Чем занимаются калмыки. Калмыки: самые шокирующие факты. Этнические и этнографические группы

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки - западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI - начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки - прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

Культура и быт народа Калмыкии

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

(Калмыки в традиционной одежде )

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она - народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба - иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса - «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

(Юрта )

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Зул - (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде - в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах - на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка” .

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

КАЛМЫКИ (происхождение этнонима спорно: от тюркского «калмак» - остаток, монгольский «халих» - ушедшие за пределы, ойратского «халимаг» - смешанные; самоназвание - кальмг), монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии. Численность 174,4 тысяч человек, в том числе в Калмыкии 155,9 тысяч человек, Астраханской области 7,2 тысяч человек, Волгоградской области 1,6 тысяч человек, Ростовской области 0,9 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Киргизии (иссык-кульские калмаки - около 6 тысяч человек в районе озера Иссык-Куль), Украине; в 20 веке значительные калмыцкие диаспоры возникли в США (около 2 тысяч человек, штат Нью-Джерси, Филадельфия; переселились из Европы в 1953), Германии, Франции и др. странах Европы. Общая численность около 200 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на калмыцком языке, почти все владеют русским языком. Верующие в основном буддисты (махаяна, школа Гелугпа), часть - православные.

Предки калмыков - западные монголы ойраты, в начале 17 века переселившиеся в Россию и принявшие русское подданство (насчитывали около 270 тысяч человек). К середине 17 века они образовали Калмыцкое ханство; делились на 4 улуса, соответствовавших этническому делению (дэрбэты, торгуты, хошуты, чоросы; сохранение специфики этнических групп влияет на социальную и политическую жизнь современных калмыков, как в России, так и за рубежом - «улусизм»). В 1771 большая часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российских властей, откочевала в Китай, Калмыцкое ханство было упразднено. На опустевших землях стали селиться русские и украинцы, принёсшие с собой навыки оседлости, земледелия и т.п. Калмыки составляли Калмыцкое войско, небольшие группы калмыков входили в состав уральского, оренбургского и терского казачества. Калмыки, жившие по рекам Дон, Сал и Маныч (бузава), с конца 18 века подчинялись управлению Донского казачьего войска, в 1870 их земли вошли в состав Донского войска области, где были образованы Нижний, Средний и Верхний улусы. В 1877 эти кочевые улусы реорганизованы в оседлые станицы по общеказачьему образцу - Иловайскую, Денисовскую, Платовскую, Власовскую, Кутейниковскую, Граббевскую, Потаповскую; в 1884 они вошли в образованный тогда же Сальский округ. После Гражданской войны 1917-22 часть калмыков оказалась в эмиграции. В результате депортации 1943 года погибло свыше трети калмыков. После 1957 большая часть депортированных вернулась в Калмыкию. В диаспоре существуют этнокультурные организации (например, созданная в 2000 Межрегиональная ассоциация калмыцких студентов).

Основное традиционное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство. Разводили крупный рогатый скот (калмыцкая порода, завезённая из Центральной Азии), овец (курдючная грубошёрстная порода), лошадей (калмыцкая порода), верблюдов-бактрианов. Летом крупный рогатый скот, лошади и верблюды свободно паслись на выгонах, овцы - под присмотром пастухов. Со 2-й четверти 19 века распространилось сенокошение, крупный рогатый скот и верблюдов переводили на стойловое содержание. Передвигались верхом на лошадях, в повозках и санях, запряжённых лошадьми, верблюдами, волами. Занимались охотой (в основном на сайгака). Ремёсла - гравировка и чеканка по металлу (украшения, детали узды, сёдел, ножен, рукояток, курительных трубок, ружейных прикладов), резьба по дереву; кожаная утварь (сосуды, сумки) и конская сбруя украшались тиснением, аппликацией и вышивкой, женская одежда - вышивкой и аппликацией (зег) из разноцветных шнуров, тесьмы, позумента и др. С распространением оседлости развиваются свиноводство, земледелие (землю пахали 2-лемешным плугом в упряжке из 6 быков), с середины 19 века в низовьях Волги - садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисоводство (Сарпинская низменность). Торгуты по Волге и побережью Каспийского моря занимались рыболовством, работали по найму в рыбной и соледобывающей промышленности.

Традиционное жилище - решётчатая юрта (гер, в литературе также называется кибиткой; первоначально перевозилась в повозках в неразобранном виде). Поселение (хотон) состояло из 4-10 юрт родственных по мужской линии семей (тороль). Юрты ставились по кругу; в середину на ночь загоняли скот. Хотоны объединялись в аймаки (во главе с зайсангами) и улусы. В оседлых посёлках появились землянки, полуземлянки и наземные постройки с саманными или дерновыми стенами, дерновой или камышовой, обмазанной глиной, крышей; вход был обращён на юг или восток, печь помещалась в центре или около входа. Зажиточные калмыки строили срубные и кирпичные дома русского типа.

Нижняя одежда - белая рубаха (киилг) с вшивными рукавами и штаны (шалвр). Мужчины носили бешмет (бюшмюд), наборный пояс с ножом в ножнах, кольцо и браслет, серьгу в левом ухе; волосы заплетали в косу, старики брились наголо, оставляя на темени прядь волос. Девичья одежда, по-видимому, заимствована у народов Кавказа: до 12-13 лет надевали поверх рубахи туго стягивающий грудь и талию корсет (камзол), который носили до замужества. Сверху надевали шерстяное или ситцевое платье (бииз) с облегающим лифом, цельной спинкой и сборками на талии, треугольным вырезом до талии и манишкой, стоячим воротником и узкими ниже локтя вшивными рукавами с буфами, с наборным поясом. Женское платье (берз) носилось без пояса, имело цельнокроеный перёд и отрезную спинку; поверх него надевали длинные, расшитые по вороту, полам и проймам кафтан (терлг) и безрукавку (цегдг). Девушки заплетали волосы в косу, на голове носили шапочку (жатг). Характерна женская шапка (халвнг) с широким вышитым околышем; две косы убирали в накосники (шиврлг, шиверлиг) из чёрного бархата или шёлка; к концам кос прикрепляли цепочки с сердцевидной серебряной бляшкой (токуг), свисавшей из шиверлига. Женские красные или чёрные сапожки имели каблуки и загнутый носок. Мужской и женский головные уборы украшались на макушке красной шёлковой кистью (отсюда прозвище калмыки - «краснокисточные»).

Основная пища - мясо (главным образом баранина) и молоко. Мясные блюда - бульон (шелюн), лапша с мясом и луком, печёное мясо (в прошлом - целая запечённая в земляной печи туша), пельмени, потроха, колбаса и др.; молочные - сыр, творог, кумыс (чиген), кислый напиток из коровьего молока (чидмег), который перегоняли также на водку (арька); из оставшейся после перегонки гущи делали творожистую массу (адмг), из неё - сушенные на солнце лепёшки (хурс), которые запасали на зиму; свежего молока не пили. Из пресного теста делали лепёшки (гуйр), сладкие пончики (борцог), жаренные в масле или в бараньем жире, и оладьи (цельвиг). Основной напиток - кирпичный чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями (мускатом, лавровым листом и др.). Основная утварь - котёл, высокая узкая кадка для приготовления молочнокислых продуктов, деревянный сосуд для чая (домб), корыто (тэвш) или блюдо (тавг) для мяса и др.; топлёное масло хранили в пузыре из желудка или кишок. В 1-й четверти 20 века распространилась фарфоровая и фаянсовая посуда.

Существовали большие патриархальные семьи (тороль) и патрилинейные роды (нутук). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Специальные термины существуют для каждой категории кузенов («суданский тип»). Патрилинейных родственников до 4-го восходящего поколения выделяют при помощи сложных терминов, образованных от терминов для отца и брата отца. Были распространены матрилатеральные орто и кросскузенные браки; браки с родственниками по мужской линии любой степени строго запрещались. За невесту выплачивался калым, давалось приданое. Практиковалось умыкание. Полигиния встречалась только среди знати. Были распространены левират и сорорат. Невестка должна была показываться мужским родственникам мужа только в полной женской одежде; открытыми могли быть только лицо и кисти рук. Из календарных праздников важнейшие - Новый год (Зул) в начале зимы, весенний праздник Цаган cap (Белый месяц) в феврале, летний «праздник воды» Урюс cap.

Устное творчество калмыков включает в себя мифы, легенды, предания, сказки и героический эпос, обрядовые песни. Самый значительный памятник устной культуры калмыков - героический эпос «Джангар». Среди специфических жанров: йорелы (благопожелания), харалы (проклятия, заклинания), макталы (величания), 3- и 4-строчные загадки («триады» и «катрены»), небылицы, кемялген (словесное состязание на свадьбе), плачи. «Долгие» песни уту дун (лирические, свадебные, песни праздников Зул и Цаган cap, скотоводческие песни-заклинания) поются в одиночку без сопровождения, им свойственны ритмическая свобода, богатая орнаментика. «Короткие» песни ахр дун (шуточные, плясовые) поются под аккомпанемент домбры (2-струнный щипковый инструмент), отличаются чётким ритмом. Мужские танцы быстрые, женские - плавные. Другие традиционные музыкальные инструменты: флейты бииве (поперечная) и шовшур (продольная; у кумских и терских калмыков - с раструбом из рога; у волжских калмыков - под названием хулсн бишкур), духовой язычковый джимбур (аналог тибетской сурны), гармоника икел (близка русской саратовской). В прошлом были известны смычковый инструмент хур и щипковый - шударга (аналог китайского саньсяня). Ряд модернизированных традиционных инструментов (семейства 3-струнных домбр), а также инструменты монгольского происхождения (цимбалы джингинур) входят в состав оркестра калмыцких народных инструментов. Культовые музыкальные инструменты (тибетского происхождения; традиция почти полностью утрачена): длинные серебряные трубы бюря, укюр-бюря, короткие трубы гангдн, ганглин (из берцовой кости человека), духовой язычковый бишкюр, раковина-труба дунг; барабаны - 2-сторонний кенкерге, в форме песочных часов арамбру; гонг каранг, ручной колокольчик хонхо, тарелки цанг, тарелочки данкша (или цанг-цельник), жезл ярки с 3 бубенцами.

Лит.: Джангар. Калмыцкий героический эпос / Пер. С. Липкина. М., 1958; Бартольд В. В. Калмыки // Бартольд В.В. Соч. М., 1968. Т. 5; Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969; Калмыцкое народное искусство. Элиста, 1970; Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973; Жуковская Н. Л., Стратанович Г. Г. Калмыки // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985; Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. 3-е изд. Элиста, 1985; Луганский Н. Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987; Батмаев М. М. Калмыки в XVII-XVIII вв.: События, люди, быт. Элиста, 1992-1993. Кн. 1-2; Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. 2-е изд. Элиста, 1992; Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: историко-этнографические очерки. Элиста, 1994; она же. Добуддийские верования калмыков. Элиста, 2003; Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар»: сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997; Митиров А. Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. Элиста, 1998; Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Исследование и материалы. Элиста, 1998; Бадмаева Г. Ю. Калмыцкая музыка в контексте культур Азии. М., 1999. Вып. 1-2; Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002; Ользеева С. З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста, 2003; Гучинова Э. Б. Постсоветская Элиста: власть, бизнес и красота. Очерки социально-культурной антропологии калмыков. СПб., 2003; Калмыки. М., 2003; Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX в.: опыт историко-культурной реконструкции. М., 2005; она же. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала XX в. Элиста, 2006; Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста, 2005; Бичеев Б. А. Дети Неба - синие волки. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков. Элиста, 2005; Бадмаева Ц. А. Философско-культурологический анализ традиционной калмыцкой культуры. Элиста, 2006; Есипова М. В. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Альманах. М., 2007. Вып. З; Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007.

Н. Л. Жуковская; А. В. Бадмаев, М. В. Есипова, Н. И. Жуланова (устное творчество).

История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на территорию современной республики Калмыкии, где и закрепилась в составе России в 1609 году.

Первое время сопровождалось частыми войнами, в том числе междоусобными, изменениями границ и кочевническими передвижениями. Периодически калмыки присягают на верность России , но часто нарушают соглашения, нападая на русских. Но примерно с конца 18 века начинается спокойная жизнь в составе России.

В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году – Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР.

1943 год был одним из самых мрачных в истории калмыки – Калмыцкая АССР упраздняется, её территория отходит к Астраханской области, а практических всех калмыков депортируют (в основном в Сибирь).

Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия.

География и климат Калмыкии

Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область , на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область . Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем.

Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман , помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: , Сарпинские озера , Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.

Климат Республики Калмыкия – резко континентальный. Его особенностями являются жаркое и сухое лето, а также малоснежная и не самая холодная зима (хотя порой температура зимой значительно падает). Кроме малого количества осадков и засушливости особенностью климата являются постоянные ветра.

Природа Калмыкии

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители.

В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли" . Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

Второй участок этого заповедника – – также охраняет многочисленные популяции различных птиц: пеликанов, лебедей, серых гусей, дроф, журавлей, чаек, ласточек и других.

Население и экономика Калмыкии

В республике три города: Элиста , Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.

Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.

Культура и религия Калмыкии

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников , посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.