В церковь перед школой. Правила поведения в храме

(5 голосов : 4,4 из 5 )

Одноименная статья книги: С.С. Куломзина. Что значит молиться Богу? – М.: «Православный паломник-М», 2002 г.

Участие в богослужебной жизни Церкви является для нас, православных христиан, самым существенным, самым живым опытом жизни с Богом, жизни в Церкви. Именно за богослужением испытываем мы всего сильнее реальность нашей веры, чувствуем свою жизнь в Церкви, жизнь с Богом. Недаром очень часто для тех из нас, которые утратили горячность и непосредственность веры, красота богослужения - например, торжественность пасхальной ночной службы - все еще вызывает умиление. Недаром, согласно историческому преданию, наши предки-язычники избрали христианскую православную веру, пораженные благолепием богослужения. «Не знали мы, на небе ли мы или на земле…», - говорили послы князя Владимир а, побывав на богослужении в храме св. Софии в Константинополе.

А в то же время каждому из нас, воспитывающих своих детей, внуков или преподающих детям в церковных школах, хорошо известно, как трудно дается детям обязательное посещение богослужения, как они тяготятся длинными службами, как плохо ведут себя порой в церкви. «Я не хочу идти в церковь…», «Службы слишком длинные…», «В церкви скучно, душно, жарко…», «Я ничего не понимаю в церкви…», «Трудно стоять…» Как часто и в каком разнообразии слышим мы эти и подобные жалобы. Помню, как в классных занятиях с подростками я несколько раз задавала им вопрос: «Что самое трудное в том, чтобы быть православным христианином?» И каждый раз почти все писали: «Слишком длинные богослужения». Не легко, не сразу, не сама собой воспитывается способность сознательного участия в богослужении. Конечно, бывают прорывы, и нам удается вдруг увидеть в ребенке разгорающийся огонек духовной жизни. Помню одиннадцатилетнюю девочку, поехавшую с дедушкой и бабушкой провести несколько дней в палатке в прекрасных диких горах. Любуясь видом на горы, она повторяла любимое выражение деда: «Умопомрачительно, умопомрачительно красиво! Ах, как красиво…» И вдруг добавила: «Знаешь, как в церкви бывает». Да, подумала бабушка, значит, знает она, что такое богослужение.

Мне кажется, что всем нам, думающим о религиозном развитии и воспитании наших детей, необходимо внимательно и серьезно продумать вопрос об участии наших детей в богослужебной жизни Церкви. Продумать трезво и смиренно, с благоговением к содержанию богослужения и с любовью - зрячей любовью - к детям. Недаром вопрос о поведении детей вставал у самого истока христианства. Ученикам Христа казалось, что маленькие дети мешают людям слушать Спасителя, и они старались отогнать их. Но Господь вознегодовал и сказал: «Пустите детей и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И обняв их, возложил руки на них» (; ).

Как можем мы ввести наших детей в богослужебную жизнь Церкви? Мне кажется, что в наших церквах для младенцев на руках у матерей нет особых затруднений. На руках у матери младенцу хорошо и покойно, никто не торопится, не уходит, не оставляет его одного. Необычные звуки пения, необычное освещение, запах ладана, блеск утвари и облачений - все это развлекает младенца. Даже Святое Причастие и раздача антидора воспринимаются как некое угощение. И это свято и праведно и не вызывает раздражения у взрослых молящихся. Но двух- и трехлетнего ребенка на руках не удержать. Он не может долго быть без движения, когда он бодрствует. Понимать он еще никаких слов богослужения не может, да и самые понятия, связанные со словами молитв, для него еще не существуют. Он должен двигаться, трогать, пробовать, он не понимает, что значит говорить шепотом. Думаю, что родителям детей этого возраста приходится до известной степени жертвовать собой - приводить маленьких детей только на часть службы, находить в церкви уголок, где возня малышей меньше мешает взрослым. Нужно давать маленьким детям как можно больше возможностей делать что-нибудь в церкви: поставить свечку, приложиться к иконе, получить просфору, подходить к Причастию.

Если ребенок постоянно причащался с самого младенчества, затруднений с причастием обычно не бывает, но когда ребенка начинают причащать в два, три года, дети часто отказываются, боятся - может быть, отождествляют это с лекарством или прививкой у доктора. Мне кажется, что причащать насильно орущих детей - неправильно. Всегда с умилением вспоминаю старого нашего, простого батюшку, который радовался тому, как охотно причащалась моя шестимесячная дочь. Он был огорчен, когда после какой-то болезни, во время которой ей давали лекарство с ложечки, она вдруг расплакалась и не захотела причащаться. Придя к нам в гости пить чай, батюшка стал угощать малышку вареньем с ложечки, «чтобы она знала, что он ей всегда дает вкусное…» Думается мне, что какая-то подготовка такого рода может быть осуществлена и родителями. Видела я также, как мать одного такого боящегося ребенка причащалась только сама, держа ребенка на руках. После того как он несколько раз был поднесен к Чаше и видел, как причащается мать, он стал охотно причащаться и сам.

Начиная с четырех-пяти лет можно и нужно приучать детей к тому, что есть какой-то порядок, ход богослужения. Конечно, для этого надо, чтобы дети стояли где-нибудь, откуда они видят богослужение, а не в толпе. За Божественной Литургией есть моменты, которые совсем маленькие дети могут узнавать и отличать. «Вот видишь, батюшка выходит и несет большую книгу. Это святая книга про Иисуса Христа. Батюшка потом будет читать из нее». Вот первое объяснение Малого Входа.

А что касается чтения Евангелия, то хорошо, если родители еще дома расскажут детям простыми словами содержание евангельского чтения и в церкви напомнят о рассказанном.

Объяснение самого Таинства Евхаристии начинается с объяснения Великого Входа, во время пения Херувимской. Пяти – шестилетним детям достаточно объяснить, что батюшка переносит на престол хлеб и вино, которые потом станут Причастием. Годам к семи-восьми дети способны воспринимать более глубокое понимание Таинства. Начинать объяснение надо всегда с рассказа о Тайной Вечери, о том, как Господь впервые причастил своих учеников, В евангельском повествовании много подробностей, для детей интересных и впечатляющих, - как была найдена комната для вечери, как Господь умыл ноги ученикам, куда Иуда ушел с вечери. Дети представляют все это себе очень реалистично. Помню, как пятилетняя девочка, разглядывая картину Тайной Вечери, сама объяснила отсутствие на ней женщин, верно следовавших за Христом, тем, что «они, конечно, были на кухне и готовили ужин». Объясняя детям слова «Приимите и ядите, сие есть Тело Мое…», «и сия есть Кровь Моя», следует быть осторожными. Бывали случаи, когда попытки объяснить эти слова пугали детей, и дети не хотели причащаться. Хорошо начинать объяснение с беседы о том, что человек не может жить без пищи и без питья. Не может жить человек и без Бога, и перед тем, как оставить Своих учеников, Иисус Христос показал им, что Он входит в их жизнь, как входит в нас пища для того, чтобы мы могли жить. В Святом Причастии Бог входит и в нашу жизнь в самом полном и реальном смысле. Божье участие в нашей жизни так же необходимо, как необходимы пища и питье. Причащаясь, мы принимаем Бога в нашу жизнь.

Обычно в церквах Символ Веры и Отче Наш поют все молящиеся, и это дает возможность научить детей участвовать в общем пении, даже если они и путают слова. Объясняя Символ Веры, мне всегда легче было заинтересовать детей до десяти-одиннадцатилетнего возраста рассказом о том, как он был составлен: как сначала христиан преследовали за их веру и каждый христианин был готов умереть за нее, а потом преследования кончились, и сам император и все люди стали называться христианами. Но многие плохо понимали свою веру, и вот Церковь собрала Первый Вселенский собор, чтобы ясно сказать, во что мы верим. Больше трехсот епископов приехало из разных стран, многие из них пострадали за веру и пришли изувеченные, ослепленные, обожженные. Все вместе они составили первые члены Символа Веры… Но подростки в двенадцать-тринадцать лет и старше вполне способны заинтересоваться теми понятиями о Боге, о жизни, о Церкви, о которых говорится в Символе Веры, особенно если это делается языком понятным и объясняется на примерах из жизни, которую они знают теперь. Молитва Господня «Отче Наш» должна быть хорошо знакома всякому ребенку, растущему в христианской семье, и толкование ее должно быть частым предметом для бесед с детьми.

Если дети знают, способны узнавать хотя бы пять-шесть главных моментов Литургии, понимают их значение, им гораздо легче выстаивать службу. И все-таки оставаться долго бездеятельными, неподвижными, безмолвными - детям трудно. Церковная школа может прийти на помощь родителям, привлекая детей к участию в детском хоре, прислуживанию, заботам о храме. Знавала я приходы, где до двадцати пяти мальчиков было привлечено к прислуживанию, где девочки составляли Младшее Сестричество – следили за свечами, разносили просфоры, раздавали приходские листки и т.д. В других приходах устраивалось детское говение, и для Литургии девочки сами пекли просфоры, все дети подавали поминальные листки, а проскомидия совершалась священником в середине храма, где все дети могли стоять кругом и видеть, что делает священник.

Мне кажется, что приходскому священнику надо иногда обращать особое внимание на детей, например - говорить проповедь специально для детей, вызывая их стать спереди, чтобы они могли хорошо слышать. Такое особое внимание к детям очень уместно, например, в начале учебного года или по случаю особо близкого детям праздника, например - Введения во Храм Божьей Матери. Можно устраивать особое детское говение с беседой перед исповедью, можно привлекать детей к чтению в церкви, к участию в детском хоре, в особых крестных ходах. Конечно, все эти формы привлечения детей к участию в богослужении могут быть духовно полезны, могут стать настоящим переживанием, если есть взрослые руководители, благожелательные, любящие и понимающие детей, сами искренно благочестивые. И все-таки и родителям, и воспитателям приходится рано или поздно сталкиваться с вопросом «обязательности» хождения в церковь, посещения богослужений, и разобраться в этом вопросе бывает нелегко. Помню, как однажды летом, в лагере, которым я руководила (для девочек от десяти до восемнадцати лет), пришла ко мне поговорить одна из старших девочек, очень хорошая.

Я слышала разговор о том, что вечерняя и утренняя молитвы и посещение богослужения будут объявлены обязательными… Я хотела попросить вас - не делайте этого. Я с детства училась в русском институте в Сербии, и все там было обязательным - и молитва, и церковь. И так хорошо было здесь идти молиться по собственному желанию, по своей вольной воле. Все будет испорчено, если это будет сделано обязательным.

Я пошла спросить совета у нашего священника и духовника, опытного, старого протоиерея Сергия Четверикова. В разговоре с ним прояснилась формула, которой мы потом всегда старались держаться. «Для всякого православного христианина,- сказал отец Сергий,- молитва и посещение храма обязательны. Но это не может быть принудительным». Обязательно, но не принудительно … В церковь ходить надо, никаких собраний в часы богослужений устраивать нельзя, но никаких наказаний или штрафов за нехождение в церковь нет.

Помню я еще один случай из своего опыта с детьми. Старшая моя дочь, когда ей было лет четырнадцать, как-то спросила меня в воскресенье утром, когда мы все собирались идти в церковь к обедне: «Я должна идти в церковь? Это обязательно?» Вспомнив совет отца Сергия, я ответила: «Всем православным обязательно ходить в церковь, но ты уже не маленькая, тебе самой надо решать, идешь ты или нет». И я ушла в церковь с младшими детьми, без нее, но через десять минут прибежала за нами в церковь и она. Как это ни странно, но через много лет, когда она сама уже была матерью взрослых детей, моя дочь призналась мне, что была очень обижена моим ответом: она хотела ясного решения - надо или не надо, а я ей сказала, что она должна решать сама. Мне лично до сих пор кажется, что я ответила ей правильно.

Любопытным показался мне еще один пример отношения родителей к посещению детьми церкви. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как однажды, живя в Париже, он зашел по дороге в церковь за своими друзьями Лосскими, у которых были еще маленькие дети. Мать торопливо одевала двоих. А третий стоял в стороне, несколько растерянный, как бы забытый. «Тебе нельзя идти в церковь - сказал ему отец. - Ты слишком плохо вел себя. В церковь можно идти только, когда у тебя на душе мирно и добро».

И еще один пример хочу привести о связи между посещением церкви и общей семейной атмосферой. Одна молодая женщина, мать которой была верующей, а отец - нет, вспоминала: «Мать в церковь с нами часто опаздывала, торопилась, раздражалась на нас. А останешься с отцом - и мы с ним вдвоем так уютно и приятно кофе пьем и разговариваем…» И все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток, и все это нам приходится принимать во внимание. Не просто воспитать в детях любовь к богослужению, к посещению храма, а помнить, что связано это со многими другими обстоятельствами и чертами семейной жизни. Все связано со всем.

Нужно сказать, что, даже если мы стараемся объяснять детям богослужение, пытаемся заинтересовать их в возможности какого-то участия в богослужении, все-таки остается несомненной действительностью, что посещение богослужений связано с известной дисциплиной, известным трудом, и не только для детей, но и для взрослых. И думается мне, что воспитание, совершенно лишенное всякого труда, усилия, тренировки воли, дисциплины, - неправильно. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он неподвижно выстаивал длинные и непонятные службы, но можно и нужно понемногу учить его, что есть обстоятельства, когда нельзя громко разговаривать, валяться на полу, балаганить, шуметь. Начинается это с того, что мать с кричащим младенцем на руках выходит из храма. Заставить его замолчать она не может, но кричать в церкви нельзя, и она выходит. Есть моменты богослужения, когда надо стоять, и даже детям нельзя сидеть. Я считаю, что можно, ведя ребенка в церковь, взять с собой тетрадочку и дать ему рисовать, особенно если предложить ему нарисовать что-нибудь, связанное с церковью, с богослужением. Но нельзя брать с собой такую игрушку, которая шумит или занимает много места. Очень полезно детям иметь с собой иллюстрированный молитвослов, который они будут разглядывать, даже когда еще не могут по нему следить за ходом богослужения. А когда они уже научатся свободно читать, они могут сами следить за богослужением.

И опять вспоминаю пример из моей долгой жизни. Пришлось мне быть с группой детей на чтении Двенадцати Евангелий. Среди них была маленькая шестилетняя девочка. В середине службы я предложила ей посидеть на стуле. Серьезно взглянули на меня большие детские голубые глаза, и она прошептала: «Не всегда надо делать, что хочется …»

Подводя итог всему сказанному, мне кажется, что очень важно сознавать, что мы должны научить детей молитве в церкви. Всегда надо помнить, что рост каждой души идет своим особым путем, что каждый ребенок духовно развивается по-своему. Мы, родители и воспитатели, не можем навязывать тот или иной темп развития, тот уровень, тот характер, который нам кажется самым желательным. Мы можем только поливать растение, удобрять почву, выпалывать сорные травы, но сам рост, таинство роста - не в нашей власти и зависит не от нас, а от Бога.

(13 голосов : 4,7 из 5 )

Появление детей в православной семье всегда большая радость. Жизнь продолжается, ребенок, воплощение родительской любви, как будто замыкает круг, окончательно объединяет и делает более полной семью. И вполне естественно желание родителей приобщить свое чадо к церковной жизни, сделать его полноправным членом Церкви Христовой.

Конечно, самый первый шаг на этом пути — крещение новорожденного. С того дня, как малыш принимает святое Крещение, он получает право участвовать в Таинствах Церкви, конечно, пока только в Таинстве Евхаристии, то есть — причащаться.

Пока ребенок мал, родители, придя в храм, могут держать его на руках или в коляске. Младенцы большей частью спят, и поэтому не доставляют особых хлопот своим родителям. Но вот пролетел год, и в один прекрасный день сын или дочь входят в храм уже на своих ногах. И с этого и начинаются проблемы…

Нередко приходится слышать от прихожан жалобы на то, что малые дети мешают молиться. Хочется побыть в тишине, а тут — то бегают, то кричат, то салки-пряталки. И как быть? Как быть прихожанам, которые рассчитывают на благоговейную обстановку во время богослужения? И как быть молодым матерям — совсем не водить детей в храм?

Решение этого вопроса не может быть однобоким. Строится оно на компромиссах, впрочем, как многое в этой жизни, и идти навстречу друг другу должны обе стороны.

Прихожане должны понимать, что нельзя лишать детей богослужения и причастия. И их терпеливое и понимающее отношение к шумящим детям — маленькая жертва ради Христа, потому что детей привели в храм, чтобы и они вкусили радости пребывания с Богом. Дети шумят не потому, что они неблагочестивы или одержимы. Они шумят потому, что они не могут иначе, ведь они всего лишь дети. Понимая неудовольствие молящихся, все же необходимо напомнить о том, что надо быть терпимее и снисходительнее и о призыве Господа не мешать детям приходить к Нему.

А теперь обратимся к мамам и папам. Ваше желание посещать храм вместе с ребенком вполне понятно и похвально. Однако не стоит забывать, что детишки могут на самом деле мешать богослужению и молитве других людей, поэтому свои посещения храма с маленькими детьми необходимо как следует продумывать. Да, они дети и им многое позволительно. Многое, но не все.

Прежде всего, хочется упредить от следования рекомендациям, размещенным в некоторых православных книгах: ребенка надо водить в храм как можно чаще и на как можно дольше, а желательно — стоять с ним всю службу от звонка до звонка. Мол, так дети учатся находиться в храме. Ничего подобного. Физическое нахождение ребенка в храме не приучает его к богослужению и не делает его автоматически православным. Да, дети довольно быстро усваивают обстановку богослужения, и привыкают к ней, но привыкают в худшем понимании этого слова.

Не гонитесь за благочестивыми рекордами, как это делают некоторые папы и мамы, стремящиеся взрастить второго Сергия Радонежского или Ксению Петербургскую. Неумелым, грубым «приучением» к храму вы можете только оттолкнуть ребенка от него. Принимайте своего ребенка таким, каков он есть, каким его сотворил Господь, не всем дано быть великим подвижниками от утробы матери, а если уж вашему ребенку уготовано стать светочем православия, то святость его не минет.

До определенного возраста ребенку невозможно объяснить, как надо вести себя в храме, да и в силу своего возраста дитя не сможет простоять на месте два часа, ведь дети как будто сотканы из энергии. Чем активнее ребенок, тем выше вероятность того, что помнется он, помнется рядом с матерью, да и побежит искать развлечений. В итоге дети в храме начинают играть, шуметь, рисовать, ползать по солее, валяться по полу, в то время, как их мамы стоят, погруженные в молитву. Способствует ли такое нахождение в храме взращиванию благочестивого христианина? Ответ на поверхности. Вместо привития благоговейного отношения к богослужению, ребенок получает весьма негативный урок: в церкви скучно, там нечем заняться, поход в храм — просто убийство времени. Ни в коем случае нельзя, приводя дитя в храм, отпускать его на вольный выпас! Если вы пришли с ребенком в храм, вы должны контролировать то, чем он занят во время богослужения. А, значит, вы должны приходить в церковь на такое количество времени, в течение которого сможете это делать.

Самое главное в этом вопросе — индивидуальный подход. Никто, кроме самих родителей, не знает своего ребенка настолько хорошо, чтобы дать рекомендацию — как часто приводить дитя в храм и на сколько. Такие решения полномочны принимать исключительно сами родители. Дети бывают разные — шустрые и не очень, шумливые и тихони, терпеливые и с «полкило взрывчатки». Поэтому с активными детьми надо приходить ближе к причастию, с детьми спокойными можно и пораньше — главное, чтобы они не успевали заскучать, и не возникало желания предаваться безделью.

Детям постарше уже можно объяснять ход богослужения. Ребенку, который знает, что происходит в храме, уже не будет так скучно на богослужении, он будет чувствовать себя его участником, а не просто сторонним наблюдателем. Дома вместо молитвенного правила, можно использовать церковные песнопения, объясняя незнакомые слова — так ребенок научится понимать пение, а затем и сами молитвы.

С маленькими детьми лучше находиться в трапезной части храма, позади всех молящихся, — так вы будете меньше привлекать к себе внимания, да и если ребенок закапризничает, с ним будет проще выйти из храма на улицу. Шумные игры и чрезмерно активные разговоры детей следует, конечно, пресекать. С одной стороны, конечно, — «что с них взять — дети», но с другой с самого раннего возраста необходимо устанавливать меру. Да, на довольно продолжительное время, два-три года, а, может, и больше ваша пребывание в церкви будет большей частью посвящено не молитве, а слежению за маленькими непоседами — это тоже часть материнского креста, одна из его составляющих. Быть родителем значит, приносить значительную часть своих интересов в жертву. Это касается и привычного распорядка духовной жизни.

Как же быть, если очень хочется спокойно постоять на богослужении? Особенно, если собираешься причаститься? Ребенка вовсе необязательно водить на все без исключения службы. Если у вас есть кто-то, кто может посидеть с малышом во время вашего отсутствия: муж, мама, свекровь, сестра, брат, подруга или наемная няня — замечательно. Привлекайте родственников к помощи. Если же такого человека нет, то надо приходить с ребенком не на все богослужение, а ближе к причастию. Если вы с супругом оба посещаете храм, то можно чередоваться: в один день молится мама, а за ребенком следит отец, в другой день молится папа, а мама следит за ребенком.

И да умудрит нас Господь!

Азбука воспитания

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"

Учеба - самое важное занятие школьников и студентов. Поэтому ежегодно 1 сентября в праздник Дня Знаний - начала учебного года, во всех православных храмах совершается молебен с призыванием Божиего благословения.

Помимо молебна, Церковью совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума , о понимании детьми учения Слова Божиего.

Как заказать молебен? Каким святым возносится молитва об учащихся?

Сергий Радонежский

Святой помогает достойно учиться, получать хорошие оценки, по окончании школы поступить в ВУЗ.

Варфоломею, так звали будущего инока, тяжко давалось учение, даже при чтении Священного Писания он совершал множество ошибок. Понимая трудности, мальчик всей душой просил Бога помочь ему в учении. И однажды пред ним явился ангел в образе монаха, пообещавший мальчику в скором времени стать самым образованным ребенком в окружении.

Молитвы святым об учебе:

Молитва Сергию Радонежскому

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к Тебе с любовию притекающия.Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Родительская молитва и личные молитвословия учащихся

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.

Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих.

И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты - Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Иисусу, Господу нашему

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Пред иконой молятся об успехе отроков, при их умственной отсталости.

Молитва Иконе Божией Матери «Ключ разумения»

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва Пророку Науму

Один из пророков, живших в VII веке до Рождества Христова.

Молитва Пророку Науму

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва Праведному Иоанну Кронштадтскому

Маленькому Иоанну тяжело давалась учеба и он горячо молился Богу о даровании помощи. Однажды произошло чудо и раскрылся его умственный талант, после чего мальчик успешно понимал и принимал знания, запоминал, читал и писал.

Молитва Иоанну Кронштадтскому

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе -любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе -Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе -Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Собор-ней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва Мученику Неофиту

Чудотворцу Неофиту молятся о просветлении разума.

Молитва Чудотворцу Неофиту

Мученик Твой, Господи, Неофите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские

Воин Мефодий, познав житейскую суету, ушел в иноки и с усердием исполнял монашеские обеты. Его брат Константин успешно обучался наукам, был воздержанным юношей.

Вскоре он стал священником при одном из Константинопольских храмов, защищал православие в спорах с еретиками и неверными. Позже он ушел к брату на гору Олимп, жил в постничестве, проводя все время в молитве и за чтением книг, затем принял иночество с именем Кирилл.

Вскоре братьям Свыше была открыта славянская азбука. Через некоторое время после изнурительного недуга Кирилл преставился ко Господу, а Мефодий был посвящен в епископы.

Молитва Кириллу и Мефодию

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.

Внешний вид входящего в храм

Одежда прихожанина должна быть скромной и чистой. Тон облачения следует выбирать спокойных цветов, «кричащая» одежда в церкви ни к чему. Иногда рекомендуется надевать одежду определенных тонов, к примеру: светлое облачение и красный платок (женщинам) на Пасху, темную одежду в дни Великого поста.

К исповеди и причастию дамам нужно надеть юбку, но ее длина должна быть не выше колена. На кофте или блузе следует избегать декольте и прозрачной ткани. Обувь должна быть удобной, ведь на богослужениях приходится долго стоять.

Важное о внешнем:

Не рекомендуется использовать косметику, особенно губную помаду - в храме прикладываются губами к ликам святых, распятию и руке священнослужителя.

Мужчинам возбраняется приходить в шортах, майках, спортивных костюмах.

Поведение в храме

В Доме Божием не принято:

  • вести беседы - это отвлекает прихожан от молитвы;
  • молиться и петь вслух, подпевать хору - мешает «соседям» следить за ходом богослужения;
  • возжигать свечи на подсвечнике во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии.
Покупать свечи, заказывать молебны и сорокоусты, приобретать литературу следует накануне Божественной службы, а не во время ее.

Во время соборной молитвы, когда прихожане преклоняют колени, нужно принять ту же позу.

Нельзя держать руки в карманах, жевать жвачку.

Придя в храм с детьми, следует следить за их поведением, не допускать баловства. Нельзя приводить в храм животных и птиц.

Уходить из церкви ранее окончания богослужения неуместно, это могут сделать лишь больные люди и те, кому ранний уход слишком необходим.

Обращение с иконами

При входе в зал церкви следует приложиться к иконе, лежащей в центре на аналое. Обычно это икона праздника или святого, чья память почитается в этот день.

Предварительно следует наложить на себя дважды крестное знамение, поклониться, поцеловать икону и снова перекреститься.

Прихожанину не следует обходить с целованием все иконы храма и иконостаса, это должен делать лишь архиерей.

Добровольные пожертвования

Так называемую жертву (или десятину) прихожане приносят в основном деньгами, продуктами для священнической трапезы и любыми вещами, которые необходимы для жизнедеятельности церкви (вино, ткань, лампадное масло и т.д.).

Среди верующих принято совершать пожертвования как на храм, так и на милостыню нуждающимся, находящимся на паперти.

Сумма пожертвования зависит от достатка прихожанина, никаких строгих правил, определенных сумм и прейскурантов не существует.

Каждому чаду требуется забота. Ему необходимо прививать желание учиться и познавать обычаи и традиции общества. Над этой темой должны трудиться все семьи, особенно православные, и конечно же, не забывать благодарить Господа за помощь и поданные щедроты.

Молитвы о помощи в учебе

В жизни каждого православного человека иногда появляется необходимость прийти в церковь. Причины тому могут быть совершенно разные: иногда человек заходит в большой, известный храм ради любопытства или же он, хотя и редко, приходит в церковь по большим праздникам, таким как Рождество или Пасха, но у некоторых появляется искреннее желание регулярно посещать службы, то есть стать воцерковленным, полноценным и равноправным членом православной церкви. Воцерковление каждого человека начинается не только с посещения служб, но и со знания и соблюдения определенных церковных правил, которые необходимо выполнять, чтобы осознанно выполнять требования церковного устава, проходящих служб и молебнов, а самое главное, чтобы своим поведением не оскорбить чувств глубоко верующих и молящихся прихожан. При первичном появлении в храме новичков их можно определить по их растерянному взгляду, часто задаваемым вопросам, а иногда отклонений от устоявшихся церковных правил. Либо женщины придут без платочка, в брюках, свечку не вовремя поставят, да ещё и нательный крестик дома забудут. И тут на них с осуждением уже налетают всезнающие бабушки, которые несомненно есть в любом храме. Искренне желая следовать церковным канонам и правилам, они безжалостно, хотя и шёпотом, ругают таких новичков. Бывает очень жалко смотреть, как бедные новички, изрядно сконфузившись, уходят из храма, и быть может навсегда, оставив негативное отношение не только к этой церкви, но и к православию в целом. Становится грустно смотреть на такую картину. Ведь совершенно нормальный порыв человеческой души приобщиться к религии своих предков — православию, потребность в общении с Богом были жёстко прерваны из-за каких-то элементарных нарушений правил поведения в храме.

Перед началом службы

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают трижды крестное знамение и поясной поклон. По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: «Иду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, с благоговением к Тебе». При незнании ее следует повторять молитву мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».

Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами:

«Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Создавший меня, Господи, помилуй меня».
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради
Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»

Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».

При входе на паперть надо снова перекреститься. Именно здесь оставьте все мысли о посторонних темах и сосредоточьтесь на духовных вещах.

Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Прежде, чем войти в храм, выключите мобильный телефон, чтобы не нарушать духовную атмосферу храма звуками звонков. Тем более, недопустимо в церкви говорить по телефону.

Когда идете в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы. Неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.

На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место, где мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле. В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Помните и знайте Святой Храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в храме должно соответствовать его святости и величию. В Святой Храм необходимо входить со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.

Когда входите в Храм и видите Святые Иконы, думайте о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя, поэтому будьте в это время особенно благоговейны и имейте страх Божий. Здесь подразумевается не сам страх, а глубочайшее уважение и любовь к Господу.

На богослужение прихожан собирает колокольный звон за 15 минут до его начала. Поэтому, придя заранее, вы успеете приобрести церковные книги, иконы, свечи, кресты, поговорить со священнослужителем, подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Всё это можно сделать только до начала службы или после нее. Во время богослужения можно приобрести только свечки. Кстати, не пытайтесь за одно посещение поставить свечи ко всем иконам сразу, чтобы ваше хождение по храму не отвлекало других прихожан от молитв. Лучше посетите церковь еще раз. По той же причине нежелательно просить впереди стоящих передать свечу, чтобы поставить перед иконой. Дождитесь конца богослужения и поставьте свечу сами, куда хотите.

Придя в храм, необходимо приложиться к главной праздничной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеёй. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного образа, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Также совершаются поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.

Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому образу, кто на ней изображен.

Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставите эту свечку. Свеча — это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.

Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чьё-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, — не нарушайте своего молитвенного настроения спором.

Всем, кто опоздал к началу службы, следует войти без шума, не мешать другим прихожанам, занять свободное место, ближайшее к выходу, постаравшись при этом не загородить проход.

Увидев в храме знакомых, достаточно молчаливого поклона в знак приветствия или тихо поздороваться. Целоваться, обниматься, жать руки, громко разговаривать не стоит. Не здоровайтесь в Храме за руку и ни о чем не спрашивайте, будьте в Святом Храме истинно скромными.

В церкви не положено держаться за руки. Категорически запрещено смеяться, жевать, держать руки в карманах и громко разговаривать. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильниками. Их лучше выключить перед входом в храм.

В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи. Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. И это не лишено здравого смысла: простой невоцерковлённый человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на церковославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.

Во время богослужения

Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.

Перед Святым Причащением необходимо помириться с ближними, первому попросить прощенья за грехи вольные и невольные.

К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, по очереди, не толкаясь, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову. По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.

Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.

Ведь преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий».

Церковные записки

Православные христиане подают во время Божественной литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артёма, а Артемия; не Юрия, а Георгия; не Светланы а Фотиньи).
  6. Именами, такими как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому нужно рядом с именем указать пол поминаемого человека.
  7. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  8. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  9. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  10. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  11. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
  12. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению, святого и праведного Иоанна Кронштадтского), молиться уже не нужно, т.к. Церковь причисляя их к лику святых подразумевает, что они уже находятся в Царствии Небесном.

О здравии поминают имеющих христианские имена, даже не крещённых, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Крестное знамение

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа) — сложив и прижав к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба (для освящения ума), затем чрева живота (для освящения чувств), правого и левого плеч (для освящения телесных сил) и поклонитесь. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.

Когда в церкви народ осеняют крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все накладывают на себя крестное знамение, преклоняя голову.

Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием или трикирием), или когда священник благословляет рукой, освящая нас силой благодати Божией, а также когда кадят ладаном к предстоящим.

Лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе!» — все осеняют себя крестным знамением и восклицают: «Воистину воскресе!».

Мы должны осенять себя крестным знамением и поклоняться пред святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия.

Во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Благословение

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. При встрече и прощании со священником не принято говорить здравствуйте или до свидания, но говорят: «Благословите». Благословение получают у священника или епископа (архиерея), но не у диакона (их легко отличить по одеянию).

Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и поцеловать десницу (правую руку) благословляющего в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет. Креститься при этом не нужно. Приветствие — это лишь одно значение благословения, второе — разрешение, дозволение, напутствие.

  • ♦ Батюшка, благословите поехать в отпуск.
  • ♦ Батюшка, благословите сдавать экзамены.
  • ♦ Батюшка, благословите начать пост.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Свеча

Человек, переступивший порог храма, как правило подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Ведь православный храм невозможно представить без зажжённых свечей.

Свечи зажигают одну от другой, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Одежда

Верующие приходят в храм в одеянии, соответствующем их полу. То, в чем позволительно ходить на улице или на пляже, совершенно неприемлемо в церкви. Ни в коем случае нельзя приходить в таком виде на богослужения. Нескромная одежда нарушает благолепие храмовой обстановки. Храм — это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия. Приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщинам одеваться в церковь следует благопристойно, скромно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Нельзя надевать в церковь мини-юбку, шорты, прозрачную блузу, одежду с глубоким декольте, слишком открытые топы и майки.

Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. С непокрытой головой прийти в церковь могут только девственницы — имейте это в виду. Не стоит пользоваться косметикой. Особенно недопустима помада на губах. Недопустимо причащаться Святых Таин прикладываться к святыням, иконе или кресту накрашенными губами.

На причастии и на исповеди на женщине обязательно должна быть юбка, а уж если её нет, то во многих храмах можно косынку и юбку на завязочках взять напрокат, чтобы надеть прямо поверх мини-юбки или джинсов.

Наносить парфюмы следует очень осторожно или не наносить вовсе, так как во время службы в церкви может стать душно и без того. Поэтому вполне достаточно будет дезодоранта, и то при условии, что он не обладает резким запахом.

Крайне нежелательно приходить в храм с макияжем. По крайней мере, добейтесь, чтобы он был максимально незаметным.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. Одежда должна быть максимально скрывающая тело. Во время Страстной недели и дни траура носят одежду темных цветов, а на торжественные религиозные праздники в храм приходят в светлых одеждах.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Другие церковные правила

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, без суеты, а встав сотворите три поклона. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это не возможно, встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву.

Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Древний церковный обычай устанавливает, что если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины — на левой, освобождая центральный проход.

Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.

В Храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не только присутствующий. Нужно, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми.

Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, ког¬да женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикла¬дывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.

Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы, перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.

Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведите или вынесите его.

До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходите из Храма, ибо это грех перед Богом.

Никогда не позволяйте ребенку есть в Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всему полу. Люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Это совершенно недопустимо.

В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.

В каждой церкви существует сбор пожертвований. Участвовать в этом можно по желанию. Жертвовать можно не только деньги, но и продукты, посуду, ткань, свечи, и т.п. Это также может быть плата за проведение обрядов — венчания, крещения, отпевания, поминовения.

Когда вы в Храме, не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме; полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. После участия в храмовом богослужении старайтесь сохранить благоговейное состояние и дома: будьте учтивы с родителями, ласковы с детьми. Свободное время посвятите делам милосердия или чтению духовной литературы. Особенно это относится к тем, кто причастился Святых Христовых Тайн. Эти правила благочестивого поведения в храме несложны для тех, кто каждое воскресение и в праздники участвует в церковном богослужении.

И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся — креститесь вместе с ними, кланяются — кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

Ваше правильное поведение в православном храме — это не только показатель вашей воспитанности, но и демонстрация того, что вы уважаете православные традиции и обряды. При этом соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем, это избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.

По окончании службы

Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору — белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора — слово греческое, означает оно «приношение»… Был обычай у первых христиан — приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой.

Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода в оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».

После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», — учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.

Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…

День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры.

Как вести себя с нищими

Православными канонами предусмотрена подача милостыни нищим, сидящим на входе у церкви.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Но в тоже время, если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — проявить милосердие.

Именно по отношению к нам, которые могут увидеть в просящем собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, произнесённые им на Своем Страшном Суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».