Многоразовый корабль orion. Космический корабль «Орион»: описание, история. «Орион»: с надеждой в будущее

Последний раз аппарат летал в декабре 2014. Тогда все прошло хорошо, но проект ушел с повестки дня, новой информации о нем практически не было. Теперь активность возобновилось. НАСА не забыло о своей программе, которая направлена на создание многоцелевого корабля для глубокого космоса. Его планируется задействовать, в частности, для того, чтобы астронавтов можно было доставлять на орбиту Луны и забирать их обратно.

Менее чем через год Orion, вернее, его полномасштабная модель будет проходить «аварийный тест». Если все пройдет хорошо, то еще через год Oroin отправят на лунную орбиту более, чем на неделю. Система должна пройти абсолютно все испытания прежде, чем она сможет принять людей. И только после финальных тестов астронавты полетят на лунную орбиту для пребывания там в течение длительного времени. Правда, случится это не ранее, чем в июне 2022 года.

НАСА собирается отправить двух или четырех человек на Orion для работы на орбите Луны. Это будет первое возвращение человека к Луне с 1972 года. Планы могут меняться, но все равно - прогресс в плане освоения глубокого космоса уже вряд ли можно остановить. Сейчас освоение спутника Земли является одним из приоритетов, установленных президентом США Дональдом Трампом. Он даже готов отказаться от Марса, поскольку, по мнению его и окружения, основать колонию на Луне много проще, чем на Красной планете. И, что немаловажно - дешевле.

Несколькими неделями ранее Космический центр имени Линдона Джонсона пригласил журналистов посмотреть на Orion, который полетит в космос в следующем году в апреле. На этот раз инженеры создали модуль с 200 сенсорами, которые будут отслеживать ускорение в течение всего полета. Это нужно для того, чтобы ученые смогли оценить влияние старта на организмы будущих астронавтов.

Тестовый полет предусматривает полет на высоту в 10 км, с достижением 1,3 Маха . В этой точке спасательная система капсулы должна активироваться, чтобы отбросить команду на безопасное расстояние в случае аварии. Если возникает проблема, то спасательная капсула должна отдалиться от основного аппарата на 3 километра всего за 15 секунд. Естественно, люди в капсуле будут подвергаться сильному ускорению, так что разработчики должны понимать возможные последствия для организма людей.

Вот это - последний шанс на спасение людей в случае возникновения нештатной ситуации на борту Orion

Exploration Mission-2 может случиться раньше, чем планирует агентство сейчас. Orion планируется запускать при помощи сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (интересно, что относительно необходимости реализации самого проекта разработки этой ракеты есть сомнения, в силу существования гораздо более дешевого носителя от SpaceX). Цель миссии - возобновление пилотируемого освоения Солнечной системы. В прошлом году планировалось, что кроме облета Луны Orion даст возможность вывести первый модуль создаваемой окололунной станции Space Launch System. Агентство НАСА планирует эту миссию на примерно 2023 год.

Ранее сообщалось, что пилотируемый космический корабль совершит еще и экспериментальный облет захваченного астероида на лунной орбите. Но затем НАСА отказалось от захвата астероида, по крайней мере, на время. Как бы там ни было, но на окололунную орбиту Orion планируется вывести в любом случае - хоть с захватом астероида, хоть без него.

Изначально НАСА планировало отправить команду астронавтов в космос не с первой версией SLS, а со второй, усовершенствованной и более мощной. Но для этого потребовалось бы отложить пилотируемый на 33 месяца. Это без малого три года, которых сейчас у агентства нет - откладывать миссию Orion больше нельзя. Выше уже говорилось, что сомнению подвергается сама необходимость разработки сверхдорогого сверхтяжелого носителя SLS. У налогоплательщиков возникает простой вопрос - если примерно те же возможности, что и у SLS, есть у носителя компании SpaceX, то зачем платить больше?

Даже глава НАСА не смог аргументированно обосновать необходимость отправки в космос SLS. В свое время он заявил о том, что SLS разово может вывести в космическое пространство более тяжелый груз, чем способна ракета-носитель от SpaceX. Но разница настолько незначительна, что сомнения налогоплательщиков из США до сих пор не развеяны.

Как бы там ни было, но Orion - активно развивающийся проект, на реализацию которого агентство тратит примерно $1,35 млрд в год. Так что отступать некуда, рано или поздно корабль отправится в космос.

Космический корабль "Орион", Фото: www.walkinspace.ru

Запуск нового космического корабля "Орион" запланирован на декабрь этого года, заявил журналистам член нового экипажа МКС астронавт NASA Барри Уилмор.

"США находятся на том рубеже, который приведет человечество к дальнейшему освоению космоса. Старт нового космического корабля "Орион", который намечен на декабрь 2014 года, позволит в будущем вывести нас на новые рубежи освоения Солнечной системы", - сказал он.

Астронавт NASA Барри Уилмор / Фото: en.academic.ru

Как сообщалось, "Орион", напоминающий по своей конструкции "Аполлоны", разрабатывается для полетов за пределы околоземной орбиты, в частности, для экспедиции к астероиду, которая планируется на 2025 год.

Главный исполнитель проекта Lockheed Martin уделял главное внимание разработке командного модуля - спускаемой капсулы, где будет находиться экипаж. По плану, первый испытательный беспилотный полет корабль совершит в 2017 году, а пилотируемый - в 2021. В 2014 году, как сообщалось, состоятся предварительные испытания - "Орион" полетит в космос на носителе "Дельта IV" с тестовым служебным модулем.

Техническая справка

Орион (космический корабль)

Орион, MPCV — многоцелевой частично многоразовый пилотируемый космический корабль США, разрабатываемый с середины 2000-х годов в рамках программы «Созвездие». Целью этой программы было возвращение американцев на Луну, а корабль «Орион» предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем.

Космический аппарат "Орион" в космосе / Рисунок: NASA

В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам Space shuttle, завершившим полёты в 2011 году, а в будущем обеспечить высадку человека на Марс. Первоначально в документах НАСА корабль назывался CEV (англ. Crew Exploration Vehicle - пилотируемый исследовательский корабль). Затем корабль получил официальное название в честь известного созвездия - «Орион».

С 2011 года временным названием изменённого корабля стало MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle - многоцелевой пилотируемый корабль). Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне - на 2019-2020 годы.

Корпус нового космического корабля «Орион» был официально представлен NASA / Фото: www.infuture.ru

В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт - в 2017. В декабре 2013 года озвучены планы на первый беспилотный тестовый полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 в сентябре 2014 года, первый беспилотный запуск с помощью носителя SLS запланирован в 2017 году. В марте 2014 первый беспилотный тестовый полёт (EFT-1) с помощью носителя Дельта 4 был перенесен на декабрь 2014 года

Рисунки: kosmos-x.net.ru

На корабле «Орион» будут выводиться в космос как грузы, так и астронавты. При полётах на МКС, в экипаж «Ориона» могут входить до 6 астронавтов. В экспедиции к Луне планировалось отправлять четыре астронавта. Корабль «Орион» должен был обеспечить доставку людей на Луну для длительного пребывания на ней с тем, чтобы в дальнейшем подготовить пилотируемый полёт на Марс.

Диаметр корабля «Орион» - 5,3 метра (16,5 футов), масса корабля - около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля Orion (MPCV) около 9 м³. И это не общий объем герметичной конструкции, а именно пространство, свободное от оборудования, компьютеров, кресел и другой «начинки».

Форма основной части корабля «Орион» схожа с формой предыдущих космических кораблей «Аполлон», но при его создании используются новейшие достижения в компьютерной технике, в электронике, в технологии систем жизнеобеспечения, в технологии теплозащитных систем. Коническая форма спускаемого аппарата является самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю, особенно со скоростью возвращения из дальнего космоса (около 11,1 км/сек).

Предполагается многоразовое использование основной части корабля. Cервисным модулем корабля Орион (SM) будет модернизированная версия транспортного корабля ЕКА ATV. В сентябре 2010 года компания-разработчик Lockheed Martin приступила к созданию полноразмерных макетных прототипов с завершением сборки к декабрю 2010 года. Первый полностью функциональный корабль для беспилотных полётов изготовлен в 2014 году.

До полётов к Марсу специалисты разрабатывают план пилотируемой миссии «Ориона» к астероиду не ранее конца 2020-х годов. Так как изначально корабль создавался для полетов на Луну, которые занимают относительно немного времени, для подготовки к дальним космическим путешествиям потребуется его модернизировать и увеличить площадь полезного пространства.

Рассматривается вариант объединения двух «Орионов» или соединения корабля с более объемным жилым модулем. Планируется, что к астероиду корабль отправится с двумя астронавтами на борту.

Сценарий «Созвездия» предполагал, что на орбиту «Орионы» будут выводить новые ракеты-носители серии «Арес», однако от их создания было решено отказаться. Поэтому космический корабль переориентируется для совместимости с уже существующими тяжелыми ракетами-носителями «Дельта 4» или «Атлас 5» для полётов на околоземную орбиту и на разрабатываемый новый сверхтяжёлый носитель SLS для полётов в дальний космос.

Что будет, если на заряд взрывчатого вещества поставить какой-то предмет? Бытовая логика подсказывает что он или будет разрушен взрывом, или же (если он достаточно прочный) будет отброшен на какое-то расстояние. А что, если вместо взрывчатки у нас ядерная бомба, а вместо предмета космический корабль? Тогда мы получим проект космического корабля “Орион”, которые разрабатывался в 50-е годы учеными из Лос-Аламосской лаборатории...

Прежде чем описать суть концепции, стоит совершить небольшой исторический экскурс в середину 20 века. До конца 1950-х в США не было единой организации, которая бы занималась вопросами космической программы. Вместо этого там существовал целый ряд конкурирующих организаций при разных министерствах и ведомствах. Но запуск СССР первого Спутника (что оказалось шоком для многих обывателей - доставляющую цитату из произведения Стивена Кинга можно ) и несколько громких провалов по программе “Авангард” вынудили президента Эйзенхаура принять решение о создании национальной организации, в рамках которой оказались бы сосредоточены все ресурсы направляемые на космическую гонку. Этой организацией стало хорошо известное всем NASA, которое получило в свое распоряжение все разрабатываемые к тому моменту перспективные космические проекты.

Одним из них и был космический корабль “Орион”. Суть его заключалась в следующем: корабль снабжается мощной плитой, устанавливаемой за кормой. Ядерные бомбы небольшой мощности (от 0.01 до 0.35 килотонн) должны были равномерно выбрасываться в направлении, противоположном полёту корабля и подрываться на сравнительно малой дистанции (до 100 м). Отражающая плита принимала на себя импульс, и передавала его кораблю через систему амортизаторов (или без них, для беспилотных версий). От повреждения световой вспышкой, потоками гамма-излучения и высокотемпературной плазмой, отражающая плита должна была быть защищена покрытием из графитовой смазки, которое заново распылялось бы после каждого подрыва.


Принципиальная схема корабля


Слишком безумно чтобы быть реализуемым? Не спешите делать выводы. Дело в том, что в концепции “взрыволета” было здравое зерно. Химические ракеты, которые и по настоящее время являются единственным средством доставки грузов в космос отличаются убойно-низким КПД. Это связано с тем, что они имеют скорость истечения реактивной массы приблизительно 3-4 км/с, что означает, что необходимо предусмотреть n ступеней в конструкции корабля, если его надо разогнать до скорости 3n км/с. Это приводит к тому, что скажем для того, чтобы доставить спускаемый аппарат с астронавтами весом в две тонны до поверхности Луны, приходится строить трехступенчатую ракету высотой 110 м и сжигать свыше 2600 тонн горючего. Подрыв же ядерного заряда в зависимости от его мощности может дать удельный импульс от 100 до 30 000 км/с, что позволяет создать корабль, чье ТТХ радикально бы превзошло всю когда-либо созданную технику.

В рамках проекта были проведены некоторые макетные испытания. В частности, эксперимент с обычными зарядами и 100 килограммовой моделью корабля показал, что такой полет может быть устойчивым. Кроме того во время ядерных испытания на атолле Эниветок покрытые графитом стальные сферы были размещены в 9 метрах от эпицентра взрыва. После взрыва они были найдены неповрежденными: тонкий слой графита испарился с их поверхностей, что доказало, что предложенная схема использования графитовой смазки для защиты плиты в принципе возможна.

Кроме того, своеобразный "опыт" был проведен в августе 1957 года. Во время подземных ядерных испытания в славном штате Невада, 900 килограммовая стальная плита закрывающая шахту на дне которой был взорван ядерный заряд, была буквально выброшена ударной волной в атмосферу со скоростью примерно 66 км/с (как показали замеры с камер наблюдения). Насчет дальнейшей судьбы плиты мнения расходятся - некоторые энтузиасты полагают что она стала первым сделанным человеком объектом вышедшим в космос, более реалистичный взгляд заключается в том, что она попросту сгорела в атмосфере. В любом случае, совершенно ясно что энергия ядерного взрыва позволяла достичь скоростей, несравнимых с обычными ракетами.

Одним из участников рабочей группы по разработке программы был известный ученый Фримен Дайсон , который считал что использование химических ракет просто неразумно и является слишком дорогостоящим удовольствием - в частности он сравнивал их с дирижаблями 30-х годов, в то время как корабль "Орион" с современным Боингом. Девизом его рабочей группы было «Марс — к 1965 году, Сатурн — к 1970!», и этот слоган был не настолько самоуверенным, как может показаться на первый взгляд.


Фримен Дайсон

В частности, самый простой вариант “Ориона” имел бы стартовую массу в 880 тонн и мог доставлять на орбиту 300 тонн груза по цене 150 $ за килограмм и 170 тонн груза на Луну (сравните с возможностями и ценой Сатурна-5). Модификация для межпланетных полетов имела бы стартовый вес в 4000 тонны при использовании бомб мощностью 0.14 килотонн и могла бы доставлять 800 тонн полезной нагрузки и 60 пассажиров к Марсу. Как показали расчеты, полет к Сатурну с возвращением на Землю продлился бы всего 3 года.

Может возникнуть резонный вопрос - как бы запускали такую махину с Земли? Первоначально «Орион» предполагалось запускать с атомного полигона Джекесс-Флетс все в том же славном штате Невада. Корабль, имеющий форму пули, устанавливался бы на 8 стартовых башнях высотой 75 метров для того, чтобы не быть повреждённым от ядерного взрыва у поверхности. При запуске каждую секунду должен был производиться один взрыв мощностью 0,1 кт. После выхода на орбиту, калибр зарядов увеличивался.

Но стоит отметить, что создатели “Ориона” не ограничивались лишь межпланетными перелетами. Фримен Дайсон предложил несколько проектов взрыволета которые могли бы использоваться для межзвездных полетов.

Расчеты Дайсона показали, что использование мегатонных водородных бомб позволило бы разогнать корабль весом 400 000 тонн до 3,3% скорости света. Из общего веса корабля на полезную нагрузку отводилось бы 50 000 тонн - все остальное на 300 000 ядерных зарядов необходимых для полета и графитовую смазку (Карл Саган кстати предложил что такой корабль был бы отличным способом избавиться от мировых запасов ядерного оружия). Полет до Альфы Центавры занял бы 130 лет. Современные же расчеты показали, что правильная конструкция корабля и зарядов позволили бы достичь где-то 8% -10% скорости света, что позволило бы долететь до ближайшей звезды за 40-45 лет. Стоимость такого проекта на середину 60-х оценивалась в 10% тогдашнего ВВП США (где-то 2.5 триллиона долларов в пересчете на наши цены).

Конечно, проект имел ряд проблем, которые необходимо было бы как-то решить. Первая и самая очевидное - радиоактивное загрязнение Земли при старте. Для того, чтобы отправить 4000 тонный корабль в межпланетную экспедицию требовалось взорвать 800 бомб. По самым пессимистичным оценкам это бы дало загрязнение эквивалентное подрыву 10 мегатонной ядерной бомбы. По более оптимистичным оценкам, использование более эффективных и дающих меньший выход радиации зарядов сумело бы значительно уменьшить эту цифру. Кстати, стоимость самих бомб была бы не так и велика - лишь 7% стоимости МБР приходится собственно на сами боеголовки. Куда больше тратится на ее корпус, системы наведения, топливо и обслуживание. По подсчетам, стоимость одного маленького ядерного заряда для "Ориона" составила бы 300 000 долларов в современных ценах.

Во-вторых, оставался вопрос создания надежной системы амортизаторов, которые бы защитили корабль и экипаж от чрезмерных перегрузок, а также защита экипажа от радиации и оборудования от электромагнитного импулься.

В-третьих, существовал риск повреждения защитной пластины и самого корабля обломками и шрапнелью от ядерного взрыва.

После создания NASA, проект еще некоторое время получал небольшое финансирование, но затем был свернут. В развернувшейся в те годы борьбе идеологий победили сторонники Вернера Фон Брауна с концепцией мощных химических ракет. С тех пор, идея использования взрыволетов никогда не пользовалась серьезной поддержкой внутри агентства, что авторы "Ориона" всегда считали большой ошибкой.

Впрочем, помимо идеологии большую роль сыграл тот фактор, что создатели во многом опередили время - ни тогда, ни сейчас у человечества пока что не возникало насущной необходимости в единовременном выводе тысяч тонн груза на орбиту. К тому же, учитывая насколько сейчас популярно экологическое движение, крайне тяжело представить что какие-то политики дадут добро на такой ядерный полет. Формальная точка в истории проекта была поставлена в 1963 году, когда СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний (в том числе в воздухе и космосе). Была предпринята попытка вставить в текст специальную оговорку для кораблей вроде “Ориона”, но СССР отказался делать какие-либо исключения из общего правила.

Но как бы то ни было, такой тип корабля является пока что единственным проектом звездолета, который мог бы быть создан на основе имеющихся технологий и принести научные результаты в недалеком будущем. Никакие другие технологически возможные на данном этапе типы двигателей для космических аппаратов не обеспечивают приемлемого времени для получения результатов. А все остальные предлагаемые концепции - фотонный двигатель, звездолеты на антиматерии класса "Валькирия" имеют большое количество нерешенных проблем и допущений, которые делают их возможную реализацию делом отдаленного будущего. Про так любимые фантастами червоточины и WARP-двигатели и говорить не приходится - как бы не была приятна идея мгновенного перемещения, к сожалению это все пока что остается чистой воды фантастикой.

Кто-то как-то сказал, что несмотря на то, что сейчас “Орион” (и его идейные последователи) представляют собой лишь теоретическую концепцию, но он всегда остается в запасе на случай возникновения каких-либо чрезвычайных обстоятельств, которые потребуют отправки в космос большого корабля. Сам Дайсон считал что такой корабль позволит обеспечить выживание человеческой расы в случае какой-то глобальной катастрофы и предсказывал что при тогдашнем уровне экономического роста человечество могло бы начать межзвездные полеты через 200 лет.

С тех пор прошло уже 50 лет и пока что явных предпосылок к тому, что этот прогноз сбудется вроде нет. Но с другой стороны, никто не может быть уверен в том, что несет ему будущее - и кто знает, возможно со временем, когда у человечества появится действительная необходимость в выводе на орбиту больших кораблей, со всех этих проектов все же стряхнут пыль. Главное только, чтобы причиной этому будет не какие-то чрезвычайные происшествия, а экономические соображения и стремление наконец-то попробовать покинуть наши родительскую колыбель и отправиться к другим звездам.

«Орион» (Orion) - космический аппарат NASA нового поколения, который впервые за 40 лет выведет космонавтов за пределы орбиты Земли. Разработанная по образу и подобию «Аполлонов», но с современными технологиями, капсула «Орион», размещенная на ракете-носителе Delta IV Heavy, сможет перевозить до шести человек и уже к 2030 году сможет вывести людей на Марс. По крайней мере так планирует NASA. В декабре 2014 года капсула «Орион» прошла успешные испытания, совершив 4,5-часовой облет Земли и упав в Тихий океан, как и было запланировано. Стоимость тестового запуска составила 350 миллионов долларов.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) провело испытание аварийной системы спасения космического аппарата , сообщает портал Space.com. Система предназначена для безопасного отвода корабля в сторону от ракеты-носителя в случае возникновения серьезных нештатных ситуаций при запуске. Как указывает источник, в ходе испытаний, проводившихся на одном из тестовых стендов компании Nortrop Grumman, двигатель системы спасения запускался на 30 секунд и обеспечивал тягу в 31 кН.

На этом трансляция закончена. Всем спасибо за неравнодушие к космонавтике! :)

Команда спасения уже находится около спускаемого аппарата «Ориона». Он выглядит целым и здоровым.


Я выдержу 40-минутную паузу, чтобы убедиться, что в целом испытания прошли успешно. После этого будет опубликована статья.

Сейчас начнется длительная операция по доставке капсулы на берег.

За секунды до посадки: фото с камер на «Орионе».


Посадка подтверждена!

И еще съемка с беспилотника. Все выглядит очень хорошо.


Съемка с беспилотника.


Есть кадры раскрытия парашютов, переданные прямо с корабля.

Сигнал восстановлен. До приземления буквально минута. UPD. Простите, минутЫ.

Корабль входит в плотные слои атмосферы. Из-за трения воздух вокруг него раскаляется до образования плазмы, которая не пропускает радиосигнал. Сейчас связь с кораблем пропадет на три минуты. Именно в этот период температура поверхности «Ориона» будет максимальной. Высота - менее 100 км.

Высота около 520 км.

Высота около 900 км.

За секунду высота снижается примерно на два километра.

Прохождение через среду с очень высоким количеством заряженных частиц не сказывается на работе бортового компьютера и обмене данными с кораблем – сообщает официальный блог миссии.

Пролетаем радиационный пояс Ван Аллена. И, судя по трансляции, уже немного маневрируем.

Все системы работают нормально. До приземления остается менее часа.

В соответствии с расписанием, капсула уже отделилась от второй ступени ракеты и продолжает снижение самостоятельно.


Апогей – 5800,4 км.


Текущая высота полета составляет приблизительно 5789 км.

Дела обстоят так. В 17:00 мск вторая ступень ракеты Delta IV Heavy, к которой пристыкован корабль, включилась во второй раз и проработала 4,5 минуты. Этот импульс придал связке ступени и корабля ускорение, которое позволит им подняться с примерно 545 до почти 6000 км. Полученной энергии, однако, не достаточно для того, чтобы преодолеть силы притяжения Земли. Примерно в 18:10 корабль достигнет максимума высоты, после чего начнет снижаться. Формально он мог бы много месяцев летать по такой сильно вытянутой эллиптической орбите, на каждом витке снижаясь до 500 км и поднимаясь на несколько тысяч вверх, но сегодняшний полет закончится быстро. Уже на окончании текущего (второго) витка вокруг Земли возвращаемая капсула (она же командный модуль) отделится от второй ступени ракеты и выдаст тормозной импульс. Ее скорость быстро упадет, а вместе с ней резко начнет снижаться и высота полета. Капсула войдет в атмосферу Земли и приземлится в Тихий океан около побережья Калифорнии.

Взгляд на Землю через иллюминатор «Ориона» с высоты около 4800 км.


Полет проходит в соответствии с приведенным ниже расписанием. Сейчас корабль покинул зону высокой радиации. Следующий этап - достижение максимальной высоты в районе 18:10 мск. Фото: Земля, какой ее видит «Орион».

Есть подтверждение того, что видео с корабля успешно загружено.

Земля с высоты ~545 км. Ведь уже лучше, чем с высоты МКС!


Пока ничего нового. Я вернусь на связь через час. Первые фотографии к тому времени должны уже появиться.

Дааааааааа, нам покажут фотографии Земли через окно капсулы «Ориона»! Я ждал этого!

Напоминаю, что вечером будет большая статья про полеты на Марс и вообще в глубокий космос.

Обещают через час с лишним показать видео, записанное установленными на(в) «Орионе» камерами.

Полет проходит нормально. Связь восстановится во время пролета корабля над Австралией. UPD. Уже есть, летит над Тихим океаном. Второое включение двигателя будет в 17 часов по Москве.

Видеозапись пуска для тех, кто пропустил.

С 17:00 до 17:50 в моей трансляции будет перерыв.

Сейчас «Орион» делает первый виток на своей орбите вокруг Земли из двух. Все системы работают нормально.

Перевел расписание полета в московское время для удобства. Уточню, что точность получилась до минуты, т. к. точное время пуска еще не было известно.

Время (мск) Описание
15:05 старт
15:09 отделение боковых модулей первой ступени
15:10 отделение центрального модуля
15:11 включение верхней ступени ракеты «Дельта IV Хэви»
15:11 сброс панелей служебного модуля
15:11 увод системы аварийного спасения
15:24 окончание первого включения двигателя верхней ступени
17:00 начало второго включения двигателя верхней ступени
17:05 окончание второго включения двигателя верхней ступени
17:10 первый вход в радиационный пояс Земли, длительность около 15 минут
18:10 достижение максимальной высоты полета, около 5800 км
18:29 отделение верхней ступени и служебного модуля от спускаемого аппарата
18:35 второй вход в радиационный пояс Ван Аллена
19:18 потеря связи, «Орион» входит в верхние слои атмосферы Земли
19:20 пиковый нагрев, приблизительно до 2200 градусов Цельсия
19:21 восстановление связи
19:24 раскрытие тормозной парашютной системы
19:25 раскрытие основной парашютной системы
19:29 приземление в воды Тихого океана со скоростью около 8,9 м в секунду

Корабль «Орион» находится на орбите высотой более 500 км. Второе включение двигателя поднимает апогей орбиты до 5800 км.


Корабль достиг скорости 6,7 км в секунду.

Через три минуты закончится первое включение двигателей второй ступени. Вот она , ссылка на расписание.

Отделение створок обтекателя служебного модуля (который в данном полете бутафорский).





Весь носитель на внутреннем питании.

T-0:04:00. Обратный отсчет пошел.

T-0:06:00. Опрос прошел, все говорят GO. Летим-летим-летим!

Космический аппарат переведен на внутреннее питание.

T-0:09:00. Что-то 10 минут я пропустил:(

15 минут до пуска. Схема та же, что и вчера. Около 15:00 опрос. В случае подтверждения всех параметров, в 15:01 начинается обратный отсчет с отметки T-0:04:00.

31 минута до старта. Погодные условия удовлетворительные. Говорят, что все еще опасаются дождя, но пока его нет. Скорость ветра (22 мили в час) близка к верхней допустимой границе (23 мили в час).

В рекламном ролике показывают электрореактивный двигательный модуль на солненой энергии (программа Solar Energy Propulsion). Уверен, многие пропустили эту новость, но совсем недавно он стал частью миссии по доставке астроида на лунную орбиту ARM (запуск в 2019). Это очень хорошая новость, потому что технология мощных электрореактивных буксиров понадобится для полета на Марс. Известно, что в SEP для миссии ARM будет около 10 тонн ксенона в качестве топлива. Для ионных двигателей – это очень много.

Болден говорит, что его внучка хочет работать на Марсе:) Вчера я это пропустил. Или это не повтор? UPD: Да, это новое интервью.

Показывают повтор интервью с главой НАСА. Пока нет сообщений об ухудшении погоды или каких-то технических проблемах.

T -1:00:00. Ракета-носитель полностью заправлена топливом.

T -1:05:00. Началась трансляция.

Вид на Delta IV Heavy пятничным утром. напомню, официальная трансляция на НАСА-ТВ начнется в 14:00.

Погодные условия исправились. Заправка центрального и боковых блоков завершена.

T -2:00:00. А вообще, судя по наклону потоков испаряющегося кислорода, сегодня еще и ветер сильный.

Уточнение насчет погодных условий. Лететь нельзя из-за кучевых облаков, рядом с космодромом идет дождь. Ожидается, что примерно через час небо расчистится.

Что-то испарения жидкого кислорода не видно. Может, клапаны закрывают, проверяют работоспособность? UPD. А теперь парит опять.

Минутка опимизма: на данный момент погодные условия соблюдаются (как оказалось – нет).

Кадр из трансляции на 12:10 мск. Сейчас уже сильнее парит.


Сейчас продолжается заправка модулей первой ступени жидким кислородом. Скоро начнется заправка второй ступени. Все-таки водород и кислород – самое экологичное топливо: 2H 2 + O 2 = H 2 O. Не говоря уж о том что компоненты этого топлива легко добываются из той же воды, которая есть на многих телах Солнечной системы. О минусах кислородно-водородных ракет, думаю, все знают.

До пуска 2 часа 55 минут, если погода не помешает.

На трансляции видно, что началось испарение кислорода.

Кстати, корабль, сорвавший вчерашний пуск, оказался грузовой баржей. Вот так вот.

Ха-ха, оказывается, заправка ракеты только сейчас началась. Как сообщает внутренний Шелдон ведущего НАСА-блога, каждый из трех модулей первой ступени вмещает 500 тысяч литров компоненов топлива. При этом жидкий водород охлажден до -253°C, а кислород – до -183°C. Пока идет только заправка водородом.

Пока все вот так вот. Заправка продолжается. Погода беспокоит.


К вопросу о погодных условиях. В расчет принимаются ветер на различных высотах, дождь и облачность. Если все три фактора сойдутся, то пуск будет в 15:05. В противном случае мы будем ждать, пока что-то изменится. К счастью, погода на побережье Флориды меняется быстро.

Сейчас основная угроза пуску в пятницу исходит от приближающегося с юга дождя и от сильных высотных ветров. Тем временем, заправка ракеты уже началась.

Получено разрешение на заправку ракеты. Прогноз погоды не утешителен: шансы приемлемых условий составляют 40%.

Воспользуюсь однодневной популярностью сайта, чтобы напомнить о познавательных статьях. Вот, например, моё любимое: сравнение эффективности автоматов и людей в исследованиях космоса . А вот про реактивную систему посадки космических кораблей . Еще можно почитать .

К разговору ниже: вот интерьер «Ориона». Конечно, к первому пилотируемому полету он еще может сильно измениться.


Немного статистики. Вчера следить за запуском «Ориона» на сайт пришло меньше людей, чем во время первой попытки пуска «Ангары-1.2ПП» в июне, но больше, чем во время второй попытки в июле. Не знаю, какие из этого можно сделать выводы, но вангую рекорд 25 декабря.

Давайте поговорим о конкурентах «Ориона», раз уж делать пока нечего. Их нет. «Орион» – это корабль для полетов в дальний космос, и люди такие не делали уже больше 40 лет. Правда, в России разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) , который часто не очень корректно называют ППТС. Он пока что существует лишь в проекте и должен отправиться в космос в следующем десятилетии, но ПТК НП единственный по своим возможностям может считаться аналогом американского корабля. Лично мне сложно сказать, какой из них лучше. Каждый имеет преимущества и недостатки. Например, у «Ориона» немного больше внутренний объем и уровень многоразовости. Предполагается, что срок службы американского корабля – до 15 лет, а ресурс ПТК НП – только до 3 полетов за пределы низкой околоземной орбиты (или до 10 полетов на НОО). У «Ориона» более совершенное теплозащитное покрытие, а максимальный срок полета в составе космического комплекса составляет два года (у ПТК НП – один год). Это и не удивительно, учитывая, что корабль разрабатывается для полета к Марсу.

ПТК НП тоже есть чем похвастаться. Управляемая посадка на сушу на реактивной двигательной системе выглядит гораздо более технологичной и комфортной для космонавтов, чем падение на парашютах в океан в стиле 1960-х. Теплый ламповый интерьер ПТК НП тоже явно будет удобнее для космонавтов. Наконец, срок космического полета ПТК НП, конечно, не дает использовать его в дальних полетах, однако я почти уверен, что он взят из техзадания и не связан с конструктивными ограничениями. Чтобы увеличить длительность полета в составе станции, понадобится просто провести небольшие исследования и подтвердить характеристики материалов. Есть мнение (и хорошо обоснованное), что Роскосмосу стоило бы трезво оценивать свои возможности и разрабатывать для Луны более легкий корабль на основе «Союза». Но в своем классе ПТК НП – хороший, конкурентоспособный проект.

Есть еще такая штука как пилотируемый корабль «Дракон» (Dragon), первый полет его назначен на 2017 год. Это низкоорбитальный корабль, и конкурентом «Ориона» он не является. С другой стороны, надо помнить, что компания SpaceX не скрывает своих межпланетных амбиций. Илон Маск в нескольких интервью подчеркивал, что теплозащитный экран «Дракона» будет способен выдерживать возвращение на Землю со второй космической скоростью. Одно это, впрочем, не превращает корабль автоматически в межпланетный.

Стартовая площадка на мысе Канаверал, фото НАСА. Напомню, что самое интересное начнется уже после старта. В ходе миссии, которая продлится 4,5 часа (расписание), установленные на корабле камеры будут отправлять фотоснимки на Землю. Мы увидем Землю с большой высоты. А возможно – и интерьер командного отсека «Ориона».

Сразу расскажу, где лучше следить за событиями в самые напряженные минуты около старта (т. к. сайт опять упадет). Телетрансляция - канал НАСА ( , ), текстовая трансляция на английском - spaceflightnow.com . Кроме того, посвященный миссии EFT-1 блог НАСА обновляется достаточно оперативно. Желающим следить на форуме nasaspaceflight.com лучше зарегистрироваться там прямо сейчас, поскольку гостевой доступ к моменту запуска опять будет закрыт.

Пока все допивают утренний кофе, я открываю сегодняшнюю текстовую трансляцию. Старт ракеты с кораблем «Орион» запланирован на 15:05 мск. На этот раз репортаж НАСА-ТВ начнется в 14:00 в городе по умолчанию (это 16:00 в столице Урала, 17:00 в центре советской науки, 18:00 в городе на Енисее, 19:00 в городе, на гербе которого черный тигр поедает бедного соболя, 20:00 в стране мамонтов и духов природы дии, 21:00 в городе, откуда на Москву отправились пара контейнеров тепла сердец и, наконец, 23:00 в краю медведей и вулканов).

Назначенный на 4 декабря запуск командного модуля американского корабля «Орион» не состоялся. Пуск ракеты четырежды переносился – сначала из-за проблем с судном, заплывшим в закрытую зону над траекторией полета ракеты, затем, дважды, из-за слишком сильного ветра и, наконец, из-за заклинивших дренажных клапанов водородных баков левого ускорителя и центрального модуля ракеты.

В связи с тем, что восстановить работоспособность клапанов не удалось до окончания 160-минутного пускового окна, пуск был перенесен на резервную дату – пятницу 5 декабря. Назначенное время суток не изменилось. Стартовое окно открывается в 15:05 мск и продлится 2 часа 39 минут.

Примечание редактора. Я обещал написать сегодня большой рассказ о том, как НАСА собирается лететь на Марс, но это был обман, чтобы набрать хиты его лучше читать после завершения полета «Ориона». Поэтому статья будет опубликована завтра вечером.

Перенос на завтра. Да, текстовая трансляция будет. Да, тоже с тормозами. Время старта аналогичное - с 15:15 до 17:40 мск.

На случай успеха назначено стартовое время - 17:44. Заметьте, это только чтобы произвести пуск, если клапаны разработаются.

Пока ничего не получается. Еще одна попытка, уже точно последняя.

Пусковое окно закрывается в 17:44. Идет посладняя попытка запустить корабль сегодня. Если после двух минут под величенным давлением клапаны не заработают, то всё.

Попробуют дать на клапаны повышенное давление.

Говорят, что нужно проверить все остальные клапаны. Под вопросом клапаны водородных баков на центральном блоке и левом ускорителе. Но все еще есть надежда полететь сегодня.

Пуска сегодня не будет. Скорее всего. На самом деле неясно, но вероятость того, что проблему решат сегодня, быстро сокращается.

По испарению жидкого кислорода на телетрансляции можно следить за тем, как открываются и закрываются клапаны.
Простите, я часть IP-адресов заблокировал, чтобы была возможность обновлять сайт:(

Пока инженеры чистят клапаны, чай заваривается, а тут сидит куча народа со стороны, отрекламирую важные статьи о российской космонавтике: 1) Россия остается на низкой орбите и 2) Как Роскосмос собирается на Луну (никак, если честно - и это плохо).

Попробуют 5 раз открыть-закрыть клапаны. Все, я за чаем!

Вы как хотите, а я налью себе чай.

Дренажные клапаны баков окислителя не закрыты на одном боковом и на центральном модуле. Ждем.

T-0:04:00. T-0:03:09 - клапаны на закрыли. Заминка на пару минут.

6 минут до пуска, все в порядке.

Пожалуйста, не читайте мою трансляцию. Вот на SFN хорошая текстовая трансляция на английском языке. Правда, их сайт тоже лежит:(

Новое время пуска - 16:26. Через 10 минут.

Температура опоры двигателя первой ступени превышает лимит. Но говорят, что это не страшно.

Иронично: если бы не та яхта, вероятно, мы бы уже улетели:)

Напомню текщую ситуацию: находимся у моря и ждем безветренной погоды до 17:40 мск. Если ветер не утихнет до этого времени, то запуск «Ориона» откладывается на завтра. Тем не менее, предполагается, что условия для запуска появятся через 45-60 минут.

Говорят, что вероятность запуска сегодня остается высокой.

Опять остановка. За 3:05 до пуска обратный отсчет прерван. Виноват опять ветер.

Даже NSF и ФНК подвисают. Правда, не намертво. Четыре минуты до пуска. Отсчет вновь запущен.

5 минут до пуска, и все условия выполняются.

Новое время - 15:55!

Похоже, ситуация меняется к лучшему...

Просто ждем. Если ветер утихнет - полетим.

Всё позволяет осуществить пуск, кроме сильного ветра. Резервная дата - завтра, но мы надеемся, что ветер утихнет.


2 часа 10 минут остается до закрытия стартового окна. Корабль переведен обратно на внешнее питание.

Пытаются определить новое время пуска - проблема с ветром остается.

3:43 - опять остановлен отсчет. Сильный ветер у поверхности.

6 минут до пуска. Корабль переведен на автономное питание. "Зеленый свет" есть.

Начал новый пост, чтобы он быстрее обновлялся.

Новое время пуска - 15:17. Менее 10 минут, отсчет идет!

Запуск задерживается из-за наличия корабля в выделенной зоне океана и проблем с вентилирующим клапаном второй ступени - официальный блог миссии. Ранее о проблеме с клапаном говорилось, что она есть, но окажет влияния на пуск.

Все еще "красный свет". Еще минута - и пойдет задержка. Напомню, окно закрывается в 17:45 мск. Если яхта не уберется из опасной зоны до этого времени, что маловероятно, то пуск будет перенесен на резервную дату.

Красиво же там:)


Ну вот, "красный свет". Фрмально стартовый отсчет заморожен на Т-0:04:00. Запустят, когда будут подтверждены все условия. Проблема заключается в том, что кто-то заплыл в область океана под траекторией полета второй ступени, закрытую в целях безопасности. Как ни странно, это часто возникающая проблема. Сейчас военные выгонят лодку, и подготовка к пуску продолжится. Все еще рассчитываем на 15:05.

Все еще 70% на хорошую погоду. Похоже, летим в 15:05. Но, вообще, стартовое окно - 2,5 часа.

Во Флориде скоро рассвет.


«Спасибо, Чарли», - закончил беседу комментатор.

В трансляции глава НАСА Чарльз Болден рассказывает о сложностях полетов в дальний космос. Снова говорит о намерении продлить эксплуатацию МКС до 2024 года. Говорит, что Марс - предельная цель для нашего поколения:(Sad but true.

T-0:45:00. 45 минут до пуска.

Для тех, кто слушает трансляцию на английском: под исследовательской (exploration) космонавтикой американцы подразумевают пилотируемую.

Руководитель полетов (flight director) Майк Сарафин: «У нас давно не было этого чувства - будто начинатеся что-то новое в пилотируемом исследовании космоса». Между тем. до пуска остается 57 минут.

Если честно, не думаю, что НАСА высадит людей на Марс в середине 2030-х. Хорошо, если они хотя бы слетают в окрестности планеты в 2035-м. А вот к 2040 году успеть шанс есть. Правда, есть еще компания SpaceX, основанная марсофриком Илоном Маском. Когда-то давно он хотел отправить на Марс маленькую оранжерею при помощи конверсионной российской ракеты легкого класса, а когда понял, что это физически невозможно, занялся разработкой ракет сам. Если после создания тяжелой ракеты Falcon Heavy (первый полет - лето 2015) SpaceX все-таки попытается отправить на Марс какое-то подобие оранжереи, я буду уверен, что Маском движет действительно его страсть к освоению космоса, а не что-то еще.

Вот, кстати, в начале октября компания SpaceX опубликовала объявление о вакансии фермера. К чему бы это? :)

Погода позволяет произвести пуск ракеты.

Интересно. Заметили в трансляции, как испаряется жидкий кислород у Delta IV? А вот как он испаряется у «Ангары». Хотя мне тут подсказывают, что у «Ангары» это может быть выпуск газа или вообще азот. Но даже на видеозаписи пуска «Ангары-1.2ПП» было видно, что испарение шло сильное.

Вот он, кораблик под обтекателем и системой аварийного спасения.

Тем временем, заправка ракеты завершилась. 2 часа 8 минут до старта.

Напомню расписание будущих полетов корабля «Орион».

На самом деле все намного веселее. Дело в том, что пуски сверхтяжелой ракеты SLS необходимо будет проводить ежегодно, иначе содержание инфраструктуры и производства станет слишком дорогим. И сейчас у любителей исследования космоса автоматами глаза на лоб полезут, но запускать пилотируемые экспедиции будет дешевле, чем исследовательские зонды. Ага, НАСА посчитало, что создание больших тяжелых межланетных станций под SLS будет обходиться в 6-8 млрд долларов. Тогда как «Орион» - вот он, стоит в ангаре, многоразовый. Добавь недорогой жилой модуль и лети (хотя для некоторых миссий понадобится и другая техника, подробнее – см. в вечерней статье).

Так или иначе, в обсуждаемом расписании пилотируемые пуски в дальний космос планируются в 2020-х каждые два года. Я готов сделать догадку, что американские астронавты посетят с миссией обслуживания космический телескоп им. Вебба в точке Лагранжа L2 (1,5 млн км от Земли). Запуск телескопа, который придет на смену Хабблу, запланирован на 2018 год. Кроме того, во второй половине 2020-х настоящий, полноценный полет к астероиду на ненарушенной орбите все-таки понадобится – просто чтобы подтвердить технологии длительных космических экспедиций. Наконец, высадке на Марс в 2030-х наверняка будет предшествовать облет этой планеты, а возможно, также, высадка людей на один из ее спутников, Фобос или Деймос.

Кстати, 41 год, 11 месяцев и 27 дней назад в космос отправилась последняя лунная экспедиция, «Аполлон-17». Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972 года, и с тех пор никто из людей не летал за пределы низкой околоземной орбиты. До Луны 385 тысяч км, до МКС – 400 км. На высоте МКС гравитация всего на 10% слабее, чем на поверхности Земли.

Началась официальная трансляция. Говорят, что подготовка к старту идет хорошо.

А вот еще интересный факт. В США контроль за государственными расходами намного строже, чем в России, поэтому НАСА приходится выполнять взятые а себя обязательства в срок. Ведется специальная статистика по задержкам при реализации разных космических проектов. В зависимости от года, средняя задержка у НАСА может составлять от 3 до 7 месяцев. Например, «Орион» должен был отправиться в космос в конце сентября. Запуск перенесли на два месяца из-за того, что выделенную для сентябрьских испытаний ракету Delta IV Hevay изъяли для запуска военного спутника. Несмотря на это, выполнение ключевых планов в срок имеет большое значение. Например, в 2006 году было заявлено , что летные испытания «Ориона» необходимо начать до конца 2014 года. И вот оно.

К сожалению, НАСА приходится выкручиваться, чтобы успеть в срок. В большинстве случаев при этом выполняется только буква, но не дух требований государственной администрации. Например, «Орион», который будет запущен сегодня, в действительности не является полноценным, готовым к эксплуатации кораблем. Служебный модуль для него будет сделан только через четыре года. В 2018 году должен состояться беспилотный облет Луны, в 2020 – пилотируемый (прим.: цель этой миссии еще уточняется).

Другой пример – миссия с изучением астероида. Согласно выдуманному администрацией Обамы «гибкому пути» развития космонавтики, у НАСА есть две цели: полет к астероиду в середине 2020-х и высадка на Марс в середине 2030-х. Американское космическое агентство действительно собирается отправить астронавтов к астероиду через 10 лет. Но первоначально предполагалось, что это будет полуторогодовая экспедиция к астероиду на большом космическом корабле . Сейчас же НАСА хочет отправить один «Орион» на орбиту Луны, куда робот предварительно доставит булыжник размером 2-4 метра. Продолжительность миссии составит меньше месяца, и даже для выхода в открытый космос астронавтам придется проводить разгерметизацию корабля (справедливости ради: сейчас рассматривается возможность увеличить продолжительность миссии до 60 дней за счет дополнительного малого жилого модуля). Т. е. формально требования администрации соблюдаются, но не более того.

Вот еще такая схема. Отсюда видно, что корабль во время полета сделает два неполных витка вокруг Земли.


Дежурный пост в блоге НАСА.

Приготовления к пуску, запланированному на 7:05 по восточному времени (15:05 мск), идут нормально. Компания United Launch Alliance (прим: производитель ракеты и оператор пусковых услуг) начала заправку ракеты Delta IV Heavy компонентами топлива: жидким кислородом и жидким водородом. Прогноз погоды остается прежним, вероятность допустимых условий к моменту пуска - 70%. Запуск корабля состоится со стартовой площадки №37 на Мысе Канаверал. Космический аппарат приземлится в Тихий океан по завершении полета.

Телеканал НАСА с самого утра транслирует скучную картинку со стартового комплекса во Флориде. Комментарии, судя по всему, скоро начнутся. Все самое интересное - после 15 мск.

Начинается заправка ракеты топливом. Для справки: ракеты семейства Delta IV используют кислородно-водрородные двигатели производства Aerojet Rocketdyne: RS-68A на первой ступени и RL-10 на второй. Delta IV Heavy (28,8 т на низкую орбиту) является самой мощной ракетой из всех, находящихся в эксплуатации в мире на сегодняшний день. Есть еще чуть более тяжелая модификация Atlas V (29,4 т), но она ни разу не использовалась.

Желающие прокомментировать сегодняшние события, имеют возможность высказаться