Дорожные знаки рисунок и их значение. Знаки дорожного движения россии. "Направление главной дороги"

Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории - информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй - его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта - белого.

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне - это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос - «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза - Польше.

Что мы чаще всего видим на дорогах? Разметку, светофоры, очереди машин. Но есть определенные таблички, на которые водитель должен обращать внимание в обязательном порядке. Речь идет о знаках. Для чего они нужны?

Знаки являются очень важной частью в правилах дорожного движения. Они обязательны к соблюдению. Делается это не только ради себя, но и своих близких и просто окружающих людей. Ведь если соблюдать ПДД и смотреть на дорожные знаки, то можно обезопасить себя от возникновения аварий и других неприятных моментов, которые в последнее время все чаще происходят на дорогах.

Знать их должны не только водители разных категорий, но и пешеходы, которые очень часто не обращают на них внимания, а порой и не знают, что тот или иной знак означает. В данной статье рассмотрим основные виды знаков дорожного движения.

Они подразделяются на восемь категорий, каждая из которых предназначается для ознакомления водителей с определенной информацией. Мы подробно рассмотрим, какие существуют виды дорожных знаков, характерные черты каждой группы знаков, а также их основное назначение.

Категории знаков автомобильного движения

На территории нашей страны существуют следующие виды или группы дорожных знаков:

  • предупреждающие таблички;
  • знаки приоритета автомобильного движения;
  • запрещающие и ограничивающие таблички;
  • знаки, предписывающие определенные действия;
  • знаки, которые отменяют или вводят определенные режимы движения (особые предписания);
  • информационные дорожные таблички;
  • знаки, информирующие об объектах дорожного сервиса;
  • таблички с дополнительной информацией.

Каждый из этих видов дорожных знаков автомобильного движения обладает определенной формой, цветовым фоном, символами и/или надписями. Помимо этого, все таблички обладают цифровым индикатором. Первое число означает категорию, второе - внутренний номер группы, а третье - вид.

Нельзя разделять их на второстепенные или основные. Виды дорожных знаков, речь о которых пойдет ниже, важны в одинаковой мере. Они все предназначены для информирования о какой-либо информации или запрете.

Предупреждающие

Характерными особенностями этого вида дорожных знаков является треугольная форма, фон белого цвета, на котором черной краской изображены символы, а также красное обрамление.

По правилам, предупреждающие знаки устанавливают на дистанции 50/100 метров перед опасным участком, в сельской или городской местности, либо за пределами населенных пунктов. Если по каким-либо причинам отсутствует возможность установки знака на соответствующем расстоянии, то в нижней части обозначается дистанция (в метрах) до опасной зоны. Их несложно перепутать с другими благодаря их конструкции.

Также существуют предупреждающие знаки крестовидной и прямоугольной формы. Их устанавливают согласно определенным правилам и нормам. К примеру, таблички, обозначающие железнодорожные пути со шлагбаумом (1.1), без шлагбаума (1.2), разводной мост (1.9), выезд на набережную (1.10) и другие устанавливаются сугубо за пределами города или села.

Дистанция установки знаков относительно опасного участка должна составлять минимум 50 метров. Знаки, оповещающие о дорожных работах (1.23) и диких животных (1.25) монтируют непосредственно на аварийном участке.

Таблички «Пересечение с круговым движением» (1.7), «Выброс гравия» (1.17) и «Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.22) предупреждают о том, что далее по направлению отсутствует круговой перекресток или пешеходный переход. Иногда они сопровождаются дополнительными знаками других категорий.

Группа знаков приоритета

Таблички приоритета обозначают движение, которое считается главным относительно к другим направлениям. Как правило, этот вид дорожных знаков можно увидеть на пересечении дорог и других схожих участков. Чаще всего в местах с непростым автомобильным движением. Регулирующие пометки также устанавливаются на узких участках дороги.

Чаще всего знак, оповещающей о том, что последующее движение запрещено без обязательной остановки (2.5), можно встретить возле железнодорожных переездов и шлагбаумов. Он нужен, чтобы избежать столкновения с поездами.

В отдельных случаях на проезжей части можно заметить светофор и регулирующих знак, в редких случаях - табличку и регулировщика. В подобных ситуациях преимущество отводится регулировщику или сигналам светофора. Стоит быть особенно внимательным, поскольку при выключенном светофоре необходимо ориентироваться на установленный знак.

Запрещающие

Как видно из названия категории, данный вид дорожных знаков оповещает участника автомобильного движения о запрещающих действиях. Но данные таблички, в свою очередь, подразделяются на ограничивающие и запрещающие.

Ограничивающие таблички разрешают максимально осторожно продолжать передвижение, а запрещающие информируют о категорически недозволенном проезде.

Запрещающие знаки всегда имеют круглую форму, фон белого цвета, на котором черной краской отображается определенное изображение. Лишь у четырех знаков данной подгруппы голубой фон. Помимо этого, существует еще четыре черно-белых таблички, оповещающих водителя о разрешении ранее запретного движения.

Знаки данной группы, как правило, тяжелее всего выучить, поскольку для ограничивающих и запрещающих табличек существуют некоторые исключения. Они распространяются на определенные виды транспортных средств. А еще очень часто сложно понять территорию действия знака данной категории.

Исключения запрещающего вида знаков

Перечислим особенности запрещающей группы знаков:

  1. Включенные специальные сигналы или красно-синие фонари свидетельствуют о том, что водитель выполняет какое-либо служебное поручение. В таких ситуациях разрешается игнорировать любую запрещающую табличку.
  2. Знаки, оповещающие об ограничении минимального расстояния (3.16), о таможне (3.17.1), опасности (3.17.2), пункте контроля (3.17.3), запрещении обгона (3.20), ограничении минимальной скорости (3.24) в обязательном порядке должны учитываться всеми автомобилистами.
  3. Знаки, информирующие о запрете въезда (3.1), движения (3.2), передвижения механических транспортных средств (3.3), поворота направо (3.18.1), налево (3.18.2), разворота (3.19) и остановки (3.27) не распространяются на маршрутные такси.
  4. Таблички о запрете движения (3.2), передвижения механического транспорта (3.3), грузовых автомобилей (3.4), мотоциклов (3.5), тракторов (3.6), транспорта с прицепом (3.7), гужевых повозок (3.8), а также о запрещенной стоянке (3.28), по нечётным дням (3.29), по чётным дням (3.30) могут игнорировать транспортные средства почтовой связи.
  5. Знаками с номерами 3.3 по 3.30 могут пренебрегать водители, перевозящие инвалидов I и II группы.
  6. Указания 3.6-3.8 не распространяются на работников предприятий и заводов, которые расположены в зоне действия таблички.
  7. Действие знаков 3.29-3.30 не относится к таксистам с включенным таксометром.
  8. Знак о запрете подачи звукового сигнала (3.26) не распространяется на случаи, когда это необходимо для предотвращения аварии.
  9. Запрет обгона (3.20) не действует на тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы с отсутствующим боковым прицепом.

Окончание действия запрещающего знака

Частенько достаточно трудно понять, где заканчивается действие того или иного запрещающего знака. В этом помогут четыре правила:

  1. Некоторые знаки действуют только до первого перекрестка.
  2. Если конкретный знак установлен в сельской или городской местности, то его действие заканчивается за пределами населенного пункта (это место обозначается перечеркнутой табличкой с названием поселения).
  3. Иногда зона действия указывается на самом знаке.
  4. Табличка 3.31 означает снятие всех предыдущих ограничений.

Предписывающие

Действие данного вида знаков дорожного движения распространяется абсолютно на всех его участников. Такие предупреждения могут информировать о стороне разрешенного движения, максимальной скорости и направлении передвижения спецтранспорта. Помимо этого, предписывающие знаки могут оповещать о разрешении движения велосипедистам или пешеходам.

Практически все таблички данной группы имеют круглую форму, синий фон с нанесенной пиктограммой.

Некоторые характерные черты группы предписывающих знаков

Перечислим особенности рассматриваемого вида дорожных знаков и их значение:

  1. Знаки 4.1.1-4.1.6 информируют о направлении движения на конкретном перекрестке.
  2. Таблички с номерами 4.1.3, 4.1.5 и 4.1.6 разрешают разворот.
  3. Действие знаков под номерами 4.1.1-4.1.6 не распространяется на автобусы и маршрутные такси.

Какие виды дорожных знаков бывают, помимо вышеперечисленных?

Знаки особых предписаний

Существуют такие участки дороги, где нельзя установить общепринятые указатели правил автомобильного движения. Именно в таких случаях применяют знаки специальных предписаний, которые оповещают автомобилистов о необычных режимах движения.

Таблички этой группы обладают квадратной или прямоугольной формой. Фон знака может быть зеленого, голубого или белого цвета.

  1. Указатели, оповещающие о начале населенного пункта (5.23.1 и 5.23.2), а также в конце поселения (5.24.1 и 5.24.2), устанавливаются на территории, актуальной для данных правил движения.
  2. Знаки с номерами 5.25 и 5.26 оповещают о начале или конце населенного пункта, на территории которого ПДД не действительны.
  3. Действие знаков, информирующих о месте начала участка дороги с запрещенной стоянкой (3.27), о зоне регулируемой стоянки (3.29), об участке дороги с ограниченной максимальной скоростью (5.31) и о начале пешеходной зоны, распространяется на конкретную местность, где они установлены.

Информационные таблички

Знаки данной группы необходимы для осведомления автомобилистов о различных населенных пунктах, а также об их расположении.

Подобные таблички всегда имеют прямоугольную форму, а вот основной цвет отличается в зависимости от подгруппы.

К примеру, на автомагистралях устанавливают знаки зеленого цвета. Белые таблички обозначают объекты определенного населенного пункта, а желтые оповещают о ремонте дороги. Указатели синего цвета устанавливают для разъяснения маршрутов за пределами города.

Таблички дополнительной информации

Знаки этой категории необходимы для более детального информирования автомобилистов. Их применяют в качестве дополнения к основным. Отсюда следует, что они не могут использоваться самостоятельно. Правилами прописано, что к основной табличке может прикрепляться не более трех знаков.

В ситуациях, когда дополнительная табличка оспаривает основную, автомобилисту необходимо продолжать движение согласно указаниям временного знака. Как правило, эта категория устанавливается на время ремонта дороги.

Нам известно о 8 видах дорожных знаков, о какой категории нами не было упомянуто?

Категория сервисных знаков

Несложно догадаться по названию, что эти знаки обращают внимание на различные пункты, к примеру, заправку или ремонтную мастерскую.

Указатели данной группы устанавливают в черте города непосредственно рядом с объектом, а за городом или в сельской местности - на дистанции от 400 метров до 80 километров.

Особая группа - дорожные знаки для детей

Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться по населенному пункту, он начинает обращать внимание на дорожные знаки. Для детей часто встречаются следующие:

  • «Место остановки трамвая»;
  • «Дети»;
  • «Место остановки автобуса»;
  • «Пешеходный переход»;
  • «Въезд запрещен».

Когда приходится ездить или ходить с родителями, любознательному ребенку в глаза бросаются разные указатели. Если малыш еще не умеет читать, то он будет смотреть на надписи на штендерах, но не сможет понять их.

А вот яркие знаки дорожного движения обязательно привлекут его внимание. Поэтому, ребенка лучше с детства приучать и обучать. Можно ему объяснять самые простые указатели, выстраивая интересные ассоциации касательно их.

Вообще, отдельного вида дорожных знаков для детей не существует. Это значит, что родители должны самостоятельно учить детей простых истин. Например, каждый малыш должен знать, что нужно переходить дорогу только в специально отведенных местах и только на зеленый сигнал светофора.

Теперь все, кто прочитал статью, с легкостью ответят на вопрос, сколько видов дорожных знаков бывает. Более подробная информация о конкретных указателях есть в ПДД.

В завершение обратите внимание на то, что в последнее время правила становятся более понятными. Будем надеяться, что и в последующем мы будем получать больше качественных нововведений.

Вы обращали внимание, сколько дорожных знаков появилось на дорогах последнее время? И эта тенденция в ближайшем будущем будет продолжена. Увеличение количества знаков на автомагистралях и улицах населенных пунктов связано с тем, что органы ГИБДД стараются максимально отрегулировать дорожное движение на сложных участках дорог, а также снизить на них аварийность. К сожалению, большое количество дорожных знаков сбивает с толку даже опытных водителей, что в итоге приводит к штрафам. Причем не маленьким. Как же обезопасить себя от штрафов и научиться быстро читать дорожные знаки, чтобы не нарушить ?

Признайтесь себе, задав себе несколько вопросов - "Нарушал ли я за последнее время предписание какого-нибудь дорожного знака?" , или "Испытывали ли сложности перед несколькими дорожными знаками, пытаясь расшифровать их совместный смысл? ".

В большинстве случаев многие водители ответят на эти вопросы положительно.


Действительно, как правило, на сложных участках дороги, перед медицинскими учреждения, перед ж/д вокзалами и т.п. часто можно увидеть на одном столбе несколько дорожных знаков, которые предписывают водителю определенное соблюдение . В результате многие водители испытывают трудности с трактованием дорожных знаков. В итоге из-за неправильного прочтения знаков на дороге мы нарушаем ПДД. И во всем виновата наша спешка и легкомысленная трактовка дорожных знаков. И что самое обидное, что если бы мы внимательно смотрели бы на дорожные знаки и не торопились, то в большинстве случаев смогли бы не нарушить правила дорожного движения.

Самое плохое это даже не штраф. Ведь на многих участках дороги, где установлены несколько дорожных знаков, как правило, работают эвакуаторы, которые в мгновение ока заберут вашу машину на штрафстоянку за нарушение ПДД, связанных с игнорированием предписывающих или запрещающих дорожных знаков. В итоге водители не только "попадают" на штрафы ГИБДД, но тратят немалые деньги, для того чтобы забрать машину со спецстоянки.

Естественно для этого нужно очень много времени и большое количество нервных клеток.

Так как же водителю оградить себя от риска быть оштрафованным органами ГИБДД за ? Конечно, для этого нужно просто научиться правильно читать сочетание дорожных знаков.


Для начала, конечно, каждый водитель просто должен освежить свою память, вспомнив правила дорожного движения и все основные дорожные знаки . Таким образом, вы снизите риск штрафа за нарушение ПДД. Также вы должны взять себе за правило никогда не спешить на дороге. Особенно в местах, где установлено большое количество дорожных знаков, в том числе на одном столбе или растяжке.


Помните, что если вы будете читать знаки в спешке, то есть вероятность того, что вы неправильно поймете смысл установленных дорожных знаков и нарушите ПДД, что может привести к штрафу и даже к штрафстоянке. Чтобы вам было легче понять, как читать дорожные знаки, предлагаем вам живой пример, как нужно трактовать группу дорожных знаков, установленных на одном столбе и относящиеся к одному участку дороги.

Именно это сочетание дорожных знаков очень часто встречается на территориях железнодорожных вокзалов, около аэропортов, рядом с государственными учреждениями и различными медицинскими комплексами (больницы, поликлиники и т.п.). К сожалению, казалось бы, этот простой набор всем знакомых дорожных знаков, часто вводит многих водителей в замешательство. В итоге даже опытные водители, неправильно поняв их смысл, грубо нарушают правила дорожного движения.

И так, вот для примера сочетание нескольких знаков, которые часто встречаются на Российских дорогах, улицах и переулках:

Теперь просим вас не читать текст ниже, а внимательно изучив группу дорожных знаков, понять, что они означают. Затем ниже вы сможете узнать подробное разъяснение этой группы дорожных знаков, проверив, правильно ли вы прочли и поняли.

Представьте себе одностороннюю дорогу, на которой с двух сторон стоят столбы с подобным сочетанием дорожных знаков. Многие водители, наверное, могут подумать, что эта группа дорожных знаков противоречат друг другу. Но, на самом деле такое сочетание знаков на наших дорогах не редкость. Не ужели органы ГИБДД ставят подобные знаки с нарушением законодательства?

На самом деле, конечно, нет. Подобное сочетание и совместная установка на одном столбе или растяжке нескольких знаков не нарушает никаких законодательных норм.

Мы попросили многих водителей объяснить, что означает этот "шифр" дорожных знаков.

К сожалению, большинство водителей, бегло посмотрев на комбинацию знаков, решили, что он разрешает парковку только по четным датам каждого месяца.

Далее мы решили проверить, как водители соблюдают подобный набор дорожных знаков в реальных условиях. Отправившись в дневное время на одну из улиц Москвы, где по обе стороны односторонней дороги имеются искомая комбинация знаков, мы обнаружили, что все припаркованные машины грубо нарушают правила дорожного движения. Затем мы решили, дождавшись водителей, спросить их, почему они припарковали машину в нарушение действующих правил.

Самое удивительное, что большинство водителей, долгое время не понимали, что они именно нарушили. Ведь многие считали, что не нарушали ПДД, так как припарковались в соответствии с предписанием знака (этот эксперимент мы проводили в чётную дату месяца).

То есть большинство водителей при заезде на этот участок дороги, считали, что парковка в текущий день разрешена, так как он был четным.

Значит, по их мнению, они не нарушают знак 3.29 "Парковка по нечетным дням месяца запрещена" . Но не все так просто.

Если бы водители внимательно смотрели бы на комбинацию дорожных знаков, и правильно ее трактовали, то они бы поняли, что стоянка в зоне действия этого набора дорожных знаков категорически запрещена. Давайте подробнее разберем, почему же, если вы видите подобную комбинацию знаков на дороге, вы не имеете права в дневное время парковаться и даже останавливаться на короткое время на участке автодороги, где установлена комбинация знаков, представленная в нашем примере.

И так давайте разберем комбинацию дорожных знаков в нашем примере по отдельности: снизу вверх.

Внизу мы видим всем знакомый дорожный знак "Зона действия" ("стрелка вниз" - 8.2.3 ПДД РФ ), которая означает "Зона действия". Этот дорожный знак "Стрелка вниз" используется, согласно правилам дорожного движения, только совместно со следующими запрещающими знаками:



- "Стоянка запрещена" (знак 3.28)


- "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" (знак 3.29)



- "Стоянка запрещена по четным дням месяца" (знак 3.30)

Согласно правилам дорожного движения, знак "Зона действия" (в нашем примере"стрелка вниз") вместе с любым из указанных выше запрещающих знаков, означает, что действие знаков запрещающих остановку, стоянку по любым дням, стоянку по нечетным дням месяца и стоянку по четным дням месяца действует на участке автодороги до места установки запрещающего знака со "стрелкой".

Вот пример подобного знака:


То есть знак, запрещающий стоянку, прекращает свое действие в том месте, где установлен дорожный знак вместе со знаком "Стрелка " (дорожный знак 8.2.3 "Зона действия" ).

В нашем примере с комбинацией дорожных знаков, над "Стрелкой вниз" (знак 8.2.3 ) мы видим знак знак 3.29 - "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" .

Соответственно, согласно правилам дорожного движения, комбинация знака 3.29 со знаком 8.2.3 "Зона действия" ("стрелка вниз") означает, что зона действия запрета стоянки по нечетным датам месяца заканчивается в месте установки подобного набора дорожных знаков.

Поэтому после этой комбинации дорожных знаков (3.29 и 8.2.3 ) автомобилисты имеют право парковать машину по любым дням месяца.

А как же тогда трактовать другие дорожные знаки, расположенные выше, которые мы видим в нашем примере (над знаком "Зона действия" ("стрелка вниз") и "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" ): знак 8.24 "Работает эвакуатор" , знак 8.5.5 "Время действия" и знак 3.27 "Остановка запрещена" ?

Именно эти дополнительные дорожные знаки и сбивают с толку многих водителей (особенно новичков, которые в первые годы опыта вождения очень невнимательны). Многим даже может показаться, что подобная комбинация знаков противоречит друг другу. Но как мы уже сказали, соответствующий набор знаков полностью соответствует установленным правилам ПДД и нормам действующего законодательства.

И так, над знаками "Зона действия" ("стрелка вниз") и "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" мы видим еще несколько дорожных знаков. Вот их список снизу вверх:


- "Работает эвакуатор" (знак 8.24)


- "Время действия" (знак 8.5.5)


- "Остановка запрещена" (знак 3.27)

Теперь давайте подробнее разберем каждый знак.

В соответствии с правилами дорожного движения, действующие в РФ, дорожный знак 8.24 "Работает эвакуатор" может устанавливаться в зоне действия запрещающих дорожных знаков 3.27, 3.28, 3.29 и 3.30 .

Как видите, в нашем примере выше знака 8.24 "Работает эвакуатор" расположен главный запрещающий знак 3.27 "Остановка запрещена" . Так что наличие знака о работе эвакуатора в зоне действия запрета на остановку оправдано и полностью соответствует действующим правилам дорожного движения.

Напомним, что, если вместе со знаком "Остановка запрещена" (3.27 ) установлен знак "Работает эвакуатор" (8.24 ), то это означает, что зоне действия запрета на остановку автотранспорта осуществляется задержание транспортных средств, в случае нарушения запрета на остановку машины.

Теперь давайте освежим память на знания ПДД, о знаке "Время действия" (8.5.5 ).

Напомним, что эти дорожные знаки устанавливаются совестно с дорожными знаками, для того чтобы регулировать на определенном участке дороге движение с помощью дорожных знаков в определенный промежуток времени.

Например, в час пик.

В нашем примере дорожный знак "Остановка запрещена" действует, согласно установленному знаку 8.5.5 "Время действия" , с 8.00 часов утра до 17.00 часов вечера все семь дней в неделю каждого месяца.

То есть, другими словами знак "Остановка запрещена" действует на том или ином участке дороги с 8 до 17 часов каждый день все 7 дней в неделю .

И так после того, как мы расшифровали все дорожные знаки в нашем примере комбинации знаков, можно приступить к их общей трактовке, а не по отдельности.

Мы с вами разобрали, комбинацию дорожных знаков (перечисляем снизу вверх):


- 8.2.3 "Зона действия",


- 3.29 - "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца"


- 8.24 - "Работает эвакуатор"


- 8.5.5 - "Время действия"


- 3.27 "Остановка запрещена"

То есть, на нашем примере представьте, что на одном участке дороге на одном столбе могут находиться, вышеуказанные знаки. Такие комбинации дорожных знаков вы можете встретить по всей стране. Особенно , где наблюдается тяжелая ситуация с парковкой возле крупных торговых центрах, медклиник, госучреждений и т.п.


К сожалению, как мы уже сказали, многие водители неправильно понимают этот набор знаков на одном столбе, и в итоге часто нарушают правила дорожного движения, паркуя машину в зоне действия этих знаков.

Все это в первую очередь связано с незнанием ПДД или спешкой.


И как вы, наверное, уже поняли, что этот "ребус" из дорожных знаков указывает, что все 7 дней в неделю, с 8.00 часов утра до 17.00 вечера в зоне действия знаков остановка автотранспорта запрещена. В остальное время (с 17.00 вечера до 8.00 утра) в зоне действия знаков можно парковать автомобиль только по четным дням месяца.

То есть, с 8.00 утра до 17.00 вечера знак 3.29 - "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" не действует , и поэтому водители обязаны соблюдать, вышеустановленные дорожные знаки: "Работает эвакуатор", "Время действия" и "Остановка запрещена" .

Соответственно, если вы припаркуете машину в дневное время в зоне действия подобной комбинации дорожных знаков, то вы грубо нарушите правила дорожного движения. В таком случае вашу машину могут эвакуировать на законных основаниях, так как вас об этом предупредили дорожным знаком 8.24 - "Работает эвакуатор" .


Напомним, что в таком случае вы не только заплатите за эвакуацию вашей машины, но и будете вынуждены заплатить штраф в размере 1500 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга штраф составляет 3000 рублей ) в соответствии со статьей 12.16 ч. 4 КоАП РФ (12.16 ч.5 КоАП РФ ) "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств" .

Во время нашего эксперимента в реальных условиях мы подходили к водителям, которые припарковали свои автомобили в зоне действия комбинации дорожных знаков указанных в нашем примере, для того чтобы объяснить им, что они грубо нарушают ПДД. В большинстве случаев водители сначала удивлялись. Но после наших разъяснений, сразу уезжали.


Стоит отметить, что многие водители, несмотря на то, что правильно истолковали смысл этого "ребуса" знаков считали, что могут обойти закон, не нарушив ПДД. Например, многие водители в зоне действия таких знаков, останавливают автомобиль и включают аварийную сигнализацию ("аварийку") или же просто стоят рядом с машиной, создавая вид, что остановились временно. Таким образом, водители думают, что не нарушают знак "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" (мы подходили к водителям в нечетную дату месяца), поскольку остановились на короткое время. Ведь остановка автомобиля, это ведь еще не стоянка. Да, конечно это так.

Напомним, что согласно правилам дорожного движения стоянка и остановка автотранспортного средства это разные понятия. Вот что об этом говорит глава 1.2 Правил дорожного движения:

"Остановка" на время до 5 минут , а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

"Стоянка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


Соответственно, в зоне действия знака "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" (3.29 ), который есть в нашей комбинации дорожных знаков, установленных на одном столбе (участке дороги), вы имеете право остановить машину даже в нечетные даты месяца, но только на время до 5 минут. Правда стоит отметить, что согласно пункту 1.2 ПДД , в зоне действия знака "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" вы можете останавливаться в любые дни месяца на время более 5 минут в случае посадки или высадки пассажиров, а также в случае загрузки или разгрузки транспортного средства.

А вот стоянка (остановка автомобиль на время более 5 минут, не связанная с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства) автомобиля в нечетный день месяца в зоне действия знака "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" (3.29) категорически запрещена .


Но, все это относится к знаку "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" . Но в нашем примере сверху находится знак 3.27 "Остановка запрещена" , который, по сути, с 8.00 до 17.00 отменяет действие знака "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" .

Соответственно в период с 8.00 до 17.00 семь дней в неделю в зоне действия комбинации дорожных знаков: 8.2.3 "Зона действия" ("стрелка вниз") , 3.29 - "Стоянка запрещена по нечетным дням месяца" , 8.24 - "Работает эвакуатор" , 8.5.5 - "Время действия" и 3.27 "Остановка запрещена" запрещена не только стоянка, но и даже короткая остановка любых транспортных средств.

Так что, если вы даже на минуту припаркуете свой автомобиль в зоне действия подобного набора дорожных знаков, то вы нарушите действующие правила дорожного движения.

Зачем органы ГИБДД устанавливают в одном месте большое количество дорожных знаков?


Многие водители часто не понимают, зачем на многих участках дорог часто встречаются сложные комбинации дорожных знаков, которые часто путают водители и в итоге нарушают правила дорожного движения. На самом деле подобные "ребусы" на дорогах появляются, не для того чтобы собирать с водителей деньги, выписывая большие штрафы и зарабатывая на эвакуации (к сожалению, в нашей стране случается и такое) автомобилей, а в первую очередь, это необходимо для правильного регулирования дорожного движения на сложных участках дорог, улицах, переулках и т.п.


Да, можно, конечно, долго придираться к ГОСТам установки дорожных знаков на дорогах России и жаловаться на некомпетентность разметки и т.п. Конечно, в нашей стране наши дороги, разметка, дорожные знаки, светофоры и т.п. еще далеки от совершенства. Но, тем не менее, мы считаем, что в большинстве случаев подобные "загадки" в виде набора дорожных знаков все-таки необходимы.


Так что может быть пришла пора просто повторить правила дорожного движения , чтобы не путаться на дороге и правильно читать .

И главное хотим отметить, что никогда не спешите, увидев какую-либо комбинацию дорожных знаков. Ваша задача понять последовательно их смысл, а уже потом интерпретировать их совестное значение.

В нашем же примере исковая комбинация дорожных знаков должна обязательно читаться и трактоваться снизу вверх . В таком случае если не спешить, то даже водитель новичок может легко понять смысл ограничений действующих на участке дороги, где установлен подобный набор знаков.

Дорожные знаки и их обозначения, казалось бы, очень избитая тема. Но мы попробуем снова поднять ее. И вот для чего! Многочисленные статьи и комментарии по этой проблематике грешат парой недостатков: они либо излишне кратки, либо чересчур пространны. Мы же попытаемся сделать их рассмотрение наиболее оптимальным, а значит, — эффективным для рядовых водителей.

Знаки дорожного движения, предупреждающие водителя о возможных опасностях

Итак, наша работа будет направлена на достижение практического, прикладного эффекта от знания ПДД. Пусть каждый знает только крайне необходимое из темы « ».

Предупреждающие знаки дорожного движения

Предупреждающие знаки служат одной благой цели – известить водителя о том, что он приближается к какому-то опасному участку дороги. В редчайших случаях знаки проинформируют, что водитель уже въезжает на такой участок. Характер опасности изображается в поле самого знака в виде определенного символа.

Предупреждающие дорожные знаки предстают перед нами в основном в треугольной форме. Заметьте, что именно таких (чем-то похожих на них) знаков больше не существует.

И еще один момент. Предупреждающие знаки – это самые благородные средства регулирования дорожного движения . Они ничего не запрещают водителю, но извещают его о некой нестандартной ситуации на дороге.

Предупредительный характер данных дорожных знаков обусловил главное правило их установки. Все предупреждающие знаки треугольной формы должны устанавливаться на некотором расстоянии до соответствующего опасного участка дороги:

  • в населенном пункте — за 50-100 метров до его начала;
  • вне населенного пункта – за 150-300 метров.

Рассмотрим конкретный пример со знаком «Неровная дорога» (1.16). Предварительность его установки (как и любого предупреждающего знака) обусловлена необходимостью заранее предупредить о том, что скоро на проезжей части появятся неровности (ямы, выбоины и прочие дефекты).

Что должен понимать водитель, видя такой знак? Впереди – опасный участок, и поэтому рекомендуется снизить скорость и проявить максимальную внимательность и собранность, чтобы избежать аварии или поломки машины на ухабах и выбоинах дороги.

Естественно, что информировать о возможных опасностях надо ЗАРАНЕЕ , поэтому-то предупреждающие дорожные знаки треугольной формы устанавливаются предварительно – на указанных ранее расстояниях.

В населенном пункте водителю будет достаточно 50-100 метров для снижения скорости вплоть до остановки (если это необходимо). А вот вне населенного пункта, где скорость движения значительно выше, это расстояние увеличено в 3 раза – до 150-300 метров. Этого будет достаточно для того, чтобы совершить штатное снижение скорости.

Важный момент! Вполне нормальной практикой является повторная установка предупреждающих дорожных знаков для усиления информированности водителей об опасности.

Таким образом, понять треугольные предупреждающие знаки несложно. Их миссия – это заранее проинформировать водителя об опасной ситуации на дороге.

Треугольные предупреждающие дорожные знаки

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (1.1) и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2)

Назначение этой пары – предупредить водителя о приближении к весьма проблемному участку дороги, на котором действуют свои специфические правила движения (дополнительно описанные в 15 разделе ПДД).

Отличие этих знаков только в том, что первый переезд будет оснащен шлагбаумом, а второй — нет. Именно во втором случае водителю необходимо проявить максимум внимания.

Оба знака вне населенного пункта должны повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до переезда.

Повторная установка данных знаков обусловлена опасностью движения по железнодорожному переезду. Поэтому еще одно предупреждение будет отнюдь не лишним.

«Пересечение с трамвайной линией» (1.5)

Данный знак информирует водителя о приближении к участку дороги с трамвайными путями, которые пересекают проезжую часть вне перекрестка или же на перекрестке с плохой видимостью.

Водитель должен помнить, что при движении по данному знаку вне перекрестка он будет обязан уступить дорогу трамваю.

«Пересечение равнозначных дорог» (1.6)

Знак обозначает приближение к перекрестку, на котором нет ни главной, ни второстепенной дороги.

Очередность проезда такого перекрестка определяется универсальным правилом «правой руки»: водитель, имеющий помеху справа (в лице аналогичного транспортного средства), будет обязан уступить ему – «помехе справа» — дорогу.

«Пересечение с круговым движением» (1.7)

Указанный знак известит водителей о том, что они приближаются к особому перекрестку – перекрестку, на котором организовано круговое движение (против часовой стрелки).

Особая сложность при проезде по нему – это очередность следования транспортных средств. Водитель должен внимательно наблюдать за знаками приоритета, регулирующими преимущество в движении.

«Светофорное регулирование» (1.8)

Знак указывает на приближение к месту установки классического светофора на перекрестке, пешеходном переходе или узком участке дороги.

В населенном пункте, как правило, этот знак устанавливают на первом (после въезда в населенный пункт) перекрестке или пешеходном переходе.

«Разводной мост» (1.9) и «Выезд на набережную» (1.10)

Данные «родственные» знаки устанавливаются в местах приближения к соответствующим объектам. Их цель – обезопасить водителей от необдуманных действий – опасных маневров и превышения скорости.

Вне населенного пункта оба знака должны обязательно повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до разводного моста и выезда на набережную. Это делается для того, чтобы усилить информированность водителей.

«Опасный поворот» (1.11.1) и (1.11.2)

Одноименные знаки информируют водителя о том, что он приближается к крутому повороту с ограниченной видимостью, где особо опасны последствия возникновения центробежной силы. Знаки отличаются друг от друга лишь направлением движения – налево или направо.

«Опасные повороты» (1.12.1) и (1.12.2)

Еще одна пара «родственных знаков» предупредит водителя о том, что через определенное расстояние на его пути будут несколько опасных поворотов подряд. Отличие знаков друг от друга заключается лишь в направлении первого поворота – направо или налево.

Очень часто знаки устанавливают совместно с табличкой «Зона действия» (8.2.1), которая укажет на протяженность серии опасных поворотов.

«Крутой спуск» (1.13) и «Крутой подъем» (1.14)

Знаки обозначают спуски и подъемы, которые будут представлять сложности для водителя при их преодолении. Если такие участки следуют один за другим, то знаки допускается устанавливать не предварительно, а непосредственно перед участком.

Есть еще один (очень важный! ) момент, связанный с данными знаками. Если в зоне действия этих знаков на проезжей части возникает препятствие, то водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом . А тот, кто двигается на спуск, обязан уступить дорогу.

Это очень «опасное» правило. Пользоваться им следует особо осторожно, ибо мало кто из водителей помнит об именно таком принципе приоритета.

«Скользкая дорога» (1.15)

Очень простой и информативный знак: водителю указывается на то, что он приближается к весьма опасному участку дороги с малым коэффициентом сцепления колес (шин) с дорогой. Знак благородно предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, чтобы не сорваться в занос.

Не следует думать, что знак «Скользкая дорога» — исключительно «зимний» знак. Есть и летние дороги, с которых можно «слететь».

«Неровная дорога» (1.16)

Весьма простой и информативный знак, который предупреждает водителя о его приближении к участку дороги с поврежденной проезжей частью (выбоинами, буграми, неровностями). Знак как бы предлагает водителю снизить скорость, чтобы не потерять управление на дороге с проблемным покрытием и, как минимум, не разбить подвеску автомобиля.

Участок неровного дорожного покрытия, обозначенный данным знаком, образовался в результате естественного износа или ремонтных работ. Этим он отличается от следующего знака – «Искусственная неровность».

«Искусственная неровность» (1.17)

Рассматриваемый знак обозначает приближение к «лежачему полицейскому» и предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, дабы не повредить днище автомобиля.

Важно помнить, что таким препятствием обозначаются участки дорог, по которым осуществляется активное движение пешеходов в местах расположения важных социальных объектов (школ, детсадов, больниц и т.д.).

«Выброс гравия» (1.18)

Указанный знак информирует водителей о приближении к весьма опасному месту, где возможен выброс из-под колес автомобиля щебня или гравия.

Водителю следует проявлять внимательность и постараться не приближаться к впереди двигающимся транспортным средствам из-за опасности повреждения лобового стекла и . А летящий в стекло камень при движении на высоких скоростях, вообще, может стать причиной ДТП.

«Опасная обочина» (1.19)

Данный предупреждающий знак используется для информирования о нестабильной или разрушенной обочине, выезд на которую опасен для водителя.

В принципе, любая обочина с отсутствием твердого покрытия становится опасной в условиях влажной погоды. Водителю надо помнить об этом, даже если и знак «Опасная обочина» отсутствует.

«Сужение дороги» (1.20.1, 1.20.2, 1.20.3)

Семейство знаков «Сужение дороги» предназначено для предупреждения водителей о том, что через определенное расстояние на пути их следования проезжая часть будет сужаться – справа, слева или с обеих сторон одновременно.

Очень часто данные знаки устанавливаются перед мостами, эстакадами, тоннелями, где практически пропадает реальная возможность маневра из-за фактического отсутствия обочины. Часты случаи применения знаков и в условиях проведения дорожно-ремонтных работ.

«Двустороннее движение» (1.21)

Данный знак устанавливается только на дороге с односторонним движением. Его цель – предупредить водителей о приближении к участку дороги, на котором начнется классическое двустороннее движение.

Водитель должен проявить максимум внимания, чтобы через определенное расстояние не оказаться на полосе, предназначенной для встречного движения.

«Пешеходный переход» (1.22)

Знак обозначает приближение к нерегулируемому пешеходному переходу и рекомендует водителю проявить благоразумие и заранее снизить скорость. Ведь, скорее всего, ему придется это делать, но уже перед переходом и уже экстренно.

Водители совершают одну досадную ошибку: они считают место установки данного знака началом пешеходного перехода. Хотя до него еще 50-100 метров в населенном пункте и 150-300 метров вне такового.

«Дети» (1.23)

Совсем не сложно догадаться, что данный предупреждающий знак выставляется в местах частого появления детей на проезжей части. Причем, независимо от наличия или отсутствия пешеходного перехода.

Правила требуют обязательной повторной установки знака как в населенном пункте (не далее 50 метров от такого места на проезжей части), так и вне населенного пункта (не ближе 50 метров до места возможного появления детей).

«Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24)

Когда велосипедная дорожка пересекает проезжую часть вне перекрестка, тогда и устанавливается данный знак, обозначающий это самое пересечение.

Важно помнить, что на таком пересечении именно велосипедист обязан уступить дорогу механическим транспортным средствам, двигающимся по проезжей части. Однако водителю следует быть особенно осторожным и предупредительным: велосипедист вряд ли знает о своей обязанности предоставить преимущество «механике».

«Дорожные работы» (1.25)

Проведение дорожных (ремонтных и пр.) работ на проезжей части сопровождается обязательной установкой специального знака – «Дорожные работы».

Данный знак обязательно должен выставляться повторно:

  • вне населенного пункта не ближе 50 метров до места проведения работ, а при плохой видимости и непосредственно перед таким местом;
  • в населенном пункте – непосредственно перед участком, на котором осуществляются работы.

При кратковременных работах допускается установка знака на расстоянии от 10 до 15 метров до места проведения работ.

«Перегон скота» (1.26) и «Дикие животные» (1.27)

«Родственные» знаки извещают водителей о том, что они приближаются к участку дороги, граничащему со скотными фермами, перегонами скота через проезжую часть, заповедниками, охотничьими хозяйствами и пр. На таких участках могут внезапно появиться животные – дикие и домашние.

От водителя требуется проявить внимание и осторожность, чтобы не совершить наезд на переходящих дорогу животных.

«Падение камней» (1.28)

Этот благородный знак предупреждает водителя об опасности схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, камнепадов, обвалов и т.п.

Данный знак устанавливают на участках, которые не защищены специальными инженерными сооружениями, способными предотвратить негативные последствия природных катаклизмов.

«Боковой ветер» (1.29)

Внезапно возникший сильный боковой ветер бывает очень опасным для водителя. Автомобиль «получает удар» в корпус и может сменить траекторию движения независимо от воли и желания своего водителя. А это – прямой путь к ДТП.

Знак «Боковой ветер» призван предупредить водителя о выезде на такой участок, чтобы он успел предпринять необходимые меры для предотвращения несчастья – снизить скорость и быть готовым к возможному смещению траектории.

«Низколетящие самолеты» (1.30)

Звук низколетящих самолетов способен напугать даже опытных водителей. Для того чтобы это исключить (или же свести к минимуму), на дороге выставляется специальный знак – «Низколетящие самолеты».

Указанный знак устанавливается перед участками дорог, которые располагаются вблизи аэродромов.

«Тоннель» (1.31)

Резкая смена освещенности для водителя является сильным раздражающим фактором, который несет в себе потенциальную опасность потери ориентации в пространстве. Такая ситуация возможна при въезде в тоннель, в котором отсутствует специальное (искусственное) освещение.

Кроме того, данный знак может обозначать подъезд к освещенным тоннелям с ограниченной видимостью.

«Затор» (1.32)

Пробки и заторы – бич современных мегаполисов с огромным количеством транспортных средств. Поэтому предупреждение о стоящих в пробке транспортных средствах – это одно из средств не усугубить ситуацию на дороге.

Предупрежденные знаком водители будут иметь возможность на ближайшем перекрестке свернуть и объехать затор по другому маршруту.

Современные знаки «Затор» выполняются в виде специальных мониторов с изменяемым изображением, которое появляется на экране при необходимости.

«Прочие опасности» (1.33)

Иногда водителя на дороге поджидают опасности, которые невозможно описать имеющимися предупреждающими знаками. Или таких опасностей очень много. Например, дорога проходит мимо лесных массивов с дикими животными, но на ней проводятся ремонтные работы в условиях опасного поворота и крутого спуска. Причем полотно дороги очень скользкое, и присутствует опасная обочина. И все это – в условиях сильного бокового ветра.

В таких случаях целесообразно выставить специальный знак – «Прочие опасности». Он как бы говорит водителю: «Мы Вас предупредили!».

Таким образом, предупреждающие знаки треугольной формы – очень информативны. Правило их установки едино: они выставляются, информируя о соответствующей опасности, за 50-100 метров в населенном пункте и за 150-300 метров вне населенного пункта. Именно в этом случае они будут выполнять свою главную миссию – предупреждение о нештатной ситуации на дороге.

Пусть водитель не смущается, если на некоторых треугольных знаках вместо белого фона будет желтый. Это говорит лишь о временном характере данных знаков (например, на период проведения ремонтных работ).

Предупреждающие дорожные знаки, отличные от треугольной формы

Помимо знаков треугольной формы, существуют и иные предупреждающие дорожные знаки. Правила их установки несколько отличаются от треугольных «собратьев».

«Приближение к железнодорожному переезду» (1.4.1-1.4.6)

Большое «семейство» одноименных знаков служит для достижения еще большей информированности водителя о приближении к ж/д переезду при движении вне населенного пункта. Такое предупреждение не помешает никогда и не будет лишним.

Знаки устанавливают по следующему правилу: каждая красная полоска «отвечает» за 50-100 метров. Это означает, что установленные справа (а при необходимости и слева) от дороги «трехполосные» знаки удалены от переезда на 150-300; «двухполосные» — на 100-200, а «однополосные» — 50-100 метров. «Трехполосные» и «однополосные» устанавливаются на одной опоре с треугольными знаками 1.1 или 1.2 – основными и повторными.

«Однопутная железная дорога» (1.3.1) и «Многопутная железная дорога» (1.3.2)

Еще одна пара знаков, предупреждающих водителя о железнодорожном переезде без шлагбаума. Как видно, в ПДД особое место уделяется проезду именно таких участков дороги.

Своеобразие этой пары знаков заключается в том, что они устанавливаются непосредственно перед ж/д переездом без шлагбаума. Почему? Да потому, что на положенном расстоянии уже выставлялись предупреждающие знаки – «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2).

Отличие двух знаков друг от друга состоит лишь в количестве ж/д путей на переезде: в первом случае он только один, а во втором – два и более.

«Направление поворота» (1.34.1) и (1.34.2)

Крутые повороты опасны не только из-за ограниченной видимости или увеличения центробежной силы при их проезде, но и затрудненностью в определении направления дальнейшего движения. Помочь водителю сориентироваться в таких условиях помогут знаки, указывающие на направление поворота.

Огромные знаки устанавливаются не заранее (как большинство предупреждающих знаков), а непосредственно в местах поворота. Их цель – стать путеводной нитью для водителя на крутом повороте.

«Направление поворота» (1.34.3)

Место установки данного предупреждающего знака – это разветвления дорог или Т-образный перекресток. Данный знак обозначает участок дороги, на котором прежнее – прямолинейное – движение прекращается, и водитель вынужденно должен будет менять траекторию.

Указанный знак, как и два предшествующих знака, устанавливается непосредственно на опасном участке. Это возможно благодаря его крупным размерам.

Подведем общий итог. Предупреждающие знаки придуманы для того, чтобы информировать водителя о приближении к опасному участку дороги (реже – о начале движения по такому участку).

В принципе, в «чистом виде» предупреждающие знаки ничего не регламентируют – не запрещают и не разрешают водителю . Их цель благая – известить о грядущей опасности.

Многие водители спрашивают как — приводим несколько вариантов.


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Поведение водителей на дороге регламентируется с помощью знаков, светофоров, а также разметки. Дорожные знаки — наиболее простой, экономичный и удобный вариант. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ:

  • более дешевую стоимость, чем установка и обслуживание светофора;
  • хорошую видимость на дальнем расстоянии и в темное время суток;
  • в отличие от дорожной разметки, их не заметает снегом и не заливает водой;
  • графический рисунок их лаконичен и понятен;
  • высокая информативность.

Понятие и история

Дорожный знак – это стандартное графическое изображение, которое устанавливается вдоль дороги, чтобы довести сведения до участников движения.

Дорожные указатели использовались ещё в Древнем Риме в III в. до н.э. На значимых дорогах римляне устанавливали мильные столбы с указанием удалённости от Римского форума. С давних пор люди по-разному указывали дорогу: вдоль дорог делали вешки из сучьев, затесы на стволах, укладывали камни или ставили столбы. Главной задачей было указать направление и расстояния до места.

При царе Федоре Ивановиче (XVI век) начали устанавливать четырехметровые верстовые столбы. Позже их монтировали на перекрёстках, на которых указывали, куда ведет дорога. При помощи столбов обозначали границы уездов и их названия. На опасных участках дороги устанавливались надолбы. Довольно быстро верстовые столбы появились на всех главных дорогах государства.

Впервые дорожные знаки официально появились через четверть века после изобретения автомобиля. Их было всего 4 (перекресток, шлагбаум, двойной поворот, насыпь или канава). Были утверждены они на Парижской конференции в 1909 году. В 1968 году уже было введено 126 знаков. В 1978 году вступил в силу ГОСТ, который устанавливал 7 групп дорожных знаков.

В советское время знаки были выполнены двумя способами:

  • плоские, нарисованные обычной краской без подсветки;
  • выпуклые с рассеивателями из матового оргстекла, которые подсвечивались при помощи ламп накаливания.

Сегодня знаки в подсветке не нуждаются, так как имеют светоотражающую пленку.

Виды дорожных знаков

Дорожным знакам присвоены номера, состоящие из цифр. Первое число – номер группы, к которой относится знак; второе – порядковый номер знака в группе. Они отличаются по форме, цвету фона для графического рисунка, цвету канвы.

Знаки, выполненные на желтом фоне, имеют временный характер, и являются приоритетными в случае расхождения указаний с постоянным указателем. Часть знаков несет информационную функцию, а за несоблюдение запрещающих, предписывающих и знаков приоритета грозит материальное наказание или запрет на вождение автомобиля. Рассмотрим каждую группу.

Предупреждающие

Предупреждающие знаки сообщают, что на пути следования находится опасный участок дороги. Водитель во избежание ДТП может снизить скорость движения и внимательнее быть к встречному движению. Обычно их ставят там, где осуществляются дорожные работы или идет сужение дорожного полотна.

Внешний вид: треугольник в красной рамке, где на белом фоне присутствует изображение черного цвета (за исключением знаков направления поворота и приближения к железнодорожному полотну).

В городе или сельской местности, знак предупреждает за 50 или 100 метров до участка повышенной опасности, а за их пределами от 150 до 300 метров. Если нельзя установить на положенном расстоянии, то к знаку устанавливается табличка, на которой указано через сколько метров находится опасная зона.

Знаки, обозначающие железнодорожный переезд, разводной мост, въезд на набережную, устанавливаются за пределами города или сельской местности.

Таблички, предупреждающие, что впереди ведутся дорожные работы или на дорогу может выбежать дикое животное, устанавливаются непосредственно на аварийном участке.

Знаки приоритета

Знаки приоритета разнятся по форме и цвету. Они служат для установления очередности пересечения перекрестков или предупреждают о сужении дорожного полотна. В данную группу объединены 13 знаков.

На них главная дорога обозначается центральной жирной линей, а второстепенная - тонкой. Знаки указывают, какая дорога считается второстепенной, а какая — главной. Перед тем как выехать с второстепенной дороги, водитель обязан пропустить автомобили, которые уже находятся на главной дороге.

Знак, запрещающий движение без остановки, требует, чтобы водитель остановился и проверил, нет ли препятствий. Знак ставится до железнодорожных путей или возле поста ДПС, они также могут быть на светофорах и перекрестках.

Они не учитываются на перекрестках, регулируемых светофором или регулировщиком, и понадобятся, если перекресток перестанет ими управляться.

Запрещающие

К запрещающим знакам данной категории относятся 36 знаков. Выполнены они в виде круга, внутри которого, на белом фоне с красной каймой, изображен черный графический рисунок. Исключения составляют четыре изображения на синем фоне и четыре — черно-белые.

Они могут также указывать на ограничения по массе и габаритам ТС, скорости, запрет обгона, остановки и стоянки или на ограничение движения, а также снятие всех ограничений.

Для запрещающих и ограничивающих знаков оговорены исключения для конкретного транспорта. Ниже приведены их номера, а также информация о том, кто может такие знаки проигнорировать:

  • 16, 3.17.1, 3.17.2, 3.17.3, 3.20, 3.24 — всеми должны соблюдаться в обязательном порядке;
  • 1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 – транспорт, следующий по маршруту;
  • 2-3.8, 3.28-3.30 — ТС, перевозящее почту;
  • 2, 3.3, 3.28-3.30 — водитель или пассажир инвалид первой или второй группы;
  • 2, 3.3, 3.5-3.8 – ТС, обслуживающее предприятия в зоне действия данного знака, или перевозящее жильцов или работников;
  • 28-3.30 — такси с активированным счетчиком.

Водители ТС, с работающими проблесковыми маячками и сиреной, а также те, кто сопровождает подобные ТС при неотложном служебном выезде, могут игнорировать любые дорожные знаки, даже запрещающие.

Такие знаки прекращают действовать:

  • после первого перекрестка (кроме пересечения с гравийными дорогами, необозначенными как перекресток);
  • в городе или сельской местности если перекрестка на дороге нет, то отменяющим считается указатель окончания границ населенного пункта;
  • если под запрещающим знаком установлен указатель зоны действия, то после преодоления указанного расстояния;
  • до знака, обозначающего то, что территория всех ограничений закончилась.
  • 20, 3.22 и 3.24 — до останавливающих их знаков 3.21, 3.23 и 3.25.

Наказание за несоблюдение данной группы зависит от того, куда именно выезжает автолюбитель. Если осуществляется въезд во двор жилого дома, то он квалифицируется как несоблюдение предписаний. А если был произведен выезд на дорогу с односторонним движением, то санкции будут в 10 раз выше, и, возможно, водитель будет лишен прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Предписывающие

Предписывающие знаки выглядят как изображения белого цвета на круглом синем фоне. Их задача указать на направление движения, минимальную скорость, маршрут проезда спецтехники и т. д. Предписывающие знаки требуют выполнения указанных действий от определенных участников движения.

Знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний нужны для введения режимов движения или их снятия, регулировки одностороннего движения, указания жилой зоны, пешеходного перехода, приоритета полосы.

До недавнего времени и предписывающие, и знаки особых предписаний относили к одной группе указательных знаков. Однако рассматриваемая группа вводит не одно требование, а сразу несколько.

Все они либо квадратные, либо прямоугольные. Изображения представлены на белом, синем или зеленом фоне.

Действия знаков 5.27, 5.29, 5.31 и 5.33 не заканчивается на перекрестках, а относятся ко всем улицам, а также близлежащим территориям. Предписания актуальны до отменяющих знаков.

Информационные

Информационные знаки предназначены для понимания о местонахождении населенных пунктов и важных для автомобилистов объектов, об установленных или желательных режимах движения.

Знаки имеют квадратный или прямоугольный вид с синей рамкой. Изображение может быть и черным или белым. Фон у данного вида знаков также несет смысловую нагрузку:

  • зеленый – объекты расположены на автомагистрали;
  • синий – объекты расположены на загородных дорогах;
  • белый — объекты расположены в пределах поселения.;
  • желтый – говорит об организации объезда, в случае проведения работ на участке дорожного полотна.

Знаки сервиса

Знаки сервиса ставят в известность о местонахождении соответствующих пунктов и других значимых мест: гостиниц, больниц, кафе, заправок. Также данные знаки устанавливают на поворотах к объекту или около них.

Эту группу можно узнать по белому квадрату с изображением в синем прямоугольнике. Внизу указателя при необходимости прописывается уточняющая информация.

Знаки дополнительной информации

Большинство табличек знаков дополнительной информации имеют прямоугольную форму с черным изображением на белом фоне. Они крепятся под соответствующим знаком, к которому относятся.

Если дополнительный знак идет вразрез с основным, то водитель должен ориентироваться на предписания временной таблички, а если она не противоречит постоянному, то соблюдаются требования обоих знаков.

Такие знаки необходимы при осуществлении ремонтных работ, проведении массовых культурных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, в местах дорожных аварий. При этом изменяется действующая организация движения, а временные таблички оповещают водителей о новом порядке.

Штрафов за несоблюдение указаний дополнительных знаков не прописано. Соответственно наказание назначается, принимая во внимания стационарный знак, который находится над ней.

Большинство изображений на знаках дорожного движения понятны интуитивно, хотя некоторые придется выучить. В среднем на 1 км. дороги приходится 4 знака дорожного движения, а на Федеральной трассе — 7. Поэтому очень важно знать их все без исключения, чтобы избежать не только материальных затрат, но и сохранить жизнь. Причиной более 90% происшествий является именно несоблюдение ПДД.