угрешской свечой”. Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века – построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря – , особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира:

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Фотобанк Лори

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».